Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Гавриленков, Алексей Федорович

Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция
<
Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гавриленков, Алексей Федорович. Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Гавриленков Алексей Федорович; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2010.- 790 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-7/13

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая «Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917гг.; сущность, принципы, эволюция» как самостоятельная научная проблема в исторической науке» 21

Глава вторая «Сущность, принципы и эволюция вероисповедной политики государственной власти Российской империи» 122

Глава третья «Государственно-православно-церковные отношения в Российской империи и их преломление на территории Смоленской губернии в 1721-1917 гг.» 214

Глава четвертая «Государство и инославные церкви в Российской империи и Смоленской губернии; противостояние и диалог» 417

Глава пятая «Государственная власть и нехристианские иноверные исповедания; особенности их взаимоотношений в империи и в Смоленской губернии в XIX - начале XX века» 516

Заключение 643

Примечания второго тома 671

Список использованных источников и литературы 708

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется её многоаспектностью. История вероисповедной политики Российской империи относится к наиболее разрабатываемым исследовательским направлениям современной российской историографии.

Именно историческая наука призвана заботиться о приращении исторических знаний о прошлом, и, в частности, о развитии российского государства и реализации его интересов и интересов российского общества, о процессе культурного, духовного развития нашей страны.

Изучение вероисповедной политики российского государства периода империи расширяет знания об истории нашей многонациональной страны, истории её народов, истории культуры.

В культурном развитии любой страны, в приобщении человека к системе нравственных норм и ценностей большую роль играет религия, Православная религия занимала особое место в России. Рассмотрение истории её развития и деятельности позволяет глубже изучить процессы формирования духовности российского общества.

Очевидным является и тот факт, что без знаний о различных вероисповеданиях (конфессиях) невозможно составить полное представление об истории России и отдельных ее частей.

В 1721 -1917 гг. в Российской империи сложилась система государственно - вероисповедных и государственно-церковных отношений, отличавшаяся своей сложностью, многообразием и спецификой. Эта система, при всей её критики, способствовала вовлечению в жизнь страны народов, вошедших в состав империи и имевших различные исповедания, узаконивала отдельные нормы их канонического, брачно-семейного и наследственного права, включала их в общественно-экономическую и правовую деятельность, давала возможность жить в мире и согласии последователям всех мировых религий, приверженцам множества традиционных национальных религиозных учений. Функционирование этой системы до сих пор вызывает дискуссии, споры исследователей.

До последнего времени изучение российской государственной политики по отношению к православию и другим конфессиям проходило в основном, или в «имперском масштабе», или на региональном уровне. Полагаем, что целесообразно в изучении этой проблематики выходить на новый уровень – общероссийский - региональный.

Политика государственной власти империи в отношении Русской Православной церкви (РПЦ), инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий должна изучаться, по глубокому убеждению автора, в её преломлении на местном уровне. Необходимо убедиться в том, что тот или иной вероисповедный закон, то или иное решение государственных властей в «вероисповедной сфере» работали, что они применялись на практике. В данном случае речь идет о Смоленском крае.

Вопросы вероисповедной политики, проводимой в Российской империи в рассматриваемый исторический период, имеют актуальное звучание для понимания отношений, складывающихся между российским государством и различными вероисповеданиями на современном этапе развития. Анализ исторического опыта взаимодействия светской власти с религиозными объединениями позволит определить оптимальную государственную политику в сфере отношений с религиозными объединениями.

Таким образом, актуальность данной темы исследования определяется:

постоянной потребностью российской исторической науки в приращении знаний о развитии российского государства и реализации его интересов и интересов российского общества, о процессе духовного, культурного развития нашей страны на протяжении её длительного исторического существования;

научной и политической необходимостью изучения истории Российской империи как многонациональной страны, в составе которой жили многие народы, имевшие различные исповедания, различные религиозные установки;

многообразием, неповторимостью, спецификой и сложностью государственной вероисповедной политики в период Российской империи;

потребностью глубокого научного исследования системы государственно-вероисповедных и государственно-церковных отношений, сложившихся в нашей стране в 1721 -1917 гг.;

непреходящей научной и социально-политической значимостью изучения истории религий, являющейся составной частью российской истории и истории российской культуры;

дискуссионностью заявленной темы исследования;

необходимостью глубокого изучения вероисповедной политики российской государственной власти в её преломлении на региональном уровне;

общественной и политической потребностью инструментами науки извлекать из прошлого опыт во избежание повторения допущенных ранее ошибок.

Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1721 г. по март 1917 г., с провозглашения России империей до её падения. Такой длительный исторический период позволяет наиболее полно исследовать процесс становления и развития политики российского государства по отношению к Православной церкви, христианским конфессиям и авраамическим вероисповеданиям.

Объектом исследования является вероисповедная политика российского государства.

Предмет исследования - политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий.

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение сущности, принципов и эволюции политики государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославным конфессиям, авраамическим (нехристанским) вероисповеданиям, и преломления этой политики в Смоленской губернии.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи диссертационного исследования:

уточнить понятийный аппарат проблемы исследования;

проанализировать источники и литературу;

рассмотреть модели отношений между государством и религиозными объединениями;

изучить сущность, определить параметры и основные направления вероисповедной политики государственной власти;

выявить основные принципы российской государственной вероисповедной политики;

рассмотреть эволюцию и периодизацию вероисповедной политики Российской империи;

проследить динамику взаимоотношений государства с основными конфессиональными объединениями в России, выявить объективные и субъективные обстоятельства, влиявшие на изменение характера этих взаимоотношений на том или ином историческом этапе;

показать значимость российской вероисповедной политики в процессе интеграции различных народов, их религий, культур, традиций и обычаев, - в жизнь многонациональной Российской империи;

изучить процесс преломления общероссийской государственной вероисповедной политики в Смоленской губернии в период империи, рассмотреть отношение государственной власти к Православной церкви, инославным и авраамическим (нехристианским) исповеданиям на территории губернии, выявить особенности этих отношений;

сформулировать причины, определявшие дифференцированное отношение властных структур «имперского» и губернского уровней к течениям различной конфессиональной направленности;

выработать рекомендации по совершенствованию современной российской государственной исповедной политики.

В течение многих лет в нашей исторической литературе с упорством, достойным лучшего применения, «светские» и «церковные» историки стремились высветить, прежде всего, негативные стороны вероисповедной политики Российской империи, доказывали, и не безосновательно, её ограниченность, не последовательность, не дальновидность и т.п. Были и исследования, которые не подвергали сомнению правильность вероисповедного курса государственных властей Российской империи.

Позиция диссертанта заключается в выявлении, прежде всего, позитивного опыта в российской вероисповедной политике; эта политика, являясь частью внутренней политики, решала важнейшие государственные, духовно-идеологические и социально-политические задачи. При этом автор, будучи далеким от всеобщей одобрительной оценки вероисповедной политики государственных властей империи, подвергает её справедливой жесткой критике.

Выявление позитивного и негативного опыта необходимо, прежде всего, для воссоздания объективной исторической картины прошлого нашей страны.

Методологические и теоретические основы исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических принципов и методов исследования.

При написании диссертации автор руководствовался положениями научной теории исторического познания, в соответствии с которой предполагается применение определенной совокупности приемов и операций для достижения цели. В данном диссертационном исследовании при решении поставленных задач, автор придерживался принципов объективности, историзма, системности, признания причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли объективных факторов.

В качестве конкретных методов работы были использованы следующие исторические методы исследования: сравнительный, аналитический, типологический, хронологический, проблемно-хронологический и метод периодизации.

Метод периодизации и хронологический метод ориентировали автора диссертации на выделение отдельных этапов в становлении и развитии вероисповедной политики Российской империи вообще, в Смоленской губернии, в частности, на анализ исторического материала в хронологической последовательности.

Использование проблемно-хронологического метода позволило проанализировать отношение государства к различным вероисповеданиям в определенных нами хронологических рамках, выявить присущие, относительно каждого действующего на территории губернии вероисповедания, особенности вероисповедной политики.

Сравнительный метод использовался автором работы при выявлении количественных характеристик роста последователей вероисповеданий, действовавших на территории Смоленской губернии в рассматриваемых хронологических рамках. Кроме того, сравнительный метод был использован при сопоставлении отношения государственной власти к вероисповеданиям на разных этапах вероисповедной политики.

Типологический метод позволяет выявить общие черты вероисповедной политики российского государства в период империи и одновременно определить особенности вероисповедной политики по рассматриваемым категориям вероисповеданиям.

Аналитический метод осуществлен с использованием различных статистических методов, что позволило выявить динамику развития вероисповеданий на территории Смоленской губернии в рассматриваемый период.

Источниковая база исследования. Решение задач, поставленных в диссертации, потребовало, прежде всего, обращения к разнообразному кругу опубликованных и не опубликованных источников.

Использованные в диссертации опубликованные источники условно можно разделить на несколько групп.

В первую группу источников вошли официальные документы - законы, своды законов, уставы, уложения, постановления правительства, царские указы и манифесты, а также епархиальные распоряжения, документы законотворческой деятельности - V Государственных дум.

Вторая группа источников представлена опубликованными документами и статистическими материалами, раскрывающими положение различных конфессий в Российской империи и на территории Смоленской губернии.

Третья группа использованных в диссертации источников – это материалы периодической печати России XIX века, а также современные научные, научно-публицистические и краеведческие периодические издания.

Четвертую группу составили источники личного происхождения - опубликованные воспоминания, дневники, письма. В эту группу источников включены религиозно-нравственные сочинения российских богословов.

Пятую группу источников образуют священные книги, тексты молитв вероисповеданий, действовавших на территории России и Смоленской губернии.

Шестая группа опубликованных источников – справочная литература, энциклопедические издания.

Что касается неопубликованных документов, то они представлены архивными документами и материалами. В научный оборот введено значительное количество архивных дел различных фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Государственного архива Смоленской области (ГАСО) и Вяземского филиала ГАСО (г. Вязьма).

Комплекс выявленных документов и материалов репрезентативен, он позволяет раскрыть различные стороны избранной проблемы и служит основой для объективного освещения темы диссертации.

Состояние научной разработанности проблемы. При подготовке диссертации автор опирался на многочисленные публикации отечественных и зарубежных историков. Проблемы сущности вероисповедной политики России в период империи, отношение к вероисповеданиям, действовавшим на территории российского государства, нашли широкое отражение в научной литературе. Все использованные научные исследования по теме исследования можно также представить в нескольких группах.

К первой группе относятся исследования, в которых изучалось отношение государственной власти к православной церкви, ее структуре, деятельности церкви по различным направлениям жизнедеятельности российского общества в период империи.

Во вторую группу входят исследования, в которых рассматривается отношение государственной власти к старообрядчеству и русскому сектантству.

К третьей группе относятся исследования, посвященные деятельности в Российской империи неправославных (христианских) вероисповеданий и отношению к ним со стороны российского государства.

Четвертую группу составляют работы, посвященные исследованию отношения государственной власти в период империи к авраамическим (нехристианским) вероисповеданиям.

Пятую группу формируют диссертационные исследования.

Отмечая громадный вклад отечественных и зарубежных специалистов в разработку заявленной темы исследования, все же приходиться констатировать, что в исторической литературе отсутствует системное описание сущности, принципов и эволюции вероисповедной политики государственной власти Российской империи и процессов взаимодействия государства и исповеданий на территории Смоленской губернии в 1721 – 1917 гг.

Научная новизна диссертационной работы определяется, прежде всего, тем, что это первое в российской исторической литературе обобщающее исследование сущности, принципов и эволюции вероисповедной политики Российской империи, и её преломления во взаимоотношениях государственной власти и Православной церкви, христианских конфессий и авраамическимх (нехристианским) религиозных объединений в Смоленской губернии - за все время существования империи (1721-1917 гг.)

Иными словами, научная новизна и значимость диссертации состоит в том, что предпринята попытка показать историю общероссийской вероисповедной политики и региональной вероисповедной политики светских властей Смоленской губернии в тесной и неразрывной взаимосвязи, и выделить эту политику в предмет для самостоятельного научного изучения.

Содержание самой диссертационной работы, выводы и обобщения, дают, на наш взгляд, основание о признании её темы в качестве новой самостоятельной научной проблемы.

Введение в научный оборот большого пласта архивных документов, ранее недоступных или малоизвестных исследователям, материалов мемуарного характера, эпистолярных источников, публицистики, российской прессы, делает данную диссертационную работу особенно научно-значимым исследованием.

Впервые в отечественной исторической литературе данное диссертационное исследование носит комплексный характер, в котором исторический аспект тесно сочетается с государствоведческими, юридическими, политологическими, экономическими, социологическими и психологическими аспектами проблемы.

Причём предлагаемое исследование полностью лишено прежних идеологических и политизированных подходов к изучению этой темы.

Научная новизна диссертации состоит в авторском определении ряда ключевых понятий исследования: «вероисповедная политика», «государственно-церковные отношения», «государственно-православно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения» и т.д., а также в авторском обосновании периодизации вероисповедной политики Российской империи, и выявлении принципов её проведения, в глубоком и критическом анализе этой политики.

Научная новизна присутствует при выявлении объективных и субъективных обстоятельств, влиявших на изменение характера взаимоотношений государства и различных конфессий на том или ином историческом этапе, при определении значимости российской вероисповедной политики в процессе интеграции различных народов, их религий, культур, традиций и обычаев, - в жизнь многонациональной Российской империи.

Диссертантом переосмыслены характеристики отдельных государственных деятелей и церковных иерархов России, так или иначе связанных с вероисповедной политикой Российской империи в рассматриваемые годы.

Новым является рассмотрение политики российской государственной власти по отношению к Православной церкви, христианским конфессиям и авраамическим вероисповеданиям в Смоленской губернии на протяжении длительного исторического периода. Это позволяет глубже изучить и понять общероссийскую государственную вероисповедную политику, делать общие выводы более аргументированными и убедительными.

Предложенные автором выводы и обобщения по рассматриваемой проблеме являются научным вкладом в данное направление отечественной исторической науки.

Практическая значимость диссертации. К научным областям конкретного применения результатов исследования автор относит, прежде всего, историю России. В то же время результаты исследования могут быть востребованы и такими отраслями научного знания, как: история государства и права России, политология, культурология, философия.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке индивидуальных и коллективных монографических трудов, найти применение в учебном процессе в высшей школе при чтении лекций, проведении практических занятий, при подготовке и написании дипломных, курсовых работ, учебников и учебных пособий, прежде всего, по курсу «История России». Большой фактологический материал диссертации, её выводы и обобщения могут также быть полезными при проведении занятий по таким учебным предметам, как: «Основы православной культуры», «Религиоведение», «История и теория религий».

Практическая значимость диссертации определяется также возможностью использования результатов проведенного анализа:

- при формировании основных направлений вероисповедной политики современным российским государством и его субъектами;

- в выборе методов, форм и направлений взаимодействия органов государственной власти и различных конфессий, действующих как на территории России в целом, так и на территории ее отдельных субъектов;

- при разработке нормативной базы, обеспечивающей правовое регулирование отношений различных конфессий, действующих в современной России.

Апробация работы. Результаты исследований, предпринятые во всех структурных частях диссертации, получили отражение в статьях, опубликованных в перечне периодических изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, в монографических работах.

Основные положения и выводы диссертации были изложены в ряде выступлений на международных и региональных научных конференциях и коллоквиумах в статьях и докладах, в периодических изданиях.

Материалы диссертации использовались в таких учебных курсах как «История религий» и «Религиоведение» (Смоленский государственный университет, Смоленский государственный институт искусств), «История и теория религий» (филиал Московского психолого-социального института в г. Рославле Смоленской области), «Основы православной культуры» (Смоленский филиал Российского университета кооперации).

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, примечаний, списка использованных литературы и источников.

«Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917гг.; сущность, принципы, эволюция» как самостоятельная научная проблема в исторической науке»

Любая историческая проблема, претендующая на самостоятельную роль в исторической науке, должна иметь объект и предмет исследования, хронологические рамки. Об объекте и предмете исследования, хронологических рамках уже говорилось во введении диссертации. Самостоятельная научная историческая проблема должна иметь также территориальные границы, понятийный аппарат и широкую историографическую и источниковую базу.

Территориальные границы исследования определяются общероссийской территорией вообще, и территорией Смоленской губернии, в частности.

Смоленский край - территория взаимодействия различных культур и различных конфессий. На протяжении ряда веков Смоленская земля становилась ареной борьбы, которая была направлена на преодоление попыток проникновения идей западной цивилизации на территорию Древней Руси (России). Пограничное состояние Смоленщины предопределило на этой территории столкновение западной и российской цивилизаций, как в военном, внешнеполитическом, так и в духовном, культурном планах.

Уникальность Смоленщины определяется тем, что она оказалась на пересечении интересов Московского и литовского, а затем польско-литовского государств. Смоленщина, находившаяся на стыке российской и западной культур, представляла собой уникальную территорию, на которой пересекались различные культуры. Смоленская земля оказалась в положении пограничья, на территории которого взаимодействовали русская и польская, русская и белорусская культуры.

Как известно, культурная идентичность народа включает в себя и самоотождествление народа с какой-либо религией. Уникальный облик Смоленской губернии исторически формировался под воздействием многих мировых религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма), и этнокультурных влияний различных народов.

В конце XIX века на территории губернии проживали представители нескольких языковых групп. Данные переписи 1897 года позволяют из всех языковых групп выделить семь наиболее значимых в количественном отношении: великорусская (русский, белорусский и украинский языки), еврейская, латышская, литовская, немецкая, польская и турецкая.

В исследованиях второй половины - конца XIX века подчеркивалась тесная связь Смоленщины и восточных белорусских губерний. При этом, рассматривая верования и обряды жителей Смоленской губернии, исследователи относили их к числу белорусских.

В книге «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края» П.В. Шейном были изучены языческие верования, представления, сохранившиеся в конце XIX века на территории Смоленской губернии среди белорусской и русской частей населения.1

Проблема взаимодействия русской и белорусской культур на территории российско-белорусского пограничья получила отражение в творчестве исследователей XIX-XX вв. В трудах Н Анимелле, В.Б. Антоновича, М.В. Довнар-Запольского, М.О. Кояловича, Ю.Ф. Крачковского, П.В. Шейна, Д. Н. Анучина, И.П. Силича, Н.А. Янчука, П.А. Расторгуева, СВ. Максимова, Чистовича рассматриваются исторические, лингвистические, этнографические, географические, религиозные и т.д. аспекты взаимодействия русской и белорусской культур пограничья.

Взаимодействие белорусской и русской культур на Смоленщине можно проследить на примере исследований в различных научных направлениях: археологии, истории, лингвистике, антропонимике, ономастике, топонимике, в народной одежде и украсах, быту.""

Связь Смоленщины и Белоруссии являлась настолько очевидной, что во второй половине XIX века Смоленщину представляли культурной частью Белоруссии, называя «белорусская Смоленщина».

Кроме белорусского и русского этносов на территории губернии, точнее, в двух уездах - Поречском и Смоленском, проживало население литовско-латышской языковой группы.

На территории губернии проживали немцы, евреи, поляки, турки. Среди немцев были православные, католики, лютеране, реформаты, меннониты, иудеи. Евреи были представлены православными, католиками. Основная масса евреев, проживавших на территории губернии, была иудеями. Польская языковая группа была представлена православными, католиками, лютеранами, реформатами. Среди турок были православные и мусульмане. Взаимодействие культур и этносов на территории Смоленской области оказывало влияние на трансформацию религиозного сознания жителей Смоленской области.

«Сущность, принципы и эволюция вероисповедной политики государственной власти Российской империи»

О характере взаимоотношений государства и церкви видные мыслители, исследователи говорили давно. Томас Гоббс утверждал, что «христианское государство и церковь - одно и то же».408 Правда лишь в том случае, когда отношения идеальной христианской государственной конструкции и некоей универсальной церковной организации рассматриваются сугубо теоретически.

Наш соотечественник философ И.А. Ильин говорил о взаимоотношениях государства и церкви иное: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает достоинство и изменяет своему назначению... Церковь не должна брать меч — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».

Проблема взаимоотношений государства и церкви, разграничения их сфер деятельности возникла давно. Решение этой проблемы было найдено в трех вариантах: цезаропапизм (подчинение Церкви государству), папоцезаризм (подчинение государства Церкви) и симфония (равноправное сотрудничество Церкви и государства). Российские церковные либералы ещё в XIX веке в государственно церковных отношениях различали две стадии. Первая - государство, «ставшее из конфессионального неконфессиональным», «невероисповедным», т.е. придерживающееся паритетного (равного) отношения к исповеданиям - с точки зрения закона все они равны, принадлежность к любому не составляет гражданской выгоды (невыгоды), перемена исповедания свободна и является частным делом.

Паритетное государство и считается веротерпимым: оно обеспечивает всем исповеданиям свободу культа и распространяет на них свои верховные права (это вытекает из системы территориализма).

Вторая стадия - «культурное государство»: наряду с паритетностью введен светский брак, отменено государственное религиозное образование, религиозные организации существуют на правах объединений граждан, в чью деятельность, если она не нарушает закона и порядка, власть не вмешивается. Все это означает господство «свободы совести». Но возможно оно, считали российские церковные либералы, лишь там, где история начинается «заново» - в революционной (до Термидора) Франции, в США. В России и Европе из-за влияния естественного права возможны только веротерпимые государства. Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве: 1) Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями. 2). Режим отделения церкви от государства. Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви.

Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей: 1. В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. 2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения. 4. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. 5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов. 6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения.

Статус государственной религии одновременно ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется такими, в частности, особенностями: религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций; церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные.

Вместе с тем, отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах. Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Но было бы ошибкой думать, что отношения между государством и церковью всегда складывались без взаимных претензий.

«Государственно-православно-церковные отношения в Российской империи и их преломление на территории Смоленской губернии в 1721-1917 гг.»

Необходимо подчеркнуть, что поддержание господствующего положения РПЦ рассматривалось властью в качестве фактора обеспечения единства и целостности российской государственности.

Коротко и емко квинтэссенцию государственно-церковных отношений этого периода сформулировал министр народного просвещения эпохи Николая I граф С.С.Уваров в своей знаменитой триаде «православие, самодержавие, народность», подчеркнув особую роль православия в функционировании российского абсолютизма.

Свод законов Российской империи определял, как известно, «первенствующую» и «господствующую» роль православия в Российской империи. Статья 40 Основных законов гласила, что «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания».636

Данная позиция предполагала ряд преимуществ православной веры: император должен быть православным. Статья 63 Свода основных Государственных законов гласила следующее: «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной».637 Будущая российская императрица также должна быть православной. Закон возлагал на императора обязанность «быть верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем /TTQ правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». О трактовке императорской власти в Церкви спорили юристы -консерваторы и либералы с связи с принятием Основных законов 1906 г. Е. Н. Темниковский и другие считали, что русские императоры по своему конфессиональному статусу с петровских времен стали подлинными главами Церкви и заняли в ней такое же положение, как и западные императоры в католичестве. ю

Для характеристики отношений российского императора и Православной церкви некоторые исследователи используют термин «цезарепапизм». б41 Есть сомнения в правомерности использования этого термина. Этот термин был введен в оборот немецким историком И. Хергенретером для характеристики политической системы Византии, но впоследствии приобрел расширительное значение.

В России положение императора как главы Церкви определялось законодательством, которое было создано под воздействием протестантской доктрины государственной церковности. В соответствии с ней государь, принадлежавший к религиозной общине, составляющей большинство населения, официально именовался главой Церкви. Император не обожествлял себя в качестве главы Церкви (в России царь уподоблялся Христу только в акте помазания), но утверждал ее статус в качестве государственной среди других религиозных сообществ империи.

Определяя привилегированное положение Православной церкви, государство всячески способствовало развитию её как церковной организации. В управлении Православной церкви верховная власть действовала непосредственно через учрежденный ею Святейший Правительствующий Синод.642 Однако особенность положения Православной церкви в значительной степени корректировалось тем, что обер-прокурор при Святейшем Синоде, прежде осуществлявший только функцию надзора за законностью синодального делопроизводства, с 1835 г. получил права министра. Благодаря этому обер-прокурор стал посредником между Православной церковью и верховной властью. Все дела, касающиеся православного духовного ведомства, представлялись в высшие государственные учреждения и императору не иначе, как через обер-прокурора, занимавшего таким образом положение подлинного министра ведомства православного исповедания.

Исключительным правом пропагандировать свое вероучение на всей территории Российской империи обладало православное духовенство.643 Государство признавало распространение православия на общественные отношения в России.

Первенствующее положение Церкви нашло свое законодательное выражение также и в том, что «признавая одну себя единою истинною Церковью Христовою, принадлежность к которой является необходимым условием для спасения», Православная церковь не допускала «для своих последователей свободы перехода из православия в иное, хотя бы христианское, исповедание» и рассматривала «лиц, отпавших от православной веры, как заблуждающихся, заботясь о возвращении их в православие».644

Такая позиция Православной церкви не была исключительной: в соответствии с нормами канонического права не только Православная, но и всякая иная Церковь не допускает для лиц, к ней принадлежащих, свободы выхода и перехода в другое вероисповедание, не считая такой выход правомерным актом.645

Юридически предполагалось, что всякое частное лицо остается в вере, в которой оно рождено и которую исповедовали его предки. Законодательство не допускало возможности не принадлежать ни к какому исповеданию, то есть государство признавало в каждом подданном человека религиозного. По существовавшему тогда общему правилу не допускался также и свободный переход из одной признанной веры в другую. Тем самым права отдельной личности были неотделимы от прав религиозной общины. Допускался переход только в православие всем инославным и иноверным без всяких ограничений. Вместе с тем закон утверждал, что «как рожденным в православной вере, так и обратившимся к ней из других вер запрещается отступить от нея и принять иную веру, хотя бы то и христианскую».

«Государство и инославные церкви в Российской империи и Смоленской губернии; противостояние и диалог»

На территории Российской империи действовали Римско-католическая и протестантские церкви, Армяно-католическая церковь, а также Армяно-Григорианская церковь, получившие официальное название «инославных церквей». В настоящем диссертационном исследовании при рассмотрении их деятельности используется термин «неправославные христианские конфессии».

Следует повторить, что законодательство периода Российской-— империи не оперировало понятием «конфессия», для её обозначения использовался термин «исповедание». В каждом конкретном случае уточнялось понятие «вероисповедание».

В допетровском законодательстве была явная недостаточность норм, определявших статус инославных церквей в русском обществе. До XVIII века в России не существовало самостоятельной традиции религиозной терпимости. В рамках отечественного законодательства толерантность либо ограничивалась практическим допущением возможности существования других конфессий, либо полностью отвергалась. Не только церкви, но и само государство нуждалось в законодательном закреплении . ряда правоотношений, в том числе идеи терпимого отношения к инославным конфессиям. Всё это и обусловило в XVIII в. появление целого пласта важнейших правовых документов, которые в своей совокупности могут означать начало нового этапа - в развитии государственно-конфессиональных отношений.

Среди неправославных христианских конфессий выделялись католические религиозные объединения. На протяжении многих веков отношение государственной власти к католической церкви менялось, начиная от доброжелательного с предоставлением различных привилегий, заканчивая изгнанием отдельных представителей католического вероисповедания.

Католицизм, так же как и православие, является одной из ветвей христианства. Католическое вероучение и православие близки друг к другу; однако католицизм имеет свои догматические и обрядовые отличия.

История Римско-католической церкви в России - это тернистый путь веры. Это пример того, как религия становится заложницей политических и геополитических процессов, происходивших в Европе. На протяжении ряда веков католическая церковь рассматривалась западноевропейскими правителями и государствами как своеобразное средство вовлечения российского государства в орбиту своего влияния. С другой стороны, Римско-католическая церковь воспринималась российским государством, православной иерархией и православными верующими как враг.3

В XVIII веке Россия начинает активно продвигаться на запад, завоевывая пограничные территории. В результате Северной войны (1700-1721 гг.), Разделов Речи Посполитой (1772,1793,1795 гг.) к Российской империи были присоединены значительные территории, населенные католиками, протестантами, иудеями. Появление представителей указанных вероисповеданий в качестве подданных империи не могло не повлиять на отношение к ним со стороны государства.

Отношение государства в первый период (1721-1762 гг.) формирования российской вероисповедной политики к неправославным вероисповеданиям в условиях формирующейся государственной вероисповедной политики было непоследовательным. Это ярко проявляется в отношении Римско-католической церкви в России. С одной стороны, российское государство в эпоху правления Петра I поддерживало католическую церковь в России, что было связано с приезжавшими иностранцами-католиками.

Проведенная Петром I церковная реформа позволяла государству не всегда считаться со взглядами господствующей церкви и в большей мере проводить политику, которая бы учитывала интересы представителей других религий в целях утверждения и охранения единства политической системы, считает исследовательница М.А.Булавина.5

Указ 1702 г. стал предпосылкой для издания 12 декабря 1705 г. другого указа, на этот раз уже касавшегося только католиков, в котором Петр, пойдя на союз с польским королем против шведов, допустил свободное исповедание католической веры и даже строительство церквей «в столице и повсюду в государствах своих».

В 20-е годы XVIII века были зафиксированы случаи, когда жители западных губерний стали переходить в католицизм.6 Государственная власть стала применять меры к нераспространению католической веры в России. 16 февраля 1728 года Петром II был издан именной указ, согласно которому польское католическое духовенство не допускалось в русские земли.

Запретительные меры в отношении тех россиян, которые переходили в католичество, не остановили данного процесса. Увеличение числа католических общин, священнослужителей, прихожан, по справедливому замечанию историка О.А. Лиценбергер, «требовало создания правовой базы для урегулирования деятельности Церкви на территории России».7

С 1734 г. представители «иностранных конфессий» и их храмы были подчинены Лифляндской, эстляндской и финляндской коллегии, в свою очередь подотчетной Сенату. Указом от 1735 г. Анна Иоанновна подтвердила свободу отправления культа. Вопросами, касавшимися католиков, занималась также Коллегия иностранных дел.

С другой стороны, в период правления Петра III католики были поставлены под жесткий контроль. Государство стало проявлять к Римско-католической церкви нетерпимость. Польское католическое духовенство не допускалось к русским католикам, жившим на границе с Россией (смоленские земли). Русским католикам (смолянам) было запрещено посылать детей на обучение в Речь Посполитую.

Данный период характеризуется первыми шагами в создании структуры Римско-католической церкви России. В эпоху дворцовых переворотов была создана Юстиц-Коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, которая контролировала деятельность католиков в России.

Похожие диссертации на Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция