Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Включение алтайцев в феодальную систему России
1. Присоединение Горного Алтая к России с.40
2. Численность, расселение и административное устройство южных алтайцев с.55
3. Подати и повинности алтайцев. Ясак с.76
Глава II. Социально-экономическое развитие южных алтайцев
1. Хозяйственное освоение Горного Алтая с.103
2. Развитие хозяйства южных алтайцев сс130
3. Социальный строй с.143
Заключение с.175
Список источников и литературы с. 181
Приложения с.203
- Присоединение Горного Алтая к России
- Подати и повинности алтайцев. Ясак
- Хозяйственное освоение Горного Алтая
- Социальный строй
Присоединение Горного Алтая к России
Добровольное вхождение в состав России южных алтайцев в 1756 г, имело непреходящее значение для этого сравнительно небольшого по численности народа. Алтайцы были спасены от прямого физического уничтожения и получили возможность для более стабильного развития. Дальнейшая судьба алтайцев была тесно связана с судьбой русского народа, с его более высокой культурой. Принятие южными алтайцами русского подданства в середине ХУШ в. было единственно возможньм шагом, обеспечивавшим дальнейшее историческое развитие их общества. Многочисленные аспекты добровольного вхождения алтайцев в состав России уже получили освещение как в русской дореволюционной, так и в советской литературе Широкое и многостороннее освещение получила в последние годы и международная обстановка в Центральной Азии в середине ХУШ в., накануне и в период цинской агрессии против ряда государственных образований этого региона, что вплотную связано с рассматриваемой нами проблемой р.
Присоединение к России территории и населения Горного Алтая не было единовременньм актом, это был длительный и сложный процесс. предпосылки которого начали складываться на полтора столетия раньше известных событий 1755-58 гг. Рассмотрению этого процесса необходимо предпослать краткий очерк расселения, природных условий обитания и хозяйства южных алтайцев до вхождения их в состав России.
Южные алтайцы (телесы, телеуты, теленгиты) обитали в горах Алтая, являвшегося основной территорией их расселения, и-на пространстве, прилегающем к Алтайским горам с севера, откочевывая, впрочем, по необходимости и значительно дальше к местам, заселенньм русскими (Томск, Кузнецк). Наиболее многочисленньм подразделением южных алтайцев были телеуты. Первые сведения об их численности дают нам материалы ХУЛ в. Так, в начале столетия у телеутского князя Абака насчитывалась тысяча мужчич-воинов или всего около 5 тысяч человек, а в середине того же столетия у телеутов было 2 тысячи воинов или 10 тысяч человек В 20-х гг. ХУШ в. число телеутов, проживавших только в Джунгарии, составляло около 20 тысяч человек. Зайсан Байгорок Табунов владел в это же время тремя ты-сячами юрт (примерно 15 тысяч человек) . 3 тысячи телеутов, отпущенных из Джунгарии, кочевало в 1723 г. по pp.Убе и Иртышу 3. В 1756 г. 5 тысяч телеутских кибиток прибыло к русским границам 4.
Территория, на которой жили южные алтайцы в середине ХУШ в., входит в 4 различных физико-географических провинции Горного Алтая 5. Во-первых, это Северный Алтай, который характеризуется относительно тепльм климатом. Более половины осадков выпадает летом. Горы имеют пологие склоны. Природные условия благоприятны, таким образом, как для скотоводства, так и для земледелия.
В Центральном Алтае обитали так называемые "Кан-Каракольские калмыки" во главе с самым важным алтайским зайсаном - Омбо. Наиболее благоприятный климат этого района формируется в нижних частях склонов горных хребтов, где располагаются зимние пастбища и возможно возделывание сельскохозяйственных культур. Характерным признаком района является маломощность снежного покрова, что делает возможньм выпас здесь скота в зимнее время. Степная растительность по долинам рек и межгорным впадинам развивается на абсолютных высотах от 800 до 1200 м, а по южным склонам - значительно выше. В пределах Центрального Алтая расположены островные степи: Уймонекая, Канская, Теньгинская и др. Главным направлением сельского хозяйства здесь в настоящее время являются овцеводство и разведение крупного рогатого скота. Земледелие на многих участках требует искусственного орошения.
Часть южных алтайцев (преимущественно, теленгиты) обитала в Юго-Восточном Алтае, который характеризуется наличием опустынен-ных степей монгольского типа. Осадков здесь выпадает немного, причем минимальное их количество приходится на зимнее время. Все это создает чрезвычайно благоприятные условия для кочевого скотоводства, в частности для зимнего выпаса скота.
Другая часть теленгитов жила в пределах Восточного Алтая, где имеются широкие ровные пространства, удобные для выпаса скота, причем количество зимних осадков также очень небольшое.
Таким образом, природные условия определяют основное направление развития хозяйства в Горном Алтае - его скотоводческую ориентацию, причем небольшое количество зимних осадков делает возможным зимний выпас скота.
Начало сложения в Горном Алтае функционировавшего в ХУШ-Х1Х веках хозяйственно-культурного типа относится к далекому прошлоцу. Видовой состав стада остается в Горном Алтае почти неизменным, начиная с афанасьевской эпохи (1У-П тыс. до н.э.). Материалов для полной реконструкции афанасьевского хозяйства пока недостаточно, но можно с полной уверенностью утверждать, что именно носители афанасьевской культуры были первыми скотоводами не только Алтая, но и всей Ккной Сибири 1. Обращает на себя внимание тот факт, что афанасьевские памятники сосредоточены преимущественно в тех местах Горного Алтая (Северный, Восточный и Центральный Алтай), где возможно занятие земледелием. Можно предполагать, что "афанасьевцы" вели комплексное хозяйство, где скотоводство было либо придомньм, либо отгонным.
Во второй половине I тыс. до н.э. в Горном Алтае обитало "скифское" население. В литературе существует две точки зрения относительно системы скотоводческого хозяйства населения Горного Алтая указанной эпохи. Согласно одной из них (С.И.Руденко), население жило оседло, практикуя отгонное скотоводство 2. По мнению же М.П.Грязнова, население было подвижньм, отсюда и предложенный им термин - ранние кочевники ргументы представителей о еих точек зрения представляются весомыми убедительньми, а оба мнения -отнюдь не взаимоисключающими. озяиство рассматриваемого населени-могло быть представлено как подвижной, так и оседлой формами. Для части хозяйств (преимущественно, крупных) представляется возможным более или менее оседлый образ жизни с применением пастушеского труда для отгона скота, большинство же средних и мелких скотоводов могло сохранять подвижность, аналогичную подвижности южных алтайцев ("вертикальное" кочевание). Разумеется, такая оседлость, вполне возможная в условиях і орного ялтая, при наличии характер—ых для той эпохи частых военных столкновений была непрочной и легко могла сменяться подвижностью. Таким образом, сложение бытовавшего в Горном Алтае до начала XX в. типа хозяйства можно отнести к середине I тыс. до н.э.
В середине I тыс. н.э. на Алтае появляются древние тюрки, сыгравшие исключительную роль в этногенезе алтайцев, как южных, так и северных. В течение последующего тысячелетия исторические предки алтайцев находились в составе различных временных кочевых объединений Центральной Азии. Завоеватели менялись, однако в хозяйстве населения Алтая изменения происходили, как правило, незначительные. Впрочем, в систему производительных сил алтайцев ХУШ-Х1Х вв. вошли многие производственные навыки, расцвет которых относится именно к периоду второй половины I - первой половины П тыс. н.э. Имеются в виду прежде всего железоделательное производство, сохранявшееся у южных алтайцев, правда, в сильно деградировавшем виде и орошаемое земледелие, которое также не достигало в новое время былого расцвета, хотя и играло определенцую роль в производстве.
Заселение русскими людьми Сибири началось на рубеже ХУ1-ХУП веков. Однако, проникновение русских на территорию современного Алтайского края началось примерно на 100 лет позже. Главная причина этого состояла в том, что почти все верхнее течение Оби было в то время (ХУЯ в.) заселено телеутами. Значительная часть Верхнего Приобья входила тогда в состав "Телеутской землицы" 1. Внутренние усобицы в телеутском обществе приводят к тому, что тюркоязычное население Алтая постепенно, отдельными группами начинает переходить в русское подданство, поступая на государственную службу. Этому во многом способствовали и весьма выгодные для телеутов условия такого перехода (льготный ясак, покровительство мощного государства). Переход в русское подданство начался в 20-х гг. ХУЛ столетия В течение всего ХУЛ в. шел интенсивный обмен посольствами между Телеутской землицей и русскими уездами.
Подати и повинности алтайцев. Ясак
Присоединение к России Горного Алтая, как и всей Сибири, имело две неразрывно связанных между собой стороны: включение в состав государства новых территорий и распространение власти на население, занимавшее эти территории. Присоединение закреплялось в эпоху феодализма постройкой на новых местах городов, острогов, крепостей и укрепленных линий, а также обложением присоединенного населения податями и повинностями. Главнейшей из них был в ХУЛ -первой половине XIX в. ясак.
Содержание ясака, его эволюция и социальная сущность еще недостаточно изучены в советской исторической науке, хотя можно назвать целый ряд работ, специально посвященных ясаку и ясачной политике царизма в Сибири Между тем, научная значимость подобных исследований не представляет сомнения. В течение долгого времени ясак был основной формой взаимоотношений между русской администрацией и коренными народами Сибири, ясачный сбор был в ХУЛ - начале XIX в. немаловажной стаьей доходов Кабинета (особенно это относится к цушнине). Важно проследить изменение социальной сущности ясака, которая на разных этапах наховдения народов Сибири в составе РОссии была далеко не одинаковой, а также соотношение ясака с другими податями и повинностями.
Как было справедливо замечено С.В.Бахрушиным, ясак в Сибири существовал еще до прихода русских, он не явился чем-то новым для сибирских народов 1. Это положение справедливо и для Горного Алтая, Население как Северного, так и Южного Алтая в ХЛ1-ХУШ вв. платило ясак (алман) в пользу Джунгарии, телеутов, енисейских кыр-гызов и т.д., часто непосильный и разорительный. Столкновение интересов враждующих сторон приводило к таким сложным и противоречивым явлениям, как двоеданство, ложившееся тяжелым бременем на покоренный народ.
Из южных алтайцев первыми были объясачены русскими телесы. В 1633 г. отряд П.Собанского дошел до Телецкого озера и разбил те-лесского князца Мандрака. Телесы платили ясак 3 года, а затем отказались. Потребовались немалые усилия, чтобы он стал более или менее регулярным 2, Однако, главная задача - присоединение теле-сов и их территории к России - выполнена не была. Население этой части Алтая находилось в сфере влияния Джунгарии. Это зафиксировано в известном источнике по истории алтайцев ХУШ в. - журнале ру-доприемщика П.Шелегина, который в 1745 г. писал о телесах: "...ясак платят Ея императорскому величеству тридцать соболей, а скоко контайше не сказали" 3.
Основная же группа аборигенного населения Алтая - телеуты -ясака, как это показал А.П.Уманский, вообще не платила, за исключением поминок царю, даваемых в редких случаях и на чисто добровольных началах, что было характерно для всего ХУЛ столетия .
К середине ХУШ в. сложилось такое положение, когда часть южных алтайцев ("выезжие" телеуты) перешла на службу к русскоцу царю и поселилась в пределах русской территории, часть оставалась на положении двоеданцев (телесы, тау-телеуты), остальные попали в полную зависимость от Джунгарии (теленгиты, основная масса телеутов).
После перехода основной массы южных алтайцев в русское подданство коренной ломки их админситративной системы не произошло. Главной и ведущей повинностью южных алтайцев стал на многие годы ясак.
При подготовке ясачной комиссии 1828-1833 гг. чиновники Кабинета занялись историей ясачного обложения и констатировали, что трудно определить правила обложения податями инородцев до 1763 г, Это происходило на основании наказов воеводам, производилось самими воеводами и губернаторами лично, а в отдаленных местах - через присяжных сборщиеов. Вместе с тем, уже в это время были заложены основы будущей ясачной системы: сбор производился с мужчин возрастом от 18 до 50 лет, подать вносилась звериными шкурами или, по желанию плательщиков, деньгами. Весь этот порядок существовал в течение почти 70 лет, и никаких изменений в нем не было .
Из-за сильного ущерба, причиненного джунгаро-китайской войной, алтайцы, вошедщие в состав Русского государства, на некоторое время были освобождены от уплаты ясака. Инструкция рекомендовала также "...полагать с согласия их такие оклады, которые б они без малейшего отягощения беззаимочно платить могли". Для сдачи ясака предписывалось учредить "...сугланы или сборные места, и при оных учредить ярмонки, на которые дозволить и купцам единственно только с нужными товарами в определенные от тех же самых иноверцев времена приезжать". В остальное время рекомендовалось запретить купцам въезжать в места кочевок ясачных Эти меры, вполне гуманные по своему содержанию, были продиктованы стремлением обеспечить регулярное поступление ясака, превде всего, пушнины, в Кабинет, присвоивший себе один из важнейших государственных доходов, а также желанием не допустить снижения платежеспособности местного ясачного населения и оградиться от конкутэенции частных лиц.
Согласно собранным сведениям, каздый род, улус и т.д., по числу промыслов, а местами по предварительному согласию родоначальников был обложен податью, исчисленной деньгами. При этом размер ясака в среднем был на одну четвертую часть меньше подати государственных крестьян и составлял, по подсчетам чиновников Кабинета, в среднем по Сибири I руб. 24 коп, на дущу в год 2, что не исключает значительного различия в размерах окладов в каждом конкретном случае. Из-за слабого развития денежного обращения ясачные должны были платить определенным родом звериных шкур по существовавшим тогда ценам, причем можно было заменять один род мехов другим по раз и навсегда назначенной справочной цене. Ясак был установлен общей суммой для всего рода, им было обложено все мужское население независимо от возраста .
Кочевые алтайцы (как южные, так и северные) Бийского округа были обложены в 1763 г. ясачной податью на общую сумцу 2041 руб. 45 коп. 2. Существовавшие тогда 5 алтайских дючин должны были вносить ясак соболями на различные суммы (см.: Приложение У1)
Не редкостью при сдаче алтайцами ясака были и недоимки. Так, на конец 1797 г. на 5 алтайских дгочин накопились недоимки по ясаку (см.: Приложение Ж). Хотя ведомость была составлена в конце 1797 г. несданный еще ясак за 1798 г. показан как недоимка. Этим и объясняется совпадение сумм недоимки с фактически назначенными на кавдую дючину повинностями.
В числе постоянных платежей фигурируют и так называемые "подарочные" шкуры зверей, не подлежащие при сдаче оценке. Они сдавались ежегодно сверх назначенных сумм. При этом 1-я и 3-я дючины сдавали по 5, а остальные - по 10 соболей Это касалось и двое-данческого населения. С двух йских волостей, например, за 1789 год было принято 40 "подарочных" соболей 2. Это так называемые "поминки", характерные для взаимоотношений русской администрации со многими народами Сибири. Будучи вначале добровольными, они постепенно сливаются с ясаком и становятся обязательными.
Кабинет, в доход которого поступал с 1763 г. ясак, регулировал распределение и использование ясачных доходов. Меха и деньги отправлялись вместе с серебром в Петербург Все расходы по перевозке покрывались за счет ясачных денег. Получаемые от ясака средства входили составной частью в финансирование предприятий Кабинета, на развитие горного дела и т.д. В конце 1792 г. в Колыванской горной экспедиции накопилось за счет сбора ясака Ш92 руб. 46/2 коп. деньгами, а также "мягкой рухляди разных сортов зверей" на 373 руб. 72 коп. Эти деньги по распоряжению Кабинета были потрачены следующим образом: 395 руб. 18 коп. зачтены и включены в счет суммы на содержание заводов на 1792 г., 7000 руб. - на содержание шлифовальной мельницы на 1793 г., 3782 руб. вЗ1 коп. - на содержание заводов на 1793 г. "Мягкая рухлядь" была отправлена в Кабинет 1.
В конце ХУШ в., при Павле I, зайсаны выражают готовность приумножить вносимый ими ясак, за что и награждаются золотыми медалями В 1798 г. все 5 дючин принимают на себя значительные добавочные суммы ясака (см. Приложение IX). В 1804 г. из 2-й дючины выделилась б-я, которая по образовании была обложена ясаком на сумцу 80 руб. 22 коп. В том же году она добровольно приняла на себя еще 30 руб. ясачной подати. Общая сумма составила, таким образом, НО руб. 22 коп. Со 2-й дючины было, соответственно, снято 80 руб. 22 коп., а несколько ранее, в 1803 г., на нее было набавлено из-за пропущенных по ревизии 30 душ II руб. 76 коп., итоговая сумма составила 101 руб. 86 коп.
Хозяйственное освоение Горного Алтая
Важнейшим фактором хозяйственного освоения Горного Алтая была производимая там торговля. Начало ей положили еще в первой половине ХУШ в. бийский купец Иван Хабаров и житель Змеиногорска Токарев Для алтайских кочевников она имела огромное значение ввиду доставления им необходимых товаров, русские же гнались, с одной стороны, за высокими доходами, с другой, их побуждала к этому горная администрация, обязывавшая купцов поставлять на заводы и рудники продовольствие. Торговля, однако, сильно зависела от международной обстановки и в силу этого носила неустойчивый характер Положение мало изменилось и после присоединения Горного Алтая к России. Инструкция, данная ясачной комиссии Щербачева, повелевала учредить сборные места для принятия ясака "...и при оных учредить ярмонки, на которые дозволять и купцам приезжать", но пускать их туда лишь раз в год во время сбора ясака, "... а в прочие времена и кроме ярмонок в их улусы и кочевки ни с какими товарами отнюдь не въезжать Это распоряжение, конечно, не выполнялось в буквальном смысле, но задерживало развитие торговли. При подготовке Устава 1822 г. констатирова-лось, что это ограничение постепенно утратило свою актуальность, способствовало лишь произволу и в конечном счете оказалось выгодным лишь земским чиновникам, "...дало им способ утвердить свою монополию" , которая состояла в их преимущественном праве обирать нерусское население. Все ограничения в торговле были отменены.
В понятие "торговля в Горном Алтае" вкладывается довольно широкое содержание. В литературе под этим понимается и русско-монгольская торговля, и торговля русских непосредственно с алтайцами, и обмен различных групп алтайцев между собой. Собственно русско-монгольская торговля начинает систематически развиваться с 30-х гг. XIX в., когда в месте, где сейчас находится с.Кош-Агач, были устроены склады русских товаров. Они представляли из себя "...три-четыре небольших сарая, построенных купцами из Бийска, откуда они приезжают сюда два раза в год для меновой торговли с передовыми постами, находящимися на небольшом расстоянии от этих мест" р. Известный русский путешественник П.А.Чихачев был очень удивлен тем, что эта торговля, не поддерживаемая никакой гарантией правительств, развивается смелыми спекулянтами с небольшим количеством товаров, которые одно из государств может объявить контрабандой В рапорте Бийского земского исправника от 21 августа 1838 г. говорится, что "...сколько мог я узнать, то производимая на Чуе торговля русскими торговцами совершенно ничтожна и составляет только один предлог быть в горах Алтая, но главный оборот их есть с обитателями Бийского округа калмыками и двоеданцами" 4.
Однако, позже положение меняется. По словам В.И.Вербицкого, относящимся к началу второй половины XIX в., "...торговые сношения на Чуе происходят не столько между алтайцами и монголами, сколько между последними и русскими", торговля эта носит меновый характер, оборот ее простирается до 150000 рублей серебром 1. Исследователь Чуйской торговли А.Принтц приводит сведения о том, что она давала оборот в 200 тысяч руб. р С.С.Шашков говорит об обороте в 300 тысяч руб. 3 В 30-е же гг. XIX в. этот оборот едва достигал 50 тысяч руб. и был непостоянным 4. Таким образом, на 40-бО-е гг. приходится процесс укрепления и развития этой торговли. После 1865 г. торговый оборот Чуйской торговли падает снова .
Меновая торговля различных групп алтайцев между собой была распространена в течение всего рассматриваемого нами периода. Алтайцы дючин, а также некоторая часть северных алтайцев ("черневые татары") вели "...дружественную мену с таковыми же двоеданцами", отдавая им скот, звериные шкуры, юфтевые кожи и другие товары русского производства, получая взамен "...кирпичный чай, простые полуканфы, курительный табак, в коробках серебро и другие мелочные вещи" китайского производства . Торговый обмен позволял, таким образом, регулировать баланс необходимых вещей в различных частях Алтая, нарушенный вследствие различного географического положения и природных условий и позволял удовлетворить потребности всего населения Горного Алтая. Живущие ближе к китайской границе двоеданцы имели в быту гораздо более китайских вещей, нежели алтайцы дючин, пользовавшиеся преимущественно промышленными товарами русского производства. Об этом писал, в частности, А.Бунге: "Утварь свою, как-то трубки, огнива, чашки и пр. они (алтайцы йских волостей - В.В.) получают большей частью с близких к ним китайских пикетов; курят они только китайский табак, между тем как верноподданные калмыки (алтайцы дючин - В.В.) большей частию употребляют все русское" Х. Производилась двоеданца-ми также торговля "...с нашими киргизами (казахами - В.В.), казаками и заводскими крестьянами" 2.
Торговля русских с алтайцами осуществлялась довольно сложными путями. Фактически запрещенные инструкцией 1763 г. торговые отношения все же осуществлялись, хотя и в небольшом масштабе. Собственно, уследить за строгим соблюдением правил было очень трудно, так как "...пути в горы Алтая на всем протяжении Бийского округа более, нежели на 800 верстах свободны и открыты" 3. Уже во второй половине ХУШ в. не редкостью были торговые отношения между алтайцами и русскими крестьянами, выезжавшими за укрепленную линию, что было отмечено как дореволюционными, так и советскими исследователями .
Однако, уже на рубеже ХУШ-Х1Х вв. некоторые купцы вели довольно оживленную торговлю с алтайцами, причем на вполне официальной основе. А.Н.Жеравина сообщает интересные сведения о купце Козьме Токареве. В конце ХШ в. он жил в деревне Харловой и, будучи записанным в купечество в 1794 г., продолжал нести крестьянские повинности, одновременно платя проценты с капитала. Купец имел мыловаренный и кожевенный заводы 1. В 1797 г. на Токарева жаловались крестьяне деревни Харловой: "Летним временем из Камню (Горный Алтай - В.В.) выгоняет лошадей ста по 2 и по 3 и рогатого скота довольно пригоняет, скот не отгоняет, от скота жители деревни Харловой терпят неудобства" 2, Отец Токарева также активно занимался торговлей и, возможно, его можно идентифицировать с упомянутым выше Токаревым, начавшим в первой половине ХУШ в. торговлю в Горном Алтае.
Нам удалось разыскать новые архивные материалы, проливающие свет на торговлю Козьмы Токарева в Горном Алтае. Как оказалось, он занимался заготовкой продовольствия для Колыванского завода, Змеиногорского рудника и Коргонских каменоломен. С этой целью он. закупал у алтайцев бассейна Чарыша крупный рогатый скот, лошадей, сало. Кроме того, предметом покупок были кожи, а также овечья шерсть, которые могли быть сырьем для производства, в частности, для заводов, которыми владел сам купец. В документе, датированном 1803 г., сообщается, что Токарев договорился с алтайцами о настриге с их овец 50 пудов шерсти К сожалению, документ не сообщает, чем торговал сам купец. Об этом можно судить лишь на основе упоминания о том, что он недавно вернулся из Ирбита и оставил в кочевьях алтайцев товаров и вещей на немалую сумму Думается, что таковыми были прежде всего крайне необходимые в кочевом хозяйстве алтайцев предметы промышленного производства. О размерах торговли купца говорит тот факт, что когда ему по недоразумению запретили выезжать за укрепленную линию, то вследствие этого служители Коргонских каменоломен рисковали "остаться без провианта", а Змеиногорский же рудник и Колыванский завод - "совсем без пропитания" 2.
Документ рисует, таким образом, купца Токарева процветающим торговцем. Упоминается, что проживает он в Колыванском заводе, а дети его активно участвуют в делах отца. Налицо целая купеческая династия, специализирующаяся на торговле с алтайцами. Документ наводит и на другие размьшления. Известно, что продовольственная проблема была одной из главных для предприятий горнозаводской промышленности Алтая, а поставка провианта - тяжелой повинностью Приписных крестьян Заводы (то есть фактически Кабинет) имели монополию на закупку провианта и фуража, делая небольшие уступки лишь командованию укрепленной линии, перед которым стояла та же проблема. Для поставки провианта на заводы и рудники нанимались подрядчики, одним из которых и был купец Козьма Токарев. Цитированный выше документ показывает нам еще один из путей поисков источника обеспечения продуктами питания горнозаводских служащих. Обращает на себя внимание то, что поставка алтайцами скота не была повинностью, в отличие от хлебных поставок приписных крестьян. Горной администрацией никогда даже не ставился вопрос о выполнении алтайцами заводских повинностей. Видимо, такое положение было значительно выгоднее, в частности, в плане обеспечения продовольствием не только горнозаводских служащих, но и всего округа, чем повинности, которые могли привести к быстрому обнищанию алтайцев.
Социальный строй
Как мы уже отмечали, точка зрения о феодальном строе южных алтайцев с момента их присоединения к России до Октябрьской революции в настоящее время является преобладающей. При рассмотрении социально-экономических отношений алтайцев исследователи часто обращаются к аналогичным социальным институтам различных кочевых обществ Азии. Это не удивительно, так как южные алтайцы вели кочевое и полукочевое скотоводство, что позволяет рассматривать их общество как типичное явление азиатского кочевого мира. Это обстоятельство позволяет сопоставить проблему социально-экономического строя южных алтайцев с проблемой социально-экономического строя кочевников вообще.
Теория феодального развития общества южных алтайцев наиболее полно изложена в трудах С.А.Токарева и Л.П.Потапова. При всем различии исходных теоретических предпосылок их исследований, а первый считал, что феодальные отношения у кочевников складываются на почве не захвата земли, а концентрации скота как основного средства производства в руках господствующего класса, второй же придерживался мнения о приоритете земли как главного средства производства и развитии на нее частной собственности в форме права феодала монопольно распоряжаться кочевьями - оба исследователя рисуют довольно схожую картину феодального, по их мнению, общества южных алтайцев. Основными классами этого общества были, с одной стороны, зайсаны и баи, грань между которыми постепенно стиралась, с другой - рядовые скотоводы относительно свободные и независимые. Основными видами эксплуатации были раздача скота на выпас различные виды отработок а также нерегулярные натуральные поборы. С.А.Токарев упоминает, кроме того о данничестве, считая его видом феодальной эксплуатации а Л.П.Потапов рассматривает вопрос о феодальной эксплуатации алтайцев царем как собственником населенных ими земель, осуществлявшейся в форме ренты продуктами (ясака). Внеэкономическое принуждение алтайцев выражалось в прикреплении их к земле и приписке к определенным заисанам без права перехода от одного к другому .
Аргументация С.А. Окарева и Л.П.Потапова серьезна и заслуживает самого тщательного рассмотрения. Однако, она основана почти исключительно на этнографических фактах, собранных исследователями в 20-30-е гг. нашего столетия. тот материал стадиально неоднороден: значительная часть наблюдаемых явлений, безусловно, имеет достаточно древние корни и может быть распространена наиболее ранние периоды исторического развития южных алтайцев; целый ряд этнографических фактов связан, однако, с более поздними тенденциями в развитии алтайского общества и явно обусловлен влиянием хозяйственного освоения территории Горного Китая русским народом, распространением земледелия и началом перехода алтайцев к оседлости. то привело к разрушению традиционной структуры алтайского общества, появлению в нем элементов классовых отношений. рубежу XIX и вв. в обществе южных алтайцев тесно переплетались между собой социальные институты кочевников с более поздними, обусловленными внешними воздействиями. Именно этот "срез " общественного развития алтайцев наиболее полно отразился в той этнографической картине, что представлена у С.А.Токарева и Л.П.Потапова. Вопрос о характере собственности на землю у алтайцев в ХУШ-XIX вв. довольно сложен. Объясняется это отчасти тем, что "...земельное устройство всех вообще инородцев империи и права их на землю определены лишь немногими статьями закона и притом крайне неясно и неполно, для инородцев же собственно Алтайского округа никаких особых постановлений в законах не содержится" 4. После включения территории Горного Алтая в состав территории России собственность на присоединенные земли законодательно оформлена не была. В первые годы после присоединения алтайцы кочевали далеко за укрепленной линией, куда русские заходили довольно редко; алтайцы нередко подвергались нападениям и провокациям со стороны Цинской империи. Как показывают документы, русская администрация в то время еще не считала земли, на которых кочевали алтайцы, полностью своими. Земля эта обычно считалась "калмыкам принадле-жащей" Связано это было с тем, что главньм источником доходов Кабинета был Горный промысел, и задача непосредственного закрепления прав на землю не выдвигалась Л.П.Потапов приводит данные о том, что после г. русское начальство выдавало некоторым зайсанам грамоты на владение землями, но в 1782 г. все эти акты были отобраны "...на том основании, что акты эти вдавались не по царским грамотам, а по указам одной воеводской канцелярии, воеводами, не имевшими полномочий ни предоставлять в дар огромные земельные пространства лучших земель, ни раздавать их в безвозмездное пользование" Такой шаг со стороны русской администрации мог объясняться тем, что она пыталась официально закрепить вновь приобретенные земли за собой, исходя их того, что алтайцы законодательно стали российскими подданными. Земли, ими занимаемые, следовательно, являются землями российскими. Причиной таких действий России было то, что четкой границы между существовавшей до середины 1750-х гг. Джунгарией и южносибирскими владениями России здесь никогда не существовало, с уничтожением же Джунгарии необходимо было каким-то образом закрепить приобретенные земли за собой. Когда положение на южных границах начало стабилизироваться, акты, выданные алтайцам, были отобраны, так как могли стать препятствием при распространении горного промысла на занимаемые алтайцами земли. Сделано это было, скорее всего. Кабинетом. Правда, Н.М.Ядринцев указывает, что им было найдено в стойбищах алтайцев много документов - это были "...Екатерининские акты о льготах инородцев, документы и родословные зайсанов шли ли среди этих документов акты на владение землями - неясно. Скорее всего, нет, так как, по словам С.П.Швецова, "...у южных инородцев Алтая мы не встречаем никаких актов, которые определяли бы их права на землю, никаких ссылок на жалованные грамоты и проч " Впрочем, как отмечает Г.ПЛКидков, "юридическая неопределенность землевладения на Алтае в то время не ставила никаких препятствий Кабинету для реализации фактической власти над территорией и населением, для извлечения доходов путем внеэкономического принуждения" 2. Первоначально возникла собственность Кабинета на горные предприятия. Таким образом, фактическая собственность Кабинета на занятые алтайцами земли начала складываться с момента их присоединения к России. Законодательно она была оформлена лишь в 1822 г., но до середины XIX в. она реализовывалась в отношениях Кабинета с обществом алтайцев в целом, внутри же этого общества сохранялись своеобразные формы землепользования и соответствующие им земельные отношения. Таким образом, правомерно употреблять по отношению к обществу южных алтайцев после вхождения их в состав России не термин "собственность на землю", а говорить лишь о землевладении и, главным образом, о землепользовании.
Вопрос о характере землевладения у южных алтайцев в большинстве работ до революции просто обходился: их авторы молчаливо предполагали общинный его характер. Однако, в советской исторической литературе утвердилась иная точка зрения. По мнению Л.П.Потапова, землевладение у алтайцев было общинным лишь формально, а на деле земля находилась в феодальном владении зайсанов и баев т. В подтверждение этого факта исследователь ссылается на существование феодальной земельной собственности в ойратское время. Не вдаваясь в подробности этого вопроса, отметим, что ссылки на существование каких-то форм феодальной земельной собственности в прошлом малосостоятельны, так как конкретная историческая обстановка ХУШ-Х1Х вв. сильно отличалась от обстановки предыдущих столетий. Сильное потрясение, сопровождавшееся уничтожением и переселением части южных алтайцев в результате войны 1755-58 гг. не могло не изменить привычных мест их обитания, а вместе с тем и их отношения к этим землям. Не является аргументом и жалоба, которая была подана алтайскими зайсанами в 1828 г. о заселении их кочевий русскими 1, так как она связана с беспокойством зайсанов за судьбу населенных алтайцами земель, а также за сохранность старого порядка управления алтайцами, выгодного административной верхушке населения Горного Алтая, и не свидетельствует о каком-то исключительном частном владении землей. Л.П.Потапов приводит, правда, целый ряд конкретных примеров захвата земли и распоряжения ею зайсанами и баями