Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим в современных условиях научным и общественным интересом к историческому опыту взаимодействия власти и народа, особенно в трудные, переломные этапы исторического развития страны, когда в основе общественной активности становится стремление понять и усвоить уроки прошлого для решения задач настоящего. При этом особую значимость приобретают вопросы о том, как формируется общественное отношение к урокам истории, какие существуют методы и средства, которые использует власть, воздействуя идеологически на общество, формируя определенное массовое сознание. В этом механизме давно сложились две взаимодействующие силы, которые находятся в определенной, меняющейся идеологической зависимости от власти, с разной степенью воздействия влияют на массовое историческое сознание общества. Вопрос о том, как это происходит в разные исторические эпохи, вызывает повышенное внимание научной среды. Среди общих тем, изучение которых дает ответы на поставленные вопросы, особый интерес вызывает механизм взаимодействия и взаимовлияния профессиональной историографии и художественной литературы, их воздействия на историческое сознание. В этом взаимодействии особое место занимает историческая романистика. Именно при изучении этого жанра можно проследить глубокое влияние исторической науки на художественную литературу, а параллельно и воздействие этих двух факторов на массовое сознание эпохи. В таком аспекте эта проблема и актуальна, и мало изучена.
«Историки нуждаются в литераторах, прежде всего, из соображений общественных. Исторические художественные произведения являются важнейшим каналом для проникновения исторических знаний в массы. Значит, и историческая наука, и историческая художественная литература должны действовать вместе, добиваясь повышения исторической грамотности народа. Союз муз должен быть не виртуальным, а реальным» , – отмечает академик Ю.А. Поляков. В последние годы обозначился перелом в отношении историков–профессионалов к художественно-исторической литературе в сторону более серьезного рассмотрения произведений этого жанра, изучения ее особенностей, разработки методики работы с текстами, постановки проблемы их достоверности и возможности использования в качестве исторического источника.
Общественная актуальность поставленной проблемы состоит также в востребованности на сегодняшний день опыта историко-патриотического воспитания 1930-1940-х годов, когда история и художественно-историческая литература как средство ее популяризации являлись важнейшими каналами воспитательного воздействия на общество, эффективным инструментом формирования массового сознания. Согласно «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в современной России «резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей». Все вышесказанное обуславливает актуальность и научную значимость избранной темы исследования.
Объектом исследования является исторические романы советских писателей 1930-х – 1945 годов.
Предмет исследования – процесс утверждения в 1930 – 1940-е годы в массовом сознании посредством советского исторического романа официальной концепции отечественной истории.
Хронологические рамки исследования охватывают период с первой половины 1930-х годов до середины 1940-х годов. Нижняя граница объясняется тем, что в середине 1930-х годов начинается поворот в сторону воспитания населения страны в духе советского патриотизма. Проявлением этого процесса стало восстановление преподавания истории в школах и вузах с 1934 года, масштабная подготовка научных и преподавательских кадров, активная популяризация новой концепции отечественной истории с помощью печати, искусства и литературы. В это время набирает популярность историческая романистика, ставшая одним из самых любимых массовой аудиторией жанров художественной литературы и успешно решавшая задачу утверждения в массовом сознании официальной концепции отечественной истории, формирования патриотического чувства уважения к прошлому и любви к Отечеству. Этот процесс активно продолжался и в годы Великой Отечественной войны, когда история оставалась важнейшим инструментом патриотического воспитания населения. Поэтому в качестве верхней границы исследования определена середина 40-х годов XX столетия.
Степень изученности темы. Комплекс исследовательской литературы по теме является обширным и многоплановым. Вся имеющаяся литература в соответствии с проблемно-профессиональным принципом разделена на три большие группы. Первую группу составляют исследования профессиональных историков, вторая – представлена трудами советских литературоведов, третья – посвящена проблеме читательского восприятия книг и включает в себя как работы историков, так и труды литературоведов, социологов и др.
Подробный анализ историографии темы дан в Первой главе. Изучение историографии позволило сделать вывод о необходимости комплексного исследования проблемы, определить недостаточно изученные ее аспекты, обосновать поставленные цели и задачи исследования, новизну полученных результатов.
Источниковая база исследования представлена несколькими основными группами источников: нормативно-правовые акты (законы и постановления органов центральной и местной власти); делопроизводственная документация партийных и советских органов власти (стенограммы, приказы, постановления, распоряжения, делопроизводственная переписка, читательские отзывы, обзоры читательского спроса, издательские планы, рецензии на произведения, намеченные к печати, протоколы заседаний редакционных советов издательств, статьи и выступления сотрудников издательств, годовые отчеты библиотек и Института истории АН СССР, рукописные сборники и материалы, составленные работниками, рекомендательные библиографические списки, тематические указатели литературы); документы руководителей партии и правительства (В.И. Ленина, И.В. Сталина, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина и др.); периодическая печать, как центральные, так и местные издания; источники личного происхождения (писательские архивы, воспоминания, заметки о написании произведений, дневники и письма, автобиографии, свидетельства, оставленные о писателях их близкими); художественная литература (произведения советских писателей исторического жанра 1930 –1940-х годов); научные труды 1930 – 1940-х годов;
В целом, круг источников представляется репрезентативным для решения исследовательских задач. Подробный анализ источников дан в Первой главе.
Целью исследования является комплексное изучение роли советского исторического романа в процессе утверждения в массовом сознании 1930 –1940-х годов официальной концепции отечественной истории. В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
-
Дать характеристику комплекса исследовательской литературы по теме.
-
Раскрыть содержание процесса становления официальной концепции отечественной истории в рассматриваемый период, основные направления государственной политики в области исторической науки и художественно-исторической литературы.
-
Выявить основные элементы, проблематику официальной концепции отечественной истории.
-
Исследовать тематику исторических романов советских писателей, выявить поставленные в них основные проблемы отечественной истории.
-
Проанализировать методы популяризации исторического романа посредством печати, издательской и библиотечной деятельности, формы работы авторов с читательской аудиторией.
-
Показать механизм выявления читательского спроса и особенности восприятия произведений исторического жанра массовой аудиторией.
Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, что предполагает рассмотрение изучаемых явлений в их развитии и взаимозависимости. Изучение поставленной проблемы опирается на совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.) и конкретно-научных исторических методов исследования (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный). Историко-генетический метод позволяет проследить эволюцию государственной политики в области исторической науки и литературы; историко-сравнительный метод дает возможность выявить общие и отличительные черты в утверждении официальной концепции отечественной истории с помощью науки и литературы; историко-типологический метод обеспечивает упорядочение изучаемой проблематики исторических романов и выделение из всего ее многообразия наиболее важных, крупных и типичных для данного временного периода тематических линий; историко-системный метод позволяет, с одной стороны, рассмотреть исследуемый процесс как систему, в виде совокупности элементов и связей между ними, а с другой – показать государственную политику в области истории и исторического романа как составную часть более крупного и важного процесса изменения концептуальных основ государственной идеологии, обусловленную рядом внешнеполитических и внутренних факторов. При анализе проблемы принципиальным являлось комплексное и системное ее рассмотрение.
Кроме того, в работе широко использовались проблемно-хронологический, описательный, иллюстративный, социологический и другие методы, позволившие с учетом общих социально-политических и культурных закономерностей развития страны рассмотреть сложный процесс утверждения в массовом сознании официальной концепции отечественной истории при помощи исторического романа более объективно и многогранно. При работе с массовыми источниками (текстами прессы, читательскими письмами в издательства, переизданиями исторических романов и др.) широко использовались количественные методы исторического исследования. Применение указанных принципов, подходов и методов к изучению поставленной проблемы позволило решить основные задачи исследования.
Научная новизна диссертации. Работа является первым в российской историографии комплексным исследованием роли советского исторического романа в утверждении в массовом сознании официальной концепции отечественной истории в 1930–1945 годы. В ней впервые всесторонне, с учетом различных факторов анализируется тесная взаимосвязь и взаимодействие советской исторической науки и литературы, сыгравших огромную роль в реализации кампании патриотического воспитания в предвоенное десятилетие и период Великой Отечественной войны, прослеживаются их общие и различные черты. Также в диссертационной работе исследуется находившийся под государственным контролем механизм воздействия исторического романа и исторической проблематики в целом на массовое сознание, для чего рассматриваются различные формы их популяризации в советском обществе. Впервые был собран и систематизирован ценный материал, позволяющий реконструировать картину читательского спроса на художественные произведения исторического жанра (а соответственно, и их влияние на общество), выявить их рейтинг, особенности восприятия конкретных произведений, социально-профессиональный состав читательской аудитории. Вовлечен в научный оборот ряд документов (библиотечные годовые отчеты, рукописные материалы для служебного пользования, читательские письма в издательства и др.), содержащих уникальную, не отраженную в других источниках, информацию. В научный оборот вводится новый фактический материал и неопубликованные статистические данные, раскрывающие процесс влияния на формирование массового сознания исторических романов советских писателей в 1930–1945 годы.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
В 1930–1940-е годы в советском обществе постепенно утверждается новая концепция отечественной истории, что было обусловлено рядом внешне- и внутриполитических факторов.
-
Важнейшим инструментом проведения государственной кампании патриотического воспитания, формирования массового сознания в духе патриотизма оставалась в 1930–1945 годы историческая проблематика.
-
Историческая наука и художественно-историческая литература выполняли общую задачу – утверждение в массовом сознании официальной концепции отечественной истории, поэтому были объединены общностью тематики и постоянным взаимовлиянием.
-
Принципиальное различие между исторической наукой и литературой исторического жанра заключается в степени и возможностях их влияния на общество: литература выступает в 1930–1940-е годы транслятором официальной идеологии, как правило, опираясь на данные исторической науки, но иногда – и опережая ее в постановке тех или иных проблем.
-
Получившие официальное признание на государственном уровне исторические романы советских писателей 1930-40-х годов отличает стремление к высокой степени достоверности, считавшейся одним из основных критериев качества произведений этого жанра.
-
Основными темами в советском историческом романе 1930-х – первой половине 1940-х годов были военно-патриотическая, национальная и национально-освободительная, тема правителя и государственного строительства, проблема взаимоотношений государства и церкви.
-
Государство активно поощряло авторов (как ученых, так и писателей), работы которых способствовали утверждению в обществе официальной концепции отечественной истории и формированию патриотических ценностей, о чем свидетельствуют награждения Государственными (Сталинскими) премиями, огромное количество переизданий, «зашкаливающие» тиражи произведений, их популяризация посредством СМИ (прежде всего, прессы), постановка пьес, радиоспектаклей, фильмов по мотивам романов, по сценариям их авторов и т.д.
-
Писателями исторического жанра осуществлялась постоянная и очень разнообразная работа с читательской аудиторией (руководство литературными кружками и консультациями, шефство над «кабинетами рабочего автора», командировки в деревни и др.), что способствовало расширению круга читателей и эффективности воспитательного воздействия произведений на общество.
-
В соответствии с официальными установками библиотеками и издательствами постоянно осуществлялась масштабная работа по формированию и отслеживанию читательского спроса на историческую литературу, то есть, механизм «обратной связи» оставался в 1930-е – первой половине 1940-х годов под бдительным государственным контролем.
-
У советских читателей исторические романы советских писателей пользовались большой популярностью и доверием – содержащаяся в них информация об исторических событиях воспринималась как несомненно достоверная, что позволяет сделать вывод о значительной роли художественно-исторической литературы в формировании массового сознания.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что представленные в ней материалы и выводы могут быть востребованы как в научно-исследовательской, так и в учебно-педагогической практике для изучения широкого круга проблем советской истории 1930–1940-х годов. Материалы диссертации могут применяться в качестве источника информации при разработке лекционных курсов, спецкурсов и учебных пособий по отечественной истории XX века, использоваться на уроках истории в средней школе. Кроме того, настоящее исследование может быть использовано в процессе разработки и реализации современной концепции историко-патриотического воспитания в РФ.
Апробация результатов работы. Материалы и выводы диссертационного исследования изложены в 13 докладах на международных, всероссийских и региональных научных конференциях, отражены в публикациях, в том числе в двух монографиях, трех коллективных монографиях, учебном пособии «Художественно-историческая литература в процессе изучения отечественной истории (с древнейших времен до конца XVI века)» и 11 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.