Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Повышенный интерес к глубинным Истокам культурно-истори-ческого и духовного наследия стал феноменом нашего времени. Он заключается в Осознании уникальности и неповторимости каждой национальной культуры как части общечеловеческой. Происходит возрождение народов и их культур, что в очень большой степени зависит от национальной.системы образования.
Бародное образованиеі просвещение представляет собой ту сферу 2гзнедеятольности общества, недооценка которой /"остаточный принцип"!/ породила негативные последствия и лродолжа- v ет крайне отрицательно сказываться в настоящее время. Очевидными стали последствия не только недостаточной нашей обращенности к лучшему мировому опыту, но и забвение опыта нашей школы на большом Историческом пути её развития.
Обращение к историческому прошлому школы мокет сегодня
^ДаТЬ ИМПУЛЬС.ДЛЯ НОВЫХ ИДЄЙ, ПОЗВОЛИТ, КрИТИЧесКИ ОсМЫсЛИВ_
имеющийся опыт, вернуть "хорошо забытое старое", которое будет способствовать решению задач, стоящих перед нашим обществом.
совершенно очевидно, что народное образование является компонентом большинства "узлов" сложного механизма существования и выживания малых этносов в составе большого многонационального государства, созданного великим народом.
Тема Исследования рассматривается на материале Калмыкия. Это тоже не случайно. Калмыцкий народ на своём опыте Испытал тягчайшие последствия расшатывания фундаментальных основ сУ- шествования любого этноса: и колониальное прошлое, и противоречия большевистской модернизации, и тяжёлые эксперименты в
области языковой политики, и многое другое.
Под аккомпанимент лозунгов о "братстве народов" калмыки прошли через все муки геноцида: трагические жертвы революции, и грааданской войны, насильственную коллективизацию, полити-ческие репрессии, голод и эпидемии, депортацию, ликвидацию государственности и аннексию территории в 1943-1957 годах.
В результате этого калмыцкий народ понёс огромные чело- . веческие жертвы и оказался на грани вырождения. Абсолютное большинство калмыков не владеет родным языком. Были закрыты национальные школы, вводился единый государственный - русский язык. Уничтожены духовные и материальные ценности буддизма, т.е. приобщенности народа к одной из-древнейших цивилизаций. Разрушены и разорены большинство хурулов, утрачены обычаи и традиции народа.
.В этих условиях неизмеримо, возрастают .роль и значение национальной системы образования как важной предпосылки возрождения языка и самобытных основ национального мировосприятия, обогащения интеллектуального потенциала, подъёма экономики и духовной культуры калмыцкого народа."
Многие негативные явления в жизни нашего общества в пол
ной мере затронули и школу. Картина как положительных,- так и
отрицательных моментов в жизни школы позволяет пополнить об-
щие представления о процессе культурных преобразований конк
ретной картиной его протекания на региональном уровне.
'В этой связи весьма важным представляется Исследование местных особенностей развитая школьной гДстемн как неотъемлемой части общего процесса, протекавшего в стране» Без этого невозможно раскрыть всю сложность и противоречивость прово-
лившейся "культурной револщии".
В данной работе предпринята попытка показать, насколько система народного образования в Калмыкии могла обеспечить решение двух принципиальных задач духовного воспроизводства малого этноса: преемственность его уникальной традиционной культуры и органическое восприятие Всё новых достижений цивилизации. Только на этом пути возможно исключить как угрозу аеси-„милицию этого этноса в инокульгурной среде» так и опасность ' его самозамыкания, ведущего к прогрессирующей отсталости.
Опыт калмыцкого народа в этом отношении является одновременно и специфическим, и типичным для России, специфичность его состоит прежде всего в том, что формирование духовного своеобразия калмыков в ходе движения их кочевых племен из Западной Монголии в прикаспийские степи происходило в ХУП веке в значительной мере на основе сохранения лакаисТского варианта буддийской культуры, создавая, временами утрачивая и вновь воссоздавая свою национальную государственность в рамках России, калмыцкий народ проявил достойную уважения стойкость и . верность многовековым традициям. Калмыкия - единственное государство в Европе, унаследовавшее традиции буддизма как духовной основы одной из древнейших на земле цивилизаций. Отсюда, в частности, вытекает необходимость обстоятельного изучения системы религиозного /ламаистского/ образования, -его места в культуре калмыков.
'Типичноеть же и значение калмыцкого опыта состоит в спо-робноо.ти народа, нё^ теряя своих национальных особенностей, воспринимать зелякую русскую культуру.
Этот процесс не был таким безоблачным, как.недавно писало
большинство авторов. До революций 1917 г. внедрение русской культуры сопровоздалось попытками русификации и принудительной христианизадии калмыков. В советское время /особенно с конца 20-х г.г./ влияние русской культуры былочДеформировано госУДарсТвенно-идеологическими и по сути централизаторско-унитарнши приоритетами большевизма. Именно с ними было связано пренебрежение и враждебность властей в отношении национальных традиций как русского, так и других народов. Наиболее агрессивным выражением этого было стремление к уничтожению всех религий, включая буддизм.
Іаким образом, народное образование рассматривается в данном Исследовании не только само по себе и дане не просто как одна из отраслей культуры, но и как региональная подсистема жизнедеятельности калмыцкого общества в общероссийских ' рамках. Такой подход к народному образованию в- развернутом виде осуществляется впервые.
Хронологические рамки Исследования - с начала XX века до Второй мировой войны. Начальный хронологический рубеж/1900 г./ связан не только формально с началом XX века, но и с вступлением русского царизма в полосу кризиса, повлекшего за собой-три революции, падение самодержавия и гражданскую войну. Всё это, естественно, отразилось и на колониальной политике,' в том числе, в сфере народного образования. В этих условиях получило большой импульс национальное самосознание народов России, усиление лх тяги к.просвещению.'
Завершающий хронологический рубеж /1939 г./ связан, во-первых, с завершением полосы послереволвдионных школьных реформ и определенной стабилизацией как организационной системы
народного образования, так и учебного процесса. Во-вторых, с ростом образовательного уровня населения Калмыкии и социаль-ндаи пооледо.твиями этого процесса - роядением калмнцкой советской интеллигенции, т.е. той интеллектуально-профессиональной структуры, которая гарантировала дальнейшее Успешное развитие» если бы не натолкнулась - на репрессии 30-х и геноцид 40-х годов.
Конец 30-х годов - это веха, знаменующая внспшй уровень народного образования калмыков накануне войны. Дйлее начался упадок культуры, вызванный войной, а затем - в её ze рамках -разразилась и катастрофа депортации.
В общих хронологических рамках диссертации выделены и внутренние вехи.
С одной стороны, подход к теме "переступает" через npes-нее идеологическое "табу"; воздвигшее непроходимуг стену в Истории медцу "до" и "после" 7 ноября 1917 г. г, другой стороны, автор не игнорирует огульно разницу между этими периодами. Она существует, но и не возводится в абсолют, о принципиальной точки зрения время градцанской войны /I9I7-I920 г.г./, когда вопросы о власти, собственности, направлении духовного развития ещё не были решены, допустимо отнести к периоду последнего кризиса Российской империи, начало которого, совпало с приходом нового века.
Для Калмыкии такая периодизация имеет очень существенное кшолнительное основание, ибо в ноябре 1920 г. она получила ;татус автономной области, а в 1935 г. преобразована в Калмыц-сую АспР. Естественно, что это также имело значение для форми-эования национальной системы образования.
исследование ведётся в нынешних территориальных рамках лалмыцкой АппР. о чем связан принципиальный выбор Исследования именно Калмыкии, сказано выше. Что хе касается собственно географии, автор Исходил из того, что данное Исследование -лишь часть работ по Истории современной Калмыкии и,естественно, стремился дать сопоставимый материал. Вместе с тем, в работе рассматривается и состояние народного образования в других районах более или менее компактного проживания калмыков на территории России, характеризуется образовательный уровень калмыцкого народа в целом.
Задачей исследования является анализ сУЩества тех реальных сдвигов в области образования, которые приобретали специфически идеологическую форму, заданную коммунистической направленностью большевистской модернизации страны.
Такая установка конкретизирована выделением следующих основных целей исследования. Их две и они взаимоувязаны. Во-первых, необходимо рассмотреть механизм народного образования, его структуру и иерархию, системный характер, логику формирования и "переналадки" соответственно запросам времени. Это помогает чётко определить, как действуют звенья той "организационно-интеллектуальной машины", на входе в которую находится "естественный" /неграмотный или ненвалифицированный/ чело- , век, а на выходе из каждого очередного звена - "человек культурный" , имеющий определенный, гарантированный обществом уровень квалификации.
Вторая цель исследования - показать динамику роста образовательного уровня населения Калмыкии /в первую очередь калмыков/ и социальные последствия этого процесса /особенно формирование национальной интеллигенции/.
В совокупности выполнение этих задач позволит выяснить решающую роль народного образования в процесс^ духовной адаптации автономного малого этноса к условиям окружающей его инонациональной культурной среды большого /основного "титульного"/ народа.
Автор в максимально возможной мере^ использовал труды предшественников в исследовании темы: как общие работы"по Истории народного образования в России, так и Исследования непосредственно по истории- Калмыкии и народного образования на
территории республики.
советская историография школы и педагогики дореволюционной России имеет в сьоем арсенале немало ценных работ, посвященных народноглу образованию и педагогической мысли последней трети XIX - начала XX в.в. Большая часть этих работ сконцентрирована на.проблеме развития педагогической науки в России в'период империализма, на разных аспектах данной проблемы, не получивших ранее освещения в Историко-педагогической литературе.
I Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в.в. М.: Педагогика, 1990; Вопросн Истории школы и педагогики дореволюционной России- Сб. науч. тр. Под ред. Э.Д..Евепрова. М.: НИИ ОН, 1978; Гуманистические идеи, со-циально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. Кіеквуз. с6- науч. тр.-ОПб.: Образование, 1993; Егоров г,.Ф. Теория образования в педагогике РоссВД начала XX века: Историко-педагогический -
очерк. П.: Педагогика, 1987; 2ураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России /очерки/. М.: Педагогика," 1978; Вопросы теории и истории педагогики, сб. ст. под ред. З.И.Равкина. Йошкар-Ола, 1969; из истории дореволюционной и' советской школы и педагогики. Под ред. А.И.шскунова. Калинин, 1971; Народное образование и педагогическая мысль России конца'и начала империализма: малоисследованные проблемы и источники. пбЛлауч. тр. под ред. З.Д.днепрова. И., 1980;
. ОсОр'ков А. В. Начальное образование в дореволюционной России /І86І-І9І7/.. U.: Просвещение, 1982; Очерки Истории школы и педагогической мысли народов г.паР: конец XIX - начала XX в.в. м.: Педагогика, 1991; Паначин Ф.Г. Учительство и революци-
сБящ?ЄтЄ В ^^х** /Ш - нач- ?^ь.в./. Ы.:Педагогика.
Углубленное изучение истории становления и развития советской системы народного образования и превде всего общеобразовательной школы началось в середине 50-х годов в трудах Историков Ф.Ф.Королева, 3.И.Равнина и других.
становление советской школы отражено в общих трудах по истории народного образования и советской культуры, вышедших в 50-60-х годах2, а также в обобщающих грудах по истории советской школы и педагогики довоенного периода и советской
4 культуры.
В работах А. Е. Иванова рассмотрена история предреволюционной высшей школы, в публикациях їг,. Борисова иСследованы проблемы народного образования, в том числе кризисные явления советской школы, в Исследованиях В.Р.Лейкиной-свирсКой Дяиз характеристика интеллигенции начала XX века .
-
Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики /1917-1920 г.г./ М., 1958; он ке. советская школа в период социалистической индустриализации. Ы., 1959; Королев Ф.Ф., Корнейчик Ф.Ф., Равкин 8 Лі. Очерки по Истории советской школы и педагогики. 1921-1925 г.г.
-
Дейнеко М.Ы. 40 лет народного образования в СССР. М., 1957; Народное образование в СССР- Ы., 1957; Народное образование в СССР. М., I9S7; Ким И. П. 40 лет советской культуры. Н., 1957; Культурная революція в cccP./I9I7-I965 г.г./\ Ы., 1967
-
Очерки истории школы и педагогической мысли народов сссР. І9І7-І94І г.г. »., 1980.. . . .....
-
Великая октябрьская социалистическая револхпия и становление советской культуры. I9I7-I92? г.г. М., 1985; советская культура: история и современность. М., 1983; советская культура: 70 лет развития. Ы., 1987.
-
Борисов Ю-с. Развитие сети вузов и техникумов в СССР в .1917-1920 г.г. // строительство советского государства. М.,
. 1972; Он ке. Народное, образование и обороноспособность страны // духовный потенциал победы советского народа в.Великой Отечественной войне. I94I-I945 г.г. М., 1990; ііванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991; лёйкина-свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 г.г. К., 1981.
Работы T.ju-Красовицкой, Г.П.Макаровой, А.й-Фонина посвящены развитию национальных школ . Особую, актуальность для наиболее отсталых народов национальных окраин России имела ликвидация массовой неграмотности. Эту задачу необходимо было решить в первую очередь. Естественно, что проблемам ликвидации неграмотности и малограмотности населения посвящена обширная литература .
В Историографии советской культуры большое место зани-
Ї Красовицкая Т.Ю. Документы первых государственных органов по руководству просвещением национальностей РсФсР. 1917-1922 г.г. //советские архивы. 1975. И 4; Она же. Национальная политика в области просвещения народов РсФсР- 1917-1922 г.г. // Великий Октябрь и национальный вопрос.-Ереван, 1977; Она же. Основные тенденциив в тормировании государственного аппарата защиты культурных интересов нерусских народов РсФсР /7 духовный потенциал победы советского народа в Великой Отечественной войне. I94I-I945 г.г. М., 1990; Она же. Проблемы государственного руководства национально—
' культурным строительством в РсФсР /І9І7-І925 г.г./: Мб- док. ист. наук. М., 1992; Она же.-Власть и культура: Исторический опыт организации руководства национально-культур-нкл строительством." Ы., 1992; Макарова Г. П. Народный комиссариат по делам национальностей РсфсР. І9І7-І923 г.г. М., 1987; Фомин A.M. Организация руководства продветгнием на--ционалъных меньшинств в первые годы советской власти // История ПГ.СР- 1984. » 4.
2 Богданов И.И. Грамотность и образование в дореволюционной
России и СССР, м., 1963; Бондарев Д.А. Ликвидации неграмот
ности /цифры, такты, перспективы/. М.-Л., 1929; Иванова A.M.
Что сделала советская власть по ликвидации неграмотности
взрослых. М., 1949; Куманев В. А. 1лаСсовый культурный поход
за ликвидацию неграмотности в советской деревне -/1928-193^/.
История сспР. 1958. № 5; Он же. Революция и просвещение масс-
U., 1973; Он же. Культурный прогресс ранее отсталых Hapo-v
дов СССР /развитие массового просвещения в 20-е годц/ // со- .
ветская культура: история и современность. М., 1983; Наумен-
ко В.М.-За сплошную грамотность. М., 1930; Ненароков А.П.
К вопросу об уровне грамотности народов России в предоктябрь
ский период //«.советская культура: История и современность;
И., 1963. Ч
мает литература по Истории советской интеллигенции .
Историография национально- культурного строительства в отдельных регионах дополняет, а порой и восполняет пробелы в общей истории культурного строительства России2.
Перед исследователями национально-культурного строительства стоит задача повышения уровня Исследований, учёта новейших достижений Историографии, расширения Источниковой базы.
Эти требования относятся и к изученив роли народного образования в создании условий преодоления культурной отсталости калмыцкого народа.
состояние народного образования Калмыкии в начале XX века и до револгции 1917 года изучено очень слабо. В отдельных публикациях дореволщионных Исследователей в краткой форме приводились отдельные сведения о просвещении среди калмыков.
Г Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. М., 1987; Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенцки. I9I7-I927 г.г. М., 1983; Карапетян P.O. становление и развитие интеллигенции как особого социального рлоя. М., 1974; Куманев В.А. судьбы советской интеллигенции /Э0-е годы/ // История СССР. 1990. й I; советская интеллигенция. История Формирования и роста. I9I7-I965. Ы., 1968; Красильников п.А., поскин В. П. Интеллигенция оибири в период борьбы за победу и утверждение советской власти. 1917- лето 1918. Новосибирск, 1985; «едшин с. А. Великий Октябрь и интеллигенция. Н., 197 Он яе. Партия и интеллигенция, м., .1983 и др. .
2 Асочаков В. А. Культурное строительство в Хакасии -/1917-1937/. Абакан, 1983; Аданасьева А.И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии. 19I6-I9i27. Петрозаводск, ;1983; Безносиков Я.Н. Рассвет над Коми Почерк истории культурного строительства в Коми АссР. Сыктывкар, 1986; Исакова й.В. Культура народов севера. Новосибирск, 1989; Йсмаилов А;Е. Культурная революция в Дагестане: Исторический опыт и современные проблемы. Ростов-на-Дону, І984; Кайг.с,розов Г.Ш.
. Формирование социалистической интеллигенции ка северном Кавказе. М./-1983: Сергеев Т.с; социалистическая культура Чувашии. Чебоксары, 1984; Он же. Культуш советской Чувашии. Чебоксары, IS88; Ташниноз Н.Ш. Очерки Иотории-просвещения Калмыцкой АспР. олидта, 1969; Техиав В.Д. К сияыщим вершинам. Орджоникидзе, 1588; Халодл с.А. Культура, рсаден-ная Октябрем. Уша, I9S7 и др.
- II -
Литература о развитии школьного дела среди калмыков до революции ограничивалась краткими очерками Н.Аммосова, А.М.Позд-неева, А.Д.сильницкого, Н.спасского, с-В.Фарфоровского . Эти авторы не претендовали на теоретические обобщения, но по горячим следам событий зафиксировали реальные результаты состояния школьного дела в Калмыкии без попытки проанализировать причины, тормозившие рост просвещения калмыцкого народа. По своей сути эти книги сегодня являются источниками, хотя, ра-: зумеется, они требуют критического анализа.
Историей просвещения дореволюционной Калмыкии занималась В.Ф.Ефремова2. Она рассматривала развитие народных школ в Калмыкии в коще XIX - начале XX в.в., историю религиозного образования /что очень интересно/. Но небольшой объём этих работ не позволил мобилизовать здесь значительный фактический материал, однако заслугой автора является привлечение внимания к
1 Аммосов Н. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитатель-
ном отношении. Астрахань, 1893; Позднеев A.M. Записка о пре
образовании учебной части у калмыков Астраханской губернии.
СПб., 1889; Он же. Об-образовании инородцев-ламаитов. сПб.,
1905; Он же. Исторический очерк развития русс* школ у кал
мыков. сПб., 1905; пильницкий А. Д. Кгаткий- очерк состояния
начального образования в калмыцкой степи Астраханской губер
нии в связи с современным бытом калмыков. СПб., 1907; спас-
ский Н. Образование'калмыков Астраханской губернии и меры
к его улучшению. М., 1894; Он же. Очерки школьного обшзова-ния у калмыков. СПб., 1907; Фарфоровский г..В. Народное об-
?
азование у калмыков ставропольской губернии. Ставрополь;. 908; Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. СПб., 1905; архимандрит Гурий /Степанов/ Очерки по Истории распространения христианства среди монгольских племён. Казань, 1915.
2 Ефремова В.Ф. из Истории просвещения дореволюционной Калмы
кии // Вестншс ШлЛ ИЛИ. 1968. Д 3; Она же. Народные школы
Калмыкии в конце XIX - начале XX веков // Развитие науки в
Калмыцкой АссР. ішіста, 1969; Она не. из история религиоз
ного образования в Калмыкии // Ламаизм в Калмыкии и вопро
сы научного атеизма. сйиста, 1980.
Истории народного образования. Работы Ц.К.Корсункиева, Н. Львов
ского пое.вященн проблемам образования калмыков в хурульных
школах . _ ' .
Литература 20-30-х годов -освещает вопрос^ народного образования в Калмыкии на общесоциологическоы уровне .
С середины 60-х годов начинается научная разработка истории культуры Калмыкии. Отличительной Особенностью изучения культуры калмыцкого народа является то обстоятельство, что оно велось, главным образом, по отраслевому принципу, то есть Исследовались отдельные компоненты культуры - история науки,
1 Корсункиев Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких
хурулах // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977; Он же.. О препо
давании гуманитарных и естественно-научных дисциплинах в
калмыцких монастырских школах: XIX - начало XX в.в. /у Воп
росы Истории ламаизма в Калмыкии. Элиста, 1987; Львовский
Н. Образование при хурулах // Православный благовеотник. 1893. ft 2.
2 Порох В.Ш--0 калмыцкой школе сєгодняшнего дня в-связи с эко
номическим положением области // Ойратские известия. 1922.
№ 3-4; Еорисов Т.К. Калмыкия: краткий социально-политический и социально-экономический-очерк. Астрахань, 1924; Глу-хов й.К. От патриархальщины к социализму.-Астрахань, 1926; Фонштейн В.Е. Ірамотнооть и культурно-просветительные учреждения Калмобласти // Калмыцкая область. 1926. I; Долгий Г. А. Народное образование в автономной Калмыцкой области за 10 лет /І9І7-І927 Г.Г./ // Калмыцкая область за 10 лет Октябрьской революции. Астрахань, 1927; Отчет Областного Исполнительного комитета Автономной области калмыцкого трудового народа УШ областному съезду советов за период с I апреля 1927 г. по I сентября 1928 г. Злиста, 1928; В помощь просвещенцу Калмыкии, сборник й I. Элиста, 1929; В помощь просвещенцу Калмыкии, сборник & 2-3. Злиста, 1930; Очередные задачи летнего культпохода в Калмббласти. Зщиста, 1930; Отчёт Президиума Облисполкома калмыцкого трудового народа о своей деятельности-за время с I.II.28-по І.0І.30 г.г. Элиста, 1930; сборник инструкций к директив по Бсєооучу и ликбезу в Калмыкии. Злиста, 1931;-Колин Н. Культитурм в Калмн-- кии // Просвещение национальностей. 1931. & 9; лройдо Г-И. Первые итоги и задачи культпггурма в Калмыцкой области. Саратов,- 1932; Он же. Об итогах и очередных задачах культурного строительства в Калмыцкой области // Ка культурном фронте. 1932. J* 1-2; материалы к отчету Калмоблнрполкома к-Іо-летию автономной поветской Калмыкии. I920-I9S5 г.г. Элиста, 1935; Калмыцкая АосР. Злиста, 1936 и др.
литературы, искусства, народного просвещения1. В 1967 году был издан сборник документов и материалов "Из Истории движения за национальную школу в Калмыкии"2 и сборник научных статей "Из Истории культурного строительства в Калмыцкой
Непосредственно истории развития народного образования посвящены монографии Килганова В.У. "становление школьного образования в Калмыкии" и Ташнинова Н.Ш. "Очерки истории просвещения Калмыцкой АссР".
В этих монографиях история культурного строительства представлена как поступательное движение от успеха к Успеху, не отражены трудности общего и национально-специфического характера. Ныне разворачивающийся процесс обновления культуры, духовной _жизни общества требует анализа не только достижений, но и трудностей, издержек и нерешенных проблем в развитии культуры, в частности, народного образования Калмыкии.
В этих научных трудах затрагивались вопросы Истории культуры республики в той мере, в какой это требовалось для освещения Основной темы исследования. Так, в названных работах
-
Тритуз 1. Музыкальная культура Калмыцкой АгоР- М., 1965; Ірошин И. Изобразительное Искусство советской Калмыкии. Элиста, 1965; История калмыцкой литературы. М., 1980; Кил-ганов В.У", становление школьного образования в Калмыкии. . Элиста, 1968; Ташнинов Н.Ш. Очерки Истории птюсвешения Калмыцкой АспР. Злиста, 1969, ....
-
из истории движения за национальную школу в Калмыкии /к 60-летию союза учителей "Хальмг Тангчин їуг"/.- ей. док-в и материалов. Злиста, 1967.- 100.с-
-
Из истотаи культурного строительства в Калмыцкой Агт.Р.-ояиста,"1967.- 80 с-
приводятся данные о численности школ республики в разные годы, освепеетсД их роль в развитии культуры Калмыкии. В этих ипоЛВДованиях главным образом приводились количественные ха- . рактеристики и замалчивались противоречия, трудности в развитии школ в республике, с-лабые стороны в их деятельности, сейчас появились возможности по-новому осмыслить дяннрй цроцеСс, вскрыть имевшие место недостатки. Для своего времени /конец 60-х г.г./ указанные работы стали заметным явлением в республике, поскольку ввели в научный оборот ряд фактических данных об Успехах народного образования в Калмыкии в годы советской власти. Авторы в то время были лишены возможности дать всесторонний анализ противоречий в изучаемой ими ооласти знаний.
Определённый материал о развитии народного образования содерзитс* в более общих работах: монографии Д.Ц.-Д.Номинха-нова "Очерки Истории культуры калмыцкого народа , а также в коллективных трудах "Очерках истории Калмыцкой АссР'2 и "Очер-ках Истории Калмыцкой организации КПпп' . Это, в целом, характерные образцы советской историографии периода "развитого социализма".
Таким образом, приходится констатировать, что научное изучение истории народного образования в Калмыкии даже в традиционном ключе находится в зачаточном состоянии. Общая оценка результатов школьной реформы, как правило, завышена, многие факта замалчивались, игнорировались расхождения между намеченными задачами реформы и их реализацией, внимание акценти7 ровалось только на положительных результатах становления и'
-
Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки Истории культуры калмыцкого народа.-Элиста: Каш. кн. изд-во, 1969.-' 13о с
-
Очерки Истории Калмыцкой АспР. споха социализма.- М.: Наука,-1970.- 432 с-; Дооктябрьский период.- Гл.: -Наука, 1967.- 479 с-.
-
Очерки Истории Калмыцкой организации КПсс- сшиста, 19Б0.-451С.
развития советской системы образования.
Эта историографическая ситуация вынудила автора уделить большое внимание сбору,первичного материала, его конкретно-историческому анализу и лишь на этой основе строить историко-социологические, концептуальные суждения.
Актуальной проблемой сегодняшнего дня является необходимость наиболее полно и беспристрастно использовать все доступные Источники, чтобы, по возможности объективно, показать процесс становления и развития системы народного образования в Калмыкии с начала XX в. до Второй мировой войны, рассматривая его в единстве и взаимосвязи, т.к. история развития регионального звена системы образования до сих пор страдает значительной неполнотой и нуждается в дальнейшем изучении.
Илточншсовую базу диссертации составляет широкий круг как опубликованных, так и архивных источников разнообразного характера.
К опубликованным источникам относятся прежде всего "Директивы ВКЦ/б/ и постановления советского правительства о народном образовании, сборник документов за I9I7-I947 г.г." /М.-Л., 1947/, "Народное образование в с^СР: общеобразовательная школа, об. док-в. I9I7-I923 т.т."/И-, 1974/, материалы первой Всеобщей переписи населения 1897 г. и всесоюзных переписей . населения 1926 г., 1937 и 1939 годов. Протоколы учредительного съезда Федерации национальных и территориальных союзов учи-. телей и других деятелей по народному образованна /гДб., 1907/ и др.
История народного образования .Калмыкии отражена з следующих сборниках и документах: Первый Общекалмыцкий съезд
поветов. Протоколы. Злиста, 1971; Из истории движения за национальную школу в Калмыкии, сб. док-в и материалов. Элиста, 1967; Установление и упрочение советской ласти в Калмыкии. 0<5. док-в. Элиста, ГЭ73;'Кануков Х.Б. Избранные статьи, речи и выступления. Злиста, 1973; пборник инструкций и директив по Всеобучу и ликбезу в.Калмобласти. Злиста,- 1931; Материалы к докладу Пюрбеева А.П. "О советском, хозяйственном и культурном строительстве Калмыцкой АссР"- Элиста, 1936; Национально-госУ-дарственное строительство в Калмыцкой АссР /июль 1920 - июнь 1937 г.г./. об- док-в и материалов. Злиста, 1981.
Комплекс привлеченных архивных документов базируется, в основном, на фондах Национального архива Республики Калмыкия. Среди них следует выделить основные: ф. 9 - Управление калмыцким народом /І836-І9І7/, в частности, отчёты Главного управления -калмыцким народом*, отчёты улуешас попечительств, доклад-' ные записки и рапорты государственных чиновников, справки и переписку Главного попечителя Калмыцкого Управления с министерствами царского правительства.
Документальный комплекс фонда Управления калмыцким народом представляет собой делопроизводственную документацию ряда сменявших друг друга фондообразователей - ККД , сКУ,, Отделения ордынских народов АПИг и УЮТ. Эти фонды являлись . местными исполнительно-распорядательннмн учреждениями коллеги-, ального типа, сейчас они являются частью комплекса Отдела дореволюционных фондов- ЦГА РК. Из .них наиболее значителен по
-
ККД - Комиссия калмыцких дел
-
сКУ - совет калмыцкого управления . . .
-
АПГй - Астраханская палата государственных имушеотв
-
УКН - Управление калмыцким народом
объёму фонд Управления калмыцким народом, насчитывапций более 6 тыс- дел.
В силу делопроизвсдственного происхождения выделяется целый ряд однотипных видов источников, таких как журналы, отчёты, акты, прошения, жалобы, постановления, циркуляры и т.д. Из Всех видов отчётной документации УКН вкделялтся сводные годовые отчёты. Они представляют собой как бы обобщение текущей отчетной документации местных органов управления Калмнки-.: ей.
В Канцелярии главного попечителя калмыцкого народа сосредотачивался следующий материал для сводного отчёта: годовые отчеты улусных сУДОв; годовой отчёт ламы калмыцкого народа, отчёты заведующих архивом, школами и т.д. Вышеперечисленная документация составляла постоянный круг источников, без кото-., рых невозможно .было создать сводный отчёт пр управлению калмыцким народом. Отчёты отражают в наиболее обобщенной и компактной форме отдельные стороны деятельности управления и состояния Калмыцкой степи за каждый истекший год.
При системном, комплексном подходе к изучению образования
целесообразно обращение к возможно большему числу фондов. Раз
делы работы о просвещении в Калмыкии в советское время написа
ны на основе отчётных материалов областного отдела народного"
образования /ф. Р-25, с« 1935 г. - Наркомпрос КАосР/. Калмыц
кого облисполкома /ф. Р-3, с 1935 г. - оНК КАооР/и ряд других
фондообразователей. . . . .
Немало документов по Исследуемой теме отложилось в ЦТА РФ. Большой интерес представляют докладные записки, обзоры, протоколы и заключения различных комиссий, вюютающае данные
no Калмыкии. Наиболее значительные комплексы документов отложились в фондах Варкомпроса ВпФпР и его главков, а также комитета по просвещению национальных меньшинств при НКП БгіФсД'. Архивные документы, хранящиеся в ЦТА РФ, в сочетании с материалами НА Ж не только дополняют, но и восполняют Историю образования Калмыкии.
Одно из важнейших мест в её изучении принадлежит периодической печати. В центральных газетах и журналах "Кизнь национальностей", "Просвещение национальностей" и других часто появлялись материалы, характеризующие прошлое и настоящее культуры калмыцкого народа, усилия государства по укреплению её материальной базы, преодолению трудностей, вызванных национальными Особенностями развития культуры в Калмыкии. Наиболее широко эти процессы отражены в местной периодической печати /"Ойратские известия"-, "Вестник Калмыцкогсгобкома ЕКП/б/; "Мз-вестия Калмыкии" и др./.
Научное значение /иорледовательркая новизна/ ди^ертадии
состоит не только в попытке дать системное представление о раз
витии народного образования в Калмыкии почти за первые четы-
ре десятилетия XX века /а значит и введение в научный оборот
новых фактов, источников, и зіереогингяениедфежвіпконцеіщиі:
руггИфикаторлкихС'До революции, фанатично-большевистских в со
ветское время/. Главный смысл исследования.- в попытке.рас
смотреть развитие национального народного образования как один
,из механизмов, Использование которого позволяет малому народу
сохранить себя и свою культуру в инонациональной среде "вели
кой империи".
Практическое значение исследования.
Так как в работе делается одна из первых попыток по-новому осмыслить процесс развития народного образования в Калмыкии, отбросив в сторону старые стереотипы в оценке итогов и методов проведения "культурной революции" в Калмыкии, то нам представляется возможным Использовать данную работу при написании обобщающих работ по истории Калмыкии. Кроме того, данное Исследование может быть использовано при чтении курса лекций, спецкурсов, в просветительской и научно-популярной работе. Исследование данной темы имеет фундаментальное значение и в плане решения такой актуальной задачи, стоящей перед Историками Калмыкии, как создание многотомной "Истории Калмыкии".
Вместе с тем-теоретически наиболее значимые части исследования, а также практические уроки, вытекающие из проанализированного исторического опыта, могут быть суммированы в записках для государственных органов, занимающихся национальной политикой, а также для Министерства просвещения РФ и Министерства народного образования Республики Калмыкия.