Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Батоева Саяна Аюровна

Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг.
<
Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Батоева Саяна Аюровна. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. : 07.00.02 Батоева, Саяна Аюровна Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. (На материалах Забайкалья) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Чита, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:06-7/1003

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 18

1.1. Благотворительность в России: общая характеристика и этапы исторической эволюции 18

1.2. Основные факторы и тенденции интенсивного развития благотворительной деятельности в России на рубеже XIX - XX вв 53

ГЛАВА 2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД 81

2.1. Социально-экономические и культурные условия формирования сферы благотворительности в Забайкальском крае 81

2.2. Основные направления распространения благотворительной деятельности в регионе во второй половине XIX - начале XX вв 116

2.3. Меценаты и благотворители Забайкалья 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 189

Введение к работе

Актуальность темы диссертации определяется возросшим за последние годы научным интересом к феномену отечественной благотворительности. Игнорируемое в советский период по идеологическим мотивам общественно-историческое явление благотворительности стало предметом исследования российских и зарубежных историков.1

Благотворительность, объединявшая идеи свободного выбора, личной инициативы, общественной солидарности и справедливости, коллективной заботы о слабых, рассматривалась как важный регулятор социального равновесия, как один из аспектов государственной политики, являлась культурообразующим фактором жизни пореформенной России.

Главной фигурой в этой сфере выступал российский предприниматель, для которого личное участие в филантропической деятельности мотивировалось осознанием ответственности перед обществом, стремлением повысить свой социальный статус. Для предпринимательской среды провинции, впрочем, как и для столичной, благотворение выступало необходимым стереотипом поведения, средством социализации деловой элиты.2

Процесс трансформации, переживаемый современной Россией, характеризуется масштабностью перемен и поиском оптимальной модели развития, Трудности на пути реформирования общества (низкий жизненный уровень большой части населения, духовный кризис и др.) заставляют обратиться к историческому опыту развития благотворительности в пореформенной России, анализ которого позволяет не только выявить причины многих проблем, но и использовать позитивный опыт для решения острых социальных вопросов, сохраняя преемственность традиций благотворительности, применяя их к новой социокультурной ситуации.

Актуальность темы исследования связана также с региональным аспектом изучаемой проблемы. Забайкалье государство рассматривало в качестве сырьевого придатка, а потому не уделяло должного внимания развитию социальной сферы региона. В такой ситуации, в крае с трудными для выживания человека природно-климатическими и социально-экономическими условиями, с высоким процентом бедного населения, состоящего в основном из ссыльных и добровольных переселенцев, благотворительная деятельность имела особую значимость. Знание традиций, особенностей исторического опыта развития благотворительности в Забайкалье позволит решать современные социальные проблемы через механизмы, наиболее полно учитывающие региональную специфику.

Рассмотрение научной проблемы через призму истории благотворительности конкретного региона позволяет отразить разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми фактами.

Изучение степени научной разработанности темы исследования показало, что развитие благотворительности в России во второй половине XIX - начале XX вв. в отечественной историографии изучено недостаточно.

В историографии исследуемой научной проблемы условно можно выделить три этапа, на протяжении которых избранная тема изучалась с различной степенью интенсивности и в рамках различных историографических подходов. Соискатель выделяет этапы со второй половины XIX в. по начало XX в., с 1917 г. по конец 1980-х гг., с начала 1990-х гг. по настоящее время.

Исследование развития общественного призрения и благотворительности в России началось во второй половине XIX в. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики).1

Общие проблемы благотворительности нашли отражение в трудах таких авторов, как П. И. Георгиевский, П. И. Лыкошин, Е.Д.Максимов, В.И. Ильинский, В. Ф. Дерюжинский, А. Якоби и других.2 В своих работах они рассматривали исторические этапы общественного призрения в России и перспективы его развития, предприняли попытку в историческом аспекте проанализировать российское законодательство в данной области, дали оценку деятельности приказов общественного призрения, земской благотворительности и основных благотворительных ведомств и учреждений XIX - начала XX веков, выделяя разнообразные формы государственного призрения и частной благотворительности, отмечая как религиозные, так и социально-экономические корни их возникновения.

В этом ряду особо выделяется фундаментальное исследование «Благотворительные учреждения Российской Империи»,3 основанное на результатах анкетирования, предпринятого Собственной Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям Императрицы Марии совместно с Департаментом здравоохранения МВД с целью выявления объективной картины состояния благотворительной деятельности государственных и общественных органов призрения.

Научный интерес представляет монография П. И. Лыкошина «Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России».4 В первой части работы дана подробная характеристика становления и развития благотворительности в России. Вторая часть исследования посвящена анализу деятельности ведущих благотворительных обществ и организаций, центральное место среди которых занимало Ведомство учреждений Императрицы Марии.

Целый ряд интересных работ содержит информацию о таком важном направлении благотворительной деятельности, как трудовая помощь. Это направление получило широкое распространение в последней четверти XIX века в связи с недостаточной занятостью населения и появлением острой безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались такие видные ученые, как Д.С. Волков, В.И. Герье, A.M. Горовцев, В.В. Лутковский, Е.Д. Максимов, Г.Г. Швиттау и др. Они обосновывали необходимость государственной системы «трудовспоможения», предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений.

Во многих работах было освещено такое важное направление благотворительной деятельности, как призрение детства. Этому вопросу в дореволюционной России уделялось большое внимание, свидетельством чего являются многочисленные труды по данной проблематике.2

Не меньший интерес во второй половине XIX века проявлялся по отношению к церковно-приходской благотворительности. Именно церковь постоянно внушала мысль о том, что надо помогать людям любыми доступными средствами. В то же время церковь сама постоянно показывала пример подобного отношения, особенно в трудные для страны времена. Поэтому не удивительно, что благотворительная деятельность русской православной церкви постоянно была в центре внимания отечественных исследователей.1

Среди дореволюционных исследований по истории отечественной благотворительности заслуживают внимания труды, посвященные истории российского предпринимательства, содержащие различные оценки благотворительной деятельности представителей деловых кругов. Анализ работ по названной тематике показал, что в них исследуется в основном деятельность меценатов Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых центральных городов России. Благотворительная деятельность забайкальских предпринимателей не являлась объектом специального исследования. Лишь в книге известного юриста, этнографа В.В. Птицына «Селенгинская Даурия» приведен ряд примеров забайкальской купеческой благотворительности.3 Краткие сведения о частных пожертвованиях купцов можно встретить на страницах газет («Иркутские губернские ведомости», «Иркутские епархиальные ведомости», «Забайкальские епархиальные ведомости» и др.).

В целом, оценивая степень изученности проблемы развития благотворительной деятельности в России в работах дореволюционных ученых и публицистов, следует отметить, что при обилии трудов по общероссийской тематике, научное освещение специфики региональных моделей развития социального призрения достаточно полного отражения в них не получили.

В советской историографии по идеологическим мотивам проблемы благотворительности перестали быть актуальными для историков. Основное внимание исследователей направлялось на изучение вопросов социального обеспечения и страхования социалистического типа. Однако следует признать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. сохранялся интерес к изучению истории купеческого меценатства, продолжались исследования культурно-просветительской деятельности купечества, его быта и облика.1 30-40-е гг. XX века являлись периодом длительного замалчивания истории российской благотворительности. Оно было прервано лишь в 1950 - 1960-х гг., когда вышли книги по истории благотворительности в купеческой среде.2

Однако решающие предпосылки к освобождению от всякого рода запретов и идеологических предубеждений в исследовании темы благотворительности сложились к концу 1980-х годов. В это время, после десятилетий забвения, были изданы и переизданы мемуары москвичей купеческого происхождения - П.А. Бурышкина, А.П. Зилоти, А.П. Боткиной, Ю.А. Бахрушина и других. Наибольшую известность из них получила книга П.А. Бурышкина, давшего яркие портретные зарисовки московских купеческих династий. Обращая внимание на негативное отношение «интеллигентских кругов» к купечеству, он, в противовес этому, подчеркивал, что широкая благотворительность, коллекционерство и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды, что не было ни одной культурной области, где бы представители московского купечества не внесли своего вклада.1

Изучению исторического опыта России в области благотворительности посвящены работы П.В. Власова, Л.В. Бадя, П.И. Нещеретнего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Е.П. Хорьковой и других.2 Основное внимание авторы уделили проблемам общественной и частной благотворительности, истории земств, характеристике и классификации основных этапов развития благотворительности в России. Главная ценность этих трудов состоит в попытке систематизировать и интерпретировать накопленный фактический материал на основе разных методологических подходов.

В отечественной литературе 1990-х годов появился ряд работ, посвященных исследованию историографии и источников по истории благотворительности и общественного призрения.

Изучением русской благотворительности занимались и зарубежные историки.4 Наиболее существенный вклад в разработку названных проблем внесла А. Линденмайер,5 уделившая главное внимание становлению и функционированию института общественного призрения. В работах Линденмайер рассматриваются политика царского правительства по отношению к самодеятельным объединениям (на примере частных благотворительных организаций), деятельность городских участковых попечительств о бедных в Москве, домов трудолюбия, участие в благотворительной деятельности женщин.

Следует отметить, что на исследовательском уровне отдельные направления общей проблемы генезиса и эволюции государственно-общественного призрения были отражены в трудах Покотиловой Т.Е., Чернецова Н.В., Кононовой Т.Б., Пашенцева Д.А., Миндлина Я.С. и Косаговской И.И., Нувахова Б.Ш. и Лавровой И.Г., Болотиной Т.Н., Горбуновой Е.Ю., Ивановой Е.В., Солянова Г.А., Пашенцевой СВ., Апариной И.И., Ульяновой Г.Н., Бобровникова В.Г., Римского СВ., Человенко Т.Г. и Кононовой Е.С.1 Авторы изучали основные этапы эволюции благотворительности и социального призрения в России, роль православной церкви, государства, общества и зарубежного опыта в этом процессе, мотивы и социальный состав благотворителей, влияние благотворительности на общественно-культурную жизнь страны.

Среди работ, посвященных истории развития благотворительности в рассматриваемом регионе, следует отметить «Краткую энциклопедию по истории купечества и коммерции Сибири» , где сосредоточены сведения о купеческих династиях и отдельных предпринимателях Сибири и купцах Забайкалья. Особое значение в этом ряду имеет монография Г.А. Бочановой, Л.М. Горюшкина, Г.А. Ноздрина, в которой представлены результаты анализа динамики и соотношения форм филантропии, её национальных и региональных особенностей.1

Определенную ценность для нашего исследования представляет работа АЛО. Бендриковой, в которой отражена эволюция благотворительной деятельности в Забайкалье во второй половине XIX в.2 В труде читинского историка В.И. Косых исследована благотворительность церкви в регионе.

Истории благотворительности в Забайкалье посвящены исследования М.А. Белокрыса4, В. Бараева5, О. Хавкина6. Эта проблема нашла отражение и в статьях известных забайкальских краеведов Г.П. и В.Г. Лобановых и А. Майнова, А.В. Дроботушенко, Н.Н Константиновой, Н.М. Рупосова, А. Зуева, Н. Дремова.9

Сведения по истории и культуре Западного (Бурятия) и Восточного (Читинская область) Забайкалья содержатся в многотомном труде «История Сибири»,10 «Очерке истории культуры Бурятии»,11 «Истории Забайкалья (с древнейших времен до 1917 гг.)»12, «Энциклопедии Забайкалья»13. В указанных работах проблема развития благотворительности в регионе не стала предметом специального рассмотрения, однако на основе представленных фактов можно сделать определенные выводы о социально экономических, политических, культурных предпосылках и условиях развития благотворительной деятельности в дореволюционном Забайкалье.

Проблемы региональной благотворительности нашли отражение в диссертационных исследованиях.1 Особый интерес представляет исследование Н.Д. Нагайцевой.2 В центре внимания автора находится история развития благотворительности в Забайкалье в период от начала реформ Александра I до конца XIX века. Работа Н.Д. Нагайцевой имеет определенную теоретическую значимость для нашей диссертации, поскольку вносит свой вклад в воссоздание истории развития благотворительности как социального явления на территории Забайкалья.

Таким образом, исследователями проделана значительная работа по изучению различных аспектов благотворительности в России, в том числе в Забайкалье. Однако тема данной диссертации в предложенном автором перечне исследовательских задач не являлась предметом специального рассмотрения историков. Вместе с тем, накопленный научный потенциал послужил основой для проведения данного исследования.

В качестве цели исследования избран комплексный анализ развития благотворительности в России в пореформенный период на примере Забайкальского региона.

Для достижения поставленной цели ставились следующие научные задачи:

- проанализировать причины и факторы интенсивного развития благотворительной деятельности в России в исследуемый период;

- рассмотреть социально-экономические и культурные условия, важнейшие направления и тенденции развития благотворительности в Забайкалье во второй половине XIX - начале XX вв., показать его специфику;

к - исследовать основные направления деятельности наиболее крупных забайкальских благотворителей и меценатов, внесших значительный вклад в развитие региона.

Источниковая база исследования. При написании диссертации был использован широкий спектр как опубликованных, так и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по исследуемой проблеме.

В первую группу вошли архивные материалы, среди которых центральное место заняли документы из Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Читинской области (ГАЧО), Национального архива республики Бурятия (НАРБ), Государственного архива Иркутской области (ГАИО). Основную часть архивных источников составили материалы делопроизводства государственных и частных учреждений, благотворительных организаций (различного рода отчеты, переписки, акты, сметы, ведомости приходов и « расходов пожертвований, журналы комитетов и т.д.). Комплексный анализ архивной документации позволил воссоздать как историю развития отдельных благотворительных учреждений, функционировавших в Забайкалье в исследуемый период, так и картину эволюции благотворительности в регионе в целом.

Вторую группу источников составили нормативно-правовые акты, включающие в себя законодательные акты, примерные уставы, правила и ( циркуляры, касающиеся устройства и функционирования учреждений общественного призрения, характеризующие основы организации г призрения в Российской Империи. Указанный круг источников позволяет выявить самые общие принципы организации общественного призрения в России и примерные правила деятельности отдельных благотворительных учреждений без учета региональной специфики.

Документами личного характера (мемуарная литература, письма) представлена третья группа источников, воссоздающих образы наиболее крупных российских, в том числе забайкальских, благотворителей и меценатов, основные мотивы и направления их деятельности.

В четвертую группу выделены материалы центральной и местной периодической печати, существенно расширившие источниковую базу исследования («Вопросы истории», «Вопросы экономики», «Отечественная история», «Социс», «Вестник благотворительности», «Сибирь», «Иркутские епархиальные ведомости», «Забайкальские областные ведомости», «Забайкальский рабочий», «Нерчинская звезда», «Эффект», «Ресурсы Забайкалья» и др.)

В целом, использование обширного круга исторических источников по теме позволило комплексно решить поставленные в диссертации цель и задачи.

Хронологические рамки диссертации охватывают пореформенный период развития с 1861 по 1914 гг. - период, отмечавшийся, с одной стороны, единой направленностью социально- 4 экономических процессов в русле модернизации России, с другой беспрецедентной по масштабам благотворительностью в различных регионах России, в том числе в Забайкалье, прерванной событиями первой мировой войны.

Территориальные рамки исследования определялись с учетом географического положения региона, включавшего Западное (территория современной Бурятии) и Восточное (территория современной Читинской • области) Забайкалье.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые в отечественной историографии на основе широкого круга архивных и опубликованных документов комплексно исследуется проблема развития благотворительности в одном из крупных регионов России - Забайкалье во второй половине XIX - начале XX веков.

Введение в научный оборот новых источников, применение системного подхода к изучению научной проблемы позволили рассмотреть социально-экономические и культурные условия, основные направления, особенности и тенденции развития благотворительности в Забайкальском крае.

В частности, в диссертации показано, что концентрация усилий регионального социума на решении социальных проблем в определенной мере компенсировала неспособность властных структур эффективно осуществлять политику в отношении различных социальных групп населения. Правительство рассматривало Забайкалье в качестве сырьевого придатка и места ссылки «людей неугодных», а потому не финансировало должным образом развитие в регионе учреждений здравоохранения, науки, образования и культуры. Только благодаря благотворительной деятельности местных обществ, братств, комитетов, попечительств, церквей, дацанов, а также частных лиц стало возможным создание в регионе общедоступных больниц, школ, училищ, мастерских, приютов, музеев, театров и библиотек.

В ходе исследования была проанализирована деятельность благотворительных организаций в Забайкалье, их цели, состав, источники финансирования. Аргументирован тезис о том, что исторический опыт создания и функционирования общественных благотворительных учреждений в значительной мере может быть востребован в процессе возрождения института благотворительности в современной России, в рамках реализации социальных региональных программ.

В процессе написания работы был сделан обоснованный вывод о том, что заметный след в сфере филантропии оставили представители региональной деловой элиты - особого социокультурного слоя, поликонфессионального и полинационального по составу, с собственными традициями и системой жизненных ценностей. В диссертации представлены описания наиболее ярких фигур в сфере благотворительности в крае.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования определяются постановкой и решением комплексной исследовательской задачи. Разработанные материалы, представленные в работе выводы и обобщения будут способствовать расширению проблематики истории благотворительности в России пореформенного периода. Они могут быть использованы в процессе подготовки к общим и специальным курсам, чтению лекций, проведению практических занятий со студентами вузов, техникумов, лицеев, гимназий, а также при разработке региональных учебных и методических пособий и курсов лекций по социальной истории и истории социальной работы.

Изучение регионального исторического опыта благотворительной деятельности позволят использовать его значимые элементы при организации системы социальной защиты населения, выработке общественных мер по стимулированию частных лиц и бизнеса к проявлению активного участия в оказании адресной социальной помощи населению.

Методологическую основу диссертации составляют научные принципы объективности и историзма, основанные на признании вариативности исторического процесса. Исследование базируется на принципах критической интерпретации источников, систематизации и сравнительного анализа данных.

Комплексный подход к исследованию научной проблемы обусловил необходимость применения методов системного анализа, компаративного, хронологического, методов классификации и оценок.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы нашли отражение в статьях, тезисах выступлений автора, опубликованных в сборниках научных трудов и научных журналах. Диссертант принимал участие в вузовских, международных научных конференциях, на которых выступал с докладами по проблемам развития благотворительности в регионе. О результатах научного исследования соискатель докладывал на кафедре социальной политики Читинского государственного университета.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Благотворительность в России: общая характеристика и этапы исторической эволюции

Благотворительность как общественное явление в России имеет многовековую историю и славные традиции. Милосердие и сострадание, неравнодушие к чужим бедам всегда были присущи характеру русского народа, поэтому широкое распространение идей безвозмездной помощи нуждавшимся было закономерным.

По мере развития общества отечественная благотворительность претерпевала существенные изменения: менялись цели, задачи, мотивы, субъекты благотворительности, ее главные направления. Менялась и государственная политика по отношению к ней. Поэтому не удивительно, что в разные периоды истории России подходы к определению сущности явления благотворительности были далеко неоднозначными. Еще В.О. Ключевский писал: «Благотворительность - вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают».1

Сам термин «благотворительность» появился в мировой культуре, и в частности в России, только в XVIII в. До его появления в Европе использовались производные от латинского «caritas» (любовь, милосердие) и древнегреческого «philanthropos», что буквально означает «человеколюбие». С усилением могущества и влияния церкви понятие «caritas» стало восприниматься как конфессиональная помощь. Однако в XVIII в. религиозные догмы перестали довлеть над миром, и философы стали пытаться построить новую мораль на основе рационализма. Аббат Бернаден де Сен-Пьер ввел в научный оборот слово «bienfaisance» с целью разведения конфессионального понятия «caritas», имевшее в Средние века чисто христианский смысл, и новое понимание филантропической деятельности, выходящее за пределы церковного представления о помощи. Понятие благотворительности в современном смысле слова есть прямой перевод историком Н.М. Карамзиным французского термина «bienfaisance», созданного Сен-Пьером.1

Под благотворительностью в дореволюционной России понимали «проявление сострадания к ближнему и нравственную обязанность имущего спешить на помощь неимущему».2 Такое определение, представленное в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, подчеркивает, что, в первую очередь, благотворителем движут эмоции и этические соображения, а во-вторых, бедный вправе ожидать помощи со стороны богатого. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания под редакцией С.Н. Южакова 1904 г. трактовал благотворительность как «систему основанных на чувстве дружелюбия действий, имеющих целью оказание помощи слабым членам общества, лишенным по той или иной причине, возможности собственными силами обеспечить себе минимум средств существования».3 Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Братьев А. и И. Гранат определяет благотворительность как самый элементарный, непосредственный и добровольный акт помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество.4

Основные факторы и тенденции интенсивного развития благотворительной деятельности в России на рубеже XIX - XX вв

Исследуемый период был временем наибольшего размаха благотворительной деятельности в России. Благотворительность превратилось в важное общественное движение.

Наивысший пик в развитии благотворительности в России пришелся на последнее десятилетие XIX - начало XX вв. Если в первом десятилетии XIX в. в России было всего 28 благотворительных учреждений, то в конце « XIX в. - 8988, а на первую половину девяностых годов приходилось - 636.1 В 1891-1899 годах было создано свыше половины (53%) всех благотворительных обществ, возникших в стране с 40-х годов XIX в. На каждые 100 тыс. населения приходилось 6 благотворительных учреждений. В 1898 г. благотворительной помощью воспользовались: в Санкт-Петербурге -107444, в Москве -105158, в остальной России - 952182 человек.1

Темпы интенсивного развития благотворительности и меценатства определялись действием ряда факторов экономического, социального, политического, религиозного, культурного характера. Краткое рассмотрение указанных факторов позволит показать беспрецедентное по масштабу распространение благотворительности в 1861-1914 гг.

Особенностью российской действительности до середины XIX в. было то, что вся благотворительная деятельность и социальное вспомоществование являлись прерогативой государства и церкви. Объяснялось это несколькими причинами: во-первых, централизацией власти и дальнейшим ужесточением системы крепостной зависимости, во-вторых, сложившимся к середине XIX в. сословным делением, фактически уничтожившим общественную деятельность как таковую. Российское общество начала XIX в., поделенное на сословия, представители которых мало общались между собой, жестко контролировалось властью, поэтому общество не способно было создать самостоятельные благотворительные движения. В-третьих, практически вся крупная торговля и промышленность контролировалась государством. В России еще не было достаточно сильного слоя зажиточных людей, способных финансово поддержать независимые благотворительные учреждения. Абсолютизация верховной власти привела к установлению чиновничьего контроля над деятельностью учреждений общественного призрения. Благотворительность также была поставлена под опеку государства и строго централизованных императорских государственно-общественных организаций.2

Социально-экономические и культурные условия формирования сферы благотворительности в Забайкальском крае

Эволюция благотворительности в Забайкалье происходила в основном под влиянием тех же факторов, обусловивших развитие филантропической деятельности в Российской империи. Однако здесь она имела свой путь развития, особенности которого были обусловлены спецификой региона, Забайкалье обладает рядом отличительных черт, выделяющих его в своеобразный регион по географическому положению, природно-климатическим условиям, социально-экономическому развитию и историческому прошлому.

Забайкалье расположено на юго-востоке Восточной Сибири. Простирается от озера Байкал на западе до границы с Китаем и Амурской областью на востоке, от Северо-Байкальского, Патомского и Олекмо-Чарского нагорий на севере до государственной границы России с Монголией и Китаем на юге. Западную часть территории современного Забайкалья занимает республика Бурятия, а восточную - Читинская область и Агинский бурятский автономный округ. Расположенность в центре Евразии, отдаленность от мирового океана, окружение крупнейшими горными сооружениями мира способствовали формированию сурового резко континентального климата с максимальными перепадами температур от -50 до+50, не имеющего аналогов на территории России.

Забайкалье отличается недостатком влаги, причем распределение ее по месяцам крайне неравномерно. Большая часть осадков выпадает во второй половине лета. В остальное время года осадки являются редким явлением. Зимы обычно бесснежные. Суровый климат, близость границы с Китаем и Монголией, протяженность и сложность путей сообщения сыграли главную роль в выборе хозяйственной и торгово-промышленной деятельности населения (промыслов, промышленности и торговли). Особенность климатических условий Забайкалья влияла на уклад жизни населения. Сельскохозяйственная деятельность приходилась на короткое лето (когда воспроизводство сельхозпродуктов проходило в сжатые сроки вегетации в условиях развития многолетней мерзлоты и очень короткого периода без заморозков), а торгово-промышленная - на зиму, когда замерзали водные артерии и превращались в дороги, действовала зимняя Верхнеудинская ярмарка, шла «растаможка» товаров в Кяхте и Сретенске. Тогда оживлялась жизнь городов и сел Забайкалья, проходили большие праздники и создавались условия для благотворительных акций.

В дореволюционный период административно-территориальное устройство Забайкалья формировалось под влиянием реформ графа М.М. Сперанского, направленного Александром І в Сибирь в качестве генерал-губернатора. По реформе 1822 г. на основании указа «О разделении сибирских губерний на Западное и Восточное управления» вместо существовавших двух губерний (1796 г.) Тобольской и Иркутской было образовано 2 генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское.1

Западно-Сибирское генерал-губернаторство с центром в Тобольске состояло из Тобольской, Томской губернии и Омской области; а Восточно-Сибирское, центром которого был Иркутск - из Иркутской, Енисейской губернии, Якутской области, Охотского, Камчатского приморского управлений и Троицкосавского пограничного управления. В Енисейскую губернию с центром в Красноярске вошли уезды, отделенные от Томской и Иркутской губерний.

Похожие диссертации на Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг.