Введение к работе
Изучение процесса жанрообраэования в лультшшткавди каса «гея проблем построения целостной концепции .дашюго вида кяне-іатографа» его морфологических особенностей» родових свойств, . [ принадлежит к числу наиболее значнгшх как для науки об искуо-ЇГВЄ акишции» так и для обкаЪ теория кшгиагограйа Взгляд на втшмацию как на достаточно опре дело иную л развп- ую область кинематографа, пжвицу» мощный потенциал к синтезу» -. способность к свободной Шїшіудчша как с действительностьюf так г с вообраяземоС реальностью, потребовал ее рассмотрения в ш »ком историко-культурном контексте»
Гдашшй интерес автора работя сосредоточен на попытке вы-юда мультиплш ацал из рамок узкой ЕНДОВОЙ специфичности, яа ншвлеипе единых закономерностей сегодняшнего кицопроцосса, ко-?орнй ЕО многом зависит и от развития искусства анимации» Поэ ющ актуальность избранной темы - это актуальность вопроса о динамике взаимодействия различных кинематографических видов, соторые сегодня начинают терять изначальную четкость, функционального разграничения, меняя социаиьно-худояазствеяную значи-юсть всего киноискусства Определяя объект, намечая предметные границы анализа, автор отталкивался от .представления о той, что художественная - . природа мультипликации представляет собой совокупность разнообразии элементов, включающих в себя свободный выбор и оовмбще ше разных фактур, разных художественных систем Поэтому поиски единства многообразия видов и форы существования (столь характерные и актуальные во всех областях современной культура) заходят здесь особо яркое и наглядное применение в процессе «преобразования. -:
Тема диссертации вынесенная в заглавие, конкретизирует гериод исследования. В эти.годи с оообеняой очевидностью обнаружили себя качественные изменения, обновившие отечественную мультипликацию, приблизившие вдсйно худояаственйый уровень -іудьіфильмов - к уровню лучших произведений традиционных искус лв# Именно тогда каддинаяьно лерзосыыслявтся и ааяровая па штра ашшаЦии, происходит изменение драматургической коват-;ркцужв. вдтрвую очередь ва Q49T-разработай изобразительна! саракїерйптик, которое дз атлюстративного ttatepraxa постепенно
становятся значимыми элемеитши всей КОМПОЗИЦИИ фильма. Иными словами, система лат латурных жанров, ведущая в этом ваде кине магогрофа» претерпевает своеобразную десистематизацию» сталкиваясь с ловим процессом сшетослояенши Проще говоря, в опреде лешчі характерній качеств героя я среда - в егажетослодении мзгльтфіільма решающее значение, имеет фактура изобраие дня, а следовательно и фондируемое ею определение жаировнх параметров. Понятие "фактура изображения"f представляемое авторо прежде всего как множество способов и техник, существующих в изобразительном ряду фильма является одним из центральных в диссертации, и ему уделяется много внимания в соответствующих разделах работы».
Следовательно здесь возникает возможность прямого и а б л Й дон и я и не посредственного исследования зканро .образования, а не идет речь об укяадцвашш застшжюс, затвердевших жшіровшс блоков" в прокрустово лоне той или иной клас-СЕ ккациояяой сисгеш. ТакоГї поджал к жанрообразованщ) в мультипликационном кипо заставляет сконцентрировать внимание на ТОЇ или ином ТИПИ ведения действия или на целом рэде таких типов,
В диссертации ржядатрйваютеа не вес, с д(шшіруодйе яап-росбразуюцис факторы, А Тик как процесс парообразования в советской мультипликации 6G-80 годов особэшю отчетливо просяежи-вается в эволюции притчових форя - как ведущих в системе жанров данного периода, диссертант с?.:ггает ивойходшдам сосредоточить впимэше на их становлении, многообразном раэш ИШ в перспективе дальнейших модгфшацпй, Иамере:-шо ограничено пространство используемого эмпирического шгздиала. В центре внимания диссертанта не столько сам постудягельный процесс развитая советской шшмацаи в его исторической последовательности л яроїязгвхшосїіі, сколько исследование его наиболее на--лрженпюс моментов, кот врио либо дают гюаиЛ тодлок развитию ибо замыкаясь на себе, приводят в состояние кризиса.
Чрезвычайно вахты для данной работ является то, что пророс передислокации жанровой.система (ее эволюция в мультшшо .. квозь движение прнтчевых форм) рассматривается в общем контенте кипопропесса.
Весьма плодотворными представляются сопоставления мульта-ликацші Ф .Хитрука, Н« Серебрякова, Р.Раамата, АДрггановского, •Норштейна с фильмами Н.Квирккадзе, С.Лараджанова, Т.Абуладзе, ..Тарковского, д.Сокурова.
В рашш диссертации так или иначе входит материал истории светского и мирового анимационного искусства, становящегося в ;елостности всех кинематографических видов, поскольку механизм анрообразовадия в строении фильма невозможно понять, не учитн- ая его кинематографическое окі/жоннв.
Поэтов интерес автора сосрздоточеп да эстетико-искусство іедческом определении тех свойств и качеств мультипликации, ко срие значимы для изучения ГДЯЗЙИКИ жанрообразования киноискусства в целом. В мультипликации свойства абстрактного и конкрет-:ого изображения, абстрактного и конкретного понятия-- нагляд іа и потому как би заострены, равно как и сам процесс различной іаштаудяциз как с действительностью, так и с воображаемой ре- ... явностью. Отсюда на примере мультипликации АЮЖІЛ показать сме гу эстетических установок, постепенно проходящую во всем кине-(атографе: то, что в натурном кино представляется как медленная волюция стилей, в мультишшкации предстает как сдвиг, как лом. Эта мисль лежит в основе данной работн.
В диссертации использована наиболее значительные достияе-ня отечественного киноведения в области изучения проблем аан-я. Это прежде всего работы основоположников киноведческой на-ки А.Ппотровского, Ю .Тынянова, В.Шкловского, Э.Арнольда, (Дуркяна. Важную роль сыграли работы современных исследовате-ей А.Мачерета, С.Фрейлиха, Л.Козлова, В.Мйхалковича» М.Вдасо-. «, Ю.Ханютвна» М.Ямлольокого, К.Разлогова, в которых, наиболее ;олно. рассмотрена вопроса методологического характера» По.сколь-у диссертанта интересовала вполне конкретные данровне модели, собое место было уделено литература о мультипликации. Наибо- . :ее интерзсними.представляются КНИГИ С.Гинзбурга, В.Кузнецовой, татьи Н.Ямпольского« В диссертации широко используются такгэ исследовапия А.Волкова, С.Асешша. - .. Канрообразование в мультипликации - область малоизучен ная, специальной литературы по этому вопросу практически не : шествует, однако появившиеся в последнее десятилетие работы с пластическом своеобразии ведения драматического действия в мультфильме оказались серьезным тееретическим.подспорьем для диссертации. Особо можно выделить стать» ЮЛотмана "О языке . мультипликационных фильмов", статью М.Ямлольского "Прсстраясї во мультинликации", а также изданную в 1985 году книгу "Про блема, синтеза в художественной культуре". Поскольку вопроси жаврообразования в диссертации рассматривался в тесной связи с проблемой сюяетосложения, большую помощь в исследовании ока зали работ В.Деыша,. Л .Беловой, И.Вайсфельда, В.Волькеяштей на, Н.Крючечкикова, Л.Нехорошеза, В.Фомина, посвященные драма тургии фильма. Так как проблема жанрообразоьания имзет обще эстетическое значение, в диссертация широко использовались также работы А.ВеСеловского, М.Бахтина, В.Проппа, О.фрейдев берг, Д.Лихачева, В.Кожинова, Е.Мелетинского, Б.Успенского, . В.Иванова, а.также многие другие {особенно литературоведчески исследования). ....
Комплексный подход к исследованию проблемы жанрообразовв ния в мультшляшщя, определившийся в диссертации, повлиял н. ее.построение; Во введении дается.лишь общая характеристика-изучения рассматриваемой проблемы. Развернутая же.ее постановка.перенесена в П2РЗЛ) ШВУ "Принципы жанро об разевания в, советской .мультипликации ЄО-х годов. Феномен притчи-парадокса". Здесь диссертант стрекался определить изменения механизма дан-рообразования в мультипликации рубежа 50-60-х годов с учетом всех спещ$дческих свойств переходного периода. Исходная позиция состоит в том, что происшедшее в этот период повышение значимости изобразительных характеристик несло в себе мощную драматургическую потенцию»