Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв. Биджиева Фатима Иосифовна

История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв.
<
История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв. История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв. История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв. История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв. История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Биджиева Фатима Иосифовна. История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Карачаевск, 2002.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/585-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История возникновения древнейших общественных институтов у карачаевцев в эпоху позднего Средневековья 22

1.1. Генезис фратрий в карачаевском обществе 22

1.2. Генезис и эволюция древнейших карачаевских фамилий 30

1.3. Генезис и эвоолюция древнейших карачаевских патронимии 50

Глава 2. Историческая роль социальных преобразований в Карачае в Новое время в возникновении новых карачаевских фамилий 59

2.1. Социальный статус зависимых сословий накануне отмены крепостного права в 60-70 гг. XIX века в Карачае 59

2.2. Начальный этап формирования фамилий в среде вольноотпущенников 67

2.3. Фамильные наименования вольноотпущенников, образованные от имен эпонимов 72

2.4. Фамильные наименования вольноотпущенников, образованные от прозвищ эпонимов 76

2.5. Фамильные наименования вольноотпущенников, образованные от этнонимов родоначальников фамилий 82

Глава 3. Миграционные процессы на Северном Кавказе и в Закавказье в Новое время и их отражение в образовании новых карачаевских фамилий свободных сословий 86

3.1. Формирование новых карачаевских фамилий мигрантами из представителей народов Северного Кавказа и Закавказья 86

3.2. Генезис патронимии в фамилиях, образованных мигрантами из соседних народов

Глава 4. Роль фамилий и патронимии в жизнедеятельности карачаевцев: традиции и современность 118

4.1. Идеологическая связь членов фамилий и патронимии 118

4.2. Общественная роль фамильно-патронимических организаций в жизнедеятельности карачаевцев 139

4.3. Особенности хозяйственно-экономического развития семей в рамках фамилий и патронимии 149

Заключение 158

Примечания 163

Глоссарий 183

Библиографический список использованных источников и литературы 184

Список респондентов

Генезис и эволюция древнейших карачаевских фамилий

История карачаевцев своими корнями уходит вглубь веков. В процессе формирования предки карачаевцев прошли на протяжении многих столетий сложный путь своего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов и племен, взаимно влияя и сталкиваясь не только с родственными, но и не родственными племенами и народностями. Изучение начального периода истории карачаевцев показывает, что их образование, расселение является следствием социально-экономического развития общества и перемещений различных этнических групп на Кавказе.

Среди выдвинутых в этнографической науке теорий об этногенезе карачаевцев (11 версий) и родственных им балкарцев мы придерживаемся той, которая была выдвинута Л.И. Лавровым, известным советским кавказоведом и востоковедом, апеллировавшим не только этнографическими, но и нарративными, археологическими, этнографическими, фольклорными и иными источниками. Согласно этой теории, основная часть тюрко-язычных народов Северного Кавказа, являются потомками носителей половецкого языка, заселившими свою нынешнюю территорию в период монгольских завоеваний в XIII в.1, а «переселение балкарцев и карачаевцев в высокогорные субрегионы Кавказа, - считает известный этнограф Г.Ф. Цулая, - обусловило смешанный характер этих народов» . Данные этнографии, археологии и других смежных исторических дисциплин позволяют сделать вывод о долгом и последовательном развитии материальной культуры карачаевцев на месте. Для изучения истории карачаевского общества в целом и карачаевской антропонимики, в частности, особое значение приобретает исторический источник - устное народное творчество - фамильные легенды и предания, потому что карачаевцы, как и многие народы Северного Кавказа, являются младописьменной нацией. В процессе работы над данной проблемой нами был собран большой полевой этнографический материал, который был подвергнут сравнительному анализу. В результате был выявлен механизм возникновения фамилии как общественного и родственного института, а также предшествующие ей системы родства у карачаевцев.

Общественные отношения народов Северного Кавказа до середины XIX века отличались большим своеобразием и сложностью. Своеобразие их заключалось, прежде всего, в длительном и стойком сохранении разумных различных социально-экономических укладов в рамках одной общественной системы. Карачаевцы в этом смысле не составляли исключение.

В феодальном социуме карачаевцев продолжали играть известную роль дофеодальные уклады: остатки первобытнообщинных и рабовладельческих отношений, сохранившихся в виде пережитков, описанных дореволюционными3 и советскими исследователями. Опираясь на эти источники, а также фамильные предания (на наш взгляд они являются ценным материалом для изучения различных аспектов истории карачаевцев, в том числе и общественных отношений, и достаточно достоверны, потому что в прошлом в горских обществах Северного Кавказа считалось обязательным знать генеалогию и историю своего рода с непременной передачей этой информации потомкам), мы попытались реконструировать те общественные отношения, на основе которых формировались первые карачаевские фамилии, условно нами обозначенные как древнейшие. Самым первым кровнородственным объединением карачаевцев в архаическом обществе был род. Для карачаевского рода было характерно: единство происхождения от одного общего предка - мужчины, а значит, и счет родства велся по мужской линии; экзогамия, т. е. никто из членов рода не мог вступать в брак внутри рода; коллективная собственность на средства производства, а значит, коллективный труд и коллективное потребление продуктов совместной деятельности; взаимопомощь: члены рода обязаны оказывать друг другу помощь; кровомщение: «в деле защиты своей безопасности, - как писал Ф. Энгельс о функциях рода у ирокезов, - отдельный человек полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда, из кровных уз рода возникла обязанность кровной мести»5; род имел право усыновлять посторонних: по предложению мужчин рода новый человек принимался в качестве брата. Это событие проводилось в торжественной обстановке и со временем обряд усыновления или принятия в род «таякъ-къарнаш», который В.П. Невская6 переводит как «братья из-под палки», также упоминаемый неоднократно в наших полевых материалах, со временем перерос в традицию и имел хождение и в других кровнородственных институтах, выросших на базе рода. Этот обычай, несомненно, способствовал укреплению и мощности данного института; род имел свое место погребения, о чем свидетельствуют возникшие позже патронимические и фамильные захоронения на общих сельских кладбищах .

Форма правления в родовом обществе - патестарная - первобытная демократия, орган власти, в которой выборный совет - совет старейшин рода, избираемый из числа глав патриархальных больших семей, пользовавших авторитетом в обществе. Каждый род имел свое название, обычно имя эпонима, распространяемое на всех членов данного рода и передаваемое по наследству из поколения в поколение.

С течением времени разраставшиеся в численном и поколенном составе роды, распадались не некоторое число новых родов, то есть происходит естественный процесс образования дочерних родов от одного старого. А все возрастающая плотность населения вынуждала к тесному сплочению между собой новых родов. Это было вызвано потребностями, выдвинутыми жизнью, как хозяйственно-экономическими, так политическими и стратегическими аспектами. Потому на смену родовому обществу, исчерпавшему себя благодаря накопленным трудовым навыкам и производительным силам, приходят новые общественно-экономические отношения, при которых осуществляется объединение родов в союзы - фратрии, новый общественный институт, время формирования которого приходится на распад первобытнообщинного строя и складывания военной демократии. Данный процесс осуществлялся в историческом прошлом народов Северного Кавказа, остаточные элементы которого в виде пережитков функционировали, как было сказано нами выше, и в последующих формациях, в некоторых институтах общинного самоуправления . Не обошел этот процесс и карачаевское общество. А.И. Мусукаев, известный современный этнограф и антропонимист, пишет, что для народов Северного Кавказа характерна «специфика регионального характера в генезисе и развитии традиционных общественных институтов»9. На наш взгляд, это приемлемо и для карачаевцев, изолированность которых, благодаря горному ландшафту, создавала им естественную защиту, а с другой стороны затрудняла регулярное общение с соседними народами, потому что единственными путями сообщения с балкарцами, кабардинцами, сванами, абхазами и другими были узкие, извилистые горные тропы, которые с наступлением холодов и снегов становились непроходимыми. Лишь таяние снегов позволяло возобновлять общение с соседями. Эта самая изолированность плюс занятие скотоводством порождали особые условия для складывания определенного исторического развития и сохранения традиционности как в материальной и духовной культуре, так и общинных форм социальной организации. Поэтому военная демократия, развивавшаяся в карачаевском обществе, - это не промежуточная фаза между родовым и классовым обществом в его классической форме, описанная Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где он исследует древнегреческое общество10, а вполне самостоятельная формация. Для общества, в котором складываются отношения, характеризующиеся как военная демократия, т. е. деление роли военноначальника - военного вождя при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии, как формы управления, несомненно, роль мужчин превалирует над ролью женщины не только в семейном быту, но и в общественной жизни. Таким образом, постепенно закрепляется верховенство и лидерство мужчин, которое впоследствии будет основой всех последующих как родственных, так и общинно-общественных коллективов и институтов.

Начальный этап формирования фамилий в среде вольноотпущенников

В результате проводимой в 60-70 гг. XIX века в Карачае отмены крепостного права зависимые сословия постепенно приобретали статус свободных граждан. Поэтому перед царской администрацией на Кавказе стояла задача одновременно с фиксированием на официальном уровне освобождения вольноотпущенников их офамиливание, потому что у зависимых сословий ранее фамилий не наблюдалось.

Перед нами стояла задача определить, каковы были принципы, используемые при формировании антропонимической системы карачаевских фамилий у той категории лиц, которых в исторической науке именуют вольноотпущенниками. Решая эту проблему, мы, подвергнув анализу фамильные предания и легенды, типологизировали фамилии, возникшие после отмены крепостного права в Карачае. Помимо этих источников нами в решении данной проблемы были привлечены архивные документы1 и классификация типов фамилий, созданная выдающимся отечественным ономастом Н.И.Баскаковым, изложенная в работе «Русские фамилии тюркского происхождения» , а также работы других видных ономастов и историков как отечественных, так и зарубежных .

Исследование процесса образования новых карачаевских фамилий позволило нам выявить не просто различия, но и тонкости и нюансы, отличающие данную социальную категорию фамилий, как древнейших, так и более позднего происхождения, относящихся к иным социальным группам (сословиям), а также отметить различия между системами фамильных наименований карачаевцев и других народов. В то же время результаты анализа преданий и литературных источников обращают на себя внимание определённым сходством в вопросах использования одинаковых приёмов формирования фамильных наименований.

Возвращаясь к вопросу о возникновении фамилий в среде вольноотпущенников, как наследственного имени семьи, мы рассматриваем этот процесс в хронологическом и типологическом аспектах. Хронологические рамки охватывают два периода: ранний (начальный период отмены крепостного права 1867-1868 гг.) и поздний (конец 60-х - начало 70-х гг. XIX века).

Типологический аспект базируется на классификации фамилий, как по антропонимическим признакам, так и по особенностям социальных критериев внутри зависимых сословий.

К числу ранних юридически оформленных фамилий у вольноотпущенников относятся такие, носители которых получили свободу в первый год после начала отмены крепостного права в Карачае, начавшегося официально после 4 марта 1867 года, сумевшие выкупить себя и свои семьи от феодальной зависимости на основе заключения добровольных сделок о выкупных суммах4. А такими, на наш взгляд, могли быть зажиточные юлгюлюкъулы.

В период с конца 1867 года до середины 1868 года было освобождено около 2000 крепостных крестьян . 0 фамилиях вольноотпущенников, именуемых «эски азат», будет сказано далее.

Отвлекаясь от частностей, мы можем констатировать, что поскольку представители зависимых сословий по адату приравнивались к имуществу владельца, то естественно, что и институт фамилии среди них не был развит, а потому, получая свободу, они должны были получить и фамилию. Юридическое оформление фамилий у вольноотпущенников (у представителей свободных сословий фамилии были, и их лишь документально фиксировали в означенные годы) было одной из основных задач, поставленных перед чиновниками царской администрации на Кавказе. Отсутствие фамильных образований и равно как фамильных наименований у вольноотпущенников привело к тому, что чиновники, незнакомые с особенностями менталитета карачаевского народа, взяли на вооружение принцип, используемый в России, «при котором крепостные и холопы князей и графов Шереметьевых, Орловых, Гагариных, Галицыных и других целыми деревнями записывались под фамилиями недавних владельцев»6. Поэтому, когда вольноотпущенники представлялись «как люди таких-то», им были даны фамилии их бывших господ. Вот почему в первые год-два после начала проведения реформ в карачаевской среде объявились новые Казиевы, Боташевы, Кубановы, Дудовы, Узденовы, Аджиевы, Байчоровы, Хубиевы и другие.

Но в карачаевском обществе, где с щепетильностью относились к чистоте рода, фамилии, карачаевские бии и уздени отправили прошение на имя царя с просьбой отменить подобную практику. Александр II удовлетворил их прошение . Однако, за тот промежуток времени, который понадобился на отправку прошения, рассмотрение и получение положительного ответа, наряду с бийскими и узденскими фамилиями появились, как было сказано выше, аналогичные фамилии в среде вольноотпущенников из числа юлгюлюкулов -бывших крепостных крестьян. Таким образом, по антропонимическим признакам первые фамилии вольноотпущенников аналогичны существовавшим на протяжении нескольких столетий фамилиям из среды свободных сословий, и потому возникает весьма определённый и закономерный вопрос о том, что фамилия не всегда свидетельствует о кровном родстве или родстве вообще. Как свидетельствует наш полевой материал, настоящих носителей фамилии от приписанных можно отличить по двум признакам: по изначальному ареалу расселения носителей этой фамилии и наличию патронимии. Так, например, среди многочисленной фамилии Узденовых не все являются потомками Везденя - основоположника этой фамилии. Настоящие Узденовы - потомки Везденя издавна проживали фамильными кварталами в а.Карт-Джурт и а.Хурзук. Они насчитывают 7 ответвлений в виде патрономий-атауулов. Тогда как приписные Узденовы, вольноотпущенники, вскоре после освобождения от феодального гнёта поселились на специально отведённых землях, обустраивая новые селения: Мара (Верхняя), Нижняя Теберда (Сынты) и Джегуте, где и поныне встречаются представители Узденовых, у которых отсутствуют патрономии .

Отмечаемая нами ранее специфичность в социальной тематике по фамильному вопросу проявлялась не только между представителями свободных сословий и вольноотпущенниками, но также и внутри зависимых сословий: между башсызкъулами (рабами, холопами) и юлгюлюкъулами (крепостными крестьянами). Как свидетельствует наш полевой материал, это проявляется в том, что среди вольноотпущенников из башсызкъулов отсутствуют фамилии, считавшиеся в карачаевском обществе престижными. На наш взгляд, это объясняется следующим: насколько кабальными были условия жизни патриархальных рабов в неволе, настолько жестокими были условия выкупных мероприятий, когда помимо отсутствия ценза по половому признаку, при наличии лишь возрастного, они, в отличие от юлгюлюкъулов, не имели права выбора способа уплаты и должны были в обязательном порядке отработать выкупную сумму в размере 200 рублей в течение срока, устанавливаемого феодалом (варьировавшего от 6 до 8 лет) 9

Генезис патронимии в фамилиях, образованных мигрантами из соседних народов

После окончания миссии оставшиеся в живых сваны вернулись обратно в Сванетию, за исключением одного, который решил обосноваться в Карачае. Молодой человек был принят в карачаевское общество, женился. Сам он был родом из сванского рода (фамилии) Везденей. Время от времени он навещал в Сванетии своих прежних родственников и потомкам своим дал наказ не забывать, откуда они родом, и по мере возможностей не теряли связи между собой. Фамилия Везденей в видоизмененной форме Узденовых была принята в четвертом поколении, если начать отсчет с этого свана. Со слов респондентов известно, что и сегодня в Сванетии встречается фамилия Вездени, которые имеют общие корни с картжутскими и хурзукскими Узденовыми 72.

Название другой карачаевской фамилии Шамановых так же связано с особенностями фонетики карачаевского языка. Согласно фамильному преданию, свое начало она берет из Бжедугии, которая упоминается в официальном документе, составленном во второй половине XIX века царскими чиновниками под руководством начальника округа Петрусевича: «Род свой они ведут от Вжедух (Бжедуг)» . По одной версии, фамилия берет начало от Шабанова Уздемира, по другой от Шабанова Магомеда, сына Уздемира, появившегося в конце XVIII века в Карт-Джурте и со временем женившегося на девушке из Алиевых, с которой он затем переехал на постоянное место жительства в Хурзук. Односельчане называли их Шамановыми. На сегодняшний день эта фамилия насчитывает 7 поколений 74.

Аналогичность фамилий у карачаевцев и других народов объясняется, на наш взгляд, тем, что, обретя новую родину в лице Карачая люди, тем не менее, пытались в своих фамильных наименованиях сохранить в памяти связь с прошлым, со своими корнями, бережно сохраняемыми и передаваемыми новым поколениям.

Защита своего рода от злых духов была присуща любой этнической среде, находящейся в стадии развития общинно-родового строя. А теологической основой этой эпохи было язычество, базирующееся на фетишизме, анимизме, тотемизме. Распространение и влияние язычества среди горцев Кавказа было настолько сильно, что и позже, в период формирования новых общественно-экономических формаций (последующих за разложением родового строя) и, соответственно, внедрения других культов, в частности - ислама, элементы язычества в качестве пережитков органично вкраплялись в них.

Народная память горских народов, отраженная в литературных источниках, до сих пор сохранила многочисленные поверья и суеверия тех далеких времен75. Это относится и к карачаевцам, у которых, как отмечают наши респонденты, в прошлом широко была распространена вера в чудесные свойства живых существ и неодушевленных предметов: домашние и хищные животные, деревья (сосны), камни, на которые накладывались функции оберегов, тотемов. Х.О. Лайпанов писал: «... Карачаевцам и балкарцам были известны «священные деревья и камни, которые почитались ими вплоть до конца XIX века» .

Вслед за A.M. Мусукаевым, дающим весьма удачное определение фамилиям, в основе наименования которых лежат названия животных -«зооантропоосновы»77, мы позволим включить как древнейшие карачаевские фамилии Текеевы, Кочкаровы и другие, так и более позднего происхождения -Бостановы, в эту рубрику.

Согласно фамильному преданию Бостановых, берущих начало из крымского рода Гериев, один молодой человек в конце XVII - начале XVIII вв. появился в Учкулане, где он остался жить. В основе фамильного наименования, ветви, основанной этим человеком, лежит название волчицы - Бёгюрджан, сходное с карачаевским названием - Бёрю. Такое название было положено в основу фамильного наименования, потому что, тотемом рода Гериев была волчица, знаменующая женское начало78. Со временем Бёгюрджан трансформировалось в Бостановых.

Таким образом, возникновение фамилии от зооантропонима в эпоху Нового времени не является исключением традиционной карачаевской системе антропонимии, включающей в себя различные факторы, дающие начало для фамильных наименований.

Система фамильных наименований карачаевцев богата и разнообразна. Помимо выше изложенных, она включает в себя и фамилии, в наименовании которых отразилась та или иная деятельность, со временем ставшая профессией. Подобные антропонимы, берущие начало от профессий, встречаются у разных этносов . Известный исследователь балкарских и кабардинских фамилий А. И. Мусукаев пишет по этому поводу: «Развитость профессий, ремесел, прикладного искусства и специфика материального быта кабардинцев и балкарцев не могли не отразиться на фамильных наименованиях их создателей»

Весьма интересна в этом отношении история возникновения карачаевской фамилии Азанчиевых, родоначальник которой приходился младшим братом основателю фамилии Хаджичиковых .

Этнические корни этих фамилий берут начало в Дагестане, откуда в Карачай в середине XIX века прибыл мужчина по имени Мухаммад. У него было два сына. Старший стал основоположником фамилиии Хаджичиковых, а потомки младшего своей фамилией обязаны деятельности их отца, который был азанчи в а.Эльтаркач. Азанчи - это тот, кто призывает мусульман пятикратно в день к молитве. Обе фамилии молодые и малочисленные, они насчитывают пять поколений. Хаджичиковы проживают в Малокарачаевском районе, Азанчиевы локально в с.Холодный Родник .

Особенности хозяйственно-экономического развития семей в рамках фамилий и патронимии

Фамилия - это наследственное наименование семьи в настоящем. Прежде чем стать таковым оно прошло долгий путь в своём развитии, начиная с генезиса как общественного института родства, включившего в себя более узкое общественное объединения родственников - патронимию, которая в последствии само ликвидировалась как общественная организация, достигнув пика своего развития при капиталистическом способе производства.

И фамилия, и патронимия - это продукт разложения архаического рода, возникшие в период складывания раннеклассовых отношений, но как наследницы рода они заложили в себя основную функцию последней и потому являются в первую очередь концентрической системой родства у карачаевцев.

Исследование проблемы проводилось на основе анализа фактического материала с привлечением литературных источников, позволивших ретроспективно рассмотреть этапы становления фамилий й соответственно, патронимии, а также создать классификацию фамильно-патронимических наименований в прошлом.

Исследование проводилось в комплексном освещении хронологической последовательности возникновения и обозначении социального статуса фамилий.

Применительно к полученной информации фамилии разделены нами на категории. К первой категории мы причисляем фамилии, которые были сформированы на базе древнейших карачаевских родов в период позднего средневековья - XVI век. В социальном отношении причислялись к бийским (княжеским), узденским (крестьяне-общинники), чанка (привилегированная прослойка, занимающая промежуточное положение между биями и узденями).

Ко второй категории относятся те фамилии, основоположниками которых были мигранты их соседних кавказских народов: армян, грузин, абазин, кабардинцев и других, - отдельные представители которых осели в разные годы Нового времени в карачаевской общине.

К третьей категории фамилий относятся фамилии вольноотпущенников, основанные после социально-экономических преобразований в Карачае в 1867-1884 гг. Эти фамилии также относятся к Новому времени.

Наличие или отсутствие фамилии в прошлом у карачаевцев свидетельствовало о социальном статусе человека, так как лишь представители свободных сословий имели фамилии. Сведения о том, к какому сословию принадлежит та или иная фамилия в прошлом откладывались в народной памяти.

Однако исследование показало, что общие фамильные наименования, не всегда свидетельствовали о родственных узах. Это объясняется двумя объективными причинами.

Первая причина - это когда в основу фамильного наименования двух фамилий положены одинаковые антропонимические основы - личное имя основателя.

Вторая причина заключается в том, что когда- вольноотпущенников наделяли фамилиями, некоторые из них записались под фамилиями недавних владельцев. Такие фамилии различаются по отсутствию патронимии у вольноотпущенников и по ареалу распространения фамилии, потому что, исходя из социальной неприязни, бии и уздени после отмены крепостного права запретили вольноотпущенникам проживать в их селениях, и последние обосновали новые селения в Маринском, Джегутинском и Тебердинском ущельях.

В процессе исследования генезиса и эволюции фамилий нами была составлена классификация типов фамильных найменований по антрономическим признакам, согласно которой основой служили мужские и женские личные имена; прозвища; трудовая деятельность и профессия; производные от этнических корней; производные от названий животных; фамилии, образованные от усеченной формы окказиональных выражений; фамилии, встречающиеся у других народов Кавказа, но звучащие в карачаевской транскрипции.

По частотности среди всех антропонимических основ наиболее популярными были фамилии, производные от имен и прозвищ.

Исследование генезиса патронимии свидетельствует о том, что если фамилия - это институт родства, включающий широкий круг, то патронимия является более узким коллективом родственников. Генезис патронимии у карачаевцев осуществлялся теми классическими путями, которые описаны М.О. Косвеном, то есть - или за счёт сегментации разросшихся семейных общин, или же за счёт раздела братской семьи.

Исходя из результатов исследования патронимические (атауульные) наименования мы классифицировали по типам: первый тип - производные от личных имён (мужских и женских), основоположников или их потомков; второй тип - производные от прозвищ (мужских и женских), основателей или их жён.

В диссертации уделяется внимание помимо фамилий и патронимии также и фратриям (къаумам). Къаумы как общественная организация, объединяющая родственников по крови более широкого порядка, чем фамилия, сложилась в период военной демократии и в качестве реликта родового строя существовала и в феодальном Карачае, а такой признак как экзогамия по фратрии придерживался вплоть до конца XIX века.

Наименованием къаумов служили личные имена их родоначальников.

В исследовании нами проводились параллели между прошлым и настоящим фамильно-патронимических институтов по проблеме идеологического, общественного и экономического единства их членов.

Идеологическая общность членов фамилий и патронимии базировалась на единстве происхождения от одного общего предка.

В настоящее время родственные чувства, основанные на общности происхождения, ослабли, но не утрачены.

Общественное единство в прошлом выражалось в существовании органов самоуправления данных объединений, руководивших внутренней жизнью вверенных им коллективов людей.

Наличие глав фамилий на сегодняшний день - это не более как дань традициям старины, потому что в настоящее время данные коллективы родственников уже не представляют собой прежние общественные организации.

Хозяйственно-экономическое единство семей выражалось в прошлом в материальной и производственной взаимопомощи.

На современном этапе развития карачаевцев она имеет место, но проявляется реже и реже, и в большинстве случаев в сельской местности.

Результаты исследования позволяют автору надеяться, что в определенной степени удалось восполнить весьма ощутимый пробел в деле изучения истории возникновения и развития фамилий, а также связанных с этой проблемой социально-экономических отношений карачаевцев.

Похожие диссертации на История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв.