Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Языковая интерпретация понятия портрета 8
Слово «портрет» в речевом обиходе XVIII века 8
Языковая репрезентативная сущность определения понятия о портрете 20
Принципы взаимодействия языка и живописи: надпись и портрет 42
Лексико-семантические особенности в описании образа императрицы и парадного портрета 54
Глава 2. Лингво-семантическая концепция портретного образа: слово и
изображение 81
2.1. Языковые средства описания портрета дворянина в пространстве
живописи и поэзии 82
Лингвистика определения «Зрака» красавицы. Образ красоты в женском словесном и живописном портрете 109
Лингво-эстетические основы проблемы портретного образа совершенного человека 124
Заключение 141
Примечания 144
Библиографический список 153
Введение к работе
В лингвистической науке речевая характеристика персонажей (речевой портрет) определяется как особый подбор слов, выражений, оборотов речи, как средство художественного изображения или описания человека или группы людей. Как правило, вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека, иногда создает типичный образ представителя народа, сословия, эпохи. Проблемы исследуются на материале конца 1750-1760-х годов XVIII века. Выбор этого периода обусловлен стремлением рассмотреть широкую проблематику портретного образа в «узком» хронологическом пространстве. На этот период приходится смена стилей, переход от барокко к классицизму, поэтому основные поднятые вопросы анализируются с учетом стилевого развития русской художественной культуры.
Актуальность темы исследования определяется тем, что портрет на всех этапах развития культуры человечества приобретал различные значения: от предмета, связанного с магическими ритуалами, до атрибута светского праздника. История развития культуры России, осваивая, изучая и обобщая опыт прошедших эпох, все же до конца не принимает ни одно из устоявшихся значений портрета, предлагая свою собственную интерпретацию, впрочем, довольно неопределенную и многозначную. Портрет включается в основополагающие концепции исторического развития сверхчувственного познания мира и жизнетворчества. Можно утверждать, что проблема портрета становится ключевой, тесно связанной с языком. В творчестве или в жизни (тоже понимаемой как творчество) с ней сталкивается почти каждый из представителей портретной живописи.
В качестве предмета исследования в диссертации рассматриваются те произведения описательной лингвистики, в которых раскрывается специфика проблемы портрета в истории русской художественной культуры, учитывается накопленный опыт изучения отечественного портрета XVIII века. Упомянем
лишь близкие нашим интересам работы, без которых не могло состояться данное исследование: главы и разделы в общих трудах, написанные А.Н.Бену а, Н.Н.Коваленской, О.С.Евангуловой, Д.В.Сарабьяновым и др. Важны для данной диссертации и монографии, посвященные творчеству отдельных мастеров, а также авторов Т.А.Семеновой, И.М.Сахаровой, Н.П.Лапшиной, Т.В.Ильиной.
Источником исследования является предложенная в работе интерпретация проблемы портрета в художественной культуре России. Она основывается на анализе произведений изобразительного искусства в языке России XVIII века, а также философских и эстетических сочинений посвященных формированию языковой сущности идеального образа портрета.
В диссертации лингвистически объединяется портретный образ в различных видах искусства, что позволяет рассматривать портрет и как изображение человека эпохи, и как одно из проявлений его совокупного образа в сознании общества.
Такой подход дает возможность шире взглянуть на универсальный образ человека, увидеть черты его всеобщности в отдельном произведении.
Необходимо декларировать ряд поставленных ограничений с тем, чтобы предмет исследования получил более отчетливые контуры. Специфика взгляда на портретный образ человека в данной работе обусловлена, прежде всего, особенностями его историко-художественной интерпретации, хотя и не исключает обращения к широкому спектру проблем из других областей гуманитарных знаний. Выбор сопоставляемых сфер находится в прямой зависимости от характера их взаимосвязей в реальном художественном процессе XVIII века, как, например, между рисованным, гравированным и живописным портретом. Рассмотрение проблем портретного образа проводится, главным образом, с учетом возможностей и особенностей живописного станкового полотна - формы, лидирующей в изобразительном искусстве.
В диссертации фиксируется внимание именно на языковом аспекте трактовки портретного образа, что исключает обращение к важным в целом, но периферийным для настоящей работы проблемам, таким как место живописного полотна в интерьере, многообразие реальных функций портрета в жизни. В работе рассматривается элемент взаимодействия двух видов искусства, как результат влияния живописного портрета на литературные приемы и жанрообразование в языке литературы.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть портретный образ в контексте его разнообразных видовых модификаций как одно из характерных проявлений особенностей художественной культуры XVIII века в России.
Диссертационное исследование искусства лингвистического описания портрета представляет собой стремление выявить смысл и определить его место в художественной культуре России.
Объектом исследования в данной диссертации являются работы станковой, монументальной и миниатюрной живописи конца 1750-1760 годов, а также литературные произведения этого времени.
Задача исследования - описать портретную живопись и ее роль в русской культуре в произведениях изобразительного искусства. Прежде всего важно обратиться к тому, как сами современники относились к портрету, какое место отводили ему в жизни и искусстве. Поэтому первая из двух глав посвящена рассмотрению портретного образа в контексте представлений современников о его социальных функциях и эстетических возможностях.
Рожденные такими представлениями ожидания и предъявляемые к портрету требования резонируют в его концепции, что становится предметом главного внимания во второй главе диссертации.
Существенное место отводится сравнительному рассмотрению портретного образа в литературе и живописи. Портретный образ рассматривается как с учетом проблематики замысла, так и его реализации. Литературный художественный текст воспринимается как прямая речь образов XVIII столетия. К тому же литература помогает с большой достоверностью
«прочитать» идею, заложенную в замысле портрета. Становится очевидной необходимость рассмотрения проблематики взаимодействия надписи и портретного изображения. Особое внимание уделяется наиболее распространенным образам столетия: императрицы, дворянина, красавицы.
Каждая часть диссертации отражает фазы реального художественного процесса: от восприятия и представлений о нем к конкретному замыслу и его реализации в визуально различных формах.
Методы исследования имеют комплексный характер и основываются на сочетании лингвистического, описательного, культурно-философского, историко-типологического и искусствоведческого анализа. Тема диссертации предполагает множество социально-прагматических аспектов исследования: метафизический (лик — лицо- личина), мифотворческий, психологический, социальный (человек в социуме: личность - персона), эстетический (портрет как образ и как прием в художественном произведении).
Научная новизна предлагаемой диссертации видится в том, что в ней представлено комплексное изучение феномена портретной живописи XVIII века. Исследование ведется по нескольким направлениям: анализ различных текстов, в которых нашли отражение проблемы портрета и лица; изучение влияния идеи портрета на социальные проблемы мира; изучение портрета как явления в описательном языковом аспекте.
В работе акцентировано внимание на такие малоосвещенные вопросы общеэстетического и культурологического характера, как поэтическая характеристика понятия портрета в эстетике и художественной практике, политике и нравственности российского общества.
Положения, выносимые на защиту: 1. Место языка описания портретной живописи в общей лексико-семантической системе определяется появлением термина «портрет» в речевом обиходе XVIII века, что дает возможность доступности суждений и профессиональной завершенности изображения выдающихся людей в истории России. Новый
термин находит свою социальную и научную ценность как значимый факт* развития культуры России.
2. Портретная живопись, дескриптивно связавшая языковую трактовку
портрета и зрителя обретает историческое значение культурного
взаимодействия живописи, литературы, портрета и поэзии, описание
одухотворенности художественного портретного искусства и политического
климата в светском обществе России XVIII века. Портрет становится
национальным художественным достоянием взаимодополняющего союза
живописи и языковой интерпретации ее портретной реализации.
Определение сущности личности в истории все более становится связанным с языковой трактовкой и описанием его характерных инноваций совершенства изображения, научного обоснования достоинств и пороков великих или значимых в истории России царей, ученых, полководцев, представителей сценического искусства, поэтов, писателей.
Семантика языковой трактовки портретной живописи играет большую роль в определении достоинств героев из народа, тружеников, популярных в народе личностей, нашедших свое место в поэзии, фольклоре, песнях и сказках. Особое место в портретной живописи занимают люди с такими достоинствами, как добродетель, жертвенность, любовь к Родине, своему народу.