Введение к работе
Актуальность выбранной темы определяется прежде всего тротиворечивостыо и сложностью гипаллагн как предмета исследования, гго, с одной стороны, является причиной ее малой изученности, а с другой -эбусловливает необходимость ее комплексного изучения.
Цепь исследования заключается в раскрытии онтологической ущности гипаллаги, что предполагает изучение ее когнитивных и шнгвкстических основ, специализации птаппаш как компонента юэтического текста, разработку классификации гипаллаги. В связи с этим > качестве основных нами были поставлены следующие задачи:
-
выяснить специфику деривации и функционирования гипаллаги в юэтическом тексте:
-
охарактеризовать роль гипаллаги в стихе;
-
создать методику комплексного анализа гипаллаги в поэтическом ексте.
С учетом выдвинутой цели было проанализировано 300 ипаллагических единиц, отобранных методом сплошной выборки из тихотворных произведений русской классической литературы первой и порой половины XIX в. и поэзии серебряного века общим объемом іриблизительно 10 000 000 печатных знаков, что позволяет трактовать нпаллагу как достаточно редкое явление. Поэтические тексты были іьібраньї нами в качестве материала исследования, поскольку именно в юэтических текстах, выражающих эмоционально-смысловой континуум. :ак и во внутренней речи, не является принципиальным временное
логическое упорядочивание компонентов, что обусловливает большую (в сравнении с другими типами текста) вероятность использования в них разного рода семантических и синтаксических перестановок (Ю.Н.Караулов, 1990).
При решении указанных выше задач анализ производился на основе принципа взаимодополняемости семиотического, когнитивного, функционального и динамического подходов, обеспечивающих в единстве с методами компонентного и деривационного анализа, комплексное рассмотрение гипаллаги. Для фиксации результатов исследования были использованы элементы количественного анализа единиц, а также возможности компьютерной обработки базы данных через систему их фильтрации по определенным критериям.
Новизна проведенного исследования состоит в том, что впервые гипаллага рассматривается с позиций комплексного подхода, который позволяет выявить особенности ее порождения и функционирования в поэтическом тексте, выяснить когнитивные и лингвистические основы гипаллаги. дать ее сущностное определение. Гипаллага понимается нами как семантико-синтаксическая перестановка, основанная на перераспределении статических и процессуальных признаков предмета, и как результат этой перестановки. В работе обосновывается идея текстовой мотивированности гипаллаги, предлагаются взаимосвязанные семантическая и синтаксическая классификации моделей ее деривации. Эти классификации опираются на комплекс концептуально-категориальных и синтаксических принципов, учитывающих семантические, грамматические, функциональные и деривационные характеристики гипаллаги. За счет выявления текстовой мотивированности гипаллаги, усиления антропоцентрического принципа гипаллага выводится из контекста собственно семантических и стилистических проблем, в рамках которых традиционно рассматриваются тропы. Кроме того, в диссертации на примере гипаллаги развивается высказываемая в современной лингвистике мысль о языковой обусловленности тропов.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии онтологической сущности гипаллаги, выяснении характера деривации и функционирования гипаллаги в поэтическом тексте, создании методики комплексного анализа гипаллаги, что способствует формированию концепции фатического поля языка, исследованию проблемы его творческого потенциала, изучению маршнальньи языковых явлений, уточнению представлений о функционировании и вариативности языковой системы, ее соотношении с когнитивными процессами, своеобразии
;
вербальной презентации знаний о едином в своей противоречивости объективном мире, дальнейшему развитию теории речевых ошибок.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов при написании учебников по лексикологии, словообразованию, лингвистике текста, при разработке спецкурсов, ориентированных на изучение риторики и поэтики в теоретическом и прикладном аспектах, при составлении антивирусных компьютерных программ, учитывающих данные теории речевых ошибок, а также на практических занятиях по интерпретации поэтического текста.
На защиту выносятся следующие положения:
1) гипаллага есть троп, представляющий собой семантико-
синтаксическую перестановку, основанную на перераспределении
статических и процессуальных признаков предмета;
-
деривация гипаллаги подчиняется законам текстопорождения и протекает по способу вторичной номинации;
-
гипаллага в поэтическом тексте является, с одной стороны, способом дезавтоматизации его порождения и восприятия, а с другой -средством преодоления дискретности языка и выражения эмоционально-смыслового континуума стиха.
Апробация работы проходила на международных конференциях "Языковая номинация" в Минском государственном лингвистическом университете (июнь 1996 г.), "Социолингвистические проблемы разных регионов мира" в Институте языкознания РАН (октябрь 1996 г.), "Филология на рубеже XX - XXI веков" в Пермском государственном университете (ноябрь 1996 г.), "Гуманитарное знание на пороге XXI века" в Ижевском государственном университете (октябрь 1997 г.), на научно-практической конференции "Стилистика и прагматика" (ноябрь 1997 г.) и городском семинаре (апрель 1997 г.) в Пермском государственном университете.
Результаты исследования представлены в десяти публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и. библиографического списка. Каждая глава завершается выводами.