Введение к работе
Актуальность темы. В современных условиях становятся особенно актуальными исследования, раскрывающие забытые страницы истории нашего духовного прошлого. Вопросы культуры, духовной жизни приобретают особую актуальность. «Приобщение молодежи к нашему духовному и культурному наследию является важной национальной задачей», — отметил В.В.Путин на торжестве, посвященном 200-летию музеев Московского Кремля.1
Каждый человек, родившийся и выросший в России, чаще всего не отдавая себе в том отчета, соприкасался с духовной и культурной традицией, сформированной под влиянием православия. Своим религиозно-нравственным авторитетом и своими идеалами Русская Православная Церковь (РПЦ) через монастыри, приходы и церкви оказывала огромное влияние на российское общество в целом.
В 1917 г. православными считались 72% населения страны. В Российской империи насчитывалось 67 епархий и 48000 приходов, в которых действовали 80792 храма, 1025 мужских и женских монастырей; высшую иерархию составляли 130 митрополитов, архиепископов и епископов. Церкви принадлежало около 35000 начальных школ и 34497 библиотек, церковные кадры готовили 185 епархиальных училищ, 57 семинарий и 4 духовные академии.2
Современные социологические исследования, проводимые Среднерусским консалтинговым центром, неизменно показывают, что Русская Православная Церковь — единственный социальный институт в нашей стране, авторитет которого среди россиян непрерывно растет.*
В условиях современной России важно понимать истинные отношения между государством и церковью, как они строились на местах, как политика государственных деятелей царской и советской России влияла на сферу религиозной жизни русского народа, в том числе и на судьбу уральских монастырей.
Формирующаяся сегодня российская государственность стоит перед необходимостью выработать свою новую модель отношений с религиозными организациями. Для этого необходимо полнее и объективнее изучить экономические, политические и социально-культурные аспекты исторического развития монастырей.
'Церковь и общество // Православная газета. 2006. №10 (379). СЗ. 2Филигшов 5. Православная Церковь и советская власть // История. 1996. № 18.
С.9.;
Сегодня. 1995. 8 апреля. С. 3; Будущее и молодежь России // Ридерз Дайджест. 2003. Январь-февраль. С.30.
Объект исследования — православные монастыри Екатеринбургской епархии, которые рассматриваются как религиозная организация Православной Церкви, имеющая устав — кодекс поведения, подчиняющаяся в административном отношении главе епархии — архиерею,*- и в - качестве комплекса богослужебных, жилых, хозяйственных построек, Принадлежащих общине монахов.5
Предметом исследования является административно-экономическая и социально-культурная деятельность монастырей на определенном этапе исторического развития (1861-1935 гг.).
Хронологические рамки исследования охватывают 1861 — 1935 гг.
Дата 1861 г. связана с отменой крепостного права в Российской империи. Поскольку монашествующие со второй половины XIX е. были, в основном, выходцы из крестьянского сословия, то проведение этой реформы повлияло на дальнейший рост монастырей.
В 1935 г. перестает действовать последняя монастырская община Сирбишинского Введенского женского монастыря на территории Восточного Урала. До этого были ликвидированы самые крупные и влиятельные православные организации Екатеринбургской епархии, находившиеся в Верхотурье при Николаевском мужском (в 1929 г.) и Покровском женском (в 1932 г.) монастырях, и в Екатеринбурге при Ново-Тихвинском женском монастыре (в 1930 г.).6
Территориальные рамки исследования определяются границами Екатеринбургской епархии, состоящей из пяти уездов Пермской губернии: Екатеринбургского, Ирбитского, Верхотурского, Камышловского и Шад-рикского.
В конце 1923 г. с проведением районирования епархиальные границы несколько изменились. На территории бывшей Екатеринбургской губернии теперь располагались 4 округа: Свердловский (бывшие Екатеринбургский и Верхотурский уезды), Ирбитско-Туринский (Ир-битский и Туринский уезды), Нижнетагильский (Нижнетагильский и часть Тюменского уездов), Шадринский (Шадринский и Камышловс-кий уезды). Вышеназванные четыре округа образовали Свердловскую епархию.
Степень изученности проблемы. Приступая к анализу историографии, следует учитывать, что исследования базируются на принципиально разных методологических подходах. Поэтому наиболее логичным представляется разделение историографии по изучаемой пробле-
'Исключением были ставропигиальные монастыри, подчиняющиеся главе РПЦ — патриарху, рассмотрение которых не входило в задачу данного исследования. 'Покровский Д.Л. Словарь церковных терминов. М., 1995. С 65. ГАСО. Ф.р-102. Оп.1. Д.320, 335, 510.
ме на три периода, каждый из которых имеет свои качественные особенности: досоветский (дореволюционный), советский, постсоветский.
Для дореволюционного периода в основном характерны работы общеописательного плана, посвященные российским монастырям как историко-культурным достопримечательностям и местам религиозного поклонения.7 Изучением истории монашества обстоятельно занимались И.М. Покровский, М. Кудрявцев, Е.Е. Голубинский.'
В работах И. Шестакова, Л. Денисова дается краткое описание всех православных монастырей Российской империи, упоминается год, место возникновения обители, количество монахов и послушников, храмов и принадлежащей им земли. У этих авторов впервые описана как отдельно существующая от Пермской епархии Екатеринбургская и Ирбйт-ская епархия в Пермской губернии, однако у них допущены неточности относительно количественного и качественного состава монастырей Урала.
Религиозные организации с позиций русского законодательства XVIII — XIX вв., в свете церковно-гражданских постановлений рассматривали в своих работах В.Ивановский, А.И.Проволович, И.Л.Чижевский, И.Касаткин.* Историей монастырей в связи с местонахождением и топографией святых обителей занимался В.В. Звери некий.10 О порядке приобретения земельных владений церквами и монастырями, об использовании их земельной собственно-
'Шестаков И. Древние монастыри Пермского края. СПб., 1912; Он же. Начало Екатеринбургской епархии с портретами архиепископа Неофита, епископа Нафаила и протиерея С. Луканина. СПб., 1914; Денисов Л. Православные монастыри Российской империи. М., 1908; Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1909; Тихомиров Е. Русский паломник. Святые места, чтимые православным русским народом. М., 1886.
"Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-мсторического и географического исследования. Казань, 1913; Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преподобного Сергия Радонежского. М., 1881. 4.1-2; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М-, 1903.
'Ивановский В. Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей (опыт историко-канонического исследования). Харьков, 1905; Проволович А.И. Сборник законов о монашествующем духовенстве. М., 1897; Чижевский И.Л. Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях. Харьков, 1898; Касаткин И. Сборник законоположений о порядке приобретения церквями, монастырями и учреждениями Духовного ведомства недвижимых имуществ и о мерах к охране церковных земель. Нижний Новгород, 1904.
"Зверинский В.В. Материал для нсторико-топографнческого исследования о православных монастырях Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1892. Вып. t - III; Он же. Монастыри в Российской империи // Статистический временник Российской империи. СПб., 1887. Сер. 3. Вып. 18.
сти и другого недвижимого имущества Русской Православной Церкви писали И.АЛюбинецкий, В.Кильчевский, И.Касаткин, И.Д.Кузнецов."
Политика государства в отношении монашества и духовной школы стала предметом исследований Б.В.Титлинова, А.А.Папкова, А.И.Розанова.12 В своих работах они критиковали упадок религиозной общины в обществе, писали о кризисе Русской Православной Церкви конца XIX в. и о путях возрождения авторитета православия.
Каким было общественное значение монастырей, как боролись с сектантством в монастырских обителях, как использовали монашеский быт для исправительных мер описывали в своих работах И.Д. Кузнецов, А.С. Пругавин, П. Колыбалов.13
Что же касается работ по истории монастырей Восточного Урала, то в поле зрения церковных историков находились крупные и влиятельные обители, ставшие местами массового паломничества. В этом плане больше других повезло Верхотурскому Николаевскому и Далматовско-му Успенскому монастырям.
Дореволюционная жизнедеятельность уральских обителей, которой посвящены работы В.Баранова, Г.Плотникова, А. Кривощекова, А.Павловского, В.Иконникова, А.Антонова, С.Павловского,,4 рассматривалась только с точки зрения популяризации их как мест религиозного поклонения и историко-культурных центров православия на Урале. Издания этих авторов, появившиеся в конце XIX — начале XX вв.,
"Любинецкий И.А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. 4.1 - 4; Кильчееский В. Богатства и доходы духовенства. СПб., 1908; Касаткин И. Сборник законоположений о порядке приобретения церквями, монастырями и учреждениями Духовного ведомства недвижимых имуществ и о мерах к охране церковных земель. Нижний Новгород, 1904; Кузнецов И.Д. К вопросу о церковном недвижимом имуществе и отношении государства к церковным недвижимым владениям в России // Благая весть. 1907. № 5.
"Титлинов Б.В. Духовная школа в России а XIX столетни. Вильна, 1908; Папков А.А. Упадок православного прихода (XVIII - XIX вв.). Историческая справка. М., 1899; Розанов А.И. Записки сельского священника. Быт и нужды православного духовенства. СПб., 1882.
v "Кузнецов И.Д. Общественное значение монастырей. СПб., 1908; Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанством. М., 1905; Колыбалов П. Руководство для производства дознаний и следствий по делам о проступках священно - церковнослужителей. Екатеринбург, 1914.
"Баранов B.C. Летопись Верхотурского Николаевского мужского общежительного монастыря Екатеринбургской епархии. Нижний Новгород, 1910; Он же, Свято-Троицкий собор в городе Верхотурье Пермской губернии (к 200-летию со времени освящения собора). Нижний Новгород, 1909; Он же. Кыртомский Крестовоэдви-женский общежительный мужской монастырь Екатеринбургской елархии Пермской губернии. Пермь, 1907; Он же. Новый Крестовоздвиженскнй собор и торжества освящения главного престола ... Верхотурье, б/г; Плотников Г. Описание мужского Далматовского Успенского монастыря. Екатеринбург, 1906; Кривощеков А. Далма-товский монастырь как оплот русского владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности // Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа; 1914.
носили характер обзорных описаний уральских обителей и их достопримечательностей, лишь упоминая наиболее колоритные фигуры настоятелей и некоторые факты их биографий. Их ценность в том, что это — первые исследования, авторы которых подняли вопрос о необходимости исторического изучения монастырей Екатеринбургской епархии, выявили наиболее важные события исторического прошлого этих обителей.
В советской историографии на протяжении 1920-1930—х гг. постепенно складывалась атеистическая трактовка истории взаимоотношений церкви и государства, где церкви отводилась роль идеологического противника. В работах В.К. Ансвенсула, Д.В. Дягилева, Н.А. Ко-робейникова, С Тубанова15 дается материал, который разоблачал антинародную деятельность служителей культа и раскрывал "истинные" классовые цели духовенства.
В период революционных событий, происходивших в стране, наиболее актуальными стали вопросы использования земли для нужд простого народа. А так как Русская Православная Церковь, в том числе и монастыри, до революции обладали крупной земельной собственностью и проводили в обществе политику царского правительства, то со сменой власти церкви и монастыри стали "рассадниками контрреволюции". Наиболее ярко такая непримиримая позиция прослеживается в работах Б.П. Кандидова, Н. Буркина, Р.Ю. Плаксина, В.Ф.Зыбковец.1в
N* 6, 7; Павловский А.А. Далматовский Успенский монастырь // Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи. Нижний Новгород, 1907; Иконников В. Историческое описание Екатеринбургского Ново-Тихвинского первоклассного девичьего Монастыря. СПб., 1875; Антоно-в А, Ко дню празднования 100-летия Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1910; Павловский С. Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь в Каслинском заводе Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1904; Он же. Нижне-Тагильский Скорбя-щенский женский монастырь Екатеринбургской епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. Ns 10. С. 305 - 310; Он же. Святой праведный Симеон Верхотурский чудотворец, его жизнь и чудеса с 1896 г. по настоящее время (к 200-летию перенесения мощен) // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1904. На 17. С. 423 - 461.
"Ансвенсул В.К. Церковь и гражданская война на Урале. Свердловск, 1937; Дягилев Д.В. Церковники и сектанты на службе контрреволюции. Челябинск, 1939; Коробейников НА. Урало-Кузбасс против рясофорных мракобесов. Свердловек,1932; Тубанов С. Церковь на службе колчаковщины // Уральский рабочий. 1939. 30 июня.
"Кандидов Б.П. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М., 1929; Буркин Н. Монастыри в России, их эксплуататорская и контрреволюционная роль. М., 1931; Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции в 1917-1923 гг. М.,, 1966; Он же. Церковная контрреволюция 1917-1923 гг. и борьба с ней. Автореф. канд. ист. наук. Л., 1968; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975.
Уральский регион активно боролся против "реакционной деятельности церкви и духовенства", что наглядно прослеживается в работах И.В. Щепкина, Е. Ухалова, X. ЮгансонаИ7
В дальнейшем советские историки 1960-1980—х гг. неоднократно поднимали проблему взаимоотношений церкви и государства, разрешая ее через противостояние, борьбу КПСС, партийных организаций, населения страны с религией и влиянием церкви и монастырей на общество.18
Несколько по-иному, ломая стереотипы "партийного подхода", более детально анализировали церковно-государственные отношения и поэтому более объективно рассматривали эти вопросы в постсоветской историографии.
Материалы о притеснениях служителей культа в годы установления советской власти стали теперь доступны как светским, так и церковным историкам."
На рубеже ХХ-ХХІ вв. Московской патриархией были изданы сборники работ,20 в которых дается краткая историческая справка об известных монастырях, существовавших до революции и действующих в современные дни. Аналогичным стал справочник и по Екатеринбугской епархии, в нем даны биографические сведения о некоторых духовных лицах, данные об административных зданиях Екатеринбургской епар-
"Щепкин И.В. Как организовать работу в ячейке Союза воинствующих безбожников, Свердловск, 1929; Он же. Почему передовые рабочие и крестьяне борются с религией. Свердловск, 1930; Он же и Ижболдин И.А. Без бога. Свердловск, 1930; Ухалов Е. Беседы о поповском и комсомольском рождестве. Тюмень, 1924; Юган-сон X. По залам антирелигиозного музея // Уральский рабочий. 1939. 10 июня.
"Руткевич М.Н. Религия и её реакционная роль в жизни общества. Свердловск, 1954; Круглова Т\А. Деятельность комсомола Урала по атеистическому воспитанию молодежи (1923-1927 гг.). Пермь, 1967; Романенко Б.П. Становление свободомыслия и атеизма уральского пролетариата дореволюционной России (1861-1917 гг.). Л., 1971; Музафарова Н.И. Изъятие церковных ценностей на Урале в 1922 г. для помощи голодающим // Сборник аспирантских работ Свердловского юридического института. Вып. 13. Свердловск, 1971. С.75-79; Она же. Уральские партийные организации в борьбе против реакционной деятельности церкви и духовенства (1917-1925 гг.) // Партийные организации Урала в борьбе за упрочение завоеваний Октябрьской революции. Свердловск, 1979; Она же. Партийное руководство атеистическим воспитанием трудящихся на Урале в годы социалистического строительства (1917-1937 гг.). Иркутск, 1987; Нечаев М.Г. Борьба с церковной контрреволюцией на Урале 1917-1919 гг. (историография вопроса) // Историография гражданской войны на Урале. Челябинск, 1985. С. 80-82; Он же. Антирелигиозная пропаганда на Урале в период Октябрьской революции и гражданской войны (1917-1919 гг.) // Новое мышление и актуальные проблемы гуманитарного знания. Пермь, 1987. С.21-22; Он же. Борьба за претворение в жизнь ленинского Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви на Урале // Великий Октябрь и местные партийные организации. Пермь, 1987. С. 84-86; Он же. Контрреволюционная деятельность церкви в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны на Урале (1917-1919 гг.). Автореферат канд. ист. наук. Свердловск, 1988.
хии, небольшая информация о храмах, монастырях и их достопримечательностях,21
В последние годы выходит множество публикаций, касающихся как положения РПЦ в советское время, так и истории церквей и некоторых монастырей Екатеринбургской епархии.22 В этих работах объективно рассмотрены вопросы гонений на верующих, причины изъятия церковных ценностей, проходивших по стране, и превращения церкви в одного из участников контрреволюционной борьбы.
Все это говорит о том, что проблемы изучения взаимодействия монастырей, русской православной церкви и государства даже на местном уровне на сегодняшний момент приобрели большую актуальность, в связи с современным положением церкви, которая переживает период нового возрождения.
Характеристика источников. Источниковая база исследования широка и сформирована из нескольких групп источников:
1. Законодательные материалы:
-
центральных светских и духовных властей дореволюционного периода;
-
указы консистории и духовных правлений;
-
нормативные акты советского государства;
"Черные дни русского православия: Документы и материалы притеснения служителей культа и религиозных объединений Тюменского края в годы Советской власти, 1917-1965. Тюмень, 1992; Польский М. Новые мученики российские. Сведения о мучениках и исповедниках Русской Церкви, биографические данные о епископах и документы о внутрицерковной борьбе после 1927 г. Джорданвилль, 1949-57. Т. 1-2; За Христа пострадавшие. Гонения на русскую православную церковь, 1917-1956. М., 1997.
^Православные обители России. Путеводитель. М., 199S; Русская православная церковь. Монастыри. Энциклопедический справочник. М., 2000. С. 385 - 412; Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. М., 2001.
"Лавринов В. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001.
мКривова Н.А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997; Козлов В.Ф. Трагедия монастырей. Год 1929 // Московский журнал. 1991. №1; Он же. Судьбы мощей русских святых // Отечество. М., 1991. Вып. 2. С. 136-159; Он же. Монастыри в России в первые годы после революции // Журнал Московской Патриархии. 1993. Na4; Костогривов П.И. Большевики и церковь на Урале в 1917-1918 гг. // История церкви: Изучение и преподавание. Екатеринбург, 1999. С. 270-271; Нечаева М.Ю. Верхотурские монастыри в XX веке // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято — Тихоновского Богословского института. М., 1999. С. 332-349; Манькова И.Л. Храм в сердце и памяти. Очерки истории 'Екатеринбургского Екатерининского собора. Екатеринбург, 2000; Пашков А.А. Свято-Успенский Далма-товский мужской монастырь. Шадринск, 2000; Тихон, игумен {Затеки н). Свято-По-кровский Верхотурский женский монастырь. Екатеринбург, 1998; Тихон и Пантелеймон. Судьба архимандрита: рассказ о судьбе последнего настоятеля. Екатеринбург, б/г; Нечаев MX. Уральские проекты церковных реформ в годы первой русской
4) циркуляры, распоряжения, постановления, относящиеся к "церковной политике" советского государства, как в центре, так и на местах.
Законодательные акты центральных органов управления опубликованы в "Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания".23 К этой же подгруппе относятся распоряжения духовных властей, а именно канцелярии архиепископа Московского и всея Руси с 1885 по 1910 гг. (РГАДА. Ф.1475.).
Документы второй подгруппы позволяют проследить, как распоряжения центральных светских и духовных властей исполнялись на местах — в монастырях, церквах и приходах, передаваемые через консисторию и духовные правления Екатеринбургской епархии. Это — архив Екатеринбургской духовной консистории (ГАСО. Ф.6.), архив Пермской духовной консистории (ГАПО. Ф.63.), отчасти архив Пермского архиерейского дома (ГАПО. Ф.198.), а также канцелярии Синода (РГИА. Ф.799.).
Третьей подгруппой источников являются постановления Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК). Они касаются вопросов религии и церкви в советском государстве с 1917 г. Советское законодательство о религиозных культах представлено в "Собрании узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР", а также в сборнике "Церковь и государство по законодательству РСФСР" под редакцией П.В. Гидулянова."
Четвертая подгруппа документов, относящаяся к "церковной политике" советского государства, представлена большим количеством источников, которые совсем недавно еще были закрытыми, считались засекреченными. Сюда относится фонд агитационно-пропагандистского отдела ЦК партии (РЦХИДНИ. Ф.17.), содержащий все протоколы засе-
революции // История православия на Урале. Материалы... Екатеринбург, 2005. С.230-235; Нечаева М.Ю. Основательницы Нижне-Тагильского Скорбященского монастыря // Каменный пояс на пороге III тысячелетия. Материалы... Екатеринбург, 1997. С. 162-168; Она же. Грамотность монашества Екатеринбургской епархии в начале XX века // Урал в прошлом н настоящем. Материалы... Екатеринбург, 1998. Ч. I. С.304-310; Она же. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII е. Екатеринбург, 1998; Она же. Уральские монастыри // Очерки истории Урала. Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1998. Вып.З. С. 79-101; Она же. Верхотурскнй Покровский монастырь в начале XX века // История православия на Урале. Материалы... Екатеринбург, 2005. С.235-245.
гзПолное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1879-1912. Серия 1-2; Полный свод законов Российской империи. СПб., 1911. Кн.2. Т.9; Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т.1.
"Церковь и государство по законодательству РСФСР. Под ред. П.В. Гидуляно-ва. М., 1923-1928.
даний антирелигиозной комиссии при ЦК; протоколы самого агитационно-пропагандистского отдела; материалы пленумов ЦК, относящиеся к церковным вопросам.
Несомненный интерес для изучения проблемы государственно-церковных отношений, "церковной политики" советского государства, осуществляемой на местах имеют материалы, циркуляры, отчеты Екатеринбургского губернского комитета (Губкома) РКП(б) (ЦД00СО. Ф.76.), Уральского бюро ЦК РКП(б) (ЦДООСО. Ф.1494; ГАСО. Ф.р-511.). Эти документы помогли выяснить сущность политики правительства в вопросах религии на Урале; роль местных органов власти в процессе гонения на верующих, многочисленных репрессий против духовенства, осквернения православных святынь, закрытия монастырей. Они дали возможность получить более конкретное представление о положении религиозных организаций, методах и средствах проводимой антирелигиозной агитации и пропаганды против духовенства, деятельности организаций и ячеек СВБ (Союза воинствующих безбожников) на Урале.
2. Делопроизводственные материалы:
а) деловая переписка между представителями консистории Пермс
кой и Екатеринбургской епархии, рапорты благочинных;
б) переписка центральных учреждений между собой и местными
органами власти по вопросам развития антирелигиозной пропаганды и
агитации в советском государстве.
Материалы этого круга источников имеют большое значение для изучения действия законов на местах, а именно в Екатеринбургской епархии. Они помогают восстановить сложности, противоречия, которые возникали в процессе реализации политики как царского, так и советского правительств.
Первая подгруппа источников — деловая переписка между представителями консистории Пермской и Екатеринбургской епархии, рапорты благочинных. Достаточно полно они представлены в фондах Екатеринбургской духовной консистории (ГАСО. Ф.6.), второго благочинного округа Камышловского уезда Екатеринбургской епархии (ГАСО. Ф.251.), в переписке настоятеля Верхотурского Николаевского мужского монастыря с настоятелями и настоятельницами других уральских обителей (ГАСО. Ф.603., Ф.р-2788.), документами Далматовского Успенского мужского монастыря (ГАШ. Ф.224).
Без детального рассмотрения архивных материалов ГАСО и ГАШ невозможно воссоздать детальную картину жизнедеятельности монастырей Урала, оценить объективно их роль в культурной жизни края в исследуемый период времени (с 1861 по 1935 гг.).
Вторая подгруппа — это переписка центральных учреждений между собой и местными органами власти по вопросу развития антирелигиозной пропаганды и агитации. Документы представлены в фондах агитационно-пропагандистского отдела ЦК партии (РЦХИДНИ. Ф.17.) и Уральского бюро ЦК РКП(б) (ЦДООСО. Ф.14Э4.; ГАСО. Ф.р-102.). Интересным является дело о закрытии Далматовского музея-монастыря, которое обсуждалось с музейным отделом Главнауки в 1928-1929 гг. (ГАШ. Ф.р-683.).
3. Статистические материалы.
Материалы дореволюционного времени выявлены в основном из ведомостей крупных и влиятельных монастырей Урала: Далматовского мужского (ГАШ. Ф.224.) и Верхотурского Николаевского мужского монастырей (ГАСО. Ф.603.), которые в отношении других обителей долгое время выступали в качестве благочинных. По этим ведомостям можно судить о социальном составе монастырей, об уровне образования и профессиональной подготовке духовенства до революции 1917 г., там имеются важные сведения о духовных школах, по учету монашествующих и лиц, находящихся под епитимией, по описанию имущества православных обителей.
Важные статистические данные о религиозных организациях после революции 1917 г. имеются в фонде комиссии по вопросам культов при президиуме ВЦИК (ГАРФ. Ф.5263.).
4. Судебно-следственные дела. /
К делам досоветского времени относятся решения консистории в отношении некоторых монашествующих, не соблюдавших правил монастырского устава и общежития (ГАСО. Ф.б.)
Судебно-следственные дела советского времени, когда особенно жестко регламентировалась деятельность религиозных организаций, представлены актами «по антисоветской деятельности» духовенства Урала (ГААОСО. Ф.р-1. Оп.2.). Такие архивно-следственные дела часто составлялись для отчетности органами ОГПУ-НКВД, которые очень активно претворяли в жизнь идеологические установки Политбюро ЦК ВКП(б).
5. Периодическая печать: а) церковная, религиозная; б) атеистическая.
Материалы церковной периодической печати середины XIX — начала XX вв. представлены Екатеринбургскими и Пермскими епархиальными ведомостями, изданиями Верхотурского Николаевского мужского монастыря, журналами "Русский инок", "Русский паломник", "Странник". Современная религиозная периодическая печать — это "Журнал Московской Патриархии", "Православная газета", "Верхотурская старина", "Монастырский благовест".
Атеистическая периодическая печать появилась в 1920-1930-е гг., когда разгорелась острая борьба государства с религией. В центральных и местных газетах печатались директивы партии большевиков. Наиболее яркие примеры тому: "Известия ЦК РКП(б)", "Известия Екатеринбургского губкома РКП(б)"» "Уральский рабочий", "Правда", "Трудовой набат", "Звезда"; журналы "Безбожник* и "Антирелигиозник". Эта группа источников не обладает высокими информативными качествами, т.к. в них, в основном, проводилась агитация против духовенства и религии.
Таким образом, в нашем распоряжении широкий спектр разнообразных источников, дающий возможность решить поставленные задачи.
Методологическая основа работы. Выдвижение междисциплинарного подхода, применение концепций и методов целого спектра общественных наук — истории, социологии, политологии, философии помогли наиболее полно охарактеризовать феномен возникновения, становления и развития монастырей. При этом диалектическое понимание исторического процесса, позволяющее рассматривать объект в развитии и взаимосвязи, использование основополагающих принципов исторического исследования — историзма, объективности ведет к достижению наиболее достоверных результатов и выводов.
Специфика конкретно-исторического исследования развития монастырей влечет за собой необходимость совмещения методов исторической, философской, политической и социологической наук. В работе использовались такие методы, как структурно-функциональный, проблемно-хронологический, биографический; методы исторического описания и конкретного анализа. Их совокупность дает возможность изучать явления и факты с учетом той исторической обстановки, в которой они возникали и существовали на различных этапах развития.
Целью настоящей работы является анализ административно-экономических и социально-культурных аспектов исторического развития монастырей Екатеринбургской епархии с 1861 по 1935 гг.
В соответствии с целью в диссертации решаются следующие задачи:
изучить становление и развитие монастырей Екатеринбургской епархии с середины XIX до начала XX вв.;
выявить социальный состав и уровень образования монашества;
проанализировать хозяйственную деятельность монастырей Восточного Урала с 1861 по 1917 гг.;
показать роль монастырей в социально-культурной жизни Уральского края на рубеже XIX - XX вв.;
изучить реализацию политики советского государства в отношении монастырей на Урале;
исследовать социальные аспекты функционирования уральских монастырей и монашеских общин до их ликвидации в 1935 г.
Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в том, что она представляет собой первое в уральской историографии исследование роли монастырей Урала в социально-экономическом и культурном развитии края с 1861 по 1935 гг.
В работе исследованы этапы организационного становления обителей, процесс преобразования из штатных в общежительные монастыри. Диссертантом выявлены тенденции изменения источников пополнения, численности монашествующих, установлены критерии принятия в монастырь.
В исследовании обозначены особенности экономического, политического и социально-культурного развития монастырей Екатеринбургской епархии с середины XIX по первую треть XX вв., описана роль местных органов власти и аппарата НКВД в управлении церковными делами, регламентирующих деятельность религиозных организаций — монашеских общин на Урале в период 1917 — 1935 гг.
Научно-практическая значимость состоит в том, что это исследование может быть использовано для создания обобщающих работ по истории РПЦ. Основные результаты диссертации могут быть использованы в общих курсах по истории Отечества и по истории Урала, при разработке учебных пособий по краеведению, для подготовки факультативов и элективных курсов по указанным дисциплинам.
Апробация работы. Результаты исследования излагаются в 13 публикациях общим объемом более 4 печ. л. Основные положения и результаты исследования обсуждались на региональных научных конференциях: «Двенадцатые Бирюковские чтения» (Челябинск, 1996), «Каменный пояс накануне 111 тысячелетия» (Екатеринбург, 1997), «Пермский край: прошлое и настоящее» (Пермь, 1997), «Тобольский исторический сборник» Вып. II, III. (Тобольск, 1997; 1998), «Урал в прошлом и настоящем» (Екатеринбург, 1998), «Культурное наследие российской провинции: история и современность» (Екатеринбург, 1998), «История церкви: изучение и преподавание» (Екатеринбург, 1999), «Екатеринбург: от завода-крепости к евразийской столице» (Екатеринбург, 2002).
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.