Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Шевченко Ольга Анатольевна

Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах
<
Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко Ольга Анатольевна. Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 Пермь, 2004 193 с. РГБ ОД, 61:05-10/1037

Содержание к диссертации

Введение

Глава І Проблемы категории эмотивности в лингвистике 12

1.1. Определение категории эмотивности 12

1.2. Особенности отражения эмоций в языке 25

1.2.1. Определение эмотивного значения 26

1.2.2. Способы выражения эмотивного значения 28

1.2.3. Проблема имен эмоций в лингвистике 39

1.3. Модусная типология имен эмоций 43

1.3.1. К определению списков эмотивов-номинантов 43

1.3.2. Основания комплексной типологизации имен эмоций 49

1.3.3 .Типологические группы имен эмоций 53

1.3.3.1. Удовольствие-неудовольствие 53

1.3.3.2. Интерес-безразличие 55

1.3.3.3. Уверенность-неуверенность 56

1.3.3.4. Уважение-неуважение 57

1.3.3.5. Страх-бесстрашие 58

1.3.3.6. Симпатия-неприязнь 59

1.3.3.7. Стыд-бесстыдство 60

Выводы по главе .-. , 63

Глава 2 Аспекты анализа функционирования категории эмотивности в рекламном тексте 66

2.1. Текстовая функция категории эмотивности — формирование эмотивного плана текста 66

2.2. Отражение факторов рекламной коммуникации в эмотивном плане текста 70

2.3. Исследование функционирования категории эмотивности посредством выявления эмоциональной ситуации 74

2.4. Параметры описания текстовой реализации эмоционального состояния 81

2.4.1. Эмотивная направленность 82

2.4.2. Эмотивная модальность 84

2.4.3. Эмотивная тональность 86

2.4.4.0собенности отражения эмотивных интенций 87

Выводы по главе 92

Глава 3 Особенности реализации категории эмотивности в рекламном тексте 95

3.1. Методика анализа функционирования категории эмотивности в рекламном тексте 95

3.2. Особенности функционирования эмотивных средств в тексте рекламы 103

3.3. Закономерности актуализации категории эмотивности в рекламном тексте 109

3.4. Взаимовлияние элементов эмоциональной ситуации на способ реализации категории эмотивности в рекламном тексте 118

Выводы по главе 142

Заключение 144

Библиография 151

Приложение 174

Введение к работе

Настоящая диссертация посвящена исследованию особенностей функционирования категории эмотивности в рекламном тексте. Работа выполнена в рамках теории языка и лингвистики текста.

Категория эмотивности исследовалась многими учеными.

Рассматривались соотношения категории эмотивности и эмоциональности

(И.И. Квасюк, В.Н. Телия, В.И. Шаховский и др.), эмотивности и оценки

(Е.М. Вольф, И.И. Квасюк, Н.А. Лукьянова, В.И. Шаховский и др.),

эмотивности и коннотации (Л.Г. Бабенко, Е.М. Вольф, И.Р. Гальперин, И.И.

Квасюк, В.И. Шаховский и др.), эмотивности и экспрессивности (Н.М.

Разинкина, Н.Л. Шадрин, В.И. Шаховский и др.). Ряд ученых исследуют и

анализируют эмотивность посредством выявления эмоциональных ситуаций

и прототипических сценариев (Р. Абельсон, Ю.Д. Апресян, М. Брандт, Дж.

Бучер, А. Вежбицкая, К. Оутли, Э. Рош, А.А. Силин, П. Экман и др.).

Изучалась также реализация категории эмотивности на фонетическом уровне щ

(Н.И. Жинкин, Л.Г. Златоустова, И.Г. Торсуева и др.), на морфологическом

уровне (И.В. Арнольд, Э.А. Вайгла, Е.М. Галкина-Федорук, М.Н. Кожина,

Д.Н. Шмелев и др.), на лексическом уровне (И.В. Арнольд, В.П. Берков, Э.А.

Вайгла, Е.М. Галкина-Федорук, В.И. Шаховский, Д.Н. Шмелев и др.), на

синтаксическом уровне (Г.А. Золотова, Е.М. Вольф, М.В. Всеволодова, Е.С.

Скобликова, С.Н. Цейтлин и др.), на уровне пунктуации (О.В. Александрова,

А.Н. Мороховский, Ю.М. Скребнев и др). Есть в литературе и указания на

способы выражения эмотивности в тексте и разговорной речи (И.В. Арнольд,

Н.М. Разинкина, Е.М. Галкина-Федорук и др.), но функционирование

kj категории эмотивности в рекламном тексте исследованию не подвергалось.

Актуальность работы обусловлена неизученностью закономерностей

функционирования категории эмотивности в рекламном тексте. Кроме того,

до сих пор многие вопросы, связанные с исследованием категории

эмотивности, остаются спорными. Недостаточно полно и четко раскрыта

содержательная природа эмотивности, не до конца оформлен

терминологический аппарат ее описания, подвергается сомнению
лингвистический статус самой категории, остается спорным ее место в
составе соотносительных категорий. Недостаточно изучены способы
.. актуализации эмотивности как текстовой категории, принципы организации

текстов, отражающих эмоциональное состояние субъекта, а также
особенности текстового представления эмоционального состояния субъекта.
Решение этих и других вопросов в настоящем исследовании может
способствовать восполнению указанных пробелов, что и определяет
актуальность работы.
Ш Объектом исследования выступают письменные рекламные тексты.

Предметом исследования являются способы выражения категории эмотивности в рекламном тексте.

Выдвигается гипотеза, что функционирование категории эмотивности
подчиняется определенным закономерностям, которые можно выявить, если
fc разработать методику анализа способов реализации категории эмотивности в

рекламном тексте.

Цель настоящего исследования - описать особенности функционирования категории эмотивности в рекламном тексте.

Для достижения данной цели и для доказательства гипотезы
'*' необходимо решить следующие задачи:

установить функции категории эмотивности как языковой категории и обосновать правомерность рассмотрения эмотивности текстовой категорией, формирующей эмотивный план текста;

выявить способы реализации категории эмотивности;

Ш «создать типологию средств выражения эмотивности,

функционирующих в рекламных текстах;

разработать методику анализа и интерпретации функционирования категории эмотивности в рекламных текстах;

охарактеризовать текстовую модель эмоциональной ситуации и описать закономерности ее реализации в эмотивном плане рекламных

текстов;

определить специфику рекламной коммуникации;

выявить закономерности функционирования категории эмотивности в рекламных текстах.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) создана модусная типология средств выражения категории
эмотивности, функционирующих в рекламных текстах;

2) определены типы взаимодействия эмотивных средств в рекламных
текстах между собой и окружением;

3) выявлена закономерная зависимость функционирования
эмотивности от условий рекламной коммуникативной ситуации и способа
реализации модели эмоциональной ситуации;

  1. охарактеризована функциональная нагруженность текстовой категории эмотивности в рекламном тексте, заключающаяся в совмещении эмотивной функции с текстовой и с функциями воздействия и регуляции поведения адресата;

  2. установлена зависимость формирования эмотивного плана рекламного текста от способа представления в нем эмоциональной ситуации;

6) разработана аналитико-синтезирующая методика интерпретации
функционирования категории эмотивности в рекламном тексте по
параметрам эмотивной интенции, эмотивной модальности, эмотивной
направленности и эмотивной тональности.

Материалом для анализа послужили 430 рекламных текстов на русском и английском языках из таких популярных периодических изданий, как: Аргументы и факты (2001-2004гг), Звезда (2002-2004), Индустрия рекламы (2002-2003гг), Комсомольская правда (2001-2004гг), Cosmopolitan (1998-2004гг), Лиза (2001-2004), Огонек (2002-2004гг), Профиль (2003г), Телесемь (2003-2004гг)., Саг and Driver (June 2001), Elle (January 03 No.209), In Style (June 2002, July 2003), More (May 2002), People (March 3, 2003), The Oprah magazine (December 2001, January 2002), Victoria (April 2003), Woman's

Day (February 11, 2003). Рекламные тексты, в которых эмоциональная ситуация не представлена, нами не рассматривались.

Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании способов актуализации эмотивности как текстовой категории, в применении комплексного аналитико-синтезирующего подхода к разработке модусной типологии средств категории эмотивности. Теоретическую значимость имеют также аналитико-синтезирующая методика интерпретации эмотивного плана текста и исследование реализаций модели эмоциональной ситуации в рекламных текстах.

Практическая ценность исследования состоит в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в соответствующих разделах курсов по общему языкознанию, теоретической грамматике и лексикологии. Работа может послужить основой для разработки программ спецкурсов по эмотивной семантике, а также прагмалингвистике и рекламе. Методика анализа и интерпретации эмотивного плана текста может быть использована для изучения репрезентации категории эмотивности в других языках и в других типах текстов.

Изучение функционирования категории эмотивности в рекламном тексте осуществляется в рамках комплексного подхода, обусловившего применение совокупности лингвистических методов и приемов анализа фактического материала в соответствии с целью и задачами работы и, кроме того, использование данных психологических исследований по интересующей нас проблеме.

Объем работы не позволяет дать подробный анализ всех вопросов, связанных с функционированием разноуровневых средств категории эмотивности в рекламном тексте, поэтому вопросы, связанные с функционированием средств синтаксического и пунктуационного уровней рассматриваются в той мере, в какой это необходимо для раскрытия закономерностей функционирования категории эмотивности в рекламном тексте.

Основные методы исследования включают методы наблюдения, семантического анализа текста, методы моделирования и интерпретации. Кроме того, использован метод дефиниционного анализа по словарям и интуитивно-логический интерпретационный анализ.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Эмотивность является текстовой категорией, которая реализуется в
рекламном тексте системой разноуровневых взаимодействующих
эксплицитных и имплицитных языковых средств, формирующих эмотивный
план текста и выполняющих кроме эмотивной функции, связанной с
выражением эмоционального состояния субъекта, также текстовую —
системообразующую - функцию и функции воздействия и регуляции
поведения адресата. При этом под эмоциональным состоянием понимается
интегральный семантический компонент эмотивных лингвистических
средств, дифференциальными признаками являются значения, связанные с
выражением модуса, знака и интенсивности эмоций, переживаемых
субъектом в определенной ситуации.

2. Эмотивный план текста отражает эмоциональное состояние субъекта
и характеризуется параметрами эмотивной интенции, эмотивной
направленности, эмотивной модальности и эмотивной тональности, которые
реализуются в тексте взаимодействием эмотивных средств. Влияние,
оказываемое одним средством на семантику другого, определяется как:
дифференциация, переключение, наведение, столкновение, усиление и
ослабление эмотивного значения.

3. Способ формирования эмотивного плана определяется факторами
рекламной коммуникации: обязательным учетом автором рекламы интересов
и потребностей адресата; стремлением не только заинтересовать адресата, но
и побудить его отдать предпочтенье рекламируемому товару;
необходимостью принять во внимание при создании рекламы требований
закона о рекламе. Они оказывают воздействие на автора рекламы и
предопределяют ситуативную обусловленность способов реализации

категории эмотивности в рекламном тексте.

4. Эмотивная интенция представляет собой взаимодействие
иллокутивной цели и перлокутивной задачи, при этом в структуре интенции
рекламного текста превалирует перлокутивная задача - воздействовать на
адресата, а иллокутивная цель - выразить собственное эмоциональное
состояние является лишь вспомогательным средством реализации
перлокутивной задачи.

5. Категория эмотивности может реализоваться в рекламных текстах с
разной степенью дифференциации эмотивного значения эксплицитным и

Ц имплицитным способами. При отсутствии дифференциации эмотивного

значения актуализируется самое общее эмотивное значение, сигнализирующее наличие эмоционального состояния. При реализации модусных эмотивных значений в высказывании актуализируются все элементы эмоциональной ситуации. Если семантический компонент

т «эмоциональное состояние» дифференцируется по модусу, то при этом

реализуются то или иное значение эмотивной модальности, степени интенсивности и значение по знаку - мелиоративное или пейоративное.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры иностранных языков, лингвистики и межкультурной коммуникации

щл Пермского государственного технического университета, на научных,

научно-практических конференциях, в том числе на II Международной научной конференции (Челябинск 2003), V Всероссийской научно-практической конференции (Пермь 2003), Международной научной конференции VII Житниковские чтения (Челябинск 2003). Основные

Щ положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1.О.А.Шевченко. Лингвистическая категория эмотивности// Ученые записки ПГТУ. Выпуск №5. - Пермь: Изд-во ГИТУ, 2002. - С.98-103.

2. О.А.Шевченко. Особенности отражения эмотивных интенций в тексте// Ученые записки ПГТУ. Выпуск №9. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2003. -С.97-99.

З.О.А.Шевченко.Эмотивная тональность//Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (27 мая 2003г): в 6 т. Т.4 -Пермь: Изд-во ПГТУ, 2003.-С.233-234.

4.О.А.Шевченко. Роль категории эмотивности в создании
гедонистического плана текста// Слово, высказывание, текст в когнитивном,
прагматическом и культурологическом аспектах. Материалы II
Международной научной конференции, 5-6 декабря 2003г. - Челябинск, 2003.
-С.449-451.
ф 5. О.А. Шевченко. Исследование категории эмотивности посредством

выявления эмоциональной ситуации// VII Житниковские чтения. Диалог языков и культур в гуманистической парадигме: Материалы Международной научной конференции, 5-6 октября 2004г. - Челябинск, 2004. - С. 164-166.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из
^ введения, 3-х глав, заключения, библиографии и приложений.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы исследования,
определяются объект, цели и задачи исследования, формулируется научная
новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость,
называются используемые методы и положения, выносимые на защиту.
^ В первой ГЛАВЕ диссертационного исследования «Проблемы категории

эмотивности в лингвистике» дается определение категории эмотивности,
разрабатывается модусная типология средств отображения эмоций в языке,
рассматриваются лексические, синтаксические и пунктуационные способы
выражения эмотивности в языке.
^ Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ диссертации «Аспекты анализа функционирования

категории эмотивности в рекламном тексте» характеризуется статус эмотивности как текстовой категории, формирующей эмотивный план текста, описывается текстовая модель эмоциональной ситуации, представленной в тексте рекламы, определяются параметры текстовой реализации эмоционального состояния и специфика рекламной коммуникации.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ диссертационного исследования «Особенности реализации категории эмотивности в рекламном тексте» предлагается методика исследования функционирования категории эмотивности, определяются типы взаимодействия эмотивных средств в тексте рекламы, выявляются закономерности представления в нем эмоциональной ситуации и характеризуются особенности функционирования категории эмотивности в рекламном тексте.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены основные итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего исследования категории эмотивности.

Библиографический список включает в себя список использованной литературы, а также перечень справочных и лексикографических источников.

#

»

Определение категории эмотивности

В последнее время в работах, рассматривающих лингвистические проблемы, наряду с традиционными терминами «эмоциональность», «эмоциональный» часто стали встречаться слова «эмотивный», «эмотивность», однако единое определение этих терминов отсутствует. В ряде работ предлагается разграничивать данные ряды терминов, но как показал сопоставительный анализ взглядов на данную проблему, ученые избирают разные основания для их разграничения.

Для Е.М. Вольф эмотивность является синонимом оценочности, а эмоциональное соотносится лишь с одним видом оценки — сенсорной. По ее мнению, понятие эмотивное «является более общим и включает в себя и эмоциональное, и рациональное как свои разновидности» (Вольф 1985, с.42).

Некоторые ученые утверждают, что эмотивность - явление, скорее, психологическое, чем собственно лингвистическое (Звегинцев 1957, Телия 1986, Шингаров 1971). В.Н. Телия полагает, что категория эмотивность отображает ценностное в своей основе отношение к действительности. Она пишет: «Эмотивность, как категория, связанная с эмоциональной сферой психики, подготавливающей человека к деятельностному восприятию мира, соотносится по содержанию с определенными типами осознанных эмоций -чувств-отношений, к которым мы относим чувства, определяемые в диапазоне одобрительной или неодобрительной реакции на обозначаемое» (Телия 1986, с. 129). В.А. Звегинцев утверждает, что эмотивность представляет собой явление сугубо психологическое, т.е. носит личностный характер и поэтому не является характеристикой слова как единицы языка (Звегинцев 1957). Придерживаясь аналогичной точки зрения, Г.Х. Шингаров отмечает: «В психологии понятие эмоции употребляется для сферы чувств - переживаний, а понятие эмотивности - для обозначения психических процессов, связанных с эмоциями, но несводимых к ним» (Шингаров 1971, с.91).

Но большинство ученых характеризуют эмотивность языковой категорией. По мнению А.В. Кунина, «эмотивность - это эмоциональность в языковом преломлении, выражение языковыми средствами чувств, настроений, переживаний человека» (Кунин 1986, с. 153). Позицию, близкую А.В. Кунину, занимает В.И. Шаховский. Он считает, что «поскольку эмотивность речи выражает психическое состояние говорящего, обуславливающее его эмоциональное отношение к предмету и ситуации общения, у эмоциональности имеется и психолингвистический аспект» (Шаховский 1983, с.11). Согласно В.И. Шаховскому, эмотивность представляет собой лингвистический аспект категории эмоциональности или, другими словами, «эмотивность - лингвистическое выражение эмоций» (Шаховский 1983, с.45). Автор относит эмотивность к функционально-семантическим категориям и определяет ее признаки на основании учения А.В. Бондарко о функциональной грамматике и функционально-семантическом поле (Бондарко 1984). Доказывая правомерность такой трактовки, В.И. Шаховский отмечает, что эмотивность является функционально-семантической категорией, поскольку обладает всеми ее признаками, такими как общность семантической функции — выражение эмоций; взаимодействие лексических и грамматических элементов; членение: центр - периферия (Шаховский 1987, с.113).

Действительно, эмотивность имеет категориальный статус на различных уровнях языковой системы и речи - фонологическом, морфологическом, синтаксическом и т.д. На каждом уровне эмотивность передается специфическими средствами и способами, описание и классификация которых составляет особую и весьма сложную задачу.

К фонетическим средствам выражения эмоций относятся фонологические изменения звуков (например, изменение длительности, аспирация и др.), акцентные и интонационные средства (Н.И. Жинкин, Л.Г. Златоустова, И.Г. Торсуева и др.).

Морфологические (словообразовательные) средства включают словосложение и широкий диапазон ласкательных, уничижительных и др. аффиксов (И.В. Арнольд, Э.А. Вайгла, Е.М. Галкина-Федорук, Н.М. Кожина, Д.Н. Шмелев и др.).

Лексические средства выражения эмоций охватывают пласт слов, имеющих помимо своего предметно-логического значения эмоциональный компонент. Ряд ученых относит к категории эмотивности также средства номинации эмоций (Л.Г.Бабенко, Н.М. Баженов, Е.М. Галкина-Федорук и др.). К лексическим средствам относят и междометия, усилительные частицы и метафоры (И.В. Арнольд, В.П. Берков, Э.А. Вайгла, Д.Н. Шмелев и др.).

На синтаксическом уровне эмоциональность выражается при помощи специальных синтаксических моделей, а также изменением обычного порядка слов, использованием эллиптических конструкций, повторов и т.д. (Г.А. Золотова, М.В. Всеволодова, Е.С. Скобликова, С.Н. Цейтлин и др.).

Мы определяем эмотивность категорией лингвистической, исходя из того, что эмоции - чувственная реакция организма человека на раздражения из окружающей среды, передающаяся жестами, мимикой, то есть несловесными способами, а эмотивность - это наши переживания, выраженные словами, и считаем, вслед за большинством ученых, что на языковом уровне эмоции, получая лингвистическое выражение, реализуются через эмотивность.

Особенности отражения эмоций в языке

Изучением средств реализации категории эмотивности в языке занимались многие ученые (И.В. Арнольд, В.П. Берков, Э.А. Вайгла, Е.М. i. Галкина-Федорук, В.И. Шаховский, Д.Н. Шмелев и др.), однако до сих пор многие вопросы, связанные с выявлением средств эмотивности, остаются спорными. Так, например, почти все лингвисты, рассматривающие данную проблему, указывают на то, что до сих пор недостаточно четко очерчен круг относящихся к этой сфере языковых средств, да и сама проблема средств реализации эмотивности нуждается в разностороннем анализе (см. Арнольд 1959, Виноградов 1977, Мягкова 2000, Торсуева 1976, Фомина 1996 и др.). Поэтому прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению функционирования категории эмотивности, необходимо определить ряд исходных положений и уточнить понимание терминов, используемых при ее описании.

Лингвистические средства, отражающие эмоционально-чувственное восприятие мира, называют «эмотивными средствами», или «эмотивами». Однако вопрос о том, какие из средств следует включить в категорию эмотивности, ученые решают по-разному, так как они избирают различные основания для отнесения языковых средств к категории эмотивности.

На наш взгляд, представляется возможным систематизировать взгляды разных ученых на основании нескольких критериев] во-первых, по тому, какова его позиция по вопросу об эмотивном значении, во-вторых, как решается тем или иным ученым вопрос о способе выражения эмотивного значения, и, в-третьих, каковы его взгляды на проблему имен

ЭМОЦИЙ.

Первый критерий предполагает оценку того, каким образом тем или иным ученым решается вопрос об эмотивном значении. Выделение эмотивного значения является на сегодняшний день проблематичным и дискуссионным. Так, к спорным относятся вопросы о том, входит ли эмоциональный компонент в значение слова, как он соотносится с предметно-логическим значением слова и др. В ранних исследованиях эмоциональности лексики высказывалась точка зрения, согласно которой эмоциональный компонент не входит в значение слова. Аргументируя правомерность данного подхода, В.А. Звегинцев выдвигал утверждение, что эмоциональность представляет собой явление сугубо психологическое, то есть носит личностный характер и поэтому не является характеристикой слова как единицы языка (Звегинцев 1955).

Большинство лингвистов не разделяют точку зрения В. А. Звегинцева, считая эмотивное значение частью лексического значения слова (Бабенко 1988, Стернин 1979, Тарасов 1979 и др.). Но единого мнения по поводу того, какое место занимает эмотивное значение в структуре лексического значения, а также насколько обязательным является его наличие для каждого слова, не существует. При этом для обозначения эмотивного значения используются разные термины: у Л.Г. Бабенко это сема эмотивности того или иного ранга, у Б.И. Додонова — эмотивный компонент, Н.М. Разинкина разграничивает «эмоциональное

Ц значение слова», которое представляет собой «способ реализации понятия в слове», «эмоциональную окрашенность», то есть «оценочный (положительный или отрицательный) момент, вызванный тем специфическим содержанием, которое составляет значение слова» (Разинкина 1972, с. 17), а В.И. Шаховский вводит для обозначения эмотивной семы термин «эмосема».

Исходя из широкой трактовки категории эмотивности (которой, как уже отмечалось, придерживаемся и мы), Л.Г. Бабенко обоснованно определяет эмотивное значение как «значение (семема), в семной структуре которого содержится сема эмотивности того или иного ранга, то есть это т значение, в котором каким-либо образом представлены (выражены и обозначены) эмотивные смыслы. Эти смыслы могут быть полностью равны лексическому значению слова (как у междометий), могут быть коннотативными (как у экспрессивов) или могут входить в логико-предметную часть значения (эмотивы - номинанты) (Бабенко 1989, с. 17).

Текстовая функция категории эмотивности — формирование эмотивного плана текста

Изучение функционирования категории эмотивности в тексте требует решения вопросов, является ли она текстовой категорией и какова ее роль в формировании планов текста.

В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка текстовая категория определяется как «один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющий собой отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитными) средствами. Текстовая категория имеет знаковую природу, план содержания такого знака - это определенная понятийная универсалия, единый текстовый смысл (например, целостность, тема, тональность), а план выражения - функционально ориентированная типовая композиция разноуровневых языковых средств. Критерием выделения текстовой категории является общность семантической функции выражающих ее языковых элементов» (СЭСРЯ 2003, с.533-534).

Между тем эмотивность свойственна любому типу текста, и, следовательно, является текстовой категорией, а не присущей какому-либо стилю в частности, поскольку определенной эмотивностью обладают, как отмечают многие исследователи, тексты всех функциональных стилей (М.Н. Кожина, Н.М. Разинкина, В.И. Шаховский и др.).

Основанием для трактовки эмотивности текстовой категорией служит и то, что в тексте она реализуется системой разноуровневых языковых средств, выражающих эмоциональное состояние субъекта; их взаимодействие способствует формированию эмотивного плана. А вследствие доминирования в эмотивном плане эмотивных средств того или иного модуса в тексте актуализируется соответствующая эмотивная модальность.

Нельзя не заметить, что эмотивный план мы считаем лишь одним из планов текста и что этот план выделяется не всеми учеными. Проблема планов текста на сегодняшний день является недостаточно изученной, хотя ей издавна уделялось значительное внимание в лингвистике (см., например, работы В.В. Виноградова, М.Н. Кожиной, О.И. Москальской и др.). Но особый интерес для нас представляют концепции многоплановости смысловой информации И.С. Алексеевой, И.Р. Гальперина, С.Ф. Гончаренко и Н.Л. Мышкиной.

При сопоставлении точек зрения этих ученых выяснилось, что во взглядах ученых есть как сходства, так и различия в представлениях о многоплановости смысловой информации. И.Р. Гальперин, С.Ф. Гончаренко, Н.Л. Мышкина выделяют фактуальный и концептуальный планы (Гальперин 1981, Мышкина 1999, Гончаренко 1998), но их место в общей системе планов оказывается различным. Эмотивный план выделяет И.С. Алексеева; в концепции Н.Л. Мышкиной он именуется гедонистическим.

Что касается И.Р. Гальперина, то он ограничился выделением кг фактуального и концептуального планов. Если фактуальная информация связана с сообщением некоторых фактов, событий внешнего мира и передается в тексте эксплицитно (Гальперин 1981, с. 28), то «концептуальная информация носит эстетико-художественный характер, связана с индивидуально-авторским переосмыслением действительности и не всегда выражена эксплицитно» (Гальперин 1981, с.28). Отношение между фактуальным и концептуальным информационными планами - это в принципе отношение между формой и содержанием, которое можно, очевидно, охарактеризовать словами Г.О. Винокура: «... формой здесь служит содержание. Одно содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого содержания, не имеющей особого звукового содержания» (Винокур 1959, с. 390). С.Ф. Гончаренко, исходя из концепции И.Р. Гальперина, дает несколько иное представление этих планов. Он выделяет референтный и эстетический планы информации в тексте. Причем в референтный план он включает не только фактуальную, но и концептуальную информации, а к эстетическому плану относит собственно эстетическую, гедонистическую, аксиологическую, суггестивно-гипнотическую и катартическую информации (Гончаренко 1988). По-видимому, из названных им типов информации к эмотивному плану можно отнести эстетическую и гедонистическую информации.

Анализ текстов рекламного характера показывает, что эстетический план информации в этих текстах едва ли можно считать одним из ведущих. На первое место в них выходит эмотивный план, который формируется так,

„. чтобы вызвать у адресата определенное эмоциональное отношение к описываемому предмету и, тем самым, побудить его к действию. Предваряя рассмотрение результатов исследования в третьей главе, подчеркнем, что и отсутствие эксплицитных средств эмотивности становится значимой реализацией категории эмотивности в рекламном тексте, поскольку способствует выражению достоверности информации.

И.С. Алексеева, в отличие от И.Р. Гальперина и С.Ф. Гончаренко, выделяет эмотивный план текста наряду с когнитивным и эстетическим. При этом она поясняет, что когнитивная информация носит познавательный характер и включает в себя объективные сведения о внешнем мире, эмоциональная информация представляет собой сведения для наших чувств, а эстетическая информация передает нам ощущение прекрасного (Алексеева 2001, с.152-153).

Методика анализа функционирования категории эмотивности в рекламном тексте

Анализ категории эмотивности представляет значительные трудности, так как она зачастую реализуется не эксплицитно, а имплицитно. Кроме того, анализ не может быть ограничен выделением средств выражения категории; необходимо также установить особенности ее функционирования в тексте.

Поэтому разрабатываемая нами методика анализа эмотивных единиц направлена не только на выявление закономерностей использования языковых средств, выступающих носителями эмотивнои семантики в рекламном тексте, но и на определение функций (функциональной направленности), которые выполняют в текстах сами средства выражения категории эмотивности, а также на установление особенностей функционирования категории эмотивности в зависимости от способа представления эмоциональной ситуации в рекламном тексте и от условий рекламной коммуникации, получивших в нем отражение.

Изучение средств эмотивности связываем прежде всего с анализом способов представления эмоциональной ситуации в эмотивном плане текста. При этом обращаем внимание на тип представленного в тексте эмоционального субъекта, способ представления причины эмоционального состояния и на реализуемые текстом параметры эмоционального состояния; при этом выявляются эмотивная интенция автора рекламы, модальность, тональность, направленность переживания на самого субъекта или на внешнюю среду по признаку «это хорошо/плохо для меня» и «это хорошо/плохо». Ведь именно указанные параметры являются важнейшими характеристиками эмотивного плана текста и реализуются во взаимодействии эмотивных средств.

Комплексная аналитико-синтезирующая методика предполагает проведение анализа, синтеза и интерпретации эмотивности рекламного текста в 5 этапов. На первом этапе выделяются языковые средства реализации категории эмотивности, определяется их подмодус и модальность, степень интенсивности, их ситуативность, а также характеризуется их взаимодействие.

На втором этапе определяется элементный состав доминантной эмоциональной ситуации, характеризуется ее взаимодействие с другими эмоциональными ситуациями, которые получают эксплицитное или имплицитное выражение, при этом выявляются субъект эмоционального состояния, каузатор (причина) состояния. На третьем этапе определяется интегральная эмотивная модальность текста.

На четвертом этапе характеризуются эмотивная тональность, эмотивная направленность и эмотивная интенция текста. В этих целях анализируется взаимодействие языковых средств, которое ведет к актуализации указанных параметров.

На пятом этапе делаются выводы об особенностях функционирования категории эмотивности, исходя из результатов анализа функционирования эмотивных средств в тексте, и характеризуются ее текстовые функции, то есть осуществляется синтез полученных данных.

Применение данной методики раскроем на примере анализа и интерпретации рекламного текста из журнала Cosmopolitan:

Удивительный дар природы: фруктовый воск для блеска Ваших волос. Потрясающее открытие: серия для ухода за волосами Санара с натуральным фруктовым воском. Этот воск придает фруктам блеск и защищает их от повреждений. Точно также Санара с фруктовым воском подарит Вашим волосам силу и неповторимый природный блеск. Природа знает, как лучше позаботиться о Ваших волосах. (Cosmopolitan, Апрель 1998) Первый этап анализа начинается с выделения эксплицитных и имплицитных средств выражения эмотивности и с характеристики их семантики по подмодусу и модальности, степени интенсивности и знаку, а также их ситуативной отнесенности. Для их выделения и определения характеристик используем дефиниционный и интуитивно-логический интерпретационный анализ, в результате которого к эксплицитным эмотивным средствам отнесены лексические единицы удивительный,

защищать, позаботиться, потрясающий, а к имплицитным — эмотивы коннотативы дар, природа, блеск, открытие, неповторимый, вред и др.

Важную роль играет и архитектоника текста, его синтаксическая организация, пунктуация, которые способствуют усилению эмотивной модальности текста. Например, и заголовок, и основной текст рекламы начинаются эмотивами удивительный и потрясающий; они относятся по своему актуализируемому значению к одному и тому же модусу, реализуют одну и ту же модальность, отличаясь друг от друга степенью интенсивности (подмодус ИНТЕРЕС, модальность удивление, мелиоративное значение); при этом имеет место синтаксический параллелизм конструкций, акцентированный параллельным использованием двоеточия, что дает, несомненно, усиливающий эмотивно-экспрессивный эффект.

Похожие диссертации на Функционирование категории эмотивности в рекламных текстах