Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие мировоззрения А.Л. Волынского : 1880-е - начало 1900-х гг. Пименова, Ирина Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пименова, Ирина Ивановна. Становление и развитие мировоззрения А.Л. Волынского : 1880-е - начало 1900-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Пименова Ирина Ивановна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-7/25

Введение к работе

Актуальность исследования мировоззрения Акима Львовича Волынского, известного отечественного деятеля культуры 1880-1920-х гг., литературного критика, публициста, историка диктуется рядом причин.

Прежде всего, она определяется необходимостью осмыслить культурные тенденции начала XX в., отмеченные глубоким нравственным кризисом и во многом созвучные духовному безвременью современной России. Именно в условиях рыночной модернизации начала XX в. для части интеллигенции стала совершенно очевидной ограниченность экономического материализма и позитивистского понимания жизни с его верой в силу науки. В творчестве же А.Л. Волынского наиболее ярко отразился ее духовный кризис, проявившийся в возрастании интереса к религиозным вопросам, поиске новых основ бытия и эстетических форм.

Следует отметить и то, что А.Л. Волынский вошел в отечественную культуру как критик материализма и утилитаризма, как «борец за идеализм». Благодаря его деятельности были развенчаны многие философские идеи шестидесятников — Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Подвергнув решительному пересмотру «наследство 1860-х гг.», А.Л. Волынский сформировал в сознании части российской интеллигенции идейно-культурные предпосылки «идеалистического поворота» 1890-х гг. Таким образом, исследование его мировоззрения позволяет не только выявить теоретическое содержание смены духовных парадигм российской интеллигенции, но и определить влияние личностного фактора на этот процесс.

Актуальность темы связана и с тем, что хотя А.Л Волынский, будучи редактором надпартийного журнала «Северный вестник», подчеркивал свою нейтральность в отношении партийно-политической борьбы, он еще при жизни подвергался остракизму со стороны «передовой общественности» за нападки на ее кумиров — Н.К. Михайловского, М.Е. Салтыкова. Таким образом, изучение темы дает возможность на примере А.Л. Волынского рассмотреть проблему взаимосвязи культуры и политики, установить степень «идеократичности» русской интеллигенции.

В итоге, исследование мировоззрения А.Л. Волынского позволит переосмыслить сложившиеся в историографии одномерно-апологетические трактовки материализма интеллигенции, выявить сложные механизмы трансформации ее сознания в начале XX в., а главное, - лучше понять сам феномен предреволюционной интеллигенции в России.

Степень изученности проблемы. В дореволюционной историографии А.Л. Волынского (начала 1890-Х-1917 гг.) правомерно выделить два направления: критическое и апологетическое. Первое представлено народниками и марксистами, отрицавшими социально-политическую индифферентность журнала «Северный вестник» и эстетизм А.Л. Волынского, что объясняет полемичность и политическую заостренность историографии мыслителя. М.А. Протопопов, публицист «Русского богатства», однозначно расценил творчество А.Л. Волынского как декадентство . Г.В. Плеханов подверг критике «гегелизм» публициста . Аналогичным образом воспринимал его и М. Горький . По словам историка интеллигенции Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.Л. Волынский выступал в качестве проповедника модернизма и символизма, «искал осуществления индивидуальной свободы в религии и явился проводником идеализма в

художественном творчестве» .

Характеризуя второе направление историографии, важно отметить, что апологетически оценивал творчество В.Л. Волынского Д.С. Мережковский, хотя и не во всем соглашавшийся с критиком, в частности, — с его нападками на Н.К. Михайловского . Восторженно отнесся к творчеству А.Л. Волынского Н.Г. Молоствов. Однако научная ценность его книги невелика, поскольку свою задачу он видел лишь в популяризации наследия публициста .

В целом в дореволюционной историографии получили освещение лишь отдельные стороны мировоззрения А.Л. Волынского. Так, вне поля зрения исследователей остались его общественно-политические взгляды. Более того, в его восприятии преобладала негативистская установка, что вызывалось господствующим положением в общественном сознании радикального оппозиционного утилитаризма, рассматривавшего литературу в качестве средства политической борьбы.

Советская историография характеризуется доминированием марксистско-ленинской методологии и подходов, основанных на классовом анализе феноменов культуры. В то же время появляются первые специальные работы о А.Л. Волынском. Крупным исследователем наследия публициста стал советский

См.: Протопопов М. Критические статьи. — М, 1902. — С. 465.

2 См.: Плеханов Г.В. Сочинения. — М.-Пг., 1922. — Т. X. — С. 164.

3 См.: Горький и русская журналистика начала XX века. Неизданная переписка. — М, 1988. — С. 950.

4 См.: История русской литературы XIX в. под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. — М, 1911. — Т. V. —
С. 95-96.

5 См.: Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. — Спб,
1893. —С. 73.

6 См.: Молоствов Н.Г. Борец за идеализм. (А.Л. Волынский). — Спб., 1903.

историк журналистики В. Евгеньев- Максимов . Он критически оценивал деятельность А.Л. Волынского на посту редактора журнала, утверждая, что его направление «определялось борьбой редакции с идейными традициями народнической журналистики, с позитивизмом и противопоставлением им идеалистической философии» .

Важный вклад в историографию просветителя внесла М. Шагинян, высоко оценившая его творчество, особенно работы о Ф.М. Достоевском и книгу «Леонардо да Винчи» . В отличие от М. Шагинян, Е. Браудо не усматривала положительных сторон в творчестве критика .

Если для ранней советской историографии был характерен незначительный интерес к деятельности А.Л. Волынского, то с середины XX века его наследие стало изучаться более целенаправленно. Так, в работах историка отечественной литературы П.В. Куприяновского нашли освещение различные стороны его творчества . Достоинство работ историка состоит в том, что он попытался объективно исследовать творчество А.Л. Волынского, характеризовал его «просветителем от идеализма» . С другой стороны, оставаясь в рамках марксистско-ленинской идеологии, советский ученый утверждал, что «общий реакционный характер философского идеализма несомненен», подчеркивал космополитический характер мировоззрения публициста, который «национальное ... подчиняет общечеловеческому и допускает его в качестве колорита — «как краску, дающую возможность выразиться индивидуальности»13. Следует подчеркнуть и то, что за границами исследовательского интереса П.В. Куприяновского остались общественно-политические взгляды публициста.

7 См.: Евгеньев-МаксимовВ. и Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Статьи и материалы. —
Л., 1930.

8 Там же. — С. 96-97.

9 См.: Шагинян М. Литературный дневник. Статьи 1921-23 гг. — М.-Пг., 1923.

10 См. :Браудо Евг. А.Л. Волынский. Н.С. Лесков. —Пг., 1923.

11 См.: Куприяновский П. Доверие к жизни. — Ярославль, 1981; Куприяновский П. А. Волынский — критик
(Литературно-эстетическая позиция в 90-е годы) // Творчество писателя и литературный процесс. —
Иваново, 1978.— С. 49-77; Куприяновский П.В. Л.Н.Толстой и Н.С.Лесков в журнале «Северный
вестник»// Лев Толстой и его современники.— Иваново, 1962.— С. 101-151; Куприяновский П.В. Из
истории раннего русского символизма. Символисты и журнал «Северный вестник» // Русская литература XX
века. Дооктябрьский период. — Калуга, 1968. — С. 149-172; Куприяновский П.В. К проблеме: символисты
и легальные марксисты// Русская литература XX века.— Калуга, 1970;. Куприяновский П.В. Журнал
«Северный вестник» и литературное народничество // Страницы истории русской литературы. — М.,
1971.— С. 234-244; Куприяновский П.В. М. Горький и журнал «Северный вестник»// М. Горький и его
современники. —Л., 1968. — С. 21-50.

12 Куприяновский П. А. Волынский — критик... — С. 60.

13 Там же. — С. 61,62.

Во многом повторяют оценки П.В. Куприяновского Е.К. Созина и М.Л. Мирза-Авакян . Весьма информативной является статья С.С. Гречишкина, позволяющая судить о ситуации внутри редакции «Северного вестника» .

Советский период историографии темы был отмечен, с одной стороны, преобладанием негативистских оценок А.Л. Волынского, наследие которого не укладывалось в мировоззренческую парадигму марксизма-ленинизма, с другой, -расширением источниковой базы и исследованием различных аспектов мировоззрения мыслителя. Однако так и не была написана его целостная творческая биография, не выявлена идейная эволюция.

Новый постсоветский этап историографии характеризуется освобождением от сложившихся ранее стереотипов, пересмотром негативистских оценок. Но, как и прежде, творчество А.Л. Волынского остается «уделом» историков литературы. Весомый вклад в изучение его наследия внесла филолог Елена Толстая, посвятившая в своей работе об А. Чехове два раздела творчеству критика17. К сожалению, хронологические рамки ее исследования ограничены началом 1890-х гг., что не позволило целостно рассмотреть мировоззрение А.Л. Волынского.

Серьезной вехой в изучении наследия критика стала статья В.А. Котельникова, который верно увидел в его философских исканиях вклад в отечественную культуру .

Весьма точно, хотя и кратко жизненный путь и творчество публициста были освещены в энциклопедической статье Е.В. Иванова Таким образом, современные историки ушли от традиционной революционно-утилитарной парадигмы восприятия теоретического наследия А.Л. Волынского. Однако до сих пор отсутствует специальное комплексное исследование, посвященное мировоззрению публициста, не прояснены особенности формирования его взглядов, не прослежена их эволюция. Наследие А.Л. Волынского изучают лишь литературоведы, в то время как его творчество выходит далеко за рамки литературы и критики. Без его изучения историками и философами невозможно полно и всесторонне исследовать такие проблемы, как идейная жизнь

14 См.: Созина Е.К. А. Волынский в русском литературном процессе 1890-х годов // Русская литература
1870-1890-х годов. — Свердловск, 1983. — Вып. 16. — С. 127-141.

15 Мирза-Авакян М.Л. "Северный вестник" — журнал раннего модернизма: Науч. труды Ереванского пед.
ин-та рус. и иностр. языков им. В.Я. Брюсова. — 1971. — N 3. — С. 186-204.

16 Гречишкин С.С. Архив Л.Я.Гуревич // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1976 год. —
Л., 1978.

17 См.: Елена Толстая. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х-начале 1890-х гг. — М., 2002. — 366 с.

18 Котельников В.А. Воинствующий идеалист Аким Волынский. [Электронный ресурс // Русская
литература. — 2006. — № 1. — С. 20-75. Режим доступа: ... .

Иванов Е.В. Волынский Аким Львович / Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. - Т. 1. -М., 1989. -С. 480-481.

интеллигенции рубежа XIX-XX вв., борьба материалистических и

идеалистических тенденций в отечественной культуре.

В целом исследование мировоззрения А.Л. Волынского носит до сих пор очерковый характер20, что делает обращение к теме необходимым.

Источниковая база исследования. Источники по изучаемой проблеме разнообразны. Условно их можно разделить на две большие группы: опубликованные и архивные.

В свою очередь опубликованные включают труды самого А.Л. Волынского, его публицистику, полемические сочинения его литературных оппонентов, воспоминания о нем современников, письма.

Корпус сочинений критика представлен полемическими статьями в журналах «Восход», «Северный вестник», «Жизнь искусства». Основной «литературной площадкой» стал журнал «Северный вестник». Статьи, опубликованные на его страницах, имеют принципиальное значение для реконструкции мировоззрения и общественно-политических взглядов публициста .

Особенно важны его статьи, написанные в 1920-е гг. в журнале «Жизнь искусства», в которых автор подводил жизненный итог своим духовным исканиям

и идейным предпочтениям .

К наследию А.Л. Волынского можно отнести и его научные труды, ставшие плодом размышлений о русской и мировой культуре. Одним из наиболее новаторских в плане идейно-эстетических исканий стала его знаменитая работа о Леонардо23.

Отдельную группу составляют направленные против А.Л. Волынского полемические статьи Л.А. Тихомирова, Н.К. Михайловского, М.М. Филиппова24

См.: История русской литературы XIX в. 70-90-е гг. — М: МГУ, 2001; История русской журналистики XVIII-XIX веков /Под ред. Л.П. Громовой. — Спб., 2003.

21 См.: Волынский А.Л. Наука, философия и религия // Северный вестник. — 1893. — № 9; Волынский А.Л.
Современная русская журналистика // Н.Г .Молоствов Борец за идеализм. (Слово правды о
А.Л. Волынском). — Рига, 1902; Волынский А.Л. Рец. Народничество и либерализм // Северный вестник. —
1894. — № 2; Волынский А.Л. Вражда и борьба партий // Северный вестник. — 1894. № 5; Волынский А.Л.
Журналистика шестидесятых годов // Северный вестник. — 1894. — № 10.

22 См.: Волынский А.Л. Диспут (Александр Блок— А.Л.Волынский) Разрыв с христианством// Жизнь
искусства. — 1923. — № 31(904).

23 См.: Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. — СПб, 1900. Предисловие. [Электронный ресурс].
Режим доступа: .

24 См.: Филиппов М.М. Ребяческий идеализм // Русское богатство. — 1893. — № 9. — С. 69-79;
Михайловский Н.К. Литература и жизнь// Русское богатство.— 1893.— №.9.— С. 79-104;
Тихомиров Л.А. Больные места публицистики// Русское обозрение. - 1893. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: ; Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. -М, 2008.

Их содержание позволяет контрастнее выявить мировоззренческую концепцию критика.

Мемуарная литература об А.Л. Волынском весьма обширна и включает в себя несколько групп, а именно: 1) воспоминания его самого; 2) мемуары современников. Мемуары писателя частично были опубликованы А.Л. Евстигнеевой: это и знаменитый очерк «Русские женщины», и воспоминания о Чехове25.

Информационная ценность цикла автобиографических статей «Русские женщины» состоит в том, что он содержит сведения о психологическом состоянии критика, конкретизирует аспекты его биографии, а также приводит колоритные зарисовки о людях «второго плана», тех, с кем он соприкасался по различным вопросам своей творческой жизни. Так, в статье «Мой портрет» А.Л. Волынский передает свое духовно-эстетическое состояние, сообщает весьма важные сведения о своих родителях. Познавательную значимость мемуарам публициста придает и отраженные в них факты взаимоотношений, носивших глубоко личный характер, с 3. Гиппиус, Л. Гуревич, И. Рубинштейн и др.

Из воспоминаний об А.П. Чехове, впервые введенных в научный оборот А.Л. Евстигнеевой, особую ценность имеют характеристики, данные им не только А.П. Чехову, но и Л.Н. Толстому, Д.С. Мережковскому, русским позитивистам, Н.К. Михайловскому. «Воспоминания о Чехове» раскрывают психологическую атмосферу времени, раскаленную спорами и идейной борьбой.

Второй большой подгруппой мемуарной литературы являются воспоминания писателей и деятелей культуры, современников мыслителя; его психологический портрет дан в воспоминаниях К. Федина .

Ценные сведения о жизни А.Л. Волынского, его отношении к «кумирам русской интеллигенции» содержатся в воспоминаниях В. Микулич27и дневниковых записях В.Ф. Лазурского28.

Особое место в мемуарной литературе занимают воспоминания издательницы «Северного вестника» Л.Я. Гуревич. Она не только подробно описывает историю журнала, проблемы, связанные с его изданием, но и сообщает о тех «полемических боях», которые пришлось вести журналу с его идейными

См.: Волынский А.Л. Русские женщины / Предисл., публ. и комм. А.Л.Евстигнеевой// Минувшее: Исторический альманах. М.-СПб., 1994.— Вып. 17.— С. 209-283; Аким Волынский. Антон Павлович Чехов (Воспоминания критика о писателе). [Электронный ресурс]// Наше Наследие.— 2011.— №98. Режим доступа: .

26 См.: Федин К. Горький среди нас. — М, 1968.

27 См.: Микулич В. Встречи с писателями. — Л., 1929.

См.: Лазурский В.Ф. Дневник// Литературное наследство. — М., 1939. — Т. 37-38.

противниками . Большую ценность для реконструкции деятельности и взглядов просветителя также имеют мемуары П.П. Перцова, изнутри знавшего

литературную жизнь эпохи .

В «Воспоминаниях» З.Н. Гиппиус отражены аспекты личных взаимоотношений с А.Л. Волынским, принявшими в середине 1890-х драматический характер. Любопытны приведенные писательницей его психологические зарисовки. 3. Гиппиус детализирует историю написания

о 1

критиком его исследования о Леонардо да Винчи .

Информация о духовном состоянии интеллигенции, позволяющая ощутить культурный контекст эпохи, содержится в мемуарах М.В. Добужинского и Е.А. Бальмонт . Большую научную ценность представляют воспоминания его соратников, объединенные в сборнике «Памяти А.Л. Волынского» . Статьи сборника проясняют как отдельные аспекты мировоззрения А.Л. Волынского, его биографии, так и характера его полемики с представителями утилитарной интеллигенции . Отношения критика с Д.С. Мережковским, М. Лохвицкой

отражены в опубликованных письмах . Разнообразные по представленной информации мемуары позволяют в полной мере реконструировать образ мыслителя.

Вторую большую группу источников составляют неопубликованные архивные документы. К ним относятся, прежде всего, материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ): фонд 131 (Л. Гуревич) и фонд 95 (А.Л. Волынский). В них содержатся не только неопубликованные статьи и наброски, проливающие свет на мировоззрение, но и источники, содержащие неоценимые сведения о биографии А.Л. Волынского и его деятельности в «Северном вестнике» в 1890-е годы. Особенно информативны письма к нему публицистов и писателей, с которыми он поддерживал творческие контакты: это письма В.В. Розанова, Н.О. Лосского, Н. Грота, С.Н. Булгакова. Они позволяют в определенной мере уяснить место публициста в интеллектуальной

Гуревич Л.Я. История Северного вестника// Русская литература XX века (1890-1910). / Под ред. проф. С.А. Венгерова. — М, б.г. — Т. 1.

30 См.: Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890-1902 гг. — М, 2002.

31 См.: Гиппиус Зинаида. Воспоминания. —М., 2001; Гиппиус Зинаида. Дневники. —М., 1999. —Кн. 1.

32 См.: Добужинский Мстислав. Встречи с писателями и поэтами // Воспоминания о серебряном веке. — М.,
1993. — С. 125-140; Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания. — М, 1997.

33 См.: ГоллербахЭ.Ф. Жизнь А.Л.Волынского// Памяти Акима Львовича Волынского.— Л., 1928.—
С. 11-28.

34 См.: Горнфельд А.Г. Тридцать лет назад // Памяти Акима Львовича Волынского. — Л., 1928. — С. 35-45;

35 См.: Письмо Д.С. Мережковского к А.Л. Волынскому. 19 октября 1891 г. // Российский архив. История
Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XIX вв. — М., 1992. — Вып. 2-3. Переписка
А.Л. Волынского с М.А. Лохвицкой. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://www. mirrelia. ra/letter/?l=letter-4.

жизни 1890-х гг. - начала XX века . Большую ценность для характеристики мировоззрения публициста, понимания им концепции идеалистического мировоззрения представляет неопубликованная статья о Н.Ф. Федорове .

Особое место в творчестве писателя занимает неопубликованная рукопись книги «Гиперборейский гимн» (1918 г.), которая в определенном смысле является его мировоззренческим и творческим манифестом . Научная ценность этой книги состоит и в том, что она позволяет подытожить идейную и духовную эволюцию мыслителя, прояснить его отношение к христианству.

Подводя итог рассмотрению состояния источниковой базы, можно констатировать, что она информативна, представляет различные стороны деятельности критика и дает возможность в полной мере извлечь необходимую информацию о предмете исследования. Таким образом, источниковая база исследования является репрезентативной, что позволило решить поставленные задачи и получить достоверные выводы.

Объектом исследования является публицистическая и литературная деятельность А.Л. Волынского.

Предметом исследования является изучение истоков становления и эволюции мировоззрения просветителя в контексте идейно-политической жизни российской интеллигенции 1880-х-1900-х гг.

Цель диссертации - реконструировать и выявить основные аспекты содержания мировоззрения А.Л. Волынского в историческом контексте конца 1880-х гг. - начала XX века. Достижение цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, а именно:

анализ исторических, социальных и духовных факторов и источников формирования мировоззрения А.Л. Волынского;

исследование мировоззрения публициста в контексте идейного процесса своего времени, нахождение пунктов схождения его идей с мировоззрением идеалистов 1890-х гг., что позволит определить место критика в отечественной общественной мысли;

анализ религиозно-философских воззрений мыслителя; исследование отношения мыслителя к позитивизму и науке; изучение социологических взглядов публициста;

36 См.: Розанов В.В. Письма. // РГАЛИ. Ф. 95. — Оп. 1. — Ед. хр. 761; ЛосскийН.О. Письма. // РГАЛИ.
Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 615; КареевН.И. Письма. // РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 521; Булгаков С.Н. Письма. //
РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед.хр. 366; ГротН. Письма.// РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед.хр. 453; Письма Марии
Флексер. //РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 228.

37 См.: Волынский А.Л. Воскрешение мертвых. Статья об Н.Ф.Федорове. 1923. // РГАЛИ Ф. 95. Оп 1.
Ед.хр. 49. - 56 л.

38 См.: Волынский А.Л. Гиперборейский гимн. Книга. // РГАЛИ Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 107.

реконструкция и изучение общественно-политических взглядов писателя;

выявление и изучение взглядов А.Л. Волынского о либерализме и консерватизме.

реконструкция и исследование воззрений мыслителя по проблеме «идейного наследства 1860-х».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторической науки - принципы историзма и научной объективности, что предполагает всестороннее изучение исторических источников, учитывая их сложность, противоречивость и многообразие, и рассмотрение объекта исследования в контексте конкретно-исторических условий. В основе методологии представленной диссертации лежат историко-антропологический и социокультурный подходы.

Основным подходом является методология «новой биографической

истории» , посредством которой выявляется личностно-психологическая мотивация идейной деятельности. В диссертационном исследовании мировоззрение А.Л. Волынского объясняется взаимодействием не только идейных факторов, но и совокупным жизненным опытом. Помимо этого, в работе анализируются «деятели второго плана», то есть, то окружение, которое составляло не только микросреду мыслителя, но и создавало определяющий жизненный фон. Применение системного подхода проявилось в трактовке культурной жизни как некой динамичной системы ценностей, имеющей собственную логику развития, порожденную человеческой деятельностью и одновременно оказывающей существенное влияние на мировосприятие и самосознание индивида.

Историко-компаративистский подход сказался в сопоставительном анализе идей А.Л. Волынского как с представителями различных идеологических (консерватизм, радикализм, либерализм), так и мировоззренческих систем (идеализм, позитивизм).

Научная новизна исследования определяется как самим предметом исследования и выводами, так и примененными подходами к исследованию. Впервые в отечественной историографии рассматривается такой важный компонент мировоззрения А.Л. Волынского, как общественно-политические взгляды. Анализируя его мировоззрение как феномен культуры в контексте идейных тенденций времени, впервые в историографии определяется место критика в идейной жизни России рубежа веков. Новизна проявляется в

См.: Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI в. — М., 2011.

реинтерпретапии его социологических и философских идей, в оценке им идей материализма 1860-х гг.

Впервые в отечественной историографии вводятся в научный оборот неизданные рукописи мыслителя.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут существенно обогатить научные представления о жизни российского общества в пореформенный период, вскрыть логику идейных исканий интеллигенции и стать основой для подготовки лекционных курсов по истории русской культуры, общественной мысли, истории интеллигенции.

Апробация результатов исследования. Основное содержание и выводы отражены в статьях, выступлениях автора на конференциях в стенах Российского университета дружбы народов. Диссертация обсуждена на кафедре истории России РУДЫ и рекомендована к защите.

Хронологические рамки исследования подчинены решению исследовательской задачи. Нижняя граница относится к 1880-м гг., а верхняя— к первому десятилетию XX века, поскольку в этот период сформировалось мировоззрение мыслителя и им были созданы наиболее значимые произведения.

Структура работы определяется целью и задачами диссертационного исследования, основана на использовании проблемно-хронологического принципа композиционного построения и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертации на Становление и развитие мировоззрения А.Л. Волынского : 1880-е - начало 1900-х гг.