Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. УЛУСНЫЕ ШКОЛЫ 16
1.1 Калмыцкий народ к началу XIX в. Частное и домашнее обучение 16
1.2. Первые "калмыцкие" училища. Создание улусных школ. 29
1.3. Женское образование в Калмыкии в конце XIX века 66
ГЛАВА 2. РОДОВЫЕ ШКОЛЫ 74
2.1. Появление родовых школ и их развитие 74
2.2. Учительские кадры калмыцких родовых школ 114
ГЛАВА 3. КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОКУЧЕНИЕ 133
3.1. Миссионерские школы 133
3.2. Хурульное обучение 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 179
- Калмыцкий народ к началу XIX в. Частное и домашнее обучение
- Появление родовых школ и их развитие
- Миссионерские школы
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблемы образования всегда были в центре внимания человечества. Воспитание появляется с момента зарождения человеческого общества и будет существовать до тех пор, пока существует само человечество. Оно обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом; но мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности менялся и характер воспитания и образования.
Образование является важнейшей составляющей жизни
любого общества. Всестороннее критическое осмысление
имеющего опыта развития народного образования,
использование всего лучшего из мирового опыта позволит успешно решать задачи, поставленные перед современным российским обществом.
Развитие образования, культуры любого народа является неотъемлемой частью его истории. История образования и культуры калмыцкого народа неразрывно связана с народным образованием и культурой России начиная со времени добровольного вхождения калмыков в состав российского государства.
В данной диссертации предпринята попытка
ретроспективного изучения школьного образования в Калмыкии, при этом изучается связь калмыцкого образования с общероссийским. В то же время говорится и об отличительных чертах калмыцких школ, порожденных особыми условиями кочевого образа жизни калмыцкого народа и особенностей его мировоззрения, связанного с влиянием ламаистского варианта буддийской религии.
Степень изученности темы. История становления и
развития школьного образования в Калмыкии до сих пор
разработана недостаточно. До революции освещение данной
темы ограничивалось тем, что отдельные исследователи
приводили лишь некоторые сведения о просвещении калмыков.
Специальные работы по этой тематике ограничиваются очерками
Л.Д.Сильницкого1, Н.Спасского2, II.Львовского", С.
Фарфоровского4. В них содержится большое количество фактического материала, в том числе и по хурульным школам, но при этом отсутствует его научный анализ. Названными авторами
Сильницкий А.Д. Краткий очерк состояния народного образования в Калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бытом калмыков.//Журнал Министерства народного просвещения, 1907, №7. 2 Спасский II.Л. Образование калмыков в Астраханской губернии и меры его улучшения. - Астрахань, 1894.
Львовский II. Образование при хурулах // Православный благовестник, 1898, №2.
Фарфоровский С. Народное образование среди калмыков Ьолыного Дербста в связи с их бытом и историей.// Народное образование, 1910, №6; Фарфоровский С. Фольклор калмыков в связи с их современной культурой и бытом (из дневника этнографа). - СПб., 1913.
не вскрыты причины недостаточного развития народного образования калмыков.
Наибольшего внимания заслуживают работы Л.М. Позднеева5, К.М. Аммосова6. Эти исследователи были теснее связаны с калмыцким народом и немало способствовали повышению его культурного и образовательного уровня.
Профессор Петербургского университета A.M.Позднеев неоднократно бывал в Калмыцкой степи, что позволило ему глубоко изучить состояние школьного образования у калмыков Лстраханской губернии за период от создания первых школ в начале XIX в. до 1889 г. В результате изучения материалов находившегося в Астрахани Управления калмыцким народом и на основании личных наблюдений, сделанных им в поездке по Калмыцкой степи, Л.М.Позднесвым был написан ряд работ, в которых он описал различные типы школ того времени. Л.М. Позднеев изучил историю возникновения улусных школ, показал отношение к ним калмыцкого народа, назвал причины их недостаточного успеха. Кроме улусных школ его внимание привлекли калмыцкие народные школы, в то время называвшиеся "родовыми", а также конфессиональные школы -
Позднеев Л.М. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Лстраханской губернии. - СПб.,1889; он же. Исторический очерк развития русских школ у калмыков. - СПб., 1905; он же. Об образовании инородцев ламаитов. - СПб., 1905.
Лммосов К.М. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитательном отношении. (Наблюдения, основанные на осмотре училищ в марте 1893). -Астрахань, 1893.
хурульныс и миссионерские. Отдельная работа посвящена русским школам.
К.М.Лммосов в работе, изданной в 1893 году и посвященной улусным школам. Автор не ограничился простой констатацией фактов, а обстоятельно проанализировал их учебно-методическую деятельность в начале 90-х годов XIX века. Он подверг критике практиковавшееся в этих школах бессистемное преподавание и внедрил в их деятельность разработанные им программы по двум основным предметам -русскому языку и арифметике.
Кроме того, вопросы воспитания и образования затрагивались в различных работах о быте, экономике, культуре и фольклоре калмыков. Среди них очерки М.Новолстона , И.Л.Житецкого8 и некоторые другие.
В конце XIX - начале XX в. статьи о школьном образовании в Калмыкии появились в журналах "Православный благовестник", "Вестник воспитания", "Журнал Министерства народного просвещения", а также в газетах "Северная пчела", "Астраханские губернские ведомости", "Астраханский справочный листок", "Донская газета", "Ставропольские губернские ведомости".
7 Новолетов М. Калмыки. Исторический очерк. - СПб., 1884.
Житсцкий И.А. Астраханские калмыки (наблюдения, заметки). -Астрахань, 1892.; Он же. Очерки быта астраханских калмыков: этнографические наблюдения 1884-1886 гг. - М., 1893.
В работе И.Степного9, посвященной анализу школьного дела в Калмыцкой степи, показано состояние улусных и народных школ, их плохое материальное обеспечение, недостатки в организации учебного процесса. В этой же статье был поставлен вопрос о необходимости обучения калмыцких детей на родном языке учителями-калмыками.
В советской историографии 20-50-х годов вопрос о становлении и развитии школьного образования в Калмыкии выпал из поля зрения исследователей. Повое обращение к интересующей нас проблеме произошло в 60-е годы. Начиная с этого времени были изданы работы Н.ІІІ.Ташнинова10, В.У Кил га нова", В. Ф. Ефремовой.12
9 Степной И. Школьное дело Калмыцкой степи Астраханской губернии //
Вестник воспитания. - М., 1911,№5.
10 Ташнинов Н.Ш. К истории просвещения в Калмыкии // Национальные
школы РСФСР за 40 лет. М., 1958; он же. Из истории народного
образования в Большедербетовском улусе // Записки Калмыцкого
НИИЯЛИ, вып. 2. Элиста, 1962; он же. Становление советской школы в
Калмыкии в 1920 - 1929 гг. // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ, вып. 4.
Элиста, 1964; он же. Становление и развитие народного образования в
Элисте//Элиста. 100 лет. Прошлое. Настоящее. Будущее. Элиста, 1965; он
же. Просвещение дореволюционной Калмыкии // Из истории культуры
дореволюционной Калмыкии. Волгоград, 1967; он же. Очерки истории
просвещения Калмыцкой АССР. Элиста, 1969.
11 Килганов В.У. Становление школьного образования в Калмыкии.
Элиста, 1968.
Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник НИИЯЛИ, 1968, №3; она же. Народные школы в Калмыкии в конце XIX - начале XX века // Развитие науки в Калмыцкой АССР. Ч. 3. Элиста, 1969; она же. Из истории религиозного образования в Калмыкии // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста, 1980; она же.
Наиболее обстоятельной является монография
Н.Ш.Ташнинова, в которой исследована история становления и развития образования в Калмыкии с начала XVII в. до середины 60-х годов XX в. Автором рассмотрены культурное наследие народа и его традиции, школы Калмыкии в XVII-XIX вв., народные школы второй половины XIX - начала XX в. Однако большая часть этой работы посвящена советской школе.
В работе В.У.Килганова в равной мерс рассматривается как история возникновения школьного образования в Калмыцкой степи, так и его развитие в послереволюционный период (до 1925 г.). Несмотря на небольшой объем исследования, в нем дается характеристика школ светских и конфессиональных.
Вопросам народного образования в дореволюционной Калмыкии посвящены статьи и диссертация В.Ф.Ефремовой. При написании этих работ автором был привлечен широкий круг материалов из архивов г. Санкт-Петербурга. Исследователь рассматривает систему учебного процесса в школах Калмыкии посредством анализа учебных планов, программ и статистических данных. Однако следует заметить при этом, что В.Ф.Ефремова мало использовала материалы калмыцких архивов, что не могло не отразиться на полноте изученности поставленных ею проблем. Большая часть работ В.Ф.Ефремовой посвящена школе дореволюционного периода. Однако
Очерки по истории школьного образования в Калмыкии. Литореф. дис... К.П.Н.Л., 1970.
публикации В.Ф.Ефремовой характеризуются заметным методическим уклоном.
Работы Ц.К. Корсункисва посвящены проблемам образования калмыков в хурульных школах. Однако при наличии большого фактического материала в них отсутствует критический подход к используемым источникам.13
Материал о развитии народного образования в Калмыкии
содержится в монографии Д.Ц.-Д. Поминханова14, а также в
коллективных трудах «Очерки истории Калмыцкой АССР»15 и
«Очерки истории Калмыцкой организации КПСС» ', которые
представляют собой типичные образцы советской
историографии.
Биографический очерк И.С.Немичсва17 посвящен жизни и педагогической деятельности первой народной учительницы Калмыкии Т. Д. Юрковой. При се написании автором привлекались архивные материалы, воспоминания се учеников и людей, работавших рядом с ней. Эта работа может быть отнесена к научно-популярным изданиям. Она не охватывает в полном
13 Корсуикиев Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах
// Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977; Он же. О преподавании
гуманитарных и естественно-научных дисциплин в калмыцких
монастырских школах: XIX - начало XX в. // Вопросы истории ламаизма в
Калмыкии. Элиста, 1987.
14 Номинханов Д.Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа.
Элиста, 1986.
15 Очерки истории Калмыцкой АССР. В 2-х тт. - М., 1967.
16 Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980.
17 Нсмичев И. С. Народная учительница. Элиста, 1978.
объеме имеющейся источниковедческой базы.
Все вышеназванные работы были написаны в I960 - 80-е
годы и отличаются вполне понятной методологической
заданпостыо. Более того, В.Ф.Ефремова все дореволюционные
исследования считает во многом ущербными. Она констатирует:
"Однако поставленные отдельными просветителями проблемы не
получили научного освещения вследствие ограниченности
методологических основ исследования. Кроме того, многие
дореволюционные источники отличаются явной
тенденциозностью".18
Л между тем явной "тенденциозностью" отличаются как раз названные выше работы советских исследователей. Как показывает краткая характеристика этих работ, в них или совсем не рассматривается школьное дело в Калмыцкой степи и дореволюционный период, или ему уделяется явно недостаточное внимание.
Итак, в названных работах советского периода проблемы дореволюционного развития школьного образования в Калмыкии практически не рассматриваются, являясь только частью исследований состояния образования от середины XIX века до конца 60-х годов XX века. Уже соотношение положения образования до 1917 г. и советского периода показывает, что дореволюционный период школьного дела изображен мало и
. Ефремова В.Ф. Очерки по истории школьного образования в Калмыкии. Лвтореф. дис... к.п.н. JI., 1970. С.4.
требует более тщательного изучения.
В 1997 году вышла в свет монография Л.Б.Панькина.19 В ней автор показывает связь образования калмыков с историей российского образования и культуры, подчеркивает связь современности с культурно-педагогическими традициями калмыков. Автор также предлагает концепцию развития калмыцкой национально-региональной системы образования. Как отмечает автор предисловия к монографии Л.Б.Панькина член-корреспондент Российской Академии Образования В.В.Сериков: "Отстаивая образовательные права калмыков, Л.Б.Панькин отыскивает пути оптимального взаимодействия национальных компонентов образования с общероссийскими образовательными стандартами и концепциями".20
В монографии Е.В.Сартиковой содержится характеристика состояния образования в Калмыкии к началу XX века, показана деятельность российских просветителей, описана роль светских и религиозных школ.
В целом же в научной литературе но вопросам образования калмыцкого народа исследуемый нами период изучен недостаточно. Именно поэтому проблема школьного образования до 1917 г. и должна быть показана более обстоятельно.
19 Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997.
2,)Сериков В.В. К читателю // Панькин А.Б. Образование для калмыков.
Элиста, 1997.
Сартикова \1.В. Образование Калмыкии: истоки и становление. Элиста, 2000.
Цель диссертации состоит в историческом анализе становления и развития различных видов школ, существовавших в Калмыкии в Х1Х-начале XX века.
Задачи исследования сформулированы на основе цели и заключаются в следующем:
а) осветить состояние частного образования Калмыцкой
степи в указанный период;
б) раскрыть причины необходимости открытия первых
«калмыцких» училищ в Астрахани и Санкт-Петербурге и
необходимости создания улусных школ;
в) изучить состояние женского образования в Калмыкии в
конце XIX века;
г) проследить развитие родовых (народных) школ и
отношение к ним калмыцкого народа;
д) раскрыть причины неудовлетворительного положения с
учительскими кадрами в родовых школах и изучить меры,
которые предпринимались для исправления этого положения;
с) показать состояние конфессионального обучения: миссионерских и хурульных школ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1802 г. по 1917 г. В начале XIX в. в Астрахани было открыто калмыцкое училище, положившее начало системе официальных учебных заведений в Калмыкии. Эта система существовала наряду с другими образовательными учреждениями и была ликвидирована после 1917 г.
Методологической базой диссертации послужил комплекс принципов и методов познания, используемых современной
исторической наукой. Основополагающими принципами являются научность и историзм. Они позволяют взглянуть на прошлое беспристрастно, оценить его с позиций объективности и общечеловеческих ценностей.
Также были применены специальные исторические методы исследования:
1) историко-генетический, позволивший проследить
эволюцию форм и видов просвещения калмыцкого народа;
2) историко-сравнитсльный, с помощью которого была
прослежена эффективность различных типов школ,
существовавших в Калмыцкой степи в Х1Х-начале XX века.
Источниковая база исследования представлена широким
кругом источников разнообразного характера, как
опубликованных, так и находящихся в архивах.
К опубликованным источникам относятся сборники документов: «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года»; «Протоколы учредительного съезда Федерации национальных и территориальных союзов учителей и других деятелей по народному образованию»; «Из истории движения за национальную школу в Калмыкии».
Другим видом источников, использованных в работе, явились материалы периодической печати: газет «Астраханский справочный листок», «Ставропольские губернские ведомости»; журналов «Вестник воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения», «Православный благовестник». Страницы газет и журналов содержат публикации как по общим вопросам образования калмыцкого народа, так и по частным его проблемам.
Привлеченные при написании диссертации архивные документы базируются на материалах Национального архива Республики Калмыкия (далее - НА РК). Основной массив этого вида источников сосредоточен в фонде Управления калмыцким народом (ф.9). К ним относятся отчеты улусных попечителей, переписка Главного попечителя калмыцкого народа с министерствами и другими органами государственной власти Российской империи.
Научная новизна данного исследования заключается в современном научном анализе постановки школьного дела в Калмыкии. В частности, в диссертации впервые предпринята попытка всестороннего изучения истории школьного образования калмыцкого народа в досоветский период. До сих пор в научных исследованиях о школах Калмыкии главное внимание уделяется советской школе. Между тем знание истории вопроса помогает современной педагогике Калмыкии увидеть его ретроспективный характер, который необходим для правильной постановки педагогического процесса в современной школе.
Исследование показало, что образовательную политику царского правительства нельзя трактовать только как "реакционную и антинародную". Приводимые факты свидетельствуют о том, что чиновники губернской администрации способствовали распространению грамотности среди калмыцкого населения, в том числе и женщин.
Лвтор приходит к выводу о том, что, несмотря на имевшее место стремление к христианизации калмыков, власти вовсе не
чинили препятствий калмыцкому народу в исповедании его традиционной религии.
В диссертации отмечается, что отдельные представители русской интеллигенции были крайне озабочены низким уровнем обучения в существовавших официальных школах и в силу своих возможностей предпринимали меры по повышению его качества.
Калмыцкий язык преподавался почти во всех школах и это опровергает утверждения советских исследователей о полном его запрете.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы данного исследования могут быть использованы в качестве основы для новых научных исследований по проблемам образования, создания обобщающих трудов по истории Калмыкии, а также для разработки общих и специальных курсов в школах и высших учебных заведениях.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры отечественной истории Калмыцкого государственного университета.
Основные положения диссертации докладывались на ряде научных и научно-практических конференций: «Эгнопсдагогика калмыков и развитие национальной школы» (Элиста, 1995); «Проблема эволюции русской литературы XX века» (Москва, 1998); «Образование и развитие многонационального государства в России: сущносчь, формы и значение» (Элиста, 2002).
По результатам исследования подготовлен ряд научных публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Калмыцкий народ к началу XIX в. Частное и домашнее обучение
Как известно, калмыки являются народом центрально-азиатского происхождения, близкородственным моніолам по языку, культуре, религии, традиционному кочевому образу жизни. Они известны в истории еще с эпохи Чингис-хана под названием "ойраты".
Конец XVI - начало XVII в. - время разделения ойратов: откочевавшие на Волгу заложили основу становления и развития калмыцкой национальности, а затем и государственности в составе России.
После добровольного вхождения в состав России в начале XVII века начинается новый этап в истории калмыков. Они принимали активное участие в войнах России за выход к Черному и Каспийскому морям. В XVIII - XIX веках калмыцкие воины часто выступали в составе русской армии.
Во второй трети XVIII в. процесс освоения юга России активизируется, происходит заселение этого региона страны большим количеством русских и украинских крестьян. В это время наблюдается стремление правительства России к ограничению ханской власти, которое особенно усилилось после смерти хана Люки. Этот процесс привел к тому, что в 1771 году хан Убаши, бывший в то время наместником Калмыцкого ханства, вместе со своим ближайшим окружением обманным путем принудил большую часть калмыков откочевать с ничовьев Волги и бежать в Джунгарию. Их оказалось 30 тысяч кибиток, или более 150 тысяч человек.
После 1771 года калмыцкий народ оказался рассеянным по разным губерниям России: основная его часть в количестве 150 тыс. человек проживала в Нижнем Поволжье и входила в состав Астраханской губернии. Эта территория официально называлась Калмыцкой степью и делилась на 8 улусов. Контроль над калмыцкими делами здесь стала осуществлять астраханская губернская администрация. Астраханский губернатор одновременно был Главным попечителем калмыцкого народа. Другая группа калмыков численностью 12 тыс. человек составила население Болыпедсрбетовского улуса, который с 1860 года стал входить в состав Ставропольской губернии. Значительная часть калмыцкого народа, причисленная к казачьему сословию, входила в состав Области Войска Донского. Отдельные группы калмыков вошли в состав терских, оренбургских и уральских казаков. Такое положение сохранялось вплоть до 1917 года.
До 1892 года в Калмыкии продолжало существовать крепостное право. Только в 1892 г. была проведена реформа, которая ослабила пережитки феодально-родовых начал и утвердила систему управления калмыками, подобную той, которая установилась в России после реформы 1861 г.
Колонизация юга России оказала определенное влияние на жизнь калмыцкого народа. В наибольшей степени это коснулось тех улусов, которые находились на окраинах степи и более тесно соприкасались с русским населением.
Наиболее развитыми были улусы, находившиеся со своими кочевьями на окраинах степи и более тесно соприкасавшиеся с русским населением. К ним относились Малодсрбстовский, Яндыковский и Хошеутовский (Ллександровский) улусы. Менее развитыми были Багацохуровский и Эркстснсвский улусы, но все же они были более развитыми, чем Икицохуровский и Харахусовский улусы, расположенные в самой глубине степи и почти не соприкасавшиеся с жизнью русского населения.
Появление родовых школ и их развитие
Кроме улусных школ, в которых дети калмыков могли получать начальное образование, в дореволюционной Калмыкии в отдельных улусах стали создаваться и другие учебные заведения непосредственно в населенных пунктах некоторых аймаков. Первоначальное название этих школ - "родовые" -исходило от представителей попечительства над калмыками, учитывавшими еще сильные родовые отношения. Современные исследователи называют их "народными" школами, основывая это название на том факте, что они создавались как бы стихийно, но желанию калмыцкого народа, начинавшего осознавать преимущества грамотности и относительной образованное і и.
Ілсли улусные школы были созданы по официальному распоряжению правительства России, то родовые школы возникали без таких распоряжений. Они создавались на основании "приговоров" (решений) народных сходов, но с разрешения правительства. 1:сли в начале создания этих школ их называли преимущественно "родовыми", то впоследствии более предпочтительным стало название "народные".
Попытки организовать начальные школы в населенных пунктах предпринимались в 70-е годы XIX века. В 1871 году была открыта уже упоминавшаяся начальная школа в Вагачоносовском аймаке Манычского улуса. "
В 1879 году была открыта Чсрвленская народная школа в Малодербетовском улусе. Для школы отвели частный дом, хозяину которого выплачивалась определенная сумма денег. Оборудование для школы оплачивалось обществом улуса, а учебники и письменные принадлежности покупали родители учеников. Русской грамоте учились по азбуке и "Родному слову" К.Д.Ушинского.
В 1883 году открылась народная школа в Ьухусовском аймаке Малодсрбстовского улуса. Занятия проводились в доме зайсанга Кирилова. Детей учили русской и калмыцкой грамоте. В этой школе обучались только дети состоятельных калмыков, поскольку обучение в ней было платным.
В 1885 году стала действовать школа в Лбганеровском аймаке Малодсрбстовского улуса. В ней тоже учились дети зажиточных калмыков. Каждый ученик платил по одному рублю в месяц; эти деньги шли на жалованье учителю. Но школа просуществовала недолго, так как учитель се покинул, а нового учителя не нашли.
В 1886 году открыли народную школу в Ики-Хуруловском аймаке, что во многом стало возможным благодаря настойчивости окончившего двухклассное училище в Астрахани Цуглаева. Школа находилась в арендованном частном доме, столы и скамейки были самодельными. Дети во время учебы жили в интернате при школе, в нем находилось 14 учащихся. Питание обеспечивали родители воспитанников школы. На всех учеников в месяц нужно было привезти 5 баранов, 14 пудов пшеничной муки, 2 пуда пшена, 2,5 кирпича чая, а также 5 возов кизяка и 20 фунтов керосина.123
Миссионерские школы
Еще в XVIII веке в Калмыцкой степи начали появляться миссионерские школы на основе распространения православия среди калмыков, начавшегося в последней четверти XVII в. Первоначально крещение принимали высшие слои калмыцкого населения: ханы, нойоны, чайсанги. Правительство России поощряло распространение православия среди нерусских народов.
Первым ич калмыцкой чнаги принял хрис і панство в 1724 г. Баксадай Дорджи (внук Люки-хана), нареченный после крещения Петром Тайшиным. Его примеру позднее последовали некоторые другие нойоны и родственники ханов.
Исследователи советского времени, как и во многих других проблемах истории калмыков, тенденциозно подходили и к данному вопросу. Так, В.У.Килганов писал: "В политике русификации и закабаления нерусских народов царское правительство значительное место отводило деятельности православного духовенства. С этим связаны попытки распространения христианства среди калмыков, имевшие место сразу же после их появления на территории России в XVII веке. Путем обращения в христианство главным образом калмыцкой знати царское правительство стремилось добиться влияния и на остальную массу калмыцкого населения".217
Не менее категоричен в своих суждениях по данному вопросу и Н.ІП.Таїпнинов, писавший о разных "формах поощрения" калмыков, принимавших христианство. По утверждению исследователя, формы поощрения были разные -вплоть до выдачи принимавшим христианство денежных и продовольственных пособий и освобождения обращенных от судебного преследования за ранее свершенные преступления и от крепостной зависимости от калмыцких нойонов. «Царское правительство, - утверждал он, - стремилось обращать в христианство нойонов и зайсангов, обещая им чины более высокие и даже ханский трон».
Еще более тенденциозен в своей интерпретации высказывании ряда русских чиновников, имевших отношение к распространению христианства среди калмыков, У.Э.Эрдннсв. Он писал: "Некоторые руководящие работники царской администрации считали необходимым вместо просвещения (выделено нами - В.К.) распространять среди калмыков христианство". Весьма характерно, что даже стиль этого замечания как будто заимствован из партийных документов советского периода - "некоторые руководящие работники...". Вывод сделан У.Э.Эрдниевым на основе замечаний руководителей миссионерского общества Л.Крылова и П.Шсстакова. Обратимся к этим авторам. Л.Крылов в одной из своих статей писал: "Закончившие курс в окружном училище, даже учившиеся в гимназии, мало или даже совсем не влияют на соседнее население. Скоро почти все ... делаются тем, чем они были прежде, т.е. калмыками-степняками. Чтобы добиться слияния калмыков с русскими, надо распространять христианство. Л христианство внесет новую жизнь в среду калмыков, сделает из них верных сынов государе і ма".""