Введение к работе
Кинематограф Латинской Америки занимает важное место в современном мировом кинопроцессе, однако в отечественном киноведении почти нет исследований, посвященных отдельным латиноамериканским кинематографиям и явлению в целом. Кино Латинской Америки - это своего рода огромная мозаика, собирательный образ "единой и неделимой родины". История одних кинематографий - мексиканской, аргентинской и бразильской, - имеющих уже вековой возраст, солидную промышленную базу, опирается на богатые традиции; другие - венесуэльская или перуанская - период становления прошли несколько позже, однако уже имеют свою школу и своих талантливых мастеров; наконец, некоторые кинематографии, - например, пуэрто-риканская или гватемальская, - родились совсем недавно, на исходе ХХ века и только вступают на путь самостоятельного развития. Да и само развитие кинематографий протекает неравномерно: то одна, то другая переживает подъем либо вступает в полосу кризиса. Однако, при всей специфичности каждой, между ними существует связующее начало, позволяющее рассматривать латиноамериканский кинематограф именно как единый целостный феномен, что предопределено как географическим, так и относительным языковым единством континента, подавляющее большинство населения которого говорит на двух родственных языках - испанском и португальском, а также историческим и культурным латиноамериканских народов, общностью их исторических судеб.
В диссертации прослеживаются этапы становления так называемого нового кино в 1960-е годы, выявляются особенности национальных кинематографий латиноамериканского континента в этот период и их эволюция в последующие десятилетия, рассматривается разнообразие их тематического и художественного спектра, анализируется проблема борьбы за зрителя и её методы в разных странах на современном этапе. В становлении латиноамериканского кино чрезвычайно важную роль играет политическая составляющая. Вывести на первый план активную политическую направленность этого кинематографа, причем не голословную, умозрительную, а подтвержденную всей жизнью творцов киноискусства, почти не известных в нашей стране, было одной из первейших задач данной работы.
Актуальность исследования
В наши дни, когда повсюду вспыхивают дискуссии по поводу глобализации современного мира и её последствий, имеет смысл обратиться к своеобычной, противоречивой динамике развития латиноамериканского кинематографа, на облик которого наложили острохарактерный отпечаток механизмы формирования сравнительно молодой культуры, где центростремительные тенденции постоянно сопрягались с центробежными, где органично взаимодействовали как приверженность исконной традиции, так и стремление усвоить всё новое, чужое, даже постороннее - вне зависимости от хронологических и пространственных координат. Проблема защиты и независимости национальной культуры, в частности кино, злободневная и поныне во многих странах, с самого зарождения латиноамериканских кинематографий была и остается одной из главных задач, варианты решения которой могут оказаться плодотворными и за пределами региона Латинской Америки.
В наши дни, когда налаживаются и укрепляются экономические и культурные связи России со многими странами Латинской Америки, знания о культуре и искусстве этого континента представляются необходимыми, полезными и, безусловно, актуальными.
Рамки диссертационного исследования хронологически ограничены периодом от середины XX-го века до начала 2000-х годов. В пятидесятые годы можно было говорить об отдельных кинематографиях, как, например, мексиканская или бразильская, хотя и наделенных самобытными чертами, но не образующих некую единую общность. Эта общность начинает ощущаться с появлением "синема ново" (нового кино) в Бразилии, рождением революционного кинематографа на Кубе в 1959 г. и последующим объединением кинематографистов Латинской Америки в борьбе за деколонизацию культуры.
В наши дни латиноамериканское кино прочно утвердилось в мировом кинопроцессе, что подтверждает появление режиссерских имен и фильмов, снискавших мировую известность. К кинематографиям, имеющим давние традиции, добавился и ряд молодых кинематографий малых центрально-американских стран, таких, например, как Гватемала. Мощный прорыв в начале века совершил кинематограф Уругвая, доселе почти отсутствовавший на карте киномира.
Объект исследования
Объектом исследования является процесс зарождения, становления и развития латиноамериканского кинематографа как сложносоставного феномена, обладающего общими чертами и в то же время автономными характеристиками каждой из национальных кинематографий (всего более 20 стран).
Предмет исследования
Рассмотрение специфики развития латиноамериканского кино на различных этапах его становления, во-первых, в социально-историческом контексте, во-вторых, в контексте мирового кинематографа, что проявляется в совокупности историко-культурных и структурных влияний, заимствований и взаимодействий.
Цель и задачи исследования
Цель исследования определяется стремлением выявить уникальность феномена латиноамериканского кино и раскрыть его роль в становлении всей латиноамериканской культуры как решающего фактора формирования континентального самосознания.
Задачи работы диктуются её целью и формулируются следующим образом: Рассмотреть социально-исторические причины возникновения нового латиноамериканского кино, его основные постулаты и влияние на последующее развитие (а в отдельных случаях зарождение) всех национальных кинематографий континента;
выявить и раскрыть специфические черты различных латиноамериканских кинематографий, их связь с собственными культурными традициями и влияние на них зарубежного киноискусства;
проследить отражение политических процессов латиноамериканской действительности в экранных произведениях;
проанализировать творчество ведущих латиноамериканских режиссеров, таких, как Глаубер Роша, Томас Гутьеррес Алеа, Хорхе Санхинес, Фернандо Соланас, Роман Чальбод, Валтер Саллес;
рассмотреть сегодняшние достижения молодых латиноамериканских кинематографистов, добившихся признания у себя на родине и за рубежом;
рассмотреть проблему копродукции со странами Европы (в основном с Испанией) на современном этапе, перспективы подобного сотрудничества разных стран в контексте формирования общеконтинентальной культурной идентичности.
Степень разработанности темы.
Новизна исследования
В отечественном киноведении имеется несколько работ, освещающих историю кинематографий Латинской Америки до 1980-х гг.: сборник авторского коллектива НИИ киноискусства "Кино стран Латинской Америки" (1984, при участии диссертанта); книга Т. Ветровой "Кинематограф Латинской Америки", М., "Знание" (1984), а также исторические очерки, посвященные отдельным латиноамериканским кинематографиям, в серии сборников, выпущенных Институтом Латинской Америки ("Культура Кубы", "Культура Колумбии" и др.) Со времени публикации указанных трудов, по необходимости достаточно кратких, прошло четверть века. Панорама латиноамериканского кино претерпела за это время существенные изменения, которые нуждаются в детальном изучении. В 2000-е годы вышли два справочных издания - "Культура Латинской Америки. Энциклопедия", М., Росспэн, 2000, и "История зарубежного кино (1945-2000), М., "Прогресс-Традиция", 2005, содержащие краткие исторические обзоры кино Латинской Америки.
Среди зарубежных исследованиях по данной теме надо отметить самое масштабное по объему, однако уже достаточно давнее историко-энциклопедическое издание 1981 г. "Кинематографии Латинской Америки" (под редакцией Ги Аннебеля и А. Гумусио Дагрона) на французском языке, включающее очерки всех латиноамериканских кинематографий, написанные в основном латиноамериканскими критиками. Современных изданий, охватывающих три последних десятилетия латиноамериканского кино, в мировом киноведении пока не существует. Европейский взгляд на кинематограф Латинской Америки дает немецкий искусствовед Петер Шуманн в своей, подчас чрезмерно политизированной "Истории латиноамериканского кино", изданной в Буэнос-Айресе в 1987г. В последние годы в иберо-американских странах был издан ряд справочных изданий по кинопродукции Мексики, Венесуэлы, Кубы, а также книги, приуроченные к чествованию на кинофестивалях ведущих кинематографистов Латинской Америки. Они содержат информационно-фильмографический материал, используемый в данном исследовании.
Автор диссертации, подробно изучая появление новых тенденций и особенностей кинематографий Латинской Америки в последние десятилетия, заостряет внимание на целостном феномене латиноамериканского кино и впервые в отечественном киноведении дает общую характеристику этого явления в динамике его развития с середины ХХ века до настоящего времени. Диссертант освещает разнообразие и специфику кинопроцессов, закономерности становления и развития отдельных латиноамериканских кинематографий, рассматривает творчество ведущих кинорежиссеров, как старшего, так и молодого поколения, почти или совсем не известных в нашей стране.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования
Диссертант в основном опирался на методологию российской школы киноведения, основанную на традициях теоретических трудов Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, оказавших большое влияние на мастеров нового латиноамериканского кино. Ввиду того, что современное отечественное и зарубежное киноведение не располагают целостными научными трудами, посвященными киноискусству Латинской Америки, в работе - в связи с рассмотрением в ней многонационального феномена киноискусства - творчески применялись принципы поликультурного исследования, разработанные в трудах отечественных культурологов и литературоведов-латиноамериканистов (В.Земсков, А. Кофман, Ю. Гирин, В. Кутейщикова, Л. Осповат, И. Тертерян). Кроме того, затрагиваемые в диссертации вопросы потребовали обращения к исследованиям, посвященным неореализму, в частности, к работам теоретика и практика этого течения Чезаре Дзаваттини.
Материалом исследования стали произведения латиноамериканских кинематографистов (по большей части периода от середины ХХ до начала ХХI в.), совместные кинопостановки стран Латинской Америки и Европы, а также теоретические работы и критические статьи деятелей киноискусства Латинской Америки.
Апробация, научная и практическая значимость работы
Главные положения диссертации были представлены в виде докладов на научных конференциях (в том числе международных - Гавана, 1986, Вашингтон, 1990, Х Конгресс латиноамериканистов в Москве в 2001 г.,) в НИИ киноискусства, в ИМЛИ, в Институте искусствознания, в Институте Латинской Америки. Материалы диссертации были использованы в публикации научных статей, организации и подготовке ретроспектив и фестивалей латиноамериканского кино в Музее кино г. Москвы, в представлении рекомендательных списков для закупки латиноамериканских фильмов для нашего проката.
По теме работы была опубликованы монографии "Кинематограф Латинской Америки. Верша свою судьбу", изд. Канон-плюс, 2010 (35 п. л.) и "Кинематограф Латинской Америки", М., изд. Знание, 1984 (7 п.л.)
Диссертация прошла обсуждение на расширенном заседании в отделе кино стран Америки, Азии, Африки, Австралии НИИ киноискусства.
Материалы настоящей работы могут стать основой в чтении общих и специальных лекционных курсов по тематике и проблематике киноискусства, в создании учебных пособий по истории мирового кино и культурологии, а также могут быть использованы в компаративистских исследованиях литературы и кино.
Основные положения исследования, вынесенные на защиту:
1. Обоснование первостепенной роли латиноамериканского кино (в силу его массовости) в формировании феномена латиноамериканской культуры.
2. Рассмотрение механизмов взаимодействия латиноамериканского кино с мировым кинематографом как в плане восприятия теоретического наследия, так и аспекте освоения художественной практики выдающихся мастеров экрана.
3. Определение закономерностей и специфических черт диалектического процесса взаимоотношений национального и общеконтинентального в истории становления и развития латиноамериканского кинематографа.