Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра Вишневецкая Виктория Викторовна

Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра
<
Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вишневецкая Виктория Викторовна. Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра : 10.02.19 Вишневецкая, Виктория Викторовна Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра :на материале творчества Т.М. Рида : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 Краснодар, 2007 159 с., Библиогр.: с. 145-159 РГБ ОД, 61:07-10/1755

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования определяется недостаточной разработанностью теоретических проблем языковой композиции и вследствие этого острой необходимостью классифицировать приключенческий жанр художественных текстов с точки зрения их языковой организации

В науке существуют традиционные подходы к характеристике классического художественного текста, не отвечающие требованиям описания результатов современного анализа языка художественных произведений приключенческого жанра Актуальность объясняется углубленной разработкой понятия текста в разных разделах науки, в культуре и мировой истории

Текст—это самоорганизующая структура, созданная автором, которая взаимодействует с миром читателя (и исследователя), приобретая в этом процессе новые качества, о которых его создатель, возможно, и не предполагал

Объект исследования — художественные тексты приключенческого жанра Томаса Майн Рида середины и конца XIX века

Предмет исследования данной диссертационной работы — особенности лингвистической организации произведений приключенческого жанра (слова, словосочетания) как составная часть английского языка и языковой картины мира, отраженной в романах Т М Рида

Практическим языковым материалом исследования послужили тексты романов Томаса М Рида «Беспомощная рука или возмездие дикого леса», «Жена-девочка» и их переводы на русский язык, а также специальные работы отечественных и американских писателей, исследователей творчества Томаса Майн Рида

Целью настоящего исследования является лингвистический анализ художественного мира произведений приключенческого жанра (на материале Т М Рида) и образе автора как важнейших и ведущих явлениях художественного текста, которые исторически и традиционно закрепились в английской литературе Диссертация посвящена доказательству гипотезы о том, что при помощи использования комбинации наиболее актуальных языко-

вых средств можно создать художественный мир произведений приключенческого жанра, который отличается такими важнейшими свойствами как тематическая и смысловая цельность, эстетическая значимость, динамизм описания повествования, также имеющих когнитивную структуру, а следовательно мы подходим к комплексному рассмотрению лингвистических средств, применяющихся при конструировании художественного мира в произведениях приключенческого жанра В качестве теоретической основы исследования используется понятие приключенческого художественного мира, предложенное Е. Перемышлевым (1977 588), который подразумевает под ним интересный, необычный мир, организованный на основе общекультурных принципов. В работе проводится анализ художественных средств как целостной системы, определяющей поэтику жанра.

Поставленная цель требует решения следующих задач.

1. Изучить особенности проявления языковой системы в структуре художественного текста

  1. Охарактеризовать языковую композицию художественного текста на примере художественных произведений приключенческого жанра XIX века Томаса Майн Рида

  2. Выявить специфику языковой организации образа автора в соотношении с образом рассказчика и образами персонажей

  3. Пранализировать особенности языкового материала (особого денотат-ного пространства, представленного в виде специфических знаков), формирующего языковую композицию художественного приключенческого текста

  4. Раскрыть и описать особенности жанровой принадлежности художественного текста на основе произведений английского писателя Т. М Рида

Научная новизна исследования заключается в материале и предмете исследования. Впервые дается новое понятие языковой композиции художественного текста Кроме того, образ автора и материал языковой композиции рассматривается на примере произведений Т. М Рида, также не изученных ранее. Основополагающие явления, связанные с текстом (композиция, образ автора), не исследованы в достаточной степени в современной

филологии Проблемы языковой композиции были лишь намечены академиком В В Виноградовым, однако не систематизированы

Теоретическая и научно-практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что в нем на основе обширного, неисследованного материала представлено описание языкового построения художественного текста приключенческого жанра Т М Рида

Методологическую основу работы составили труды классиков отечественной филологии, которые посвящены проблемам лингвистического подхода к тексту М М Бахтин, В В Виноградов, Ю М Лотман, Б В Тома-шевский, Л В Щерба, Б Н Эйхенбаум, Ю А Бельчиков, И Р Гальперин, Б М Гаспаров, А И Горшков, В В Колесов, В Г Костомаров, В В Одинцов, Л И Скворцов, А В Степанов и др

Методы, используемые в работе методы компонентного, концептуального и контекстуального анализа, метод систематизации и классифицирования материала, его структурно- семантическое описание, метод межязыко-вого сопоставления, анализ художественного текста

Положения, выносимые на защиту:

  1. Когнитивно-семантическое пространство текстов произведений приключенческого жанра объективирует параметры особого художественного мира, в котором отражается языковое сознание языковой личности -автора этих произведений Данный художественный мир основывается на композиционных сюжетных и жанровых характеристиках литературных произведений

  2. Художественный мир приключенческих текстов отличается такими важнейшими свойствами, как тематическая и смысловая цельность, эстетическая значимость, динамизм описания повествования, что связано с особым использованием и комбинацией наиболее актуальных языковых средств

  3. Важнейшей лингвистической особенностью художественного мира приключенческих текстов является его денотатное пространство, представленное в виде специфических знаков, дифференцирующихся на следующие группы реалий предметные, пространственные, социальные, событийные

Вследствие этого авторская номинация направлена на создание наименований предметов, действий и событий, локализации (мест), что осуществляется с помощью различных образных средств - эпитетов, метафор, сравнений; прилагательных со значением цвета, синтаксических средств (повтор), а также графических (курсив, написание с заглавной буквы)

4. Языковыми средствами создания и идентификации художественного приключенческого мира выступают модальные операторы «неожиданность», «реальность» и «динамичность», которые показывают авторскую оценку этого мира как приключенческую. В этом мире одновременно реализуются концепты «Добро» и «Зло», которые представляют собой проявление активных сущностей, и противостоят друг другу, никогда до конца не побеждая

Апробация работы. Основные положения диссертации были предъявлены и обсуждены на заседаниях кафедры иностранных языков «Гимназия №4», «Политехнический колледж» (г Новороссийск), а также на научной конференции по популяризации филологического образования в России, факультета иностранных языков Кубанского госуниверситета (Новороссийский филиал)

Структура работы. Диссертация объемом 157 страниц состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка 183 источника

Похожие диссертации на Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра