Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг. Бичанина Зинаида Ивановна

Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг.
<
Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг. Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг. Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг. Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг. Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бичанина Зинаида Ивановна. Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Бичанина Зинаида Ивановна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2010.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/677

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурное пространство Саратова 1870-х- 1930 х гг. и немецкое население города 24

1.1. Немецкое население Саратова: общая демографическая и социокультурная характеристика 24

1.2. Культурное пространство Саратова как основа и исторический фон формирования немецкого культурного компонента 42

Глава 2. Социокультурная жизнь немцев Саратова в 1870-х- 1930-хгг 61

2.1. Религия и церковь в культурной жизни саратовских немцев 61

2.2. Немецкие учебные заведения города и их деятельность 72

2.3. Вклад немцев в изменение архитектурного ландшафта Саратова 90

2.4. Немецкоязычная пресса Саратова 108

2.5. Досуг и развлечения немецкого населения 123

Глава 3. Немецкая интеллектуальная элита в культурном пространстве Саратова (1870-е-1930-е гг.) 142

3.1. Немцы в учебных заведениях города 143

3.2. Участие немцев в краеведческом движении Саратова 153

3.3. Представители немецкой диаспоры в литературе и искусстве города 162

Заключение 176

Список использованных источников и литературы 180

Приложения 203

Введение к работе

Актуальность. Глобализационные процессы превращают современное общество в совокупность различных культур, существующих в едином пространстве. Однако, процесс формирования мультикультурного общества сложен и противоречив, вызывает межнациональные и межкультурные напряжения и конфликты. В России миграционные волны постсоветского времени уже привели к серьезным изменениям в этнодемографической и социокультурной ситуациях. Культурная разнородность российского населения под влиянием миграции будет возрастать и дальше. То есть, современная Россия сталкивается с теми же проблемами мультикультуризации, что и другие страны.

При решении этих проблем наша страна может опираться на собственный уникальный исторический опыт. Ведь Россия с самого начала складывалась как многонациональное и многоконфессиональное общество, существовавшее и функционировавшее в условиях доминанты русского народа и русской культуры. Однако это доминирование никогда не было тотальным, оно позволяло национальным меньшинствам, сохранять свою идентичность, а с ней язык и культуру. В процессе исторического развития происходило интенсивное взаимодействие и взаимовлияние всех культур. Даже доминантная русская культура испытала на себе заметное влияние культуры национальных меньшинств. В России имелись и до сего дня существуют регионы и города, которые исторически служили местом пересечения разных культурных потоков. Там встречались и смешивались в едином социуме представители различных народов, культур, конфессий. К таким регионам и городам в полной мере относятся Поволжье и Саратов.

В Саратове пересеклись и активно взаимодействовали исламская культура (татар, казахов и др.) и русская православная культура, ставшая доминантной, дополненная культурой украинцев, поволжских народов, принявших православие (мордва, чуваши и др.) Своё место занимала культура еврейского народа. С 1760-х гг. массовое переселение в Поволжье и Саратов немцев привнесло в город и западноевропейскую культуру, развивавшуюся на основе западного христианства (католицизма и протестантизма).

Несмотря на серьезные культурно-цивилизационные отличия немцев от принимающего городского социума, они смогли успешно интегрироваться, занять свою нишу в культурном пространстве города, сохранить самобытность и вместе с тем оставить заметный след в культурном развитии Саратова. Этот исторический пример, как представляется, весьма актуален сегодня и заслуживает тщательного изучения, поскольку схожие процессы взаимодействия разнородных культур в едином городском пространстве становятся едва ли не обыденным явлением жизни современных крупных российских городов.

С точки зрения исторического краеведения актуальность темы обусловливается возможностью осветить ряд слабоизученных вопросов формирования и развития немецкой составляющей культурной жизни Саратова, вклада немецкого населения в общее развитие культуры этого волжского города.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на появление в последние годы публикаций на тему культуры поволжских немцев, работы о культурной жизни немцев Саратова немногочисленны. Комплексного исследования в этой области до сих пор не проводилось. Условно всю имеющуюся отечественную историографию темы можно разделить на три основных периода: дореволюционный, советский, постсоветский. Отдельной группой выделяется зарубежная литература.

Основоположником изучения истории поволжских немцев считается А.А. Клаус. Он предпринял попытку анализа исторического развития немецких колоний, начиная с момента массового заселения немцами-колонистами России. Сведения о культурной деятельности немцев в Саратове в книге ограничены кратким освещением вопросов религиозной жизни и народным образованием. К 150-летию немецких колоний на Волге (1914 г.) Я. Дитцем была подготовлена рукопись «История поволжских немцев-колонистов», но начавшаяся война не позволила тогда её издать. Она была опубликована лишь в 1997 году. Используя большое количество ранее не известных документов, в том числе воспоминания первых колонистов, Я. Дитц реконструировал процессы переселения и пребывания немцев-колонистов на Волге. Для диссертации работа важна наличием интересного фактического материала, связанного с городскими немцами, изучению которых автор посвятил отдельную главу «Саратовская немецкая слобода». В начале ХХ в. изучением истории поволжских немцев занимались местные пасторы. И. Эрбес в 1906 г. обратился к проблемам немецких школ. Г.Я. Бератц, будучи членом Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК), издал в 1915 г. книгу, в которой дал свою версию истории немцев в первые десятилетия их жизни на Волге. Определённое внимание уделено жизни саратовских немцев. Примечательны работы местных краеведов конца XIX в. Ф.В. Духовникова и Н.Ф. Хованского. Опираясь на документы и воспоминания современников, авторы представляют картину жизни, проживающих непосредственно в Саратове немцев. Наряду с бурной предпринимательской деятельностью, характеризуется и их общественно-культурная жизнь.Таким образом, до революции было начато изучение истории саратовских немцев, накоплен определенный фактический материал, появились первые аналитические работы, хотя вопросам культурной жизни уделялось ещё мало внимания.

Советский период историографии немцев Поволжья отмечен незначительным числом работ. Основная их часть выходила в 1920-е гг. С момента депортации немцев из Поволжья и вплоть до конца 1980-х гг. на изучение истории поволжских немцев было наложено табу. Значимыми для диссертации работами, можно назвать очерки П.И Зиннера, вышедшие в 1925 году. В них, среди прочей информации об истории поволжских колоний, встречается материал о национальных немецких школах Саратова и о развитии немецкой периодической печати в городе. Специальный раздел включает в себя биографии отдельных известных деятелей из среды немцев-колонистов.

В ходе исторического бума конца 1980-х - начала 1990-х гг. возникает интерес исследователей и к изучению истории российских немцев. Проводятся многочисленные международные и всероссийские конференции, затрагивающие различные аспекты истории и современного положения немцев. По их итогам регулярно выходят сборники докладов. Появились фундаментальные работы, заполнившие крупные пробелы в историографии немцев Поволжья. В них объектами исследования стали практически все сферы общественной жизни немецкого населения, в том числе и культурная. Определённое внимание в этих работах уделялось и немцам Саратова. Такая тенденция положительно отразилась и на изучении вопросов, связанных с культурной жизнью саратовских немцев.

Большой вклад в изучение религиозной самобытности российских немцев внесла О.А. Лиценбергер.. В её трудах раскрывается история Евангелическо-лютеранской и Римско-католической Церквей России с момента их возникновения на территории страны. В монографиях освещаются этапы становления и развития саратовских церквей и приходов. Для диссертации наиболее значимыми стали работы «Евангелическо-лютеранская церковь святой Марии в Саратове (1770-1935)» и «Римско-католическая церковь в России: история и правовое положение». В них рассмотрены проблемы возникновения в Саратове обеих церквей, их общественная деятельность и взаимосвязь с другими этноконфессиональными группами города. Проблемы национальной немецкой школы, в том числе и немецких учебных заведений Саратова, нашли свое отражение в трудах Н.Э. Вашкау, О.А. Лиценбергер, С.Г. Весниной, О.В. Шрамковой. В работах затронуты вопросы образования и развития, как приходских немецких школ города, так и становление частных немецких учебных заведений.

Проблемы создания и функционирования прессы немцев Поволжья рассматривались Т.С. Иларионовой в 1990-х гг.. Отсутствие возможности ознакомиться с некоторыми архивными документами, стало причиной ошибки в датировке первой немецкой газеты в Саратове. Основательнее к этой проблеме подошел В. Дённингхаус. Несмотря на то, что вопросы функционирования немецкоязычной прессы Саратова являлись для него второстепенными, германский учёный, на основе архивных документов, реконструировал процессы развития немецкой печати в Саратове на рубеже веков. Участие немцев в изменении архитектурного облика Саратова рассматривает в своих трудах С.О. Терехин.

Необходимо выделить ряд работ, посвященных отдельным личностям, оставившим заметный след в истории культуры города и региона. Монография В.Г. Хорошиловой, статьи А.И. Яровинской, Р. Ритчера, И.Н. Волконской-Соловьевой и М. Церникель посвящены талантливому художнику из среды немцев-колонистов Я.Я. Веберу. Интересный материал об архитекторах К.Л. Мюфке и Ф.О. Шехтеле, а также их творчестве отражен в работах А.П. Осятинского, В.А. Соломонова и А. Мушты. Немцам – деятелям культуры и науки, связанным с Саратовом, посвящены различные статьи местных историков и краеведов. Все вышеназванные работы отличает интерес их авторов к вопросам культуры, через призму изучения непосредственно культуры и традиций российских немцев. Авторами, не в последнюю очередь, учитывалась этническая принадлежность, изучаемых ими деятелей культуры. Параллельно с такими работами можно выделить труды историков-краеведов, в которых изучение немецкой культуры в Саратове выступало в качестве одной из составляющих. Для них ключевым являлся территориальный, а не национальный фактор, в их исследованиях вклад немцев в культуру Саратова упоминается параллельно с культурной деятельностью представителей других этносов города.

Из диссертационных исследований, изучающих проблемы культурного пространства Саратова выделяется работа А.С. Ступиной, в которой автор, на основе анализа мемуарных источников, воссоздал культурное пространство города второй половины XIX – начала XX веков. Небезынтересны труды А.Н. Волконской, Е.В. Ивановой, Н.В. Канавиной, М.Е. Скиданова, О.В. Шрамковой, А.А. Шалыгина. В них частично раскрываются вопросы немецкого образования в Саратове, участия немцев в развитии и сохранении культурной среды города.

Подспорьем при написании диссертации стали обобщающие работы краеведческого характера, позволившие вписать культурные процессы городских немцев в общую картину жизни саратовского Поволжья. Особенно следует отметить коллективный труд «Очерки истории Саратовского Поволжья», написанный на основе широкого корпуса источников и освещающий наиболее значимые события в губернии и Саратове. В анализ литературы включены труды по истории городских немцев России, способствующие выявлению методологических подходов в изучении истории и культуры городских немцев.

В зарубежной историографии Поволжья заслуживает внимания монография Дж. Лонга. Опираясь на источники, хранящиеся в Национальном архиве США, спецколлекции Колорадского университета и Канзасского исторического общества, исследователь детально рассматривает политическую, экономическую и социальную жизнь немцев Поволжья середины XIX – начала XX веков. В работе автор обращает внимание на проблемы национального образования поволжских немцев и развитие периодической немецкоязычной печати в Саратове. Отдельную информацию о культурной жизни саратовских немцев можно почерпнуть в работах германских историков Г. Бонвича, И. Шлейнинга, А. Айсфельда, уже отмеченного выше В. Дённингхауса, а также американского исследователя Д. Рейли и французского – Ж. Бурре.

Проведенный историографический анализ позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы немецкой культуры в Саратове в период 1870-х-1930-х гг. Основной массив работ охватывает лишь дореволюционный период истории и культуры саратовских немцев. Вне рамок уже проведенных исследований остаются обширные вопросы, связанные с культурно-досуговой деятельностью немецкой диаспоры города. Уточнения и дополнения требуют проблемы духовной культуры, национального образования, прессы, архитектуры. Существующая историография лишь создает опору для проведения целостного и комплексного исследования немецкой составляющей культурной жизни Саратова.

Объектом исследования выступает немецкое население Саратова.

Предметом исследования является его культурная деятельность, включающая в себя религию, образование, архитектуру, печать, культурный досуг, а также вклад отдельных представителей немецкой диаспоры в развитие науки, литературы и искусства.

Территориальные рамки исследования охватывают город Саратов, как один из крупнейших центров Поволжья, традиционно игравший для немцев-колонистов роль метрополии.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1870-х - 1930-х гг. Нижняя граница связана с реформами Александра II, ликвидировавшими колонистский статус немцев Поволжья, позволившими немцам активно интегрироваться в различные сферы жизни местного социума, в том числе и в губернском Саратове. Верхняя граница представлена 1940-1941 гг., когда, в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, саратовские немцы были депортированы вместе со всеми немцами Поволжья.

Целью диссертационной работы является подготовка целостного и комплексного исследования немецкого компонента в культурной жизни Саратова 1870-х – 1930-х гг.

Цель определила следующие задачи исследования: показать процесс формирования немецкой диаспоры Саратова; изучить влияние конфессиональных особенностей на культуру немцев в регионе; расширить, углубить и уточнить имеющиеся данные о процессе развития национального немецкого образования в городе и его влиянии на общегородскую культуру; определить характерные особенности «немецкой» архитектуры Саратова и дать характеристику наиболее значимым архитектурным памятникам, возведенным немцами, либо имеющим в своем облике немецкое влияние; выявить наличие немецких культурно-досуговых заведений и проследить их воздействие на культурное пространство города; исследовать этапы становления и развития местной немецкоязычной прессы; показать вклад отдельных представителей немецкой диаспоры в образование, живопись, архитектуру, литературу, музыку, театральное искусство; оценить в целом влияние немецкой культуры на культуру Саратова и всего региона с момента отмены привилегий для колонистов до их депортации с территории Поволжья.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы. Диссертация является первой попыткой комплексного исследования немецкой культуры Саратова. Выявляются общие механизмы взаимовлияния немецкой культуры и культуры русских и других национальностей. Впервые обобщена и цельно представлена культурно-досуговая деятельность саратовских немцев. Впервые оценен и показан общий вклад немецкой диаспоры Саратова в развитие образования, науки, литературы, искусства, краеведения. В диссертации уточнены, расширены, углублены, конкретизированы и обобщены вопросы конфессиональной особенности немцев, их системы национального образования. В частности, благодаря опоре на документы местных архивов, ранее не вызывавших у исследователей интереса, дополнены сведения по уровню преподавания предметов в частных немецких гимназиях Саратова, выявлен социальный и этноконфессиональный состав учащихся. В значительной степени объемнее и конкретнее, по сравнению с предшествующими исследователями, раскрыты этапы становления и развития немецкоязычной прессы.

Методология исследования. В основу методологии диссертации положены принципы историзма и объективности. Опираясь на них, диссертант выделяет различные стадии, этапы становления объекта, специальное внимание уделяя важнейшим отличительным чертам каждого из них. Избранный объект при этом рассматривается в его многообразных связях с окружающей исторической действительностью. Для успешного решения задач, связанных с обработкой большого количества источников и исследований, потребовалось использовать аналитический и структурный общенаучные методы, а также специальные исторические методы (исторического описания, сравнительно-исторического, ретроспективного, проблемно-хронологического и др.). Их использование дало возможность изучать историко-культурные явления и факты как в тесной связи с исторической обстановкой, в которой они возникали и развивались, так и в их качественном изменении на различных этапах развития. Для выявления конфессиональной и социальной динамики немецкого населения применялись количественные методы обработки информации.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы для формирования общих и специальных курсов, преподаваемых в высшей школе. Они имеют научно-практическую значимость для базового курса «Истории культуры» преподаваемого в рамках обучения по специальности отечественная история, а также для разработки новых курсов, таких как «История культуры Саратовского края», «Регионоведение», «История и культура российских немцев» и др.

Источниковую базу диссертации составили разнообразные группы источников. Ключевыми среди них стали документы и материалы 25 фондов 4 архивов и фондов Саратовского областного музея краеведения (СОМК). Значительная часть используемых в диссертации архивных документов вводится в научный оборот впервые.

Основная часть документов по культуре саратовских немцев хранится в фондах Государственного архива Саратовской области (ГАСО). В фонде Канцелярии Саратовского губернатора (Ф. 1.) содержатся документы, включающие в себя сведения о численности немецкой диаспоры города, деятельности церковных евангелическо-лютеранской и римско-католической общин, немецких учебных заведений и немецкоязычной периодической печати. При изучении дел таких фондов, как «Саратовский губернский статистический комитет» (Ф. 421), «Саратовская городская дума» (Ф. 3) и «Торгово-промышленное товарищество «Братья Шмидт» (по производству и торговле мукой и сарпинкой)» (Ф. 306) удалось выявить численный и конфессиональный состав немецкого населения города. Полученная информация об участии немцев в экономическом развитии города позволила дополнить сведения о профессиональном составе городских немцев. Несомненно, при изучении духовной культуры саратовских немцев важными документами стали материалы фондов Тираспольской римско-католической духовной консистории (Ф. 365) и Церковного совета евангелическо-лютеранской церкви Св. Марии в г. Саратове (Ф. 852). Благотворительная и попечительская деятельность немцев отражены в документах фондов Саратовского губернского благотворительного комитета при Саратовском губернаторе (Ф. 576) и Саратовского губернского попечительства детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии (Ф. 134).

Исследовать вопросы образования поволжских немцев помогают дела 6 фондов: Дирекции народных училищ Саратовской губернии Казанского учебного округа (Ф. 13), Саратовской 1-ой женской гимназии (быв. Э.К. Ульрих) (Ф. 241), Саратовской 2-ой женской гимназии (быв. А.Д. Куфельд) (Ф. 242), Саратовской 4-ой женской гимназии (быв. М.И. Горенбург) (Ф. 244), Саратовской частной женской гимназии С.Н. Штокфиш (Ф. 246), Саратовского частного евангелическо-лютеранского начального училища при лютеранской церкви (Ф. 257). Они позволяют восстановить картину образования в немецких учебных заведениях вплоть до учебного расписания занятий. Психолого-педагогические отчеты классных наставников помогают понять атмосферу, которая складывалась в начальных классах частных немецких гимназий. Документы фондов Императорского Николаевского Саратовского университета (Ф. 393), Саратовской губернской ученой архивной комиссии (Ф. 407), Саратовского политехнического института Саратовского ГубОНО (Ф. Р-3190), Государственного академического театра оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского (Р-1070) позволяют дополнить сведения о вкладе отдельных представителей немецкой национальности в общие процессы культурного развития страны и региона.

Документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), находящиеся в фондах Наркомата и Министерства просвещения РСФСР (Ф. А-2306) и ЦИК СССР (Ф. Р-3316), содержат в себе статистические сведения о численности немецкого населения города Саратова после 1917 г., а также состоянии немецких учебных заведений, изменении их положения после 1918 года. В фондах Центрального комитета КПСС (Ф. 17) и Центральной федерации иностранных групп при ЦК РКП (б), Центрального бюро немецких секций РКП (б) (Ф 549) Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) выявлены официальные отчеты и документы, в которых содержится информация об уровне образования и культурного развития саратовских немцев за период с 1918 по 1930 годы. Дополнительная информация о жизни и профессиональной деятельности М.А. Эйхенвальд-Дубровской, а также ее фотодокументы содержатся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) – Русское театральное общество (Ф. 641) и личный фонд Н.Г. Райского (Ф. 2357). Не менее интересны и личные документы К.Л. Мюфке, хранящиеся в СОМК. Они позволили восстановить целостную картину не только саратовского периода жизни и творчества архитектора, но и проследить путь становления и развития К.Л. Мюфке на профессиональном поприще, начиная с 1890-х и заканчивая 1934 годом.

Активно публикуются документы, связанные с жизнью российских немцев. Опубликованные источники компенсировали недостатки архивных материалов. Рассмотрение процесса формирования немецкого городского населения, было бы невозможно без изучения нормативно-правовой базы, которую составили своды законов, указов, манифестов царского правительства, а также постановления и предписания органов советской власти. Отчетно-статистические материалы представленные итогами всероссийских и всесоюзных переписей и статистическими сборниками, позволяют проследить рост немецкого населения по годам, изменения численности верующих различных конфессий и профессионального состава городских немцев.

Из справочных источников использовались адрес-календари и памятные книжки по Саратовской губернии. В них содержится ценный материал об изменении количества немецких учебных заведений, о культовых постройках и их расположении в городе, о составе служащих в учебных заведениях и культурно-досуговых организациях Саратова. Дополнительные источниковые материалы были почерпнуты из периодических изданий, как русскоязычных, так и немецких, выходивших в Саратове. Примечательно, что ведущие региональные газеты, такие как «Саратовский вестник» и «Саратовский листок», регулярно печатали на своих страницах сведения о культурной жизни немцев.

В отдельную группу выделены мемуары. Довольно большой пласт такого рода источников можно подразделить на воспоминания деятелей искусства, особенно театрального и художественного, и мемуары представителей научной интеллигенции. Несмотря на субъективность содержащейся в них информации, мемуары позволили дополнить характеристику культурной среды города яркими примерами из повседневной жизни населения, показать характер отдельных представителей немецкой диаспоры Саратова. Важная роль в подтверждении или опровержении изложенных фактов принадлежит справочной литературе, относящейся ко времени, воспроизведенному на страницах воспоминаний.

Рассмотренная выше источниковая база позволяет, как представляется, раскрыть все стороны рассматриваемой проблемы и обеспечить достаточно полное решение задач, поставленных в настоящем исследовании.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в докладах и сообщениях на научных международных, всероссийских и региональных конференциях. Материалы по теме диссертации опубликованы в одной монографии и 6 научных статьях, одна из которых вышла в издании из списка ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Немецкое население Саратова: общая демографическая и социокультурная характеристика

Как известно, впервые немецкие переселенцы появилось в Саратовском Поволжье в 1764 г. после указа императрицы Екатерины II34. А уже в 1769 г. академик И.П. Фальк, посетивший Саратов в ходе Оренбургской экспедиции, так описывал поселившихся в Саратове немцев: «В Саратове находился попечительный комитет для колонистов. Оный имел у города 16 больших казарм, в которых жили они (немцы - З.Б.) до построения деревень, и в коих жило ныне (в 1769т.) 30 разорившихся семейств, кои в наказание за худое хозяйство принуждены были работать на кирпичных заводах»35.

Фальк также отмечал, что среди немецких переселенцев встречались как хорошие сельские работники, хозяйства которых с каждым годом богатели, так и цирюльники, парикмахеры, фабриканты и художники. Не имевшие навыков сельскохозяйственного труда, они вынужденно покидали свои земельные наделы и перебирались в города. В частности, в Саратове обитали «колонисты седельники, живописцы, резчики, золотых дел мастера, скульпторы, шляпники, ткачи, оружейники и проч.»36.

Ф.В. Духовников отмечал, что первоначально немцы селились между двумя церквями - Преображения и Духосошествия. Там же располагались и постоялые дворы для колонистов, приезжавших в Саратов по делам37. Я.Е Дитц, подтверждая слова Ф.В. Духовникова, уточнял, что немцев стали селить в Саратове с 1766 г., на «горах» за Глебучевым оврагом около

Конторы Канцелярии опекунства иностранных. «Однако новые пришельцы были встречены местным населением, а в особенности? раскольниками, проживавшими на «горах», крайне враждебно, почему в 1769 г. их переселили за городскую черту на место нынешней Немецкой улицы, между Никольской и Александровской, где они и образовали отдельную ремесленную слободу, получившую официальное название Саратовская Немецкая слобода» .

Согласно распоряжению правительства, «каждому немецкому семейству отрезано было земли до 15 сажен ширины, т.е. по улице, и 40 сажен длины, т. е. во двор; при каждом доме немцы завели сады» .

Е.К. Максимов считает, что переселение немцев с левого берега Глебучева оврага и образование слободы произошло не ранее 1812 г.40, однако ряд фактов говорит о том, что это все же произошло раньше.

Имеется информация, что в 1776 г. Немецкая слобода пополнилась новой значительной партией ремесленников из колоний, «не способных к хлебопашеству», асі 797 г. в Немецкой слободе начала функционировать Саратовская контора опекунства- иностранных со значительным штатом сотрудников41.

До 1812 г., а именно в 1793 г., была построена, освящена и начала действовать евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии42. Следовательно} помимо указанной в плане Саратова 1812 г. католической церкви на территории Немецкой слободы существовали и другие постройки.

Позднее немцы стали селиться и в других местах города, например, на Московской улице- между Михаило-Архангельскою площадью и- Верхним базаром43.

Опираясь на представленные данные, можно сказать, что Немецкая слобода, до срастания ее с городом и превращения в Немецкую улицу (середина XIX в.), была основным местом компактного проживания немцев в Саратове.

Характерной чертой пореформенной России стал быстрый рост городского населения за счет пришлых людей, в основном выходцев из сельской местности. Крестьяне, чтобы, хоть как-то поправить свое материальное положение, тянулись в города. Особенно их количество возрастало в неурожайные годы. В этом отношении не был исключением и Саратов44.

Приводимые С. Гусевым и А. Хованским статистические данные по численности населения города Саратова с 1847 по 1879 гг. показывают, что население за эти 32 года увеличилось вдвое, с 52 329 до 108 578 человек45. Как отмечали исследователи, это было не столько следствием естественного. прироста, сколько результатом внутренней миграции населения из сельской. местности в города. Подобная тенденция сохранялась вплоть до 1916 года46.

Такой характер переселения в Саратов был ярко выражен и, среди немецкого населения края.. Этому способствовал указ 1871 г. императора Александра II об отмене всех привилегий" колонистов, которые имелись у них еще со времен правления1 Екатерины П. Как известно, этот указ, а также введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности47, неурожаи и голод 1879-1880, 1891 гг., послужили мощным-толчком к эмиграции немцев-колонистов за пределы России в страньь Северной и- Южной Америки?8. Однако эмиграция не смогла помешать» ускоренному перемещению колонистов в губернский центр.

По итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. доля немцев в населении Саратовской губернии составляла 6,92 % (по своей численности они уступали только русским). Из них в городах проживало всего 7,8 %, т.е. основная масса немцев оставалась сельскими жителями. Среди городского населения немецкие жители составляли также весьма небольшой процент — 4,19 %, но даже при таких показателях и в городах немцы по численности занимали вторую позицию после доминирующего русского населения. Непосредственно Саратова населяло-8 367 немцев, что в 4 раза превышало их количество по сравнению с 1879 годом49. Таким образом, если за 32 года численность населения Саратова увеличилась в 2 раза, то численность-в нём немцев8 возросла в 4 раза, а их доля в общей численности населения выросла в 3 раза.

Динамику численности немецкого населения Саратова можно проследить вплоть до 1941 года Она-показана в таблице 1. Из этой-таблицы хорошо видно, что на фоне общего-роста численности,населения Саратова и его немецкой- составляющей, динамика удельного веса немцев, среди населения Саратова носит волнообразный характер. Периоды увеличения перемежаются с периодами уменьшения.

Если сопоставить эти волны с общими социально-экономическими и политическими процессами, происходившими в то время в государстве, регионе и Саратове, то наблюдается их очевидная корреляция.

Подробнее об этом см.: Герман А.А., Плеве И.Р. Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк: Учебное пособие. Саратов, 2002; Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М., 1998; Плеве И.Р. Начало эмиграции поволжских немцев в Америку // Немцы России: Социально-экономическое и духовное развитие 1871-1941 гг. С. 422-423.

Прирост удельного веса-в Л 897 г. уже получил выше своё объяснение. Последующее снижение удельного веса, прослеженное ДО 1910т., связано во-первых, с исчерпанием миграционного потенциала немецких колонистов, а, во-вторых, со стабилизацией ситуации в немецкой деревне,1 вызванной, в том числе, и позитивным влиянием столыпинских реформ50.

Религия и церковь в культурной жизни саратовских немцев

Характерной чертой российских немцев в религиозном отношении стала их поликонфессиональность. Среди них; были лютеране, католики, реформаты, баптисты, меннониты, а также немцы, перешедшие в православие и иудаизм. Такое разнообразие явилось следствием, во-первых, переселения немцев из различных государств Европы, где на определенных территориях преобладало влияние той или иной религии. А, во-вторых; некоторые немцы старались принять православие, для продвижения nos службе, либо их принадлежность к. православию была следствием смешанных браков144. Так, например, в Саратове по итогам переписи. 1897 г. зафиксировано 110 православных немцев145.

Но все же основная масса немецкоязычного населения в Саратове состояла из людей, исповедовавших либо лютеранство=, либо, католичество. Причем выявить; немцев-католиков ш их вклад в развитие духовной1 культуры . немецкой, общины І Саратова;, избегая участия- других этнических групп гв; национально смешанной? римско-католической общине города; представляется весьма; сложным; вследствие чего,; неминуемо в ходе исследования упоминание о членах римско-католической общины ненемецкого происхождения. В; отношении лютеран, по замечанию С. vonKugelgen, действовал совершенно четкий признак:, «Немец - это лютеранищ и! лютеранин — это немец»14 .

Обе конфессии появились, в России задолго до освоения Поволжского региона немцами-колонистами. Римско-католическая вера распространилась еще со времен Киевской Руси, а лютеранство, соответственно, после своего образования к середине XVI века. Естественно, что ни католичество, ни лютеранство не могли конкурировать со столь мощной религией как православие, имевшей до событий 1917 г. статус официальной государственной религии. Но, все же, в ходе исторических событий отношение к лютеранству в России было более благосклонным, чем к католичеству. Ввиду опасения миссионерской деятельности представителей римско-католической веры, православная церковь пыталась различными способами противодействовать распространению в России католицизма. Недовольства по отношению к католикам высказывались и в правительственных кругах. Последние старались не допустить выхода римско-католической церкви из-под влияния государства. Лютеранство же не вызывало в России» столь сильной негативной реакции, как католичество. Вековой страх перед Римским папой, замышлявшим католическую экспансию, не распространялся на скромную религию купцов, инженеров, врачей, офицеров и других профессионалов. Случаи миссионерства лютеран или добровольного принятия лютеранства русскими были крайне редки. Вследствие чего первая лютеранская церковь на территории страны появилась в Москве уже спустя 59 лет после провозглашения лютеранства147.

История лютеранской церкви Поволжья уходит своими корнями в XVIII в., когда регион стал заселяться немцами. Первые годы существования немецких колоний с их экономическими и организационно-политическими трудностями рисуют плачевную картину религиозной жизни колонистов. В4 худшем случае большинству общин приходилось исходить из того, что в них не имелось ни единого священника, и они находились под присмотром соседней крупной общины. Это означало, что службьг чаще всего проводились раз в 7-8 недель, а священник выступал в качестве странствующего проповедника, чтобы иметь возможность провести службу в отдаленных общинах148.

Объединяющим звеном для лютеран Поволжья стал Саратов. В нем, по воспоминаниям А.К. Штафа и других горожан, первоначально для богослужения был построен молитвенный дом, причем рассчитанный как на лютеран, так и на католиков. Службы проходили поочередно, но если случалось священникам разных вероисповеданий прибыть в город одновременно, то молились прихожане все вместе149. Оказавшись в иноконфессиональной среде с численным преобладанием- православных, лютеране и католики предпочли мирное сосуществование с сохранением своей религии и культуры. Со временем, имея численное преимущество перед католиками, лютеране возвели в 1793 г. свою церковь. Католикам такая возможность была предоставлена спустя 12 лет150.

После полученияі Евангелической церковью в России в. 1832 г. единой организации и единого управления, Генеральной консистории-в Петербурге1 стали подчиняться первоначально восемь, а потом пять консисториальных округов: Петербургский, Московский, Лифляндский, Эстляндский и Курляндский. Немцы-лютеране Поволжья подчинялись Московской консистории. Постепенно Саратовский лютеранский приход превратился в один из трех основных приходов России, после Петербургского и Московского. Центром его стала церковь Святой Марии, располагавшаяся на Никольской улице между Немецкой улицей и Театральной площадью151.

Неподалеку от церкви Св. Марии на Немецкой улице находился католический собор Святого Климентия152, возведенный в годы пребывания во главе Тираспольской (Саратовской) римско-католической епархии выходца из Баварии епископа Франца Цоттмана153. Значительную роль римско-католическая церковь в Поволжском регионе стала играть с 1856 г., когда в Саратов прибыл первый епископ Фердинанд Геланус Кан. По решению епископа в городе открылась резиденция новой Тираспольской епархии15 . К этому времени в Саратовской губернии насчитывалось около 20 тысяч католиков. В самом Саратове 2026 человек исповедовали католичество, из них немцами в 1878 г. были 1211 человек153. Управление епархии попеременно находилось в руках священнослужителей польской и немецкой национальности. В их числе были и выходцы из Поволжских немцев-колонистов: Антониус Церр и Йозеф Кесслер156.

Как римско-католическая, так и лютеранская церкви были не только религиозными, но и духовными центрами для- немецкоязычного населения края. В стенах церквей крестили, венчали, отпевали, здесь проходили собрания и обсуждались важнейшие вопросы, волновавшие прихожан. Что касается духовной- жизни, то в обязанности пасторов, помимо» исполнения необходимых церковных обрядов, проведения праздничных и обычных богослужений, входило регулярное преподавание Закона Божьего в учебных заведениях Саратова и колоний.

Воспитательная работа с детьми и подростками, участие в благотворительных организациях и обществах также были неотъемлемой частью общественной деятельности пасторов. Так, например, к 1892 г. при евангелическо-лютеранской общине действовал Комитет синодального собрания евангелическо-лютеранских пасторов нагорной и луговой стороны р. Волги, располагавшийся в Саратове. Председателем комитета состоял пастор Томсон. Помимо пасторов в комитет входили и прихожане церкви Св. Марии. С их помощью и под руководством1 пастора Томсона комитет выполнял благотворительные функции по обеспечению неимущих немцев-лютеран возможностью питаться в бесплатных столовых. Финансовую поддержку осуществляли наиболее состоятельные прихожане города. Объединив усилия, саратовские куццы Шефер, Миллер, Онезорге, Клейн и Шмидт содержали столовую, рассчитанную наг 350 человек колонистов. А Иван Иванович Зейферт лишь на свои средства содержал аналогичную столовую на 100 мест, по преимуществу для женщин И детей157.

Досуг и развлечения немецкого населения

Культурное пространство губернских центров России, безусловно, стране: Немаловажное значение приобретали- ві этом) отношении ш социальные процессы, в: том числе: и взаимовлияние различных городских этносов друг на друга. В большинстве своем города; представляли; собойі перекресток: разнообразных этноконфессиональных групп, каждая изг-которыху являлась носителем? своеобразной:: культуры. Но все: они; со временем,4 вступали? во-взаимодействие друг с другом; поскольку фактически «замкнутое» городское: пространство» не оставляло: ЮЛІ выбора» Главным? очагом:в сохраненииэтническошиндивидуальностшдля каждойнациищолгое: время: оставалась религия! на была- своего рода «консервантом»- тех духовных ш повседневно-бытовых, условий; которые складывались- на протяжении всего периода формирования представителей? той: или-с иной религиозной группы. Но? параллельно с религиеш в среде горожан стали возникать светские культурные объединения , способствовавшие: вначале сохранению; а потом-и распространению культурных ценностей нацийг.Чаще всего такие организации представляли собой союзы, общества и клубы:

Первые попытки создания: в.Саратове Немецкого клуба относятся еще к 1843 году. Усилиями приехавшего из Оренбурга Франца Ивановича Штейна — владельца суконной фабрики — в городе был открыт «Немецкий танцевальный клуб». По воспоминаниям современников, Ф:И. Штейн был человеком незаурядным: «личностью весьма интересною, не лишенною образования, видавшим виды»383. Не удивительно, что именно такой человек не отступился перед сложностями, возникшими в процессе создания новой организации. Чиновники, получившие прошение об открытии клуба в 1840 г., дали разрешение лишь спустя три года.

Целью клуба было означено «приятное препровождение времени в часы досужные» . Реализовывать задуманное планировалось не только с помощью танцев. Предполагались также и «пассивные» виды отдыха: чтение газет и других печатных изданий, игра в карты и шахматы. Членский взнос составлял 25 рублей в год. Попечителями клуба состояли вице-губернатор К. Оде-де-Сион и архитектор М. Кирхнер, а старшинами - А Шепф, И: Клейнер, Ф.О. Шехтель, К.К. Штаф и другие. Клуб просуществовал чуть более 10 лет и стал основой для учреждения в городе Коммерческого клуба. Среди І членов новой организации также можно было встретить представителей немецкой диаспоры. В их число входили такие известные в Саратове люди, как И.И. Зейферт, Ф.О. Шехтель, К.К. Штаф .

В связи с закрытием «Немецкого танцевального»клуба» в культурной среде немцев-горожан возник вакуум, который нужно было заполнить. Но вплоть до начала XX в. возможности создания новой культурно-досуговой организации у немцев не было. Конечно; свое свободное время немцы проводили и в таких доступных культурных и развлекательных-заведениях города как театры, музеи, цирк, библиотеки и др. Члены диаспоры входили в многочисленные научные и социокультурные общества города: С.К. Экснер был директором «Отделения Императорского русского музыкального общества», К.К. Горенбург - старшиной совета «Общества любителей изящных искусств», доктор медицины П.К. Галлер — председателем «Саратовского физико-медицинского общества», Г.ГЪ Клинг - членом «Общества естествоиспытателей и любителей естествознания» и т.д .

И все же этого для продолжения внутринационального культурного развития не хватало. Тогда инициативные члены диаспоры стали организовывать семейно-танцевальные вечера. Обычно они проходили в здании Коммерческого клуба, а иногда под вечера использовалось здание гостиницы «Россия». Уже в 1890-х гг. заметки о таких мероприятиях стали появляться в местной прессе. Первоначально вечера были приурочены к празднику «немецкой масленицы», отмечаемой во второй половине февраля387. Публики на такие мероприятия собиралось всегда много, даже несмотря1 на то, что вход был платным3 8. «Танцы были очень оживленные, видимо молодежь веселилась от душш Для гостей было-устроено угощение чаем, фруктами и мороженым»389.

Постепенно городские немцы сформировали в Саратове свое национальное общество: Инициатором его открытия выступил Леон Карлович Бухгольц. Помимо него учредителями также выступили-А.К. Отто, ФіК. Эмих, В1Ф! Дамер и Г.Г. Абельс. Прошение об образовании, в городе «Немецкого общества» поступило от них саратовскому губернатору КЗ сентября 1907 года390.

Изначально общество ставило перед собою довольно конкретные цели, способствовавшие поднятию культурного уровня и духовно-нравственному развитию немцев. Также планировалось «развивать национальное сознание, содействовать объединению всех немцев Поволжья, на почве защиты их национальных особенностей, содействовать общественной жизни»391 членов общества. Но такие, казалось бы, безобидные формулировки насторожили местных чиновников, и даже объяснения учредителей, что общество «преследует только культурные интересы упомянутых немцев, интересы не вообще германские, а ЧРІСТО народные» не были убедительными. Последовали длительные и мучительные изменения формулировок устава393, который менялся 4 раза. Торжественное открытие «Немецкого общества в Саратове» состоялось в июле 1908 года394.

Численность его членов в разные годы составляла от 100 до 300 человек. Должность председателя общества была выборной. Ее занимали такие известные в Саратове люди как доктор Л.К. Бухгольц, А.Е. Бонвеч, Б.О. Мартин и другие393. Поскольку членство в обществе было платным, раз в полгода проводились отчетные собрания, на которых решались финансовые и текущие вопросы. Деятельность общества можно подразделить на три направления: благотворительность, популяризация научных знаний и организация увеселительного досуга.

Члены общества регулярно оказывали финансовую помощь бедным немцам-колонистам и немецким образовательным учреждениям. Средства на благотворительные нужды обычно выделялись из кассы общества, пополняемой его членами. Иногда деньги поступали после вечеров, организованных специально для благотворительных целей396. Так, например, 2 января1 1911 г. в Саратове под патронажем немецкого общества прошел концерт-бал с благотворительной целью. Цена билетов составляла от 60 коп. до 3 руб. для гостей и 30 коп. для членов общества.

Представители немецкой диаспоры в литературе и искусстве города

Первыми попытками немцев-переселенцев реализовать себя на литературном поприще были небольшие путевые заметки, в которых во время долгого пути на новую родину отражались впечатления немцев от своего путешествия. Так, известен пример дворянина Бернхарда фон Платена, который описывал свое путешествие в. стихотворной хронике «Описание путешествия колонистов„и образ» жизни русских» (1766-1767 гг.). По замечанию П.И. Зиннера, некоторые из колонистов.по прибытии на места поселения оставили для. своих потомков воспоминания. В их числе автором упоминаются такие имена писателей, как Маттерн, Циге, Асмус, Шнейдер, Штеркель, Бауэр и другие495. Но все это были рукописные записи, большинство из которых не сохранилось до нашего времени.

Первые печатные труды немцев-колонистов стали распространяться с 1860-х гг. XIX столетия. Характерной особенностью этих произведений\были попытки освещения собственной истории. В І этом отношении наиболее значимым являются труды упоминавшегося в историографической части диссертации Александра Августовича Клауса (1829-1887). Будучи сыном лютеранского священника, он, получив образование в 1-й Саратовской гимназии, стал начальником Саратовской конторы опекунства иностранных поселенцев, а к 1870 г. дослужился до должности начальника отдела колоний Департамента Общих Дел. Занимаемые должности позволили А.А. Клаусу собрать обширный материал по истории и культуре немцев-колонистов. Свои наблюдения.-; и. основные; выводы он публиковал, в« отдельных статьях, размещенных в журнале «Вестник: Европы». Главным- итогом его работы стало солидное социально-экономическое исследование; «Наши колонии: Опыты и материалы по истории и статистике иностранной; колонизации в России». Первоначальная публикация одной главы; из; этой книги под названием «Духовенство и школы» получила резкую негативную- оценку духовенства. Но впоследствии труд автора был оценен по достоинству, ив, свет вышла полная публикация книги496. Не утратило его произведение своей ценности и для современных исследователей.

Не менее любопытнаифигура Леонида ПетровичаБлюммера. Круг его интересов-был обширен: от; адвокатурьгдо литературы. (S ранних; лет Леонид проявил самостоятельность и, как отмечал Є.Д. (Соколов; «будучи- еще во 2 497 498 хг классе гимназии ,, начал давать, уроки» . Конечно,- уровень преподавательской деятельности в стольгюном возрасте вызывает сомнение, но уже в Гб лет Блюммер работал сельским учителем в Полтавской губернии; Тогда; же он; впервые: проявил себя на- литературном поприще,, став; корреспондентом5 «Одесского Вестника»; Окончив Петербургский университет и успешно; сдав; уже; в; Московском, университете экзамен: на: получение степени кандидата, прав- новоиспеченный юрист отправился: за! границу. Bs ІГермании от долгое время выпускал, несколько периодических изданий: журнал «Свободное:слово»; газеты «Весть» и «Европеец»499. Затем Блюммер переехал на постоянное место жительства в Саратов?00. Жители города запомнили его: как «ловкого талантливого- выдающегося-смелого адвоката,. ... выделявшегося: из; всех ценной головой газетного работника, публициста, рецензента»501. При этом, несмотря на, немецкое происхождение, его«широкий и нередко безрассудный размах502 во всем был полною противоположностью немецкому благоразумию, немецкой» аккуратности, осмотрительности, немецкой расчетливости» .

В начале 1880-х гг. от бывшего прокурора Саратовского окружного суда Г.Н. Юренева Блюммер получил право на издание газеты «Волга». Его краткое пребывание в этой должности вдохнуло в увядающую газету новую жизнь. «Каждый номер Блюммеровской «Волги» разбирался нарасхват. В редакции стояла толпа желающих подписаться. ... В каждом номере были принадлежащие его перу передовые статьи и фельетоны - интересные, бойкие, смелые, оригинально и свободно трактовавшиеся жгучие темы и злобу дня»504. Столь смелое выражение мыслей и идей не прошло для издания бесследно. Цензура «Волги» в скором времени была переведена в Москву, и газету поспешили закрыть.

За годы жизни Л.П. Блюммером было написано более 2000 статей на русском и иностранных языках, а также романы и множество рассказов: В числе его произведений были: «Папство и Россия», «Белинский пред лицом западников w славянофилов», исторический1 фельетон по поводу книги Д. Толстого «Римский католицизм в,России», роман «Около золота», рассказ из сибирской жизни «Фальшивая бумажка» и другие505.

С 1904 г. в Саратове выпускалась масса книг, написанная немцами на русском и немецком языках. Тематика их была разнообразной: «Садоводство» П.И. Зиннера (1904) и А. Лонзингера (1908), «История колоний Поволжья» Г. Бауэра (1908), «Песнь о кюстере Дейс» Э. Куфельда, повести «Не поддавайся!», «Здесь и там», «Филипп - Яков» А. Лонзингера, повести «Остров мертвых», «Дары смерти», «Фата Моргана» Вальберга. На поэтическом поприще наиболее известными были имена А. Нея,

А. Лонзингера, P. Дирка, А. Ротэрмеля, Ф. Баха506. Многие литературные произведения того времени! печатались в немецкой прессе, например, в газете "Volkszeitung".

Как оказалось, совмещал свою литературную деятельность с обыденной работой и немецкий житель Саратова - Константин Каспарович Деттерер. Отец его, немец-колонист из села Гололобовка Камышинского уезда, перебрался в Саратов и открыл здесь дешевую гостиницу. Константин родился в Саратове в 1857 году. Окончив школу в пятнадцатилетнем возрасте, он сразу приступил к работе в качестве продавца в трактирном буфете отца. Но вскоре ему пришлось зарабатывать деньги самостоятельно. После долгих лет скитаний по городским конторам и трактирам Деттерер купил собственный дом и открыл в нем трактир507.

Появившееся свободное время Деттерер уделял написанию стихотворений. Большинство из них повествовали об окружавшей автора саратовской действительности: о людях, событиях, курьезах города. Первоначально поэт-самоучка декламировал свои стихи посетителям своего трактира. Заметив интерес публики, он стал отдавать свои произведения в местную прессу. Так, в 1886 г. в газете «Саратовский листок» появилось его стихотворение «Великий пост». Его успех вдохновил автора на публикацию целой книги своих произведений, которая вышла в Саратове тиражом 3000 экземпляров — весьма значительная цифра для такого рода изданий в провинциальном городе. Жители города проявили живой интерес к изданию, так что потом книгу еще не раз переиздавали .

Стихи К.К. Деттерера отличались простотой и незамысловатостью слога. Например, с открытием в городе зимнего сада было связано такое четверостишие

Похожие диссертации на Немецкий компонент в культурной жизни Саратова : 1870-е - 1930-е гг.