Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г. Ноздрин Геннадий Антонович

Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г.
<
Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г. Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г. Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г. Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г. Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ноздрин Геннадий Антонович. Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Новосибирск, 2005.- 454 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-7/78

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социалистические партии в сибирской деревне в конце XIX - начале XX в 50

1. Социал-демократия и сибирское крестьянство 51

2. Работа неонароднических партий среди крестьян в 1895-1914 гг 111

Глава II. Либеральные и черносотенные партии в сибирской деревне начала XX в 169

1. Аграрная концепция русского либерализма: приемы и методы ее реализации в сибирской деревне 169

2. Черносотенцы в сибирской деревне в конце XIX - начале XX в 203

Глава III. Социальный протест крестьян и неполитические общественные организации в деятельности партий в сельской местности Сибири в начале XX в 232

1. Неполитические общественные организации как объект деятельности партии 232

2. Социальный протест сибирского крестьянства и политические партии 261

Заключение 303

Примечания 313

Список литературы и источников 389

Социал-демократия и сибирское крестьянство

В деятельности социал-демократов среди крестьян можно выделить три периода: 1) середина 90-х годов XIX в. - 1904 г.; 2) 1905 - июнь 1907 г.; 3) июнь 1907 г. - июль 1914 г. Для каждого из них характерны определенная теоретическая разработка аграрного вопроса и тактика работы в деревне, особенности сочетания легальных и нелегальных форм деятельности, специфика ее организации. Проникновение марксизма в Россию началось во второй половине XIX в. В конце века в острой борьбе с народничеством он утвердился как одно из социалистических течений в революционном движении страны. В 1898 г. состоялся I съезд РСДРП, провозгласивший создание партии, завершилось ее оформление на II съезде в 1903 г. Тогда произошло размежевание социал-демократов на большевиков и меньшевиков, в принятой на нем Программе РСДРП выдвигалось требование отмены выкупных пла-тежей и отрезков Среди сибирских крестьян это требование не нашло отклика.

Социал-демократическое движение в Сибири развивалось синхронно с Европейской Россией. Возникновению марксизма здесь также предшествовала дискуссия с народниками, собственно исследователями отмечен лишь один факт такой полемики, описываемый уже в течение 30 лет4. Но дискуссии, как справедливо отмечал М.В. Шиловский, не получилось, да и велась она не совсем корректно. Народник И.И. Попов в статье совершенно правильно заметил, что интересы крестьянства должны быть поставлены в центр реформ. На это замечание Л.Б. Красин ответил статьей «Судьбы капитализма в Сибири». Возражая ему в четырех номерах газеты, Попов отрицал капиталистическую природу эволюции Сибири и связывал ее с крестьянской общиной, но не дал Красину возможности закончить полемику5. Обычно указывают, что Л.Б. Красин убедительно доказал, что в Сибири развивался капитализм, но не замечают, что он преувеличил степень зрелости капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Ошибочен его тезис о том, что община не регулирует земледелие в Сибири, а преобладают индивидуальные хозяева. Он преувеличил товарность крестьянского хозяйства, оценив ее в конце XIX в. в 40 %6.

Если публичные дискуссии были единичными, то в ссылке по теоретическим вопросам шла ожесточенная полемика. «В то время... по далеким занесенным снегам сибирским колониям ссылки страстно обсуждались вопросы о дифференциации русского крестьянства... Возникали споры о тактике террора. После единичных колебаний марксистская часть ссылки высказалась против терроризма», - писал Л.Д. Троцкий7.

В 1896-1898 гг. в Томске, Омске, Красноярске, Чите, Иркутске, Тобольске, Новониколаевске возникли марксистские кружки. В 1901 г. оформился Сибирский социал-демократический союз и с его помощью в 1901— 1903 гг. созданы комитеты РСДРП в Томске, Красноярске, Чите, Иркутске, Омске. Практической работы среди крестьян социал-демократы не вели. В 1895-1904 гг. отмечено только несколько случаев агитации марксистов среди крестьян. В 1903 г. социал-демократ И. Писарев распространял листовки среди крестьян д. Ижморки Мариинского уезда8. В 1904 г. сельский писарь Надточий привез в д. Гмирянскую Канского уезда листовку Сибирского союза РСДРП «Война против войн». Листовки Иркутского комитета РСДРП распространялись в селах Алзамай, Знаменское, Идинское, Кимильтей Иркутской губерни, Ирбейское и Уринское Енисейской губернии9. Отдельные социал-демократы публиковали в демократической печати заметки о крестьянах: Л.Д. Троцкий - в «Восточном обозрении», И.Ф. Гусев - «Степном крае»10, но делали это скорее из-за заработка, чем в целях пропаганды.

Главными задачами сибирских социал-демократов в это время являлись агитационно-пропагандистская работа среди рабочих, организационные вопросы, теоретическая подготовка членов РСДРП и распространение литературы.

Теоретическая подготовка членов РСДРП и выработка стратегии организаций РСДРП осуществлялась на основе трудов К. Маркса и его немецких и русских последователей. В 1899-1904 гг. в библиотеках всех сибирских комитетов и групп РСДРП имелись работы В.И. Ленина «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов», «Что делать», «Развитие капитализма в России». «Крепостники за работой», «К деревенской бедноте», «Аграрная программа русских социал-демократов», «Рабочая партия и крестьянство»11. В этих работах он отметил грабительский характер реформы 1861 г., сохранившей феодальные пережитки в России. Ленин доказал, что в сельском хозяйстве развиваются капиталистические отношения. На примере Енисейской губернии он показал расслоение сибирских крестьян: у 39,4 % дворов имелось всего 6,2% всей запашки и 7,1 % скота, а 36,4% дворов высшей группы владели 73 % запашки и 74,5 % всего скота. Он подчеркнул, что в Сибири отношения между сибиряками и переселенцами тождественны отношениям между зажиточными и бедняками в Европейской России. В.И. Ленин охарактеризовал две социальные войны в сибирской деревне и выдвинул идею союза рабочего класса и крестьянства. Он фактически абсолютизировал один из аспектов традиционного влияния города на деревню. В.И. Ленин разработал тактику РСДРП в отношении крестьянства. В программе партии выдвигалось требование возвращения выкупных платежей и отрезков, но жизнь вскоре показала их ошибочность. Ленин считал, что основные силы социал-демократов должны сосредоточиваться в городах, а в деревне работу нужно вести силами интеллигенции и рабочих, находившихся там12.

В составе организаций РСДРП условно можно выделить интеллигентскую, рабочую и сельскую части. Наиболее активную, руководящую роль играла интеллигентская часть. По уровню образования руководство РСДРП выглядело следующим образом (см. табл. 1).

В данные по России включены сведения о 73 большевиках, входивших в руководящие органы партии, по Сибири приводятся данные о 20 руководителях сибирских организаций и групп РСДРП. Образовательный потенциал интеллигентной части был достаточно высок, хотя в Сибири можно отметить меньше революционеров с высшим образованием. В состав руководящих органов входили и крупнейшие теоретики партии.

В период возникновения РСДРП рабочие в ней составляли меньшинство, на V съезде доля рабочих достигла трети, в 1917 г. они составляли уже 60 %, на долю крестьян приходилось 7 %13. Рабочие имели начальное образование. И большевики, и меньшевики старались подготовить авторитетных руководителей из рабочих, открылись три центральных партийных школы за рубежом. В большевистской школе в Лонжюмо обучался И.В. Присягин, ставший впоследствии одним из руководителей Барнаульской организации. На местах подготовка рабочих осуществлялась в кружках. О характере такой подготовки можно судить на примере Новониколаевской группы. В кружке при группе, по свидетельству А.И. Галунова, изучались основы марксизма, обсуждались политические вопросы, наиболее популярной была брошюра П. Лафарга «Пауки и мухи»14. И.И. Шеин сообщает, что кружковцы читали Н.А. Некрасова, Э. Войнич, Ш. Дикштейна «Чем люди живы» и П. Лафарга «Пауки и мухи», дававшие популярное изложение марксизма15. При характеристике уровня образования рабочих нельзя сбрасывать со счета самоподготовку и индивидуальные способности. В результате, хотя «русских Бебелей» вырастить не удалось, из рабочих выделились лидеры регионального масштаба: И.В. Присягин, В.И. Шамшин, И.С. Бабайлов, И. Наханович, Ф. Сухо-верхов (Сычев).

По мысли В.И. Ленина, социал-демократическую пропаганду среди крестьян должны были вести интеллигенты и рабочие, волею случая оказавшиеся в деревне16, т. е. ссыльные (интеллигенты и рабочие), пролетарии из-за политических преследований и экономической ситуации, оказавшиеся в деревне и сельская интеллигенция. Выше уже отмечался уровень образования рабочих и городской партийной интеллигенции. Сельская интеллигенция имела образование на уровне учительских и церковных семинарий, гимназий и училищ. Атаман Забайкальского казачьего войска 8 января 1908 г. писал начальнику Главного управления казачьих войск Е.Г. Гарфу: «Есть попытки подорвать верноподданнический дух забайкальских казаков еще с революции 1905 г. со стороны народных учителей и казаков, достигших звания чиновника. Агитация этих лиц, при образовании не выходящем за пределы программы учительской семинарии, не могла иметь успеха. Да и сами они хорошо не поняли сущность революционных идей, а поняли только одно, что единственное средство для улучшения их материального положения и приобрете-ния значения в общей администрации - революция» Не случайно сельские интеллигенты после революции подобно платоновскому страннику Двоенову из «Чевенгура» шли искать в массах «социалистические элементы жизни»18.

Аграрная концепция русского либерализма: приемы и методы ее реализации в сибирской деревне

К либералам относят сторонников парламентского строя и конституции, свободы и прав личности, которые достигаются мирным путем. Представления о либерализме были различны в разное время и в разных странах. В XIX в. утвердился классический (консервативный) либерализм. Революции XVIII-XIX в. разрушили феодальные структуры и утвердили принцип частной собственности, тесно связанный с рынком, регулируемым естественным спросом. Рыночные отношения означали хозяйственную самостоятельность и независимость от государства. Частную собственность и рынок классический либерализм рассматривал как основной и главный инструмент реализации своих ценностей. Он утверждал приоритет личности как величины равновеликой обществу и государству и ее свободы.

Естественный человек отождествлялся с «экономическим человеком», действующим по принципам индивидуализма, суверенности, самодеятельности и неподчинения. Индивидуализм принял форму «разумного эгоизма», которого достаточно для правильного ориентирования в мире. Телесные нужды ставились выше духовных и дистанцировались как от культуры, так и от религии, отрицая существование единого высшего идеала, который является лишь суммой интересов суверенных индивидов, объединенных в социальные группы, которые на основе конкуренции ведут борьбу за власть. Эти интересы отражались в системе представительных учреждений, осуществлявших политический плюрализм. Государство, по мнению либералов, являлось всего лишь наемным сторожем, выражающим волю граждан и защищающим их права. Именно эту модель либерализма восприняли в России октябристы.

На рубеже XIX-XX вв. произошли значительные изменения в жизни Европы. Концентрация капитала и появление монополий резко уменьшили возможность проникновения в ряды предпринимателей. Экономический человек воспринимался уже не как естественный, а как промышленный. Появление профессиональных управляющих вело к отрицанию суверенитета индивида и разумного эгоизма. Формировался новый образ общества, не как совокупного индивида, а в качестве фабрики, где функции каждого жестко закреплены. Инициативный индивидуализм переродился в индивидуализм потребления. Разрушение традиций, вызвавшее освобождение антисоциальных стихий, выходивших за рамки «разумного эгоизма», потребовало усиления роли государства. Представительная система уже не отражала реально происходивших политических процессов, а выступала лишь гарантом соблюдения суверенных прав граждан. Модернизация политических систем вела к ограничению классического умеренного политического действия и вызвала рост авторитаризма. В политику втянулось не буржуазное большинство, нарушавшее нормы парламентаризма и прибегавшее к революционным беспорядкам. Демократия должна была интегрировать их требования.

Новые явления в политике и экономике вызвали трансформацию классического либерализма в неолиберализм, для которого главной целью являлась свобода личности, а частная собственность была лишь одним из средств ее обеспечения. Вместо равенства перед законом он выдвинул принцип предоставления всем гражданам равных стартовых возможностей и усиление государственного регулирования в обществе. На позиции неолиберализма в России стояла кадетская партия.

По вопросу о сущности российского либерализма начала XX в. есть различные точки зрения. В.В. Леонтович, считая главным принципом либерализма признание незыблемости частной собственности и отказ от революционных методов преобразования общества, квалифицировал конституционно-демократическую партию как радикальную1. К этой точке зрения присоединился СВ. Беспалов, оценивший программу кадетов как антилиберальную2. В свою очередь, М.Н. Барышников к либералам отнес только кадетов, а октябристов включил в состав консерваторов Наиболее предпочтительна традиционная точка зрения, в соответствии с которой в либеральной оппозиции выделяют левый фланг (кадеты), центр (прогрессисты, мирнообновлен-цы, партия демократических реформ) и правый фланг (октябристы). Этой точки зрения придерживаются крупнейшие специалисты по истории либерализма К.В. Гусев, Н.Г. Думова, В. Канищева, В.В. Комин, В.И. Миллер, Д.Б. Павлов, Л.М. Спирин, К.Ф. Шацилло, В.В. Шелохаев4. Сибирские исследователи: В.В. Кучер, Третьяковы, О.А. Харусь, М.В. Шиловский - рассматривают кадетов и октябристов как два течения либерализма. О.А. Харусь относит октябристов к классическому или консервативному либерализму, признающему главной ценностью частную собственность, а кадетов - к неолиберализму или радикальному либерализму, выступающему за расширения регулирования государства в целях создания равных стартовых возможностей5.

После создания в 1864 г. земств сформировался земский либерализм, число сторонников которого не превышало 300 человек6. В 1899 г. земцы создали в Москве нелегальный кружок «Беседа», а в конце 1903 г. основали организацию «Союз земцев-конституционалистов». Демократическая интеллигенция либерального толка группировалась вокруг журналов «Русское богатство», «Русская мысль», «Вестник Европы», «Юридический вестник», «Право», «Мир божий». Другим объединяющим центром либералов стали профессиональные организации интеллигенции, число которых выросло со 173 в 1890 г. до 300 в 1904 г.7 Установление контактов между земцами и либеральной интеллигенцией в 90-х годах XIX в. положило начало зарождению «нового» либерализма, окончательно сформировавшегося в 1903 г. после создания Союза «Освобождение». Его аграрные требования сформулировал С.Н. Булгаков. Он связывал решение аграрного вопроса с политической борьбой против самодержавия. Булгаков выдвинул ряд мер по решению аграрного вопроса: замена казенной общины экономическими товариществами, развитие местного самоуправления, демократизация аграрной политики, расширение деятельности крестьянского банка, переход в государственную собственность удельных и кабинетских земель, развитие кооперации, принудительное отчуждение за выкуп отрезков и некоторых частновладельческих земель8. Эти положения позднее легли в основу программы кадетов.

В Сибири либеральная тенденция начала оформляться позднее, и этот процесс протекал замедленно9. Причины этого явления убедительно раскрыл М.В. Шиловский. Он выделил следующие из них. 1) Отсутствие организаций и структур, являвшихся носителями идей либерализма. В Сибири действовало всего четыре вуза, было лишь два отдела Русского Географического общества и к концу века издавалось шесть периодических изданий. 2) Отличалась специфика социальной базы либерализма в Сибири. Число представителей торгово-промышленного класса здесь было гораздо меньше, чем в Европейской России, и их интересовала только экономика, а в политике они проявляли индифферентность. Из крупных буржуа либералов поддерживали только A.M. Сибиряков, П.И. Макушин, В.П. Сукачев, СВ. Востротин, В.А. Горохов, А.А. Савиных, П.К. Гудков. Интеллектуальный потенциал Сибири был крайне низок. В 1897 г. число лиц с высшим образованием составляло 3335 человек. 3) Репрессии правительства против либералов. 4) Для Сибири была характерна слабая дифференциация общественных сил. Политическая ориентация видных деятелей изменялась. Появились революционеры неопределенно-партийного типа. Представители одной узкой социальной группы расходились по различным партиям и враждовали друг с другом. Распределение людей по партийным группировкам происходило случайно. 5) Либерализм в Сибири тесно переплетался с областничеством, и классовая физиономия партий была не важна для сибиряков10. В результате до 1905 г. либералы в Сибири политически не определились.

До конца XIX в. положение Сибири как экономической колонии стимулировало консолидацию либеральной и народнической интеллигенции в едином движении. Областничество сочетало в себе черты либерального народничества и буржуазного либерализма, причем в конце XIX в. преобладало либеральное народничество. Либералы в этот период отмечали развитие капиталистических отношений в Сибири под влиянием Транссибирской магистрали и выдвигали проекты проведения земской реформы в регионе. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев высказывались за более прогрессивное трехступенчатое земство: волость, округ, область. В проекте «Восточного обозрения» предлагалось двухступенчатое земство: уезд, губерния - с куриальной системой выборов, характерной для Европейской России11.

Неполитические общественные организации как объект деятельности партии

Необходимость анализа роли неполитических общественных организаций в борьбе за крестьянство политических партий обусловлена целым комплексом причин. Они активно использовались различными движениями для пропаганды среди крестьян. В годы первой российской революции ряд общественных организаций принял на себя политические функции. Сами они, в силу своего социального состава, являлись проводниками определенной политической линии. Через неполитические организации шло вовлечение крестьян в общественную жизнь и политику.

В России длительное время отсутствовали всесословные, демократические общественные организации, так как не было политических свобод, составлявших контекст гражданского общества. Инициатива принадлежала не частным лицам, а бюрократическому аппарату. Социальные потребности удовлетворялись в рамках традиционных институтов: семьи, церкви, общины. Общественные организации открывались только по личному разрешению императора. Интенсивный рост числа городских обществ начался с Великой реформы и обусловлен социально-экономическими, политическими и культурными причинами. Государство уже не могло справиться с социальными потребностями горожан, и свободное место стало заполняться объединениями. В начале XX в. общественные организации стали приметной чертой России. В одной Москве их было около 600. Среди них выделялись благотворительные, возникшие на основе новой концепции социальной помощи; профессиональные, порожденные прогрессирующим разделением труда и специализацией; объединения по организации досуга, образовательные, научные и культурные общества. Их возникновению способствовали неудачи правительства в войнах и борьбе с голодом, вызвавшие появление общественных взглядов, отличных от правительственных, и расцвет образования, науки, культуры и выставочного движения, воспитывавшие чувства национальной гордости и долга. Посеянные сверху самим самодержавием, они отнимали у режима питательные соки и выступали конкурентами правительства в политической борьбе. Общественные организации расширяли пространство между индивидом и государством, ломали традиционные, сословные и должностные предрассудки, но одновременно создавали профессиональные и политические барьеры, которые в 1917 г. погубили зародившееся гражданское общество. В России оно не сложилось, хотя она шла в этом направлении1.

В сибирской деревне новые общественные организации получили меньшее распространение, чем в городах. Такое положение обусловливалось влиянием различных противоречивых факторов. Проведение Транссибирской железнодорожной магистрали ускорило развитие капитализма в Сибири и ее индустриализацию: мануфактуры перерастали в фабрики, быстрыми темпами росли мукомольная, винокуренная, и обрабатывающая промышленность, развивались золото- и угледобыча. В сельском хозяйстве региона увеличилась товарность продукции: площадь посевных площадей под зерновыми выросла на 90 %, покупки сельскохозяйственных машин увеличились в 12 раз (в одной только деревне Шабановой в 1917 г. работало 1389 собственных машин и 601 арендованных); специализация хозяйств вызвала рост молочного животноводства. За короткий срок Сибирь стала ведущим в России поставщиком масла. С 1894 по 1907 г. число маслозаводов увеличилось с 1 до 1887, а выручка от экспортного масла поднялась с 4 тыс. до 44,5 млн руб. На 1 января 1910 г. количество грамотных среди мужчин Тобольской губерний составило 18 %, среди женщин - 5 %, в Томской - соответственно 17 и 4 %, в Енисейской - 20 и 7 %, в Забайкальской области - 23 и 4 %. С 1894 по 1911 г. количество школ возросло на 167,2 %. К 1917 г. в Сибири открыли 4 высших учебных заведения Росла численность интеллигенции, которая в 1897 г. составила 35,3 тыс. человек4.

Увеличению числа общественных организаций способствовала первая российская революция и манифест 17 октября 1905 г. Но, как отмечал М. Вебер, свобода оказалась кратковременной и способствовала только распространению радикальных взглядов; свобода союзов обратилась ужесточением паспортного режима; свободу совести заменили ограничением контроля; университетская автономия обернулась административным нажимом. Такая политика вкупе с низким уровнем правовой культуры населения и отсутствием традиций парламентской жизни привела к преобладанию силовых методов решения социальных проблем и отрицанию наработок Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, М.М. Ковалевского и С.А. Муромцева в области теории гражданского общества и правового государства5.

В российской цивилизации центр добился высокой степени контроля над обществом. Следствием этого контроля явилась присущая всем слоям его недостаточность осознания своих интересов и организации. Наиболее сильно этот недостаток проявлялся у крестьян, не способных объединиться в массовые организации. Власти, начиная с Петра I, ориентировались на модернизацию страны, но постоянно колебались между продвижением к модернизации, поощрением автономности экономической сферы и принудительным контролем за ней. В результате преобразования общества сводились к минимуму, что имело серьезные последствия и наложило отпечаток на характер революции и процесс формирования новых элит6. Представители русской государственной школы: СМ. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, А.Д. Градовский, С.А. Муромцев, показали, что развитие в России шло в другом направлении, чем в Западной Европе. Социальные отношения в ней не вели к четкой поляризации классово-сословных сил, она снималась за счет оттока недовольных на окраины. Сословность была результатом закрепощения общества государством. Дальнейшее развитие шло путем освобождения его от жесткой государственной регламентации7.

В сибирской деревне вели работу церковные, благотворительные, учительские и врачебные организации. В течение долгого времени в Сибири отсутствовали всесословные общества. На начало XIX в. в России действовало лишь восемь организаций, многие из которых имели филиалы в Сибири: Ведомство императрицы Марии, Попечительный о тюрьмах комитет, Дома трудолюбия, Императорское человеколюбивое общество. К началу 60-х гг. XIX в. в Сибири действовало 18 типов благотворительных учреждений указанных ведомств, частных лиц и Приказа общественного призрения (см. табл. 1). В 60-х гг. XIX в. начался рост численности благотворительных учреждений. В первое пореформенное десятилетие их возникло 18, в 70-х гг. -25, в 80-х гг. - 54, в 90-х гг. - 153. Наибольшее число благотворительных учреждений основано в экономически развитых губерниях: Томской (106), Тобольской (78), Иркутской (58). В Западной Сибири большинство благотворительных организаций возникало в уездах (127 против 76), в Восточной Сибири - в областных городах (79 против 69).

Из различных форм благотворительности в Сибири в XIX в. преобладали богадельни (87), детские приюты (42), благотворительная помощь образованию (42), церковная благотворительность (55), в том числе церковноприходские попечительства (40), попечительства о тюрьмах (30) и отделения общества Красного Креста (17). В сельской местности по количеству учреждений на первом месте стояли богадельни - 60, затем шли церковноприходские попечительства - 37 и благотворительная помощь образованию - 24 (см. табл. 2).

Наиболее древней отраслью благотворительности являлась церковная. Но эта традиционная форма филантропии эволюционировала во второй половине XIX в. В России после реформы широкое распространение получили церковно-приходские попечительства. Они состояли из священнослужителей прихода, церковного старосты, волостного старшины и нескольких прихожан. Большинство средств попечительства тратили на благоустройство церквей, на благотворительную помощь они выделяли не более 35 руб. Эта помощь не носили земского характера и была ближе к ведомственной. Первые попечительства в сельской местности Сибири возникли после реформы, но большинство их, 32 из 40 зарегистрированных, основаны в 90-х годах (см. табл. 2, 3). Распространенной формой сельской благотворительности являлась помощь образованию, существовавшая в виде комитетов при отдельных учебных заведениях и частных пожертвований. В 1892 г. П.И. Макушин создал в Томске Общество попечения о начальном образовании, к концу века их уже насчитывалось 15 (см. табл. 2,3).

Социальный протест сибирского крестьянства и политические партии

В конце XIX - начале XX в. крестьянство выдвинулось на авансцену русской истории и стало играть большую роль в политической жизни. После реформы 1861 г. собственность на землю в Сибири сохранили казна и кабинет, что создавало условия для вмешательства администрации в поземельные отношения. Податная система, не соответствовавшая доходности хозяйств, тяжелым бременем ложилась на среднее и мелкое крестьянство и отвлекала рабочую силу от нужд крестьянского хозяйства. Крестьянство испытывало на себе гнет социальной неравноправности. Но его положение было лучше, чем в центре страны. Здесь не имелось помещичьих хозяйств, крестьяне могли использовать свободные земли. Под влиянием этих факторов формировался социальный протест сибирских крестьян. Крестьянские выступления носили разрозненный характер и легко ликвидировались администрацией. После волнений алтайских мастеровых и приписных крестьян в 60-х гг. XIX в., сопровождавшихся столкновениями с войсками, крестьянское движение на три десятилетия стихло и проявлялось лишь изредка.

С 1861 по 1894 г. произошло 287 крестьянских выступлений, в среднем по 8,5 в год, или по одному в губернии (см. табл. 5). Все они вызваны или произволом администрации, пытавшейся назначить лиц сельской администрации, или запутанностью земельных отношений, или несправедливым характером податной системы. Отказы платить подать составили 38 %, самовольные захваты земли и неподчинение властям по 13 %. Выступления против сельских богатеев находились в зачаточном состоянии, но при низкой интенсивности крестьянского движения, их удельный вес достиг 11 % (см. табл. 4).

В предреволюционные 1895-1904 гг. крестьянское движение увеличилось в 3,5 раза с 8,5 до 30 волнений в год, а количество выступлений выросло до 300 (см. табл. 5). Хотя число крестьянских выступлений в Сибири возросло, но оно значительно отставало от Европейской России. В 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях восстание охватило 165 сел с населением в 150 тыс. человек. На его подавление направили 10 тыс. солдат, 1092 участника предали суду1. Восстание было настолько мощным, что В.П. Данилов считает его началом аграрной революции в России, заставившей правящий режим перейти к реформам В Сибири вспышка движения не была столь резкой, оно постепенно нарастало с 1900 г. Рост количества крестьянских выступлений в Сибири в предреволюционное десятилетие в советской историографии связывали с влиянием города и пропагандой революционных партий3, но крестьянское движение началось раньше городского и только в 1905 г. последнее способствовало превращению его в массовое. Революционные партии только начали агитацию среди крестьян.

Вплоть до революции 1905-1907 гг. формирование радикального мировоззрения у передовых крестьян и интеллигенции шло по двум параллельным направлениям. Среди крестьян его выработку взяли на себя сектанты и старообрядцы. Уже в первой половине XIX в. среди старообрядцев бегунов четко оформились антимонархические идеи, но они сочетались с царистскими иллюзиями, так как антимонархический протест направлялся не против власти вообще, а против монарха-антихриста4. Сосланные в начале XIX в. в Сибирь, молокане, духоборы, баптисты, субботники отрицали авторитет духовной иерархии, законность власти, воинскую службу и подати. Эти секты охватывали зажиточные слои населения, которые обладали большей материальной независимостью5. В начале XX в. в среде крестьян новое звучание приобрели старые мифы об «истинных и подлинных» царях. Они отвергали частную собственность и считали, что все зависит от воли царя. Александр II отобрал землю у помещиков и отдал ее крестьянам, а Николай II не хочет следовать примеру деда и он плохой царь, не заботится о своем народе. Гораздо дальше пошли в критике существующего строя штундисты, секты которых возникли во второй половине XIX в. В 80-х годах они быстро развивались на окраинах России, где зарождались капиталистические отношения, но успеха среди крестьян, новоштундизм, распространявшийся в конце XIX в., не имел. Он отрицал торговлю, деньги, частную собственность на землю и признавал исключительно продуктообмен. Штундизм близко подошел к социалистическим учениям, не случайно первое эсеровское братство в Тамбовской губернии появилось на базе сект баптистов и молокан.

Причины роста крестьянских выступлений крылись в условиях жизни населения. Крестьянские хозяйства вступили в полосу кризиса, в результате, хотя условия жизни их были лучше, чем в голодные 1891-1892 гг., борьба крестьян усилилась. Податная реформа привела к отмене подушного налога, но при отсутствии земельного кадастра и круговой поруке размер обложения заметно возрос. С 1896 г. в Сибири начались землеустроительные работы, и хотя они проходили в многоземельных волостях и в большинстве случаев удовлетворяли интересы крестьян, но иногда сопровождались отрезками земель. Введение в конце XIX в. института крестьянских начальников значительно усилило бюрократическую опеку над крестьянами.

Для широкого развития крестьянского движения в Сибири имелись свои причины. Кабинет и казна являлись собственниками земли, а крестьяне - ее держателями. В ряде районов они имели земли намного ниже нормы. Вмешательство чиновников мешало свободно устроиться переселенцам, у старожилов отрезали 25 % земель. 40 % селений на государственных и 57 % на кабинетских землях не получили лесных наделов, что стало причиной «лесорубочной революции». Крестьяне платили государственную оброчную подать, местные сборы и многочисленные натуральные повинности. Они страдали от чрезмерной бюрократической опеки. Пока крестьянство не дошло до крайности, движение не могли породить ни агитация, ни голодовки.

В начале XX в. под угрозой оказались коренные интересы крестьянства. Цены на землю с 1905 по 1914 гг. в различных губерниях поднялись на 30-102 %, государственные подати в Сибири в 1911 г. составляли от 22 до 26 % валового дохода губернии6. Постоянно росло число неурожайных лет (1891, 1892, 1897, 1898, 1901, 1905, 1906, 1907, 1911, 1915), вызывавших огромных масштабов голодовки7. В результате из-за высокой арендной платы за землю и частых голодовок крестьяне проедали основной капитал и разорялись. Достаточно было слуха или неурожая, чтобы крестьяне начали бунтовать. Неурожай 1901 г. стал одним из поводов крестьянских волнений 1902 г. Первая русская революция тоже пришлась на неурожайные 1905-1907 гг. Разумеется, даже в центре страны обнищало не все крестьянство, но эта угроза существовала для всех его слоев, и оно втянулось в борьбу за землю. Понизить арендные платежи возможно было двумя путями - или в результате длительной конкуренции земледельческих хозяйств и экономической борьбы, или раздела помещичьих, кабинетских и казенных земель. Крестья-не выбрали второй путь В Сибири, где крестьянство было более зажиточным и расширяло запашку, где развивались полукапиталистические крестьянские хозяйства, оно четко ощущало противоречия между хозяйственными и правовыми отношениями, что вызвало протест против гнета. Мелкие крестьянские хозяйства успешно боролись с капиталистическими хозяйствами, но эти победы вели к их пауперизации и росту аграрного движения.

В первый год революции (1905) в Сибири зафиксировано 471 выступление. В январе-октябре 1905 г. крестьянское движение еще не стало массовым. В это время состоялось лишь 66 выступлений. Октябрьские события придали новый импульс борьбе, и число крестьянских выступлений начало стремительно расти: в ноябре - 55, в декабре - 296. Своего пика движение достигло в декабре и составило 70,1 % всех выступлений 1905 г. и 23,3 % волнений первой революции. Количество выступлений в 1906 г. составило 671 и превысило уровень 1905 г., но в отдельные месяцы уже не достигало уровня декабря 1905 г. В январе 1906 г. зафиксировано 246 случаев волнений, в феврале - 69, в марте - 51. В дальнейшем новый подъем крестьянского движения начался с декабря 1906 г. и продолжался до февраля 1907 г. На основании этих данных в крестьянском движении можно выделить следующие этапы: 1) январь-октябрь 1905 г. (медленный рост крестьянского движения); 2) ноябрь 1905 г. - март 1906 г. (скачкообразный рост); 3) апрель-ноябрь 1906 г. (уменьшение количества выступлений); 4) декабрь 1906 г. -февраль 1907 г. (новый всплеск крестьянской борьбы); 5) март-май 1907 г. (резкое падение классовой борьбы)9.

Похожие диссертации на Политические объединения в сибирской деревне : Середина 90-х годов XIX в.-1914 г.