Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Шестеркина Людмила Петровна

Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг.
<
Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шестеркина Людмила Петровна. Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Челябинск, 2005. - 241 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И КАДРОВОГО СОСТАВА ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

1. Региональное телевидение в партийно-государственной политике .

2. Создание технической базы и организационных структур телевидения.

3. Формирование кадрового состава. 76-103

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ.

1. Развитие программной политики. 104-127

2. Совершенствование жанров как условия телевидения. 128-152

3. Социальная ответственность творческих работников телевидения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180-189

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 190-200

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Развитие средств массовой информации России на рубеже XX-XXI веков характеризуется бурным развитием регионального телевидения. Охватывая огромную территорию, представляя собой широкое типологическое разнообразие видов и форм, оно при этом само является четко упорядоченной структурой и сохраняет целостность всей системы средств массовой информации России. Телевидение играет ключевую роль в формировании информационного пространства России, так как по своим возможностям оно существенно превосходит все остальные средства массовой информации.

Наряду с огромным влиянием на содержание, направление и интенсивность происходящих в современной России изменений, система региональной телекоммуникации призвана создать широким слоям населения условия для освоения новых идей, позиций и подходов к решению социальных задач. Это актуализируется тем, что в современных условиях глобализации мирового сообщества информационное пространство страны приобретает совершенно новое качество, становится системой, обеспечивающей приемлемый уровень политической, экономической, оборонной и других составляющих государственной безопасности.

Новому уровню осмысления роли отечественных электронных средств массовой информации в жизни общества на современном этапе присуща идея социально-ответственного телевидения. В реализации этой идеи, на местное телевидение, исторически более «близкое» к телезрителю, связывающее общегосударственные события с интересами жителей своего региона, выполняющее в ряде случаев функцию контроля над местной властью, ложится особая ответственность за темпы и качество общественного прогресса, основанного на стабильности. Это требует чёткого представления о месте регионального телевидения, его роли в адекватном социокультурном наполнении общественного пространства страны.

В постсоветской России- наряду с возрастанием социальной роли телевидения новое время принесло новые проблемы, связанные с политической и экономической децентрализацией вследствие распада монолитной системы производства и расчленения информационного поля советского образца на множество самостоятельных структур, коммерциализацией телевизионного вещания.

Драматизм ситуации заключается в том, что сегодня в региональном государственном вещании оставлено только информационное направление, остальные программы местного государственного телевидения подлежат сокращению, если сами не смогут обеспечить свое существование на коммерческой основе. В ряде регионов, в том числе в Челябинской области, появились новые областные телеканалы, поставившие перед собой задачу сохранения и развития не только информационной, но и культурно-просветительской, социально-педагогической, образовательной и других функций местного телевидения.

Становление новой региональной системы телекоммуникаций происходит на фоне формирования определенной инфраструктуры межрегиональных рынков техники, тележурналистских кадров, возникновения принципиально новых типов телепрограмм. Многообразие социально-политических, культурных процессов, происходящих в обществе на макро- и микроуровнях, сложность и неоднозначность происходящих преобразований, угроза утраты Россией национальной идентичности значительно повышают требования к творческим работникам телевидения, к их профессиональным качествам и гражданской позиции.

Очевидно, что решение стоящих перед современным телевидением проблем, выполнение им роли катализатора, общественных процессов, интегратора общества на базе синтеза российских и общецивилизационных ценностей невозможно без учета мирового и отечественного опыта развития телевидения. Поэтому, осмысление исторического пути, пройденного советским телевидением и его региональными подразделениями, анализ

достижений и просчетов, извлечение уроков и применение «работающего» опыта в современных условиях весьма актуально. В связи с этим, исследование истории на примере Челябинской телестудии представляет несомненный научный и практическо-политический интерес.

Актуальность избранной нами темы определяется также ее недостаточной научной разработанностью, что не соответствует роли, месту и значимости телевидения в жизни советского общества.

Все исследования по развитию советского телевидения можно разделить на две группы: работы, рассматривающие телевидение с культурологических и социологических позиций, и работы, посвященные его истории.

В первой группе можно выделить несколько блоков: первый - работы о телевидении, посвященные преимущественно выявлению его эстетической природы, специфики его изобразительно-выразительных средств и художественных форм. Эти вопросы обстоятельно исследовались и в последующие годы1.

Анализ жанров телепублицистики, закономерностей построения телевизионной программы, методов работы тележурналиста составил второй блок исследований телевидения .

1. Юровский А.Я. Специфика телевидения. М., 1960; Саппак В.Ф.

Телевидение и мы. М., 1963; Глуховская Л.Д. Театр для миллионов. М., 1966; Вильчек В.М. Контуры. Ташкент, 1967; Копылова Р.Д. Контакт. М., 1974; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. М., 1975; Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы. М., 1976; Актер на телевидении. М, 1976; Богомолов Ю.А. Проблемы времени в художественном телевидении. М., 1977; Демин В.П. Первое лицо. М., 1977.

2. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М., 1960; Юровский

А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. М., 1966; Жанры телевидения. М., 1967; Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967; Телерепортаж. Вып. 1-2. М., 1968; Золотаревский Л.А. Цитаты из жизни. М., 1971; Муратов С.А., Фере Г.В. Репортаж с линии горизонта. М., 1975; Эльманович Т.В. Образ факта. М., 1975; Муратов С.А. Пристрастная камера. М., 1976; Телевидение и дети. М., 1976;

В третьем блоке основное внимание уделялось социальной природе телевидения, его аудитории, а также предпринимались попытки комплексного исследования его проблем3. Особый интерес представляют работы Э. Багирова, Р. Борецкого, В. Егорова, Ю. Буданцева, В. Михалковича, С. Муратова, А. Юровского и других авторов, в которых практические вопросы развития телевидения получили теоретическое осмысление4.

Проблемы функционирования телевидения в системе средств массовой информации всесторонне рассматриваются в работах Э. Багирова. Эволюция системы телекоммуникаций в немалой степени затрагивает и организационные принципы ее деятельности. Э. Багиров выделяет две основные черты: усиление концентрации информации и возрастание социального контроля над ее производством, а затем приходит к выводу о решающей роли массовой информации как инструмента социально-политического управления обществом.

Характеризуя процессы развития местного телевидения в работе «Очерки теории телевидения», Э. Багиров отмечает такую важную

Бирюков Н.С. Буржуазное телевидение. М., 1977; Ефимов Э.М. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. М., 1977.

3. Багиров Э.Г. , Кацев И.Г. Телевидение. XX век. М., 1968; Фирсов Б.М.

Телевидение глазами социолога. М., 1971; Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. Свердловск, 1973; Коробейников B.C. Голубой чародей. М., 1975; Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976; Егоров В.В. Телевидение и зритель. М., 1977; Фирсов Б.М. Пути развития массовой коммуникации. М., 1977; Вильчек В.М., Воронцов Ю.В. Телевидение и художественная культура. М., 1977.

4. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации

и пропаганды. М., 1976; Очерки теории телевидения. М., 1978; Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967; Буданцев Ю.П. Экранный образ. М., 1993; Михалкович В.И. Программность ТВ и будущее.// Контуры будущего. М., 1985; Муратов С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 1991; Юровский А.Я. Телевидение -поиски и решения. Очерки истории и теории советской тележурналистики. М., 1983.

тенденцию, характерную и для центрального, и для местного телевидения, как «увеличение места, которое занимает просмотр передач в бюджете свободного времени человека»5.

Анализируя основные тенденции развития электронных средств массовой информации, Э. Багиров указывает на их количественное увеличение при опережающем росте телевидения и, следовательно, неуклонное расширение телеаудитории6.

В третьем блоке литературы можно выделить работы В. Егорова и В. Цвика. Они исследовали начальные этапы развития местного телевидения, положение республиканского (краевого, областного) телевидения в системе СМИ; использовали типологический подход к функционированию региональных студий телевидения и средства реализации их творческого потенциала; проанализировали динамику и перспективу развития телевидения с учетом изменения социально-экономической и политической обстановки.

Своеобразной предтечей современного регионального телевидения было местное телевидение в системе средств массовой информации. В работе В. Егорова «Теория и практика советского телевидения» впервые вводится в научный оборот понятие «региональный эфир», хотя очевидно, что автор имеет в виду местное телевидение, которое представлено «ведущей телевизионной системой для региональной аудитории».7

Акцентируя внимание на структуре Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию, В. Егоров поясняет, что в нее органично входит главное управление местного телевидения и радиовещания, проводящее непосредственную работу с республиканскими, краевыми и областными комитетами. Координация телепрограмм требовала повседневного внимания ко всем звеньям телевидения - в центре и на

  1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. С. 25.

  2. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. С. 32.

  3. Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения. М., 1980. С. 54,

135-136.

местах. Отмеченные им недостатки в работе местного телевидения, касающиеся структуры телепрограмм с однотипными передачами, характерны и для нынешних телевещателей. Большое внимание он уделяет вопросам дублирования передач в программах центрального и местного вещания. Отмечая факт «наличия в стране разветвленной, многоязычной системы республиканского и областного телевидения», автор приходит к понятию «регионального телевидения», будущее которого видит в том, что «на этой базе будут вырастать направления вещания, широко

представляющие местную тематику» .

Большое внимание детерминантам, влияющим на формирование программ местного телевидения, уделяет В. Цвик9. Он указывает на две группы факторов - общие и специфические. К общим исследователь относит осуществление функций вещания, направленных на проведение государственной идеологии и политики. Действительно, особенность функционирования информации такова, что общегосударственное человек воспринимает сквозь призму местного, через повседневность. И в этом смысле региональное телевидение обладает уникальной возможностью -осуществлять процесс информирования в условиях максимальной приближенности к потребностям и ориентациям человека, в контексте его деловых и межличностных отношений. В книге подчёркивается также необходимость координации местных передач с программами центрального телевидения, а также областным радио и печатью.

Специфические факторы, а именно они, по мнению В. Цвика, создают неповторимое лицо местной студии, обусловлены географическими, экономическими, историческими и социокультурными особенностями региона и своеобразием местной аудитории (социально-демографическим, национальным, религиозным составом и т.д.).

8. Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения. М., 1980. С. 137.

9. Цвик В.Л. Парадоксы развития местного вещания. // Телевидение'89:

вчера, сегодня, завтра. М., 1989.

Не обошли вниманием исследователи и вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии центрального и местного телевидения . В. Горячев на основе анализа работы Мурманской студии ТВ в условиях двухпрограммного вещания приходит к заключению о взаимовыгодности кооперации действий ЦТ и местного телевидения и формулирует основные функции местной студии в системе центрального вещания. Теоретические исследования Л. Николаевой, В. Костоусова11 подготовили почву для фундаментальной разработки типологического подхода к функционированию телевидения. Каждый ученый осваивал свой аспект проблемы и давал классификацию местных студий на основе доминирующего, на его взгляд, критерия: общего объема вещания студии, среднесуточного объема собственных передач по отношению к ретрансляции из Москвы, по степени насыщенности региона телевизионными программами, сложившейся практике их построения.

Накопленный предшественниками опыт обобщил Е. Дугин . На основе комплексного подхода к изучению программ местных студий телевидения и применения квантификационных методов он предложил свою типологию местных телестудий. В соответствии с ней по типу программ, формируемых в регионах, Челябинская студия телевидения была отнесена им к информационно-просветительскому направлению. В ее программах наряду с наиболее устойчивым информационно-просветительским блоком значительное место занимали научно-популярные, культурно-

10. Горячев В.В. Актуальные проблемы телевизионного программирования:

местная студия в системе центрального вещания. Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1974.

  1. Николаева Л. Особенности формирования оптимальной структуры общесоюзного телевидения. Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1976; Костоусов В.П. Функционирование местного телевидения в СМИ. Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1984.

  2. Дугин Е.А. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982.

просветительские и учебно-образовательные передачи . Можно согласиться с данным выводом автора.

Наряду с культурологическим и политологическим подходами к развитию телевидения сформировалась вторая группа исследований,

1 А.

которую отличает собственно исторический подход . В этих работах, во-первых, заметно преобладают исследования общенационального характера над исследованиями, посвященными региональному телевидению; во-вторых, отразилась слабость источниковой базы и, как следствие проявилась публицистичность многих оценок; в-третьих, имеет место явный недостаток работ монографического характера, преобладание среди публикаций учебников и учебных пособий по телевизионной журналистике, в которые включены разделы по ее истории.

Выделим общие подходы и оценки, присущие современным исследованиям советского телевидения. Они касаются таких проблем как периодизация и оценка отдельных этапов, места и роли телевидения в системе советской пропаганды, эволюции технической базы, кадрового потенциала и тематико-жанрового пространства.

В литературе широко используется данное Г. Кузнецовым определение периода с 1957 по 1970 г. как «зрлотых годов отечественного телевидения»15, отмеченного поисками и находками, озарениями и достижениями, отражавшими и общественный подъем хрущевской «оттепели», и творческую молодость самого телевидения.

13. Дугин Е.А. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982. С. 92-93.

14 Засурский И.И. СМИ России в условиях глобальных процессов информации: Формирование новой концепции средств информации и их роль в политической жизни страны. 1990-1998. Дис...д-ра филол. наук. М., 19 98; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1995., Телевидение: страницы истории, М.: 2004; Очерки по истории Российского телевидения. // В.В. Егоров, Г.В. Кузнецов, А.Л. Качкаева.М. 1999. С. 52; Шаболовка, 53: Страницы истории телевидения. М. - сост. Ю.А. Розов. М. 1988.

15. Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. С. 52.

Оценивая эпоху Л.И. Брежнева как «время застоя на телевидении», В. Цвик связывает это с внедрением видеозаписи, приходом на пост председателя Гостелерадио СССР С. Лапина и его волевым решением об исключении некоторых программ из прямого эфира16.Представляется, что оценки всего периода развития телевидения в эти годы, сформулированные в эмоциональное время перестройки, отражали противоречивость эпохи в целом, и не менее противоречивые процессы в развитии телевидения, которые наряду с ужесточением идеологической цензуры характеризовались своими поисками и находками.

Р. Борецкий «раздвигает» хронологические рамки «застоя» в обществе и на телевидении, определяя его периодом с 1964 по 1985 гг. Он однозначно оценивает это время как «десятилетия идеологического давления, цензурного процеживания каждого текста, изоляции от внешнего мира» . Основное содержание телепрограмм он видит в создании культа Л.И. Брежнева, «пропаганде успехов», в принижении роли журналиста до роли «подручного партии»18. Г. Кузнецов считает непригодным термин «застой» для телевидения, поскольку «оно продолжало динамично развиваться, занимая все более важное место в жизни страны, совершенствуясь технически, а в отдельных сферах и творчески»19.

В коллективной монографии «Телевизионная журналистика» под редакцией Г. Кузнецова, В. Цвика, А. Юровского, изданной в 2002 г., справедливо .указывается на однотипность становления телевизионной информации на всех местных студиях. Авторы отмечают, что происходит

16. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М.,

2004. С. 61.

  1. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт. Сб. Телерадиоэфир: история и современность.//под ред. Засурского Я.Н. М., 2005. С. 32.

  2. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт. Сб. Телерадиоэфир: история и современность.//под ред. Засурского Я.Н. М., 2005. С. 31.

  3. Кузнецов Г.В. TV-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

С. 16.

постепенное определение соотношения местной и центральной телеинформации: «студии сообщали новости регионального значения, комментировали общесоюзные новости и давали в программы Москвы информацию о событиях в жизни своего района» . В числе ведущих тенденций 1960-х годов они указывают на становление телепублицистики, телевизионных игр, информационной службы, развитие технической оснащенности студий, бурный рост кадров, оборотной стороной которого был, в целом, невысокий профессиональный уровень творческих работников. Поэтому их учеба, по образному выражению авторов, «шла прямо в эфире, в полном смысле на глазах у зрителей»21.

Отмечая «небывалое ужесточение внутрителевизионных порядков» в эпоху С. Лапина, авторы выявляют тенденцию укрепления престижа телевидения в государстве. Отмечаются и положительные моменты внедрения видеозаписи, такие как возможность .предварительной работы со сценарием до начала съёмок, предварительной записи, качественного монтажа телепередачи. Говоря о «лакировочном» подходе к телевизионным программам, особенно информационного жанра, исследователи не забывают и о творческих достижениях 1970-х годов, отмечают возросший профессионализм персонала телестудий .

Обилием исторических фактов и стремлением всесторонне, в контексте своей исторической эпохи, рассмотреть основные процессы и тенденции развития советского телевидения, отличается работа С. Агапитовой. Оценивая путь, пройденный советским телевидением, наряду с присущими ему недостатками и «родимыми пятнами», автор справедливо указывает на огромный багаж наработанных жанров, а также средств и методов

  1. Телевизионная журналистика//под ред. Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я. М., 2002. С. 67.

  2. Телевизионная журналистика//под ред. Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я. М., 2002. С. 70-72.

  3. Телевизионная журналистика//под ред. Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я. М., 2002. С. 77-79. .

телетворчества, определенный тематический пакет, четкие критерии отбора информации, воспитание поколения журналистов с ответственным, гражданским подходом к своей работе, что явилось фундаментом нового, революционного телевидения конца 1980-х годов, и многое из которого (и хорошее, и плохое) осталось за бортом перестроечных и постперестроечных изменений2 .

Характеризуя начальный этап в развитии телевидения (50-60-е годы XX в.), Я. Засурский отмечает не только бурное развитие местного телевещания, но и радикальные процессы его централизации, которые позволили объединить вещательные островки местных студий в «телевизионный материк единой информационной системы отечественного телевидения»24. Отмечая «безусловно прогрессивный характер» централизации процесса телевизионного вещания в 1960-е годы, Я. Засурский говорит о необходимости перестройки (определенной децентрализации, своего рода творческом хозрасчете) местного телевидения в 1970-е годы. Ее неудача была связана с общими процессами ослабления политической воли к преобразованиям. Возобладавшее в высшем руководстве страны мнение об идеологической нерентабельности местного телевидения и принятое вслед -за этим решение о закрытии ряда местных студий, ученый однозначно оценивает как ошибочное25.

Если история Центрального телевидения, в целом, получила достаточное освещение в научной литературе (выделены основные этапы развития, прослежены оценки, с которыми можно соглашаться или спорить), то история регионального телевидения разработана недостаточно2 .

23. Агапитова СЮ. Информационное вещание на TV: Эволюция и
современное состояние (на материале телевидения Ленинграда - Санкт-
Петербурга). СПб., 2003. С. 59-60.

  1. Система средств массовой информации России. М., 2003. С. 174.

  2. Система средств массовой информации России. М., 2003. С. 174-175.

  3. Алапеева Н.Н. Социокультурная роль регионального телевидения России

(анализ деятельности телекомпаний Западной Сибири). Автореф.дисс.канд. фил. наук. Барнаул, 2003. С. 5.

Следующий блок литературы связан с исследованиями по Челябинскому телевидению, здесь представлены история Челябинской телестудии и работы местных журналистов.

Первой работой, посвященной Челябинскому телевидению, стала книга М. Германа и В. Малахова «Телевидение на Южном Урале»27. На примере челябинской телестудии авторы писали об основных принципах телевидения, его специфике, структурных компонентах и основном содержании передач. Написанная в 1959 г., она в большей мере является путеводителем челябинского телезрителя по организационно-технической и творческой мастерской телевидения и показывает ему, как «делается» телеэфир.

В 1960-1970 годы появились несколько работ, посвященных отдельным аспектам деятельности челябинского телевидения. Большинство из них носит популяризаторский характер и обладает незначительным аналитическим потенциалом.

На основании социологического опроса сельских телезрителей 3. Мешковая провела ранжирование передач областного телевидения по степени их популярности в сельской местности и пришла к выводу о наибольшем рейтинге специализированных программ для села и корреляции избирательности сельского телезрителя с образовательным и профессиональным уровнем . В статье А. Бутузова рассказывается о сотрудничестве Челябинского горисполкома с областным телевидением, использовании его возможностей для закрепления двусторонней связи власти и горожан и оперативном реагировании на вскрытые недостатки . Об опыте эксплуатации челябинским телерадиоцентром двухкамерной аппаратной

27. Малахов В.Н., Герман М.А. Телевидение на Южном Урале. Челябинск,

1959.

  1. Мешковая З.Г. Некоторые вопросы совершенствования телепередач, воздействующих на сельское население (на примере Челябинской области)// Вопросы истории, экономики и философии. Вып. 51. Челябинск, 1970. С. 216-221.

  2. Бутузов А.Д. Наш новый помощник - телевидение// Советы депутатов трудящихся. 1972. 7 июля. С. 68-71.

цветного телевидения, ее достоинствах и недостатках рассказывается в статье В. Мрякина . Анализ содержания одной из самых популярных молодежных передач Челябинской телестудии «Подросток в трудной ситуации», ее жанрово-композиционных особенностей и степени востребованности у телеаудитории дан в статье Э. Примаковой31.

В статьях В. Малахова, Э. Дружининой, А. Ефименко дан краткий обзор деятельности челябинского телевидения, его основных достижений и успехов. Написанные к юбилейным датам, эти публикации не содержат развернутого анализа основных этапов и направлений развития ЧСТ и ориентированы на «пропаганду» ее наиболее значимых результатов 2.

Отдельные аспекты технической и творческой жизни ЧСТ, характеристики ее отдельных представителей и их роли в развитии областного телевидения отражены и в юбилейном издании «Зеркало нашей жизни» (редакторы - составители А.Ефименко, Т.Д.Николаева), посвященном 45-летию ЧГТРК33, где история челябинского и телевидения представлена в лицах, предельно персонифицирована и насыщена человеческими судьбами и характерами. В книге Л. Попова «Встречи в пути» содержится богатый материал по истории ЧСТ. Автор излагает материал в хронологической последовательности, чётко выделяя и анализируя отдельные этапы её деятельности.

30. Мрякин В.В. Об опыте эксплуатации оборудования ДАЦТ на
челябинском телерадиоцентре// Вопросы повышения качества и
надежности студийного и внестудийного оборудования цветного
телевидения. Челябинск, 1979. С. 79-80.

31. Примакова Э.В. Когда подросток в трудной ситуации...// Продиктовано

временем (из опыта работы Центрального и местного телевидения и радиовещания). М., 1982. С. 166-177.

32. Малахов В.Н. Без бумаги и расстояний (Из истории челябинского
телецентра)// Челябинск в разных измерениях. Челябинск, 1986. С. 1 ЗО
НІ; Дружинина Э.Б., Ефименко А.П. Челябинское телевидение: 40 лет
со времени организации// Календарь знаменательных и памятных дат.
Челябинская область. Челябинск, 1998. С. 71-73.

33. Зеркало нашей жизни. Страницы истории телевидения ЧГТРК.
Челябинск, 2004. С. 16-303.

Несомненный интерес представляет глава «Управление прессой: принципы, система, опыт», особенно раздел, посвященный подготовке и воспитанию творческих кадров.

В 1984 г. В. Костоусовым была защищена кандидатская диссертация, выводы которой опирались на материалы социологических исследований и архивов телестудий в Тюмени, Свердловске, Казани начала 80-х годов XX в. Автором были обобщены формы и методы партийного руководства местным телевидением, подчеркивалась зависимость эффективности работы местного телевидения от того, «насколько оно органично дополняет центральные программы»34.

Для доказательства эффективности работы созданных в ряде областных комитетов объединенных Главных редакций по подготовке программ для Центрального телевидения (далее ЦТ) автором в числе других были привлечены данные по Челябинскому комитету .

На рубеже XXI-XX веков появляется ряд диссертаций, посвященных тем или иным аспектам деятельности телевидения36. Как правило, они

  1. Костоусов В.П. Функционирование местного телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. Дис.канд. ист. наук. М., 1984. С. 14-16.

  2. Костоусов В.П. Функционирование местного телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. Дис.канд. ист. наук. М., 1984. С. 19.

  3. Засурский И.И. СМИ России в условиях глобальных процессов информации: Формирование новой концепции средств информации и их роль в политической жизни страны. 1990-1998. Дис...д-ра филол. наук. М., 1998; Лукницкий СП. Средства массовой информации в системе социального управления России. Дис.д-ра социол. наук. М., 1998; Цвик В.Л. Телевидение переходного периода. Дис...д-ра филол. наук. М., 1997; Е.А Иванова. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы (на примере Ростовской области). Дис...д-ра филол. наук. Ростов-на-Дону, 2003; Абашеев А.О. Рынок информационно-коммуникационных услуг и тенденции его развития (на примере Хабаровского края). Дис.канд. экон. наук. Хабаровск, 2002; Алпеева Н.Н. Социокультурная роль регионального телевидения России (анализ деятельности телекомпаний Западной Сибири). Дис.канд. филол. наук. Барнаул, 2003; Ведяшкин М.А. Средства массовой

написаны журналистами, филологами, политологами, социологами, экономистами и рассматривают соответствующие аспекты развития современного российского телевидения. Исторические сюжеты в них если и присутствуют, то на уровне минимальных вкраплений. Во-вторых, с сожалением приходится констатировать, что Челябинская область «выпала» из поля зрения диссертационных исследований.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что если отдельные проблемы развития отечественного телевидения изучались довольно активно, то история региональных телекомпаний, в частности, Челябинской области, остаётся до настоящего времени мало изученной темой. В литературе нет конкретно-исторических исследований, освещающих основные тенденции развития Челябинского телевидения в 1958 - 1985 гг. Не изучен вопрос формирования организационной структуры Челябинской студии телевидения. Не привлекала внимания исследователей история динамики кадрового потенциала Челябинской студии. Впервые предпринята попытка проследить развитие тематической и жанровой политики Челябинского ТВ.

Методология данного исследования опирается на системно-структурный, логический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический методы, а так же методы дедукции и индукции. Исследование осуществлено на основе принципов объективности, историзма и системности.

информации в социально-политических процессах Российской федерации. 1990-е годы. Дис.канд. политол. наук. М., 1998; Кузьменко СВ. Формирование общественного мнения средствами телевидения: социально-культурный аспект. Дис.канд. пед. наук. М., 2002; Макаров В.П. Региональные СМИ в структуре российского общества: Социологический аспект. Дис.канд. социол. наук. М., 1998; Семенов В.Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания. Дис.канд. филол. наук. М., 2000; Цехоня О.С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории. Дис.канд. психол. наук. М., 1998.

Принцип объективности предусматривает опору на фактический материал в его истинном содержании, его всестороннее изложение, что, в свою очередь, дает возможность проанализировать каждое явление в его многогранности.

Принцип историзма обеспечивает рассмотрение событий в их исторической взаимосвязи, преемственности и развитии, что позволяет обеспечить единство прошлого и настоящего в процессе исследования.

Принцип системности предполагает рассмотрение общественных процессов как функционирующий комплекс систем и подсистем, взаимопроникающих и в то же время относительно самостоятельных. Реконструкция изучаемых событий осуществляется на основе критического осмысления и сопоставления различных источников. Обращение в диссертации к творческим процессам и коллизиям, их сопровождающим, диктует необходимость использования социально-психологических оценок, что позволяет приближаться к персональной истории.

Объектом данного исследования является история советского телевидения с конца 1950-х до 1985 г.

Предметом исследования - возникновение и развитие Челябинского областного телевидения до начала перестройки.

Территориальные рамки исследования ограничены рамками Челябинской области - одним из важнейших и наиболее развитых в социально-экономическом отношении регионов России, обладающим значительным интеллектуальным и духовным потенциалом.

Хронологические рамки исследования - с 1958 года до 1985 г., -представляют собой хронологическое пространство, характеризуемое стабильностью партийно-государственной системы, цельностью устоявшихся идеологических принципов и стереотипов, едиными стандартами функционирования средств массовой информации. Они позволяют проследить эволюцию Челябинского телевидения во всем многообразии связей и аспектов, выделить этапы его развития, общие

тенденции и специфику, как одного из элементов советской системы телевизионного вещания. Нижняя граница - 1958 г. связана с созданием в этом году Челябинской студии телевидения. Выбор верхней границы обусловлен тем, что с приходом к власти М.С. Горбачева в марте 1985 г. начинается другая эпоха в развитии страны и телевидения, как важнейшего элемента партийно-государственной системы.

Цель данной работы состоит в. выяснении тенденций развития
телевидения Челябинска с момента его возникновения и до 1985 г. во всем
многообразии его организационно-технических, творческих,

функциональных сторон и связей. При рассмотрении формирования и развития областного телевидения в исследуемый период автор поставил перед собой следующие основные задачи:

изучить систему партийно-государственного руководства челябинским телевидением;

проанализировать развитие технической базы и эволюцию организационной структуры Челябинской студии телевидения;

исследовать кадровый состав, его образовательный, профессиональный, половозрастной аспекты, состояние производственной дисциплины в коллективе;

проследить формирование тематической направленности, программной и жанровой политики;

выявить степень социальной ответственности творческих работников телевидения.

Решение исследовательских задач получения объективной информации о социокультурных и политических процессах прошлого, взглядах, представлениях и настроениях людей ушедшей эпохи во многом определяется выбором наиболее достоверных и информационно насыщенных источников, взаимодополнением и взаимопроверкой их различных видов, применением к ним адекватных исследовательских приемов.

Изучение разнообразных источников убедило нас в правомерности выделения из их массы следующих основных групп: директивные документы КПСС и Совета Министров СССР, делопроизводственная документация, статистические материалы, источники личного происхождения, периодическая печать, кино-видео-фотоматериалы.

Годовые отчеты Челябинского областного комитета по телевидению и радиовещанию, хранящиеся в ОГАЧО (Ф.Р-1282 - Комитет по телевидению и радиовещанию Челябинского облисполкома), и пояснительные записки к ним позволяют выявить динамику развития производственно-технической базы, кадрового состава, происходившие структурные изменения, состояние плановой дисциплины и другие компоненты функционирования телерадиоцентра и телестудии.

Недостатком данной группы источников является их сухой, стандартизированный и формализованный характер. Он компенсируется ежегодными отчетными докладами партбюро комитета и прениями по ним, в которых на живых примерах раскрываются основные направления в деятельности коллектива, его достижения и неудачи. (ОГАЧО. Ф.П-2144 -первичная партийная организация Комитета по телевидению и радиовещанию Челябинского облисполкома)

Наибольший объем информации о внутренней жизни коллектива студии, его проблемах, творческих поисках тележурналистов дают протоколы заседаний коллегии комитета по телевидению и радиовещанию Челябинского облисполкома, художественного совета и партийных собраний, на которых, в основном, обсуждались производственные и творческие дела. (ОГАЧО. Ф.274 - исполнительный комитет Челябинского областного совета депутатов трудящихся)

Представления о тематическом пространстве и жанровой политике студии складываются на основе многообразных источников. Наибольшими информативными возможностями из них обладают справки о работе областного комитета по телевидению и радиовещанию, справки, отчеты об

освещении социалистического соревнования, о передачах экономической, социально-бытовой, культурной, правовой тематики, по воспитанию молодежи, по пропаганде интернационализма, советского образа жизни. К этой группе документов относится также тематические планы редакций, их основные рубрики, сравнительный анализ которых позволяет проследить эволюцию тематических щ линий студии, информация и отчеты о мероприятиях по подготовке и пропаганде решений съездов и пленумов ЦК КПСС, его отдельных постановлений, по подготовке к юбилейным датам, записки отдела пропаганды и агитации обкома партии, в которых давался комплексный критический анализ деятельности челябинского телевидения во всей полноте его успехов и просчетов, давались рекомендации по исправлению выявленных недостатков. (ОГАЧО. Ф.Р-1282)

Возможность оценить эффективность передач челябинского телевидения, их доведение до конкретного телезрителя и прочность обратной связи с ним дает такой источник, как справки и отчеты о работе с письмами телезрителей.

Значительными информационными возможностями и критически-аналитическим потенциалом обладают подготовленные отделом пропаганды и агитации Челябинского обкома КПСС обзоры передач областного телевидения различной тематической направленности. Поскольку их главной задачей являлось повышение роли телевидения в коммунистическом воспитании трудящихся, их отличала критическая нацеленность не только идейного, но и творческого содержания. (ОГАЧО. Ф.П-288 - Челябинский обком КПСС)

Информацию о структурных и кадровых изменениях, награждениях персонала студии правительственными и ведомственными наградами и знаками отличия, о развитии технической базы областного телевещания содержит такой блок источников, как приказы и распоряжения центральных и областных властных структур, руководства челябинского Комитета по

телевидению и радиовещанию' и переписка между ними по различным аспектам служебной деятельности.

Справки Главного управления местного телевидения и радиовещания о работе местных комитетов, хранящиеся в ГАРФ (Ф.6903 - Гостелерадио СССР), помогают реализовать сравнительно-исторический подход, оценить организационно-технический и творческий уровень ЧСТ на фоне других региональных структур.

Служебные и докладные записки председателей Госкомитета в Совет Министров, ЦК КПСС, хранящиеся в Российском государственном архиве новейшей истории (далее РГАНИ - Ф.5 - аппарат ЦК КПСС), позволяют оценить состояние, проблемы и перспективы развития телепроизводства в стране в целом и с этих позиций оценить состояние дел на челябинском телевидении.

Несмотря на непродолжительное по историческим меркам существование челябинской телестудии ее сотрудниками написаны воспоминания, часть из которых отложилась в архивных фондах, а основная масса опубликована в различных изданиях. Эти -источники содержат подчас уникальную информацию о различных этапах развития ЧСТ, межличностных отношениях в коллективе и особенностях его «ауры», отражают отношение людей к тем или иным событиям. Вместе с тем, наряду с присущими им достоинствами они имеют и существенные недостатки и требуют критического подхода.

Значительную ценность для нашего исследования представляют материалы местных газет «Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск», «Магнитогорский рабочий», «Комсомолец», «Златоустовский рабочий». Содержащиеся в них заметки, корреспонденции, отклики на те или иные передачи областного телевидения позволяют взглянуть со стороны на качество его' продукции, получить эмоционально окрашенные оценки телепередач, отклики и пожелания телезрителей.

Вещественные источники представлены киноплёнками и видеокассетами из текущего архива Челябинской государственной телерадиокомпании за период с 1959 по 1977 год. Автором просмотрены работы ведущих творческих работников ЧСТ - В. Малахова, Г. Кононова, Р. Эйленгрига, В. Карпова, В. Павлова, Л. Пивера и других. Эти кино- и видеоматериалы свидетельствуют о разнообразии творческих направлений и жанров, которые использовали челябинские телевизионщики: документальные и художественные фильмы, киноочерки, телеспектакли, телепрограммы, циклы передач. Практически каждый материал отличает высокое качество съёмки и режиссуры. Содержательная сторона кино- и видеоматериалов говорит о том, что, с одной стороны, работники Челябинского областного телевидения выполняли заказ идеологической системы того времени, создавая программы пропагандистского характера, а с другой стороны, много творческих сил и времени редакционные коллективы отдавали подготовке смыслосодержательных передач об истории края, о людских судьбах, о красоте уральской природы, о творчестве знаменитых земляков и т.д. Сегодня эти видео- и киноматериалы являются бесценными свидетельствами не только по истории Челябинского телевидения, но и по общей истории края.

В целом, источниковая база исследования разнообразна и достаточна для решения поставленных в диссертационном исследовании задач.

Данная диссертация - первое историческое исследование, в котором комплексно исследован опыт телевещания Челябинской телестудии. Новым является и подход автора к исследуемой теме, которым определяется единство культурно-исторического и социально-психологического анализа объективных и субъективных факторов развития телевидения.

Взаимосвязанное изучение культурно-исторических условий деятельности творческих работников, творческого процесса и межличностных отношений позволило впервые убедительно воссоздать и определить роль идеологической доктрины в эволюции системы

телевещания, показать тенденции развития организационных структур, представлений и эмоционально-чувственных мотивов поведения творческого коллектива.

Кроме того, научная новизна результатов исследования обусловливается авторским анализом, систематизацией, обобщением и вводом в научный оборот значительного числа архивных документов, ранее нигде не публиковавшихся. Значительная часть этих источников позволяет в новом ракурсе увидеть деятельность высших партийных и государственных органов, взаимоотношения в коллективе телестудии, позиции создателей телепередач по политико-экономическим и социальным вопросам развития советского общества.

Региональное телевидение в партийно-государственной политике

Советское телевидение в большей мере являлось идеологическим учреждением, нежели художественной или развлекательно-познавательной структурой, а его региональные подразделения строили свою работу в строгом соответствии с резолюциями и постановлениями съездов и пленумов ЦК КПСС, решениями областных комитетов партии.

Практически эта деятельность выглядела большой идеологической кампанией, состоявшей из более мелких, кратковременных, либо «растянутых» мероприятий, что позволяло держать население под постоянным идеологическим прессом и легко управлять общественным сознанием. Можно без преувеличения сказать, что телевидение превращалось в наиболее эффективную «пятую колонну» Советского государства.

Каждый очередной период функционирования Челябинской студии телевидения был подчинен реализации решений того или иного партийного форума, а сами работники телевидения, по заявлению секретаря Челябинского обкома КПСС Ф. Кузюкова, сделанному в декабре 1961 г., являлись подручными партии1.

9 января I960 г. ЦК КПСС принял постановление «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», в котором телевидение впервые было названо в ряду основных средств партийной пропаганды. Этот документ указывал на необходимость повышения идейного уровня радио и телевидения, создания содержательных и емких передач, посвященных коренным проблемам марксистско-ленинской теории, важнейшим вопросам внутренней и внешней политики партии и способных заинтересовать самые широкие слои населения2.

Начальный этап деятельности ЧСТ был связан с постановлением ЦК КПСС от 29 января I960 г. «О дальнейшем развитии советского телевидения», которое исследователи . определяют как программный документ, определивший направление, характер и задачи телевизионного вещания3.

В нем говорилось, что «телевидение открывает новые большие возможности для повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения», что оно способно влиять даже на те слои народа, которые «менее всего охвачены массово-политической работой»4.

В качестве главной задачи телевидения партия определила пропаганду решений съездов и пленумов ЦК КПСС, внутренней и внешней политики Советского государства, успехов и достижений в коммунистическом строительстве, в политической, экономической и культурной жизни советского общества5, указав, что оно «призвано играть важную роль в воспитании советских людей в духе коммунистической идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии и морали6.

В постановлении нашли отражение все основные вопросы телевизионного вещания: развитие материально-технической базы, подготовки кадров, расширение содержания, разнообразие тематики программ, повышение оперативности и представительности информации, в том числе о жизни регионов, увеличение объема передач на общественно-политические темы, по эстетическому воспитанию советских людей и программ для детей7.

Постановление июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии» определило телевидение ударной силой идеологического фронта и его важнейшей задачей считало формирование марксистско-ленинской морали у советских людей, «систематическое и глубокое освещение работы партии и всего советского народа по выполнению народно-хозяйственных планов, улучшению партийного руководства производством, критику косности, бюрократизма, расточительства, тунеядства и других антиобщественных явлений, «широкое распространение положительных примеров»8.

7 января 1964 г. ЦК КПСС принял новое постановление по вопросам развития СМИ в СССР «О руководстве ЦК КП Туркменистана печатью, радиовещанием, телевидением»9.

На примере республиканского телевидения были отмечены недостатки в его работе, в той или иной степени присущие всем регионам страны. Главными из них являлись поверхностный характер многих программ вследствие слабой связи с предприятиями и организациями, невысокий уровень передач на общественно-политические темы и слабая работа с письмами трудящихся.

Главная заслуга ЦК КП Туркмении состояла в организации «повседневного, конкретного и квалифицированного руководства», региональными партийными организациями в их деятельности, направленной на усиление идеологического контроля за СМИ.

После чехословацких событий 1968 г. ознаменовавших собой конец хрущевской «оттепели», в стране началось идеологическое наступление: разгром редколлегии «Нового мира», исключение А. Солженицына из Союза советских писателей, открытое письмо властям академика А.Сахарова, попытки возрождения сталинизма. Ярким проявлением наступавших «заморозков» стало усиление партийно-политической цензуры и идейного контроля за телевизионной продукцией, ее соответствием марксистской доктрине и установкам идеологического отдела ЦК КПСС. Начало усилению цензурного прессинга дало Постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» от 7 января 1969 г., которое подчеркнуло «особую ответственность руководителей организаций и ведомств и редакционных коллективов за идейную направленность выпускаемых произведений»10.

Создание технической базы и организационных структур телевидения.

История регионального телевидения в России насчитывает более шестидесяти лет. Первая нестоличная студия телевидения появилась в Ленинграде, где летом 1938 года началось регулярное телевизионное вещание.

По - настоящему «периферийные» телестудии стали появляться лишь в 1950-х годах. В это время, во многом под влиянием общественно-политических процессов хрущевской «оттепели» и научно-технического прогресса, в СССР ускоряется развитие телевизионного вещания и происходит резкий рост числа программных телецентров: с трех в 1950 г. до 89 в 1960 г.1 1950-1960-е годы характеризуются не только бурным развитием местного телевещания, но и его централизацией, что привело к созданию единой информационной системы отечественного телевидения2. Его составной частью стал и такой крупный промышленный и областной центр, как Челябинск.

Еще в 1954 г. партийное и советское руководство города приняло решение о проектировании программного телецентра. Его реализация началась с 1955 г. Рассматривались несколько вариантов мест строительства, прежде чем проектировщики не остановили свой выбор на территории за горсадом им. А.С. Пушкина.

Координатором и заказчиком проекта стало Областное управление связи, под контролем которого в 1956 г. работа над проектом была завершена. Для практической реализации проекта спустя год создается дирекция будущего телецентра. Поскольку его создание планировалось на базе радиостанции РВ-72, директором строящегося объекта по совместительству стал начальник данной радиостанции М. Термян.

Хотя строительство 180-метровой телевизионной башни было завершено к весне 1958 г., уже в середине 1957 г. по инициативе главного инженера Управления связи В. Яскевича было принято решение осуществить пробную ретрансляцию передачи из Свердловска с помощью закупленного во Львове ретранслятора ТРСА-20. Однако осуществить задуманное не удалось. По воспоминания связистов созданной для этого бригады В. Заикина и С. Троицкого, лишь «однажды на экране очень четко появилась лошадь, заржала, и картинка исчезла»3.

Неудача этой затеи окончательно убедила руководство в необходимости форсировать возведение телецентра. В марте 1958 г. под руководством начальника треста «Челябстрой» В. Старкевича и под контролем созданного обкомом КПСС специального штаба началось форсированное строительство здания аппаратно-студийного комплекса. О том, насколько большое значение этому объекту придавало руководство области, говорит тот факт, что еженедельно корреспондентский пункт газеты «Челябинский рабочий» давал информацию о ходе его строительства, а заседаниями штаба руководили высшие партийные функционеры области в лице первого секретаря горкома КПСС К. Воронина, руководителей обкома КПСС Н. Лаптева и Б. Русака4.

Совершенно в духе и стиле времени, несмотря на незавершенность монтажных и строительных работ, в большей мере с пропагандистскими, чем техническими целями 1 мая 1958 г. была проведена пробная телепередача, в которой выступил председатель облисполкома Г. Конопасов и был показан художественный фильм «Рассказы о Ленине».

Развитие программной политики.

Программная политика телевидения представляет собой определённую жанрово-тематическую организацию эфира, дающую телезрителям связную телеинформационную картину событий дня, налаживающую и поддерживающую диалог власти и общества, устраняющую существующие барьеры между культурными метрополиями и культурным потенциалом провинции, служащую проводником положительного индивидуального опыта во всех сферах жизни общества.

Программная политика включает в себя отношение руководства СМИ к тем или иным событиям, процессам, явлениям в жизни социума, реализуемое силами творческого коллектива. Значительное влияние на нее оказывают происходящие в обществе макропроцессы, присущие власти идейно-политические установки, отражающие характер общественного строя, партийные симпатии ее носителей, принадлежность СМИ к тому или иному типу собственности.

Влияние партаппарата и его официальных установок наиболее существенным образом сказалось на формировании тематического пакета телевидения, который лежит в основе содержательного аспекта программной политики. Л. Федотова выделяет три, в порядке важности, основных тематических направления: экономику, политику, социальную сферу1. Анализ различного рода информационных материалов, представлявшихся руководством- ЧСТ в вышестоящие инстанции, позволяет расставить несколько иные акценты и выделить следующие характеристики тематического пространства: идеологическая и политико-воспитательная работа, экономика, социально-культурная сфера.

Такая расстановка приоритетов не случайна. Идеологическая задача всегда выдвигалась на первое место в списке основных задач СМИ. Еще в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» от 29 января I960 г. говорилось: «Наряду с печатью и радиовещанием, телевидение призвано играть важную роль в воспитании советских людей в духе коммунистической идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии и морали...»2. В июньском постановлении 1962 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» указано на огромные возможности телевидения в разъяснении Программы КПСС и в борьбе за ее осуществление3.

С ростом технических возможностей телевидения, с развитием его изобразительно-выразительных средств, с увеличением его аудитории роль телевидения как идейного рупора партии все более повышалась.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» телевидение было названо одним из самых действенных инструментов идеологической работы КПСС .

Приоритетность экономического блока также совершенно естественно вытекала из .марксистских установок об определяющей роли базиса в развитии общественно-экономических формаций и вторичности всех остальных секторов социума.

Наглядной иллюстрацией тематической направленности ЧСТ служит критика руководством комитета Магнитогорской телестудии в 1964 г. за

приоритет культурно-просветительской тематики, отодвигавшей «на второй план освещение вопросов производства, социалистического соревнования, передового опыта борьбы металлургов и горняков за досрочное выполнение своих планов и заданий»5.

Идейно-воспитательную функцию Челябинского телевидения отличали сквозной, «пронизывающий» все содержание ее деятельности, наступательный характер, дифференцированный подход к различным категориям зрителей и к различным направлениям воспитания. Ее главной задачей, как отмечалось в справке областного комитета от 7 июля 1969 г., являлось «формирование марксистско-ленинского мировоззрения, высокой идейной убежденности, воспитание в духе преданности делу партии, пролетарского интернационализма, готовности к защите Родины, завоеваний Октября»6.

Как показывают информационные отчеты руководства ЧСТ, содержательная направленность данного тематического сектора была достаточно стандартизирована.

В той или иной степени идейно-воспитательная проблематика присутствовала во всех постоянных рубриках студии. Не только в идейно-направленных типа «Бери с коммунистов пример», «Твой вклад, коммунист», «Без отстающих», «Судьбы людские», «Человек и закон», но и в таких, казалось бы идеологически нейтральных программах, как «Клуб любителей природы», «Улица - моя, дворы - мои», «Музей имени Ляпсуса».

Похожие диссертации на Возникновение и развитие челябинского областного телевидения : 1958-1985 гг.