Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Историография проблемы и источниковая база исследования 9
1. Источники по истории Казанского ханства 9
2. Изучение истории народов Казанского ханства 30
Глава II. Образование, территория, состав населения и № государственное устройство Казанского ханства
1. Народы Среднего Поволжья в XIII-XIV вв. и образование Казанского ханства 68
2. Территория, административное устройство и состав населения Казанского ханства 84
3. Народы Среднего Поволжья в политической системе Казанского ханства 123
Глава III. Социально-экономическое положение, отрасли хозяйства, занятия и культура народов Среднего Поволжья в XV - первой половине XVI века І46
1. Этносоциальная структура Казанского ханства 146
2. Хозяйство и занятия народов Казанского ханства 188
3. Участие служилых и ясачных людей в войнах Казанского ханства 214
4. Культура народов Среднего Поволжья в XV - первой половине XVI века 251
Заключение 284
Литература и источники 291
Приложения 338
- Источники по истории Казанского ханства
- Народы Среднего Поволжья в XIII-XIV вв. и образование Казанского ханства
- Этносоциальная структура Казанского ханства
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что как дореволюционные историки, так и историки советского и постсоветского периодов занимались главным образом изучением политической истории Казанского ханства, московско-казанских отношений и восточной политики российского правительства, присоединения ханства к Русскому государству и антимосковского сепаратистского движения 1552-1557 гг. в Левобережной части бывшего ханства. В постсоветское время, в связи с проведением правительствами некоторых республик политики суверенизации, казанская историческая школа начала относиться к перечисленным выше вопросам с повышенным интересом. Как в прошлом, так и в настоящее время положение марийского, татарского, удмуртского, чувашского народов, локальных групп мордвы и западных башкир-кочевников в условиях политической и социально-экономической системы ханства оставалось, по существу, не исследованным. Происшедшее в XX в. расширение круга письменных, археологических, этнографических, лингвистических и устных (фольклорных) источников по истории народов ханства позволяет углубленно и объективно исследовать эту проблему. К тому же некоторые положения и выводы изученной политической и социально-экономической истории ханства требуют пересмотра и уточнения. Следовательно, определенная нами тема исследования приобретает не только научную, но и политическую актуальность.
Объектом исследования являются народы Казанского ханства. Предмет исследования - политическое, социально-экономическое и культурно-бытовое положение средневолжских народов в составе Казанского ханства.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй трети XV в. до середины XVI в., а именно 1438-1552 годы. Это время существования Казанского ханства. Нижняя хронологическая грань исследования связана с образованием в Среднем Поволжье в процессе распада Золотой Орды нового политического образования - Казанского ханства. Верхняя грань (1552 г.) связана с прекращением существования самостоятельного Казанского военно-феодального государства, присоединением народов Среднего Поволжья к Русскому государству.
Территориально работа охватывает области проживания народов Среднего Поволжья, а именно чувашского, марийского, казанскотатарского народов, а также западных башкир, южных удмуртов и восточных групп мордвы в пределах Казанского ханства.
Целью исследования является всестороннее, комплексное изучение положения средневолжских народов в политических и социально-экономических условиях Казанского ханства на основе всех имеющихся на данный момент архивных и опубликованных источников русского, татарского (золо-тоордынского, казанского, крымского, астраханского, касимовского, сибирского и пр.) и восточного (арабского, персидского, турецкого) происхождения.
Исследование нацелено на решение следующих задач:
- проанализировать образование Казанского ханства в рамках процесса распада Золотой Орды во второй половине XIV - начале XV веков;
- определить территориальный, этнический и численный состав Казанского ханства и проследить этнические процессы на территории Среднего Поволжья;
- показать особенности государственного строя Казанского ханства как преемницы Золотой Орды и место народов Среднего Поволжья в этой системе;
- установить место средневолжских народов в социальной системе Казанского ханства;
- охарактеризовать уровень хозяйственного развития народов Среднего Поволжья в XV - первой половине XVI в. и их роль в экономике Казанского ханства;
- раскрыть причины и степень участия служилого и ясачного населения в грабительских набегах татарских феодалов и войнах Казанского ханства;
- рассмотреть духовное развитие народов Казанского ханства в условиях политического господства в ханстве мусульманской культуры.
Научная новизна. Данная диссертация представляет комплексное исследование важных проблем политической и социально-экономической истории народов Среднего Поволжья XV - первой половины XVI веков. В ней рассмотрены вопросы образования Казанского ханства в результате распада Золотой Орды, этнический состав и отчасти этногенез народов ханства, место средневолжских народов в ее политической и социально-экономической системе, хозяйство, занятия и культура народов ханства, участие служилых и ясачных людей в военных действиях.
Новизна работы состоит в том, что в ней обобщаются достижения предшествующей историографии проблемы и на основе анализа всех имеющихся на данный момент источников производится объективное изучение истории средневолжских народов XV - первой половины XVI веков.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Казанское ханство образовалось в результате закономерного распада средневековой золотоордынской кочевой империи и прихода изгнанного хана-чингисида Улу-Мухаммеда приблизительно с 40-тысячным татарским отрядом в Среднее Поволжье, явившегося основателем первой казанской династии;
- территориально границы Казанского ханства и Волжской Болгарии не совпадают, в состав ханства вошли уцелевшие от погрома «худые» болгары, пришлые казанские татары, горные и луговые марийцы, южная часть переселившегося на север удмуртского этноса, западная часть кочевников-башкир и отдельные локальные группы восточной мордвы (эрзи и мокши);
- позднеболгаро-чувашское население, сохранявшее свою этническую чистоту на всей территории будущего Казанского ханства вплоть до середины XV в., оформилось в современный чувашский этнос во второй половине XV-XVI в. на территории Горной и Луговой сторон ханства;
- из татарского этноса, сформировавшегося на базе кочевых племен западных кыпчаков (половцев) и татар в составе Золотой Орды, в рамках Казанского ханства выделилась особая группа казанских татар, включившая в себя во второй половине XV- XVI в. и позже татаризированное чувашское население Левобережной стороны и Присвияжья, а также некоторую часть марийского, удмуртского, мордовского и башкирского населения в зонах контакта;
- Казанское ханство, возникшее в результате распада кочевой военно-феодальной империи Золотой Орды, сохранило все ее черты государственного устройства, направленного на жесткое централизованное управление покоренным нетатарским населением;
- в этносоциальном строе Казанского ханства народы Среднего Поволжья составили массу зависимого ясачного населения, казанские татары - замкнутую категорию свободной социально-политической элиты;
- в ханстве у чувашей, горных и большей части луговых марийцев, южных удмуртов сложилось комплексное хозяйство с преобладающей ролью земледелия; служилые татары, опытные в скотоводстве, начали приобщаться к земледелию;
- участие ясачных людей, наряду со служилыми людьми в постоянных набегах казанских феодалов на русские земли и многочисленных войнах Казанского ханства было вызвано несением ими обязательной воинской повинности в ханских войсках, западные группы луговых марийцев нередко самостоятельно совершали набеги;
- ясачный рента-налог с нетатарских народов, доходы с внешней торговли (с заметной долей работорговли), добыча материальных средств и
полоняников в военных походах составляли основной источник богатства и военно-политического господства хана и татарской феодальной знати;
- в результате опустошения Болгарской земли у «худых» болгаро-чувашей произошел упадок культуры; в условиях политического господства мусульманской татарской культуры в ханстве духовное развитие местных народов, сохранявших наследие волжских болгар, затормозилось, и многие из них не сумели создать своей письменной культуры и подвергались насильственной исламизации.
Методологическая основа диссертационного исследования -основополагающие принципы исторического познания: объективность, детерминизм и историзм, системность в оценке процессов социально-экономического и политического развития, которые предполагают всесторонний критический анализ исторических процессов и явлений в их формировании, становлении и развитии. Данные принципы подразумевают такой подход к исследованию, при котором исторические процессы рассматриваются в связи с образующими их причинами и условиями, а также с анализом тенденций последующего времени.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и специально-исторические методы. Комплексное использование историко-генетического, историко-сравнительного и структурно-системного методов исследования позволило автору проследить многосторонний и противоречивый процесс эволюции политической, социально-экономической и духовной системы Казанского ханства и установить специфику положения в ней каждого из народов Среднего Поволжья, вошедшего в его состав. Метод критического сопоставительного анализа позволил воссоздать объективную картину этнической истории Среднего Поволжья в период Казанского ханства. Использование совокупности вышеуказанных методов позволило автору подвергнуть тщательному анализу широкий круг источников, дало возможность проследить развитие народов Среднего Поволжья в условиях Казанского ханства.
Практическая значимость темы. Результаты исследования развеивают многие ошибки и неточности, имевшиеся на данный момент в исторической научной, популярной, учебной и справочной литературе. Положения, высказанные автором, должны способствовать совершенствованию программы гармонизации межнациональных отношений в регионе и пересмотру многих искаженных положений национальных идеологий. Выводы, высказанные автором, должны побудить историков к объективному изучению истории чувашского и казанскотатарского народов, имеющих уникальную и неповторимую культуру, сформировавшуюся в рамках двух великих государственных образований, оставивших заметный след в мировой истории.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры источниковедения и архивоведения и кафедры средневековой и новой истории Отечества Чувашского государственного университета. Положения и выводы диссертационного исследования были отражены в 6 докладах, прочитанных на научной конференции молодых ученых ЧТУ (апрель 2001 г.), научной конференции молодых ученых, посвященной 35-летию ЧТУ им. И.Н.Ульянова (апрель 2002 г.), региональной научной конференции «Личность в истории» (19-20 апреля 2002 г., ЧГПУ), научно-практической конференции «Власть и общество» (ЧГПУ, 19-20 апреля 2003 г.), всероссийской научно-методической конференции «Информационные технологии и гуманитарное образование» (май 2003 г., ЧТУ), всероссийской научной конференции «Волжские земли в истории и культуре России», посвященной 10-летию создания РГНФ (МордГУ, 8-11 июня 2004 г.), региональной научно-практической конференции «Проблемы повышения качества образования в условиях модернизации общества» (11-12 ноября 2004 г.) и опубликованы в семи печатных изданиях.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Источники по истории Казанского ханства
От периода Казанского ханства до нас дошло лишь небольшое количество письменных источников. Не сохранились даже личные архивы татарской светской и духовной элиты. Обнаружено и опубликовано лишь несколько официальных татарских документов. Источники по истории народов ханства более скупы, так как официальные документы не ставили перед собой задачу освещения их положения. Русские, турецкие, крымские, литовские и другие источники освещали события с позиции третьей стороны, а казанские отражали интересы правящей верхушки.
Первая группа источников представлена тарханными и суюргальными грамотами (ярлыками) казанских ханов, представляющих весьма большую ценность при изучении вопросов социально-экономической истории. Одна из них, выявленная Р.Н. Степановым в 1963 г., принадлежала хану Ибрагиму, правившему в Казани в 1467-1479 годы. Научная публикация копии ярлыка была осуществлена в 1965 г. М.А. Усмановым, Ш.Ф. Мухамедьяровым и Р.Н.Степановым1. Ярлык ценен тем, что он развеял сомнения историков относительно распространения в ханстве суюргального земледержания, о чем высказался Ш.Ф. Мухамедьяров.
Большую известность имеет тарханный ярлык хана Сахиб-Гирея, датирующийся 1523 годом. Он, как и ярлык Ибрагим-хана, относится к разряду подтвердительных (т.е. подтверждает привилегии, данные предкам держателей этих документов). Этот ярлык был обнаружен в 1912 г. С. Вахиди. В отличие от первого, грамота Сахиб-Гирея изучена лучше. Впервые он был опубликован Хади Атласи в работе «Казан ханлыги», вышедшей в 1914 году. Но ученый не сделал каких-либо сообщений ни о месте его хранения, ни об археографических данных, поэтому документ не вошел в научный оборот. Научная публикация этого документа была осуществлена в 1925 г. С. Вахиди, приобретшим подлинник ярлыка. Но, к сожалению, исследователь опубликовал фотографию с уменьшенной копии, что снизило ценность его публикации1. Перевод ярлыка Сахиб-Гирея осуществил А. Батталл в 1926 г., но, обратившись к неудовлетворительной копии, хранящейся в Государственном музее Республики Татарстан, он не сумел передать точное его содержание. Подлинно научное изучение связано с именем Ш.Ф. Мухамедьярова, который осуществил публикацию с более точным переводом и в 1950 г. на основе ярлыка Сахиб-Гирея доказал существование в Казанском ханстве условного воєнно-ленного землевладения в виде суюргала. Изучение им дел о башкирских землях в Фонде Межевого департамента Правительствующего Сената в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда позволило установить владельца ярлыка Шейх-Ахмеда2.
Отсутствие достаточного количества татарских документов объясняется разными причинами. М.А. Усманов, исследовавший официальные акты Улуса Джучи и других государств Восточной Европы, не исключает массовой выдачи в период Казанского ханства ярлыков . Новая политическая власть в целях создания социальной опоры в крае должна была оформить наследственные и временные привилегии пришлой кочевой знати и переоформить права прибывших ранее. Факт выдачи ярлыков казанскими ханами подтверждается «крепостями татарского письма», где содержится ссылка на жалованную грамоту «казанского хана Сафая»4. Также известно о существовании тарханного ярлыка хана Мухаммед-Амина 921 (1515) г., который был обнаружен в начале XX в. у жителей татарского аула Надирово Бугульмин-ского уезда. Копия этого документа принадлежала краеведу Р. Фахретдино-ву, но, к сожалению, во время конфискации его рукописей в 1911 г. список затерялся.
Народы Среднего Поволжья в XIII-XIV вв. и образование Казанского ханства
Волжская Болгария сложилась на территории, включающей современные Самарскую и Ульяновскую области, восточную часть Пензенской области, закамскую и частично предкамскую части Левобережья и юго-западных районов Правобережья современного Татарстана и юго-восточную часть Чувашии. Под ее влиянием находились финские этнические общности, проживавшие на территории центральных и северных районов Чувашии, восточной части Мордовии, центрального и северного Татарстана, Марийского края, Удмуртии, Пермской и западной части Оренбургской областей, земли венгров, живших в бассейне рек Кондурча, Черемшан, Сок и Кинель. После XII в. отдельные болгарские племена — сувары, эсегели и т.д. — в источниках не фигурируют. Они постепенно смешались, и в XI-XIII вв. в центральных районах Болгарии сложилась болгарская (древнечувашская) народность. Государство волжских болгар в числе первых стран Восточной Европы подверглось монголо-татарскому погрому. Свидетельства восточных авторов XIII-XIV вв. (Джзджани, Ибн Фадлаллах, Хамдаллах Казвини, аль Омари, аль Муфаддал и ад-Дзахаби), указывают, что она вошла в состав Улуса Джучи непосредственно после его образования. Исследователи Золотой Орды соглашаются с тем, что она явилась составной частью Улуса Джучи и не сохраняла никаких элементов автономии. Границы Орды в Среднем Поволжье проходили севернее Суры и Камы и включали будущие земли Казанского ханства.
До возникновения собственных городов г. Болгар являлся временной столицей Золотой Орды, где чеканились первые джучидские монеты. Хан Берке еще при жизни принял ислам и ориентировался на мусульманские юрты Орды - Волжскую Болгарию, Хорезм - и стремилась к установлению союза с Египтом. Все это было продиктовано стремлением освободиться от власти монгольского кагана. Во внутренней политике Берке выражал интересы исламизированной верхушки, в первую очередь представителей городов.
Исследователи истории Улуса Джучи отмечают большую роль Болгара в развитии Золотой Орды - в исламизации, развитии городской культуры и сельского хозяйства. Но изжить пережитки старых верований в среде простых татар и даже знати пока не удалось. В ярлыках ордынских ханов вплоть до середины XIV в. не встречается адресация мусульманскому духовенству, следовательно, оно не принимало участия в государственном управлении. Но уже со второй половины XIV в. это обращение становится регулярным1. Если раньше оформлением ханских ярлыков занимался бахши (писец), то в поздних ярлыках выступают хафизы, катибы и т.д.
В основе государственного строя Орды лежит десятичная система исчисления всего населения и деление на крылья. Уже в XIII в. складывается даружная система. За службу хану кочевые феодалы получали от хана улус, то есть кочевья. Но ненаследственная система улусов целиком зависела от воли хана. Крупный улус был сосредоточен в руках хана и составлял его личный домен. Волжская Болгария вошла в состав именно ханского домена.
Этносоциальная структура Казанского ханства
Феодальная собственность в Казанском ханстве приняла форму государственной. Верховным владельцем всех завоеванных земель согласно Ясе и нормам мусульманского права являлся хан. Он обладал верховным иммунитетом и наделял своих вассалов правом ясакодержания. Ш.Ф. Мухамедья-ров выделил четыре формы феодального землевладения - государственно-ясачную, суюргально-тарханную, ханско-дворцовую и вакуфную2. Из них государственная земельная собственность, составлявшая основной фонд, целиком находилась во владении общин ясачных людей - крестьян нетатарских народов, обязанных платить ренту-налог (ясак) государству и выполнять целый ряд повинностей. В связи с формальным отрицанием частной собственности на землю феодальное землевладение в ханстве приняло форму военно-ленного и носило только характер ясакодержания, т.е. суюргала. Существование этой формы феодального землевладения в Казанском ханстве подтверждают грамоты хана Ибрагима и Сахиб-Гирея. Она максимально отвечала потребностям экономической и политической систем ханства.
О суюргале на раннем этапе существования Казанского ханства свиде-тельствует грамота хана Ибрагима . Высказанное А.Х. Халиковым предположение о том, что суюргальные владения знати сохранились от болгарских времен, несправедливо. Ссылка в ярлыке казанского хана Ибрагима на некоего Хайдар Али-Султана и сохранившиеся ярлыки ордынских ханов показывают наличие таковой формы землевладения еще в Золотой Орде. Суюргал получает известность в связи действиями Тимура4. Право суюргального землевладения в Орде получила только военная татарская знать1. Видимо, первые казанские ханы подтвердили часть ярлыков ордынских ханов2. Оформление поземельных отношений происходит в правление хана Мухаммед-Амина. Об этом свидетельствуют указания русских летописей, писцовых книг и актовые документы, где содержатся ссылки на фискальную и земельную практику тех времен3.
Условное военно-ленное землевладение, сформировавшееся на базе института икта и бенефиция, было характерно для стран средневекового Востока, в первую очередь стран Средней Азии и Ближнего Востока. Суюргал является наследственным пожалованием права сбора податей с территорий разного размера под условием несения военной службы в пользу хана с определенным числом всадников. В Османской империи держатель земли выставлял на войну как всадников, так и своих слуг. Держатель суюргала в Казанском ханстве был как реальным собственником земли, так и носителем политической власти по отношению к населению, живущему на территории суюргального владения. Ярлыки казанских ханов показывают, что держатель суюргала обладал налоговым, полным судебным и административным иммунитетом. Ханские чиновники доступа на территорию такого владения не имели. Но в то же время грамота Сахиб-Гирея не различает политических прав от чисто имущественных.