Введение к работе
Актуальность данного исследования объясняется необходимостью уточнения природы и трактовки понятия «концепт», возрастающим интересом современной науки к структуре и особенностям функционирования художественных концептов, важностью изучения художественных концептов как единиц сознания творческой личности, представляющих в своей совокупности авторскую концептосферу, а также актуальностью изучения в рамках антропоцентрической парадигмы научного мышления с учетом эпистемы литературной эпохи творческого наследия Новалиса как яркого представителя немецкого романтизма.
В отечественной и зарубежной литературе имеется в целом большое количество работ, в которых рассматриваются те или иные аспекты художественного текста. Вербальные письменные (прозаические и поэтические) авторские тексты как культурно и эстетически значимые феномены с точки зрения их содержательных компонентов все чаще становятся объектом лин-
генетических исследований, посвященных проблемам и интерпретации художественного текста. Так, вопросы, касающиеся частных аспектов интерпретации, рассмотрены в трудах многих авторитетных ученых (Богин 1982, 1986; Лотман 1972; Ружицкий 1995; Штайн 1999, 2001; Якобсон 1985 и др.). Отмеченная актуальность проблематики предопределила выбор объекта и предмета исследования.
Объектом анализа являются тексты сказок Новалиса как семантическое единство.
Предмет исследования - языковая реализация концептов как средств понимания и интерпретации сказочно-художественного мира Новалиса.
Цель диссертационного исследования - изучение языкового механизма формирования и реализации концептов и концептосфер в сказках Новалиса.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач.
-
Установить понятийные границы термина «концепт», определить методы и приемы его исследования.
-
Рассмотреть художественный текст как средство речевого порождения и реализации художественных концептов в сказках Новалиса.
-
Выделить и систематизировать языковые единицы, репрезентирующие художественные концепты в авторских сказках Новалиса.
-
Предложить интерпретацию употребления данных единиц в контексте, выделив ядро и периферию индивидуально-авторских концептов в сказках.
-
Осуществить моделирование целостной структуры авторской концепто-сферы поэта-романтика.
Материалом исследования послужили сказки Новалиса, включенные самим автором в незаконченную повесть «Ученики из Саиса» и в неоконченный роман «Генрих фон Офтердинген». В рамках научного исследования было проанализировано семь авторских сказок.
В работе использовался лингвистико-герменевтический метод, базирующийся на методе „герменевтического круга", разработанном
Г. Гадамером, методике и схемах действий читателя при понимании смысла Г. Богина, методе текстового анализа Р. Барта и методе конкорданса. Анализ осуществлялся по следующим взаимосвязанным этапам: 1) составление частотного словаря и определение частотных слов текста; 2) анализ конкорданса употреблений частотных слов; 3) составление и анализ тематических групп; 4) изучение процессов кристаллизации концептов; 5) моделирование структуры концептосферы, посредством которой реализуется механизм понимания и интерпретационного восхождения от языковых знаков к индивидуально-авторским смыслам.
Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области лингвоконцептологии - когнитивной лингвистики: Н.Д. Арутюнова (1999), А.Г. Баранов (2008), Н.С. Болотнова (2003), В.З. Демьянков (1994), А.А. Кибрик (2002), Е.С. Кубрякова (1996), Дж. Лакофф (1988), З.Д. Попова (2000), И.А. Стернин (2001) и др. и лингво-культурологии: Н.Ф. Алефиренко (1999), Н.Д. Арутюнова (1999), С.А. Ас-кольдов (1997), А.П. Бабушкин (1996), А. Вежбицка (1996), С.Г. Воркачев (2001, 2002), В.А. Звегинцев (1996), В.И. Карасик (2002, 2004), В.В. Колесов (1999), Д.С. Лихачев (1997), В.А. Маслова (2001, 2004), Г.Г. Слышкин (2000; 2004), Ю.С. Степанов (1997), В.Н. Телия (2004), Л.О. Чернейко (1997) и др., а также теории текста и художественной семантики: Н.Ф. Алефиренко (1999), Л.Г. Бабенко (2000), М.М. Бахтин (1979), Л. Бугаева (1999), И.Р. Гальперин (1981), В.Н. Топоров (1983) и др., базовые положения герменевтики таких лингвистов, как Г.И. Богин (1982, 1984, 1986), И.А. Воробей (2007), В.П. Литвинов (1986,2004), И.П. Черкасова (1997,2005) и др.
Научная новизна работы заключается в выявлении и моделировании индивидуально-авторских концептов Новалиса в их взаимосвязи и взаимодействии, что позволило реализовать подход к изучению творчества автора, реконструировав заданный фрагмент его языковой картины мира. В работе дано описание художественной концептосферы произведений Новалиса как результата индивидуально-авторского мышления в лингвоконцептологиче-
ском и лингвокультурологическом аспектах, разработана и применена комплексная методика концептуального анализа художественного текста с учетом специфики процессов художественной концептуализации в эпоху романтизма.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении теоретического аппарата концептуальной лингвистики, обосновании метода концептуального анализа художественного текста с позиции герменевтики, в выявлении художественной специфики романтического текста, включая особенности его потенциального функционирования в индивидуальной художественной системе и в системе художественной коммуникации «автор - текст - читатель», а также в создании модели анализа авторской сказки. Результаты исследования вносят определенный вклад в языкознание, лингвистическую герменевтику, стилистику, теорию текста, теорию понимания, теорию языковых универсалий и литературоведение.
Практическое значение исследования связано с разработкой методики определения содержательного накопления художественного концепта и выявления его функций в текстопорождении. Результаты исследования могут найти применение в учебных курсах по когнитивной семантике, лингвокуль-турологии, при создании учебных пособий по лингвистическому анализу художественного текста, методических материалов по общим и частным проблемам немецкого романтизма. Материал диссертации может быть использован в лекционных и практических курсах по языкознанию, стилистике, интерпретации текста, в переводческой деятельности, спецкурсах и семинарах по зарубежной литературе.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Художественные концепты Новалиса представляют собой сложные ментальные образования, способ доступа к языковому сознанию автора, который позволяет раскрыть представления автора о духовном и материальном в человеке, о добре и зле, о бесконечном и временном, об истинной и земной любви, обладающие высоким интерпретационным потенциалом. В
сказках Новалиса художественные концепты репрезентированы ключевыми словами как герменевтически значимыми элементами.
-
Индивидуально-авторские концепты, составляющие концептосферы сказок, являются базовыми для поэта-романтика как личности своего времени, обнаруживая различные виды иерархических отношений и смыслового взаимодействия.
-
Концептосферы сказок имеют как общие, так и специфические черты. Сходство концептосфер обнаруживается, прежде всего, в их структуре, в основу которой положен принцип оппозиции. Концептуальное пространство структурировано вертикально между двумя полюсами, символизирующими «добро» и «зло». Характерным для концептосфер является наличие базовых концептов, т. е. тех, которые встречаются во всех сказках, приобретая при этом и дифференциальные признаки. Наряду с базовыми, существуют сопутствующие концепты, также участвующие в формировании концептуального пространства. Специфические признаки концептосфер определяются различиями в тематическом и идейном содержании каждого произведения.
-
Концептосферы сказок тесно связаны между собой, отражая последовательное развитие концептуальной картины мира Новалиса. Сопоставление концептосфер отдельных сказок позволило осуществить моделирование индивидуально-авторской концептосферы поэта-романтика, базовыми смысловыми составляющими которой можно считать оппозицию „духовное - материальное", а также категории „вечного - временного", „истинного - земного", пронизывающие обе части оппозиции и подчиненные ей.
-
Авторская концептосфера сказочного мира Новалиса представлена основными концептами Jtingling - человек, юноша, как символ поиска в пространстве между небом и землей, Війте - цветок, женское начало, символ истинной, абсолютной любви, Leben - материальный мир, мир инстинктов и мирских желаний, Weg - путь, восхождение, стремление к познанию Абсолюта и Greis как переломный момент в жизни человека. Сопутст-
вующие концепты (Himmel, Hans, Herz, Held, Konig, Eltern, Gesang, Becken, Sophie, Erde, Menschen, Mann, Eros, Ginnistan, Meer), репрезентированные ключевыми словами, нюансируют характеристику базовых концептов, помогая глубже проникнуть в индивидуально-авторские смыслы Новалиса.
Объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается значительным объемом проанализированного материала, применением комплексной методики его анализа, использованием последних достижений лингвистики и смежных с нею дисциплин.
Апробация работы. Основные положения диссертации и промежуточные результаты исследования были представлены на II международной научной конференции «Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации» (Астрахань, 2009), на международной научной конференции «Лингвистические чтения - 2010. Цикл 6» (Пермь, 2010), на международной научной конференции «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков» (Армавир, 2010), на всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал» (Старый Оскол, 2010). Основные положения исследования отражены в четырнадцати публикациях, в том числе в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК, в частности, в «Вестнике Воронежского государственного университета» (2010), «Вестнике Томского государственного педагогического университета» (2010).
Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка справочной литературы, Интернет-источников и Приложения.