Введение к работе
Актуальность исследования. Актуальность темы вытекает из понимания важной роли религии во все времена, также как и в настоящее время. И в ХХI веке религия не исчерпала своей значимости, поскольку основная часть мирового сообщества остается религиозной. Во все времена развития человечества религия играла и играет огромную роль, особенно со времен появления классов и государств. Отношение к ней со стороны государственной власти было самое различное от гонений до прямой поддержки. После Октябрьской революции 1917 года в России пролетарское государство выработало свое отношение к религии. Теоретические основы атеистической модели формировались на базе принципов «светского государства». Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал основой церковной политики советского государства. Свобода совести стала свободой атеизма, а все религиозные организации подверглись гонениям со стороны государства. Некоторые изменения в отношении государственной власти к религии произошли в годы Великой Отечественной войны, ибо надо было поднять все население в борьбе против фашистской Германии, это диктовалось необходимостью подъема патриотизма. Но после Великой Отечественной войны прямого давления на религию в СССР не было. Правда, в определенные годы имело место косвенные негативные моменты. Неслучайно в 1960-70-хгг. религиозность населения СССР была на низком уровне, социологические опросы фиксировали 6-10% верующих в Бога. Эти сведения, конечно, не отражали истинного положения религиозной жизни, верующих было больше, просто они боялись выставлять напоказ свои убеждения. Все это обусловило религиозное возрождение - политико-правовой и культурный процесс конца 80-х годов ХХ века. Данный период характеризуется принятием демократического законодательства о свободе совести, значительным увеличением числа верующих и ростом симпатий к религии. Сейчас в РФ функционирует столько религиозных объединений, сколько раньше не существовало во всем Советском Союзе. Почти нет такой сферы общественной жизни, где бы их присутствие не ощущалось. Граждане Российской Федерации получили возможность свободно исповедовать без вмешательства государства любую религию. Религия становится одним из важных факторов общественной, в том числе и социально - политической жизни России.
Почему же «религиозное возрождение» сейчас требует такого пристального внимания? Во-первых, это политические и правовые перемены в стране, ликвидация запретов, административных и нравственных притеснений верующих, принятие соответствующих законов - все это позволило религиозным организациям выйти из подневольного состояния, вести социально-культурную работу, исконно присущих им функций, а верующим - свободно, без боязни исповедовать свою веру. Во-вторых, ухудшение экономического, социального и экологического положения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты, еще более осложнили людям жизнь. В этих условиях религиозные организации, имея традиции и опыт формирования цельных мировоззренческих и проверенных веками гуманистических принципов человеческого общежития, предлагают свою опору и ориентиры.
В нашей многонациональной стране проживают примерно свыше ста народов, исповедующих около тридцати религий. Демократизация привела к подъему национального самосознания всех этнических групп населения и, естественно, к возрождению самых различных религий. Многие неверующие относят себя к представителям тех или иных, чаще всего традиционных конфессий. Православие или ислам идентифицируются с национальным образом жизни, с той культурой, принадлежность к которой для них естественна. К внешним факторам относится также общность традиционных религий народов России и зарубежных стран. И вместе с тем, глобализация, одно из ее проявлений - терроризм, порождает нестабильность в мире. Обобщение российского опыта по государственному управлению религиозными объединениями даст ключ к пониманию интересов разных социальных слоев, воспитанию толерантности в обществе и других социальных функций выполняемых религиозными организациями.
Степень изученности темы. Ввиду особо важности и сложности нашей темы считаем, вначале кратко осветить воззрения крупных мыслителей о религии. Отсюда вытекает, что изучение религии, религиозных объединений и их деятельности в новейшее время приобретает большой научный и политический интерес. Следовательно, исследование истории религиозных объединений Республики Башкортостан в новейшее время, с конца 80-хгг. ХХ и начала ХХI веков представляется важной проблемой исторической науки.
Сущность религии, ее социальная роль, воздействие на духовно-нравственный мир человека изучались еще мыслителями древности, средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения. Формула бессмертия души определена в изречении древнекитайского мудреца Лао-Цзы: «Тот, кто знает, что, умирая, он не уничтожается, - вечен». Но превращение истории и философии религии в самостоятельные направления научных изысканий происходит в новое время. Многоаспектность религии как составной части историко-философского процесса рассматривается в работах немецких философов Канта, Гегеля, Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса. Проблема религии как формы общественного сознания освещается в работах французских просветителей Руссо и Вольтера. В своих трудах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» Фейербах попытался раскрыть земные корни религии. Основу религии он видел в зависимости человека от природы. История религиозных верований с позиций социологии как науки об обществе исследуется в работах М.Вебера и Э.Дюркгейма.
Отдельные аспекты религиозной тематики нашли отражение в работах отечественных авторов дореволюционного периода. Непосредственно о мусульманской общине Уфимской губернии писал С.Рыбаков. Он, анализируя данные I Всеобщей переписи, представил полную картину численного состава мусульман губернии. Автор непредвзято показал положительные и отрицательные стороны жизни мусульман Уфимской губернии. Он приходит к выводу, что мусульманство остается сильным в регионе во всех сферах и призывает РПЦ активизировать миссионерскую деятельность среди язычников. Конкретно о башкирах и их религиозных воззрениях, определяющих, как составляющие этнические характеристики писали в начале ХХ века. В монографии этнографа С.Руденко дается описание быта башкирского народа, затрагиваются и вопросы, касающиеся религиозных верований. Исследуемую проблему рассматривали также, исследователи начала ХХ века. В работах В.В. Бартольда и М.Г.Худякова дается обзор истории распространения ислама на территории расселения тюркских народов СССР. Бартольд приводит сравнительные данные о религиозных верованиях тюрков до принятия ислама, а также освещает взаимоотношения ислама и христианства. В 40-е годы ХХ века исследования по проблемам религии не проводились, а в 50-70-е годы с началом новой антирелигиозной кампании ученые проводили исследования по атеистической тематике.
В современной историографии имеется множество работ, посвященных исламу в целом. После Иранской революции 1979 года и с возникновением на Востоке так называемого «исламского бума» появляется много работ, посвященных роли ислама в современном мире. Среди них своей значимостью выделяются работы, рассматривающие состояние мусульманской религии в СССР и ее будущее Т.С. Саидбаева и З.А. Ишмухаметова. Саидбаев пишет, что, до Октябрьской революции владея землями, религиозные организации получали большие доходы и играли заметную роль в экономике государства. Ишмухаметовым была проделана большая работа, в которой систематизированы данные по религиозным учреждениям в годы советской власти во всех регионах с преобладающим мусульманским населением. В работе Г.Р. Балтановой рассматриваются новейшие зарубежные концепции, касающиеся ислама в СССР.
Проблема взаимоотношений государства с религиозными организациями является проблемой историко-политической, и этот ракурс исследуется в исторической и социологической литературе. В монографии М.И. Одинцова «Государство и церковь в России. ХХ век» дается анализ советской модели государственно-религиозных отношений и обосновывается необходимость обновления государственной политики в сфере свободы совести. За создание уполномоченного государственного органа по делам религий в РФ, без которого невозможно выстроить оптимальную модель отношений между государством и религиозными организациями выступают участники Круглого стола кафедры религиоведения РАГС А.В Пчелинцев, Т.А. Кудрина, М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук.
Юридическим вопросам и роли мусульманского права посвящены работы Л.Р. Сюкияйнена. В своих исследованиях он рассматривает мусульманское право в качестве позитивного фактора, который можно использовать при разработке правовых проблем в регионах России с преобладающим мусульманским населением.
К религиозному возрождению в России многие ученые политологи и религиозные деятели относятся по-разному. По результатам социологического исследования, проведенного в России К. Каариайненом и Д.Е. Фурманом с привлечением ученых по линии РАН и Академии Финляндии, стали очевидными перспективы возрождения религиозности в России. Обращаясь к проявлениям российского «религиозного бума», К. Каариайнен и Д.Е. Фурман отмечают, что его достижения оказываются чисто внешними или поверхностными, практически не затрагивающими более глубокие слои сознания.
Религиозное возрождение и роль православия в становлении российской цивилизации рассматривается в работах М.П. Мчедлова. Он пытается определить особенности и характерные черты религиозного возрождения в России на примере РПЦ. Он выделяет причины, побуждающие обращаться к религии. По его мнению, это - нравственный кризис, бездуховность, а также экономические трудности внутри страны и глобальные проблемы современной цивилизации.
Среди работ посвященных нормализации и гармонизации отношений между государством и религиозными объединениями особо надо отметить труды А.А. Нуруллаева. Он предлагает перспективу и прогноз развития, а также ценные рекомендации по оптимизации отношений между конфессиями, тем более что межконфессиональные противоречия опасны для России, где проживают представители 58 конфессий. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений в современной России рассмотрены в диссертации Л.Н.Осиповой. В условиях, пишет она, когда на территории Российской Федерации и сопредельных с ней государствах имеются очаги конфликтов, государство и его Вооруженные Силы должны внимательно относиться к религиозному фактору .
Анализ литературы посвященной проблеме развития религиозных объединений в общероссийском масштабе показывает неоднозначность авторских позиций. До перестройки проблема освещалась однобоко с партийных позиций. Религиозная историография почти отсутствовала и не была разработана, религиозные объединения не стали предметом самостоятельного изучения. При условиях перестройки и либерализации общественной жизни исследуемая проблема стала освещаться более объективно и непредвзято. В последние годы историография проблемы пополняется специальными исследованиями, территориальные рамки которых охватывает Волго-Уральский регион. В число заслуживающих внимание исследований входят работы Ф.М. Мухаметшина. Автор на основе социологических исследований обобщает опыт Татарстана по государственно-конфессиональным отношениям. Схожесть религиозных систем с Республикой Башкортостан делает эту работу значимой.
К историографии проблемы непосредственно относится работа, посвященная государственно-исламским отношениям в Поволжье и Приуралье Г.Фаизова. Особенно актуальным стало его исследование в связи с возрастанием роли ислама в России и в мире. Он проделал большую работу, имеющую практическое значение в общественно-политической жизни Татарстана и Башкортостана. В многоконфессиональном гражданском обществе с правовым государством нет места одной религии, считает он. Непростой период в истории советского государства, время борьбы с религией в конце 20-30-х годов, на материале Татарстана рассматривается в кандидатской диссертации И.Р. Миннуллина.
Для анализа проблемы в целом, роли религии среди башкир представляют определенный интерес труды башкирских ученых Кузеева Р.Г., Акманова И.Г., РахматуллинаУ.Х., Янгузина Р.З., Асфандиярова А.З., Кульшарипова М.М. Кузеев Р.Г. освещает исторические предпосылки развития религиозных отношений. Акманов И.Г. рассматривает положение башкир-мусульман подвергшихся христианизации и нельзя не согласиться с его выводом о том, что в последней четверти XVII века башкирские восстания, были ответом на политику насильственной христианизации в крае. Рахматуллин У.Х. затрагивает некоторые аспекты религиозной политики царизма в период феодализма. Исламские традиции, мусульманское духовенство как общественные институты башкирского общества рассматриваются в работах Р.З. Янгузина. А.З. Асфандияров касаясь деятельности представителей мусульманского духовенства, показывает не только их позитивную, но и отрицательную роль. В работе М.М. Кульшарипова освещены некоторые стороны религиозной обстановки в Башкирии на фоне революций и гражданской войны (1917-1921гг.) .
В связи с перестройкой проблема религиозных организаций Башкирии, их исторические, социально- культурные аспекты освещаются с позиций демократизации общественной жизни страны. Были опубликованы работы, посвященные истории религиозных организаций и отдельных личностей и роли мусульманского духовенства. Среди них выделяются работы Д.Д. Азаматова и Ф.Н. Баишева. Ранний период деятельности Духовного собрания получил освещение в исследованиях Д.Д. Азаматова, который рассматривает проблемы деятельности и правового статуса Оренбургского магометанского духовного собрания. Противоречия между духовенством и местной администрацией в решении религиозных вопросов обострялись до того, что религиозное учреждение неоднократно ставило вопрос о выходе из-под юрисдикции губернских властей. Ф. Баишев исследовал деятельность и общественные взгляды Ризаетдина Фахретдинова (1859-1936), избранного в 1922 году муфтием и оставшегося на этой должности до своей смерти. Ризе Фахретдинову принадлежит наиболее последовательная программа преобразования деятельности мусульманского духовенства в России.. При всех достоинствах этих работ, в них не была поставлена задача специального освещения деятельности религиозных объединений Башкортостана.
В 1990-е годы появляются специальные работы, освещающие конкретно религиозные объединения Башкортостана. Среди них особое место принадлежит трудам А.Б. Юнусовой. Она внесла серьезный вклад в изучение ислама в Республике Башкортостан, также религиозного возрождения и государственно-конфессиональных отношений в республике. История мусульманских религиозных объединений Башкортостана, с Х века по 90-ые годы ХХ века подробно, на основе большого массива фактического материала архивных документов и с использованием огромного количества документов дается в ее работе. Автор показывает особенности функционирования и роль ислама в становлении и развитии башкирского общества. Раскол ДУМЕС и последующее дробление некогда единого мусульманского центра, попытка политизации ислама в России - все эти проблемы проанализированы в ее работах.
Работой, представляющей значительный научный интерес, является исследование Ю.Н.Сергеева. История распространения христианства на территории Башкирии с момента добровольного вхождения в состав Русского государства и до середины XIX века рассматривается в его работе. Касаясь положения башкир, участвовавших в восстании в ХVIII веке, он пишет, что в виде наказания башкиры, а также их жены и дети были насильно крещены и отправлены в глубинные российские губернии или приписаны к крепостям, построенным на башкирских землях.
Таким образом, в последние годы появились новые исследования по истории религиозных объединений и государственно-религиозных отношений в Башкортостане. Б.Калимуллин и А.Ширгазин посвятили свои работы материальной культуре-описанию памятников культовой архитектуры. Если Б. Калимуллин занимался мусульманскими культовыми памятниками, то А. Ширгазин обобщил материалы обследований сохранившихся на территории Башкирии памятников православной архитектуры и дал исторические справки с использованием материалов из архивов (РГИА, ЦГИА РБ) . Историю религиозных учреждений города Уфы с использованием архивных материалов из фондов ЦГИА РБ представил коллектив авторов во главе с О. Васильевой, В. Латыповой.
Историография проблемы на примере Республики Башкортостан представлена крупными работами С.Филатова. Они посвящены региональным проблемам политики государства в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений Республики Башкортостан. Он пишет, что религиозные ориентации и интересы представленных в Башкирии народов исторически переплелись самым тесным образом. Большое внимание С. Филатов уделил также непростым взаимоотношениям между ДУМ РБ и ЦДУМ России.
Историография проблемы в последние годы пополнилась работой Д.Г. Курачева, близкой к исследуемой теме. Межконфессиональные отношения в Башкортостане и необходимость диалога между представителями всех религий, толерантные отношения между представителями традиционных конфессий - ислама и христианства. Большую ценность представляет справочник-путеводитель по Уфимской епархии Русской Православной Церкви, составленным под общей редакцией архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, кандидата богословия.
Как видно, специальных исследований посвященных религиозным объединениям современного Башкортостана нет. Но в ряде работ освещается различные аспекты нашей проблемы. Наше исследование в той или иной мере восполнит этот пробел.
Источниковую базу диссертационного исследования составляют архивные материалы, опубликованные документы и справочные материалы, а также материалы периодической печати. Значительный материал по теме имеется в различных архивах. Особо ценная информация по истории религиозных объединений Башкортостана отложилась в фондах Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Большой комплекс источников сосредоточился в фондах Совета Министров БАССР (ф.Р-933).В этом фонде содержится информация о религиозной обстановке в РБ и соблюдении законности и правовом регулировании государственно-конфессиональных отношений. (Ф.Р-933 Оп.1.Д.55) содержит сведения об образовании Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) на учредительном съезде мусульман РБ 21 августа 1992 года. Также содержится сведения о количестве религиозных организаций с 1990-1993гг., есть сведения о возврате верующим культовых зданий в 1990-1996гг. В (Ф.Р-933.Оп.1Д.59) находятся ценные сведения об образовательных учреждениях религиозных объединений -5 мусульманских и 7 церковноприходских школ РПЦ были открыты в 1995 году. (Ф.Р-933 Оп.1.Д.44) содержит документы о международной деятельности духовных лидеров мусульман и РПЦ.
Значимые документы обнаружены в фондах Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров БАССР (ф. Р-4732). Здесь инструкции Совета по делам религиозных культов СССР, регистрационные дела мусульманских и православных приходов, анкеты и выездные дела служителей культа, записи приема духовенства и верующих, переписка с Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. (Ф.Р-4732.Оп. 1Д.41) содержит сведения о принятии нового Устава РПЦ и связанных с этим изменениях в Уфимском епархиальном управлении. Там же находится письмо епископа Никона с просьбой передать здание по улице Сочинской в собственность епархиального управления. В (Ф.Р-4732 Оп.1Д.46) находится письмо прихожан Казанско-Богородской церкви о возврате бывшего здания верующим. Там же находится письмо послу Египта о возможности принятия в высшие учебные заведения студентов ДУМЕС, Здесь находятся письма муфтия Т. Таджуддина и верующих о передаче зданий, ранее принадлежавших ДУМЕС. В (ф.Р-4732 Оп.1.Д.32) дается таблица количества незарегистрированных религиозных объединений, приводится количество служителей культа с 1975 по 1985гг., также материалы об обрядности за 1985 год.
Были использованы материалы Коллекции документов по истории религии в РБ из фондов (Р-4797), где находятся документы за огромный исторический период с 1833-1998гг. Есть немало сведений о нетрадиционных религиозных организациях. Из (ф.4797 Оп.1. Д.62.) почерпнуты о религиозных общинах и сведения о культовых заведениях РБ на 1997г. На территории Мишкинского района до революции было 5- церквей, мечетей- 25, молельных рощ-63 га, а по состоянию на 1 августа 1997 года церквей - нет, мечетей - 1, молельная роща под названием «Султан Керемет» находится на территории Б.-Сухоязовского сельсовета».
Конкретные фактические материалы о религиозных организациях и государственной политике хранятся в фондах текущего архива Совета по делам религий при КМ РБ. Эти источники позволяют рассматривать численный состав прихожан, характеристику приходов, отправление религиозных обрядов верующими, паломничество, инструкции и распоряжения государственных органов и лиц по вопросам религии. В частности «Информация о религиозной обстановке и соблюдении прав граждан на свободу совести в Республике Башкортостан» банк данных за 1998 год содержит сведения о состоянии религиозных центров и количестве религиозных организаций с 1980 по 1997 год. Есть сведения о нетрадиционных религиозных объединениях на территории республики. Документы о подготовке законопроекта «О миссионерской деятельности религиозных организаций на территории Республики Башкортостан». Необходимость такого документа диктовалось в связи с имеющимися нарушениями правил пребывания иностранных граждан в республике. «Информация о религиозной обстановке и соблюдении прав граждан на свободу совести в Республике Башкортостан» за 1999год хранит документы об учебных заведениях религиозных объединений, в частности от ДУМ РБ, ЦДУМ и Уфимского епархиального управления РПЦ. Имеются сведения о межконфессиональных противоречиях, произошедших между представителями традиционных религий с одной стороны и баптистами с другой в Дуванском районе.
Ценные материалы нами были извлечены из фондов Центрального государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ) - фонда Башкирского обкома КПСС (ф.122):материалы антирелигиозной комиссии, резолюции пленумов, постановления партийных комитетов, хранится постановление Башкирского обкома партии об усилении борьбы с влиянием ислама в республике.
Нами использовано большое количество опубликованных источников: нормативно-правовые акты, в том числе Законы, Указы, правительственные распоряжения. К числу важнейших законодательных источников по рассматриваемой проблеме относятся Конституция РФ и Конституция РБ, Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990г., Федеральный Закон «О свободе совести религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., Закон Республики Башкортостан «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан» от 16 июля 1998 г.
Представляют большой интерес статистические материалы, хозяйственно-статистические обзоры Уфимской губернии. Изучение проблемы потребовало обращения к ряду дореволюционных изданий, в частности к материалам Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897г. и «Памятной книжки Уфимской губернии» 1891г. Опубликованным вторичным источником явилась периодическая печать, которую издают сами религиозные объединения.
Таким образом, по нашей проблеме имеется значительный и разнообразный материал, который позволяет воссоздать сущность и функционирование религиозных объединений, изменения в их деятельности в последней четверти ХХ века, возрастание роли религии в жизни людей в стране в целом, в РБ в частности, о взаимоотношениях между религиями в республике. Как видно, вопросы темы обеспечены материалами неодинаково. Но в целом в совокупности архивные и опубликованные материалы позволяют представить проблему достаточно полно.
Методологической основой исследования послужили принципы историзма, системности, сравнительного анализа, объективности и хронологической последовательности. Системный подход требует комплексного исследования проблемы государственно-религиозных отношений. В процессе их развития религиозные объединения претерпевали значительные изменения. Принцип историзма требует хронологической последовательности в освещении процесса становления и функционирования религиозных объединений и рассмотрения его в контексте развития религии в России в целом.
Хронологические рамки работы определены 1985-2005 годами. В эти годы происходит трансформация общества, в том числе меняется государственная политика и в отношении к религии. Происходили важнейшие события - принятие Декларации о государственном суверенитете РФ и РБ и Конституции РФ и демократических конституционно-правовых документов. Важнейшим событием в социально-культурной жизни страны стал Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Хронологические рамки не ограничены указанными годами, в ряде случаев диссертация выходит за эти рамки - там, где необходимо показать исторические предпосылки, преемственность сложившейся к исходу XXв. религиозной ситуации, и там где нужно акцентировать внимание на исторический опыт межконфессиональных отношений.
Территориальные рамки охватывают Республику Башкортостан, которая является многонациональным и поликонфессиональным регионом. В РБ тесно соседствуют конфессии, как традиционные и так называемые нетрадиционные. В Республике Башкортостан нет межконфессиональных конфликтов и напряженности на религиозной почве. Связь диссертации с общероссийской тематикой и в том, современный опыт РБ в межконфессиональном согласии может стать примером для других многонациональных и поликонфессиональных регионов России.
Научная новизна исследования состоит в том:
-что в нем впервые рассмотрены, систематизированы сущность и деятельность всех религиозных объединений РБ в 1985-2005 гг.;
-впервые показана история религиозных объединений в хронологической последовательности, выделяются в самостоятельную главу вопросы теоретической, методологической и исторической основы религиозного познания;
-показаны формы и методы межконфессионального взаимодействия в РБ (форумы, конференции, выступления, «круглый стол»);
-определяются принципы гармонизации государственно-конфессиональных отношений;
-делается попытка осветить социальные функции так называемых нетрадиционных религий в позитивном ключе;
-новизна в том, что ряд материалов впервые вводятся нами в научный оборот.
Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации и выводы, содержащиеся в ней, позволяют достаточно конкретно представить роль, и место религиозных объединений в Республике Башкортостан. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории религиоведения в крае в вузах и колледжах РБ, в ведении воспитательной работы среди населения.
Апробация результатов исследования. Докладывали в ряде научных конференциях. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедр УГАЭС и БГУ. И нашли отражение в наших публикациях.
Цели и задачи исследования. Целью работы является исследование истории религиозных объединений и организаций РБ на современном этапе их развития. Данная цель предполагает решение следующих задач:
-анализ государственно-конфессиональных отношений РБ;
-показать историческую преемственность межконфессионального взаимодействия в крае и предпосылки религиозного возрождения, начавшегося с конца 80-х гг.;
-раскрыть сущность и значение государственной политики в отношении религиозных организаций в Башкортостане и ее эволюцию за рассматриваемый период;
-проанализировать изменения в составе, структуре и деятельности религиозных объединений в 1985-2005гг.;
-осветить социальные функции религиозных объединений в РБ, благотворительную, патриотическую деятельность, также участие религиозных объединений в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения,
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.