Введение к работе
Язык художественной литературы всегда вызывал живой интерес исследователей В последнее время внимание к проблемам художественной речи заметно возросло Это обусловлено расширением объектов и методов лингвистических исследований, появлением новых аспектов изучения языкового материала
В настоящее время категория пространства находится под пристальным вниманием таких исследователей, как Н.Д Арутюнова, В Г Гак, ЕСКубрякова, И.М Кобозева и многих других. Существует большое количество работ, посвященных частным и общим вопросам характеризации, параметризации категории пространства, средств ее выражения, реализации данной категории в конкретных видах текстов и т д. Однако несмотря на существенную разработанность данного вопроса в лингвистике, а также благодаря современным подходам к изучению проблемы, открываются новые перспективные направления в исследовании текстовых категорий в общем и категории пространства в частности
Объектом исследования настоящей диссертации является категория пространства художественного текста
В качестве предмета исследования выступает совокупность пространственных описаний в их структурно-семантических разновидностях, а также разные способы смены пространственных рамок, которые представляют собой систему дополнительных изобразительных средств, отображающих особое художественное видение мира автором Потенциальные возможности пространственных описаний способствуют формированию полифоничности художественного произведения
Актуальность данного исследования состоит в попытке более глубоко
проникнуть в особенности функционирования категории пространства и
рассмотреть некоторые способы вербализации имплицитных смыслов в
художественных текстах прозаических произведений При помощи
детального изучения пространственных описаний осуществляется анализ их
структуры, выделяются особенности их функционирования в
художественных произведениях разных авторов на английском и русском языках Кроме того, изучение особенностей и типов развертывания в ткани художественного произведения пространственно-временного континуума (смена пространственных рамок) позволяет анализировать средства реализации категорий связности, цельности и информативности в художественном тексте. Сопоставление текстов оригинала с текстами переводов позволяют делать выводы о функционировании данных явлений в разных языках
Цель работы заключается в изучении антропоцентризма и субъектоцентризма художественного текста, интерпретации семантики художественного текста, исследование способов передачи имплицитной скрытой информации при помощи категории пространства
В ходе исследования были поставлены следующие задачи
рассмотреть особенности реализации в текстах художественных произведений стратегий описания пространства- стратегии выдающихся объектов, стратегии сканирования, стратегии пути, стратегии фрейма
выделить типы пространственных описаний, используемых в прозаических произведениях и проанализировать их структурно-семантические особенности;
- исследовать инструментарий средств экспликации дополнительной
информации в разных типах пространственных описаний, т.е. найти
ключевые компоненты экспликации;
- описать смену! пространственных рамок как существенный
конструктивный элемент поверхностной структуры художественного
текста,
- проанализировать способы оформления смены пространственных
рамок как средства экспликации имплицитных дополнительных
смыслов.
Материалом для анализа послужили тексты, содержащие пространственные описания, полученные в результате выборки из романов и рассказов В.Набокова (на русском языке «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», на английском языке «Lolita», «The real life of Sebastian Knight», «Pnm», «Vane sisters»), М.А.Булгакова («Мастер и Маргарита» с переводом), И Ильфа и Б Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой теленок» с переводом), а также рассказов А.П Чехова («Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Анна на шее» с переводом).
Методологическая база исследования Диссертационная работа опирается на диалектический принцип познания действительности, предполагающий всеобщую связь явлений в природе, обществе и сознании, единство формы и содержания; закон перехода количественных изменений в качественные и другие общефилософские законы
Общенаучной основой исследования послужили работы М.М.Бахтина (1967), Р Барта (1994), В.В.Виноградова (1959, 1971,), ЮМЛотмана (1999, 20Р0), Ч Морриса (1971)? М АЛСХаллидей (1964), посвященные основным вопроса изучения словесного творчества, теории художественного текста и семиотики искусства
Частнонаучными предпосылками и базой исследований явились труды НД Арутюновой (2000), ВГГак (2000), ИМ Кобозевой (2000), Л.Талми (1983), рассматривающие особенности функционирования в языке категории пространства; ИВ.Арнольд (1982), И Р.Гальперина (1981), К А Долинина (1985), . ИВЛисоченко (1992), посвященные изучению имплицитно выраженного содержания художественного текста.
На различных этапах работы применялись следующие методы и приёмы исследования: метод функционально-семантического анализа, позволяющий раскрыть приемы художественно-эстетического использования языковых фактов, описательный метод, элементы статистического анализа, элементы сравнительного анализа
На защиту выносятся следующие положения:
Четыре композиционные стратегии описания пространства (стратегии выдающихся объектов, стратегии сканирования, стратегии пути, стратегии фрейма), реализуясь в художественных текстах, призваны характеризовать личность субъекта (автора или персонажа) и его психологическую сферу.
Выделяются два типа пространственных описаний- К первому статическому типу относятся, описания, построенные на основе стратегии выдающихся объектов, которая посредством своей качественной составляющей способна характеризовать автора или псевдоавтора; стратегии фрейма, которая используется в художественном тексте для выделения наиболее значимых пространственных фрагментов; стратегии сканирования, отличающейся особой степенью субъектоцентризма, а также стратегии пути с воображаемой траекторией движения, выступающей как самостоятельное средство экспликации подтекста. К динамическому типу относятся описания, построенные. на основе стратегии пути с реальной траекторией движения
Инструментарий средств экспликации имплицитной информации в пространственных описаниях включает непосредственно выбор стратегии описания пространства (кроме стратегии пути с реальной траекторией движения), положение составных частей пространственного описания относительно друг друга, тема-рематическую организацию описания, семантический, синтаксический, графический параллелизм конструкций, различные виды повторов, метафоры, построенные на основе генитивных конструкций, минимализм пространственных ориентиров, избыточность пространственных ориентиров
Смена пространственных рамок — это существенный конструктивный элемент поверхностной структуры текста, реализующий такие признаки текста как цельность и связность. Смены пространственных рамок — это условие развития пространственно-временного континуума как системы координат для развертывания сюжетной линии художественного произведения
5. Способ оформления смены пространственных рамок средствами языка
может содержать языковые или логические аномалии, которые являются
стимулом к экспликации подтекстовой информации К аномалиям,
участвующим в экспликации подтекста, относятся: качественные
отклонения в использовании графических средств и временных
квалификаторов, все виды повторов, эффект обманутого ожидания.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые на
материале прозаических произведений рассматриваются способы
имплицирования дополнительного смысла при помощи пространственных
описаний и смены пространственных рамок. Более того, разновидности
пространственных описаний выделяются на основе художественного текста,
а не экспериментальных текстов.
В работе реализуется новый интегративный подход к исследованию категории информативности и категории пространства. Выявляются особенности совместного функционирования данных категорий в прозаических художественных произведениях
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она
вносит вклад в решение проблемы соотношения имплицитного и
эксплицитного в текстах художественных произведений, особенностей
функционирования пространственных описаний, особенностей
развертывания пространственно-временного континуума
Подробное исследование позволяет получить представление как о структуре пространственных описаний, так и о коммуникативно-прагматических возможностях их разновидностей, а также решить проблему выбора автором той или иной разновидности в зависимости от его эстетической установки и речевого художественного замысла
Практическая ценность диссертации состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут найти применение в процессе чтения вузовских курсов по функциональной грамматике и стилистике, при разработке спецкурсов по анализу художественных текстов, при написании курсовых и дипломных работ, при написании учебных пособий по лингвистическому анализу художественного текста Кроме того, результаты работы вносят определенный вклад в теорию когнитивной лингвистики и теорию текста
Апробация работы Основные положения диссертация были представлены в докладах на международной научной конференции «Концептуальные проблемы литературы, художественная когнитивность» (Ростов-на-Дону, 2005), на всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию проф. Ю.А Гвоздарева «Язык как система и деятельность», на научно-методических семинарах кафедры «Языковая подготовка» Международного факультета ДГТУ и отражены в шести публикациях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации -1.
Структура диссертационной работы обусловлена ее задачами и спецификой исследуемого материала Диссертация включает введение, четыре главы, заключение, библиографию, список использованных словарей, список электронных источников, список источников фактического материала