Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фигуры прибавления как средство выражения категории связности в поэтическом тексте : на материале лирики А. Блока и У.Б. Йейтса Гонтарев, Денис Валерьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гонтарев, Денис Валерьевич. Фигуры прибавления как средство выражения категории связности в поэтическом тексте : на материале лирики А. Блока и У.Б. Йейтса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Гонтарев Денис Валерьевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/170

Введение к работе

На современном этапе развития лингвистики усиливается интерес к ин-тегративному анализу художественного текста в целом, а также поэтического текста, в том числе поэзии символистов, провозгласивших новые методы изображения действительности. Актуальной проблемой современной лингвистики является, в частности, рассмотрение поэтического текста как системно организованной структуры.

Взаимосвязь между художественными принципами поэзии символизма и ее языковыми особенностями отмечается в работах ряда ученых (И. И. Ковту-нова, Л. В. Краснова, 3. Г. Минц и др.). Однако необходим анализ способов и средств организации текста в творчестве поэтов разных художественных направлений, в частности, символизма как литературного течения, во многом определившего культурные доминанты и особенности поэтического языка конца XIX — начала XX вв. Значимыми в данном аспекте представляются поэтические тексты таких авторов, как А. Блок и У. Б. Йейтс. В парадигме языковых средств, функционирующих в поэзии А. Блока и У. Б. Йейтса, определенное место занимают, в частности, синтаксические фигуры прибавления. В последние десятилетия эти структуры стали предметом изучения с позиции теории текста, в рамках которой предпринимается попытка описания роли риторических фигур в реализации различных категорий текста.

Изучение категорий художественного текста в современной лингвистике характеризуется многообразием подходов, что обусловлено сложностью самого объекта. В частности, в фокусе исследовательского интереса находятся формальные способы организации текста, различные связи, служащие для объединения текстовых единиц в смысловое и структурное целое. Связность - одна из наиболее проблемных для описания и изучения категорий текста. Дискуссионным в современной науке является вопрос о средствах и способах выражения этой категории. Большую сложность представляет рассмотрение способов реализации категории связности в тексте, организованном по определенным законам стихосложения.

В качестве средства, которое формирует категорию связности художественного текста, рассматриваются и фигуры прибавления. В работах, посвященных теории связности, отмечается роль некоторых фигур прибавления в формировании связности поэтического текста (Ф. И. Джаубаева (2008), М. В. Ве-кессер (2007), И. Ю. Ковальчук (2004), А. А. Кузнецова (2003), Т. В. Милевская (2003), но нет специальных исследований, посвященных описанию связующей функции всего комплекса этих риторических структур. Все вышесказанное определяет актуальность исследования.

Объект исследования - фигуры прибавления в поэтическом тексте.

Предмет исследования - функционирование фигур прибавления в качестве средств связности в поэтическом тексте.

Материалом исследования послужили около 3 тысяч контекстов употребления фигур прибавления, извлеченных из лирических стихотворений А. Блока и У. Б. Йейтса методом сплошной выборки.

Цель исследования состоит в комплексном анализе фигур прибавления как средства выражения категории связности поэтического текста. Цель исследования предполагает постановку и реализацию следующих задач:

  1. определить роль фигур прибавления в реализации категории связности в поэтическом тексте;

  2. проанализировать функционирование фигур прибавления в текстах А. Блока и У. Б. Йейтса;

  3. выявить связующий потенциал комбинаторики фигур прибавления;

  4. уточнить специфику фигур прибавления как средства оформления связи в макроструктуре поэтического текста.

Методологическая база исследования. Диссертационное исследование основывается на общефилософских законах диалектики о единстве формы и содержания, единстве и борьбе противоположностей, переходе количественных изменений в качественные, в соответствии с которыми язык понимается как материальная, объективная, динамическая, функционирующая и развивающаяся система.

Общенаучной базой исследования являются принципы системности, антропоцентризма, интегральности и консеквентное. Частнонаучными предпосылками исследования послужили труды Р. Барта, М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Ю. М. Лотмана, Р. О. Якобсона, посвященные основным вопросам изучения словесного творчества и теории художественного текста. В исследовании мы опирались на работы по проблемам лингвистики текста Н. С. Валги-ной, И. Р. Гальперина, Т. А. ван Дейка, Т. В. Милевской, О. И. Москальской, Г. Я. Солганика, 3. Я. Тураевой, М. А. К. Халлидея и др., а также теории риторических фигур И. И. Ковтуновой, А. П. Сковородникова, Г. Г. Хазагерова, Т. Г. Хазагерова, Л. С. Шириной.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В поэтическом тексте фигуры прибавления выступают наравне с рифмой и ритмом в качестве моделей формальной связности: эти риторические фигуры являются элементами, которые организуют структуру поэтического текста в большей степени, чем его семантику.

  2. В поэтических текстах А. Блока и У. Б. Йейтса регулярно используются в функции средств связности анафора, эпифора, полисиндетон. Авторские интенции определяют выбор простой местоименной анафоры как средства актуализации субъекта высказывания за счет повтора в сильной синтаксической позиции. Функции эпифоры и полисиндетона заключаются преимущественно в выражении формальной связности высказываний. Для произведений обоих поэтов характерен полисиндетон, выраженный сочинительными союзами (и/and).

  3. Регулярная комбинаторика фигур прибавления в поэзии А. Блока и У. Б. Йейтса позволяет выделить конвергенцию как способ организации текста, усиливающий степень связности поэтических высказываний. Основой конвергенции фигур прибавления в поэтическом тексте является параллелизм. Для лирики А. Блока и У. Б. Йейтса характерны контаминация и последующая конвергенция параллелизма с анафорой, эпифорой и полисиндетоном. В текстах А. Блока представлено взаимодействие хиазма с инверсией и параллелизмом, что

репрезентирует отношения эксклюзивной когезии, базирующейся на лексических антонимах, и отражает принцип контраста, доминирующий в поэтике А. Блока.

4. В произведениях А. Блока и У. Б. Йейтса анафора, эпифора, симплока, полисиндетон, кольцо функционируют в качестве средств межстрофной связи. Межстрофный повтор - особый вид дистантного повтора, характерный только для поэтического текста. Виды межстрофных повторов разграничиваются по структуре (равный/неравный поэтической строке); по позиции в тексте (симметричный/несимметричный); по составу (двухкомпонентный, трехкомпонент-ный, четырехкомпонентный); по лексико-грамматическому наполнению (тождественный/нетождественный). Субституция или элиминация компонента фигуры актуализируют связность текста и являются прагматически значимыми. Именно межстрофный повтор обладает наибольшим прагматическим потенциалом, так как организует макроструктуру произведения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые дано комплексное описание фигур прибавления как средства выражения категории связности; уточнена классификация фигур прибавления с учетом реализации формальной и содержательной связности поэтического текста; проведен анализ специфики функционирования фигур прибавления в русской и британской поэзии, в частности в творчестве А. Блока и У. Б. Йейтса, всесторонне охарактеризован межстрофный повтор как особый вид дистантного повтора, характерный только для поэтического текста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определена особая роль фигур прибавления в реализации выражения категории связности в поэтическом тексте. Уточнено представление о функциях риторических фигур в организации структуры поэтического текста. Работа вносит вклад в развитие теории языка, расширяя и углубляя представление о системе, прагматическом и функциональном потенциале риторических средств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в курсах «Теория языка», «Филологический анализ текста», «Риторика», «Экспрессивная стилистика», «Лингвистика текста». Результаты работы могут быть использованы также в разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам идиостиля, специфики поэтического текста и дискурса.

В работе использовались различные взаимодополняющие методы исследования: описательно-аналитический, метод сопоставления, метод наблюдения и моделирования, элементы методов трансформации, лингвистического эксперимента и количественной оценки. Основной метод исследования - метод лингвистического наблюдения и описания конкретных языковых фактов с целью получения обобщенных данных. В ряде случаев применялся комплексный филологический подход.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации отражены в пяти научных публикациях. Фрагменты ее содержания были представлены в докладах и обсуждались на международных научных

конференциях «Язык. Дискурс. Текст» (Ростов-на-Дону, 2010 г.), «Language, Individual and Society in the modern world» (Bulgaria, 2010 г.).

Структура диссертационного исследования определяется реализацией поставленных задач и доказательством выносимых на защиту положений. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертации на Фигуры прибавления как средство выражения категории связности в поэтическом тексте : на материале лирики А. Блока и У.Б. Йейтса