Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ (вторая четверть XIX- 70-е годы XIX века) 3
1.1. Условия формирования общего музыкального образования 17
1.2. Матвей Петрович Гердличко как организатор специального музыкального образования в Курске 38
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1880-1917 годы) 60
2.1. Общая характеристика музыкального образования в школах 60
2.2. Частная музыкально-педагогическая практика 82
2.3. Музыкально-педагогическая деятельность А. М. Абазы 93
2.4. Музыкальные классы Курского музыкального кружка.. 124
2.5. Императорское русское музыкальное общество (ИРМО) в Курске 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164
ПРИМЕЧАНИЯ 175
ЛИТЕРАТУРА 216
ПРИЛОЖЕНИЯ 254
- Условия формирования общего музыкального образования
- Матвей Петрович Гердличко как организатор специального музыкального образования в Курске
- Общая характеристика музыкального образования в школах
Введение к работе
Актуальность исследования. Среди российских регионов Курская губерния выделяется своими давними музыкальными традициями. Недаром одним из символов нашего края стал курский соловей. Народное песенное творчество курян занимает достойное место в сокровищнице отечественного искусства. Еще в XVIII веке один из первых сборников русских народных песен был создан курянином В. Ф. Трутовским1. В XX веке традиционными стали фольклорные экспедиции студентов и преподавателей Московской консерватории в Суджанский район Курской области. По итогам этой работы в центральной печати вышел нотный сборник , а также написана докторская диссертация А. В. Рудневой, посвященная Курским танкам и карагодам3 как самобытнейшему хороводному творчеству русского народа. Глубокие корни имели в Курском крае церковно-певческое искусство, любительские и профессиональные театры и просветительская деятельность местной интеллигенции, знакомившие курян с хоровой, камерной, симфонической и оперной музыкой русских и зарубежных композиторов. Если богатейшее народное музыкальное творчество можно причислить к разряду одной из природных «аномалий», характерных для нашей земли, то концертная и просветительская деятельность курской интеллигенции есть не что иное, как результат последовательной и целенаправленной работы многочисленных поколений профессиональных музыкантов, посвятивших свою жизнь приобщению детей и молодежи к музыке.
История музыкального образования - один из пластов духовного наследия края, который вобрал в себя творческий опыт лучших земляков-музыкантов. В настоящее время в Курской области формируется система высшего музыкально-педагогического образования4, однако обобщающей работы по истории его становления в крае нет, хотя наличие документальных сведений уже позволяет предпринять попытку комплексного анализа процесса его развития в губернии во второй четверти XIX - начале XX века.
Актуальность работы определяется тем, что изучение истории музыкального образования Курского края, являющегося составной частью истории России, позволяет более точно и полно представить отдельные её события, дает новый материал для исследования.
Объектом и предметом исследования являются практическая деятельность государственных органов, общественных организаций и частных лиц по созданию и укреплению системы музыкального образования в Курском крае в XIX - начале XX веков, а также сам процесс становления и развития музыкального образования в Курской губернии в рассматриваемый период.
Проведение исследования предполагает применение понятия музыкальное образование. Различают общее образование и специально-музыкальное: инструментальное, дирижерско-хоровое (светское и духовное -регенты), композиторское. Общее музыкальное образование направлено на просвещение учащейся молодежи. Специальное музыкальное образование призвано профессионально подготовить учащихся к будущей деятельности.
Хронологические рамки исследования определены на основе изучения генезиса проблемы становления и развития музыкального образования в Курской губернии и охватывают период со второй четверти XIX века, начала деятельности первых организаторов музыкального образования в крае, по рубежный для России 1917 год.
Географические границы диссертационного исследования охватывают территорию Курской губернии, представлявшую типичную российскую провинцию, которую отличали аграрный характер экономики, наличие значительного слоя поместного дворянства, преобладание сельского населения, слабое развитие городов и промышленности.
Методологической основой диссертации стали принципы историзма и научной объективности. Анализ становления и развития музыкального образования был осуществлен в рамках формационного и системного
подходов, что позволяет видеть целостность проблемы в ее составных частях. Проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы исследования фактического материала обеспечили создание достоверной и полной картины становления и развития музыкального образования в Курской губернии в XIX - начале XX веков. Были использованы и такие методы, как изучение, классификация, анализ и систематизация архивных материалов, статей периодической печати, педагогической и методической литературы, а также историко-биографический, сравнительно-сопоставительный анализ, комплексный подход к изучению явлений действительности.
Историографию вопроса можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.
В дореволюционный период историографии первые исследования истории провинциального музыкального образования были предприняты современниками и участниками рассматриваемых событий5. Они знакомили общественность с историей создания и деятельностью музыкальных обществ , частных и общественных музыкальных учебных заведений . Однако эти работы своей задачей главным образом ставили популяризацию лишь той или иной формы музыкально-образовательной деятельности.
Показательны в этом отношении работы С. И. Миропольского и А. И. Пузыревского . Вопросы музыкального образования рассматривались П. А. Щуровским . Публиковались проекты реформирования музыкального образования11, где делались первые попытки обобщения и анализа накопленного опыта.
На рубеже XIX—XX веков появляются первые справочные издания о музыкальной жизни России. Обзоры состояния и деятельности музыкальных учебных заведений приводились в работах Н. М. Лисовского12,
1 Т
А. С. Габриловича . Наиболее важным для изучения персоналий представляется издание первой в России Музыкальной энциклопедии
Г. Римана, в составлении которой принимали активное участие П. П. Веймарн, Н. Ф. Финдейзен, Ю. Д. Энгель14.
В специальных музыкальных изданиях, таких, как «Гитарист» В.А.Русанова (1904-1906) и «Музыка» В. В. Держановского (1910-1916), рассматривались отдельные стороны общественной и частной инициативы в области музыкального образования в работах по музыкальной культуре, исполнительству, истории отдельных учебных заведений или попутно. Ценность публикаций «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдеизена (1894—1918) состоит в накоплении фактического материала по изучению музыкального образования как в столицах, так и регионах.
На рубеже XIX-XX веков было положено начало изучению состояния и развития школьного дела и в Курской губернии. Первым исследованием истории образования в губернии стала статистическая работа И. П. Белоконского16, в которой собраны основные сведения о начальном народном образовании. Вместе с тем на вопросах и проблемах музыкального образования автор не останавливается.
Важное место в дореволюционной историографии занимают работы курского краеведа А. А. Танкова, посвященные истории Мариинской женской гимназии и деятельности Курского общественного клуба17. Они сохранили сведения о музыкальной жизни этих организаций: программы концертов, тематику литературно-музыкальных вечеров, констатационные сведения об участниках. Но и они очень ценны, поскольку дают информацию об уровне общего художественного образования в гимназии.
Наиболее ценными для воссоздания философско-эстетических взглядов курской музыкальной педагогики конца XIX - начала XX века являются статьи одного из создателей специального музыкального учебного заведения в Курске - А. М. Абазы18.
Итак, дореволюционная историография накопила определенный фактический материал по истории музыкального образования в России и
Курского края в частности. Однако ни в одной из публикаций не ставилась цель воспроизведения целостной картины развития музыкального образования как в Курске, так и в губернии в целом, что естественно на этапе становления образовательной системы.
Советские исследователи также обращались к рассмотрению вопросов состояния российской дореволюционной школы и истории музыкального образования.
Подробную картину становления и развития музыкального искусства и отдельные вопросы развития музыкального образования в России находим в работах Н. Брюсовой19, В. Г. Сахновского20. Проблеме сохранения источниковой базы для изучения развития музыкального искусства свои исследования посвящал А. Н. Римский-Корсаков21. В трудах О. А. Апраксиной22, А. П. Зориной23, Д. Л. Локшина24 излагаются важнейшие вопросы истории музыкальной жизни и образования в дореволюционной России, раскрывается теоретическая и практическая педагогическая деятельность выдающихся педагогов. Затронуты вопросы музыкального образования в работах Т. А. Дынник и Н. А, Елизаровой . Сведения по истории отдельных учебных заведений содержатся в публикациях, посвященных юбилейным датам26.
Наиболее важную группу представляют труды, которые содержат материал, позволяющий расширить источниковую базу исторических исследований. В этом отношении следует отметить работу А. С. Калейса об архиве ИРМО и библиографический словарь периодической печати Т. Ливановой28.
Система образования пореформенной России была подробно рассмотрена в коллективной монографии «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.», вышедшей в свет в 1976 г. В этом труде нашли отражение правительственная политика, эволюция школьного законодательства, формы общественно-
педагогического движения и многие другие вопросы. Вместе с тем региональные особенности школьного дела даны фрагментарно, а вопросы музыкального образования практически не затрагиваются.
В 1970-е годы начата работа по публикации литературного наследия организаторов музыкального образования изучаемого периода и начинает выходить десятитомная История русской музыки. В работе Л. 3. Корабельниковой нашли отражение общие современные подходы к изучению процесса становления музыкальной культуры в России в XIX веке и важнейшие вопросы развития музыкального образования30. Продолжается работа по созданию музыкальных энциклопедий .
Важный вклад в изучение истории музыкального образования в России внесла И. Ф. Петровская . Её заслуга состоит в систематизации архивных данных о развитии музыкального образования в дореволюционной России.
Приходится констатировать тот факт, что историография почти не проявляла интереса к истории музыкального образования в Курском крае. До 1980-х гг. об истории музыкальной жизни Курской' губернии не опубликовано ни одной статьи в научных сборниках. В периодической же печати вышла всего одна небольшая заметка научного сотрудника Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки В. Трофимова33, которая хотя и основывалась на документах, но несла весьма претенциозный идеологический оттенок. История музыкального образования выпадала из сферы интересов историков-курян. Только в 1980-е годы появляются первые публикации краеведа Ю. А. Бугрова34, музыковеда М. Л. Космовской35.
В постсоветский период начинает активно обсуждаться проблема духовного возрождения России. В связи с этим вопросам исследования проблем художественной культуры придается приоритетное значение36. В 1990-е годы заметно активизировалось научное изучение и региональной музыкальной истории37. В целом ряде диссертационных исследований
рассматривается педагогическая и просветительская деятельность музыкальных и общественных организаций по развитию музыкального образования38. В последние годы существенно возрос интерес к изучению педагогических аспектов музыкального образования39. Следует отметить сборники научных трудов Петровской академии наук40. Среди работ, освещающих инициативу общественных сил в области музыкального образования и просвещения, обращает на себя внимание энциклопедия И. Ф. Петровской41.
Вопросам музыкальной педагогики посвящена работа
Н. А. Терентьевой42. Особое место занимают труды Е. В. Николаевой, посвященные музыкальному образованию в стране. В 2003 году вышло её учебное пособие «История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X — середина XVII столетия», в котором впервые прослеживается изменение методов музыкального образования в связи с эволюцией древнерусского музыкального искусства43.
Отдельные факты по истории музыкальной жизни края упоминаются в работах курских историков и музыковедов, посвященных культурологическим вопросам (П. И. Кабанов44, А. Ю. Друговская45, 3. Д. Ильина46 и другие47). Следует отметить исследование И. Г. Косихиной48, рассматривающую деятельность общественно-культурных организаций (в частности, Курского музыкального кружка) в губернии и их участие в организации музыкальных учебных заведений в Курском крае. Несомненный интерес представляет работа Т. Д. Прониной, одним из аспектов которой является музыкальное искусство в Курской губернии на рубеже XIX-XX веков , однако вопрос развития музыкального образования в ней не рассматривается.
Некоторые разрозненные факты, характеризующие состояние музыкального образования в Курском крае содержатся в исследованиях Л.А. Лернер50, Р.Н. Балицкого51.
Многочисленные сведения о музыкальной жизни края можно найти в
краеведческом словаре-справочнике52. Однако даже такие
специализированные издания не в полной мере отражают материал о музыкальных учебных заведениях в Курске рубежа XIX-XX веков.
Надо отметить, что именно в 1990-е годы в периодической печати публиковалось большое количество материалов в связи с празднованием 150-летнего юбилея музыкального образования в городе53. Впервые отдельная глава «Музыкальная жизнь Курского края» в 1993 году включена в региональное учебное пособие54. В этих работах приводятся нередко факты, не имеющие документального подтверждения.
И только в начале 2000-х годов курское музыкальное краеведение вступает в фазу научных подходов к изучению региональной истории. В 2002 году появляется статья М. Л. Космовской , в которой поднимается, как наиболее острая, проблема музыкального краеведения - создание документальной базы для последующих исторических исследований.
В первые годы XXI века продолжают выходить работы описательного характера местных краеведов56. Трехтомник «Свет Курских рамп»57 несет немало интересных и разнообразных сведений о театрально-концертной жизни Курской губернии. Из недавно вышедших в свет следует отметить обобщающий труд по истории народного образования в Курском крае58, где затрагиваются вопросы преподавания музыки в учебных заведениях губернии. Отдельные аспекты изучаемой проблемы получили освещение в научных статьях А. О. Анохиной59, В. Н. Кирносова60; Л. С. Ласочко61; Л. А. Марченко , Н. А. Синянской63, И. Ю. Татарской64.
Диссертация Ю. А. Бугрова65- новый и весьма существенный рубеж в изучении не только региональной истории, но и курского музыкального краеведения. Эта работа дает импульс к исследованию самых разнообразных аспектов истории ХІХ-ХХ веков, одним из которых и является история музыкального образования в Курской губернии.
Особенно следует отметить новые формы популяризации краеведческих знаний, рожденные XXI веком: открытое информационное пространство (сеть Интернет), где представлены отдельные статьи краеведов, посвященные музыкальным деятелям Курского края .
Анализ историографии проблемы исследования показал, что к настоящему времени нет ни одной работы, рассматривающей историю музыкального образования в крае ни с исторических, ни с искусствоведческих, ни с педагогических позиций. Вопросы музыкального образования Курской губернии второй четверти XIX - первой четверти XX в. все еще остаются малоисследованными и нуждаются в объективном и всестороннем анализе. Научная разработка этих проблем может дать много полезных сведений для понимания характера образовательных процессов в Курской губернии в рассматриваемый период, выявить региональную специфику. Исторический опыт прошлого востребован в наше время, когда большое внимание уделяется проблемам художественного образования в России.
Цель исследования: на основе изучения архивных источников и опубликованных материалов проанализировать процесс становления и развития музыкального образования в Курском крае как составной части системы образования России со второй четверти XIX века по 1917 год. Определены следующие задачи:
Провести систематизацию, анализ материалов и документов из архивных собраний, периодической печати, литературы XX века и определить источниковую базу исследования.
Исследовать механизмы реализации государственной политики в сфере музыкального образования на региональном уровне.
Изучить состояние общего музыкального образования, систему подготовки и комплектования преподавательских кадров в Курском крае.
4. Выявить роль частной инициативы в распространении музыкального
образования.
5, Осветить процесс становления специального музыкального
образования в Курской губернии
6. Проанализировать итоги работы общественных организаций по
созданию, развитию и поддержке музыкального образования в крае в
различные периоды.
Источникован база исследования представлена несколькими группами документов и материалов.
Первая группа - архивные коллекции. Наиболее ценный источник сведений - три архивохранилища России: Центрального государственного исторического архива (ЦГИА), Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (ОР РНБ), фондов Государственного архива Курской области (ГАКО). Ценность документов, хранящихся в ЦГИА (Ф. 408 ИРМО), состоит в том, что они раскрывают и уточняют различные аспекты жизнедеятельности музыкальных профессиональных учебных заведений. Важным источником, позволяющим представить повседневную деятельность музыкальных учебных заведений, являются их рукописные отчеты, направляемые в центральные и местные органы власти: губернаторам, учебному отделу, учредителям. Анализ их позволяет проследить, как изменялось состояние материальной базы, количество, социальный состав учащихся, учебные планы. Отсутствие в ГАКО личных фондов курских музыкантов, творивших в этот период, затрудняет исследование, поэтому диссертацию значительно обогатило привлечение документации ОР РНБ: Ф. 124. (собр. П. Л. Вакселя), Ф. 773 (Г. Н. Тимофеева и М. В. Яновой); Ф. 805 (А. С. Фаминцына), Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзена).
О становлении общего музыкального образования дает немало информации ГАКО. По фондам Курской мужской гимназии (Ф. 185), Курских женских гимназий (Ф. 183), Курской учительской семинарии
(Ф. 193) в целом можно раскрыть круг проблем учебно-воспитательного и хозяйственного процесса, которые эти учебные заведения решали в своей повседневной практике, включая и музыкальное образование. Интересные материалы обнаружены также в фондах Канцелярии губернатора (Ф. 1), Городской управы (Ф. 195), Начальных народных училищ Харьковского учебного округа на территории Курской губернии (Ф. 211), Рыльского уездного предводителя дворянства (Ф. 448), Рыльского начального училища Харьковского учебного округа (Ф. 548), духовных семинарий, училищ и церковно-приходских школ (Ф. 792).
Основную группу документов составляют законодательные акты (уставы, циркуляры, положения). Учредительные и отчетные документы учебных заведений — это интереснейший блок материалов, в которых четко представлена их организационная структура, источники финансирования, состав учредителей, требования к учащимся и педагогическому персоналу, системе учебно-воспитательного процесса. Большую группу источников составляют подзаконные акты: правила, инструкции, циркуляры попечителей учебных округов. Особо следует отметить, что далеко не все документы опубликованы. Так, к примеру, если количественный состав учащихся классов А. М, Абазы можно восстановить по ежегодным отчетам Курских музыкальных классов67, то о том, кто учился в музыкальных классах Курского отделения ИРМО, сведения сохранились только в фонде ЦГИА в Санкт-Петербурге68.
Вторая группа источников - статистические материалы и сборники документов. Сведения о преподавании музыки в различных учебных заведениях находятся в памятных книжках и адрес-календарях Курской губернии и иных справочниках. Они дают сведения об учебных заведениях Курской губернии, публикуя перечень предметов изучения и списки преподавателей в уездных гимназиях и училищах. Это порой единственный источник, так как в ГАКО не сохранились документы этой категории
учебных заведений.
Третья группа — периодическая печать, которая является летописью изучаемого периода и зеркалом музыкальной краеведческой историографии дореволюционного этапа музыкального образования. Столичная специально-музыкальная периодическая печать - наиболее весомый, но фрагментарный источник, «Русская музыкальная газета» на протяжении 25 лет своего существования собрала более двадцати сообщений о музыкальной жизни Курска, Рыльска, Обояни, Тима и населенных пунктов Курской губернии69. В центральной печати публиковались труды курских педагогов-музыкантов:
проблемные статьи , некрологи , в которых дана оценка деятельности первых организаторов музыкального образования в крае.
Самыми информативными для работы были местные издания: «Курские губернские ведомости» (1838-1916), «Курская быль» (1906-1916), «Курский листок» (1879-1906), «Курский листок объявлений» (1899-1905), «Справочная газета» (1907-1916). Ценные публикации найдены в «Епархиальных ведомостях» (1871—1917). Сообщения о музыкальной жизни губернии находятся и в краткосрочно существовавших изданиях: «Голос курянина» (1906), «Курская весть» (1906), «Курская жизнь» (1906), «Курская речь» (1906), «Курские записки» (1906), «Курское эхо» (1906).
Эти издания позволяют значительно пополнить уже созданные персональные библиографии деятелей музыкального образования, а также широко раздвинуть круг источников. В местной прессе накапливался ценный документальный материал, начиная с сообщений М. П. Гердличко72, И. Бесядовского73, Кулжинского74, О. Г. Кашменского75и заканчивая материалами начала XX века И. Стрельского , Б. П. Пушкарева ,
В, В. Ястремского и других авторов. Некоторые фрагментарные сведения по истории учебных заведений содержатся в объявлениях79, публикациях-сообщениях , хроникальных заметках , которые чаще всего помещались в
R7 ^
периодике анонимно . Псевдонимы мало говорят нам об авторстве
материалов. Так, к примеру, в «Русской музыкальной газете» встречаются
ОТ ОЛ ft*
сообщения курян под инициалами: «В. Донецкий» , «К. Г. И.» , «Л» , «Z» , а в «Курских губернских ведомостях» под статьями было подписано «Бемоль» , «Дилетант» , «До диез» , «Allegro» , «Bon ami» .
Одной из первых статей о специализированном музыкальном образовательном учреждении в Курском крае была публикация Н. Карского 92, в которой автор освещает вопрос развития Курских музыкальных классов А. М. Абазы. Подробно исследовать систему работы этих музыкальных классов стало возможным благодаря отчетам о деятельности классов за определенный учебный год, которые на протяжении нескольких лет публиковались в «Курском листке»93 и других изданиях94. В 90-х годах XIX века были опубликованы Краткие отчеты Курских музыкальных классов в виде отдельных брошюр. В Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) хранятся отчеты, использованные впервые нами в освещении данного вопроса95.
Газетные и журнальные материалы позволили значительно пополнить и расширить круг источников по проблеме изучения истории музыкального образования в Курском крае.
Отдельной, но малочисленной группой источников являются мемуары96. Воспоминания помогли восстановить множество фактов, отсутствовавших в других документах, а также воссоздать живую картину описываемых событий; дополнили наши представления о сведениях, изложенных в других источниках, передали колорит эпохи. Однако источники личного происхождения больше, чем какой-либо другой источник, несут на себе отпечаток симпатий и антипатий автора.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка комплексного изучения становления и развития музыкального образования в Курском крае во второй четверти XIX — начала XX века. Всесторонний исторический анализ проведен на конкретном
фактическом материале. Автор систематизирует и вводит в научный оборот большое количество ранее неизвестных источников дореволюционной печати и архивных материалов, включая неопубликованные материалы из фонда Императорского русского музыкального общества (ИРМО).
На основе детального изучения источников подробно проанализирована деятельность общественных организаций и частных лиц по созданию системы музыкального образования в Курской губернии; раскрыта внутренняя организация наиболее крупных музыкальных классов; уточнены даты открытия первых специализированных музыкальных учебных заведений в крае; внесены дополнения в биографии организаторов музыкального образования в Курской губернии. Впервые исследована деятельность частных учителей музыки, чья педагогическая практика была связана с Курским краем (в частности, выявлено более двадцати публикаций А. М. Абазы в центральной и губернской периодической печати97).
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована при написании обобщающих трудов по истории профессионального образования, а также для разработки лекционных курсов по истории региональной культуры, спецкурсов по проблемам музыкального краеведения. Опыт работы музыкальных классов может быть использован в практике работы современных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области музыкального искусства.
Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в публикациях общим объемом 9,4 п. л. Результаты диссертации докладывались на региональных научно-практических конференциях, обсуждались на кафедре методики преподавания музыки и изобразительного искусства факультета искусств и на кафедре истории Отечества Курского государственного университета.
Условия формирования общего музыкального образования
История становления музыкального образования Курского края - один из ракурсов общероссийской системы художественного образования, определенный пласт историко-культурного наследия существенно воздействовавший на уровень культуры русского общества.
В России древними очагами музыкального образования были церковные певческие школы. Свои коррективы в становление музыкального образования внес XVIII век. Школьные реформы, начатые Петром I, привели в XVIII веке к созданию определенной системы образовательных учреждений в России, основной признак которой заключался в ярко выраженной сословности. Этот подход оказал влияние на отечественное музыкальное образование: оно утратило свой единый характер и стало различаться по условиям, целям, содержанию, формам и методам в зависимости от имущественного положения людей.
Россия XIX века представляла собой огромный «испытательный полигон» для проведения разнообразных реформ, которые пронизывали все сферы общественной жизни. Именно XIX век представляет большой интерес для истории Отечества, когда происходило зарождение, становление и развитие единой государственной системы всеобщего просвещения, а также разрабатывались и внедрялись на практике теоретические основы построения различных типов образовательных учреждений.
В развитии музыкального образования в XIX веке в России отчетливо намечаются два периода. Первый из них охватывает время с начала века и приблизительно до 60-х годов XIX столетия; второй - с 60-х годов XIX - до начала XX века. Основы массового отечественного музыкального образования в эти периоды во многом определялись развитием русской музыкальной жизни, эстетической и музыкально-критической мысли, общей педагогики, подъемом общественного движения. К музыкальному образованию в целом приобщались различные социальные слои -мелкопоместное дворянство, купечество, крепостная и разночинная интеллигенция.
Рассмотрим положение музыкальных дисциплин в системе школьного образования Российского государства в данный период. Вершину иерархической лестницы составляли привилегированные светские учебные заведения. Для обучения дворянских детей была создана сеть специальных учебных заведений: кадетские корпусы и Мариинские институты (институты благородных девиц) - средние общеобразовательные школы закрытого типа. Для практической реализации концепции музыкального образования в дворянских учебных заведениях создавались необходимые условия — кадровые, финансовые, материальные. Среди предметов искусств, занимавших в учебных планах около трети учебного времени, ведущее место отводилось музыке. Обязательными для всех учащихся являлись уроки хорового пения, которые проводились еженедельно по 2 часа с первого по выпускной класс включительно. В гимназии к нему добавлялся предмет «Музыка», предполагавший знакомство учащихся с музыкальным инструментом. Этот предмет входил в блок необязательных дисциплин. «Музыка» преподавалась за отдельную плату. На нее отводилось два часа в неделю в течение всех лет обучения. В каждом учебном заведении существовало несколько ансамблей, хоров, оркестров. Музицирование широко было развито в закрытых учебных заведениях сословного типа, призванных формировать «новую породу отцов и матерей» из числа юношей и девушек «благородного звания» (Сухопутный шляхетный корпус, Институт благородных девиц, Академическая гимназия и дворянский пансион при Московском университете). Содержание занятий музыкой составляли: индивидуальное обучение вокалу, игра на музыкальных инструментах, участие в светском и духовном хоровом пении, в различных ансамблях. В дворянских учебных заведениях преобладал светский характер музыкального образования. Музыка преподавалась и в частных школах, и пансионах, рассчитанных на контингент учащихся из дворянских семей. Устав гимназий, училищ уездных и приходских 1828 года не включал музыку в основные предметы преподавания, лишь «Устав гимназий и прогимназий» 1864 года закрепил положение «для желающих могли преподаваться пение, музыка, гимнастика и танцы».
Матвей Петрович Гердличко как организатор специального музыкального образования в Курске
Развитие музыкального образования в Курском крае в первой половине XIX веке связано с именем Матвея Петровича Гердличко, который открыл в Курске Музыкальную школу. Полтора века, прошедшие со времени деятельности в нашем городе этого незаурядного человека, унесли в Лету многие его биографические сведения, восстановить которые уже невозможно. Большая же часть событий его насыщенной и многогранной жизни оспаривается и требует исторического анализа и уточнения.
Даже простое написание фамилии и ее произнесение необходимо подвергнуть осмыслению и научной оценке. Гердличко, Герличко, Гердличке, Гердличка - такие варианты фамилии встречаем в публикациях о его деятельности.
С одной стороны, преобладает транскрипция фамилии как «Гердличко». Именно так обозначена фамилия на нотном издании 1840 года17, в большинстве опубликованных им объявлений, в статьях современников и некрологах. Лишь одна прижизненная публикация, причем в «Московских ведомостях», назвала его «Герличко» .
С другой, два источника указывают на его чешское происхождение: «Соотечественники его, проживающие в Курске, - музыканты-богемцы» , «Он родился в Богемии от знатных и богатых родителей» . Если курский педагог-музыкант родом был из Чехии, то вероятнее всего следует остановиться на варианте Гердличко. Поэтому в дальнейшем все ошибочные варианты будут в цитатах исправлены. И единственно верным принимаем фамилию «Гердличко».
Второй вопрос, который необходимо решить, говоря о Матвее Петровиче, - склоняется ли его фамилия. В статьях регионального учебного пособия пишется «Гердличка», «Гердлички» , ни разу не упоминая сь в ином виде.
И третий - ударение в фамилии. Это также немаловажно, поскольку курс «Музыкального краеведения» включает и раздел о его деятельности. Сегодня встречаются такие варианты произношения: «Гердличко», «Гердличко» и «Гердличко». В литературном русском языке фамилии, заканчивающиеся на -о, не склоняются, так как конечное -о однозначно согласуется со средним родом, а фамилии могут относится лишь к мужскому или женскому грамматическому роду .
Вклад Матвея Петровича Гердличко в историю русской музыкальной культуры определяется центральным делом его жизни - созданной в Курске Музыкальной школой. Отдельные, весьма немногие, события деятельности Гердличко как музыкального педагога можно восстановить по материалам периодической печати. Основной источник наших сведений о нем -«Курские губернские ведомости», в которых он чаще всего размещал объявления о деятельности своего учебного заведения.
Прежде чем перейти к хронологии объявлений, следует отметить отсутствие единства мнений относительно даты основания этого учебного заведения в научной и даже учебной литературе. Так, в ряде работ утверждается, что год начала деятельности патриарха музыкального образования в Курской губернии - 1844 . Парадоксален факт настойчивого повторения этого утверждения, причем встречается оно неоднократно, начиная с 1993 года , когда в Курске широко отмечался юбилей: 150-летие музыкального образования. Обойти вниманием эту ошибку и принять ее за опечатку нельзя. Документального же подтверждения новой даты, увы, не дается ни в одной из публикаций.
Общая характеристика музыкального образования в школах
К концу XIX века в России сложилась система музыкального образования, которая охватила различные слои русского общества. С 60-х годов XIX века разработка проблем музыкального образования вступила в новую стадию. Крестьянская реформа повлияла на изменение общественного мировоззрения. Поднимается вопрос о всеобщем обязательном образовании, высказывается мнение о творческом подходе к делу воспитания и обучения на основе учета внутренних возможностей человека.
Направление и формы музыкального образования в различных учебных заведениях определялись циркулярами Министерства народного просвещения.
В 1889 году Вторая Курская женская гимназия получила циркуляры от попечителя Харьковского учебного округа о преподавании пения и музыки в гимназиях. Этот документ датирован 15 января 1889 года. В нем, в частности, говорится о том, что «из отчетов Попечителя Кавказского учебного округа усматривается, что начальствами средних и низших учебных заведений обращается особенное внимание на эстетическое и художественное воспитание юношества. С этой целью вводится в учебные заведения, преимущественно закрытые, обучение пению и музыке. Ученические хоры принимают участие в пении во время богослужения как в домовых церквях учебных заведений, так равно и в приходских церквях, а ученические оркестры совместно с хорами участвуют на устраиваемых в стенах учебных заведений вокально-музыкальных вечерах. Находя означенную меру весьма полезною, так как эстетическое и художественное образование не только развивает изящный вкус у учащейся молодежи, но вместе с тем ограждает её от вредных влияний в нравственном отношении, я долгом считаю обратить внимание Вашего превосходительства на эту сторону воспитания учащихся и покорнейше просить не отказать во введении преподавания и музыки в мужских и женских учебных заведениях вверенного вам учебного округа» , Циркулярное письмо не содержало категоричных требований - в нем говорилось о «желательности» преподавания пения и музыки в зависимости от имеющихся средств, но в то же время земствам, директорам учебных заведений предоставлялась возможность несколько шире вводить эти предметы в учебный процесс. Финансирование предлагалось осуществлять за счет местных средств: «Было бы весьма полезным привлекать к пожертвованиям на этот предмет местное общество и частных благотворителей»