Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг. Леонычева Юлия Вадимовна

Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг.
<
Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг. Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг. Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг. Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг. Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Леонычева Юлия Вадимовна. Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Леонычева Юлия Вадимовна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Челябинск, 2009.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/738

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена общественно-значимой ролью изобразительного искусства и художественной интеллигенции в формировании всесторонне развитой личности, поддержании духовного здоровья народа, сохранении культурной самобытности страны Радикальные преобразования в современной России вызвали противоречивые последствия в социокультурной сфере Нынешняя сіпуация характеризуется многообразными проявлениями системного кризиса несформнрованностью консолидирующей «национальной идеи», эрозией нравственного фундамента культуры, понижением объема и качества духовной продукции, сокращением каналов ее распространения, коммерциализацией институциональной структуры н культурной жизни в целом, засильем массовой культуры

В условиях рыночного диктата функция искусства по возвышению и облагораживанию человека теряется, на смену ей приходит развлекательность Творческая интеллигенция как профессиональная группа поставлена перед жесткой необходимостью самосохранения Наблюдается тревожная тенденция «размывания интеллигенции» Современная социокультурная практика наглядно убеждает в необходимости выработки государственной стратегии культурного строительства, программ поддержки искусства, пропагандирующего позитивные нравственно-эстетические идеалы Решение этих задач предполагает научное осмысление исторического опыта взаимодействия культуры и государства и, в частности, модификаций проблемы «художник и власть»

Особое место в ретроспективе названной тематики занимает советский период отечественной истории, когда деятельность мастеров искусства находилась под контролем партийно-государственных органов. Организационной формой художественной жизни и одновременно контроля над ней в 1930-е гг стали творческие союзы Обращение к истории их создания и работы на примере Челябинского областного Союза советских художников (ЧОССХ) дает возможность дополнить научную характеристику советского общества, уточ-

нить представления о содержании его духовно-культурного потенциала, о роли и пределах вмешательства властных структур в культурные процессы

Степень научной изученности темы. Историографию темы можно разделить на два периода советский (с 1930-х гг до начала 1990-х гг) и постсоветский (с начала 1990-х гг по настоящее время)

Предпосылки и основы исследования темы были заложены в 1930-е-1940-е гг Институализация столичных и региональных ССХ, в том числе Челябинского, получила отражение в периодических изданиях' В годы войны работа художников освещалась в контексте вопросов о роли интеллигенции и искусства в формировании патриотического потенциала воюющего народа2 Ко второй половине 1940-х гг относятся первые оценки деятельности художников во время войны 3 Творчество уральских художников, в том числе и членов местных ССХ, рассматривалось Б В Павловским и X Кузнецовой4

В литературе 1950-х гг создание творческих союзов позиционировалось как следствие объективной ситуации в общественно-политической и культурной жизни страны, сложившейся к началу 1930-х гг. Подчеркивалось, что союзы, в отличие от творческих группировок 1920-х гг., способствовали консолидации творческой интеллигенции на платформе Советской власти5 После XX съезда КПСС в исследовательских подходах наметились либеральные веяния, отмечалось негативное влияние культа личности Сталина на развитие культуры. Высказывались мнения о необходимости пересмотра концепции советского

1 Герасимов А М Задачи Союза художников // Искусство 1938 №4 С VIII—XII, Сокольников М П Художники периферии // Искусство 1938 № 6 С 99-108, Первый пленум Оргкомитета ССХ//Искусство 1939 №4 С 149-154, Гутман Л Художники Молотовской области // Творчество 1940 №4 С 16-17, Челябинский рабочий 1939,24 июня, 1941, 18 октября, 12 декабря, 1941,4 января идр

Поспелов П Н Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне М, 1942, Кафтанов С В Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне М, 1945 идр

Большаков И Г Советское искусство в годы Великой Отечественной войны М , 1948, Лебедев П И Мировое значение советского изобразительного искусства // О советской социалистической культуре Сб статей М,1948 С 215-233 идр

Художники на Урале Краткий обзор за 30 лет / Авт Б В Павловский Свердловск, 1948, КузнецоваХ Художники//Южный Урал Лит-худож альманах 1948 №1 С 186-191

Карпов Г Г О советской культур'е и культурной революции в СССР М, 1954, Ким М П 40 лет советской культуры М, 1957 и др

искусства и возрождения художественных группировок6 Но эти идеи не получили распространения, и вплоть до середины 1980-х гг творческие союзы противопоставлялись группировкам как более совершенная форма объединения художественной интеллигенции7

Организационные стороны формирования ССХ на общесоюзном и республиканском уровнях затрагивались в фундаментальных трудах по истории отечественного искусства, подчеркивалось значение Оргкомитета ССХ СССР и Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства (Всекохудожника) в становлении творческой жизни регионов8

Взаимоотношения власти и творческих союзов, включая ССХ, анализировались в блоке работ, посвященных теме партийного руководства сферой культуры9 При этом творческие союзы оценивались как «тип организации художественной жизни», оптимально создающий условия для успешной идейно-воспитательной работы партии с мастерами искусства10 Строительство государственного аппарата управления культурой исследовали М Б. Кейрим-Маркус, В П Лапшин, А С Павлюченков Обстоятельства создания ССХ в контексте культурной политики рубежа 1920-1930-х гг. изучались Г А Бор-дюговым" В качестве особого элемеггга в системе партийно-государственного руководства культурой творческие союзы были впервые рассмотрены в коллек-

Орлова М Главное в советском искусстве 1917-1932 годов // Вопроси искусства в свете борьбы идеологий Сб статей М, 1966 С 38-59

7 Лебедев П И Русская советская живопись Краткая история М, 1963, Советское изобрази
тельное искусство 1917-1941 / Под ред Б В Веймарна, О И Сопоцннского М, 1977,
Очерки истории советского искусства/Отв ред Г Г Поспелов М, 1980 и др

8 История русского искусства в 12-ти і омах/Под общ ред И Э Грабаря, В С {Семенова, В
Н Лазарева. Т XI М, 1957, Т XII М, 1961, Т XIII (дополнительный) / Под ред Р С Ка
уфмана, М Л Неймана, Г Ю Стернина, О А Швидковского М, 1964, История искусства
народов СССР Т 7/Под ред Л С Зингера и М А Орловой М, 1972, Т 8 /Под ред Б В
Веймарна и Л С Зингера М, 1977, Искусство, рожденное Октябрем / Под ред П И Лебе
дева, В М Зименко, К С Кравченко М, 1967 С 34—44

Лукин Ю А О свободе творчества и партийном руководстве литературой и искусством М, 1963, Пахомова Г С Ленинские принципы партийного руководства художественным творчеством // Искусство и общество Сб статей Л, 1978 С 28-51 идр 10 Партийное руководство литературой и искусством М, 1986 С 80-81

Бордюгов Г А Организации художественной интеллигенции в переходный период (К истории становтення творческих союзов СССР) // Социализм и кучьтура. Сб статей М, 1982 С 136-156

тизном труде под редакцией М П Кима12 Правовые аспекты создания творческих союзов освешались историками и юристами13

Становление метода социалистического реализма - идейно-эстетической плагформы всех творческих союзов - до середины 1980-х гг анализировалось с точки зрения официальной идеологии Влияние соцреализма на развитие искусства оценивалось исключительно в позитивном плане14

Особенности развития изобразительного искусства в годы войны впервые обстоятельно исследовал П К. Суздалев15 Он проанализировал направления перестройки художественной жизни в начале войны, отметил активность местных и эвакуированных художников в городах Урала

В 60-80-е гг вышла серия крупных исторических трудов, посвященных советской культуре и интеллигенции периода войны16, однако вопросы работы ССХ в тылу в большинстве из них не акцентированы Исключение составили монографии Л В Максаковой, где была обозначена проблема организации творческой жизни художников17 Участие региональных ССХ в агитационно-массовых мероприятиях показано Н П Храмковой и В Ш Назимовой18 К

12 Советская культура в реконструктивный период 1928-1941 М,1988 С 46-48

13 Торшснко А А Общественные творческие художественные объединения в системе поли
тической организации советского общества // Правоведение Известия высших учебных за
ведений 1968 № 2 С 116-120, Творческие союзы в СССР (организационно-правовые во
просы) М, 1970, Советская интеллигенция Словарь-справочник / Под ред Л В Ивановой
М, 1987 и др

14 Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве Сб
статей М, 1960, Из истории советскою искусствоведения и эстетической мысли 1930-х го
дов / Под ред В В Ванслова и Л Ф Денисовой М, 1977, Лебедянский М С Живопись,
рожденная Октябрем Становление и развитие социалистического реализма в русской совет
ской живописи 1920-е~1930-е гг М, 1986

15 Суздалев П К Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые по
слевоенные годы М, 1963, Он же Советское искусство в период Великой Отечественной
войны Автореф дис д-ра искусствоведения Л, 1965 и др

16 Советская культура в годы Великой Отечественной войны / Отв ред М П Ким М, 1976,
Савельев В М Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне М, 1981, Комков
Г Д На идеологическом фронте Великой Отечественной М, 1983 и др

1 Максакова Л В В рядах воюющего народа Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) М , 1965, Она же Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны М, 1977

Назимова В Ш Участие деятелей литературы и искусства в массово-политической работе среди населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (на материалах Западной Сибири) // Из истории партийных организаций Западной Сибири Уч зал / Омский roc

теме партийного руководства творческими союзами в 1941-1945 гг обращались Е И Большедворова, В С Меметов"

В русле общесоюзных тенденций развивалась и уральская историография интересующей нас темы Творческую и общественно-политическую деятельность уральских художников, в том числе членов региональных ССХ, анализировал Н Н Серебренников20 Организациошше аспекты становления ССХ на Урале освещались Н В Казариновой, П К Кузнецовым, Л С. Медведевой, Б В Павловским, В П Прокопьевым, А П Сабуровым, С П. Ярковым21 Главные этапы формирования Челябинского областного ССХ впервые были показаны в книге Л П Байнова22 Важным событием в историографии темы стали работы, посвященные отдельным челябинским художникам, в частности, монография Н Н Голованова о М И Ткачеве2'

Направления работы художников Урала, формы партийно-государственного руководства творческой интеллигенцией в годы Великой Отечественной войны частично выявлены Г А Адриановой, С Н Косковым, В Д Павленко, Е И Семочкиной, Г С Щуровым24 В обобщающем труде

пед ин-т Вып 28 Омск, 1967 С 225-233, Храмкова Н П Художественная интеллигенция Среднего Поволжья в годы войны (1941-1945 гг) // В грозные годы Научтр / Куйбышевский гос пед ин-т Т 156 Куйбышев, 1975 С 102-119

19 Большедворова Е И Партийное руководство творческими союзами Ленинграда (нюнь
1941 г -январь 1944 г)//Вопросы истории КПСС 1980 №2 С 72-81, Меметов В С Пар
тийное руководство деятельностью художественной интеллигенции в годы Великой Отече
ственной войны Воронеж, 1985

20 Серебренников Н Н Агитационная работа молотовскнх художников в период Великой
Отечественной войны//11а Западном Урале Сб статей Вып 1 Молотов, 1952 С 135-156,
Он же Урал в изобразительном искусстве Пермь, 1959

2|Павловский Б В Художники Свердловска Л , 1960, Художники Южного Урала / Сост Л П Сабуров Л, 1963, Кузнецов П К Культурная революция в Удмуртской АССР Ижевск, 1975, Медведева Л С Художники Оренбургской области Челябинск, 1985, Павловский Б В , Ярков С П Из истории изобразительного искусства Среднего Урала (1930-1960-е гг) // Из истории художественной культуры Урала Свердловск, 1985 С 88-106, КазариноваН В Художники Перми Л, 1987, Прокопьев В П Вместе с народом К 50-летию Челябинской организации Союза художников // Политинформатор 1987 №2 С 28-30 2 Байнов Л П Художники Челябинска Челябинск, 1979 23 Голованов Н Н Михаил Иванович Ткачев Л, 1969

4 Косков С Н Участие художественной интеллигенции Урала в военно-патриотическом воспитании советских воинов // Урал в период Великой Отечествешюй войны (1941-1945 гг) Информ мат-лы/УНЦ АН СССР Свердловск, 1986 С 175-177,Щуров Г С, Лдриано-ва Г С Деятельность художественной интеллигенции Среднего Урала в годы Вешкой Оте-

/

«Урал - фронту» приведены сведения о количественном составе уральских ССХ в военные годы, кратко рассмотрена агитационно-пропагандистская и выставочная работа художников

Несмотря на большое количество публикаций, в советский период тема создания и функционирования ССХ не получила систематической разработки как на общесоюзном, так и на региональном уровнях Отдельные ее аспекты присутствовали в исследованиях по истории культурного строительства в СССР, советского изобразительного искусства, партийного руководства культурой Причины слабого интереса к становлению творческих союзов объясняются расхождением между официальными декларациями о советской демократии и реальным диктатом по отношению к художественной интеллигенции, объединенной в творческие союзы по решению «сверху»26 Это противоречие не укладывалось в общепринятую концепцию истории советской культуры

С конца 1980-х гг концентрируется внимание на том, что идеологизированный подход к искусству деформировал художественную жизнь советского общества27 Обострение напряжения в творческой среде, предшествовавшее выходу Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г., связывается с размежеванием политических сил в рядах партии28 В создании творческих союзов, по мнению ряда исследователей, проявился «функционалистский» подход к культуре, ограничивающий сферу творчества пропагандистскими интересами В то же время историки обращают внимание и на то, что в обмен на политическую

чественной войны//Там же С 69-71, Семочкина Е И Челябинские художники в Великой Отечественной воине // Седьмые Бирюковские чтения, поев 250-летию Челябинска Тезисы докладов Челябинск, 1987 С 44—46, Павленко В Д Идейно-политическая работа Советов Урала среди трудящихся (1941-1945 гг) // Общественно-политическая жизнь Урала в годы Вешкой Отечественной войны (1941-1945 гг) Межвуз сб науч тр /ЧГПИ Челябинск, 1988 С 8-17

25 Урал - фронту / П Г Агарышев, М Н Евланова,А Г Наумова и др М, 1985

26 Волков ВСК научной концепции истории советской интеллигенции // В поисках истори
ческой истины Сб статей Л, 1990 С 62-63

27 Адаскина Н Л 30-е годы контрасты и парадоксы советской художественной культуры //
Советское искусствознание Вын 25 ИскусствоXXвека Сб статей М,1989 С 5-38, Стс-
панян Н С Искусство России XX века Взгляд из 90-х М, 1999 и др

28 Зезина М Р Складывание командно-бюрократических методов руководства культурой //
Режим личной власти Сталина к истории формирования М.1989 С 137-153

лояльность союзы предоставляли споим членам социальные гарантии, оказыва-

ли им материальную поддержку

С конца 1980-х гг вопросы формирования ССХ исследуются через выявление главных черт художественной жизни 1930-x-l940-х гг, предопределенных идеологическими установками30. Особо следует отметить монографию 13 С Манина, где показаны важные инструменты востребованности труда художника государственный заказ, система контрактации, закупочная политика

История создания государственных органов управления культурой и искусством представлена в книгах Т П Коржихиной Степень личного влияния Сталина на политику государства в сфере искусства раскрывает Е С Громов Для анализа партийно-государственной системы руководства культурой большую ценность представляет справочник, подготовленный российскими и немецкими учеными31 Тема идеологического воздействия власти на творческую интеллигенцию в конце 1920-Х-1930-х гг акцентирована в новейших диссертационных исследованиях32, но проблема создания и функционирования ССХ не получила в них подробного освещения

В постсоветской литературе художественные процессы 1930-х-1940-х гг анализируются сквозь призму установления в СССР тоталитарного режима При этом творческие союзы оцениваются как составляющее звено тоталитар-

Масіов Н Н Советское искусство пол гнетом «метода» социалистического реализма политические и идеологические аспекты (30-40-е гг) // Отечественная история 1994 № 6 С 167, Соколов А К Наука, искусство и социальные реалии минувшего столетия // Отечественная история 2002 № 1 С 60-72 и др

30 Кантор А М Как (не) создавался Союз советских художников // Декоративное искусство
СССР 1988 №9 С 18-20, Зингер Л С Диалектика тридцатых//Творчество 1989 №7 С
7-11, Куманев В А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции М, 1991, Морозов
И А Конец утопии Из истории искусства в СССР 1930-х гг М, 1995, Мании В С Искусст
во в резервации (Художественная жизнь России 1917-1941 пг)М, 1999

31 Коржихина Т П История государственных учреждений СССР М, 1986, Она же Совет
ское государство и его учреждения ноябрь 1917 г - декабрь 1991 г М, 1995, Громов Е С
Сталин втасть и искусство М, 1998, Институты управления культурой в период становле
ния 1917-1930-е гг Партийное руководство, государственные органы управления Схемы /
Гл ред К Аймермахер М, 2004

32 Рябов А В Художник и власть борьба и сотрудничество 1918-1932 гг Автореф дне
канд культурологии СПб, 2000 , Глухова Т В Творческая интеллигенция и власть в пе
риод 1920-1930-х годов в Среднем Поволжье Автореф дис канд ист наук Самара, 2005,
Логинова Л Ф Становление и развитие культурной политики Советского государства
(1917-1939 гг) Дис д-ра ист наук. М , 2005

ной системы И Н Голомшток считает, что ССХ выполнял роль посредника между художником и государством, так как главным источником существования мастеров искусства были государственные заказы А А Георгиев вскрыл механизм партийно-государственного руководства деятельностью творческих союзов, показал систему их жизнеобеспечения, частично выявил организационные особенности создания ССХ

В работах В В Фортунатова,!. П Коржихиной, В Л Соскина рассматриваются нормативно-правовые акты, принятые в порядке огосударствления общественных организаций в СССР34 О влиянии на мастеров изобразительного искусства органов цензуры в период 1930-х-1940-х гг упоминается в исследованиях соответствующей тематикиj5

С конца 1980-х гг активно обсуждается проблема метода социалистического реализма Выдвинуты положения о том, что его постулаты стали следствием унифицированного подхода власти к творчеству И Н Голомшток отмечал, что условием пребывания художника в творческом союзе была демонстрация приверженности этому методу По мнению Л Геллера и А Бодена, соцреализм обеспечивал интеграцию внутри творческих союзов и между ними36

Особенности мироощущения художников в политических реалиях эпохи, экономические аспекты организации труда и быта мастеров изобразительного

Голомшток И Н Тоталитарное искусство М, 1994 С 95, 99, Тоталшаризм Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления / Рук авт кол Я С Драбкин, Н П Комо-лова. М, 1996, Бакунин А В История советского тоталитаризма Книга II Апогей Екатеринбург, 1997, Георгиев А А Творческие союзы СССР как элементы тоталитарной системы (1932-1941 гг) Дне канд ист наук. СПб, 1999, Мазаев А И Искусство и большевизм (1920-1930-е гг) Проблемно-тематические очерки и портреты М, 2004, Паперный В Культура Два М,2006идр

3 Фортунатов В В Как произошло огосударствление общественных организаций в СССР // В поисках исторической истины Сб статей Л, 1990 С 28-47, Коржихина Т П Извольте быть благонадежны' М, 1997, Соскин В Л Российская советская культура(1917-1927 гг) Очерки социальной истории Новосибирск, 2004 и др

35 История советской политической цензуры Документы и комментарии М, 1997, Горяева Т М Политическая цензура в СССР 1917-1991 гг М.2002

6 Алленов М М К вопросу о структуре понятия «социалистический реализм» // Искусство 1988 № 10 С 55-57, Тупицына М У истоков соцреализма. Государство как автор // Искусство 1990 №3 С 44—46, Голомшток И Н Соцреализм и изобразительное искусство//Соц-реалистический канон СПб, 2000 С 134-145, Геллер Л, Боден А Институциональный комплекс соцреализма // Там же С 288-319 и др

искусства, объединенных в рамках ССХ и Всекохудожника, впервые в отечественной историографии детально исследуются в работах Г А Янковской"7

Заметное усиление внимания историков к работе художественной интеллигенции и ее союзов в условиях войны нашло выражение в ряде диссертаций, выполненных на общероссийском и региональном материале38

В постсоветский период пополнилась и уральская историография исследуемой нами темы. Одной из первых к истории художественной интеллигенции Урала в 1930-е гг обратилась Г С Адрианова"9. Ее работа содержит сведения об общественно-политической активности уральских художников, важный вывод о том, что в 1930-е гг происходила идеологическая переориентация художественной интеллигенции С позиции усиления политико-идеологического влияния государства на развитие искусства рассматривает создание ССХ и С С. Загребин40 Он анализирует выставочную работу уральских художников, характеризует творчество ведущих членов ЧОССХ в 1930-е гт

По мнению Г М Казаковой, культурные процессы на Южном Урале в первой половине XX века явились периферийной копией общехудожественных закономерностей советского искусства41

Отдельные проблемы становления ССХ Челябинской области и творче-

Яиковская Г А «Коекакеры» Повседневная жизнь художников сталинской эпохи // Родина. 2003 № 7 С 83-86, Она же Искусство, деньги и политика, художник в годы позднего сталинизма. Пермь, 2007, Она же Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма институциональный и экономический аспекты Автореф д-ра. ист наук Томск, 2008 и др

38 Топчиева И В Советские художники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Автореф дис канд ист наук М, 1990, Баринов Д Б Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) (Проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности) Автореф дис канд ист наук Саратов, 1991, Ворожейкина Е В Российская художественная интеллигенция в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг) Автореф канд ист паук Кострома, 2004 и др 39АдриановаГ С Художественная интеллигенция Урала 30-е годы Екатеринбург, 1992 40 Загребин С С Культурная политика государства принципы и реализация в 1900-1940 гг (на материалах уральского региона) Челябинск, 1998, Он же Культурная политика государства и ее реализация на Урале в 1900-1940 гг Автореф дис д-ра ист наук Екатеринбург, 1999, Он же Культурная политика российского государства (Общенациональные доминанты и региональные особенности) Челябинск, 2006 и др

4 Казакова Г М Художественная культура Южного Урала XVIH-XX вв (Опыт историко-культурологического анализа) Автореф дис канд культурологии СПб, 2001

ской работы первых членов ЧОССХ раскрываются Л А Сабельфельд, Г И Пантелеевой, Ь М Устьянцевой, Н М Шебалиной, С М Шабалиным42

Этапы формирования творческого союза художников Челябинской области огражелы в справочнике О А Кудзоева4\ Опираясь на обширный материал опубликованных и архивных источников, автор приводит биографические сведения о членах ЧОССХ 1930-х-1940-х гг

История создания коллекции Челябинской областной картинной галереи, роль ЧОССХ в этом процессе, творческая и педагогическая практика первых членов областного ССХ (И Л Вандышева, Н А Русакова, В Н Челинцовой и др) обстоятельно проанализированы в диссертации и ряде публикаций Г С. Трифоновой44 Концепция исследования Л П Ьайнова45, освещающего процесс создания ССХ в Челябинске и Магнитогорске, лишена идеологических акцентов В книгу включены биографические очерки о художниках - первых членах ЧОССХ В целом постсоветский период отмечен расширением публикаций о жизни и творчестве художников, стоявших у истоков ЧОССХ46 Наиболее

42 Сабельфельд Л А Искусство 1920-30-х гг Коллекция в собрании Четябинской областной картинной галереи Концепция выставки // Музей и художественная культура Урала Сб докладов на науч-практ конф / ЧОКГ Челябинск, 1991 С 13-20, Пантелеева Г И Из истории коллекции Московские и ленинградские художники на уральских стройках индустрии социализма 1931-1935 гг // Сб материалов науч-практ конф 1982, 1984, 1986 годов ЧОКГ Челябинск, 1994 С 59-66, Устьянцева Е М Произведения челябинских скульпторов в собрании Челябинской областной картинной галереи // Там же С 132-138, Шабалина Н М К вопросу о путях развития графики в Челябинске и отражение этого процесса в коллекции картинной галереи//Там же С 139-150, Шабалин С М Театрально-декорационное искусство Челябинска Проблемы изучения и комплектования //Там же С 154-170 4 Челябинская организация Союза художников России Справочник 1936-1991/Авт-сост О А. Кудзоев Челябинск, 1996

44 Трифонова Г С Становление и развитие художественной культуры Южного Урала (20-
80-е гг XX в ) Дис канд ист наук Челябинск, 2000, Она же Утопический эксперимент
ушедшего века. Урал - заповедник искусства соцреализма // Автограф 2007 № 1-2 С 24-
33, Она же Русская классика из Челябинского музея искусств // Третьяковская галерея 2008
№3 С 4-11 идр

45 Байнов Л П Очерки истории искусства Южного Урала Челябинск, 2007

Трифонова Г С Валентина Николаевна Челинцова. Этапы творческой биографии // Челябинск неизвестный Сб Вып 1 Челябинск, 1996 С 144-152, Козлова II А Фехнер Дмитрий Федорович // Календарь знаменательных и памятных дат Челябинская область 1997 Челябинск, 1996 С 59-61, Сабельфельд Л А Юдаков Петр Гаврилович // Там же С 105-106, Галчинский А Призвание [о И Д, Надеенко] // История Магнитостроя Хроника в лицах и фактах Магнитогорск, 1999 С 715-717

полно, благодаря многопетннм изысканиям Л П Байнова и Г С Трифоновой, исследован творческий путь одного из основателем ЧОССХ Н А Русакова47.

В 1990-е гг появились обобщающие работы по истории кучьтуры Урала в период Великой Отечественной войны На фоне широкого круга проблем, связанных с качественными изменениями во всех областях культуры и искусства, В Н. Унгвицкий рассмотрел направления работы местных и эвакуированных членов ССХ48 Особый интерес вызывают труды А В Сперанского, отличающиеся богатой источниковой базой, глубиной теоретического анализа, широкой панорамой поднятых проблем, в число которых вошли и вопросы художественно-образного потенциала Большого Урала Ученый отмечает, что приоритет в сфере изобразительного искусства был отдан мобилизационным жанрам, анализирует формы партийного контроля над деятельностью уральских художников в условиях войны49 Агитационно-пропагандистская деятельность художников военных лет на материалах Чкаповской области освещалась А. В Федоровой и Р К Кузахметовым Ведущие направления работы Челябинского областного ССХ в годы войны очерчены Е И Семочкнной, 3 В. Семочки-ной, Э Б Дружининой51

Постсоветский период историографии исследуемой проблемы характеризуется более глубоким подходом к теме формирования и функционирования творческих союзов художников, обращением к сюжетам, ранее не попадавшим в поле зрения исследователей в силу идеологических причин Усиление интере-

Баянов Л П «С солнцем в готове и ураганом в груди» // Челябинск неизвестный Сб Вып 2 Челябинск, 1998 С 199-225, Трифонова Г С Николай Русаков Жизнь и творчество Челябинск, 2004 и др

48 Унгвицкий В Н Культурная жизнь на Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-
1945) Пермь, 1994

49 Сперанский ABB горниле испытаний Культура Урала в годы Великой Отечественной
войны Екатеринбург, 1996, Он же Культура Урала в годы Великой Отечественной войны
Автореф дис д-ра ист наук Екатеринбург, 1997 и др

50 Федорова А В Оренбург в годы Великой Отечественной войны Оренбург, 1995, Кузахме-
тов Р К. Художественная культура Южного Урала в годы Великой Отечественной войны
вклад в борьбу с фашизмом Автореф дис канд ист наук Оренбург, 2002
51СемочкинаЕ И, Семочкина 3 В Культурная жизнь области в годы войны//Южноураль-
цы в боях и труде 50-летию Великой Победы посвящается Сб Четябинск, 1995 С 165-175,
Дружинина Э Б Культурная жизнь Челябинска в годы Великой Отечественной войны // Ма
териалы науч конф «Четябинск в прошлом и настоящем» Челябинск, 2001 С 85-90

са к обозначенной теме наблюдается как на общероссийском, так и на региональном уровнях В целом историографический обзор темы показывает, что специальные исследования по истории становления и деятельности Челябинскою областного ССХ в 1930-е-первой половине 1940-х гг отсутствуют Структура и состав ЧОССХ, его взаимодействие с партийно-государственными органами, ведущие направления работы не подвергались систематизации Предлагаемая работа являегся попыткой восполнить пробелы в изучении темы

Объектом исследования является Челябинский областной Союз советских художников как элемент системы объединения художественной интеллигенции в рамках творческих союзов в 1930-1940-е гг

Предметом изучения взято становление Союза советских художников Челябинской области в русле формирования единого ССХ СССР, структура и состав ЧОССХ, условия его функционирования и направления деятельности Значительное внимание уделено вопросам руководства сферой художественной культуры, включая ССХ, со стороны партийных и государственных органов на общесоюзном и региональном уровнях

Цель исследования заключается в анализе и обобщении опыта создания и деятельности ЧОССХ во второй половине 1930-х гг. и в условиях Великой Отечественной войны

В соответствии с целью исследования и с учетом степени изученности темы были поставлены следующие задачи-

- определить причины создания и изучить процесс становления ССХ Челя
бинской области,

выявить механизмы партийно-государственного управления творческими союзами художников,

проследить трансформацию внутренней структуры и состава ЧОССХ на протяжении 1930-х-первой половины 1940-х гг.,

раскрыть отдельные направления работы ЧОССХ, определить его роль в организации творческо-производственного процесса областного кооперативного товарищества «Художник»,

охарактеризовать значение педагогической работы членов ЧОССХ для формирования основ системы художественного образования Челябинской области,

выявить особенности функционирования ЧОССХ в условиях Великой Отечественной войны;

определить значение деятельности ЧОССХ для дальнейшего социокультурного развития Челябинской области

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1932 по 1945 гг. - время становления и формирования творческих союзов художников Нижняя граница определена выходом постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г, которое повлекло за собой роспуск литературно-художественных группировок творческой интеллигенции и образование единых творческих союзов Верхняя граница датируется 1945 г. - годом окончания Великой Отечественной войны, после которой начался новый этап в развитии советской культурной политики

Территориальные рамки. Исследование темы выполнялось на конкретно-историческом материале Челябинской области с учетом административно-территориальных преобразований, происходивших в изучаемый период образование Челябинской области в 1934 г, перевод Каменского и Покровского районов в состав Свердловской области в 1942 г, выделение Курганской области из состава Челябинской в 1943 г. Избранные территориальные границы исследования позволяют проследить специфику объединения художников в творческий союз в пределах Челябинской области, выявить общее и особенное в создании и функционировании региональных ССХ в период 1930-х-первой половине 1940-х гг на материале отдельного административно-территориального образования В период индустриализации и в условиях Великой Отечественной войны Челябинская область играла важную роль в увеличении промышленного и оборонного потенциала страны Рост производства, острая потребность в квалифицированных кадрах содействовала формированию системы образовательных, культурно-просветительных учреждений и общественных организаций

творческой интеллигенции на региональном уровне Составляющим элементом этой системы был ЧОССХ, который в годы форсированного экономического подъема стал одним из центров художественной жизни Челябинской области

Источниковую базу исследования составил широкий круг опубликованных документов и архивных материалов С точки зрения происхождения источники являются документами партийных, советских органов и общественных организаций По содержанию они классифицируются как нормативно-директивные, делопроизводственные и личностно-индивидуальные

Значительная часть источников нормативно-директивного характера, позволяющих определить официальную концепцию культурной политики, опубликована в многочисленных центральных и региональных сборниках документов Это решения партийных и государственных органов власти резолюции и постановления конференций, пленумов, съездов ВКП(б), законы, указы Президиума Верховного Совета СССР, решения СНК СССР и РСФСР, ведомственные инструкции, распоряжения местных партийных и советских органов

Отдельную группу опубликованных источников составляют каталога художественных выставок различного статуса, которые позволили уточнить изменения в составе ЧОССХ, определить сроки проведения и содержание экспозиций Важная информация была почерпнута из материалов периодической печати журналов «Искусство», «Творчество», газет «Челябинский рабочий», «Сталинская смена», «За трудовую доблесть», «Пролетарская мысль»

Основной корпус источников представлен неопубликованными архивными материалами В ходе работы над диссертацией выявлялись документы в 28 фондах 1 федерального, 2 областных, 2 муниципальных и 1 текущего архива Соискателем изучены фонды Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Архивного отдела администрации г. Златоуста, Архивного отдела администрации г Троицка, фонд текущего архива изостудии ЧТЗ г Челябинска

Большой интерес для настоящего исследования представляют фонды РГАЛИ - Главного управления по делам художественной литературы и искусства, Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСФ, - которые позволили уточнить сведения об участии государственных структур в создании и функционировании ССХ на общесоюзном и региональном уровнях Основной массив документов, используемый в исследовании, содержат фонды ОГАЧО, непосредственно отражающие процесс становления и деятельность ССХ Челябинской области и областного кооперативного товарищества «Художник» (Р-802, Р-836, Р-914)

В выборку попала делопроизводственная документация организационные документы (проекты устава ССХ СССР, резолюции съездов и пленумов различного статуса, устав ЧОССХ, планы работы ЧОССХ, приказы по областному товариществу «Художник»), протокольная документация (стенограммы, протоколы заседаний президиумов правления и общих собраний художников), деловая переписка творческих союзов художников с Всесоюзным Комитетом по делам искусств при СНК СССР, Управлением по делам искусств при СНК РСФСР, Оргкомитетом ССХ СССР, Художественным фондом СССР, Отделом по делам искусств Челябинского облисполкома, обкомом и горкомами ВКП(б), информационные документы (сводки, сообщения ЧОССХ о составе и ходе текущей работы), учетные документы (регистрационные списки членов ССХ, картотеки личного состава), отчетные документы (отчеты, доклады, сметы). Значительное число архивных источников впервые вводится в научный оборот

Документы личного происхождения (мемуары, дневники, воспоминания), косвенно затрагивающие тему исследования, позволяют рассмотреть заявленную проблематику сквозь призму восприятия участников и свидетелей событий Особый интерес представляют письма, которыми располагают фонды центральных и региональных архивов Корреспонденции художников В Н Пе-рельмана, А П Сабурова, Н П Смоляка, Г Я Соловьева, В Н. Челинцовой, Ю Н Эйбушитца присуще смешение личных и деловых сведений.

Взятые в совокупности разные группы источников позволяют решить намеченные задачи исследования

Методологической основой исследования явилось диалектико-материалистическое понимание истории Главными методологическими принципами в работе послужили историзм и научная объективность, изучение совокупности установленных исторических фактов сквозь призму их взаимосвязи, противоречивости, развития Наряду с принципами диалектики в исследовании применялись общенаучные методы познания индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, классификация, использовались специальные методы исторического познания хронологический и проблемный, ситуационный и ретроспективный, системно-структурный и факторный, сравнительно-исторический

Основным теоретическим ориентиром для работы стал институциональный подход Он позволяет анализировать художественную жизнь как поле взаимодействия различных сил партийно-государственных структур, корпоративных организаций, культурно-просветительных учреждений и т д В соответствии с этим подходом ЧОССХ рассматривается как один из институтов советской системы, обеспечивавший влияние властных инстанций на социокультурную практику художников С учетом специфики исследования использовался междисциплинарный подход

Научная новизна работы определяется тем, что в таком виде проблема избрана и заявлена для изучения впервые На основе широкой источниковой базы предпринята попытка показать становление Челябинского областного Союза советских художников в 1930-е-первой половине 1940-х гт Установлены предпосылки, обстоятельства и ход формирования союза, показана его структура, выявлен количественный и персональный состав, раскрыты творче-ско-производственные связи ССХ и областного товарищества «Художник» Впервые в историографии темы акцентировано внимание на вопросах управления деятельностью ЧОССХ со стороны партийно-государственных органов В работе дан анализ ведущих направлений работы ЧОССХ в 1930-е гг. и в период Великой Отечественной войны Уточнены данные по срокам проведения и со-

сіаїзу выставок Раскрыто значение деятельности членов областного ССХ в формировании системы художественного образования Выявлена роль ЧОССХ в повышении общей и профессиональной культуры художников, показано участие представителей ССХ в проверке качества художественной продукции, выпускаемой на территории области Впервые рассмотрена работа художественной мастерской при отделении областного ССХ в Троицке в годы Великой Отечественной войны В научный оборот вводится значительный объем неопубликованных документов и статистических сведений

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации позволяют расширить представления о деятельности творческих союзов в 30-первой половине 40-х гг, определить их роль в мобилизации усилий общества на решение конкретно-исторических задач Полученные результаты могут быть использованы при написании обобщающих трудов и учебных пособий по истории Южного "Урала, при разработке спецкурсов по истории культуры, краеведения

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры истории Челябинского государственного аїроин-женерного университета Основные положения и результаты исследования нашли отражение в выступлениях соискателя на 3 международных, 1 всероссийской, 7 региональных и 6 вузовских конференциях (Челябинск, Магнитогорск, Троицк), изложены в 20 опубликованных статьях

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений

Похожие диссертации на Становление и деятельность Союза советских художников Челябинской области в 1930-х - первой половине 1940-х гг.