Введение к работе
Актуальность исследования
Проблемы современного общества – утрата нравственных ориентиров и ценностей, маргинализация населения, появление широкого слоя неимущих, социальная нетерпимость – могут быть решены государством только во взаимодействии с ведущими конфессиями страны.
В этом случае исторический опыт социального служения Русской Православной Церкви является бесценным и неоспоримым.
Обращение к теме социального служения Русской Православной Церкви объясняется важностью и значимостью процесса духовного возрождения в современной России традиций православного христианства, на протяжении многих веков проповедовавшего идеалы благотворительности. Система социальной поддержки, созданная Русской Православной Церковью на заре российской цивилизации, способствовала стабильному развитию общества, преодолению губительных социальных болезней.
Направления государственно-церковного сотрудничества в этой сфере были намечены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в августе 2000 г. Намеченные в концепции шестнадцать областей соработничества государства и Русской Православной Церкви в социальной сфере – это направления, формировавшиеся на протяжении многовековой истории Церкви, которые составили социально-исторический опыт ведущей конфессии страны.
На разных этапах историки, как светские, так и принадлежавшие
к духовному сословию, обращались к этой сложной и малоизученной теме начиная с периода Древней Руси. Ведь именно тогда Церковь заявила о себе как о защитнице интересов нуждающихся и обездоленных. Активное развитие церковно-исторической науки во второй половине XIX – начале XX в. привело к осмыслению проблемы православного социального служения. Во многом на складывание историографического комплекса работ по настоящей теме влияла сама эпоха. Проникновение западного научного знания, накопление огромного фактического материала, формирование светской профессуры, развивающей церковно-историческую науку в духовных академиях, семинариях, постоянные концептуальные поиски историков Церкви – все это явилось следствием эпохи буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в., не обошедших стороной
и сферу духовного образования, а также духовной науки.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется следующим:
-
существующим запросом со стороны современного Российского государства, Русской Православной Церкви, научного сообщества в изучении взглядов представителей исторической
и церковно-исторической науки конца XIX – начала XX в. на социальное служение ведущей конфессии страны; -
наличием широкого массива работ светских и церковных отечественных историков, посвященных различным аспектам социального служения и нуждающихся в научном осмыслении;
-
отсутствием обобщающих научных работ по историографии социального служения.
Степень изученности темы. Проблема социального служения на разных этапах развития Русской Православной Церкви активно изучалась отечественными историками до 1917 г. Однако отдельных обобщающих работ по этой теме в дореволюционный период не было создано. Вместе с тем к началу XX в. был накоплен значительный материал, позволяющий говорить о глубокой изученности прошлого социального служения Церкви не только историками церковными (светскими и клириками), но и гражданскими исследователями, близкими по духу к Русскому Православию.
Рассмотрение социальных аспектов служения белого и черного духовенства, архипастырей и пастырей во взаимосвязи и взаимовлиянии составило основу большинства фундаментальных обобщающих работ по истории Русской Православной Церкви второй половины XIX –начала XX в. Многие из этих исследований получили название «Руководств по истории Русской Церкви», т. е. учебных пособий, что не умаляло их научного значения.
В конце XIX – начале XX в. создавались труды, затрагивавшие отдельные аспекты социального служения, прежде всего благотворительности и попечения о бедных. Причем осмысление церковной благотворительности как социокультурного феномена происходило
и в провинциальной историографии.
Одним из успешных направлений церковно-исторической науки
в рассматриваемый период стала разработка истории средних и высших учебных заведений. Внимание ученых оказалось сосредоточено на недалеком прошлом духовных академий.
Вопросы социального служения Церкви русские историки затрагивали и в сочинениях, посвященных деятельности выдающихся церковных иерархов и клириков. Главное внимание они обращали на мероприятия в сфере духовного просвещения, а также призрения и нищелюбия. Отдельное внимание уделялось историками прошлому православного подвижничества.
Обращение к истории отдельных монастырей также заставляло исследователей уделять внимание исследованию общественного служения монашествующих.
Затрагивалась учеными проблема значимости прошлого общественного служения Церкви и в историографических курсах, ориентированных на духовные академии и духовные семинарии. Активный вклад в изучение темы внесли также светские историки, затрагивавшие различные стороны православного социального служения в университетских курсах и монографических изданиях.
Исследование проблемы социального служения Церкви в советский период оказалось практически невозможно. Крайне тенденциозная советская историческая наука выставляла Церковь «служанкой самодержавия» или архаическим феодальным институтом, существовавшим за счет эксплуатации трудящихся масс. Изучение прошлого ведущей конфессии могло проходить или на подцензурном уровне (С. Г. Рункевич), или на темах, не представляющих идеологической опасности для советского режима (М.Д. Присёлков).
Более продуктивно развивалась историография проблемы (1917–1989 гг.), в основе которой лежали работы русских историософов и историков-эмигрантов первой и второй волны. Наиболее заметным явлением стал выход в свет «Очерков по истории Русской Церкви»
А. В. Карташева в парижском издательстве Ymca-press, которые обобщили научные искания церковных историков начала XX в. Составной частью работы стало сочинение «Систематические построения истории Русской Церкви», созданное ученым в 1903 г. Это позволяет предположить, что основной материал для осмысления роли Церкви был собран Карташевым в дореволюционный период, но систематизирован и дополнен уже в эмиграции.
Серьезное значение имели научные труды и других историков-эмигрантов, дававших оценки не только пути исторического развития Русской Церкви, но и всей дореволюционной церковно-исторической науки, преемниками которой они считались (Н. Н. Глубоковский,
М. Э. Поснов).
Наибольший вклад в изучение не только истории Русской Церкви, но и исторического пути, пройденного церковно-исторической наукой, внес протоиерей Г. Флоровский, обобщив предшествующий ему интеллектуальный опыт в фундаментальном труде «Пути русского богословия» (1937). Эта работа стала бесспорным исследовательским ориентиром для современных российских исследователей прошлого Русского Православия.
В современной отечественной историографии изучению проблемы социального служения Русской Православной Церкви отводится достойное место. Вместе с тем отдельного монографического освещения не получили взгляды историков второй половины XIX – начала XX в. на проблему социального служения Русской Церкви. Однако заслуживает внимание обзор историографии социального служения РПЦ, сделанный в монографии С. Г. Зубановой.
Если тема социального служения Русской Православной Церкви
в конце XIX – начале XX в. изучена на общероссийском уровне и на уровне отдельных епархий, то взгляды историков на проблему подвижничества Православной Церкви в социальной сфере остаются недостаточно известными.
Объектом данного исследования следует считать исторические произведения конца XIX – начала XX в. прежде всего провинциальных (тульских) историков, в которых рассматриваются аспекты социального служения Русской Православной Церкви в контексте истории российской цивилизации, что составляет отдельный историографический комплекс.
Предметом данного исследования является процесс осмысления отечественными церковными и гражданскими историками второй половины XIX – начала XX в. возникновения, развития и эволюции системы православного социального служения как особой сферы государственно-церковных отношений.
Хронологические рамки исследования обусловлены активным развитием историографии Русской Православной Церкви в конце XIX – начале XX в. Отправной точкой для исследования послужил выход
в 1880 г. фундаментального сочинения Е. Е. Голубинского, изменившего развитие церковно-исторической науки. По мнению диссертанта, обозначенный период был временем наивысшей научной и просветительской активности исследователей в церковно-исторической науке, как в столице, так и в провинции, что определило появление целой плеяды авторов, внесших свой вклад в изучение Церкви как социального института. Большинство из них – светские историки, преподававшие
в духовных академиях и семинариях, университетах, а также историки-клирики – неоднозначно оценивали и характеризовали социальное служение Русской Церкви на протяжении всей ее истории. По нашему мнению, научные воззрения этой группы историков, сформировавшейся
в конце XIX – начале XX в., на социальную миссию Церкви нуждаются в глубоком и всестороннем исследовании. Завершение диссертационного исследования также логически оправдано: 1917 год – время победы иной идеологии.
Целью диссертации является исследование комплекса церковно-исторических и исторических произведений конца XIX – начала XX в., позволяющих рассмотреть эволюцию взглядов отечественных церковных и светских историков на Русскую Православную Церковь как социальный институт, сущностные черты которого наиболее полно проявились в феномене социального служения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд
исследовательских задач:
-
выявить основных представителей церковно-исторической
и исторической науки, внесших особый вклад в научное обоснование феномена православного социального служения в контексте общего развития русской исторической мысли конца XIX – начала XX в.; -
рассмотреть особенности историографической ситуации конца XIX – XX в., в центре которой оказалось изучение истории Русской Православной Церкви, ее особенностей как социальной институции;
-
проследить взаимосвязь научно-теоретических концепций, созданных отечественными историками Церкви, с общими тенденциями развития отечественной исторической мысли рассматриваемого периода;
-
охарактеризовать отличительные черты воззрений светских историков на формы социального служения, развиваемые Русской Православной Церковью;
-
провести сравнительно-сопоставительный анализ взглядов отечественных историков на проблему государственно-церковного соработничества в социальной сфере в «синодальный период» истории Русской Православной Церкви (1722–1917);
-
определить вклад русских историков в исследовании феномена православного социального служения и его влияние на становление церковно-исторической науки в современной России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в:
– рассмотрении понятия «историографической ситуации» применительно к церковно-исторической науке, выявлению влияния частных и внешних факторов на развитие церковной историографии конца XIX –начала XX в.;
– установлении концептуальных отличий построения исторического изложения в церковно-исторических произведениях конца XIX – начала XX в.;
– проведении анализа достижений провинциальной историографии в осмыслении социального служения Русской Православной Церкви (при этом главное внимание уделено воззрениям тульских историков и краеведов);
– введении в научный оборот архивных материалов, иллюстрирующих деятельность провинциальных историков Церкви, так как до настоящего времени тульские ученые именно как историки Церкви не стали объектом ни монографического, ни диссертационного исследования. Заполнение этой исследовательской лакуны позволило выявить, каково было влияние общероссийских, а также внешних исторических процессов на формирование региональной истории Русской Церкви;
– систематизации историографического наследия церковных историков по проблеме социального служения;
– исследовании представлений отечественных историков, как церковных, так и светских, о различных формах социального служения Церкви в исторической ретроспективе;
– анализе специфики взглядов отечественных историков на государственно-церковное соработничество в социальной сфере в «синодальный период»;
– исследовании историографии социального служения РПЦ с позиций истории повседневности.
Научная новизна диссертационного исследования конкретизируется в положениях, выносимых на защиту:
1. Эволюция историографической ситуации рассматриваемого времени в церковно-исторической науке характеризовалась совокупностью частных и внешних историографических процессов, появлением фундаментальных концепций построения церковной истории, отражающих переход от провиденциализма к позитивизму.
2. Авторское осмысление термина «социальное служение» применительно к работам отечественных светских и церковных историков конца XIX – XX в. заключается в понимании деятельности Русской Православной Церкви по оказанию несистематической помощи нуждающемуся православному населению. Отсутствие систематизации этого вида деятельности РПЦ в законодательстве и повседневной практике дореволюционного периода объективно влияло на отсутствие четкой дефиниции «социального служения» в исторической науке, определяло подмену этого понятия другими близкими по содержанию терминами – «общественное служение», «христианская благотворительность», «церковное презрение и нищелюбие», «духовное образование», «духовное подвижничество».
3. Существенный вклад в историографию социального служения РПЦ внесли провинциальные светские и церковные историки, в частности ученые тульской губернии (П. И. Малицкий, Г. И. Панов,
Д. И. Скворцов, Н. И. Троицкий). Не создав широкого массива обобщающих работ, они обратили внимание на различные аспекты социального служения, успешно персонализировали данный вид деятельности Русской Православной Церкви в контексте истории российского государства и общества.
4. На рубеже XIX–XX вв. происходит смена вектора в исследованиях по церковной истории: ученые, сохраняя интерес к прошлому церковного управления и деятельности православной иерархии, активно включаются в осмысление социального служения Русской Православной Церкви.
5. В изучении отечественными историками прошлого церковного призрения и нищелюбия как приоритетной формы социального служения выделялись два уровня церковно-исторических работ – макроисторический, представленный обобщающими трудами по истории Церкви, исследованиями деяний выдающихся православных иерархов в сфере нищелюбия, и уровень микроисторический, заключавшийся в изучении истории призрения на уровне епархии или прихода, в основном представителями провинциальной историографии.
6. Сферы духовного просвещения и духовной культуры как формы социального служения были наиболее разработанными темами в отечественной историографии конца XIX – начала XX в.
7. Обращение к теме духовного подвижничества в истории Русской Церкви для большинства историков являлось обязанностью, определяемой принадлежностью к господствующей конфессии страны и политикой имперского патерналистского государства. Критическое отношение к житиям, заявленное светскими учеными, основной массой православных авторов не было воспринято в качество исследовательского императива, что повлияло на уровень работ по этой теме, выполненных церковными историками.
Источниковую базу исследования составляют несколько групп источников.
К первой группе относятся монографии, учебные курсы, речи, публичные лекции, а также статьи и рецензии, опубликованные в богословских и церковно-исторических журналах. По характеру привлеченные источники представляют научную, научно-популярную, мемуарную, биографическую, краеведческую, учебную и справочную литературу.
Среди монографий можно особо выделить работы как столичных, так и провинциальных церковных историков Е. Е. Голубинского,
С. Т. Голубева, Н. Н. Глубоковского, П. В. Знаменского, И. Н. Корсунского, С. Г. Рункевича, Д. И. Скворцова, Б. В. Титлинова.
Наиболее разработанной категорией источников представляются учебные курсы по истории Русской Православной Церкви, создававшиеся не только профессурой духовных академий, но и преподавателями провинциальных семинарий. В них делались серьезные научные выводы и обобщался большой фактический материал в контексте преобладавших исторических концепций. К учебным курсам относятся сочинения А. П. Доброклонского, П. В. Знаменского, П. И. Малицкого, протоиерея П. А. Смирнова, М. В. Толстого.
Интересным источником, использованным в диссертационном исследовании, стали речи, произнесенные исследователями церковной
истории в честь дат общегосударственной, общецерковной и местной истории епархий и духовных учебных заведений. По своему объему речи представляли небольшие исследования, в которых рассматривались основные проблемы истории социального служения Церкви.
Вопросы социального служения Русской Православной Церкви
затрагивались и в публичных лекциях, прочитанных гражданскими
и светскими историками по истории православной благотворительности. Среди немногочисленных работ этого плана выделяется лекция
В. О. Ключевского «Добрые люди Древней Руси».
В ходе работы над диссертационным исследованием были обобщены статьи и рецензии столичных и провинциальных историков, в которых рассматривались разнообразные аспекты истории социального служения Русского Православия. Наибольший интерес представляют работы, издававшиеся в «Богословском вестнике». Среди активных авторов этого издания, регулярно изучавших прошлое духовного просвещения, благотворительности, подвижничества, были Е. Е. Голубинский, И. Н. Корсунский, С. И. Смирнов. Провинциальные историки, служившие в Тульской духовной семинарии (П. И. Малицкий,
Д. И. Скворцов, Н. И. Троицкий) и тульских храмах (прот. Г. Панов), публиковали свои сочинения в изданиях «Тульские епархиальные ведомости» и «Тульская старина».
Ко второй группе относятся неопубликованные архивные материалы, позволившие более полно реконструировать жизненный путь
и научные изыскания провинциальных историков. В исследовании использовались документы Государственного архива Тульской области (ГАУ ТО) из фондов Духовной консистории и личных фондов преподавателей Тульской духовной семинарии Д. И. Скворцова, Н. И. Троицкого.
Методологическую основу диссертации составляют современные представления о функциях, принципах и методах исторического
и историографического исследования. Методология работы опирается на принципы объективности, историзма, целостности, системности. Их применение позволяет рассмотреть формирование историографических представлений по истории социального служения Русской Православной Церкви в их конкретно-исторической обусловленности; соотнести степень объективного и субъективного в работах гражданских и церковных историков; оценить уровень разработанности ее отдельных сюжетов и направлений; отобрать наиболее значимые для понимания сути проблемы положения, не вырывая их из контекста научного знания.
Теоретическая значимость исследования состоит в проведении комплексного анализа историографической наследия конца XIX – начала XX в. по проблеме социального служения Русской Православной Церкви; в рассмотрении особенностей историографической ситуации, существовавшей в церковно-исторической науке указанного периода,
в анализе частных и внешних исторических процессов, а также в выявлении основных концепций построения церковной истории; в осмыслении с новых позиций термина «социальное служение» применительно
к работам отечественных светских и церковных историков в конце XIX – XX в.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при построении курсов по истории Русской Православной Церкви, при разработке специальных курсов по русской историографии XIX–XX вв. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть полезны в создании новых обобщающих работ по историко-краеведческой проблематике, в направлении увековечивания памяти провинциальных церковных историков.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в журнальных статьях и докладах на всероссийских и региональных научных конференциях (Тула, 2010, 2011, 2012).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.