Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Мавлюдов Ильдар Наильевич

Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации
<
Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мавлюдов Ильдар Наильевич. Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации : 07.00.02 Мавлюдов, Ильдар Наильевич Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации (По материалам Пензенской и Саратовской губерний) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Пенза, 2005 227 с. РГБ ОД, 61:06-7/121

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Хозяйственный уклад татарской деревни в1920-егг С.24

1. Традиционное хозяйство татарской деревни С.24

2. Поземельные отношения. Агропросвещение села С.41

3. Кооперирование крестьянских хозяйств С.68

Глава II. Традиции и новации общественно - политической жизни татарской деревни в 1920-е гг С. 96

1. Религиозный фактор в жизни татарской деревни С. 96

2. Крестьяне и власть в годы нэпа С. 108

Глава III. Проблемы культурного развития татарской деревни в годы нэпа С.129

1. Культурно - просветительские мероприятия власти С. 129

2. Изменения в быту С. 152

Заключение С.181

Список использованных источников и литературы С. 188

Приложения

Введение к работе

Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране, поставили перед отечественной исторической наукой задачу углубить изучение культуры и быта представителей нерусских народов, пересмотреть их историю с качественно других позиций, показать самобытность и неповторимость их культуры и быта, отметить их влияние на проживающие по соседству народы. Именно поэтому данная работа, посвященная истории татар актуальна.

При написании работы учитывался и тот момент, что татары Пензенской и Саратовской губерний проживают на одной территории с представителями еще двух языковых групп и, соответственно, двух национальностей. Этот аспект наложил определённый отпечаток как на формирование традиций татарских крестьян, так и на процесс усвоения нововведений. Естественно, интерес к этой и другим проблемам позволяет рассматривать историю формирования татар в сравнении.

Опыт аграрных преобразований XX века убеждает, что все реформаторские действия «сверху», как правило, не приносили желаемых результатов, а порой давали и обратный эффект.

Сегодняшний научный интерес к проблемам аграрной истории вполне закономерен. Крестьянство советской эпохи не было обделено вниманием исторической науки. Объектами изучения ученых становились: вопросы классовой борьбы в деревне, деятельность сельских Советов, аграрная политика компартии, культурное строительство и кооперативное движение на селе. В то же время проблемы общественного сознания, социальной психологии, быта и повседневности деревни остались мало изученными.

Лишь в последние десятилетия изучение крестьянского вопроса вышло на качественно новый этап. Он выразился в интеграционном подходе, объединении усилий специалистов смежных наук, активном развитии крестьяноведческого направления в исторической науке. Крестьянство рассматривается не только в качестве объекта властных воздействий, но и в роли субъекта, способного проявлять инициативу, оказывать влияние и сопротивление, изменять политику государства. И в этом плане нам особенно важным представляется выяснение степени сохранности традиционных устоев сельского бытия, роли и значения перемен в различных сферах жизни деревни.

Актуальность проблематики настоящей работы определена современной ситуацией развития татарского народа. Налицо внешние проявления процесса «реисламизации» татар. Общинам возвращаются здания для религиозных целей, активизировалось посещение мечетей, при которых открываются мектебы и медресе. В условиях социальной и экономической нестабильности, засилья низкопробной массовой культуры и моральной деградации люди пытаются найти в религии моральную опору. Рост интереса к религии в значительной степени связан с усилением этнического самосознания татар. Основой религиозной веры у современных татар чаще является их внутреннее самоощущение. Ряд исследователей, обращавшихся к изучению татарской этнокультурной идентичности, в качестве основополагающего и доминирующего аспекта этнического самосознания татар называют его конфессиональную составляющую. Так, Р.Н. Мусина,

опираясь на данные этносоциологических опросов, утверждает, что «на определённом этапе развития этноса, в условиях, когда исчезает национальная специфика материального быта, теряется язык, забывается история народа, размывается этнически-особенное в его духовной культуре, именно религия играет компенсаторную роль в растущем национальном сознании, сдерживая размывание этнической специфики и обеспечивая выживание этноса» .

Рост этнического самосознания, характерный для народов России конца XX - начала XXI вв., выразился в усилении потребности этнической самоидентификации. Татарам в значительной степени присуще восприятие себя как части своей этнической группы. Это важный психологический элемент этнической консолидации, определяющий степень единства нации. При этом особенно сильно ощущение принадлежности к своей этнической группе проявляется в определённых эмоциональных ситуациях, связанных в большей степени с культурой, исторической памятью. Причины подобной ситуации видятся и в системе тех мероприятий, которые проводились в татарской деревне в 1920-е годы по искоренению основ национального самосознания. В данном контексте настоящая диссертационная работа также актуальна.

Объект исследования - татарская деревня в период НЭПа (1921-1928 гг.).

Предметом исследования являются традиции общинного уклада и изменения (новации), произошедшие в производственной, социально-политической и духовной сферах жизни татарской доколхозной деревни. Под термином «традиция» нами понимается исторически обусловленная форма поведения (деятельности) крестьян, закрепленная в обычаях, обрядах, хозяйственной практике. «Новации», или перемены понимаются нами как

Хабенская Е.О. Ислам в структуре татарской идентичности. Кн. Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С.201.

изменение установившейся традиции татар в результате внутренних потребностей социума, а также внешнего воздействия.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период НЭПа, который начинается с 1921 г. и завершается на рубеже 1928-1929 годов, с началом сталинской насильственной коллективизации. Данный хронологический период истории Советской России является общепризнанным в исторической науке. Именно тогда наблюдался процесс сосуществования традиционных основ жизнедеятельности российского крестьянства и нововведений Советской власти, поскольку аграрная политика советского государства еще не приобрела ярко выраженный антикрестьянский и насильственный характер.

Специфика темы определила необходимость в ряде случаев выхода за пределы хронологических рамок работы. Связано это с тем обстоятельством, что традиционный уклад хозяйственной жизни татарского села сформировался в предшествующий НЭПу период. Именно поэтому в диссертации делается экскурс в дореволюционную историю татар.

Территориальные рамки исследования - исторически сложившиеся районы компактного проживания татар на территории Пензенской и сопредельных районов Саратовской областей. В результате проведенного в 1928 г. нового административного районирования часть территории Пензенской губернии, на которой находились многие татарские деревни, вошла в состав Саратовской губернии. Поэтому мы сочли вполне закономерным изучать проблему в данных территориальных рамках, а также завершить ее рассмотрение именно 1928 г. Исследуемый регион являлся типично аграрным, где 90% населения было занято в сельском хозяйстве.

Методология исследования базируется на основополагающих принципах исторической науки: объективности, историзме, комплексности и системности, сочетание которых позволяет создать целостную картину повседневной жизни татарской деревни в рассматриваемый период.

Также исследование опирается на проблемно-хронологический метод изложения исторической действительности, что дает возможность сопоставить состояние процессов и явлений в начале и в конце изучаемого периода, а также проследить последствия практических действий, ближайшие и перспективные. Ограничение изучаемой проблемы временными и территориальными рамками, на наш взгляд, не разрывает целостность исторического процесса, а позволяет рационально соотнести региональные и общероссийские сюжеты, выделить особенное на фоне учета общего.

В работе используются историко-типологический, сравнительный методы исследования, которые позволяют выделить существенные признаки сельских традиций, сделать вывод о природе их изменений, изучить эволюцию жизни российской деревни в период нэпа.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе нового исторического материала в свете современных подходов показать перемены в традиционном укладе жизни татарской деревни в годы НЭПа и реакцию на них крестьянства.

Для достижения поставленной цели: были определены следующие задачи:

показать роль общинных традиций в сфере аграрного производства, социального движения, духовной жизни татарского села;

определить степень влияния на крестьянство властных воздействий в области земельных отношений, кооперативного движения, советского строительства, политического просвещения.

- проанализировать взаимоотношения сельского мира и власти, как
центральной, так и местной. Выяснить факторы, формирующие
политические настроения деревни и характер крестьянских требований;

- исследовать механизм восприятия (отторжения) крестьянством
нововведений, роль и место в этом процессе национального менталитета;

- охарактеризовать эволюцию традиционных сельских институтов
(семьи, двора, общины), изменения жизненных установок и духовных
ценностей крестьянства;

- выявить соотношение традиций и новаций в деревенской культуре и
сельской повседневности.

Историография проблемы. Изучение крестьянства в целом и татарский деревни в частности в период 1920-х гг. чаще всего происходит в рамках таких значительных явлений в истории крестьянства России как НЭП и коллективизация. История этих мероприятий неоднократно служила предметом специальных историографических исследований, которые позволяют составить достаточно полное представление о степени изученности темы и её отдельных аспектов.

Развитие историографии советского крестьянства было неравномерным и прошло несколько стадий. Большинство отечественных историков рассматривает следующие этапы в эволюции историографии темы: 1) 1920-е-1930-е гг.; 2) конец 1930-х - середина 1950 - х гг.; 3) 1950- е -1980-е гг. В настоящее время необходимо добавить новейший этап - с середины 1980-х гг. по настоящее время.

История доколхозного периода в целом имеет обширную историографию. В той или иной мере объектами исследования историков становились изменения, произошедшие в советской, в том числе татарской, деревне в послереволюционный период. Это земельные отношения и крестьянское хозяйство, сельская община и местные органы власти, социальная структура и классовая борьба, культура и быт татарской деревни. В числе первых работ можно назвать так называемые синхронные публикации, т.е. совпадающие по времени с процессами рассматриваемого периода. Эти издания, имевшие сугубо практическое значение, являлись важным инструментом в народно-хозяйственной и общественно-политической жизни страны. Их авторами в большинстве своем были

партийные и советские работники, сотрудники статистических учреждений, органов печати .

Жизнь деревни в 1920-е годы активно изучалась современниками: агрономами, экономистами, социологами. Результаты обследований социально-экономического положения села нашли свое отражение в публикациях этого периода . В них на обширном статистическом материале анализировалась производственная структура крестьянских хозяйств, динамика их развития.

Этот период характеризуется накоплением фактического материала по истории татарской деревни и попыткой его научной интерпретации. Работа С.Ф. Ташкина «Инородцы Приволжско - Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии»3 посвящена нерусскому населению России, в том числе и татарам - мишарям, населявшим территорию Пензенской и Саратовской губерний. В ней можно почерпнуть интересную информацию о расселении, экономическом положении служилых татар, их хозяйственной деятельности.

Выходят первые работы, выполненные на местном материале4. Сложнее обстояло дело с изучением татарских сёл. Можно лишь отметить

См. Бубнов А. Буржуазное реставраторство на втором году НЭПа. М., 1923.;Смирнов А.П. Задачи новой власти в области сельского хозяйства. М.:, 1925.;Его же. Политика Советской власти в деревне и расслоение крестьянства. М.:, 1925.; Рыков А.И. Очередные задачи экономической политики. М., 1924.; Лацис М.И. Проблема классовой борьбы в деревне// Пути сельского хозяйства. 1925. № 1/2.; Политико-просветительная работа в условиях НЭПа (итоги и перспективы).М.: Красная новь, 1922.; Лифщиц М. Налоговая политика Советского государства и новый сельскохозяйственный налог. М., 1926.; Революция в деревне. - М.-Л., 1924.

Лебедев Г. Агропомощь и агропропаганда в деревне. М, 1926.; Большаков A.M. Советская деревня за 1917 -1924. Л., 1924.; Резунов М.Д. Сельсоветы и земельные общества. М., 1928.; Яковлев Я.А. Сельсоветы и волисполкомы. М.-Л., 1925.; Мещеряков Н.Л. Кооперация в Советской России. М., 1922.

3 Ташкин С.Ф. Инородцы Приволжско - Приуральского края и Сибири по
материалам Екатерининской законодательной комиссии. Казань, 1922.

4 См. Худяков М.Г. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань,
1922.

результаты обследования сёл и деревень Пензенской губернии, полученные в ходе экспедиции А.В. Хвощёва в 1920 - х гг. В них рассматриваются взаимоотношения между татарами, русскими, мордвой.

Среди исследований краеведческого характера особо следует отметить издание комиссии по работе в деревне РКП (б) под редакцией Н. Росницкого, в которой представлены основные итоги обследования 28 волостей и 32730 крестьянских хозяйств, в том числе и татарских1. Работа сдержит обширный фактический материал, освещающий наиболее значимые аспекты жизни деревни: агрономические преобразования, процесс кооперирования, динамику социального расслоения, вопросы просвещения и изменения общественного сознания.

В периодической печати к концу 1920 -х гг. появляются статьи, посвященные общественно - политической жизни татарской деревни Пензенской и Саратовской губерний, участии татарок в выборах.

Значительную часть публикаций 1920-х годов составили статистические справочники3, в которых собран обширный статистический материал, затрагивающий многие стороны жизни татарской деревни Пензенской и Саратовской губерниям, например, численность населения, степень грамотности4.

Интересные данные по истории пензенских и саратовских татар в 1920 -е гг. содержатся в монографии Л.Е. Минца «Отходничество крестьянского населения на заработки в СССР»5. Согласно сводной таблице в разделе «Торговцы и торговые служащие», содержащей перечень профессий

1 Росницкий Н. Полгода в деревне. Издание комиссии по работе в деревне
РКП (б) (основные итоги обследования 28 волостей и 32730 крестьянских
хозяйств в Пензенской губернии). Пенза, 1925.

2 Присутствующий А. Татарка активно учувствует в выборах// Трудовая
правда, 1928. 7 января.

3 Статистический сборник сведений по Пензенской губернии. 1920 -1926.
Пенза. 1927.

4 Там же. 163.

5 Минц. Л.Е. «Отходничество крестьянского населения на заработки в
СССР». М., 1926.

отходников, среди приказчиков, разносчиков, мороженщиков, существует запись «татары»1. Вполне возможно, что традиционное занятие торговлей ассоциировалось с этой национальностью.

Отличительная особенность литературы 1920-х гг. состоит в том, что она является для современного исследователя не только литературой, но и источником, поскольку многие из авторов были непосредственными участниками и очевидцами событий. Значение её также в том, что она в отдельных случаях донесла до нас источники, не сохранившиеся другим путём. Однако большинство публикаций 1920-х гг. требуют в настоящее время критического подхода, так как с научной точки зрения, содержащиеся в них факты не всегда являются достаточно достоверными. Использование их в качестве источников по теме должно сопровождаться сравнительно -сопоставительным анализом с данными других источников.

Развитие историографии проблемы в 1930-е - н.1950- х гг. проходило в сложных, противоречивых условиях. Разработка ряда вопросов была затруднена, публикации источников резко сократились, многие документы стали недоступны для исследователей, как и литература 1920-х гг. На состояние историографии данного периода оказала во многом решающее воздействие глубокая идеологическая перестройка в обществе и массовая коллективизация сельского хозяйства, проведение которой определило тематику исследований.

В 1930 - е гг. особое внимание было сконцентрировано на антирелигиозной пропаганде, в нашем случае, на антимусульманской . С другой стороны, 1930 -е гг. - это время особо пристального внимания к вопросам сельского хозяйства, когда в процессе коллективизации

1 Минц Л.Е.Указ. соч.С.134.

См. Санд - Галлиев С. Антирелигиозная работа среди мусульман// Антирелигиозник. 1929. № 4. С.62 -67.; Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917 - 1932 гг.: Сб. статей. М., 1932.

использовался предыдущий опыт ведения хозяйства . В работе В.Ф. Касторского рассматриваются проблемы машинопользования в сельском хозяйстве2. В этот период развитие исторической науки проходило под жестким контролем партии, и в силу объективным причин имеется крайне мало исследований по нашей теме.

Победа в Великой Отечественной войне поставила перед историками
задачу описать историю каждого народа, сделавшего вклад в общее дело
Победы. Среди работ послевоенного времени следует отметить монографию
Т.А. Трофимовой «Этногенез татар Поволжья в свете данных по
антропологии», посвященную происхождению татар 3. Автором приводится
значительный материал по антропологическим типам татар. В этот период
выходит исследование Н.И.Воробьёва «Казанские татары: этнографическое
исследование дооктябрьского периода», где автор подробно описывает
природные места обитания татар, анализирует их расселение, образ жизни,
материальную и духовную культуру4. Автором Х.Г. Гимади

предпринимается попытка анализа национального названия «татары».5

Следующий период историографии этой проблемы приходится на время с середины 1950-х до второй половины 1980-х гг. На рубеже 1950 - 1960-х годов исторические исследования советской деревни вышли на качественно новый уровень. Решения XX съезда КПСС способствовали преодолению догматизма и упрощения прежних подходов. Появились работы, в которых использовались новые источники, наметилась специализация в изучении деревни. Заметным явлением стало появление монографии Ю.А. Полякова

1 См. Сборник статистических сведений по Средневолжскому краю 1925 /1925 - 1927/ 1928 гг. Вып.1. Самара, 1930.

Касторский В.Ф. Основные вопросы машинопользования в сельском хозяйстве. М.:, 1939.

3 Трофимова Т.А.. Этногенез татар Поволжья в свете данных по
антропологи. М., 1949.

4 Воробьёв Н.И. Казанские татары: Этнографическое исследование
дооктябрьского периода. М., 1953.

5 Гимади Х.Г. Об употреблении названия «татары»// Вопросы истории, 1954,
№8.

«Переход к НЭПу и советское крестьянство» . Автор проанализировал социально-экономическое развитие крестьянства в 1921-1922 гг., политическую жизнь деревни, аграрную политику советского государства. После трех десятилетий молчания в работах В.П. Данилова был поднят вопрос о месте и роли общины в аграрных преобразованиях первого советского десятилетия. Различие в подходах при освещении проблемы явились своеобразным симптомом «выздоровления» исторической науки. Интенсивно разрабатывались проблемы кооперации, налоговой политики . По - прежнему главное внимание уделялось социально-экономическим аспектам развития деревни3.

Т.И.Алексеева поднимает вопрос о связях между мещерой и татарами.4 Наиболее значительным и обстоятельным исследованием является монография Р.Г.Мухамедовой «Татары - мишари»5, в которой автор анализирует традиционное хозяйство, материальную и духовную культур татар - мишарей второй половины XIX- середины XX веков проживающих на территории Пензенской области.

Особого внимания заслуживает публикация Т. Давлетшина о татарах в контексте национального вопроса.6

1980- е гг. ознаменовались появлением сборников документов. По Пензенской и Саратовской губерниям в числе таких изданий необходимо

1 Поляков Ю.А. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М, 1979. См.. Голиков В.А. Важнейший этап развития сельскохозяйственной кооперация в СССР (1921-1929 гг.) - М., 1963.; Дмитренко В.П., Морозов Л. Ф. Партия и кооперация. М., 1978.

3 Герасименко Г.А. Низовые крестьянские организации в 1917 - первой
половине 1918 годов. (На материалах нижнего Поволжья). Саратов, 1978.;
Гришаев В.В. Сельскохозяйственные коммуны Советской России. 1917-1929
гг. М., 1976.

4 Алексеева Т.И. Вопрос о генетическом родстве русской мещеры и татарах -
мишарях// Краткие сообщения института этнографии СССР. Т.З.М., 1959. С.
13.

5Мухамедова Р.Г. Татары - мишари. М. 1972.

6 Давлетшин Т. Советские татары - непривилегированное меньшинство//

Материалы Мюнхенского института по изучению СССР. Мюнхен, 1969.

отметить сборник документов по культурному строительству . В них нашли отражение темы хозяйственно- политического состояния деревни, развития кооперации, деятельности культурно- просветительских учреждений и сельских советов, работы по ликвидации неграмотности, мероприятия по ведению антирелигиозной пропаганды, вступления крестьян в ВКП (б), движения селькоров и развития крестьянской печати.

Особое внимание обращается к проблеме культурного строительства. В этом отношении выгодно отличается монография В.А. Козлова «Культурная революция и крестьянство» . Используя обширный фактический материал, в том числе и по Среднему Поволжью, автор сумел исследовать всю совокупность факторов, влиявших на культурных облик крестьянства. Этапы просвещения татар изучает А.Х.Махмутова, выделяя в качестве наиболее значительного период 1920 -е гг.3

Наблюдается повышенный интерес исследователей к новым аспектам проблемы - социальной психологии крестьянства, культурному строительству в деревне, социальной структуре сельского населения4. К таким работам относится монография Х.Хасанова, которая посвящена истории татарского народа в целом. В частности, он приводит численные данные о расселении татар по уездам на территории Пензенской и Саратовской губерний в XX в. 5 Согласно его данным в Пензенской и

Культурное строительство в Пензенском крае, 1917 - 1938. Саратов:, 1986.; Культурное строительство в Саратовском Поволжье (документы и материалы) 4.1. Саратов, 1985.

2 Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство. М., 1983.; Решения
партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5-ти т. М, 1967. Т.
1.; История культурного строительства: Из истории в СССР 1917-1977: Док.
и материалы. М, 1989.

3 Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар. Казань, 1982.

4 См. Кукушкин Ю.С. Сельские советы и классовая борьба в деревне (1921-
1932). М., 1968.; Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции.
М., 1968.

5 Хасанов X. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.
С.180.

Саратовской губерниях проживало соответственно 58 530 и 94 701 человек татарской национальности.1

Краеведческий материал выходит на страницах периодической печати. Об истории татарского с. Алеево пишет учитель местной школы З.А. Абузяров.2

Четвёртый этап в изучении истории советского крестьянства начался в годы так называемой «перестройки», когда в общественно - политической и экономической жизни страны произошли значительные изменения. Внутри этого этапа достаточно четко выделяются два периода - вторая половина 1980-х - 1991г. и с 1992 г. по настоящее время, что обусловлено такими важными событиями, как распад СССР и отмена руководящей роли КПСС, заметно сказавшихся и на развитии исторической науки. Интерес к татарам возрастает уже в начале 1980 -х гг. К.Д. Давлетшин в работе «Нации и ислам» затрагивает роль религиозного фактора в осознании национального единства советских татар.3 Исламский фактории и положение мусульман в СССР становятся темой для исследования X. Измайлова.4

Н.А. Халиков в работе «Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начала XX вв.» подробно рассматривает хозяйственные занятия 5. В его же исследовании «Хозяйство татар Поволжья и Приуралья» дается описание и характеристика хозяйственных построек (кладовых клетей, помещений для помола зерна) Инсарского района6. В другой работе «Промыслы и ремёсла татар Поволжья и Приуралья» 7 автор рассмотрел

1 Хасанов X. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.С.180.С. 182.

Абузяров 3. Славный путь (с. Алеево, Неверкинский район)// Знамя Ленина, 1980. 20, 24 мая.

3 Давлетшин К.Д. Нации и ислам. Казань, 1986.

4 Измайлов X. Критика антисоветской фальсификации положений ислама и
мусульман в СССР. М., 1982.

5 Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX -
начала XX вв. М., 1981.

6 Халиков Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1994.

7 Он же. Промыслы и ремёсла татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1998.

национальные, субэтнические особенности промысловой и ремесленной деятельности поволжских татар (татар-мишарей Инсарского, Саранского, Краснослободского, Темниковского уездов), на основе анализа обширного материал выделил причины развития промыслов, произвёл их классификацию.

С конца 1980-х годов в связи с начавшимися в обществе переменами проблемы новой экономической политики оказались в центре внимания. Публицистический бум был рожден стремлением найти в событиях 60-летней давности ответы на вопросы, поставленные временем «продолжавшейся революции». На волне критики административно-командной системы обсуждались проблемы альтернативности, причины свертывания нэпа: В ходе развернувшейся дискуссии вокруг причин возникновения режима личной власти Сталина, ряд исследователей усматривал их в разрушении жизненных основ патриархального крестьянства, в ломке традиционной культуры села, в отказе от старых духовных ценностей1. К положению доколхозного крестьянства в поисках аргументов обращались ученые в рамках полемики о роли «объективного» и «субъективного» факторов в отказе от нэпа . Следствием выработки новых концептуальных подходов стало вовлечение в научный оборот ранее неиспользованных источников, перенос акцента с положительных сторон нэпа на менее изученные его «негативные» моменты.

Заметно активизируется изучение проблем татарского крестьянства с начала 1990-х годов. Объективную оценку получает крестьянское движение начала 1920-х годов, деятельность партийных и советских органов в деревне. Внимание историков привлекает проблема степени сохранности общинных

Симонов Н.В. В преддверии «великого перелома»// Вопросы истории КПСС. 1990.№3.-С23 Лацис О. Перелом // Суровая драма народа. М., 1989.

' " I.

традиции, хозяйственного уклада, патриархальной культуры села

Перспективным научным направлением стало исследование вопросов

общественного сознания деревни, крестьянского менталитета ' Проблемы

татарского крестьянства в 1920 -е гг. становятся темами диссертаций.3

Как правило, большинство работ, посвященных татарским крестьянам в 1920

-е гг. затрагивают роль исламского фактора. Среди авторов подобных работ

необходимо отметить P.M. Мухаметшину и Ю.М. Почта.4

В 1997 году вышла статья Л.В. Ингиновой и В.И. Лебедева о культурной и бытовой сферах жизни татар Пензенской губернии 1920 -х гг., написанная по материалам анкетного опроса этнологического отделения Российской академии истории материальной культуры5

Современный этап характеризуется разработкой краеведческого материала, в том числе по истории татарских поселений 6.

1 См. Никольский С.А. Власть и земля. М., 1990; Кабанов В.В. Пути и бездорожья аграрного развития России в XX веке// Вопросы истории. 1993. №3.

Менталитет и аграрное развитие России (XIX- XX вв.). Материалы международной научной конференции. 14-15 июня 1994 г. М, 1994. Аширов Н. Измайлов X. Критика антисоветской фальсификации положений ислама и мусульман в СССР. М.: Знание, 1982.

См. Шайдуллин Р.В. Деревня Татарии: социально - экономический аспект (1921 - 1928): Автореф.дисс.докт. истор. наук. Казань, 1990.; Набиев Р. А. Политика Советского государства по отношению к религии и церкви в 1920 — 1930 -е гг.: Автореф.дисс.докт. истор.наук. Казань, 1992.

4 См. Мухамедшина P.M. Исламский фактор в общественном сознании татар
в XVI -XX вв.//Исламско - христианское пограничье: итоги и перспектив
изучения. Казань, 1994.;Почта Ю.М.Революционная Россия и мусульманский
мир в 20- е- 30- е гг.// Восток. Афро-азиатское общество: история и
современность. М., 1993. № 4.

5 Ингинова Л.В., Лебедев В.И. Культура и быт татар Пензенской губернии
двадцатых годов XX века (по материалам анкетного опроса этнологического
отделения Российской академии истории материальной культуры) // Языки,
духовная культура и история тюрков: традиции и современность. М., 1997.

Ягов О.В. Мордовское и татарское население Чембарского уезда: история и современность// Исторические записки: межвузовский сборник научных трудов/ Пензенский Государственный Педагогический университет им. В.Г. Белинского. Вып. 7. Пенза, 2003. С.258 - 264.;Ягов О.В. К вопросу об укреплении финансового положения и материальной базы промысловой

Одной из наиболее значительных работ, посвященных исследуемой проблеме, является вышедшая в 2001 году коллективная монография «Татары»1. В ней приводятся сведения о материальной и духовной культуре, расселении и демографической ситуации нескольких этнографических групп татар.

В последние годы появился ряд работ, посвященных истории НЭПа, в том числе и в сельском хозяйстве, этапам и особенностям его существования причинам свёртывания и последствиям2.

Активно в последнее время изучается роль религиозного фактора в истории татарского крестьянства3. Продолжает заниматься этой проблемой В.А. Набиев4.

кооперации в годы нэпа (по материалам Среднего Поволжья) // Исторические записки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Пенза, 1999. С. 174 - 182;.Феклистов А.Г. Реализация политики государственного регулирования экономики в Средне - Волжском регионе в период НЭПа// III Лебедевские чтения. Материалы докладов научной конференции. Пенза, 2002. С.95 -98.;Сидорова Г.В. Культурное строительство в Пензенском крае в 20 -е годы // Актуальные проблемы науки в России. Материалы межвузовской научно — практической конференции. Кузнецк, 2003. С. 97 - 99.;Уразова С.А. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг. в Пензенской губернии// Актуальные проблемы науки в России. Материалы межвузовской научно - практической конференции. Кузнецк, 2003. С. 89 - 92.;Озеров О.В. К вопросу о крестьянских переселениях на Средней Волге во второй половине 1920 -середине 1930 -х годов // Исторические записки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Пенза, 1999. С. 136 - 142.;Храмцов В.Н. Деятельность советов Среднего Поволжья при переходе к массовому обучению трудящихсяв системе оборонных обществ //Исторические записки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Пенза, 1999. С. 158 -164.

1 Татары. М., 2001. Ибрагимова Д.Х. Нэп и перестройка. Массовое сознание сельского населения в условиях перехода к рынку. М., 1997.

3 Хабенская Е.О. Ислам в структуре татарской идентичности.// Мусульмане
изменяющейся России. М.:, 2002,; Хакимов Р.Критическое мышление и
обновление ислама// Россия в глобальной политике. 2003. №4.; Ислам и
мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность.
Очерки. Казань, 2002.: Ислам истории татарского народа. Казань, 2002.

4 Набиев Р.А. Мусульманство и идеологемы власти в 1920 -е //
Интеллигенция Татарстана в Vi XX в. Казань, 1997.: Его же. Религиозная

Повышенным вниманием историков пользуются темы коллективизации сельского хозяйства, развития кооперации в 1920-е, идеологии, социальной психологии, политических настроений масс, в том числе крестьянства1.

До недавнего времени подбор и интерпретация фактов осуществлялись в значительной степени соответственно идеологическим требованиям. Это, разумеется, не означает полную непригодность того научного багажа, который был создан в данный период. В последние годы разработка различных аспектов истории крестьянства идёт активнее и в научный оборот вводятся ранее неизвестные документы. В связи с этим представляется весьма актуальным специальное изучение имеющегося круга источников, что позволяет не только восполнить пробелы в истории татарского крестьянства и переосмыслить ряд спорных, стереотипных суждений.

Заметный вклад в освещении темы внесли труды зарубежных историков. Для западных коллег в отличие от советской школы характерен особый интерес к проблемам социальной истории. Анализу традиционных форм крестьянского общества, двора, семьи посвящены работы Р. Редфилда", Т. Шанина. Исторический консерватизм крестьянской агротехнологии и реакция селян на агрикультурные новации исследуются в работе А. Мандра.4 Введенное Д. Скоттом определение «моральной экономики крестьянства как этики выживания» позволило глубже понять мотивы производственной деятельности жителей деревни5. Взаимоотношение крестьянства и местных органов власти, фактор политической мобильности и формы идеологического воздействия режима анализируются в статьях У. Таниучи,

политика в 1920 -е -н. 1940 -х// Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 2002.

1 Никулин В.В. Власть и общество в 20 -е годы. СПб., 1997.; Российская повседневность. 1921- 1941гг.: Новые подходы. СПб., 1995. Редфилд Р.Болыпая и малая традиции// Великий незнакомец. М., 2000.

3 Шанин Т. Революция как момент истины. М., 1993.

4 Мандра А. Продолжение размышлений о конце крестьянства: двадцать лет
спустя. Реферат// Отечественная история. 1990. № 8. С Л 7- 22.

5 Скотт Дж. Оружие слабых. Обыденные формы сопротивления крестьян//
Крестьяноведение.1996. С. 26 — 60.

Ш. Фицпатрик . Немецкий ученый Ст. Мерль на основе сопоставления уровня жизни селян до революции 1917 г. и после выясняет динамику и суть произошедших перемен. Его же перу принадлежит интересная работа о государственном регулировании аграрных отношений в 1925-1928 гг.2 Особо следует отметить заслугу зарубежных исследователей в постановке и изучении проблемы традиционной крестьянской культуры. Концепция «традиционной культуры» К. Добровольского получила свое дальнейшее развитие в описании культуры «малого сообщества» Р. Редфилдом и его конструкции взаимодействия «большой» и «малой» традиций . М. Левин в своей работе «Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи»4 выясняет причины сохранности традиционного жизненного уклада деревни в первой трети XX века.. Автор считает, что аграрная революция 1917-1921 гг. отбросила деревню на много лет назад и восстановила ее традиционность. Рассуждения по проблеме отходничества во время нэпа приводит в своей работе А. Грациози: «нэп также отвечал... у стремлениям крестьян, обусловленным их традиционным культурным наследием. Они стали делать то же, что и до 1917 г., вновь активно и стихийно участвуя в сезонных миграциях (отходе)».5

В диссертации, таким образом, учтены важнейшие достижения отечественной и зарубежной историографии по данной проблематике и теме

1 Таниучи У. Система уполномоченных - партия, советы и аграрная коммуна// Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994; Фитцпатрик Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20 —х годов// Вопросы истории. 1990.№8.

2Мерль Ст. Аграрный рынок и новая политика. Зарождение государственного управления сельским хозяйством в Советском Союзе. 1925 - 1928 гг. Реферат// Отечественная история. 1995. №3. Он же. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе. Ожидания и реальность// Отечественная история. 1998. №1.

Добровольский К. Традиционная крестьянская культура// Великий незнакомец. С. 195 - 200.

4Левин М. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи//

Крестьяноведение. 1997.

5 Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933.М.,2001.С41.

исследования. Общий обзор исторической литературы рассматриваемой темы показывает, что роль традиций и значение фактора перемен в жизни российского села периода нэпа изучены недостаточно. Дальнейшая разработка проблемы предполагает расширение источниковой базы исследования и применение интеграционного подхода, что позволит интерпретировать тему с позиции современного уровня развития исторической науки.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в историографии предпринята пытка на основе разнообразного комплекса источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот, показать перемены в традиционном укладе жизни татарской деревни в годы НЭПа и реакцию на них крестьянства.

Источниковая база исследования. Основу источниковой базы составили архивные материалы местных и центральных архивов, научные фонды областного краеведческого музе, другие источники. В частности, были проработаны документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственных архивов Пензенской и Саратовской областей (ГАПО), (ГАСО), Центра документации Новейшей истории Саратовской области (ЦДНИСО), научные фонды1 Пензенского Государственного Краеведческого музея (ПГКМ).

Особой группой источников стал полевой материал автора (ПМА), представляющий собой результаты анкетирования и интервьюирования старожилов татарских селений, собранный в результате этнографических экспедиций в течение 2003-2005 годов. Как правило, сообщаемые сведения иллюстрируют наиболее запомнившиеся факты из собственного детства или жизни родителей. Один из респондентов, бывший учитель с. Алеево З.А.

1 Далее Н/А.

Абузяров, занимающийся изучением истории своего села, передал нам богатый биографический материал своей семьи, на примере которого можно проследить судьбы конкретных людей.

Ценность собранного материала заключается в том, что его источником являются свидетели изучаемых событий. Благодаря хорошей памяти пожилых респондентов и их желанию оказать помощь в исследовании нашей темы был собран редкий материал, позволяющий при сопоставлении документальных сведений судить о социальной истории татарской деревни в 20-е годы прошлого века.

В диссертации использованы материалы периодической печати. В частности, крестьянская тематика наиболее полно представлена в газете «Сабанче» («Пахарь»). Данный источник является уникальным по истории татарского села Пензенской губернии, так как на её страницах раскрывается все многообразие животрепещущих вопросов 1920-х годов. Он впервые вводится нами в диссертации в широкий научный оборот.

Анализ переведенного материала газеты «Сабанче» позволяет судить о ней не только как об очередной издании периодической печати, но и как о главнейшем источнике для жителей татарской деревни. Именно через эту газету шёл основной поток информации, предназначенной для татарского крестьянства, и уже через год после первого выпуска её тираж достиг 800 экземпляров1. Одновременно это был и источник по агрономической пропаганде, и помощник в деле просвещения, и источник информации о мировых событиях. Периодичность и регулярность выхода газеты, раз в неделю, позволяет отслеживать изменение интересов татарских крестьян, их проблем, перемены в политике Советского государства. Сведения из ежемесячных отчётов губтнацотдела, в которых основной упор на работу среди татарского населения делается на вышеупомянутое издание, позволяют классифицировать эту газету как основной источник по истории татарского

1 ГАРФ. Ф.Р. 1318. Оп.1. Д. 1449. Л. 11.

села Пензенской губернии . Уникальность этого источника заключается ещё и в том, что его использование требует перевода с арабского языка, что до настоящего момента ограничивало его участие в исследовательских работах в качестве источника и объекта исследования. Подобная работа нами осуществлена и ее результаты представлены в диссертации.

Несомненную ценность периодической печати как исторического источника придаёт тот факт, что на её страницах публиковались различные виды источников - законодательные, делопроизводственные, статистические документы.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Роль общинных традиций в сфере аграрного производства, социального движения, духовной жизни татарского села в период НЭПа оставалась велика и оказывала существенное влияние на повседневную жизнь крестьян;

  1. Советская власть проводила активную политику по изменению земельных отношений, стимулировала кооперативное движение, формировала политические настроения деревни, обуславливала характер крестьянских требований.

  2. Крестьяне положительно воспринимали те новации, которые улучшали их жизнь, и негативно относилось к тем, которые вторгались в сферу их вековых традиций, религии и быта;

  3. Под воздействием политики Советского государства происходил процесс эволюции традиционных сельских институтов (семьи, двора, общины), жизненных установок и духовных ценностей крестьянства;

5. Знания исконного уклада сельской жизни, хозяйственного опыта села,
истории взаимоотношений общины и власти, социальной психологии
крестьянства - важнейшее условие успешного осуществления любой
реформы аграрной сферы.

'ГАРФ.Ф.Р. 1318. Оп.І.Д. 1391.Л.25об.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней результаты могут быть использованы при подготовке новых обобщающих материалов по истории Среднего Поволжья и Пензенской области, справочных данных по истории края, а также при написании обобщающих работ по истории народов в Среднем Поволжье и России. Отдельные аспекты работы могут быть учтены при выработке органами государственной власти России и Пензенской области национальной политики и проведении аграрной реформы.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на региональных и межвузовских конференциях и обсуждены на заседании кафедры отечественной истории и методики преподавания истории Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского.

Традиционное хозяйство татарской деревни

Поволжские татары издавна были оседлым народом с развитой экономикой. В её основе лежали земледелие, животноводство, различные промыслы, ремёсла и торговля. Эти же отрасли были традиционными для XIX века.

Территория расселения татар нашего исследования (на стыке лесной и степной зон) имела благоприятные природные условия (относительно ровный рельеф, умеренно континентальный климат, пригодные для земледелия почвы, изобилие рек, разнообразный растительный и животный мир) для развития различных отраслей хозяйства, особенно земледелия. Как показывают археологические данные, земледелие достигло в этом крае известного развития еще во второй половине I тыс. н.э. Различия в природных условиях сказывались на многих сторонах крестьянского хозяйство татар1. Большинство татар, проживавших на территории Пензенской и Саратовской губерний, было сельским населением. Соответственно, в основе экономики было земледелие при вспомогательной роли других отраслей традиционного хозяйства.

Писцовые книги позволяют воссоздать картину системы земледелия, лишь начиная с конца XVI - начала XVII века. В них учет земли (перелога, пашни и т.д.) ведется в трех полях.

Возникновение трехпольной системы земледелия на указанной территории исследователи относят к X веку2. Как на особенность развития земледелия в крае, следует указать на длительное сохранение, одновременно с трехпольной, переходной системы, что объясняется наличием больших земельных массивов.

Трудно что-либо утверждать относительно общественных отношений населения края в этот сравнительно ранний период. Можно лишь полагать, что при наличии такого высокого уровня сельскохозяйственного производства, особенно земледелия, происходило разложение родовых общин - патриархальных семей основанных на коллективном труде, и формирование индивидуальных хозяйств, в результате чего получила развитие общинная форма землепользования.

Предки татар были хорошими земледельцами. Развитие земледелия у них в ранний период в значительной степени происходило под влиянием более развитой культуры булгарских и славянских племен, а затем русского народа. После окончательного включения края в состав русского многонационального государства практически были созданы условия для более интенсивного развития хозяйственной деятельности. Например, ускорился процесс перехода к сплошной трехпольной системе земледелия, прогрессивное значение которой состояло не только в увеличении посевов, но и в возможности удобрения полей и применении чередования культур, способствующего повышению урожайности. Однако эти более или менее благоприятно сложившиеся исторические условия, способствовавшие росту земледелия в татарских крестьянских хозяйствах, парализовались в дальнейшем колониальной политикой царского правительства.

Укрепление государства и расширение внешних границ в итоге приводило к тому, что земли, некогда находившиеся на окраине государства, постепенно становились привлекательными для государственных интересов. Это определило дальнейшие действия государства по отношению к владельцам земель Пензенской и Саратовской губерний - татарской аристократии.

В 1628 году был издан указ, который запрещал татарским помещикам - мусульманам владеть крепостными христианского вероисповедания, а русским помещикам - было запрещено иметь крестьян инородцев. Этот указ был повторен в 1648 году1.

Во время правления Петра Первого помещики - мусульмане, не принявшие христианство, были обязаны отречься в пользу государства от имеющегося у них зависимого населения и земель по закону 1681 г.2 Татарская аристократия Пензенской губернии принимала христианство с «большой неохотой»3, и была вынуждена «отписать» в пользу государства 3795 душ татарских крестьян. Таким образом, Пензенскую землю в основном населяли казенные крестьяне4. Однако наличие княжеских родов Девлеткильдеевых, Енгалычевых, Кугушевых, Бибарсовых, Мансыревых, Кулунчаковых объясняет существование на территории Пензенской и Саратовской губерний помещичьих крестьян - татар.5

Захват крестьянских земель принял особенно большие размеры в период генерального межевания (конец XVII - начало XIX вв.). Так, 1305 дес. из 2197 кв. саж. земли, находившейся в пользовании крестьян деревни Суркино Саранского уезда, при межевании было отрезано в пользу соседних помещиков, т. е. 81% всей земельной площади. После такого «межевания» на каждую ревизскую душу осталось всего лишь по осьминнику. Вследствие чего, как писали крестьяне д. Суркино «они ...пришли в крайнее разорение, нищету и убожество»6.

Религиозный фактор в жизни татарской деревни

Для определения роли религиозного фактора в жизни татарской деревни 1920 -х гг. необходимо отметить, что в своём подавляющем большинстве, кроме небольшой этнической группы кряшенов, татары - это мусульмане- сунниты. Однако не все мусульмане являются татарами, равно как не каждый мусульманин принадлежит к татарскому этносу. Спецификой процессов, на изучаемой нами территории, являлась традиционная исламизация населения.1 Не случайно даже в начале 1920 -х гг., для определения названий проживавших народностей использовалась классификация по религиозной принадлежности." Обратный процесс, процесс христианизации татар, проходил крайне медленно, в 1926 г. количество кряшен выросло только до 120 тыс. по всей стране.3

Российская империя, будучи конфессионально ориентированным государством, определяла своё отношение к другим религиям, исходя из признания первенства и господства православной церкви, охранявшейся законом от любых «враждебных на неё поползновений».4 Этот принцип в полной мере касался и российского ислама.

На исследуемой нами территории открытого притеснения представителей ислама не наблюдалось. Традиционное проживание в непосредственной близости с представителями русских и мордвы наложило определённый стереотип поведения, как для населения, так и для местных властей. Русские власти с уважением относились к мусульманским традициям, в частности, хаджу - одному из столпов ислама. Несмотря на то, что, по мнению специалистов, хадж имел крайне негативные последствия:

усиление фанатизма, распространение инфекционных заболеваний, нелегальную миграцию, запретов на хадж не существовало. Так, еще в 1901 г., вопреки предупреждению о распространении «чумной заразы», в Пензенской губернии был разрешён выезд мусульманских паломников в Мекку и Модину.1 Из Пензенской губернии выехали три жителя, представители Чембарского и Краснослободского уездов.

Мусульмане рассматривались российским законодательством как представители одного из терпимых нехристианских исповеданий для которых существовал ряд ограничений. Делопроизводство повсеместно велось на русском языке; в сфере образования нехристиане лишались возможности получить звание наставников, учителей; в области семейно — родственных прав - браки нехристиан с лицами христианского исповедания были запрещены.3

Подобная ограничительная политика оформила своеобразные отношения внутри религиозной общины татарской деревни. Отсутствие возможности проведения своей политической линии в рамках государства и определённая степень дозволенности в отправлении своего культа трансформировали соотношение религиозного и общественно политического. Влияние мечети, как конфессионального института, не ограничивалось культурносоставляющей, особенно для представителей исламского мира.4 Жизнь, старого регламентированная нормами Корана, проходила в рамках замкнутого сообщества, особенно в условиях сельской местности. Поэтому все события, происходящие в жизни мусульманина, были подчинены раз и навсегда установленному порядку. Все важные жизненные моменты мусульманина проходили под чётким контролем представителей религиозного культа. Такая переориентация позволила лидерам мусульманского мира стать и общественно - политическими лидерами общества татарской деревни. К ним тесно примыкали наиболее зажиточные слои, имевшие возможность оказать влияние посредством предоставления финансовой помощи своей общине. Такие люди были наиболее почитаемыми, ведь именно на их средства строились школы, мечети, содержались имамы.1

Новации советского времени коренным образом изменили курс общего развития мусульманских общин. Важнейшим моментом, определившим направление вектора, явилось то, что новое государство заявило о своих претензиях на идеологическую доминанту. Это потребовало создания типа «нового» советского человека, не обременённого религиозными предрассудками. Дальнейшая генеральная линия государства выстраивалась с точным расчётом на вытеснение традиционного религиозного мировоззрения.

В силу объективных обстоятельств Советское государство не могло себе позволить начать антирелигиозную борьбу, применять силовые методы. На первом этапе становления власти Советов обнародуются документы и проводятся мероприятия, направленные на установление временного компромисса с носителями исламской религии. Изначально взаимоотношения властей и исламских лидеров складывались в обстановке менее враждебной, нежели с иерархами православной церкви. Православие отождествлялось с ненавистным самодержавием и было более опасной силой, имеющее чёткую организационную структуру. В то время, когда православное духовенство заявило об антибольшевистской позиции, мусульманские лидеры воздержались от таких шагов.

Культурно - просветительские мероприятия власти

Модернизация, в полосу которой попала Россия в начале XX века, охватывала всё новые и новые социальные слои общества. Она разрушала старый традиционный мир, лишая миллионы людей жизненных устоев, привычных связей, моральных ценностей. Свою роль сыграли и социальные катаклизмы (революция, войны). Стихия перемен лишила общества устойчивости, нарушила привычную среду обитания, привела в движение ещё вчера инертные массы обывателей. В такой ситуации массовое сознание стало особенно восприимчивым для просвещающего идеологического воздействия.

Окончание военных действий и острый политический кризис заставили большевистское руководство обратить самое пристальное внимание на идеологическое обеспечение режима. Переход значительной части общества в оппозицию наглядно продемонстрировал узость социальной базы и слабость политической поддержки коммунистической власти. Условия перехода страны к мирному строительству диктовали необходимость усиления идеологического влияния на массы. Прежде всего, данное воздействие было сконцентрировано на российском крестьянстве. Средством достижения цели выступила идеологическая обработка села, осуществляемая в форме просвещения.

Ещё в 1919 году началась обработка татарского населения на предмет культурного просвещения. На I Пензенском съезде работников просвещения тюрко - татар в 1919 году о состоянии народного образования отмечалось, что «до Октябрьской революции дело народного образования среди татар было в самом печальном положении»1. Причиной такого положения называлась политика ассимиляции прежнего правительства, которая заставляла массу избегать школ. На этом же съезде упоминалось, что само татарское население Пензенской губернии, имея большую наклонность к просвещению, ещё до революции открыло 60 - 70 общеобразовательных школ, где преподавание производилось на родном языке. Эти средства были организованы на средства зажиточных татар1.

Однако прежде чем рассматривать процесс ликвидации неграмотности среди населения татарских деревень в 1920 -е, нам представляется необходимым развеять тезис о «темноте» и необразованности татарского населения, который в течении длительного времени тиражировался властями . Специфика вероисповедания в совокупности с отношением с православным государством определяла достаточно специфичное образованнее. По данным обследования 1906 - 1911 гг. в Пензенской губернии было 115 татарских школ при мечетях3.

У татар- мусульман учебные заведения разделялись на два типа: мектеб (низший) и медресе (средний и высший). Мектеб как начальная школа существовала при каждой мечети, которым руководил мулла своей махали. При всех мечетях Пензенской губернии существовали мусульманские училища, которые занимали небольшие избы. Классов, отделений, определённых программ в мектебе не было. Вместо парт или столов на полу стояли небольшие сундучки, на стенах висели полки и учебные принадлежности. На полу лежали коврики или циновки, в углу сваливалась верхняя одежда, на чистом свободном месте стояли самовар и чашки. Сроки обучения в мектебе также не определялись. Обучение велось на арабском языке. Преподавали муллы или азанчи. Ученики изучали Коран.4 Таким образом, грамотность татарских детей сводилась к механическому чтению арабского текста. Русский язык не изучался, более того, его изучение считалось грехом . Несмотря на преграды религиозного характера, некоторые мусульманские дети занимались изучением светских дисциплин в русских приходский школах2. Основную массу учеников составляли мальчики от 8 до 14 лет. Девочки учились в доме муллы, у его жены, которую называли «остабике» или «абыстай». Обучение, как правило, было доступно детям состоятельных крестьян, причём чаще всего это были мальчики. Девочки тоже получали образование, владели несколькими языками, в том числе арабским . Одной из особенностей татарского образования начала XX века стало развитие женского образования. В частности, в городе Троицке в 1909 году была открыта специализированная женская школа4.

Мектебе содержались на средства населения. Помещения представляли собой обычные деревенские дома из одной или нескольких комнат, которые были и классом, и общежитием для многих учащихся. Мулла и основные учителя - хальфы не получали жалования, жили приношениями учеников или дарами населения5.

Медресе также состояли при мечетях, но не каждая махалля имела своё медресе. Они открывались только в городах и тех деревнях, где жили богатые люди, способные и желающие его обеспечивать, а также образованный мулла, способный организовать учебное заведение такого типа. Поэтому, вопреки упоминанию многих информаторов о существовании медресе в татарских деревнях, это были именно мектебы.

Похожие диссертации на Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации