Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Соломадина, Наталья Анатольевна

Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг.
<
Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соломадина, Наталья Анатольевна Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ 28

1.1. Верующие-мусульмане: социально-демографическая характеристика 29

1.2. Мусульманское духовенство 51

Глава II. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН 68

II.1. Политический контроль за деятельностью религиозных общин и научно-атеистическая работа 74

II.2. Исполнение законодательства о культах 105

II.3. Государственное регулирование деятельности мусульманских религиозных организаций 124

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

V. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 153

Введение к работе

Актуальность исследования данного вопроса определяется тем, что из основных мировых религий в России наиболее распространенным после православия является ислам. В современной России около 20 млн. граждан исповедуют ислам; из 21 республики Российской Федерации 9 представляют собой национально-территориальные образования, коренное население которых являются мусульманами1. Влияние ислама на современное российское общество становится все более значимым.

Настоящая реальность требует выработки механизма конструктивного и взаимовыгодного сосуществования светского государства и мусульманских объединений, что невозможно без объективной реконструкции деятельности исламских объединений, анализа специфики церковно-государственной политики, ее особенностях развития на различных этапах. При этом необходимо учитывать, что ислам - не только некое религиозно-этическое учение, но и особая культура, цивилизация, образ жизни в соответствии с шариатом -сводом предписаний, узаконений Аллаха, переданных им через Пророка. Ислам - очень эффективная мировоззренческая система, идеология наступательного типа.

В связи с данными обстоятельствами возникает потребность в исследовании положения в советском обществе мусульманских объединений, различных направлений их деятельности, основных принципов взаимоотношений между государством и исламом во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг. в СССР в целом, и в

' Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны шариатаЛГосударство и право. - 2003. - №2. - С.93.

отдельных регионах, в частности, для ведения перспективного диалога «власть - религия».

Степень разработанности вопроса о деятельности религиозных конфессий в целом, мусульманских в частности, в Пензенской области такова, что возникла необходимость в системном обобщении материала и углубленном изучении данной проблемы. Несмотря на отдельные печатные материалы по данной теме, эта область современного научного исторического краеведческого знания является фактически неразработанной. Наличие эпизодических попыток научного анализа различных аспектов функционирования мусульманских религиозных общин в Пензенской области, политики местных органов советского государства и коммунистической партии в отношении ислама окончательно убедили в необходимости и правильности выбора объекта исследования и стали предметом исследования.

Проблема деятельности мусульманских религиозных организаций во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг. в СССР в целом, и в частности, в Пензенском регионе, исследована пока недостаточно. Основываясь на проблемно-хронологическом характере историографии, необходимо выделить следующие моменты при рассмотрении историографии по данному вопросу.

Условно в отечественной историографии по данной теме можно выделить следующие этапы:

первый - конец 1950-х - первая половина 1960-х гг.; второй - вторая половина 1960-х - конец 1980-х гг.; третий - конец 1980-х - начало 2000-х гг.

Анализ литературы позволяет провести ее классификацию в зависимости от концептуальной направленности работ.

За теоретическую основу литературы первого этапа было взято положение о наступлении в СССР новой стадии развития, а именно, восстановления народного хозяйства в послевоенные годы и развернутого строительства коммунистического общества, сущность которого состояла в переходе от социализма к коммунизму, т.е. создание материально-технической базы коммунизма и утверждение коммунистических принципов во всех областях советской жизни.

Идейной базой исследований второго периода стала концепция развитого социализма, суть которой заключалась в бескризисном развитии советского общества. Развитие советского общества при Хрущеве Н.С. излагалось довольно схематично, внимание сосредотачивалось, в основном, на «оттепели», содержание которой свелось к либерализации политического режима, кульминацией ее объявлялся XX съезд КПСС.

Специфическими моментами историографии первого и второго этапов было то, что в ней находило отражение исключительно позитивный опыт, критический или отрицательный материал отсутствовал, либо представлялся как «временные» и «случайные» недостатки, причины которых коренились в объективных трудностях «советских первопроходцев». В конечном итоге, советская реальность представлялась весьма искаженно, и как следствие, молодые исследователи не сумели овладеть методологией познания негативных процессов в деятельности государства и партии. Однако недопустимо расценивать литературу 1940-х - первой половины 1980-х гг., исключительно критично и негативно, как и всю последующую - только положительно.

В литературе третьего периода нет четкой единой концептуальной линии, работы неоднозначны по своему содержанию - от полного

отрицания каких-либо достижений советского отрезка нашего государства до идеологически нейтральных оценок, что было связано с эмансипацией общественного сознания и расширением источниковой базы исследований. В работах конечного периода «перестройки» (конец 1980 - начало 1990-х гг.) уже содержится критический анализ накопленного опыта, но в рамках базовых принципов советской модели и коммунистической идеологии. В историографии периода «псевдолиберальный варианта» постсоветского развития - 1990-х гг. акцентируется внимание исключительно на том, что противостояло советской власти, причем, условия и особенности исторического развития советского государства фактически не учитывались; и лишь с конца 1990-х гг. и в настоящее время формируются сбалансированные и объективные подходы по данному вопросу.

Третий этап в развитии литературы по проблеме деятельности религиозных организаций и их взаимоотношений с советским государством детерминирован изменившимися социально-экономическими условиями и, как следствие, общественными, в том числе и научными, приоритетами. Происходит «вымывание» марксистско-ленинской идеологии, в том числе и основных исторических концепций. После краха социалистических режимов в Юго-Восточной и Центральной Европе началась огульная критика всего социалистического и советского. После событий августа 1991 г. «разоблачительные» тенденции, активное неприятие и отказ от марксистско-ленинской методологии стали почти официальными.

Период конца 1990-х - начала 2000-х гг. является более нейтральным, поскольку интерес к истории советского этапа в широких кругах российской общественности резко пошел на убыль. Однако достаточно плачевный опыт капитализма для самых широких слоев

населения в нашем государстве вынуждает вновь обратиться к социалистическому прошлому.

Разноплановую и обширную литературу по различным аспектам темы исследования, исходя из концептуальной направленности, можно условно сгруппировать следующим образом.

Первая группа представлена трудами общетеоретического плана, которые характеризуют происшедшие изменения в советском обществе второй половины 1940-х - середины 1980-е гг.; раскрывают общественно-политический климат того времени, показывают социально-экономический и духовный уровень развития СССР; что дает возможность в определенной степени проанализировать условия деятельности религиозных объединений, в том числе и мусульманских, специфику складывания и развития государственно-церковных отношений на территории Советского Союза, в целом, и в Пензенской области, в частности.

Историографии первого этапа присуще достаточно схематичное изложение материала. Великая Отечественная война, по мнению большинства авторов, несколько замедлила развитие массового атеизма в стране советов. Но в первые послевоенные годы процесс перехода советских людей на позиции атеизма активизировался (Дергалова Н.С. «Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование элементов коммунистической культуры»1; Иовчук М.Т. «Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм»2; «История СССР. Эпоха

Дергалова Н.С. Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование элементов коммунистической культуры. -М.,1963.

2 Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм. -М.,1960.

социализма (1917-1957 гг.)»1; «История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.)» и т.д.).

Литературе второго периода характерно оперирование дефиницией «развитое социалистическое общество», которая перешла в то время из области научного прогнозирования и проектирования в прикладную область общественных наук. Широкое использование категории «развитой социализм» началось уже в начале 1960-х гг." С 1964 г. данный термин используется в учебной литературе4. С 1967 г. введено в научный оборот положение о построении в Советском Союзе развитого социалистического общества5. На XXIV съезде КПСС (1971 г.) развитому социализму была дана подробная характеристика6, согласно которой СССР декларировался государством подлинной демократии, политическая система которого обеспечивала эффективное управление общественными делами, все более активное участие трудящихся в общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и т.д. Формирование у советского народа коммунистического мировоззрения, частью которого являлись атеистические убеждения, объявлялось одним из направлений идейно-политической работы государства. В рамках данной концепции были выдержаны «основополагающие» труды того времени - «История Коммунистической партии Советского Союза» , «Развитой социализм: проблемы теории и практики»8 и т.д.

1 История СССР. Эпоха социализма (1917-1957 гг.). - М.,1959.

2 История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.). - М.,1964.

3 См.: Социально-экономические проблемы истории развитого социализма в СССР. - М.,1976. - С.442-443.
л История СССР. Эпоха социализма/Под ред. М.П. Кима. - М, 1964; Берхин И.Б. История СССР. 1917—
1964. -М.,1966.

5 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. - М.,1967. - С.68.

6 XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. - М.,1971. -
С.62.

7 История Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1979.
s Развитой социализм: проблемы теории и практики. - М.,1979.

Третий этап ознаменован появлением целого ряда исследований, авторы которых предпринимают попытки выявить суть политического режима в Советском Союзе, охарактеризовать накопившиеся в советском обществе противоречий. Но внимание акцентировалось, главным образом, на вопросах, связанных с конкретными историческими лицами -Лениным В.И., Сталиным И.В. и т.п. Только с начала 1990-х гг. публикуются работы, в которых анализируется период второй половины 1940-х - первой половины 1980-х гг. с критических позиций. Исследователи пытаются раскрыть причины и предпосылки деформаций советского общества; рассмотреть, как это отражалось не только на экономической, но и на политической и духовной жизни социалистического государства. В данном ключе написаны работы Аксютина Ю.В., Волобуева О.В. «XX съезд КПСС: новации и догмы»1; «Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия»2; «Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма»3; Давыдов С.Г. «Неформальное движение советской молодежи: от Сталина до Горбачева»4; Данилова А.А. «История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991 гг.»3; Данилова А.А., Пыжикова А.В. «Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы»6; Горинова М.М., Данилова А.А., Дмитренко В.П. «История России»7; «XX съезд КПСС и

его исторические реальности» ; Зубковой Е.Ю. «Общество и реформы. 1945-1964»9; Зубковой Е.Ю. «Послевоенное советское общество:

1 Аксютин Ю.В., Волобусв О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. - М.,1991.

" Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. - М.,1995.

3 Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. - М.,1997.

А Давыдов С.Г. Неформальное движение советской молодежи: от Сталина до Горбачева. - М.,2001.

5 Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991 гг. - Уфа.,1995.

6 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. -
М.,2001.

7 Горинов ММ, Данилов А. А., Дмитренко В.П. История России. - М.,1994.

8 XX съезд КПСС и его исторические реальности. - М.,1991.

9 Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. - М.: Россия молодая, 1993.

политика и повседневность. 1945-1953.» ; «История Отечества: краткий очерк» ; Королевой Л.А. «Исторический опыт советского диссидентства и современность»3; «На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе»4; «Наше Отечество. Опыт политической истории»5; Пихоя Р.Г. «Советский Союз: История власти. 1945-1991»6; Пыжикова А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 годах: общественно-политический аспект» ; «Советская историография» ; Стецовского Ю.И. «История советских репрессий»9 и т.п.

Особо следует выделить исследования последних лет о конкретных партийных и государственных деятелях времен 1940-1980-х гг., от которых зависела внутренняя политика государства в целом, отношение руководства к церкви, в частности: Волкогонов Д.А. «Триумф и Трагедия. Политический портрет И.В. Сталина»10, Громов Е. «Сталин: власть и

її ^'У

искусство» , Медведев Р. «Хрущев. Политическая биография» , «Н.С. Хрущев (1894-1971)»13, «Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии»14, «Хрущев Н.С. (1894-1971): Материалы научной конференции»13 и т.д. Поскольку данные работы написаны, в основном, «по горячим следам», зачастую в них отсутствовал глубокий научный анализ событий прошлого советского общества.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. - М: РОССПЭН,2000.

2 История Отечества: краткий очерк. - М.,1992.

3 Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. - М.:МОСУ,2001.

4 На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М.,1990.

5 Наше Отечество. Опыт политической истории. - М.,1991. -Т.2.

6 Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. - М.,1998.

7 Пыжиков А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 годах: общественно-поліггический
аспект. - М: Гамма,1998.

8 Советская историография - М.:РГГУ,1996.

9 Стецовский Ю.И. История советских репрессий. - М.:Знак-СП,1997- Кн.2.

10 Волкогонов Д.А. Триумф и Трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. - В 2-х тт. - М.,1989.

11 Громов Е. Сталин: власть и искусство. - М.,1998.

12 Медведев Р. Хрущев. Политическая биография. - М.,1990.

13 Н.С.Хрущев (1894-1971). -М.:РГГУ,1994.

14 Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. - М.,1989.

15 Хрущев Н.С. (1894-1971): Материалы научной конференции. - М.,1994.

Вторую группу составляют исследования, затрагивающие вопросы взаимоотношений социалистического государства и мусульманских религиозных формирований в СССР, характеризующие позицию советского руководства к религии, в целом, и ислама, в частности, во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг.

Работы первого и второго этапов объединяет тот момент, что религиозный фактор в социалистической действительности однозначно расценивался как отрицательный, тормозящий или даже препятствующий общественному развитию. «Вред» религии состоял в том, что она нарушала мировоззренческую монолитность советского общества. Публично декларировалось, что с ликвидацией эксплуатации в советском государстве начался глубокий кризис религии, который, в конечном итоге, означает ее гибель; объявлялось, что в мировой истории мировоззрение мировосприятие советских людей базируется на прогрессивном учении -марксизме-ленинизме. Провозглашалось, что «теперь впервые в истории мировоззрение миллионов людей строится на научной основе марксизма-ленинизма, ставшего идейным оружием народных масс в борьбе за лучшую жизнь, за победу коммунизма, у нас воспитался новый человек - человек благородных идеалов и высоких нравственных принципов, изложенных в моральном кодексе строителей коммунизма»1. Утверждалось, что в социалистическом государстве ликвидированы главные социально-экономические корни религии и развенчана мировоззренческая основа религии - идеализм .

Однако во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы государственно-церковные отношения несколько

1 Бычатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966. -
С. 19.

2 Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М.,1965; Бычатин В.Е. Постановка
проблем атеизма в трех программах Комлі) нистической партии. - Киев, 1966 и т.д.

изменились, власть от безусловно воинственной и отрицающей
политики перешла к относительно «мирному сосуществованию». Религия, в
первую очередь, безусловно, Русская православная церковь,
рассматривалась как компонента сталинской внутриполитической
концепции; церкви отводилась определенная роль в развитии
международных связей и укреплении внешнеполитических позиций
СССР и т.д. «Ровные отношения между церковью и государством
сохранялись вплоть до смерти Сталина. Власть продолжала использовать
(хотя и с меньшей эффективностью) налаженный инструмент в своей
внешнеполитической деятельности. Перемены ... произошли только во
второй половине 50-х годов, когда новое руководство сменило ориентирьг
прежней политики. Диалог с церковью оказался не нужным, его вновь
сменил жесткий курс на гонения и притеснения»11. Благосклонное
отношение к религии объявлялось «сталинским наследием». Однако
главная причина поворота к политике воинствующей нетерпимости
заключалась в провозглашении развернутого строительства
коммунистического общества, религиозное сознание провозглашалось
пережитком капитализма. На XXII съезде КПСС объявлялось, что
необходима «продуманная и стройная система научно-атеистического
воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения,
предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди
детей и подростков»2. Декларация построения развитого

социалистического общества в Советском Союзе и внесение в Конституцию 1977 г. статьи о свободе совести (ст. 52) призвано было продемонстрировать справедливый и демократический характер советской политической системы. Свобода совести определялась как «органическая

1 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. - М.,2001. -
С. 190.

2 Материалы ХХП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1961. -СП 1-112.

неотъемлемая составная часть советской социалистической демократии... Марксистско-ленинское понимание свободы совести в корне отличалось от буржуазного»1. Однако прежний тезис о несовместимости религиозного и коммунистического мировоззрений оставался лейтмотивом работ того периода («Атеизм в СССР: становление и развитие»2; Ахмедов А. «Ислам в современной идейно-политической борьбе» ; Аширов Н. «Эволюция ислама в СССР»4; Барменков А.И. «Свобода совести в СССР»5; «Ислам в СССР: Особенности процесса секуляризации в республиках советского Востока» ; «Закон, религия, церковь» ; «Ислам. Проблемы идеологии,

права, политики и экономики» ; «К обществу, свободному от религии (процесс секуляризации в условиях социалистического общества)»9; Клочков В.В. «Закон и религия»10; Коник В. «Свобода совести и ее лжезащитники»11; Куроедов В.А. «Религия и церковь в советском государстве» ; Мавлютов P.P. «Ислам» ; Огрызко И.И. «Атеистическое воспитание подрастающего поколения»14; Окупов А.Ф. «Научное мировоззрение и атеистическое воспитание»15; «Строительство коммунизма

1 Атеистический словарь. -М.: Политиздат, 1984. - С.396.

2 Атеизм в СССР: становление и развитие. - М.,1986.

3 Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.,1985.

4 Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. -М.,1973.

5 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М.,1986.

6 Ислам в СССР: Особенности процесса секуляризации в республиках советского Востока. - М.,1983.

7 Закон, религия, церковь. -Ташкент, 1982.

8 Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М.,1985.

9 К обществу, свободному от религии (процесс секуляризации в условиях социалистического общества). -
М.,1970.

10 Клочков В.В. Закон и религия. - М.,1982.

11 Коник В. Свобода совести и ее лжезащитники. - М.,1986.

12 Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М.,1982.

13 Мавлютов P.P. Ислам. - М.,1974.

14 Огрызко И.И. Атеистическое воспитание подрастающего поколения. - Л.,1964.

15 Окупов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. - М.,1976.

и преодоление религиозных пережитков»1; Салдбаев Т.С. «Ислам и общество» и т.д.).

Значительная роль в антирелигиозной работе советским руководством отводилась противодействию влиянию священнослужителей и атеистическому воспитанию населения. Партийные и советские органы инициировали проведение различного рода исследований, призванных выявить уровень религиозности советского населения в целом, подготовить определенные мероприятия по ее преодолению. Исследование причин сохранения религиозных «пережитков» в социалистическом обществе являлось своего рода направлением в науке и литературе3.

В конце 1980 - начале 2000-х гг. опубликованы труды, авторами которых предпринимается попытка отойти от идеологических штампов и объективно взглянуть на положение исламских религиозных объединений в мире и СССР (Бабинов Ю.А. «Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность»4; Жданов И.В., Игнатенко А.А. «Ислам на пороге XXI в.»5; «Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри»6; Королев А.А., Ливцов В.А. «Религиозная безопасность России: история и проблемы» ; Керимов Г.М. «Шариат. Закон жизни мусульман»8;

1 Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. -М.,1966.

2 Салдбаев Т.С. Ислам и общество. - М, 1984.

3 Ислам: происхождение, история и современность. - М.,1984; Кудряшов Г.Е. Атеизм и молодежь. -
Чебоксары, 1968; Мандрыгин Л.В. Внутренний мир верующего и причины религиозности. - М., 1965;
Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков. - Минск, 1965; Строительство
коммунизма и преодоление религиозных пережитков. - М.,1966; Общественная психология и
коммунистическое воспитание. - М.,1967 и т.д.

4 Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. -
Симферополь, 1991.

5 Жданов И.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI в. - М.,1989.

6 Ислам: на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. - М.:АБЦ,20()1.

7 Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы. - М.:Социум,1997.

8 Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. - М.,1999.

«Мусульмане изменяющейся России» ; Фадеев В.Н. «Религиозные проявления и законодательство о религиозных культах»2 и т.д.

Отдельным блоком выступают работы не строго научного
академического характера, а публицистического плана, направленные на
формирование общественного мнения в стране; имевшая цель
дискредитировать священнослужителей. Данная литература,

«разоблачавшая происки империализма», «раскрывавшей истинные цели, подлинное лицо» служителей церкви и верующих, «развенчивавшая реакционную сущность» духовенства, издавалась до 1990-х гг. довольно крупными тиражами. По-разному - тонко или грубо проводилась мысль, что религиозное мировоззрение - явление, чужеродное советскому обществу, отжившее свое («Агрессия без выстрелов»3; Вадимов В. «Накипь» ; Веселов В.И., Владимиров А.Л. «За ширмой святости» ; Медведко Л.И., Германович А.В. «Именем Аллаха...»6; Чертков А.Б. «Крах» ; Чуев И.П. «Антикоммунизм и русская религиозная философия»8 и т.д.).

В третью группу вынесена краеведческая литература, раскрывающая социально-экономическое положение Пензенского региона, затрагивающая косвенным образом тему религиозных объединений в крае . Мочалов В.А., известный краевед, справедливо замечал, что местные исследователи акцентировали внимание, главным образом, на изучении деятельности

Мусульмане изменяющейся России. - М.,2002.

2 Фадеев В.Н. Религиозные проявления и законодательство о религиозных культах. - Ташкент, 1990.

3 Агрессия без выстрелов. - Куйбышев, 1981.

4 Вадимов В. Накипь. - Донсцк:Донбасс, 1980.

5 Веселов В.И., Владимиров А.Л. За ширмой святости. - М., 1981.

6 Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха... -М.,1988.

7 Чертков А.Б. Крах. - М.,1968.

8 Чуев И.П. Антикоммунизм и русская религиозная философия. -М.,1969.

9 Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. - Саратов, 1989; Мясников Г.В. Город-крепость Пенза.
- Саратов,1989; Очерки истории Пензенской организации КПСС. - Саратов, 1983; Пензенская область в
годы Великой Отечественной войны. - Пенза,1985; Пензенская область в цифрах и фактах. - Саратов,1987;
Поиски и находки: Из записных книжек краеведов. - Саратов, 1984; Хроника Пензенской областной
организации КПСС. 1884-1987 гг. - Саратов, 1988 и др.

советских органов и областной партийной организации: «Однако, как правило, изучались сравнительно узкие проблемы руководства отдельными участками народного хозяйства и общественной жизни. Обобщающие работы отсутствовали. ... Явление, подвергавшееся анализу, не изучалось во всей сложности и противоречивости, рассматривались лишь положительные стороны работы, а негативные оставались в тени»1.

Особая роль в контексте исследуемой проблемы отводится монументальной работе - «Пензенская энциклопедия»2. «Пензенская энциклопедия» является первым систематизированным сводом информации о численности, местах расселения, истории, культуре татарского населения Пензенской области, представителях исламского культа и т.д.

Определенный интерес представляет работа Дворжанского А.И., редактора «Пензенских епархиальных ведомостей», «История Пензенской епархии. Книга первая; Исторический очерк», характеризующая деятельность Пензенской епархии с досоветского периода до настоящего времени, где эпизодически затрагивается тема деятельности местных мусульманских религиозных объединений3.

Непосредственно к теме исследования близки монографии, в которых на базе широкого круга источников исследованы и проанализированы практика, специфика, методы деятельности религиозных общин и вопросы государственно-церковных взаимоотношений в Пензенском крае во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг. - Королева Л.А., Королев А.А. «Государство и религиозных объединения во второй половине 1960 - 1980-х гг.

Мочалов В.А. Очерк историографии Пензенской организации КПСС//Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. -Саратов, 1989. - С.99-100.

" Пензенская энциклопедия:/Гл. ред. К.Д Вишневский. - Пенза-М.,2001. 3 Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. - Пенза, 1999.

(Пензенская область)» и Королева Л.А., Королев А.А., Клюшина Л.В. «Религиозные организации Пензенской области (вторая половина 1940 -первая половина 1960-х гг.)» . Работы представляют собой первые комплексные исследования религиозной жизни Пензенского региона, где в контексте изучения всех представленных в крае религиозных объединений, в первую очередь, православных, затрагивается и проблема местных мусульманских общин.

Четвертую группу составляет обширная литература, характеризующая основные направления критики буржуазной и ревизионистской «фальсификаций» развития социалистического общества в целом в 1940-1980-е гг., положения религиозных объединений в СССР, в частности .

С начала 1990-х гг. подобного рода работы фактически перестали издаваться.

Пятая группа представлена исследованиями зарубежных авторов, посвященных анализу различных аспектов, связанных с темой исследования. В первую очередь, следует выделить работы, которые стремятся выявить сущность тоталитаризма в целом и собственно в СССР, что необходимо для определения причин и специфики церковной практики в тоталитарном обществе. Определенный интерес представляют работы зарубежных авторов, в том числе и церковных историков, затрагивающих

Королева Л.А., Королев А.А. Государство и религиозные объединения во второй половине 1960-1980-х гг. (Пензенская область). - Пенза,2002.

2 Королева Л.А., Королев А.А., Клюшина Л.В. Религиозные организации Пензенской области (вторая
половина 1940 - первая половина 1960-х гг.). - Пенза,2004.

3 Аширов Н., Исмаилов X. Критика антисоветской фальсификации положения ислама в СССР. - М.,1982;
Критика буржуазной историофафии советского общества. -М., 1972; Лисавцев Э.И. Критика буржуазной
фальсификации положения религии в СССР. - М.,1975; Беляев А.А. Идеологическая борьба и литература. -
М.,1982; Буржуазная историофафия образования и развития СССР. - М.,1983; О свободе совести. - М.,
1987 и т.д.

вопросы религиозной, духовной, внешнеполитической жизни советского государства .

В особую подгруппу следует отнести переводные работы по советской истории в целом, появившиеся в 1990-е гг., представленные, в основном, учебными пособиями (Боффа Дж. «История Советского Союза»; Верт Н. «История советского государства. 1900-1991»; Хоскинг Дж. «История Советского Союза. 1917—1991»2 и др.). Данная литература позволяет посмотреть на прошлое советского общества глазами исследователя демократического мира, с глубоко укоренившимися традициями либерализма. Но именно данный аспект не всегда способствует проникновению и пониманию ими ментальносте советского человека, жившего при тоталитарном режиме по своим, отличным от западных, законам.

Шестая группа представлена диссертационными исследованиями, в том или ином ракурсе затрагивающими проблемы религиозности граждан советского общества в исследуемый период3.

Таким образом, историографический анализ показывает, что, несмотря на отражение в научной литературе различных аспектов темы

1 Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. - Лондон, 1982; Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа.
- Спб,1994; Проблемы религиозности в зарубежных исследованиях. Федеративный сборник. - М.,1988;
Кальвакорссси П. Мировая политика после 1945 года: В 2-х кн. - М.: Мсждунар. отношсния,2000; Dissent in
USSR: Politics, Ideology and People. - London,1976 и т.д.

2 Боффа Дж. История Советского Союза. - М.,1990; Всрт Н. История советского государства. 1900-1991. -

М.,1991; Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. - М.,1994.

3 Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. -
М.,1996; Давыдов С.Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР (1945-
1985 гг.). - Автореф. дис. ... докт. ист. наук. - М., 2002; Кантемирова СМ. Творческая молодежь России в
60-е гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1995; Клюшина Л.В. Деятельность религиозных организаций
Пензенской области во второй половине 1940 - первой половины 1960-х гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. -
М.,2005; Королев А.А. Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине
1980-х гг. (на примере Пензенского региона). -Дисс. ... канд. ист. наук. -М.,2003; Королева Л. А. Власть и
диссидентство (1950—1980-е гг.). - Автореф. дис. ...докт. ист. наук. - М.,2001; Кондратьев А.С.
Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х - 60-е гг. -
Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1992; Королева Л.А. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. -
Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1995; Нагдалиев Зейнал Сафар-оглы. Диссидентское движение в СССР
(1950-1980 годы).- Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - М.,1999; Пыжиков А.В. Исторический опыт
политического реформирования советского общества во второй половине 50-х - начале 60-х гг. - Дисс. ...
канд. ист. наук. -М.,1990 и т.д.

исследования, собственно проблема деятельности мусульманских религиозных объединений в СССР, в целом, и в Пензенской области, в частности, во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг. до сей поры не стала еще предметом специального изучения с новых позиций.

Источниковая база по проблеме исследования представлена довольно широко. Условно источники можно сгруппировать следующим образом.

К первой группе, безусловно, следует отнести архивные материалы. В работе задействованы, главным образом, документы Государственного архива Пензенской области и его подразделения - бывшего партийного архива Пензенской области. В основном, это - фонд уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области (ф.2392), материалы обкома партии (ф.37,148), фонд уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви по Пензенской области (ф.2391) и т.д. Особый интерес представляют собой циркуляры, инструкции и другие директивные бумаги, направлявшиеся из столицы в регионы, отражавшие «настроения» советского руководства в сфере государственно-религиозных отношений.

Значительное количество документов по теме исследования содержится в Российском Государственном архиве новейшей истории. В основном, это - материалы общего, административного и идеологического отделов аппарата ЦК КПСС (ф.4,5), протоколы заседаний Секретариата ЦК КПСС, коллекция документов ф. 89, представляющего собой архив Президента РФ. Определенного внимания заслуживают справки и докладные записки КГБ СССР, ЦК КПСС по пресечению религиозной активности и т.д. Большой интерес

представляют «Информационные отчеты о состоянии католической,
протестантской, армянской церквей, иудейской, мусульманской,
буддийской религий и сект»; сообщения агентуры МВД и органов
безопасности о распространении анонимных писем

«антиправительственного содержания»; о слухах и разговорах, имеющих хождение среди населения. Определенную ценность для исследования имеют сообщения республиканских, городских, областных комитетов партии; директивы верховных партийных и государственных органов, поскольку данные документы отражали официальную точку зрения на происходившие события, параллельно способствовали складыванию позиции руководства к проявлениям религиозности советского народа.

В диссертационном исследовании использованы документы
Государственного архива Российской Федерации, Российского
Государственного архива социально-политической истории.

Определенный интерес представляют коллекции двух независимых архивов - Центра документации «Народный архив» и архива научно-информационного и просветительского центра «Мемориал».

Для исследования данной проблемы задействованы материалы Информационного отдела Управления МВД по Пензенской области.

Вторую группу источников составляют законодательные акты СССР и союзных республик, партийные и партийно-государственные документы - Конституции СССР; Программы Коммунистической партии Советского Союза, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК республиканских партий; другие документы партии, правительства и различных ведомственных структур, указы, резолюции и прочее; выступления партийных и государственных деятелей.

Третья группа источников представлена мемуарной литературой, как переизданной, так и написанной в последнее время, крупных партийных и государственных функционеров того периода, борцов «за веру» и т.д.1 В данном случае необходимо иметь в виду субъективный характер мемуаров, поскольку задача данных материалов состоит не в воссоздании реальной картины прошлого, а отражении места автора в событиях прошлого, его личных оценок и представлений.

Четвертая группа источников включает литературу «самиздата» и «тамиздата», представленную неофициальными журналами того периода, работами самих участников движения, в которых раскрывались видение и понимание проблем советского общества, положения религии в Советском Союзе на тот момент. В данной группе следует выделить несколько подгрупп.

В первую очередь, надо отметить труды представителей правозащитного и религиозного движения, имеющие исторический, социологический, философский характер .

Представляют определенный интерес документальные сборники, изданные как в СССР в последние годы, так и за рубежом - «Миф о застое»3, «Погружение в трясину (Анатомия застоя)»4 и т.д.

Особое место в данной группе источников занимает аннотированный каталог «5810. Надзорные производства Прокуратуры

Аджубей А. Крушение иллюзий. Бремя в событиях и лицах. - М.,1991; Арбатов Г. Затянувшееся выздоровление: 1953-1985. - М.,1991; Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. - М.,1989; Крючков В.А. Личное дело. - М.,1997; Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть: Воспоминания. - М.,1999. - В 4-х тт.; Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. - М.: Новости, 1994. - В 2-х тт. и др.

2 Левитин А.Э. Защита веры в СССР. - Париж,1966; Зорин С, Алексеев М. Время не ждет. Наша страна
находится на поворотном пункте истории. - Франкфурт-на-Майне,1970; Новый колокол. Литературно-
публицистический сборник. - Лондон, 1972; Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший
период. - Вильнюс - Москва, 1992; Из-под глыб. - М.,1992 и т.д.

3 Миф о застое. - Л., 1991.

4 Погружение в трясину (Анатомия застоя). - М.,1991.

СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991. Аннотированный каталог», в котором содержатся материалы о зарегистрированных случаях инакомыслия, в том числе и религиозного, и последовавших вслед репрессиям, в период после смерти Сталина И.В. до распада СССР1.

Пятую группу источников составляют материалы периодической
печати, в основном, 1990-2000-х гг. - интервью с религиозными,
партийными и государственными деятелями, участниками

конфессиональных движений, рассказы о них, как правило, эмоциональные, личностные, субъективные; публикации на базе архивных материалов2.

Объектом исследования является деятельность мусульманских религиозных общин (обрядовая, кадровая, финансовая и т.д.) и развитие государственно-религиозных отношений в Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг.

Предметом исследования в связи с этим выбрано функционирование мусульманских религиозных организаций и взаимодействие государства и партии и мусульманских объединений во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг. в Пензенском регионе.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины 1940-х гг. до середины 1980-х гг.

Выбор данного исторического отрезка обусловлен тем, что он имеет свою специфику деятельности церковных организаций, в целом, и отношения власти к религии, что определялось изменением

1 5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде.
Март 1953-1991. Аннотированный каталог. - М: Международный Фонд «Демократия», 1999.

2 Бскова С. На Пензенской земле есть своя Америка//Молодой ленинец. - 2002. - №19. - С.6. - №6; «О
Хрущеве, Брежневе и других»//АиФ. - 1990. - №№25,27,47 и т.д.

социально-экономических и политических условий в ходе Великой Отечественной войны и, как следствие, в послевоенный период. Затем хрущевская «оттепель» вызвала общее оживление религиозной жизни в стране, в целом, и в Пензенской области, в частности. Однако уже в конце 1950-х гг. советские власти ужесточили свое отношение к религии, расценивая ее как угрозу стабильности социалистического режима. В середине 1960-х гг. новое советское руководство отказалось от воинственной антирелигиозной кампании, и государственно-церковные отношения, оставаясь по сути прежними -конфронтационными, по форме вступают в новую стадию - стабильного сотрудничества.

С началом «перестройки»» отношения социалистического государства и религиозных объединений, мусульманских, в частности, стали развиваться в принципиально иных условиях, что позволяет выделить середину 1980-х гг. в качестве верхней хронологической границы исследования.

Территориальные рамки исследования определяются

Пензенской областью, типичным региональным образованием Центральной России. Основные тенденции в деятельности конфессиональных объединений, в целом, мусульманских, в частности, складывания и развития отношений государства и религиозных формирований в масштабах всей страны достаточно четко прослеживаются на примере Пензенского региона, имея при этом свою специфику. Кроме того, данные территориальные рамки соответствуют границам современной Пензенской области.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать исторический опыт, специфику, мировоззренческие основы генезиса мусульманских религиозных

общин и их деятельности, взаимодействия советских властных структур и исламской конфессии в Пензенском крае во второй половине 1940-х гг. - первой половине 1980-х гг. путем решения следующих задач:

раскрыть условия, в которых протекала деятельность мусульманских религиозных объединений Пензенского региона, факторы влияния на нее;

проанализировать эволюцию, направления и специфику функционирования мусульманских конфессиональных объединений в исследуемый период в ритуальной сфере, кадровой политике, денежной области, административно-хозяйственном направлении и т.д.;

охарактеризовать особенности государственно-церковной политики на региональном уровне;

проанализировать историческое значение религиозной практики и перспективы моделирования взаимоотношений государства и мусульманских религиозных организаций.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были выбраны принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. По мере возможности были применены принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактического материала, поскольку особенностью мусульманской религиозной практики была достаточно сильная нравственно-этическая компонента его участников.

Помимо методологических принципов в исследовании были использованы специально-исторические принципы - актуализации, диахронный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический; общенаучные - классификации, статистический, структурно-системный, благодаря которым феномен религиозности в конкретном регионе исследован в комплексе его составляющих, проанализированы и сопоставлены многоаспектные материалы для выявления главных этапов, особенностей и сущностных характеристик.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что

впервые исследована деятельность мусульманских религиозных объединений в Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг. по различным направлениям - привлечения значительного количества новых верующих, увеличения совершения культовых обрядов, улучшения кадрового состава священнослужителей, расширения материально-технической базы мечетей, активизация административно-хозяйственной практики и т.д.;

в научный оборот впервые введен пласт специфичных архивных источников, не востребованный ранее в силу различных причин;

изучение механизма взаимоотношений властных структур и исламских групп в социоисторическом ракурсе дало возможность определить и обосновать направления и перспективы развития демократических принципов государственно-церковной политики в условиях современной России на примере конкретного региона. В результате исследования сделаны следующие выводы:

Пензенский регион, будучи типичным для средней полосы России, был одним из наиболее «проблемных», т.е. население области отличалось повышенной религиозностью, особенно татарское население,

что обуславливалось историческими традициями, доминированием сельского населения по сравнению с городским, определенным национальным составом края, высокой активностью местных религиозных объединений, в том числе, мусульманских, и т.д.;

деятельность мусульманских религиозных групп Пензенского
края отражала характерные закономерности, присущие

конфессиональной практике СССР во второй половине 1940 - первой половине 1980-х гг.: укрепление социальных и материальных позиций в послевоенный период, ухудшение положения мечетей в конце 1950-х гг. и т.д.;

региональные мусульманские религиозные общины во всей мере почувствовали на себе прессинг государственно-церковной политики в исследуемые период - жесткая регламентация деятельности религиозных объединений, широкомасштабная научно-атеистическая работа, контроль за соблюдением исполнения законодательства о культах, предотвращение паломничества к «святым местам», ограничение финансовой деятельности религиозных групп и т.п.;

вопреки системности и масштабности антицерковной работы государства мусульманские религиозные общины продолжали весьма эффективно функционировать, и уровень религиозности населения Пензенской области оставался стабильно высоким.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования материалы, выводы и предложения могут послужить базой для построения современной структуры совместного благоприятного и взаимовыгодного взаимодействия государства и мусульманских религиозных объединений с учетом сущности, социальной роли, специфики, общественной

значимости и воздействия ислама в условиях российского политического плюрализма в рамках правового поля.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по гуманитарным дисциплинам в высшей школе.

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории МПГУ. Результаты работы были отражены в печатных трудах, нашли применение в ходе учебного процесса в высшей школе.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Верующие-мусульмане: социально-демографическая характеристика

В середине 1940-х гг. в Пензенском крае было зарегистрировано 14 мусульманских религиозных обществ, в каждом из которых насчитывалось до 3500-4000 чел. верующих. Общее количество верующих мусульман в Пензенском крае составляло свыше 20000 чел. К середине 1960-х гг. по области количество зарегистрированных общин сократилось на 1; религиозных мусульманских общин, не имевших разрешения органов государственной власти, насчитывалось 221. По материалам социологического исследования, проведенного в конце 1960-х гг. в Пензенской области, среди татарского взрослого населения верующим был каждый второй2.

Мусульманские общины Пензенского региона находились в ведении Центрального Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (г. Уфа).

По степени религиозности уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области условно подразделял все местные населенные пункты на три уровня: повышенная степень религиозности - с. Нижняя Елюзань, Средняя Елюзань, Верхняя Елюзань Городищенского района, Кобылкино Каменского района, Кочелейка Головинщенского района,

Индерка Сосновоборского района, Большой Труев Кузнецкого района. Население данных населенных пунктов характеризовалось стабильно высокой религиозной активностью, доминирующим содержанием мужчин среди верующих и т.д.;умеренная степень религиозности - с. Малый Труев, Татарский Канадей, Бестянка Кузнецкого района, Демино Неверкинского района. Одна из характерных черт данных сел, что «молодежь ... мечетей не посещает, а если и бывают отдельные случаи посещения молодежью мечетей, то они весьма незначительны, не массовы», что не всегда і соответствовало действительности ; относительно низкая степень религиозности - с. Татарский Шелдаис Беднодемьяновского района, Татарское Никольское Пачелмского района, Татарская Пенделка Кузнецкого района, Бигеево Неверкинского района. В данных селах наблюдалась более низкая посещаемость мечетей верующими, главным образом, пожилых и средних возрастов, хождения на кладбища не носят массовый характер и т.п. Основной состав верующих-мусульман - мужчины и женщины пожилого и преклонного возраста от 55 лет и старше, главным образом, крестьяне-колхозники. Уполномоченный Совета по Пензенской области Горбачев С.Д. отмечал, что «другие слои населения (кустари-ремесленники, рабочие и интеллигенция) стоят от религиозности как бы в стороне» . Так, в самой Пензе, где проживало значительное количество мусульман, особой их активности не наблюдалось.

Мусульманское духовенство

Недействовавших мечетей в середине 1940-х гг. в Пензенском крае было 75, из них 29 зданий мечетей - занято под детские, лечебные учреждения, клубы и кинотеатры, 28 - под склады, мастерские и другие хозяйственные помещения, 18 зданий просто пустовало . В Вадинском, Шемышейском, Иссинском, Лунинском, Лопатинском, Белинском районах, в которых имелись татарские села, действовавшие мечети отсутствовали.

К середине 1960-х гг. количество действовавших мечетей в Пензенском крае увеличилось на 1. Нерегулярно функционировали незарегистрированные группы мусульман в селах Плетневка, Решетино Пачелмского района, Тат-Кутеевка Белинского района, Усть-Уза Шемышейского района. «Самозванные» муллы занимались отправлением религиозных обрядов в сельской местности области - Алеевке Неверкинского района, Кикино, Телятино Каменского района, Усть-Инзе Никольского района3.

Собственно в городе Пензе действующей мечети не было4. В качестве места сбора верующих мусульман использовалось городское татарское кладбище. Организаторами молений являлись пенсионеры 70- 80 лет Бекташев Л., кладбищенский сторож, Каркаев Л., Ларин, Тифитуллин М.1 В 1960 г. была предпринята самовольная попытка построить на татарском кладбище здание мечети под видом здания для хранения похоронного инвентаря. Силовым вмешательством органов власти данное строительство было предотвращено .

Пензенские мечети являлся своего рода универсальными культовыми зданиями, т.е. среди них в исследуемый период уже отсутствовало четкое деление на соборные и пятничные, сельские и квартальные. При 11 из 15 мечетей, зарегистрированных на 01.01.1952 г., имелись минареты3. Бассейнов или специальных сооружений для омовений, как правило, в пензенских культовых зданиях не было. Мечети в Пензенском регионе были возведены в период с 1875 г. по 1908 г. Ни одно из зданий мечетей на территории Пензенского края не было признано памятником архитектуры.

Пензенское исламское духовенство было представлено муллами (имамами) и муэдзинами. Мулла, обычно выбираемый самими мусульманами из своей среды, отправлял культ и иногда преподавал ислам детям. Муэдзин (азанчи) являлся служителем мечети, который призывал верующих мусульман на молитву (азан). До 1960-х гг. в Пензенской области муэдзины при мечетях отсутствовали. Численность мусульманского духовенства Пензенской области с послевоенного времени резко увеличивалась, затем до середины 1980-х гг. оставалась достаточно стабильной4:

Политический контроль за деятельностью религиозных общин и научно-атеистическая работа

Руководство страны по сути своей продолжало проводить прежнюю репрессивную антицерковную политику. Обком КПСС Пензенской области постоянно нацеливал партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации, идеологические учреждения, хозяйственных руководителей на то, чтобы их деятельность активно влияла на утверждение в сознании и поведении людей норм морального кодекса строителя коммунизма, в том числе и атеистического мировоззрения.

Однако осознание значимости политического контроля за деятельностью религиозных формирований не только в теоретическом направлении, но и прикладном, появилось у партийных органов Пензенской области не сразу. В 1945 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области Горбачев С.Д.1 в своем Информационном отчете в столицу докладывал: «Работать ... приходится в условиях крайне неудовлетворительных, а именно: нет отдельного для работы помещения, нет даже своего рабочего места. Вместе с Уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви работаем за одним столом общей канцелярии облисполкома, имеем на двоих один железный ящик для хранения документов. Нет возможности использовать положенную по штату единицу - секретаря-машинистку, т.к. отсутствует рабочее место.

Принимать верующих и духовенство приходится так, что во время приема Уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви, мне, как сидящему рядом за одним столом, приходится отходить на почтительное расстояние...» . Хотя властями неоднократно принимались решения о выделении помещений, ни одно из них не было выполнено. Характерно, что столь пренебрежительное отношение руководства облисполкома к уполномоченному Совета по делам религиозных культов расценивалось самим духовенством как «ущемление их законно-правового положения»3.

Похожие диссертации на Мусульманские религиозные организации Пензенской области : Вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг.