Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Замиралова Татьяна Александровна

Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.)
<
Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Замиралова Татьяна Александровна. Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Замиралова Татьяна Александровна; [Место защиты: Кемеров. гос. ун-т]. - Омск, 2008. - 225 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/45

Содержание к диссертации

Введение

1. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 24

1.1. Возникновение и основные этапы формирования общественных национально-культурных объединений 24

1.2. Структурирование общественных национально-культурных объединений 40

1.3. Процесс становления правовых основ в этнокультурной жизни национально-культурных объединений 57

1.4. Государственная поддержка общественных национально-культурных объединений 80

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНО- КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 98

2.1. Взаимодействие органов власти с общественными национально-культурными объединениями 98

2.2. Основные формы и методы организации досуга национальных групп 121

2.3. Пропаганда западносибирского национально-культурного наследия 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 171

ПРИЛОЖЕНИЯ 211

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена культурной и политической спецификой Западной Сибири. В ходе социальных, экономических, культурных преобразований в регионе накоплен уникальный опыт национально-культурного развития. Моделью эффективного регулирования системы национально-культурных взаимодействий, реализующейся на практике, стали общественные национально-культурные объединения.

Научная актуальность исследования общественных национально-культурных объединений в субъектах Западной Сибири определяется необходимостью глубокого осмысления подобных форм способов и средств удовлетворения национально-культурных запросов населения в поликультурном контексте региона. Следует учесть и то обстоятельство, что, начиная с 1988 года национальные проблемы стали приоритетными в политической жизни страны1.

Лидеры национальных объединений были одними из первых, кто понял серьёзность проблемы, а вектор изучения, возникновения и развития общественных национально-культурных объединений вошёл в ряд актуальных. Отсюда становится очевидным, что тема предлагаемого исследования имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Необходимость изучения поставленной в исследовании проблемы обусловлена следующими факторами:

  1. появлением большого количества общественных, в том числе национально-культурных, объединений2;

  2. длительной стагнацией в динамике концептуальных решений вопроса межнациональных отношений (в качестве примера приведём следующее заявление, сделанное Л.И. Брежневым в связи с пятидесятилетием образования

Иванов В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения (по материалам социологических исследований). М., 1998. 2 Центр документации новейшей истории Омской области (далее ЦДНИОО). Ф. 9672. Оп. 1. Д. 74.

СССР: «Национальный вопрос в том виде, в каком он нам достался от прошлого, решён окончательно и бесповоротно»)1;

3) необходимостью регулировать часто возникающие противоречия в
вопросе национально-культурных отношений (недавнее обострение межна
циональной розни в г. Кондопоге, г. Воронеже, г. Санкт-Петербурге, г. Став
рополе, как, впрочем, и в Париже, в очередной раз указывает на необходи
мость изучения ситуации совместного проживания разных национальностей и
определения оптимального пути решения основных проблем в межнациональ
ном общении);

4) желанием людей сохранить культуру своей этнической группы, преж
де всего проживающих за пределами исторической родины. В этой связи воз
никла необходимость обеспечения условий для удовлетворения возникающих
потребностей, самоидентификации личности в процессе роста национального
самосознания.

На этом фоне, на наш взгляд, роль добровольных национально-культурных объединений в жизни страны обрела особую актуальность. Вместе с тем прослеживаются негативные последствия утраты опыта независимой общественной деятельности. В этой ситуации изучение истории национально-культурных объединений, которые на современном этапе стали агентом социализации для вынужденных переселенцев, беженцев, мигрантов, становится тоже важным, поскольку позволит не только восполнить пробелы в знании истории развития национальных объединений, но и инициирует разработку новых направлений национальной политики Российского государства.

Степень изученности проблемы. Процесс изучения национально-культурных общественных объединений давно привлекает внимание учёных, но здесь существуют определённые сложности, прежде всего связанные с тем, что общественные национально-культурные объединения активизировали

1 Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических республик. М., 1973.С. 23.

свою деятельность лишь последние 20 лет1. Тем не менее литературу по изучаемой проблеме можно разделить на две основные категории: фундаментальные исследования, посвященные в целом национальным проблемам, и периодические издания, в которых непосредственно освещались проблемы национально-культурных объединений. Отсюда историографический массив дифференцируется следующим образом: досоветская, советская, современная (начиная с 1991 года) литература.

Анализируя работы дооктябрьского периода, считаем необходимым отметить, что проблема национально-культурных общественных объединений здесь специально не изучалась. Она рассматривалась в общих трудах, посвященных вопросам национального развития государства2.

Советский период историографии в основном отражает исключительную успешность в национально-культурной политике. Однако Михаил Лифшиц в своих исследованиях отмечал: «Одной из распространённых банальностей советского периода в вопросах межнациональных отношений было абстрактное отрицание национальной традиции во имя классовой борьбы. Истоки такого отношения к национальной традиции располагались в теории марксизма3».

Следует отметить, что «в теории марксизма существует концепция полного гражданского равенства представителей разных национальностей и этнических групп внутри государства, которое необходимо для быстрейшей ассимиляции и стирания национальных и этнических различий внутри больших исторических наций»4. Принципиальные позиции марксистской5 теории в нашей работе подтверждают необходимость развития сети национально-культурных общественных объединений как способа стирания границ межнациональной розни. Отсюда становится очевидным, что для современной социаль-

1 Национально-культурная политика в Сибирском регионе в XX веке. Новосибирск, 2004. С. 142.

2 Штернберг Л.Я. Иногородцы. Общий обзор Формы национального движения в современных госу
дарствах. СПб., 1910. С. 566, 568.

3 Лифшиц М. Собр. соч.: В 3 т. Т.1. М., 1988. С. 33.

4 Маркс К., Энгельс Ф. ПСС Т. 6. С. 183; Т. 16. С. 160-161.

5 Ленин В.И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 22. М., 1971. С. 327.

ной реальности общественные национально-культурные объединения - это один, из наиболее оптимальных способов позитивного решения проблем межнационального взаимодействия. В целом исследования учёных рубежа XX века легли в основу теоретико-методологической разработки идеи национально-культурного самоопределения.

В 1967 году появилась одна из первых научных работ по национальному вопросу - монография Я.Ш. Шарапова «Национальные секции РКП(б)», в которой изучается процесс взаимодействия партийных комитетов и национальных секций в работе среди национальных меньшинств. Объяснить появление такой работы можно хрущёвской «оттепелью»1. Далее изучение этой области науки вышло за пределы деятельности партийных комитетов, такими стали работы М.Э. Коган, Л.В. Малиновского, В. Маамяги, Г.В. Старовойтовой2. В кон. XX - нач. XXI вв. национально-культурные проблемы рассматривались достаточно серьёзно и объективно. Значительный вклад в изучение социального взаимодействия национальных групп внесли исследователи М.А. Астваца-турова, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов3, С.А. Пистрякова и

др.4

В 1990-е годы активизировалось изучение не столь популярных ранее тем, в том числе касающихся неполитических общественных организаций и движений. А. Абрамян убедительно доказал необходимость развития национальных общин, показав, что именно они способны сплотить многонациональный российский народ5. М.Н. Губогло был проведён сравнительно-

1 Шарапов Я.Ш. Национальные секции РКП(б). Казань, 1967. С. 12.

2 Маамяги В. Эстонские поселенцы в СССР(1917-1940). Талин,1976; Коган М.Э., Старовойтова Г.В.
Формирование татарской группы в населении Ленинграда и её современный этнокультурный облик
// География и культура этнографических групп в СССР. М.,1983.

3 Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-
Кавказский регион). Ростов-н/Д. Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002; Арутюнян Ю.В., Дробижева
Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциологня: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.

4 Пистрякова С.А. Национальные отношения в Москве: оптимизация механизмов регулирования. //
Вопросы национальных и федеративных отношений: Сб. ст. аспирантов и преподавателей / под общ.
ред. Р.Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 2004.

5 Абрамян А. Национальные общины страны должны укрепить российскую государственность. //
Философские науки. 2000. № 2.

исторический анализ национальных движений СССР и национально-культурных образований современности1. Л.М. Дробижева в рамках социологического подхода представила обширный анализ проблемы межнациональных отношений России в период реформирования социально-политической системы . В работах В.Ю. Зорина, С.А. Красильникова, И.В. Нам, Э.И. Черняк сделан акцент на политико-правовой аспект этнополитических и этнокультурных отношений; описаны средства взаимодействия и влияния общественных и властных структур на формирование новой национально-культурной политики сквозь призму исторического опыта предыдущих столетий3. Исследования Т.Г. Леоновой, В.В. Мезенцева, В.Л. Соскина, Н.А. Томилова, B.C. Шмакова и др.4 позволили полнее раскрыть проблемы национально-культурного взаимодействия в современной этнокультурной ситуации.

Несомненный интерес в рамках рассматриваемой проблемы представляют работы СВ. Чешко, которые подтвердили необходимость исследовать вопросы создания и развития, общественных национально-культурных объединений5. В частности, в статье «Советские этнографы о национальной политике в СССР: комментарии к документам» учёный пишет: «Оценки советской национальной политики варьируются от «расцвета наций» до вымирания тех или иных народов. В связи с этим необходимо обратиться к архивным документам, характеризующим роль профессиональных исследователей в формировании советской национальной политики». Далее он отмечает: «Таких до-

1 Губогло М.Н. О проекте «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве» //
Вестник РГНФ. 1996. № 1.

2 Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.,
2003.

3 Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М., 2003; Кра-
сильников С.А. Национально-культурная политика в сибирском регионе в XX веке. Новосибирск,
2004; Нам И.В., Черняк Э.И. Культурно-национальная автономия в России: В 3 ч. Томск, 1998.

4 Леонова Т.Г. Народная культура Сибири. Омск, 2000; Мезенцева В.В. Культурно-историческое
наследие. Омск, 1999; Соскин В.Л. История советской культуры: поиски новых подходов. Истори
ческая наука на пороге XXI века. Новосибирск, 2001; Он же Изучение истории советской культуры
Сибири: современный этап. Новосибирск, 2004; Томилов Н.А. Народы Сибири. Томск, 1995; Он же.
История и культура Сибири. Омск, 1996; Он же. Этнодемографические процессы у народов и на
циональных групп Западной Сибири. Новосибирск, 1996; Шмаков B.C. Народы Сибири на совре
менном этапе. Новосибирск, 1989.

5 Чешко СВ. Распад Советского Союза: этнополитнческий анализ. 2-е нзд.М., 2000.

кументов в нашем распоряжении осталось немного и поэтому их целесообразно изучать и публиковать»1.

Особую научную ценность для настоящего исследования представляет работа «Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика» под редакцией М.Н. Губогло2. Издание явилось хорошей основой для детального исследования истории национально-культурных объединений в переломные годы развития России. Здесь представлены выдержки из периодической печати начала XX века, основные законодательные акты и проекты, освещена теория национально-культурных автономий и объединений, описаны тенденции правовой защиты в контексте национальных движений и этнополитических процессов России.

Первый том «Антологии», кроме вводных статей и аналитического очерка, состоит из классических произведений, касающихся вопросов национально-культурной автономии, и, безусловно, возрождающих интерес к недавно запрещённой теме; извлечений из современных публикаций, выдержек из программных документов политических партий дореволюционной России, обозначающих цели, задачи и формы национально-культурной автономии. Второй том включает аналитические очерки и документы, в которых содержатся законы времён Октябрьской революции, наиболее важные законодательные акты СССР; документы и правовые акты регионов России, выявляющих отношение значимых политических, гражданских, общественных и национальных движений Российской Федерации к роли, компетенции и месту в обществе национально-культурных автономий и объединений.

Основу третьего тома составляют правовые нормы национально-культурных автономий и объединений зарубежных стран, в него входят также международные неправительственные акты и документы национально-куль-

1 Чсшко СВ. Советские этнографы О «Национальной политике» в СССР: комментарии к докумен
там // Этнографическое обозрение. 2006. № 2. С. 144.

2 Национально-культурные автономии и объединения: Историография. Политика. Практика: Анто
логия: В 3 т. / РАН. Центр по изучению международных отношении Института этнологии и антро
пологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1995. Т. I - 316 с; Т. II - 317 с; Т. Ш. - 300 с.

турных общественных объединений. В этой работе сотрудники института Этнологии и Антропологии РАН объединили документальные источники и свидетельства очевидцев, исторические аспекты и проблемы реформирования национально-культурных отношений современного периода в России. Учёные: этнологи, историки, социологи, политологи республик Российской Федерации, научных центров и университетов - создавая антологию, опирались на большой комплекс документов.

В.А. Тишков в своих исследованиях коснулся вопросов теории и политической практики этничности в России. Автор представил в них как теоретические аспекты, так и результаты конкретных исследований, в основном, этнических компонентов и опыта управления в многоэтнических обществах1. Р.Г. Абдулатипов высказал мысль: главная причина того, что многонацио-нальность в России из источника силы стала фактором слабости и нестабильности, объясняется отсутствием в стране тщательно продуманной и чётко сформулированной национальной политики. Он же представил развёрнутую программу включения национально-культурных общественных объединений в процесс выработки положительной национальной политики страны2.

Работы В.Н. Иванова, социолога, доктора философских наук, во многом позволяют раскрыть природу социальных конфликтов в области межнациональных отношений, отобразив их зависимость от социально-экономических и духовно-нравственных факторов. Учёный предложил систему мер и механизмов оптимизации этнополитической ситуации в регионах России, посвятив свои исследования Всероссийскому мониторинговому изучению проблемы: «Конфликтные факторы межнациональных отношений в регионах Российской Федерации» и др.3

Тишков В.А. Дилемма новой России как многоэтничного государства // Права человека и международные отношения: Матер. Междунар. снмпоз. 18-20 апреля 1994. М, 1994. Ч. 1.

2 Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах времени. М., 1994.

3 Иванов В. Н. Россия Федеративная: проблемы и перспективы. М., 2001. С. 82-83.

Научная деятельность Р.Г. Абдулатипова, М.Н. Губогло, Л.М. Дробиже-вой, В.Н. Иванова, М.Н. Тишкова, Н.А. Томилова и др. нашла отражение не только в теоретических аспектах науки. Идеи, теории, научные гипотезы исследователей были приняты во внимание при разработке основ национально-культурной политики современной России. Однако, как отмечают деятели науки, многие, на их взгляд, рациональные подходы остались невостребованными. Например, В.А. Тишков считает немаловажным решить в процессе национальной самоидентификации проблему многоязычия. Вопрос о том, как совместить свободу частного культурного выбора и культурное многообразие без ущерба для многих, волнует учёного, По его мнению, изучение языка имеет непосредственное отношение к изменению подходов государственной политики в образовании1.

Начиная с 1987 года, становятся регулярными научные конференции, посвященные проблемам межнационального общения, на которых в том числе впервые обсуждались проблемы общественных национально-культурных объединений. Наибольший интерес представляют работы участников конференции «История, краеведение и музееведение Западной Сибири», состоявшейся в 1988 году. Высказывая разные мнения, учёные О.М. Бронникова, С.С. Грабов-ская, А.П. Зенько, Т.Ф. Кряклина, Л.В. Оке, А.Г. Селезнёв, Н.А. Томилов едины в общем мнении: вопросы межнационального культурного общения необходимо решать, иначе «общество само найдёт выход из сложившейся ситуации»2.

В сборнике «Межнациональные отношения и национальная политика в СССР», который был опубликован в 1990 году по итогам Всесоюзной научной конференции, среди прочих был поднят вопрос о неформальных националь-

1 Тишков В.А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение. 2005. N 1. С. 18, 19.

2 Томилов Н.А., Бронникова О.М., Грабовский С.С, Оке Л.В. Изучение современных этнических
процессов у народов Западной Сибири и Северного Казахстана // Проблемы этнографии и социоло
гии культуры: Тез. докл. Омской обл. науч. конф. Омск, 1998. С.4.; Кряклина Т.Ф. Основные на
правления и формы внутринационального взаимодействия традиционной и профессиональной куль
туры. Там же. С.27.; Зенько А.П., Селезнёв А.Г. Об общих чертах в духовной и социальной культуре
угорских и тюркских народов Западной Сибири. Там же С.44.

ных объединениях. В частности, В.Л. Соскин в статье «Культурная революция в СССР. Новый взгляд на старую проблему» подверг жесткой критике догматическую концепцию учёных советского периода в решении национально-культурных проблем. Такая позиция автора стала следствием «веянья времени перемен». Однако жесткие подходы в решении проблем, касающихся вопросов национально-культурного определения, на взгляд диссертанта, неприемлемы.

Е.Е. Кузьмина1 рассматривает кризис в межнациональных отношениях в России середины XX века как следствие научно-технической революции, миграции и урбанизации. В качестве преодоления сложностей она предлагает развивать сеть неформальных национальных объединений, создать цикл передач на радио и телевидении на национальных языках, развивать, поддерживать изучение национальной культуры населения России в детских садах, школах, высших учебных заведениях.

Е.Н. Романова, Н.Н. Дьякова из Якутска на одно из первых мест в решении межнациональных культурных проблем ставят неформальные общественные объединения и наиболее приемлемой формой исследователи считают национальные землячества. СВ. Новиков, на основе изучения материалов печатных изданий, программных заявлений партий и иных неформальных объединений, приходит к выводу, что из неформальных объединений, идеи которых находятся в области национальных отношений, часто образуются организации националистического толка. Сибирский исследователь справедливо отметил: «Формирование взглядов неформальных организаций РСФСР периода 1989 года по национальному вопросу не завершено». Он настаивает на необходимости исследования причин возникновения, а также увеличения численности сторонников таких неформальных движений, несмотря на аморальность прин-

1 Соскин В.Л. Культурная революция в СССР. Новый взгляд на старую проблему // Национальные и социально-культурные процессы в СССР: Тез. докл. Всссоюз. науч. конф. Омск, 1990. С. 15-17; Кузьмина Е.Е. К вопросу о новых задачах учреждений культуры в возрождении национальных традиций // Там же. С.17-19.

ципов, излагаемых в программах вновь создаваемых общественных организа-ции .

Особое внимание, по мнению диссертанта, заслуживают работы, непосредственно касающиеся поставленной нами проблемы. Так, в работах Л.В. Фибих в рамках культурологического подхода сформулированы основные этапы изучения, возрождения, сохранения организационного функционирования региональных особенностей народного творчества. Она отмечает значительное влияние миграционных процессов на взаимодействие культур славяноязычных и тюркских народов и предлагает определить приоритеты, включиться в процесс сохранения аутентичной культуры коренного населения, представителей всех национальностей региона, тем самым создать основы системы межкультурной коммуникации2.

И.В. Нам, Э.И. Черняк в процессе изучения национально-культурных общественных объединений в своих работах манифестируют мысль о том, что Сибирь является пионером, своеобразной экспериментальной площадкой в решении вопросов возникновения и деятельности общественно-культурных объединений3. Труды учёных современности позволяют последовательно и подробно изучить процесс национально-культурной политики переходного периода на примере поликультурных регионов, что, без сомнения, даёт широкие возможности для последующих исследований общественных национально-культурных объединений, поскольку в них затрагиваются политические, правовые, социологические, этнокультурные проблемы.

Романова Е.Н., Дьякова Н.Н. Неформальные объединения: новые подходы и перспективы изучения / Национальные и социально-культурные процессы в СССР: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Омск, 1990. С. 41, 42.; Новиков СВ. Национальные проблемы в изданиях неформальных движений (зима-осень 1989 г.) // Там же. С.43-44; Общественно-политическая жизнь Сибири XX век: Матер. Меж-вуз. сибирской науч. конф. Новосибирск: НГУ, 1994; Томилов Н.А. История и культура Сибири. Омск, 1996. н др.

2 Фибих Л.В. К вопросу о национальной культуре малочисленных народов Кузбасса // Народная
культура Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. С. 178, 180.

3 Культурно-национальная автономия в истории России. Документальная антология. Т. I. Сибирь.
1917-1920. Томск, 1998. С.17.

Анализ диссертационных исследований и монографий, опубликованных в последние годы, отчётливо демонстрирует многообразие подходов, представлений и оценок деятельности национально-культурных общественных объединений \ В целом учёные единодушны во мнении, что деятельность подобных организаций необходима. Единственный аспект, который остаётся дискуссионным, касается выбора наиболее оптимальной организационной формы для реализации национально-культурных запросов населения. В основном монографии и диссертации, даже если они исторические, посвящены одной организационной форме общественных национально-культурных объеди-нений. Например, Ю.Б. Шагбанова, одна из первых исследовавшая национально-культурные объединения татар, в своих работах доказывает, что форма национально-культурного объединения наиболее оптимальна для удовлетворения национально-культурных запросов. Е.В. Кузнецова3 предлагает для решения проблем межкультурного общения избрать форму национально-культурных автономий. По мнению автора диссертационной работы, все формы реализации культурных запросов национальных групп возможны и хороши: чем их больше, тем лучше. Единственное требование, которое необходимо соблюдать: все предлагаемые формы и методы не должны противоречить закону и ущемлять права человека.

Таким образом, в отечественной и зарубежной науке в настоящее время не в полной мере изучены актуальные аспекты возникновения и развития национально-культурных общественных объединений периода новейшей исто-

1 Горшкалсва Н.М. Формирование системы культурно-просветительной работы в Сибири: автореф. дисс ... канд. ист. наук: 07.00.02; Новосиб. гос. ун-т (НГУ). Новосибирск, 1981. 22 с; Кабарнова И.Б. Развитие и взаимодействие национальных культур.: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1996; Берсзенкин О.Ю. Национально-патриотические организации современной России. История и идеология (1985-1996 гг.): автореф. дисс ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2000. 23 с; Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (на материалах Ссвсрокавказского региона): автореф. дисс ... док. пед. наук. М., 2003.

Шагбанова Ю.Б. Татары на Северо-Западе РФ: история формирования диаспоры и деятельность её национально-культурных объединений: автореф. дисс ... док. ист. наук: 07.00.02. Казань, 1996. С. 3, 5,6.

3 Кузнецова Е.В. Национально-культурная автономия в Российской Федерации: исторический опыт и проблемы развития: автореф. дисс ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2006. С. 4, 6, 7.

рий. Немногочисленные исторические труды, посвященные проблемам современного процесса возникновения и развития общественных национально-культурных объединений, носят фрагментарный характер. Объясняется это недоступностью или отсутствием документов и материалов по проблеме, а также особенностями современных национально-культурных объединений (закрытость и формальность существования некоторых их них). Общественные национально-культурные объединения 1985-2000 года не являлись предметом углублённого исторического исследования.

Объект исследования - национально-культурные объединения Западной Сибири 1985-2000 годов.

Предмет исследования - формы и методы деятельности национально-культурных объединений.

Территориальные рамки работы охватывают Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую, Тюменскую, области. Выбор территории обусловлен следующими факторами; 1) в её пределах расположено большое количество общественных национально-культурных объединений; 2) система межнациональных культурных отношений в регионе динамично развивалась и приобрела устойчивую форму; 3) изучение поставленной проблемы в рамках предлагаемой территории даёт возможность изложить её более объективно и детально.

Цель и задачи диссертационной работы. Цель исследования: выявить формы и методы, содержание деятельности общественных национально-культурных объединений в указанный период, их влияние на культурную, общественную и политическую жизнь региона.

Поставленная цель определила и следующие проблемно-исследовательские задачи прикладного и теоретического характера:

1) установить причины возникновения рассматриваемых объединений, типичные черты и особенности развития в регионе;

  1. показать структуру и определить количественный состав общественных национально-культурных объединений;

  2. рассмотреть процедуру создания правовых основ указанных формирований процесс взаимодействия с государственными, научными, культурными заведениями;

  3. проанализировать основы взаимодействия органов государственной власти с объединениями, определить основные формы общественных национально-культурных объединений на всех этапах деятельности;

  4. выявить формы участия общественных национально-культурных объединений в культурной жизни региона;

  5. охарактеризовать основные направления, способы и результаты работы организаций на примере Новосибирской, Томской, Тюменской, Омской областей;

  6. установить социальную значимость деятельности, проблемы развития общественных национально-культурных объединений для региона, дать рекомендации по их устранению.

Изучение работы подобных формирований позволит проанализировать переломные этапы в истории страны, установить роль общественных национально-культурных объединений в развитии народов Сибири, определить основные этапы развития национально-культурных отношений. Необходимо отметить, что в задачи нашего исследования не входит изучение экстремистских или политических национальных общественных организаций, объединений коренных и малочисленных народов, а также национальных диаспор. Целью нашего исследования является обоснование необходимости и социальной значимости влияния общественных национально-культурных объединений в решении национально-культурных проблем страны через институты гражданского общества учёт положительных аспектов советского периода вкупе с опытом демократических преобразований в контексте возникновения и развитая в середине XX века в Сибири национально-культурных общественных

объединений, ставших примером цивилизованного перехода к новому уровню в межнациональных отношениях.

Методологическую основу исследования общественных национально-культурных объединений составляют формационный и междисциплинарный подходы. Их выбор объясняется тем, что хронологические рамки работы объединили две разные общественно-политические формации: социалистическую и капиталистическую, а полидисциплинарность проблемы позволяет рассматривать общественные национально-культурные объединения в пограничном пространстве истории и других обществоведческих наук.

Кроме того, в изучении заявленной проблемы использованы общенаучные методы: логический, сравнительно-исторический, сравнительно-генетический сравнительно-типологический, применение которых позволяет определить типы деятельности общественных национально-культурных объединений. Синхронистический метод, помог проанализировать образование и развитие национально-культурных объединений в одном и том же временном отрезке. Историко-генетический метод позволяет изучить структуру, выделить основные этапы развития национально-культурных объединений. Сравнительно-исторический метод даёт возможность выявить общее и частное в процессе развития организаций. Исторические методы позволяют рассматривать объект в различных интервалах времени. Статистический метод даёт возможность рассмотреть статистические параметры формирования объединений и проследить их динамику.

Исследование базируется на принципах научности, историзма, объективности. Данные принципы способствуют систематизации объективных знаний о действительности, критическому восприятию фактов в контексте их исторической среды, предусматривают создание достоверной и правдивой картины и определение противоречий и взаимовлияние различных факторов на объект исследования. Наиболее ярко зарекомендовал себя принцип объективности в изучении предпосылок создания национально-культурных объе-

динений, а таюке при выявлении факторов, ускоряющих или замедляющих данное явление. Исследование общественных национально-культурных объединений региона в период с 1985 по 2000 год на основе обозначенной методологии способствовало достижению цели исследования, аргументированному и объективному решению исследовательских задач.

Хронологические рамки объясняются следующими причинами:

нижняя граница определена социальными изменениями в общественно-политической и экономической жизни страны, возобновлением идеи общественной инициативы в вопросе самоидентификации представителей различных национальных групп Западной Сибири, а также появлением первых общественных национально-культурных объединений;

верхняя граница - 2000 год-начало XXI века - и процессы изменения деятельности общественных национально-культурных объединений и возникновение новой тенденции, отражающей жесткую вертикаль власти и централизацию государственных процессов, отразившихся на деятельности общественных национально-культурных объединений.

Источниковая база привлекаемая для решения поставленной в диссертации задачи состоит из опубликованных и неопубликованных документов и материалов, которые подразделяются на группы: 1) опубликованные федеральные и региональные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность некоммерческих организаций, общественных объединений, национально-культурных центров, автономий; 2) неопубликованные документы архивных фондов общероссийских и региональных архивов; 3) материалы центральной, региональной периодической печати, а также изданий национально-культурных объединений; 4) статистические данные.

В качестве нормативной базы в исследовании представлены Конституция Российской Федерации Закон СССР от 9.10.1990 года «Об общественных объединениях», Федеральные законы от 19.05.1995 года, «Об общественных объединениях», от 17.06.1996 года «О национально-культурной автономии»,

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года, и др. Значительный интерес представляют законодательные акты и постановления Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Алтайского края, регулирующие отношения общественных национально-культурных объединений в регионе1.

Изучение законодательных основ деятельности общественных национально-культурных объединений позволило определить недостатки и положительные тенденции процесса взаимодействия представителей государственной власти с объединениями как на общероссийском, так и на региональном уровне.

В работе использован фактический материал более тридцати архивных фондов, девяти архивов: Российского государственного архива социально-политической истории (далее РГАСПИ), Центра документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО), Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), Государственные архивы Кемеровской (ГАКО), Новосибирской (ГАНО), Омской (ГАОО), Томской (ГАТО), Тюменской областей (ГАТюмО), государственного архива социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО), краеведческих музеев Омска и Новосибирска, текущих архивов национально-культурных объединений.

Основными источниками являются годовые отчёты (отделов организационно-партийной работы, сектора информации, отделов культуры, регио-

1 Об общественных объединениях: Закон СССР №-708-1 от 9 октября 1990 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета СССР. № 42 от 17октября 1990 г. Ст. 839; Об общественных объединениях : федеральный закон. № 83-ФЗ от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 21 от 22 мая 1995. Ст. 1930; О некоммерческих организациях : федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1995; О национально-культурной автономии : федеральный закон № 74-ФЗ № 31 ст. 3804: от 17 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации : Матер, парламентских слушаний. М., 1996; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. ЗОЮ; Положение о координационном совете по вопросам национально-культурных объединений Томской области № 140 от 19 апреля 1999 г.; Закон о культуре Новосибирской области. № 124-ОСд от 28 июня 2007 г. // Ведомости. 2007. № 32. 13 июля; Об утверждении среднесрочной программы и социально-экономического развития наций и народностей в Кемеровской области на 2007-2009 годы. Кемеровская область. № 172 от 12 декабря 2006 г. [и др.].

нальных отделений Фонда культуры, протоколы, стенограммы заседаний и пленумов областных и городских комитетов коммунистической партии 1985-1991 годов, региональных центров по связям с общественностью, национально-культурных объединений региона), которые решают задачу выявления организаций и определения характера их деятельности.

Особый интерес представляет фонд 17 РГАСПИ, в котором приводятся протоколы заседаний областных и городских партийных комитетов, отчёты отделов по культуре и идеологии, а также сведения о неформальных объединениях Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Алтайского края1. Данные материалы интересны ещё и тем, что долгое время находились под грифами «секретно» и «совершенно секретно». Это подтверждает высокую степень достоверности источника, но, с другой стороны, краткость и официальность изложения затрудняет исследование.

Подобная тенденция наблюдается и в документах региональных архивов. Например, в фонде 9672 ЦДНИОО хранятся отчёты Комитета по делам национальной политики, религии и общественных объединений. Данные за 2000 год таковы: «Общественные объединения Омской области 2000 год: на 17 июля 2000 года управлением Министерства юстиции по Омской области зарегистрировано 2490 общественных объединений, среди них 59 националь-но-культурных, в том числе 9 национально-культурных автономий» . На основе данной информации сложно предположить, какие национальные группы организовали национально-культурные объединения, как они осуществляли свою деятельность и определить специфику их проблемности.

Наиболее полные отчёты содержатся в фонде 9672 ЦДНИОО о деятельности Омского еврейского культурного общества «Шалом»; Р-1 исполнительного комитета Кемеровского городского Совета народных депутатов, Р-270 фонда отдела культуры городского исполнительного комитета (ГАКО), в фон-

1 РГАСПИ Ф.17. Оп. 154. Д. 18; Ф. 17. Оп. 155. Д. 504; Ф. 17. Оп. 157. Д.755; Ф.17. Оп. 159. Д. 1034.

2 Подсчитано поданным ЦДНИОО Ф. 9672. Оп. 1. Д. 74. Л. 23.

дах: Р-1748 Барнаульского городского Совета народных депутатов 5876, где хранятся материалы для сборника документов «Культурное строительство Сибири», Р-1749 с документами комитета по культуре и туризму Алтайского края, Р-1692 уполномоченного по делам религии при Совете министров СССР по Алтайскому краю (ЦХАФАК), в фондах Р-1375 управления культуры Новосибирского областного комитета по культуре и искусству, П-11970, где представлены документы первых неформальных общественных объединений в г. Новосибирске и г. Бердске в годы перестройки (ГАНО). Информативная и подробная документация представлена в фонде 4058 ГАТюм, где представлены сведения об общественно-политическом движении в Тобольской губернии и Тюменской области за период 1902-1990 годы. В них собраны сведения о заседаниях, общих сборах, стенограммы встреч, обсуждения спорных вопросов, количество присутствующих, финансовые отчёты национально-культурных общественных объединений.

Основными комплексными источниками являются протоколы заседаний, сведения о досуговых программах, традиционных мероприятиях, процедура открытия новых, сведения о функционировании действующих национально-культурных объединений, свидетельствующих о том, какое значение придавало общество проблеме общественных национально-культурных объединений.

В исследовании приводятся воспоминания участников национально-культурных объединений. На наш взгляд, к данному источнику можно относиться с известной долей скептицизма, поскольку в них представлена субъективная оценка событий но, вместе с тем, свидетельства очевидцев добавляют необходимые детали в представление о деятельности исследуемых организаций, подтверждая актуальность поставленной проблемы.

Архивные фонды, свидетельства участников событий существенно расширяют диапазон исследования, но без изучения периодической печати исследование не будет полным. Несмотря на своеобразие и специфичность периодики как источника, изучение информации, представленной в изданиях цен-

тральной и западносибирской прессы, является отражением времени. Для решения поставленной проблемы нами изучены материалы центральной прессы: журналы общероссийского уровня: «Знамя», «Культработа», «Дружба народов», «Жизнь национальностей», «Клуб», «Этнографическое обозрение», «Эт-нопанорама», «Власть», «Вестник истории мировой культуры», центральные газеты: «Российская газета», «Независимая газета», «Труд». Региональные издания в данном диссертационном исследовании представлены: журналами «Сибирские огни», «Югра», «Парма», «Мир национальностей», «Национальные культуры региона», «Национальное обозрение», «Тюмень казачья»; газетами «Кузбасс», «Вечерний Новосибирск», «Советская Сибирь», «Омский вестник», «Омская правда», «Вестник НКО» (Омска, Томска), «Вестник агентства не коммерческой информации» и др., также периодическими изданиями национально-культурных объединений: «Азад-Себер», «Кзыл-Ту», «Урарту», «Ахдут», «Ак калфак», «Голос Украйни» и др., издаваемыми национально-культурными объединениями региона, выпускаемые на национальных языках с вкладышами на русском. Все они иллюстрированы яркими фотографическими материалами и освещают деятельность национально-культурных объединений, рассказывают о проблемах национальных групп региона, публикуют рецепты национальных блюд и раскрывают особенности создания национальных костюмов.

В периодических изданиях особый интерес представляют интервью руководителей и участников объединений, статистические данные, а также аналитические выводы и обзоры. Журналы и газеты в основном освещали деятельность национально-культурных центров региона: фестивали, праздники, выставки, работу национальных школ, детских садов, ансамблей народного творчества, тем самым предоставляя возможность для исследователя проследить, как формировались межнациональные отношения в регионе, какое место в них занимали общественные национально-культурные объединения, какие возникали проблемы, вопросы на пути их развития, удовлетворяли ли предла-

гаемые лидерами национальных организаций формы и методы работы многонациональное население Сибири в реализации национально-культурных запросов.

Данные статистических материалов, опубликованные в ежегодниках Госкомстата России (Росстата России) способствовали формированию более объективной оценки социально-экономической ситуации в регионе.

В качестве дополнительного источника в диссертационном исследовании использованы материалы internet-сайтов, национально-культурных объединений Сибири. Например: НКА «Эльгида», еврейский благотворительный центр «Эстер» и многих других. В процессе социального взаимодействия национально-культурных общественных объединений ими используются такие формы, как internet-форумы. В подавляющем большинстве случаев указанный источник является экономичным и мобильным способом общения друг с другом и с исторической родиной.

В итоге следует отметить некоторые особенности источниковой базы: 1) слабая обработанное^ источников; 2) отсутствие в архивных фондах необходимой документации о деятельности общественных национально-культурных объединений. Всё это несколько усложняло процесс работы, однако база предлагаемых источников представляется достаточной для раскрытия темы исследования. Их комплексное использование позволяет решить поставленные в диссертации задачи.

Научная новизна, диссертации заключается в том, что предложенный подход в изучении межнациональных культурных отношений впервые рассматривается соискателем как комплексный конкретно-исторический труд, в котором наряду с методологией истории применяются методики смежных обществоведческих наук. На их основе определены разнообразные формы и методы деятельности национально-культурных объединений, процесс взаимодействия организаций с органами власти, выявлена сущность национально-культурной политики в отношении национально-культурных объединений,

определены основные проблемы и перспективы дальнейшего развития института национально-культурных общественных объединений. Использование традиционно-исторической методологии совместно с приёмами и методами смежных наук, способствовали всестороннему изучению поставленной проблемы.

В исследовании выявлены формы и методы работы общественных национально-культурных объединений; сформулирована суть общественных процессов, в ходе которых формировалось движение в сторону создания общественных национально-культурных объединений; дано объяснение возникающим в процессе деятельности организаций противоречиям; доказана необходимость деполитизации взаимодействия национально-культурных объединений и власти, аргументирована необходимость расширения возможностей государственной поддержки деятельности организаций.

Основная часть использованных в работе материалов вводится в научный оборот впервые.

Возникновение и основные этапы формирования общественных национально-культурных объединений

Необходимость создания общественных национально-культурных объединений возникла на фоне кардинального переворота в межнациональных отношениях населения СССР периода 1987-1989 годов. Протоколы отчётно-выборных партийных конференций, отделов организационно-партийной работы, отделов культуры, идеологии Западной Сибири в этот период свидетельствуют о неподдельном интересе к происходящим переменам и возрастающей роли «национального вопроса»1. Объясняется этот факт особенностью этнического состава населения сибирского региона, в котором аборигенные народы составляли немногим более 10%, 10% представляли группы выходцев из Восточной Европы, Казахстана, Кавказа, Средней Азии, а значительное большинство представляло русское население, группа не русского населения всего лишь 20% . Закономерен вопрос: когда возникла общественная необходимость удовлетворять культурные потребности меньшинства?

Здесь следует учитывать, что развитие национально-культурного движения Сибири в условиях российской государственности всегда было достаточно сложным, однако динамику волны, подъёма национального самосознания можно представить следующим образом: период до 1917 года связан с возросшей поляризацией сил в императорской России. Начиная с 1917 года формировались интернациональные принципы, но главная задача периода - это советизация, в которой прослеживались как положительные, так и отрицательные последствия1. В конце 1936 начале 1954 года намечается время поворота в сторону «национал-большевизма», где национальный элемент остаётся в подчиняемой роли2, в это время практически все неформальные национально-культурные объединения закончили своё существование и только с началом перестройки 1985 года образовывались вновь. Отсюда видно значительное влияние социальных изменений на возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений.

Возрождение общественных национально-культурных объединений связано со следующими фактами:

- завершили своё существование два важнейших института, формировавшие основные принципы национально-культурной политики - СССР и КПСС;

- отсутствовали условия для реализации общественных инициатив по возрождению национальной культуры в официальных организациях .

Итак в 1985 году социальные, политические, экономические перемены приобрели осязаемые границы и были обозначены как процесс перестройки4. В результате преобразований в обществе изменения идеологии, властных концепций не могли не отразиться на судьбах и образе жизни людей. Распад государственных институтов активизировал процесс разрушения личности, вызвал всплеск резких националистических проявлений. Протоколы партийных собраний региона времён перестройки довольно категоричны в своих оценках произошедших событий: «Шёл подрыв братства и дружбы народов, морали и нравственности. В обществе появлялись разрушительные настроения, которые выливались в межнациональные конфликты. Озлобленность населения, безверие и бездуховность - это катастрофа для любого государства»1.

С высоких трибун в это время звучали призывы к новой жизни, в которой на первое место стали выходить неформальные отношения. На волне роста либерализма стали формироваться общественные объединения. В 1986 году создаются первые общественно-политические центры в г.Новосибирске, г. Томске, г. Кемерово, г. Барнауле, г. Омске. Цель их работы заключалась в объединении всех инициатив общественности и ориентировка на творческую работу2.

Основная задача общественных организаций на местах, как свидетельствуют партийные документы, состояла в том, чтобы развивать общественно-политический диалог местных партийных организаций с различными категориями населения, самодеятельными, общественными объединениями по любым, даже самым острым проблемам, поддерживать их фактические инициа-тивы, искать общие позиции, устанавливать конструктивное сотрудничество. Самодеятельные объединения на практике должны формировать патриотическое и интернациональное сознание: «В неразрывном единстве бороться против национализма, в каком бы обличий, волчьем или лисьем, он ни объявлялся. Именно национализм и есть та сила, которая поставила нашу страну перед лицом политического кризиса».

Структурирование общественных национально-культурных объединений

Процесс реализации национально-культурных потребностей многонационального населения Западной Сибири приобретал различные организационные формы. Законодательно дифференцировано 5: организация, движение, фонд, учреждение и орган общественной самодеятельности. Причём фиксированное членство законом предусматривалось только для общественных организаций1.

Объединение наделялось правом решать вопросы по социальной адаптации и межнациональному взаимодействию представителей своей национальной группы в регионе через удовлетворение национально-культурных запросов. В основном, национально-культурные общественные объединения образовывались в крупных городах и областных центрах региона. В процессе достижения поставленных объединениями целей (что очень важно) могли принимать участие не только представители национальной группы, в рамках которой оно создаётся. Таким образом, декларировался принцип добровольности и свободы, что существенно отличалось от правовых норм создания национальных объединений начала века, где в организацию принимали только представителей определённой национальной группы.

Объединение могло считаться созданным с момента консолидации людей для достижения поставленных ими целей, но всё же большинство организаций стремилось получить официальный статус для получения государственной поддержки своей деятельности. После официального оформления национально-культурные общественные объединения наделялись правами и обязанностями юридического лица. Именно с этого момента возникают регистрационные отношения. Регистрационные отношения в случае с общественными структурами носили факультативный характер, то есть деятельность организаций в соответствии с Федеральным законом об общественных объединениях не обуславливалась государственной регистрацией. Именно поэтому ещё до принятия закона о деятельности общественных объединений, регламентировавшего в том числе работу национально-культурных общественных объединений, в Западной Сибири уже были созданы подобные организации1. Например, национально-культурное объединение казахов «Молдир» приобрело официальный статус в 1992 году, а его председатель и основатель А.Жунусова считает датой возникновения организации 1989 год, это время соответствует началу работы одноимённого танцевального коллектива2.

К исследуемому периоду начинали определяться следующие организационно-правовые формы: национальные землячества, национально-культурные центры, национально-культурные автономии, ассоциации.

Национальные землячества как организационная форма национально-культурных общественных объединений определялась объединением одной национальной группы уроженцев одной местности, страны в другой местности, стране. Национальные землячества приравнивались к национальным обществам, в спектр их деятельности входило создание национальных клубов и домов культуры, организация кружков самодеятельного творчества, в которых обучали народным промыслам, студий национального языка, где представители различных национальных групп могли общаться на национальном языке, изучать культурное наследие своего народа. Национальные землячества как форма удовлетворения культурных запросов национальных групп приемлема только в случае компактного проживания этнической группы3.

Взаимодействие органов власти с общественными национально-культурными объединениями

Процесс взаимодействия власти и общественных объединений в исследуемый период на территории Западной Сибири проходил сложно, поскольку власть утратила навык общения с неформальными общественными образованиями, а общественные национально-культурные организации только начинали свои первые шаги. И тем и другим приходилось находить точки соприкосновения на пути формирования общества с активной гражданской позицией. Задача власти здесь заключалась в минимизации своего влияния на общественные объединения, предоставление им свободы выбора действий. В свою очередь, национально-культурные организации должны были учиться организовывать свою деятельность самостоятельно, с крайне малым вмешательством представителей государства. Решить оптимально, обоюдовыгодно проблемы взаимодействия общественных организаций и власти в сложное для страны время возможно только путём переговоров, и если в общественных объединениях было понятно с кем говорить (существовал актив объединения, лидер), то государственные органы власти не совсем отдавали себе отчёт, кто должен отвечать за деятельность неформальных организаций.

Партийное руководство, испытывая в 1987-1991 годах глубокий кризис (каждое 4-е собрание проходило лишь со второй - третьей попытки, сменился каждый третий секретарь первичной организации, более половины секретарей парткомов)1, стремилось преодолеть растерянность, царившую в общественных отношениях. Наладить живую повседневную работу, видеть прежде всего человека, личность, его интересы.

В рамках решения проблемы национально-культурных отношений, на первом этапе партийные органы предоставляли свои помещения для организации самодеятельными общественными объединениями не традиционных для исследуемого периода досуговых программ, таких как: праздники славянской письменности, фольклорные фестивали, концерты коллективов народных культур.

Общественная инициатива по организации национально-культурных объединений была существенным дополнением, а иногда полностью заменяла деятельность органов власти и местного самоуправления по вопросам удовлетворения национально-культурных потребностей многонационального населения Западной Сибири. Выдержка из «Доклада о роли Советов народных депутатов в развитии духовной культуры населения области», слушание которого проходило в 1991 году в Новосибирске, дополнит картину. Выступление председателя общественного союза «Народный дом России» Н.Г. Примерова начиналось так: «Прошло более десяти лет со времени, когда на одной из сессий областного Совета народных депутатов последний раз рассматривался вопрос национальной культуры. И сегодня мы вновь вернулись к этой проблеме, как вы понимаете не от пристрастия к круглым датам»2.

Представители различных национальностей региона всё настойчивей обсуждали проблемы развития культуры, изучения родного языка, подготовки национальных кадров, издания газет на родном языке, возрождения национальных ремёсел, производства национальных культурных предметов быта, одежды. Данные социологических опросов рубежа 1990 годов подтверждают факт возрастающей роли исторического прошлого в жизни национальных групп почти в 2 раза3. Показывает тенденции в сторону увеличения значимости душевных качеств своего народа, праздников и обычаев, этот процесс отражает востребованность в деятельности общественных национально-культурных объединений у населения, доказывая необходимость работы подобных организационных форм, в деле реализации культурных запросов (приложение № 7). Решать возникшие перед руководством партии задачи в области национально-культурных отношений надо было оперативно. Власть понимала, что затягивание процесса по данным проблемам способно рано или поздно обострить ситуацию.

Похожие диссертации на Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.)