Введение к работе
Актуальность исследования,. Развитие киноискусства (как и любого другого вида искусства) на разных этапах выдвигает на первый план различные аспекты его изучения. Проблемы жанра в кино принадлежат к числу достаточно активно обсуждаемых в последние годы и в то же время наиболее спорных» Были периоды, когда категории киножанра игнорировалась, были и есть творцы и исследователи, которые эту категорию отвергали. Тем не менее жанры — реальность кинопроцесса. Динамика развития искусства убыстряется, чаще сгленяются школы, направления, поколения, поэтому периоды развития, многие явления, в том числе и жанровые, труднее поддаются фиксации, но все же они существуют.
Изучаемый период характеризуется резкими изменениями социокультурной ситуации. Между тем известно, что фильм среди произ--ведений других искусств оказывается наиболее открытым для воздействия контекста. Воздействие это сказывается не только на конкретных картинах, но в последние года изменило всю систему функционирования кинематографа, в том числе в жанровом плане. Взаимоотношения кино со зрителем изменяются, а жанровая система, поскольку коммуникативная функция для жанра чрезвычайно важна, эсобенно заметно на это реагирует. Не только исследования 10— [5-^етней давности (когда был взрыв интереса к жанровым проблемам), но и работы, написанные совсем недавно, устаревают, оказы-заются недостаточны.
Сейчас, когда кинематограф нашей страны переживает кризис-іую ситуацию, когда, наконец, признано и у нас на практике и в. :еории существование (а в последний момент и резкая поляризация) сино коммерческого и"в высоком смысле художественного; массово-к>, многотиражного и элитарного, поискового, штучного, трудного, 'высоколобого", авторского, как определяют разные исследователи; югда кинематограф активно коммерциалиэуется и в массе своей ориентируется на жанровое, зрелищное кино, — обсуждение проблем іанра оказывается не только и не столько разговором о мастерстве, рофессионализме, композиционно-стилистическом единстве произве-;ения. Речь идет о ценностной ориентации современной кинокульту-
Объект исследования и научная обоснованность его выбора. Предметом исследования являются актуальные проблемы функционирования жанров в современном кинематографе: процессы жанрообра-зования, в частности взаимодействия и синтеза жанров, жанровые трансформации и существование традиционных, в том числе так называемых "низких" жанров кино.
Объектом исследования стали белорусские игровые фильмы 60—80-х годов, на примере которых проблемы функционирования, жанров особенно явно прослеживаются. Этот исторический отрезок избран потому, что многие процессы, которые получили развитие или естественное завершение в последнее время, начинались в 60-е годы, в пору "первой оттепели", в период значительного изменения социокультурной ситуации. Привлекаются для анализа также произведения общесоюзного кинематографа, наиболее показательные для выявления тенденций жанрового развития. В качестве фона рассмотрены почти все белорусские игровые фильмы этого периода, что необходимо для восприятия национального кинопроцесса в целом.
Если жанровую структуру, канон нужно изучать скорее на образцах, вершинных достижениях искусства (не забывая и о "средних" фильмах), то жанровое функционирование — в первую очередь на кинопотоке. Национальный кинематограф в жанровом плане — определенная система, правда, с неполным "набором" жанров { и полноты от него нельзя требовать). Интересно было проанализировать функционирование этой системы в прежние годы, когда оно во многом определялось идеологическими задачами, так называемым тематическим планированием, и теперь, когда его начали определять законы рынка.
Цель и задачи исследования — анализ развития белорусского кинематографа с точки зрения жанровой преемственности, проблемы "герой и жанр", эволюции жанрового содержания, жанрового новаторства, поисков, появления новых тенденций жанрообразования и функционирования жанров (в том числе негативных, неперспективных), мастерства в создании композиционно-стилистического единства произведения определенного жанра.
Специфика существования кинематографа вообще и в нашем государстве в частности определяет своеобразие вопроса о национальном кино. Поэтому в работе ставились задачи анализа тех
тенденций в функционировании жанров, которые имеют общий характер, однако не изучены еще глубоко и полно в общесоюзном киноведении, а также тех, которые на материале белорусского кинематографа особенно явственны»
Методологические прикг-пы и теоретические основы исследрва,-ния. Поскольку жанр — сложная категория, в определенной степени -регулирующая не только процесс создания фильма, но и процесс его восприятия, поскольку в фокусе внимания в данной работе находятся не только вопросы структурного, формального плана, но в нервую очеродь вопросы жанрового функционирования, то исследование проводилась комплексно, с применением не только искусствоведческого, но и социокультурного анализа, методологических принципов и структурно-генетического, и историко-типологического изучения объекта. Анализ жанровых проблем обычно осуществляется в двух асг пектах: конкретно-историческом и типологическом, классификационном. Собственно классификационные задачи не ставились в данной работе (на материале одного национального кинематографа их на слишком плодотворно решать).Определенная типология используется в целях утилитарных, вспомогательных.
При определении методологических принципов исследования был зажон опыт немногочисленных пока попыток разработки методологии ісследования киножанров (работы Я.Маркулан, А.Рутковского, В.Со-солова).
Теоретической основой послужили в первую очередь фуядамен-?альные эстетические и искусствоведческие исследования, посвя-ібннне полностью или преимущественно проблемам жанра, — работы [.Бахтина, Г.Вагнера, М.Кагана, Г.Поспелова, В.Проппа и' др.
Ценные до сих пор наблюдения^ по исследуемой проблеме со-ержатся в работах теоретиков кино первых десятилетий его оуще-твования А.Пиотровского, В.Туркина, Ю.Тынянова, В.Шкловского, .Эйхенбаума и др., а также великих режиссеров Л.Кулешова, С.Эй-енштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, Г.Коэшщева и др. Без учета свидетельских показаний" практиков в анализе такой практической воретической проблемы, как жанр, не обойтись. Из современных эжиссеров и сценаристов это А.Митта, Н.Михалков, А.Михалков-Кон-аловский, Э.Рязанов, В.Черных и др.
Из киноведческих работ автор опирался прежде всего на оборота "Яанры кино" и "Актуальные проблемы теории киножанров'',
пре ставившие точку зрения соответственно московской и ленинградской киноведческих школ. Они подытожили тот взлет интереса к проблемам жанра, который — впервые в истории советского киноведения — наблюдался в 70-е года.. Среди исследований того времени, наиболее ценными для нас были работы М.Власова, Н.Зор-кой, Е.Карцевой, Я.Маркулан, А.Мачерета, МЛурогской, С.Фрей-лиха и др. Из белорусских киноведов к проблемам жанра обращались О.Нечай и Г.Ратников, но это были теоретические работы с классификационной направленностью, где белорусский материал почти не анализировался. В последние годы фундаментальных книг, посвященных этой проблеме, в киноведении не появлялось, но интересные исследования жанровых вопросов есть в работах Ю.Богомолова, М.Зака, Л.Карахана, Е.Левнна, А.Плахова, К,Разлогова, Н.Савицкого, Е.Стшовой и др.
Научная новизна работы и ее апробация. Новизна исследования определяется уже его объектом и предметом, поскольку специальное исследование жанровых проблем национального кинематографа проводится впервые. В белорусских киноведческих работах исторического и историко-теоретического характера эти проблеш не были в центре внимания.
Исследование белорусского кинематографа именно через призму жанра дало возможность опереться на присущие ему стабилизирующие свойства в самом анализе. Жанры, жанровые группы и разновидности стали опорными точками, типологизирукэдши моментами чрезвычайно пестрой м смутной картины кинематографа последних лет, а изучение эволюции жанров о 60-х годов дало возможность найти причины и истоки сегодняшнего состояния национального кино не только в социальных и экономических аспектах.
Проанализировав не просто отдельные фильмы, но эволюцию белорусского кинематографа за три десятилетия, удалось выявить и исследовать несколько важных и в теоретическом, и в практическом плане явлений, характеризующих как трансформацию жанрового содержания, так и изменения в функционировании жанров. Это такие явления, как мелодраматическое мироощущение и связанная с ним трансформация героя, особенно заметная в современном киноэпосе и киноромане} кинематограф "черной водны" в жанрово-сти-листическом аспекте как разновидность современного нравоописания, демонстрируицая его кризис; опора на миф в киноискусстве
и мифологизация истории и современности, вызванная идеологическими причинами; трансформация так называемого "поэтического кино" и соответственно автора-%яирнка д лирического героя; профессиональное мастерство и стереотипы, штампы в создании произведений разных жанров.
Проведенное в диссертации исследование может помочь в разработке методологии жанрового (а значит — целостного) анализа фильма; стать материалом для создания фундаментальной истории ' белорусского кино, а также для дальнейшей разработки жанровой теории; дать новые ценностные ориентации для развития национального кинематографа.
Диссертация апробирована на заседаниях отдела кино и телевидения института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси. Содержание работы нашло отражение в книжных, журналь-шх и газетных публикациях, докладах на научных конференциях [Всесоюзная конференция по эстетическому воспитанию, Могилев, [984; всесоюзный семинар "Авторский фильм в контексте националъ-юго кино", Минск, 1990 и др.).. Список основных публикаций при-шгается.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух 'лав, заключения, библиографии.