Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в. Быков Андрей Юрьевич

Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в.
<
Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в. Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в. Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в. Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в. Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Быков Андрей Юрьевич. Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Барнаул, 2001.- 340 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/457-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Разработка и начальный этап политики седентаризации в Казахстане (30-е гг. XVIII - начало XIX в.) 40

1. Казахское общество накануне и в начальный период присоединения Казахстана к России (конец XVII - первая треть XVIII в.) 40

2. Формирование основ политики седентаризации в Казахстане в 30 - 60-е гг. XVIII в 52

3. Эволюция политики седентаризации казахов в период "просвещенного абсолютизма" 74

4. Влияние торговли и колонизации на ход и характер перехода к оседлости кочевников Казахстана во второй половине XVIII - начале XIX в 100

5. Реформы в Букеевской орде (начало XIX в.) 111

Глава II. Интеграция Казахстана в правовое поле Российской империи и активизация политики седентаризации кочевников казахов в XIX - начале XX в 125

1. Кодификация сибирского законодательства М.М. Сперанским попытки перевода казахов-кочевников на оседлость в сибирском и оренбургском ведомствах в 30 - 50-х гг. XIX в 125

2. Административно-территориальные реформы 1860 - 1891 гг. и начало введения института частной собственности на землю в казахской степи 158

3. Землевладение и оседание кочевников-казахов в деятельности российских властей в конце XIX - начале XX в 184

Глава III. Трансформация казахского общества в XIX - начале XX в 218

1. Демографическая ситуация в степных областях 218

2. Трансформация структуры и социальных отношений в казахском обществе 227

3. Изменение рациона питания казахов 239

4. Эволюция представлений казахов о собственности 246

Заключение 276

Список источников и литературы

Формирование основ политики седентаризации в Казахстане в 30 - 60-е гг. XVIII в

Наибольшую ценность, по нашему мнению, имеют работы А.И. Добросмыслова, А.А. Кауфмана и Г.И. Седельникова.

А.И. Добросмыслов первым поставил вопрос о различиях в подходах управления казахским населением сибирскими и оренбургскими властями. Это касалось и вопросов отношения к развитию среди казахов земледелия и оседлости. Вместе с тем, автор не раскрыл причин и значения различий в административных практиках и их влияния на дальнейшую российскую политику в регионе.

А.А. Кауфман рассмотрел вопросы взаимоотношений тургайских областных властей и перелеселенческого управления и затронул вопросы землеотводных норм для русских крестьян-переселенцев и переходящих к земледелию и оседлости казахов-кочевников.

Т.И. Седельников впервые в историографии поставил в повестку вопрос о трансформации казахского общества, вызванной так называемой колонизационной политикой правительства. Им же был сделан краткий экскурс в историю политики Российской империи по переводу на оседлость казахов. Работа Т.И. Седельникова «Борьба за землю в киргизской степи (Киргизский земельный вопрос и колонизационная политика правительства)», на наш взгляд, является наиболее полным изданием (включая и советскую историографию), содержащим эмпирическую и аналитическую информацию по российской политике и седентаризации казахов.

Особый интерес работы означенных авторов приобретают в связи с тем, что они сами были чиновниками, вовлеченными в решение вопросов, связанных с колонизацией и седентаризацией.

В целом, представители русской историографии XVIII - начала XX в., несомненно, внесли существенный научный вклад в дело разработки проблем российского влияния на изменения в казахском обществе, заложив эмпирическую основу и выработав ряд теоретических конструкций, использовавшихся позднейшей историографией. В период 20 - 30-х годов XX в. была развернута острая дискуссия по вопросу о роли и значении колонизации. Несмотря на различные подходы и взгляды авторов, среди ее участников явно обозначились две основные тенденции. По мнению специалиста по историографии Казахстана довоенного периода С. Кожкенова, Т. Рыскулов и, отчасти, Е. Федоров, чрезмерно преувеличивая воздействие российской экономики, русского торгового капитала, считали последний» чуть ли не своеобразным воплощением капиталистических отношений, а Г. Тогжанов и С.Д. Асфендиаров пришли к отрицанию прогрессивных последствий присоединения Казахстана к России. Наибольший интерес в свете нашей проблематики имеет раздел, посвященный социально-экономическим последствиям интеграции казахов в правовое поле Российской империи . Вместе с тем мы не можем встать на позицию автора.

Г. Тогжанов отмечал, что царское правительство было заинтересовано в консервации в казахском ауле "отсталого способа производства и господства феодально-родовых пережитков и методов эксплуатации"23. Е. Федоров, напротив, подчеркивал разрушение родовых устоев, которые, впрочем, также вызывали негативные последствия. В частности, проблема оседания кочевников-казахов на землю являлась, по его мнению, следствием "цивилизаторской" политики и проникновения капитала в степные регионы. Переход от кочевания к оседлому хозяйству, к земледелию, приобщения к мировому рынку и прочие "блага" имели, по Е. Федорову, значительные негативные последствия. Он писал, что "прогрессивная" роль российского империализма стоила казахскому трудящемуся населению очень тяжелых жертв"24. Г. Тогжанов занимал в этом вопросе более гибкую позицию. Он полагал, что если в кочевом ауле "торговый капитал, подчиняя себе казакское (казахское - А.Б.) скотоводческое хозяйство, не изменял его способ производства", то в оседлых и полукочевых районах проникновение капитала

Кожкенов С.Л. Некоторые аспекты процесса колонизации и проникновения капитализма в Казахстан в исторической литературе 20 - 30-х годов // Казахстан в начале XX века: методология, историография, "несколько иным путем" и в земледельческом производстве "примитивный способ производства уступает свое место новому, более лучшему". Связано это с заимствованием казахами техники и технологии обработки земли. Автор констатировал, что развитие казахского "хозяйства в оседлых и в значительной части полукочевых районах идет почти таким же путем, каким развивалось русское крестьянское хозяйство", и казахское земледельческое и скотоводческо-земледельческое хозяйство "почти ничем не отличается от русского крестьянского хозяйства"25. Вместе с тем автором не было отмечено влияния расширения культурных связей на процесс оседания "чистых" кочевников и даже сама возможность такого развития автором отвергалась.

Аналогичных взглядов придерживался Г. Сафаров (псевдоним Г. Володина). В своей работе "Колониальная революция: Опыт Туркестана"" он выделял особенности внедрения системы земледельческого производства, прививаемого русскими в Туркестане: замена орошаемого земледелия автохтонного населения русским земледелием. Это, по его мнению, стало причиной развития у казахов земледелия в аридных зонах27, уменьшения суммарных размеров оазисного земледелия; усиления аграрной специализации , полного отсутствия технологических и иных заимствований у русских и, как следствие, ухудшения уровня обработки почвы и снижения урожайности основных агрономических культур29. О разрушении традиционной системы орошаемого земледелия в казахской степи и Туркестане писал и С.Д. Асфендиаров .

Односторонность выводов советских авторов 20 - 30-х гг. XX в. о негативности модернизационных процессов можно объяснить формировавшейся в тот период научной парадигмой, где все "колониальное" рассматривалось в качестве тормозящего фактора развития колониально 25 См.: Тогжанов Г. О казакском ауле. Издание Киргиза. Кзыл-Орда: Казгосиздат, 1927. С. 7-8. зависимых народов, а сам термин "колония" переставал восприниматься в качестве нейтрального понятия. Несомненно, что на позицию авторов влияло и недостаточно полное знакомство с комплексом исторических источников по проблемам колониального воздействия" . Так, в основе работ Г. Сафарова, С. Асфендиарова и ряда других ученых лежал анализ материалов, собранных преимущественно ревизией сенатора Палена32. Недостаточное знание источникового комплекса привело данных специалистов к значительному территориальному и хронологическому сужению предмета исследования большинства работ, изданных в этот период. Попытки же трансляции этими авторами социально-экономических, политических и культурных процессов времен столыпинской реформы, очевидцами которой они сами были, на более ранние исторические периоды, и выводы, которые были сделаны с использованием подобного подхода, не выдерживают, обычно, фактологической верификации.

Интересна мысль, высказанная В. Лаврентьевым о том, что в процессе колонизации "капиталистические страны выводят колониальные народы на широкую дорогу исторического развития, сокрушая натурально-хозяйственный строй и включая эти народы в систему мирового капитализма". Политика России в Туркестане и Степном крае рассматривалась в этой связи как типичная для колониализма, но прогрессивная33.

Влияние торговли и колонизации на ход и характер перехода к оседлости кочевников Казахстана во второй половине XVIII - начале XIX в

Следует отметить также, что Д.В. Волков попытался применить к казахским землям положение о секуляризации земель, которое было произведено по его проекту на церковных и монастырских землях метрополии , но и этот проект, несмотря на его соответствие предшествующему политическому курсу, претворен на практике не был. Предложения оренбургского генерал-губернатора, таким образом, были одобрены правительством лишь формально, последующие указы Сената исказили проект. Причина такого отношения кроется, на наш взгляд, в личной антипатии к нему императрицы. Такая же участь постигла и проект сменившего Д. Волкова на посту оренбургского генерал-губернатора князя В. Путятина. Развивая идеи своего предшественника на посту, новый губернатор вошел в правительство с предложением о "заселении порожних мест великороссийскими людьми"233, но оно было отослано для дальнейшего рассмотрения в специальную комиссию, которая так и не начала своей работы .

В отличие от Оренбургского ведомства, культурные контакты русского и иноверческого населения Сибири в этот же период не только не запрещались, об. но, наоборот, поощрялись правительством, губернскими властями и линейным начальством. Так, 1 июля 1766 г., по указу Сената, на Иртышскую линию из иных сибирских поселений для ознакомления казаков, а при удобном случае и казахов Среднего жуза, были вызваны мастеровые и "крестьянских работ художники""1". Для поощрения переселения на границу они наделялись фискальной льготой освобождения от всех податных платежей и несения повинностей сроком на пять лет" . Следует отметить, что в Сибирском ведомстве в рамках мероприятий, направленных на расширение культурной межэтнической диффузии, несомненно, использовались идеи Д.В. Волкова. Так, в инструкции 1765 г. командующего Сибирскими линиями генерал-порутчика И.И. Шпрингера комендантам крепостей, между прочим, говорится, "чтобы киргиз-кайсаки (казахи - А.Б.), как сами кочевкою, так и скотские их табуны держались своей стороны и до наших крепостей ближе десяти, а по крайней мере пяти верст, со взятием от них лучших людей аманатами, отнюдь не приближались"237. В качестве аманатов обычно находились в крепостях на линии, а иногда при доме генерал-губернатора молодые казахи из знатных, обычно султанских, семей . Время от времени они заменялись, по просьбе родственников и с согласия властей, на младших родственников, чаще всего братьев. Находясь среди русских, они обязательно обучались земледелию и промыслам, иногда знакомились с военным делом, обычно обучались русской грамоте. Власти вполне осознавали, что молодежь должна была, в силу возрастных психологических особенностей, легче воспринимать инновации и надеялись, что носители синкретичной культуры, заняв положенное им по праву генеалогического происхождения высокое место в традиционной потестарно-политическои структуре казахского кочевого общества, станут каналами трансляции новых ценностей и способов производства в степи. Надежды, возлагавшиеся на молодое казахское население в каче Термин используется по отношению к казахам И.В. Ерофеевой, Ж.О. Артыкбаевым, Б.М. Абдрахмаповон :: іругпми авторами. стве носителей и распространителей идей земледельческой цивилизации, были достаточно велики. Об этом, и частности, свидетельствует факт разрешения российским поселенцам купли у нищих казахов их собственных детей, которых они выдавали за калмыков" . Этим же фактически легитимировался процесс работорговли, с которым Россия начала бороться с 20-х гг. XIX в. Купленных детей, по возможности, крестили, обязательно обучали земледельческому промыслу и, по достижении ими двадцатипятилетнего возраста, давали вольную, а, в случае вступления в брак с крепостным (крепостной), вольную получали оба супруга и их дети .

Далеко не всегда надежды колониальной администрации оправдывались в полной мере. "Бывает, что воспитанный попечением правительства киргиз (казах - А.Б.), окончив курс, отправляется в орду и в несколько недель вся полировка, все, что было к нему привито, сглаживается, он снова тот же киргиз"242. Но в ряде случаев подобная культуртрегерская практика приносила желаемые результаты. Так, султан Ширгазы Каипов был в конце XVIII в. адъютантом графа Платона Зубова, фаворита Екатерины II243, и в таком качестве почитался казахами. Именно его они приглашали для урегулирования крупных конфликтов между ними и колониальной администрацией и даже для решения внутриказахских споров. А воспитанный в русской дворянской среде султан Джангир (Жангыр), став ханом, принялся "перестраивать" Внутреннюю орду по российскому образцу.

Одной из причин отказа правительства от проведения идей Д. Волкова в Оренбургском ведомстве стали значительные разногласия, а фактически - раскол в местной администрации по вопросу о характере и темпах проведения реформ в степных зауральских районах губернии. Несмотря на сведение всего многообразия политической власти в Российской империи того времени геральдики. сти государственной и на то, что только государство имело достаточно сил для реального влияния на общество, а также на то, что единственность государства на арене политической власти рождала с его стороны закономерное стремление к всеобъемлющему регулированию общественной жизни, как в главном, так и в частностях"1 , в рамках государственного аппарата разворачивалась борьба идей и борьба за индивидуальное лидерство (фактически - власть), которые позволяют рассматривать эту борьбу в качестве политической, а группировки, стоявшие за тем или иным лидером не просто кликами, но и своеобразными группами давления или противовеса. Причем противостояние во властных структурах было характерно, как для центра, так и для регионов.

12 октября 1767 г. оренбургскому губернатору в качестве приложения к указу Сената был направлен проект отставного вице-губернатора П.И. Рычкова -известного русского исследователя Востока, первого члена-корреспондента Академии Наук. В нем предлагалось развитие земледелия в Оренбуржье среди русских, калмыков и башкир245. В том же году в анкете Вольного экономического общества П.И. Рычков писал, что "Оренбургская губерния по великому множеству самых лучших и хлебных земель могла бы числиться между плодоноснейшими местами во всей Российской империи, ежели б умножены были в ней прилежные земледельцы" . Далее в анкете он отмечал, что в регионе слабо развито районирование зерновых, бобовых и технических культур. Но все же огромное значение уже в тот период играла конъюнктура рынка. Петр Иванович Рычков указывал, что в товарооборот и товарное производство земледельческой сельскохозяйственной продукции вовлечены и местные тюркские народы, которые заимствуют у русских сельскохозяйственный инвентарь, а иногда и трехпольную технологию возделывания почв247.

Административно-территориальные реформы 1860 - 1891 гг. и начало введения института частной собственности на землю в казахской степи

Таким образом, с 80-х гг. XIX в. часть казахов оказывается вовлеченной в орбиту политической деятельности, в первую очередь, по так называемому земельному вопросу. В это время появляются первые проекты землеустройства, разработанные самими казахами в соответствии с российским законодательством. Разделение казахов во внутриэтнической (= внутриполитической) борьбе на две партии, которые условно можно обозначить как "земледельческую" и "кочевую", создавало колониальной администрации новые возможности для усиления своего влияния, с одной стороны, и интенсификации деятельности по переводу казахов на оседлый образ жизни в связи с появлением обширной социально-политической и экономической базы, с другой. Российские центральные власти в это же время усиленно ориентируют местную администрацию на постепенное оседание казахов-кочевников и секуляризацию земель, лишь формально оставляя решение этого вопроса в компетенции губернской и низовой администрации.

В соответствии с рекомендациями правительства, в 1884 г. в Тургайской области было проведено обследование территорий на предмет возможного их использования в качестве земледельческих. Военный губернатор Тургайской области А. Проценко поручил провести данное обследование полковнику Яковлеву. В наказе, данном Яковлеву, отмечалась необходимость изыскания подходящих для колонизации территорий. После обследования Яковлев доносил начальству, что удобных для колонизации местностей в Иргизском уезде Тургайской области нет160. Однако военный губернатор активно настаивал на дополнительном обследовании и изыскании "свободных и удобных" территорий для колонизации. После такого административного нажима Яковлев вынужден был представить "соображение" о

Параллельно проводились реформы административно территориального управления. В 1882 г. было создано Степное генерал-губернаторство. объединившее области, населенные казахами. Инициатором его создания г-ыступило Военное министерство. Было созвано очередное межведомственное совещание, которому было поручено пересмотреть всю административную карту Азиатской России. Возглавил это совещание, на этот момент уже министр внутренних дел, Н.П. Игнатьев. Большую роль в принятии окончательного решения сыграла позиция военного министра В.П. Ванновского, отмечавшего необходимость введения нового административно-территориального деления внешнеполитическими факторами, в частности, разграничением территорий с Китаем и усилением российских позиций в Средней Азии настолько, "чтобы в случае надобности возможно было действительно угрожать Англии"163.

Степное генерал-губернаторство было отнесено к Западно-Сибирским губерниям, переходившим под действие общих правил управления империей. Против создания Степного генерал-губернаторства выступали многие чиновники того времени. В частности, Ф. Гире, которому было поручено реорганизовать управление на месте, отмечал, что одним из главных оснований "Временных положений" 1868 г. было ослабление родовых отношений у казахов посредством проведения русификаторской политики и разделения казахов в административном отношении. Реализация последнего фактора становилась невозможной при новом административно-территориальном уст 104

Ведомственные споры происходили по вопросам о приоритетности развития земледелия и оседания, а также по вопросам судебного устройства коренною населения, податного обложения, управления и др. В связи с возникшем дискуссией и назревшими к концу 80-х гг. XIX в. проблемами управления степными областями, правительство приняло решение о пересмотре Временного положения. С целью подготовки нового кодекса была создана специальная комиссия во главе с сенатором В.К. Плеве. Помимо прочих вопросов угон комиссией вновь был поднят вопрос о целесообразности оседания казахов-кочевников на землю и изменении их быта и образа жизни вообще.

Рассматривая результаты проведенных после принятия «Временных положений» местной администрацией мероприятий на основе данных отчетов генерал-губернаторов и областных правлений, комиссия пришла к выводу, что л вготы, предоставляемые казахам, чаще всего не использовались ими. Хотя процесс оседания и протекал относительно быстрыми темпами, но основная причина перехода - экономическая, а кочевой образ жизни по-прежнему для большинства представлялся более предпочтительным и привлекательным, кочевники не прибегали к использованию привилегий, опасаясь также , что в случае обратного перехода в кочевое состояние, с них будет взыскана не только пятилетняя подать, но и неустойка. Многие начинали земледельческий промысел и переходили к оседлому образу жизни с единственной целью - закрепить за собой земельные угодия. По этому вопросу ко-миссиия пришла к заключению, что сохранение для казахов, переходящих в оседлость, пятилетней льготы от налогооблажения нецелесообразно . При этом комиссия решила, что оседание кочевников не вступает в противоречие с интересами правительства. Поэтому было рекомендовано сохранить в силе льготу освобождения от рекрутской повинности при переходе в иное состояние. Комиссией предлагалось сохраненить права личного владения земельным налетом для оседлых казахов, но право субаренды планировалось суще

Трансформация структуры и социальных отношений в казахском обществе

С 30-х гг. XVIII в. казахи попадают в орбиту политического и торгово-экономического влияния России. Первоначально имперская администрация попыталась опереться на традиционные элитарные группы, оставив автономию во внутренних вопросах. В период правления Екатерины II, параллельно началу введения «гражданского» общества в метрополии, делаются попытки «приводить киргизов (казахов - Л.Б.) в «людскость» и к смягчению их «варварских» нравов, «приманивая» их к перемене образа жизни»/

Привлечение торе к государственной службе и юридическая институ-циализация их власти, привели к падению авторитета султанов. Традиция не могла принять даже незначительного вторжения в ее прерогативы. Однако форма ответа на вызов внешней среды породила трансформацию самой традиции.

Так, казахи Младшего жуза привлекли к суду биев хана Нуралы , что противоречило обычному праву. Недовольство вылилось в вооруженный протест. Одним из основных требований повстанцев, сторонников Срыма Датова, было отрешение хана. Противостояние

Кризис положения торс отразился и на иных уровнях. Возникли прецеденты нарушения обычая эндогамии. К середине ХГХ в. появилась прослойка из потомков браков между горе и кара суйек - «караман», не пользовавшаяся привилегиями султанов.

Должности, появившиеся в степи по реформе М.М. Сперанского, сохранили только семантическую преемственность. Известны случаи, когда старшими султанами становились кара суйек. Так, Каркаралинский окружной приказ возглавлял Кунанбай Ускембаев, отец поэта - просветителя Абая39.

В 80-х гг. XIX в. источники фиксируют случаи сгона чингизидов с занятой территории. Пронесе упадка авторитета торе зашел столь далеко, что во время восстания 1916 г. казахи Акмолинской и Тургайской областей избрали по традиционному обряду хана из нечингизидов4.

Авторитет кожа, несмотря на возросшую исламизацию казахов, также понизился. Главными отправителями мусульманских обрядов стали муллы (обычно этнические татары), а также ходжи и ахуны.

Институт батырства еще считался авторитетным, однако, стать батыром было сложно: военные функции являлись прерогативой правительственных войск, а от отбывания воинской службы казахи освобождались, барымта же была объявлена конокрадством и приравнивалась к воровству, разбор дел по которому совершался общероссийским судом.

Попытки привлечь на государственную службу старшин встретили противодействие автохтонного населения, что свидетельствует о падении авторитета и этого потестарного института. При обсуждении проекта нового

Положения об управлении степными областями выборные казахи, в частности, «единогласно выступили против предоставления разрешения земельных споров... съезду аксакалов, и виду того, что они не могут ожидать в этом случае справедливого разрешения дела»41.

Изменилось и положение биев. Из их компетенции были изъяты в пользу общеимперского суда все уголовные и гражданские дела с суммой иска свыше 50 рублей. Сами они с 60-х гг. XIX в. находились на службе и утверждались губернской и уездной администрацией"".

Процесс инсгитупиализации власти потестарных структур сопровождался утерей ими авторитета в традиционной среде и свидетельствовал о сильнейшем кризисе «интегрального традиционализма».

Рабство у казахов было запрещено уставом 1822 г., а договоры России со среднеазиатскими государствами 50-60-х гг. XIX в. исключили возможность работорговли" , упразднив причину, стимулировавшую казахское рабовладение. Во второй половине XIX в. источники уже не фиксируют наличия в степи кулов.

На рубеже XIX - XX вв. резко изменилось положение баев. Это слово стало «тождественно здесь со словом «ростовщик» без всякого, впрочем, ос гг „44 короительного оттенка ... и означает в то же время «почтенный человек» . Проводившаяся полигика изменения нравов и обычаев долгое время была малоэффективной. В казахской среде не приживались ценности оседло-земледельческой культуры, пока доминировало кочевое производство. Генерал СБ. Броневскиіі в 40-х гг. XIX в. отмечал, «что воспитанный попечением правительства киргиз (казах - А.Б.), окончив курс, отправляется в орду и в несколько недель вся полировка, все, что было к нему привито, сглаживается, он снова тот же киргиз» \ То, чего не смогло достичь правительство более

За период XV!!! - начала XX вв. у казахов в пользу казачества, крестьян-переселенцев, под государственные дачи и в запасной фонд было изъято около 40 млн. дес. земельных угодий. Рост народонаселения и невозможность расширения ареала проживания привели к демографическому взрыву. Интегральное традиционное общество оказалось неспособным на быструю интенсификацию хозяйства. Сработал лишь механизм саморегуляции в форме замедления естественного прироста населения. Если прежде на 1000 женщин - казашек рождалось около 95 детей, то за 1893 - 1902 гг. коэффициент рождаемости в Западном Казахстане составил: у казаков - 89; у иногородних - 92; у казахов - 58,8, т.е. рождаемость у казахов Младшего жуза была ниже, чем у казаков в 1,5 и у иногородних в 1,6 раза. Соответственно годовой прирост у казаков составил ! 6.7, у иногородних - 15,7, у казахов — 9,4.

Сокращение рождаемости зафиксировано и у казахов Среднего жуза. Так, за период 1897 - 1915 гг. в Акмолинской области она снизилась на 25,1 рождений. У русских за это же время баланс рождаемости возрос на 13, 06, у украинцев на 11,2 рождений на 1000 женщин, у остальных этносов остался практически неизменным . Таким образом, сокращение рождаемости казахов - кочевников было не локальной, а общей тенденцией.

Вероятно, такая адаптивная реакция смогла бы на некоторое время продлить существование родовой традиции, но она не могла справиться с искусственным приростом населения. В результате происходит переход «лишней» части сообщества к иным, более интенсивным и неприемлемым прежде формам хозяйственной деятельности. Накануне реформы 1861 г., предвидя увеличение потока переселенцев - крестьян, оренбургский губернатор А.А. Катенин писал: «Единственным способом к доставлению киргизам

Похожие диссертации на Проблема седентаризации в политике России в Казахстане, XVIII - начало XX в.