Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историография и источники 17-47
1.1. Историография проблемы 17-35
1.2. Источники исследования 36 -47
Глава 2. Взаимоотношение Церкви с обществом и властью 48 - 147
2.1. Государственно-правовое регулирование деятельности Церкви 48 - 70
2.2. Церковь как социальный и духовный институт общества 71 - 94
2.3. Роль Церкви в жизни дворян и крестьян 95-115
2.4. Церковь и светская власть 116- 147
Глава 3. Социально-психологическая характеристика священно служителей Русской Православной Церкви 148 -209
3.1. Белое и черное духовенство 148 - 170
3.2. Система духовного образования 171 - 196
3.3. Семейные основы жизни священнослужителей 197 - 209
Глава 4. Социально-экономическое положение Русской Православной Церкви 210-249
4.1. Церковное землевладение и землепользование 210 - 231
4.2. Материально—финансовое положение Церкви 232 - 249
Глава 5. Церковь в системе государственной идеологии 250-336
5.1. Церковные благотворительные общества и заведения 250 - 275
5.2. Общины сестер милосердия и Православная Церковь 276 - 293
5.3. Миссионерская деятельность Церкви 294 - 316
5.4. Народная традиция православного паломничества в сфере отношений Церкви и государства 317-336
Заключение 337 - 351
Список источников и литературы
- Источники исследования
- Церковь как социальный и духовный институт общества
- Система духовного образования
- Материально—финансовое положение Церкви
Введение к работе
Актуальность исследования В современной России ставится вопрос о возрождении духовности населения, что повышает интерес к изучению истории Церкви.
В дореволюционный период Православная Церковь в Российской Империи оказывала существенное воздействие на становление национальной культуры и государственности. Активно сотрудничая с государством, Православная Церковь накопила большой опыт в области просвещения, миссионерства, благотворительности, данный опыт в Российском государстве может быть использован для решения важнейших задач по нравственному воспитанию молодёжи, которая внесёт свой вклад в будущее России.
Святейший Патриарх Кирилл отметил, что сегодня Россия постепенно встает на путь возрождения, и ей необходимо преодолеть негативные тенденции, оставленные ей XX веком. Это нетерпимость, враждебность, унижение человеческого достоинства, посредственное отношение к духовным и нравственным основам жизни, разные проявления терроризма. В связи с этими возникшими проблемами в жизни страны, российскому обществу и школе, а также высшим учебным заведениям, необходимо знакомство с историей православной культуры.
Благодаря реформированию нашего общества Православная Церковь получила возможность вести социальную и проповедническую деятельность, что помогло ограничить дискриминацию по отношению к мирянам и священнослужителям, возвратить ранее изъятые культовые сооружения и церковные ценности. В настоящее время Церковь воспринимается многими как национально-идеологическая опора для приобретения людьми и обществом жизненных и моральных ориентиров.
Данная тема исследования подразумевает взаимосвязанное изучение истории отношений государства и Церкви. Исследование актуально, потому что позволяет более целостно и комплексно раскрыть взаимодействие местных и центральных властей на церковном и государственном уровнях.
Интерпретировать и разрабатывать новую политику государства по отношению к Церкви нужно не только на основе общих научных знаний. Поэтому большую ценность приобретает постижение опыта развития Церкви в XIX – начале XX вв., раскрытие причин её кризиса и стабилизирующей роли в обществе. Полученные сведения на основе их синтеза и обобщения помогают сформулировать новую теорию государственно-церковных отношений, определить место церкви в современной России.
Особое значение имеет региональный характер исследуемой темы, позволяющий понять общее и особенное во взаимоотношениях Церкви и государства.
Объект исследования – история Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений в XIX – начале XX вв.
Предмет исследования – основные направления, формы деятельности и функционирования епархий Русской Православной Церкви Центрального Черноземья в системе государственных отношений в XIX – начале XX вв.
Целью исследования является изучение истории деятельности Православной Церкви в системе государственных отношений на территории Центрально-Чернозёмных губерний в XIX – начале XX вв.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решается ряд конкретных задач:
– определить положение Русской Православной Церкви в системе Российского государства и общества;
– проанализировать социально-экономическое положение Церкви;
– изучить роль и место Русской Православной Церкви в сфере государственного законодательства Российской империи;
– сравнить количественный и качественный состав приходского духовенства епархий Центрального Черноземья с общероссийскими масштабами;
– дать анализ развитию системы православного духовного образования;
– раскрыть отношение духовных лиц к своим обязанностям, рассмотреть их деятельность в миссионерской и социальной политике;
– обобщить значимость социального служения общин сестер милосердия;
– выявить значение паломнической традиции Русской Православной Церкви.
Территориальные рамки данной работы включают четыре губернии Центрального Черноземья: Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую. Они были близки по географическому положению, у них были общие исторические корни. Территория Центрально-Чернозёмных губерний в России занимала 4,7 %, а население – 12,9 %. По численности населения в Европейской России Курская губерния находилась на третьем месте, Орловская – на девятом месте, Воронежская – на двенадцатом месте, Тамбовская – на тринадцатом месте. В XIX – начале XX вв. территория, на которых располагались епархии Православной Церкви, имела главным образом аграрный характер экономики.
Центрально-Чернозёмные губернии являлись однородными по этнокультурному составу с доминирующим православным населением.
Губернии Центрального Черноземья оказались подходящим регионом, в котором возможно также показать историю развития старообрядческих общин и деятельность миссионерских Братств, которые вели борьбу с расколом и сектантством.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1801 года по 1917 год. Нижняя хронологическая грань определяется началом XIX века, это связано с тем, что в этот период благодаря указам Александра I изменилось положение духовенства, которое окончательно превратилось в одно из привилегированных сословий императорской России: в частности священники освобождались от подушной подати и земской повинности. В начале XIX века были смягчены меры относительно земельных владений церкви как института. Указ 1805 года позволил церквям и монастырям приобретать ненаселенные земли на условиях особого разрешения. Все это привело к тому, что церкви и монастыри превратились в крупных земельных собственников. Кроме того, в начале XIX века светская власть уделяла серьезное внимание проблеме духовного образования. Была проведена реформа духовных учебных заведений, обусловленная невысоким уровнем преподавания в них, а также необходимостью в грамотных священнических кадрах. Было значительно увеличено количество духовных учебных заведений и число учеников в них (в 2 раза и более), улучшилось материальное содержание духовных учебных заведений. Произошли существенные изменения в епархиальном управлении. Был принят Устав духовных консисторий, который окончательно разграничил сферы компетенций светских и духовных судов при разных видах правонарушений.
Верхняя хронологическая грань исследования определяется 1917 годом, когда прекратила существовать Российская империя. В связи с приходом большевиков к власти были определены новые принципы развития государства, одним из которых был принцип отделения церкви от государства. Произошло изменение статуса Православной Церкви.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой исследования по вопросу взаимодействия Церкви и светской власти в Центрально-Чернозёмных губерниях в XIX – начале XX вв. послужили подходы и методы, которые раскрывают специфику православной веры как самобытного явления в отечественной истории, поскольку Православная Церковь стояла у самых истоков формирования Российского государства, так как Россия, как независимая и особая нация, возникла, приняв христианство.
На основе исчерпывающего анализа и различных точек зрения на опубликованные и неопубликованные архивные материалы, автор не только смог расширить представления по теме диссертации, но и раскрыть различные устоявшиеся воззрения по актуальным проблемам истории взаимоотношений Церкви и государственных структур в губерниях Центрального Черноземья.
В диссертации применён междисциплинарный подход, который заключается в том, что он дал возможность определить ключевые показатели значительной роли православия в Российской Империи и его влияния на демографические процессы. Будучи государственной религией Российского государства, православная вера достигла того, что церковные постановления в области семейных отношений приобрели статус законодательных актов. Церковью освящались все основные события в жизни населения от рождения до смерти. Вступление в брак и развод являлись обязанностью Церкви. Контроль Церкви над брачным возрастом вступающих в брак содействовал сохранению генофонда. Православная вера также оказывала позитивное влияние на развитие принципов взаимоотношений в семье.
Модернизационный подход явился попыткой междисциплинарного рассмотрения факторов, под влиянием которых развивается общество в эпоху перехода от традиционного к индустриальному. Теория модернизации дополнена православным видением хода истории, и она может оказать содействие в решении проблем, поставленных в диссертации. В частности, в условиях модернизации в XIX – начале XX вв. немалая часть традиционного общества, испытывала кризис, который проявился в том, что некоторые государственные деятели не в силах были защитить существующую систему ценностей, поэтому большая часть прав в государственном управлении была предоставлена духовенству, роль которого вследствие этих обстоятельств, возрастала. Изменялись и предъявляемые к священнослужителям требования. Среди самобытно-ориентированных слоёв российского общества как раз духовенство в максимальной степени было нацелено на исполнение своих прямых функций, которые заключались в сохранении сложившихся веками традиций, в том числе и государственных.
Также использован цивилизационный подход. Этот подход позволяет раскрыть эволюцию российской цивилизации вследствие внешних и внутренних процессов, которые характеризуют Россию, как цивилизацию традиционалистского (восточного типа) и модернистского (западного). Русская Православная Церковь рассматривалась как органичная часть русской цивилизации. Это выражалось в известной формуле «Православие, самодержавие, народность», которая была предложена министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым в 30-х гг. XIX века. Он считал, что Россия – особое государство и особая национальность, отличающаяся от государств и национальностей Европы. От всех государств она отличается своими основными чертами национального и государственного быта, требования и стремления европейской жизни к ней приложить невозможно. С.С. Уваров полагал, что для России нужны европейское образование и русская система, так как полезно и приносит плоды только то, что согласуется с душой народа, с его потребностями, с настоящей действительностью, с его политическим правом.
Методы, используемые в диссертации, традиционны для исторических работ. В диссертации для анализа взаимоотношений Церкви и государства был применен системный метод с целью комплексного рассмотрения концепций и идей различных учёных, чтобы соотнести эти концепции между собой, структурировать и выделить их взаимосвязь и роль.
Процесс взаимоотношения Церкви и светской власти в позитивном и негативном развитии можно проанализировать, используя метод научной объективности и историзма, который позволил выявить то, что в XIX – начале XX вв. практически было завершено включение Православной Церкви в систему государственного управления Российского государства. Ведомство православного вероисповедания с обер-прокурором во главе по своему положению соединялось с министерствами. Православная вера была официальной идеологией государства, поэтому кризисные явления, потрясшие в этот период Российскую империю, не могли не затронуть и Церковь. В 1860-1870 гг. совместно с общегосударственными преобразованиями, была начата и реформа Церкви. Для идеологической поддержки нынешнего строя необходимо было повысить роль Церкви. Для этого нужно было поднять престиж духовенства и сделать более широким участие Церкви в жизни общества. В связи с этим государством было принято решение об улучшении финансового обеспечения священнослужителей. Введение Положений о церковно-приходских попечительствах и церковных братствах увеличило влияние Церкви на будничную жизнь населения и привлекло прихожан к более близкому сотрудничеству с духовенством.
В диссертации используется сравнительно-исторический метод, который даёт возможность проследить развитие православия в общественной жизни России, показать специфику формирования Церкви и общества в целом в этот период.
Ход событий и динамику различных явлений на примере частных исторических фактов позволяет в деталях проследить хронологический метод. Он даёт возможность последовательно и точно раскрыть изменения действительности в ходе ее исторического движения.
Можно выделить метод синхронизации, который позволил проследить историю развития миссионерских Братств в регионе, выявить особенность их работы, которая заключалась в открытии школ, библиотек, читален, обществ трезвости. Братства также занимались переводческой и издательской деятельностью, изучали региональную историю Церкви, собирали средства для неимущих, что значительно повысило их роль в жизни общества, привлекая к ним новых последователей и сторонников.
Ещё одним значимым методом, использованным в диссертации, был статистический метод. При раскрытии темы применен довольно большой объем цифрового материала, который позволил сделать выводы о взаимодействии в XIX – начале XX вв. в губерниях Центрального Черноземья светской власти и Церкви. Статистический метод дал возможность подтвердить результаты, которые сделаны при анализе многочисленных неопубликованных и опубликованных материалов. Цифровые данные, использованные в диссертации, были взяты из материалов федеральных и региональных архивов. На основании сведений о деятельности церкви и государственных структур, содержащихся в фондах архивов, можно получить довольно отчетливое представление о числе и финансовом состоянии приходов, о динамике открытия Церквей и монастырей, о количественном составе населения, посещавших Церкви. Цифровой материал содержится либо в тексте, либо оформлен в диаграммах.
Метод социально-психологического анализа позволил показать причины активизации больших масс населения в сфере пожертвований людей на строительство православных храмов. Этот метод также дал возможность выявить то, что Церковь служила важным звеном в системе социальной помощи.
Метод актуализации, который основан на анализе полученных результатов, позволил сделать некоторые прогнозы и разработать практические рекомендации, которые помогут решить проблемы в церковно-государственных отношениях в настоящее время.
Использование различных подходов и методов научного исследования дало возможность создать четкую картину взаимоотношений государства и Церкви в Центрально-Чернозёмных губерниях в XIX – начале XX вв.
Научная новизна. В работе комплексно проанализированы модернизационные процессы, которые произошли в XIX – начале XX вв. в государстве и в Православной Церкви, что повлекло за собой эволюцию государственно-церковных отношений.
В диссертации раскрыто социально-культурное взаимодействие государства, Церкви как социального института, общества и личности, которое проявилось в регулирующей роли Церкви, и состояло в том, что высшую систему нравственных ценностей, которые жизненно необходимы человеку, обществу предлагала Церковь. Имея стабильное положение в государстве и оставаясь открытой для личности, Церковь предоставляла возможность формировать конструктивное мировоззрение и обеспечивала условия для позитивной направленности личности.
Новизна достигается в результате широкого использования архивных материалов по Центрально-Чернозёмным губерниям, совсем не изученных или мало изученных, в которых всесторонне проанализированы особенности формирования духовного сословия, рассмотрена особая культура и менталитет белого и черного духовенства. Основной массив архивных документов вводится в научный оборот впервые.
Диссертация вносит вклад в историческую науку тем, что в ней показана целостная картина деятельности Церкви по обеспечению учебного процесса в церковно-приходских школах региона в исследуемый период. Выявлено, что специфика деятельности духовенства, которая была невозможна без должного уровня образования, выдвинула духовенство в наиболее грамотную категорию населения. Именно священнослужители в условиях отсутствия развитой системы образования в России стали осуществлять первоначальное народное просвещение.
В работе доказано, что материально-финансовое положение духовных лиц в XIX – начале XX вв. зависело от региона, места проживания в городе или селе, количества прихожан и их благосостояния, от занимаемого церковного места в клире. Между функциями, которыми государство наделяло Церковь и духовенство и их условиями существования, наблюдался дисбаланс. Священнику приходилось особое внимание уделять тому, как материально содержать свою семью, так как не была решена проблема финансового обеспечения. Это оказывало влияние на взаимоотношения с приходом и ослабляло внимание к основным служебным обязанностям.
В работе с концептуальных позиций изучены ключевые направления благотворительной и просветительской деятельности Православной Церкви в период проведения вероисповедных преобразований в XIX – начале XX вв., когда увеличилось количество категорий призреваемых, масштабы помощи и обязанности благотворительных организаций; улучшился контроль за распределением помощи, наладилась система оповещения и регистрации нуждающихся; социальная ответственность с благотворителей перешла к государству, усилилась роль Церкви в социальной защите населения.
В диссертации выявлено идеологическое воспитание населения, которое Церковь вела с помощью организации различных торжеств, тематических проповедей, однако содержание и формы их проведения плохо учитывали стремительно изменявшиеся общественные настроения.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
– В губерниях Центрального Черноземья быт духовенства почти не отличался от жизни прихожан, но духовные лица зависели от церковных распоряжений и указов: священники были обязаны жить в согласии и мире, являться образцом поведения в обществе и семье, избегать пьянства и роскоши, содержать в чистоте своё домовладение.
– Церковь тесно взаимодействовала с крестьянством и дворянством. Гордостью усадьбы и деревни была Церковь, и поэтому дворяне и крестьяне полагали нужным оказывать помощь Церкви и священнослужителям. Во второй половине XIX века у крестьян отношение к Церкви и к священнику становится негативным, впрочем, никогда к вопросам веры.
– Система духовного образования в губерниях Центрального Черноземья окончательно сформировалась в начале XIX века. Деятельность духовных учебных заведений сыграла системообразующую роль в развитии общего образования в губерниях, что явилось важным фактором во взаимовлиянии светских и духовных школ.
– Предоставленные Православной Церкви разными законодательными актами полномочия по отправлению правосудия, регистрации актов гражданского состояния, а также расширение роли Церкви в сфере просвещения и воспитания населения свидетельствовали о превращении её в публично-правовое учреждение.
– В XIX веке взаимоотношения государства и Православной Церкви проявлялись в том, что под свой контроль государственная власть взяла все значимые вопросы внутри духовной сферы. В этой ситуации были необходимы законодательные изменения в религиозной политике государства, которые заключались в реформировании синодального строя и восстановлении института Патриаршества.
– При прямой поддержке светской власти Церковь воссоздавала свойственные ей в полном объеме формы служения, одними из которых были милосердие и благотворительность. Эта церковная сфера была многогранна и многопланова, к ней относилась материальная помощь неимущим, работа с престарелыми и осужденными, оказание помощи жертвам стихийных бедствий.
– Миссионерская деятельность Православной Церкви в губерниях Центрального Черноземья развивалась и формировалась в рамках общероссийской государственной политики.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что решена ранее недостаточно изученная проблема, которая показывает политическую неоднородность мирян и духовенства, вскрывает противоречия между функциями государства и общественной ролью Церкви. Изучена взаимосвязь церковных и политических событий в отдельном регионе и в стране. Рассмотренная проблема даёт возможность государственным органам, занимающимся религиозными отношениями, верно, определить роль и историю конфессий в губерниях Центрального Черноземья и правильно выстраивать взаимоотношения с Церковью. Настоящая работа через историческую проблематику помогает понять и осмыслить культурное наследие России.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, результаты исследования, фактический материал могут использоваться в пособиях, монографиях, а также при изучении внутренней политики государства в России в исследованный период, в трудах по истории Православной Церкви. Диссертация дополняет общероссийскую картину своей региональной направленностью в изучении истории Церкви в России. Автор использовал материалы своей работы в Воронежском государственном техническом университете при чтении учебных курсов «История Русской Православной Церкви в лицах», а также «Отечественная история» и «История мировых религий». Результаты исследования помогут найти компромисс при диалоге Церкви и государства России при передаче культовых сооружений, ранее национализированных советской властью в послереволюционный период, в церковную собственность.
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в 55 научных работах, из них – 3 монографии, 8 учебно-методических пособий, 44 научные статьи, которые изданы в вузовских научных сборниках. 17 научных статей опубликовано в ведущих научных журналах России, входящих в перечень ВАК. Отдельные главы и разделы диссертации обсуждались на международных и всероссийских конференциях. Общий объём публикаций составляет более 71 п.л.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Источники исследования
Новизна достигается в результате широкого использования архивных материалов по Центрально-Чернозёмным губерниям, совсем не изученных или мало изученных, в которых всесторонне проанализированы особенности формирования духовного сословия, рассмотрена особая культура и менталитет белого и черного духовенства. Основной массив архивных документов вводится в научный оборот впервые.
Диссертация вносит вклад в историческую науку тем, что в ней показана целостная картина деятельности Церкви по обеспечению учебного процесса в церковно-приходских школах региона в исследуемый период. Выявлено, что специфика деятельности духовенства, которая была невозможна без должного уровня образования, выдвинула духовенство в наиболее грамотную категорию населения. Именно священнослужители в условиях отсутствия развитой системы образования в России стали осуществлять первоначальное народное просвещение.
В работе доказано, что материально-финансовое положение духовных лиц в XIX - начале XX вв. зависело от региона, места проживания в городе или селе, количества прихожан и их благосостояния, от занимаемого церковного места в клире. Между функциями, которыми государство наделяло Церковь и духовенство и их условиями существования, наблюдался дисбаланс. Священнику приходилось особое внимание уделять тому, как материально содержать свою семью, так как не была решена проблема финансового обеспечения. Это оказывало влияние на взаимоотношения с приходом и ослабляло внимание к основным служебным обязанностям.
Представлен анализ миссионерской деятельности Церкви, связанной с политическими видами царского правительства, старавшегося укрепить и расширить основы православия в России, которые являлись составной частью официальной идеологии.
В работе с концептуальных позиций изучены ключевые направления благотворительной и просветительской деятельности Православной Церкви в период проведения вероисповедных преобразований в XIX - начале XX вв., когда увеличилось количество категорий призреваемых, масштабы помощи и обязанности благотворительных организаций; улучшился контроль за распределением помощи, наладилась система оповещения и регистрации нуждающихся; социальная ответственность с благотворителей перешла к государству, усилилась роль Церкви в социальной защите населения.
В диссертации выявлено идеологическое воспитание населения, которое Церковь вела с помощью организации различных торжеств, тематических проповедей, однако содержание и формы их проведения плохо учитывали стремительно изменявшиеся общественные настроения.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: - В губерниях Центрального Черноземья быт духовенства почти не отличался от жизни прихожан, но духовные лица зависели от церковных распоряжений и указов: священники были обязаны жить в согласии и мире, являться образцом поведения в обществе и семье, избегать пьянства и роскоши, содержать в чистоте своё домовладение. - Церковь тесно взаимодействовала с крестьянством и дворянством. Гордостью усадьбы и деревни была Церковь, и поэтому дворяне и крестьяне полагали нужным оказывать помощь Церкви и священнослужителям. Во второй половине XIX века у крестьян отношение к Церкви и к священнику становится негативным, впрочем, никогда к вопросам веры. - Система духовного образования в губерниях Центрального Черноземья окончательно сформировалась в начале XIX века. Деятельность духовных учебных заведений сыграла системообразующую роль в развитии общего образования в губерниях, что явилось важным фактором во взаимовлиянии светских и духовных школ. - Предоставленные Православной Церкви разными законодательными актами полномочия по отправлению правосудия, регистрации актов гражданского состояния, а также расширение роли Церкви в сфере просвещения и воспитания населения свидетельствовали о превращении её в публично-правовое учреждение. - В XIX веке взаимоотношения государства и Православной Церкви проявлялись в том, что под свой контроль государственная власть взяла все значимые вопросы внутри духовной сферы. В этой ситуации были необходимы законодательные изменения в религиозной политике государства, которые заключались в реформировании синодального строя и восстановлении института Патриаршества. - При прямой поддержке светской власти Церковь воссоздавала свойственные ей в полном объеме формы служения, одними из которых были милосердие и благотворительность. Эта церковная сфера была многогранна и многопланова, к ней относилась материальная помощь неимущим, работа с престарелыми и осужденными, оказание помощи жертвам стихийных бедствий. - Миссионерская деятельность Православной Церкви в губерниях Центрального Черноземья развивалась и формировалась в рамках общероссийской государственной политики.
Церковь как социальный и духовный институт общества
Также использованы материалы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГАСПб) (Ф. 19 Петербургская Духовная консистория). В этом фонде имеется информация об открытии в 1867 году при Святейшем Синоде Учебного Комитета , что позволило проанализировать деятельность Учебного Комитета в методическом руководстве духовными училищами и семинариями. Большую часть архивных материалов в связи с региональном аспектом темы составили сведения из Государственного архива Курской области (ГАКО), Государственного архива Воронежской области (ГАВО), Государственного архива Тамбовской области (ГАТО), Государственного архива Орловской области (ГАОО). К особенностям изучаемых архивных документов относится то обстоятельство, что в них нашли отражение вопросы хозяйственной жизни монастырей и церквей, предписания и распоряжения, поступавшие в монастыри и церкви из духовных консисторий.
Материалы Государственного архива Воронежской области отражают тенденцию увеличения социальной роли Церкви. Документация духовных школ, больниц и богаделен, а также различных благотворительных организаций позволяет сделать выводы о размерах монастырской и церковной благотворительности.92 В монастырских документах показана роль воронежских монастырей как религиозных центров, отражена богослужебная жизнь, торжественные церемонии и крестные ходы. В документах также представлены различные счета и платежные ведомости, связанные с введением хозяйства. Описи имущества священнослужителей отражают характер движимого и недвижимого имущества, например, опись имущества архиепископа Антония, умершего в 1849 году93.
Послужные списки и приходно-расходные книги Воронежской губернии являлись основными формами текущего делопроизводства архивных материалов. Важнейшими документами, которые относятся к личному составу монастырей, были послужные списки монашествующих. В них есть сведения о социальном происхождении, возрасте, образовании послушников и монахов, биографии настоятелей и настоятельниц. Имеются данные об открытии новых приходов в сёлах94. В приходно-расходные книги Воронежской губернии были включены планы владений церквей, списки недвижимости, отданной в аренду, документы о строительстве и ремонте.
Большую ценность для исследования имеют фактические данные, которые содержатся в Государственном архиве Курской области (фонд 20)9э. В этом фонде, одном из немногих, посвященном Курской духовной консистории, содержатся отчеты благочинных, указы, собрания делопроизводственной документации, а также отчётные документы из курских монастырей о положении дел в обителях, и «приходно-расходные книги» монастырей. Отчёты настоятелей курских обителей содержат информацию о хозяйственной деятельности духовенства, содержатся дела по обвинению священнослужителей в нарушении церковного устава. Данный фонд помог раскрыть материально-финансовое положение духовенства, а также определить степень идентеферентности священнослужителей.
О количестве Церквей в различных округах Курской губернии можно узнать из фонда 483 «Благочиннические округа Курской губернии». В данном фонде исследованы Клировые ведомости церквей 1-го благочиннического округа города Курска за 1898-1910 гг., где сказано, что в Курской губернии в 1910 году имелось 12 монастырей, 57 часовен, 479 деревянных Церквей, 638 каменных и три Церкви строилось .
Важное значение имеют материалы из фонда 187, где представлена информация о Курской Глинской Коренной Рождество-Богородичной Пустыни . Этот фонд позволил изучить внутренний уклад жизни Пустыни, который отличался духовностью и подвижничеством.
В ходе работы над диссертацией из фонда 217 «Церкви Курской губернии» были взяты данные о состоянии церквей Курской губернии и материальном положении приходского духовенства98. Использован фонд 792 «Духовные семинарии, училища и церковно-приходские школы Курской губернии», в котором содержатся данные о воспитательной и образовательной деятельности епархиальных училищ, о жизни его учениц, об изменении численного и социального состава, а также качестве обучения. В фонде имеются такие материалы, как учебные программы, журналы, сведения об уплате за учебу, экзаменационные ведомости, отчеты представителей духовного ведомства о контроле за качеством обучения в духовных учебных заведениях". Этот фонд дал возможность осветить образовательную деятельность духовенства. Не менее ценными архивными источниками являются материалы Орловской духовной консистории, в которые входят документы светской и духовной власти (важным из них было разрешение Синода об открытии прихода); финансовая отчетность благочинии, церквей, духовных училищ и семинарий, консистории; переписка духовных и светских властей; следственные дела по жалобам прихожан.
Система духовного образования
Религия - это духовный компонент Церкви. Онтология (картина мира) и аксиология (система ценностей), которую предлагала религия, отличалась от идеологии государства166. Так как Церковь всегда опиралась на традиции, то её воспринимали как «вечную» и неизменную, начиная с её истоков, и потому она была альтернативой «меняющемуся» миру. Церковь исповедовала образ верности традиции. Культурные верования, символы и ценности являлись сферой религии, и они решали вопросы человеческого существования.
В XIX веке Церковь оказывала большое влияние на общество через церковную публицистику. В начале 60-х гг. XIX века возникла церковная публицистика, которая имела свои собственные законы. Религиозные потребности сословий и групп отражались в церковной публицистике. Наряду с государством она была важным социальным институтом. Появилось два вида публицистики: религиозная и духовная. Религиозная публицистика опиралась на религиозную идеологию и служила для внутреннего употребления в Церкви. Духовную публицистику создавали не только церковные, но и светские деятели. Духовная публицистика отличалась от церковной тем, что она освещала светские проблемы, касающиеся отношений в обществе, но при этом она опиралась на церковные догмы. Изучая подобные издания, можно представить вид, классификацию, специфику и проблемы церковной прессы, ее значение в общественно-политической и церковной жизни Российского государства. Периодические издания во всех регионах играли роль информационного центра, что позволяло обмениваться информацией между властями и населением и вести диалог о важнейших событиях местной жизни. Пресса объединяла местную интеллигенцию и давала возможность обмениваться информацией различным слоям населения между собой.
Русская Православная Церковь сделала очень много, чтобы российские провинциальные местные сообщества могли существовать. В конце XIX века в губерниях Центрального Черноземья были созданы церковно-краеведческие организации, они изучали церковную историю как неотделимую часть истории региона, показывали неразрывную связь Церкви с народом и его нуждами167.
Церковно-краеведческие организации изучали свою территорию, учитывая данные археологии, церковной истории, религиозной жизни народа. «Церковные Историко-археологические общества для пользы церкви и науки изучали общественную и церковно-религиозную жизнь местного края, её прошлое и настоящее, собирали и сохраняли памятники древности и истории»168. Основными задачами обществ являлись: создание исторических описаний епархий, изучение истории Церкви, местных архивов, религиозных обычаев и обрядов, взятие под охрану памятников. До революции в России было несколько видов церковно-краеведческих организаций: 1) археологические и исторические комитеты и комиссии, 2) комиссии для изучения архивов, 3) историко-статистические комитеты для описания епархий, 4) церковные древлехранилища. В состав этих организаций входили музей и библиотека. Сначала создавались музеи (древлехранилища), в которых хранились письменные и вещественные памятники церковной старины. С этого начиналась деятельность церковно-археологических комитетов и комиссий169. При изучении истории и быта местного сообщества результат мог быть, когда в этой деятельности принимало участие большое количество заинтересованных лиц. Пропагандистская деятельность была одной из сторон краеведческой деятельности Церкви. Епархии занимали огромные территории, поэтому для их изучения в члены и корреспонденты привлекались приходские священники, учителя и учащиеся церковноприходских школ, духовных училищ. В состав комитетов, помимо духовных лиц, могли входить и светские лица. В губерниях Центрального Черноземья были созданы типографии губернских правлений, в которых издавались губернские ведомости. Редакции губернских ведомостей были связаны со статистическими комитетами. Интерес к региональной тематике объединял комитеты и ведомости. Статистические комитеты в губерниях в своей издательской деятельности отличались огромной активностью по выпуску Памятных книжек. В 1856 году издавалась серия «Памятной книжки Воронежской губернии», которая имела во всех губерниях Российской империи общую программу. Сначала печатались справочные сведения о храмах, затем - таблицы и материалы для статистики, а потом - статьи по этнографии и истории170.
Епархиальные ведомости имели большое значение для историко-статистических описаний епархий. «Епархиальные ведомости» начинают издаваться с 1860 года. В них имелась информация о местной церковной жизни, истории и подвижниках. С 1866 года стали выходить «Воронежские епархиальные ведомости», в них освещалась история возникновения приходов и сёл. «Воронежские епархиальные ведомости» включали две части: официальную и неофициальную. Неофициальная часть называлась «Прибавления» к «Ведомостям». «Воронежские епархиальные ведомости» издавались при семинарии. Сначала было 4 редактора: ректор семинарии, архимандрит Феодосии, игумен Арсений и священники Феодор Никонов и Михаил Некрасов. Их работы вызвали интерес к истории у читателей. В 1867 и 1868 гг. в «Воронежских епархиальных ведомостях» была напечатана статья священника Ф. Никонова «Описание Воронежской епархии».
Материально—финансовое положение Церкви
В 1864 году издаются постановления о приходском духовенстве и церковном приходе. При приходе из прихожан формировались выборные органы, возглавляемые приходскими священниками. 13 февраля 1910 года Воронежскому благочинному протоиерею Аристарху Аристову было направлено распоряжение Святейшего Синода о распределении приходов по городу Воронежу. В распоряжении говорилось о необходимости того, чтобы каждый причт поставил в известность всех своих прихожан о принадлежности их к приходу данной церкви. Причты всех приходских церквей, ввиду предстоящего причисления прихожан от одной церкви к другой, должны отправлять друг другу свои приходские документы для наведения необходимых справок о новых прихожанах. Епархиальное начальство для упорядочивания приходской жизни и наибольшего общения и единения с прихожанами постановило: воспретить причтам совершать требы в домах жителей Воронежа, не имеющих никакого отношения к их храмам . Мелкие приходы объединились с крупными, в результате чего сократилось их количество. Также были приняты меры по улучшению материального положения духовенства: казенное пособие приходского священника увеличилось на 67%, священники, вышедшие по старости в отставку, а также их вдовы, стали получать небольшие пенсии. Церковнослужители, оставшиеся не у дел, не получили никаких пособий.
Целью преобразований было сохранение основ самодержавия.273 Во второй половине XIX века в Российской империи происходило постепенное отчуждение духовенства от остальных сословий, на это влияло тяжелое материальное положение священников, которые нередко зарабатывали себе на жизнь сельским трудом, и это стало серьезно волновать тех людей, кто пристально следил за православной церковной жизнью в России276. Приходское духовенство по распоряжению Александра II обязано было объяснять народу смысл новых реформ277. Но, как «обновлять» Церковь, одинакового мнения у государственных властей и Церкви не было278.
Во второй половине XIX века Россия повернулась навстречу противоречивому и неоднозначному новому времени. Реализация программы преобразований меняла облик страны и образ жизни людей. Это касалось и церковных преобразований. В тот период Православной Церковью управлял Синод. Люди различных направлений ждали реформ, они хотели свободы и гласности для Церкви. В 1867 году деление епархий на три категории отменили: митрополии, архиепископства и епископства приравнивались к рангу митрополий. Архиереи епархий получили более широкие права: они могли без разрешения Синода строить Церкви, самостоятельно разрешать вступление в монашество, в своей епархии решать вопросы духовного образования. Теперь приходское духовенство имело право избирать благочинных, которые стояли во главе мелких церковных округов, и в которые входили от 10 до 15 приходов. Благочинные возглавляли выборные благочиннические советы. Чтобы решить местные церковные нужды, приходское духовенство стало иметь право собираться на благочиннические, училищные и епархиальные съезды.
С 23 апреля 1861 года по 9 мая 1868 года министром внутренних дел стал П.А. Валуев. Его можно считать автором церковной реформы, это он убедил Александра II принять решение о реформе Православной Церкви. П.А. Валуев выступал против вмешательства государства в церковные дела и политического давления на религиозные верования; он считал, что укрепить Православную Церковь можно за счет развития ее внутренних сил при должной политике правительства. Чтобы понять ход реформ в бытность П.А. Валуева, нужно знать его принципиальный подход к реформам вообще: «Любое преобразование должно проходить без внутренних потрясений и нельзя пренебрегать частными правами и интересами, которые были законодательно установлены до этого и действовали продолжительное время». Церковная реформа предпринималась для сохранения основ самодержавия, повышение авторитета православного приходского духовенства в народе было главной её задачей279.
Благодаря церковным реформам, проведенным при Александре II, деятельность Русской Православной Церкви оживилась, так как смягчились бюрократические оковы, которые ей мешали. Но церковные реформы были неглубоки, так как не затрагивали вопросов управления церковью и её взаимоотношений со светской властью. Реформы были непоследовательны и потому непрочны, что привело к отказу от них в последующее царствование.
Обер-прокурор Синода профессор гражданского права К.П. Победоносцев (1827-1907), назначенный еще Александром II, определял конфессиональную политику при Александре III. В течение 25 лет он был идеологом самодержавия. К.П. Победоносцев считал, что в России Церковь и государство должны быть в неразрывной связи, её нарушение приведет к гибели Церкви и государства. «Безверное государство - это утопия, которую невозможно осуществить, так как безверие есть прямое отрицание государства»280. Правительство, по словам К.П. Победоносцева, защищает Церковь от её врагов, способствует обеспечению её материального положения