Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Клюшина Людмила Владимировна

Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг.
<
Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Клюшина Людмила Владимировна. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : М., 2004 184 c. РГБ ОД, 61:05-7/560

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Православные религиозные объединения в Пензенском крае 25

Раздел II. Мусульманские общины в Пензенском регионе 85

Раздел III. Еврейская община 112

Раздел IV. Евангельские христиане-баптисты. Сектантские религиозные формирования в Пензенской области 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 155

Введение к работе

*

Актуальность исследования данной темы определяется тем, что
влияние религиозных конфессий на жизнь современного российского
общества становится все более значительным. Современная российская
действительность настоятельно требует выработки механизма
конструктивного и взаимовыгодного сосуществования светского
государства и религиозных объединений, что невозможно без объективного
воссоздания картины деятельности религиозных объединений, осознания

специфики церковно-государственной политики, ее особенностях развития на различных этапах. Нынешний этап общественного развития требует новых оценок места и роли религии, ее институтов в современном мире.

В связи с данными обстоятельствами ощущается потребность в исследовании положения в советском социуме, различных аспектов деятельности религиозных организаций, основных принципов взаимоотношений между государством и конфессиями во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. в СССР в целом, и в отдельных регионах, в частности, для ведения перспективного диалога «власть - религия».

(*

Степень разработанности вопроса о деятельности религиозных конфессий в Пензенской области такова, что возникла необходимость в системном обобщении материала и углубленном изучении данной проблемы. Несмотря на наличие некоторых печатных материалов по данной проблематике, эта сфера современного научного исторического краеведческого знания является фактически неразработанной. Наличие лишь эпизодических попыток научного анализа различных аспектов функционирования религиозных общин в Пензенском крае, политики местных органов советского государства и коммунистической партии в отношении конфессий окончательно убедили в необходимости и

правильности выбора объекта исследования и стали предметом

'Щ' исследования.

Проблема деятельности религиозных организаций во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг. в СССР в целом, и в частности, в Пензенской области, исследована пока недостаточно. Основываясь на проблемно-хронологическом характере историографии, необходимо выделить следующие моменты при рассмотрении историографии по данному вопросу.

[Щг Условно в отечественной историографии по данной теме можно

выделить следующие этапы:

первый - конец 1950-х - первая половине 1960-х гг.;

второй - вторая половина 1960-х-конец 1980-х гг.;

третий - конец 1980-х - начало 2000-х гг.

Анализ литературы позволяет провести ее классификацию в
зависимости от концептуальной направленности работ.
W Идейной базой литературы первого этапа было положение о

&.N

вступлении СССР в новую стадию развития - восстановление народного хозяйства в послевоенные годы и развернутое строительство коммунистического общества, суть которого заключалась в переходе от социализма к коммунизму, а именно, создание материально-технической базы коммунизма и утверждение коммунистических принципов во всех сферах советской жизни.

Теоретической основой литературы второго этапа была концепция развитого социализма, суть которой состояла в бескризисном развитии советского общества. «Хрущевский» период развития советского общества излагался несколько схематично: акцентировалось внимание, в основном, на «оттепели», содержание которой свелось к либерализации политического режима, кульминационным моментом ее провозглашался XX съезд партии.

#

Характерными чертами историографии первого и второго этапов являлись отражение в ней исключительно позитивного опыта, критический или отрицательный материал отсутствовал, либо представлялся как «временные» и «случайные» недостатки, причины которых коренились в объективных трудностях пути «советских пионеров». Все это приводило к искаженному отражению реального положения дел, кроме того, обуславливало то, что молодые исследователи не сумели овладеть методологией познания негативных процессов в деятельности государства и партии. В то же время нельзя сказать, что вся литература, вышедшая в 1940-е - первой половине 1980-х гг., заслуживает абсолютно критической оценки, как и вся последующая - только положительной.

В исследованиях третьего периода нет четкого единства, работы
неоднозначны по своему содержанию - от абсолютного отрицания какого-
либо позитива в советском периоде нашего государства до взвешенных,
идеологически нейтральных оценок, что было связано с эмансипацией
общественного сознания, расширением источниковой базы. Литература
заключительной стадии «перестройки» - конца 1980 - начала 1990-х гг. -
содержит тенденцию к критическому анализу накопленного опыта, но в
контексте основополагающих принципов советской модели и
коммунистической идеологии; основные работы периода 1990-х гг., который
условно можно обозначить как «псевдолиберальный вариант»
Ж. постсоветского развития, акцентируют внимание исключительно на всем,

что противостояло советской власти, при этом условия и особенности исторического развития советского государства игнорировались; и лишь в конце 1990-х гг. и в настоящее время идет процесс выработки сбалансированных и объективных подходов по данной проблематике.

Третий этап в развитии историографии по данной проблеме определялся изменившимися социально-экономическими условиями и, как следствие, общественными, в том числе и научными, приоритетами. Началось

разрушение старой идеологии, включая ведущие исторические концепции.

f(Lf После краха социалистических режимов в Центральной и Юго-Восточной

Европе фронтально пошла критика всего социалистического и советского. После августа 1991 г. «разоблачительные» тенденции, активное неприятие и отказ от марксистско-ленинской методологии стали фактически официальными.

Время конца 1990-х - начала 2000-х гг. более нейтрально в данном отношении: интерес к прошлому СССР в широких кругах общественности

(IP* пошел на спад; но весьма печальный опыт капитализма в нашем государстве

вынуждает вновь обратиться к прошлому.

Многочисленную и разноплановую литературу по различным аспектам темы исследования, исходя из концептуальной направленности, можно условно сгруппировать следующим образом.

Первую группу составляют труды общетеоретического плана, дающие представление о происшедших изменениях в советском обществе в

^ послевоенный период и до середины 1980-е гг.; общественно-политическом

климате того периода, социально-экономическом и духовном уровне развития страны советов; что дает возможность в определенной степени проанализировать условия деятельности религиозных объединений, специфику складывания и развития государственно-церковных отношений на территории СССР, в целом, и Пензенской области, в частности.

Jut, Литературе первого этапа свойственно несколько схематичное

изложение материала. Великая Отечественная война, по мнению авторов, несколько замедлила развитие массового атеизма в СССР. Но в первые послевоенные годы процесс перехода советских людей на позиции атеизма активизировался (Дергалова Н.С. «Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование элементов коммунистической

*

#

культуры»1; Иовчук М.Т. «Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм»2; «История СССР. Эпоха социализма (1917-1957 гг.)»3; «История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.)»4 и т.д.).

Работам второго периода присуще использование категории «развитое социалистическое общество», которая перешла в то время из области научного прогнозирования и проектирования в прикладную сферу. Широкое применение термина «развитой социализм» началось уже в начале 1960-х гг.5 С 1964 г. данной дефиницией уже оперируют специалисты в учебной литературе6. С 1967 г. введен в научный оборот тезис о построении в СССР развитого социалистического общества7. На XXIV съезде КПСС (1971 г.) развитому социализму была дана подробная характеристика8. СССР объявлялся государством подлинной демократии, политическая система которого обеспечивала эффективное управление общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и т.д. Формирование у советских людей коммунистического мировоззрения, составляющей которого были атеистические убеждения, провозглашалось одной из главных задач идейно-политической работы государства. В данном ключе были выдержаны «основополагающие» труды того периода: «История Коммунистической

4^

1 Дергалова Н.С. Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование элементов
коммунистической культуры. - М.,1963.

2 Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания
социализма в коммунизм. - М.,1960.

3 История СССР. Эпоха социализма (1917-1957 гг.). - М.,1959.

4 История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.). - М.,1964.

5 См.: Социально-экономические проблемы истории развитого социализма в СССР. - М.,1976. - С.442-443.

6 История СССР. Эпоха социализма /Под ред. М.П.Кима. - М., 1964; Берхин И.Б. История СССР. 1917 —
1964.-М., 1966.

7 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. - М.,1967. - С.68.

8 XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. - М.,1971. - С.62.

партии Советского Союза»1, «Развитой социализм: проблемы теории и практики»2 и др.

Третий этап характеризуется появлением целого рядя работ, авторами
которых предпринимается попытка определения сущности политического
режима в СССР, анализа накопившихся в обществе противоречий. Но
внимание сосредотачивалось, в основном, на проблемах, связанных с
конкретными историческими персонажами - Лениным, Сталиным и т.п.
Лишь с начала 1990-х гг. появляются материалы, в которых дается
характеристика периода второй половины 1940- второй половины 1960-х гг.
с критических позиций. В них авторы пытаются вскрыть причины
деформаций советского общества; показать, как это отражалось не только на
экономической, но и на политической и духовной сферах жизни страны.
Следует отметить работы: Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. «XX съезд КПСС:
новации и догмы»3; «Власть и оппозиция. Российский политический
процесс XX столетия»4; «Вторая мировая война и преодоление
тоталитаризма»5; Данилов А.А. «История инакомыслия в России. Советский
период. 1917-1991 гг.»6; Данилов А.А., Пыжиков А.В. «Рождение
сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы»7; Горинов М.М.,
Данилов А.А., Дмитренко В.П. «История России»8; «XX съезд КПСС и его
исторические реальности»9; Зубкова Е.Ю. «Общество и реформы. 1945—
1964» ; Зубкова Е.Ю. «Послевоенное советское общество: политика и
Ж повседневность. 1945-1953.»10; «История Отечества: краткий очерк»11;

1 История Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1979.

2 Развитой социализм: проблемы теории и практики. - М.,1979.

3 Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. - М., 1991.

4 Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. - М.,1995.

5 Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. - М.,1997.

6 Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917 - 1991гг. - Уфа.,1995.

7 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. - М.,2001.

8 Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. - М.,1994.

9 XX съезд КПСС и его исторические реальности. - М., 1991.

9 Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 - 1964. - М.: Россия молодая, 1993.

10 Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1953. - М.:
РОССПЭН,2000.

11 История Отечества: краткий очерк. - М.,1992.

Королева Л.А. «Исторический опыт советского диссидентства и
современность» ; «На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в

партии и обществе» ; «Наше Отечество. Опыт политической истории» ;
Пихоя Р.Г. «Советский Союз: История власти. 1945-1991»4; Пыжиков А.В.
Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 годах: общественно-
политический аспект»5; «Советская историография»6; Стецовский Ю.И.
«История советских репрессий»7; Сырых В.М. «История государства и права
России. Советский и современный периоды»8 и т.п.
Особый интерес представляют работы последних лет, посвященные

конкретным партийным и государственным деятелям периода 1940-1960-х
гг., от которых зависела вся внутренняя политика государства в целом,
отношение руководства к церкви - в частности - Волкогонов Д.А. «Триумф
и Трагедия. Политический портрет И.В. Сталина»9, Громов Е. «Сталин:
власть и искусство»10, Медведев Р. «Хрущев. Политическая биография»11,
«Н.С.Хрущев (1894-1971)» , «Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к
W биографии»13, «Хрущев Н.С. (1894-1971): Материалы научной

конференции»14 и др. Как правило, в данных работах не присутствует научный серьезный анализ событий прошлого советского общества. Будучи написанными зачастую «по горячим следам», эти книги в определенной мере конъюнктурны.

1 Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. - М.:МОСУ,2001.

2 На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М.,1990.

3 Наше Отечество. Опыт политической истории. - М., 199 ]. - Т.2.

4 Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 - 1991. -М., 1998.

5 Пыжиков А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 годах: общественно-политический
аспект. -М.: Гамма,1998.

6 Советская историография - М.:РГГУ,1996.

7 Стецовский Ю.И. История советских репрессий.-М.:Знак-СП,1997-Кн.2.

8 Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. - М.,1999.

9 Волкогонов Д.А. Триумф и Трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. - В 2-х тт. - М.,1989.

10 Громов Е. Сталин: власть и искусство. - М.,1998.

11 Медведев Р. Хрущев. Политическая биография. - М.,1990.

12 Н.С.Хрущев (1894-1971).-М.:РГГУ,1994.

13 Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. - М.,1989.

14 Хрущев Н.С. (1894-1971): Материалы научной конференции. - М.,1994.

Во вторую группу включены работы, раскрывающие проблемы
tit взаимоотношений советского государства и религиозных объединений в

нашей стране, позиции советского руководства к религии в исследуемый период.

Общим для работ первого и второго этапов являлось то, что
религиозный фактор, безусловно, принимался как негативный, тормозящий
или даже препятствующий общественному развитию. «Вредность» религии
заключалась в том, что она нарушала монолитное мировоззренческое
(f| единство советского общества. Считалось, что с ликвидацией эксплуатации в

(#

советском государстве кризис религии, который приведет ее в конечном итоге к отмиранию, неизбежен. Утверждалось, что впервые в истории мировоззрение советских людей базируется на основе марксизма-ленинзма, ставшего идейным оружием народных масс в борьбе за победу коммунизма. Объявлялось, что «теперь впервые в истории мировоззрение миллионов людей строится на научной основе марксизма-ленинизма, ставшего идейным оружием народных масс в борьбе за лучшую жизнь, за победу коммунизма, у нас воспитался новый человек - человек благородных идеалов и высоких нравственных принципов, изложенных в моральном кодексе строителей коммунизма»1. Декларировалось, что в советском государстве ликвидированы главные социально-экономические корни религии и развенчана мировоззренческая основа религии - идеализм2.

Но в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы государственно-религиозные отношения можно охарактеризовать как этап относительно «мирного сосуществования». Религия, в первую очередь, Русская православная церковь, рассматривалась как компонента сталинской внутриполитической концепции; церкви отводилась определенная роль в

#

1 Бычатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966. -
С.19.

2 Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М.,1965; Бычатин В.Е Постановка проблем
атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966 и др.

развитии международных связей и укреплении внешнеполитических позиций
Лк СССР и т.д. «Ровные отношения между церковью и государством

сохранялись вплоть до смерти Сталина. Власть продолжала использовать
(хотя и с меньшей эффективностью) налаженный инструмент в своей
внешнеполитической деятельности. Перемены по отношению к РПЦ (и не
только - Л.К.) произошли только во второй половине 50-х годов, когда новое
руководство сменило ориентиры прежней политики. Диалог с церковью
оказался не нужным, его вновь сменил жесткий курс на гонения и
Щ притеснения»1. Спокойное и даже благожелательное отношение к религии

*

$

объявлялось «сталинским наследием». Однако главная причина поворота к политике воинствующей нетерпимости заключалась в провозглашении развернутого строительства коммунистического общества, не исключался один из пережитков капитализма - религиозное сознание. Уже на XXII съезде партии объявлялось, что необходима «продуманная и стройная система научно- атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков»2. Провозглашение построения развитого социалистического общества в СССР и внесение в Основной закон -Конституцию 1977 г. статьи о свободе совести призвано было продемонстрировать справедливый и демократический характер советской политической системы. Но прежний тезис о несовместимости религиозного и коммунистического мировоззрений оставался лейтмотивом во всех работах того времени. В данном ключе написаны работы: «Атеизм в СССР: становление и развитие»3; Барменков А.И. «Свобода совести в СССР»4; Бычатин В.Е. «Постановка проблем атеизма в трех программах

1 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. - М.,2001.
С. 190.

2 Материалы ХХП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1961. - С. 111-112.

3 Атеизм в СССР: становление и развитие. - М.,1986.

4 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М.,1986.

Коммунистической партии» ; «К обществу, свободному от религии (процесс
/fcjjj секуляризации в условиях социалистического общества)»2; Клочков В.В.

«Закон и религия»3; Коник В. «Свобода совести и ее лжезащитники»4; Куроедов В.А.«Религия и церковь в советском государстве»5; «Общество и религия» ; Огрызко И.И. «Атеистическое воспитание подрастающего поколения» ; Окупов А.Ф. «Научное мировоззрение и атеистическое воспитание» ; «Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков» и др.

Серьезное значение советское руководство придавало противодействию влиянию церкви и атеистическому воспитанию населения. По инициативе партийных и советских органов проводились различного рода исследования, направленные на выявление уровня религиозности граждан в целом, разработку конкретных мероприятий по ее преодолению. Исследование причин сохранения религиозных «пережитков» в социалистическом обществе являлось целым направлением в науке и литературе10.

В конце 1980 - начале 2000-х гг. появляются работы, авторы которых стремятся отойти от идеологических штампов и пытаются объективно взглянуть на положение религиозных объединений в нашей стране: Алексеев В.А. «Иллюзии и догмы»11; Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется?»12; Бабинов Ю.А. «Государственно-церковные отношения в СССР: История и

1 Бычатин В.Е. «Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии» - Киев, 1966.

2 К обществу, свободному от религии (процесс секуляризации в условиях социалистического общества). -
М.,1970.

3 Клочков В.В. Закон и религия. - М.,1982.

4 Коник В. Свобода совести и ее лжезащитники. - М.,1986.

5 Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М.,1982.

6 Общество и религия. - М., 1982.

7 Огрызко И.И. Атеистическое воспитание подрастающего поколения. -Л., 1964.

8 Окупов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. - М.,1976.

9 Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. - М.,1966.

10 Кудряшов Г.Е. Атеизм и молодежь. - Чебоксары, 1968; Мандрыгин Л.В. Внутренний мир верующего и
причины религиозности. - М.,1965; Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков. -
Минск, 1965; Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. - М.,1966; Общественная
психология и коммунистическое воспитание. - М.,1967 и др.

" Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - M.: Политиздат, 1991.

12 Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? - М.,1992.

современность» ; Васильева О.Ю. «Русская Православная Церковь в годы

Лії Великой Отечественной войны»2; Кашеваров А.Н. «Государство и церковь:

Из истории взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви 1917-1945 гг.»3; Королев А. А., Ливцов В. А. «Религиозная безопасность России: история и проблемы»4; Маслова И.И. «Русская Православная Церковь и государство: проблемы, тенденции, уроки взаимоотношений (вторая половина XX века)»5 и др.

В отдельный блок следует выделить литературу не строго научного

ІЩ академического характера, а, скорее, публицистического, направленную на

формирование общественного мнения в стране; преследовавшую цель дискредитировать церковников. Литературы, «разоблачавшей происки империализма», «раскрывавшей истинные цели, подлинное лицо» служителей церкви и верующих, «развенчивавшей реакционную сущность» духовенства, издавалось много и довольно крупными тиражами. Издалека, ненавязчиво, а подчас агрессивно, внушалась мысль, что религиозное

'" мировоззрение - явление отживающее, чужеродное советскому обществу

(«Агрессия без выстрелов» ; Вадимов В. «Накипь» ; Веселов В.И., Владимиров А.Л. «За ширмой святости»8; «Разговор начистоту»9; Чертков А.Б. «Крах»10; Чуев И.П. «Антикоммунизм и русская религиозная философия»11 и др.).

В третью группу отнесена краеведческая литература,

характеризующая социально-экономическое положение Пензенской области,

1 Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. - Симферополь,
1991.

2 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. - М.,1994.

3 Кашеваров А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений советской власти и Русской
православной церкви 1917-1945 гг. -СПб, 1995.

4 Королев А.А., Ливцов B.A. Религиозная безопасность России: история и проблемы. - М.:Социум,1997.

5 Маслова И.И. Русская Православная Церковь и государство: проблемы, тенденции, уроки
взаимоотношений (вторая половина XX века). - Пенза:ПГАСА,2001.

6 Агрессия без выстрелов. - Куйбышев, 1981.
щк 7 Вадимов В. Накипь. - Донецк:Донбасс, 1980.

^w 8 Веселов В.И., Владимиров А.Л. За ширмой святости. - М., 1981.

9 Разговор начистоту. - М.,1979.

10 Чертков А.Б. Крах. - М.,1968.

затрагивающая косвенным образом и вопросы о деятельности религиозных
(А объединений в регионе1. Как замечает известный краевед Мочалов В.А.,

региональные исследователи концентрировали свое внимание, главным
образом, на изучении послевоенного периода деятельности советских органов
и областной партийной организации. «Однако, как правило, изучались
сравнительно узкие проблемы руководства отдельными участками народного
хозяйства и общественной жизни. Обобщающие работы отсутствовали. ...
Явление, подвергавшееся анализу, не изучалось во всей сложности и
(^% противоречивости, рассматривались лишь положительные стороны работы, а

негативные оставались в тени»2.

*

Особое место в контексте исследуемой проблемы занимает «Пензенская энциклопедия»3. Данная работа представляет собой первый систематизированный свод информации о населении, истории, культуре, природе региона, его выдающихся людях в разных сферах жизнедеятельности.

Определенный интерес представляет работа Дворжанского А.И., редактора «Пензенских епархиальных ведомостей», «История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк», характеризующая деятельность Пензенской епархии с досоветского периода до настоящего времени4.

Пожалуй, единственной монографией, созвучной теме исследования, в которой исследуются вопросы функционирования религиозных общин и

11 Чуев И.П. Антикоммунизм и русская религиозная философия. -М.,1969.

1 Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. - Саратов, 1989; Мясников Г.В. Город-крепость Пенза.
- Саратов, 1989; Очерки истории Пензенской организации КПСС. - Саратов, 1983; Пензенская область в
годы Великой Отечественной войны. - Пенза,1985; Пензенская область в цифрах и фактах. - Саратов,1987;
Поиски и находки: Из записных книжек краеведов. - Саратов, 1984; Хроника Пензенской областной
организации КПСС. 1884 - 1987 гг. - Саратов, 1988 и др.

2 Мочалов В.А. Очерк историографии Пензенской организации КПСС//Из истории области. Очерки
< краеведов. Выпуск 1. - Саратов, 1989. - С.99-100.

(Шн 3 Пензенская энциклопедия:/Гл. ред. К.Д.Вишневский. - Пенза-М.,2001.

^^ 4 Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. - Пенза, 1999.

проблемы государственно-церковных взаимоотношений в Пензенском крае
jjfk в 1960-1980-х гг. является работа Королевой Л.А., Королева А.А.

«Государство и религиозных объединения во второй половине 1960-1980-х гг. (Пензенская область)»1.

Четвертая группа представлена большим числом работ,
раскрывающих основные направления критики буржуазной и
ревизионистской «фальсификаций» развития социалистического общества в
целом в 1940 - 1960-е гг., положения религиозных объединений в СССР, в
^jP частности2. С начала 1990-х гг. данная литература фактически перестала

издаваться.

#

Пятую группу составляют исследования зарубежных авторов, посвященные изучению различных аспектов, связанных с темой исследования. В первую очередь, следует отметить работы, авторы которых стремятся определить сущность тоталитаризма в целом и собственно в СССР, что необходимо для выявления причин и специфики церковной практики в тоталитарном обществе3. Определенный интерес представляют работы зарубежных авторов, в том числе и церковных историков, затрагивающих вопросы религиозной, духовной, внешнеполитической жизни советского государства4.

Королева Л.А., Королев А.А. Государство и религиозные объединения во второй половине 1960 - 1980-х гг. (Пензенская область). - Пенза,2002.

2 Критика буржуазной историографии советского общества. - М.,1972; Лисавцев Э.И. Критика буржуазной
фальсификации положения религии в СССР. - М.,1975; Беляев А.А. Идеологическая борьба и литература. -
М.,1982; Буржуазная историография образования и развития СССР. - М.,1983; О свободе совести. - М.,
1987; Православие в СССР. К тысячелетию крещения Руси (По материалам буржуазной печати). - М.,1988 и
др.

3 ХайекФ.А. Путь к рабству. - Лондон, 1983; Желев Ж. Фашизм. -М.,1991; Поппер К. Открытое общество
и его враги. - М.,1992; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.,1993; Вторая мировая война и
преодоление тоталитаризма. - М., 1997 и др.

4 Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. - Лондон, 1982; Константинов Д. Зарницы духовного
возрождения. Русская Православная Церковь в СССР в конце шестидесятых и в начале семидесятых годов. -
Канада,1973; Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. Спб,1994; Поспеловский Д.В. Русская
Православная Церковь в XX веке. - М.,1995; Проблемы православия в зарубежных исследованиях.
Федеративный сборник. - М.,1988; Цыпин В. История Русской Православной
церкви. - М.,1994; Эллис Дж.
Русская православная церковь: Согласие и инакомыслие. - Лондон, 1990; Кальвакоресси П. Мировая
политика после 1945 года: В 2-х кн. - М.: Междунар. отношения,2000; Dissent in USSR: Politics, Ideology and
People. - London, 1976 и др.

В особую подгруппу следует выделить переводную литературу по советской истории в целом, появившуюся в 1990-е гг., представленную, главным образом, учебными пособиями (Боффа Дж. «История Советского Союза»; Верт Н. «История советского государства. 1900-1991»; Хоскинг Дж. «История Советского Союза. 1917-1991»' и др.). Данные работы дают возможность взглянуть на прошлое советского общества глазами исследователя из демократического мира, с глубоко укоренившимися традициями либерализма. Однако именно данный аспект не всегда способствует проникновению и пониманию ими ментальносте советского человека, жившего при тоталитарном режиме по своим, отличным от западных, законам.

Шестую группу представляют диссертационные исследования, в том или ином ракурсе затрагивающие проблемы религиозности граждан советского общества в исследуемый период2.

Таким образом, историографический анализ показывает, что, несмотря на отражение в научной литературе различных аспектов избранной темы, собственно проблема деятельности религиозных объединений в СССР, в целом, и в Пензенской области, в частности, во второй половине 1940 -первой половине 1960-х гг. до сей поры не стала еще предметом специального изучения с новых позиций.

1 Боффа Дж. История Советского Союза. - М.,1990; Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991. -

М., 1991; Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917 - 1991. - М., 1994.

v 2 Антонов М.Г. Молодежная политика партий, государственных и общественных организаций: историко-

политический и теоретический аспект. 1918 - 1995 годы. - Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М.,1995;
Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг.- Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1996;
Давыдов С.Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР (1945 - 1985 гг.). -
Автореф. дис. ...докт. ист. наук. - М, 2002; Кантемирова СМ. Творческая молодежь России в 60-е гг. -
Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1995; Королев А.А. Власть и религиозные объединения во второй половине
1960 - первой половине 1980-х гг. (на примере Пензенского региона). - Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,2003;
Королева Л.А. Власть и диссидентство (1950 - 1980-е гг.). - Автореф. дис. ...докт. ист. наук. - М., 2001;
Кондратьев А.С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в
середине 50-х - 60-е гг. - Дисс... канд. ист. наук.-М., 1992; Королева Л.А. Диссидентское движение в
rt\ СССР в 60-70-е гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1995; Нагдалиев Зейнал Сафар-оглы. Диссидентское

*ЩЩ движение в СССР (1950-1980 годы).- Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - М.,1999; Пыжиков А.В.

Исторический опыт политического реформирования советского общества в 50 - 60-е гг.- Дисс. ... докт ист. наук. - М., 2000; Шпакова T.A. Духовная жизнь советского общества во второй половине 50-х - начале 60-х гг. - Дисс.... канд. ист. наук. - М.,1990 и др.

Источниковая база по проблеме исследования представлена довольно
/JU широко. Условно источники можно сгруппировать следующим образом.

Первую группу составляют, безусловно, архивные материалы. В
работе задействованы, главным образом, документы Государственного
архива Пензенской области и его подразделения - бывшего партийного
архива Пензенской области. Это, в основном, - фонд уполномоченного
Совета по делам Русской Православной церкви по Пензенской области (ф.
2391), фонд уполномоченного Совета по делам религиозных культов по
щ Пензенской области (ф. 2392), материалы обкома партии (ф. 37, 148), и т.д.

Особый интерес представляют собой инструкции, циркуляры и другие директивные бумаги, направлявшиеся на места из столицы, отражавшие шаги руководства в отношении религиозной оппозиции.

Значительное количество документов сосредоточено в Российском
Государственном архиве новейшей истории. В работе использованы
документы, главным образом, общего, административного и
&' идеологического отделов аппарата ЦК КПСС (ф. 4,5), протоколы заседаний

^

*

Секретариата ЦК КПСС, коллекция документов ф. 89, представляющего собой архив Президента РФ. Серьезного внимания заслуживают справки и докладные записки КГБ СССР, ЦК КПСС по пресечению религиозной активности и т.д. Большой интерес представляют «Информационные отчеты о состоянии католической, протестантской, армянской церквей, иудейской, мусульманской, буддийской религий и сект»; сообщения агентуры МВД и органов безопасности о распространении анонимных писем «антиправительственного содержания»; о слухах и разговорах, имеющих хождение среди населения. Определенную ценность представляют сообщения республиканских, городских, областных комитетов партии; директивы верховных партийных и государственных органов. Данные документы отражали официальную точку зрения на происходившие

события, параллельно способствовали складыванию позиции руководства к
fj^ проявлениям религиозности.

В диссертационном исследовании использованы документы Государственного архива Российской Федерации, Российского Государственного архива социально-политической истории.

Определенный интерес представляют коллекции двух независимых архивов - Центра документации «Народный архив» и архива научно-информационного и просветительского центра «Мемориал».

Для исследования данной проблемы серьезное значение имели документы коллекции Информационного отдела Управления МВД по Пензенской области.

Вторую группу источников представляют законодательные акты СССР и союзных республик, партийные и партийно-государственные документы - Конституции СССР; Программы Коммунистической партии Советского Союза, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК республиканских партий; другие документы партии, правительства и различных ведомственных структур, указы, резолюции и прочее; выступления партийных и государственных деятелей.

Третья группа источников включает в себя мемуарную литературу, как переизданную, так и написанную в последнее время, крупных партийных и государственных функционеров того периода, борцов «за веру» и т.д.1 Работая с мемуарами, следует иметь в виду их субъективный характер, поскольку задача данных материалов состоит не в воссоздании реальной картины прошлого, а отражении личного места в событиях прошлого, собственных оценок и представлений.

*ч ' Аджубей А. Крушение иллюзий. Бремя в событиях и лицах. - М.,1991; Арбатов Г. Затянувшееся

*щЩ выздоровление: 1953-1985. - М.,1991; Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не

только о них. - М.,1989; Крючков В.А. Личное дело. - М.,1997; Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть:

Воспоминания. - М.,1999. - В 4-х тт.; Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. - М.:

Новости, 1994. - В 2-х тт. и др.

К четвертой группе источников относится литература «самиздата» и

/^ «тамиздата», представленная неофициальными журналами того периода,

работами самих участников движения, в которых раскрывались видение и

понимание проблем советского общества, положения религии в СССР на тот

момент. В данной группе следует выделить несколько подгрупп.

Прежде всего, надо отметить труды представителей правозащитного и

религиозного движения, имеющие исторический, социологический, философский характер1.

Представляют определенный интерес документальные сборники, изданные как в СССР в последние годы, так и за рубежом - «Миф о застое» , «Погружение в трясину (Анатомия застоя)»3 и др.

*

Особое место в данной группе источников занимает аннотированный каталог «5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991», в котором содержатся материалы о зарегистрированных случаях инакомыслия, в том числе и религиозного, и последовавших вслед репрессиям, в период после смерти Сталина И.В. до распада СССР4.

Пятую группу источников составляют материалы периодической печати - интервью с партийными и государственными деятелями, участниками движения, рассказы о них, как правило, эмоциональные, личностные, субъективные; публикации на базе архивных материалов5.

г*

Левитин А.Э. Защита веры в СССР. - Париж, 1966; Зорин С, Алексеев М. Время не ждет. Наша страна находится на поворотном пункте истории. - Франкфурт-на-Майне,1970; Новый колокол. Литературно-публицистический сборник. - Лондон, 1972; Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - Вильнюс- Москва, 1992; Из-под глыб. - М., 1992 и др.

2 Миф о застое. -Л., 1991.

3 Погружение в трясину (Анатомия застоя). - М.,1991.

4 58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде,
Март 1953 - 1991. Аннотированный каталог. - М.: Международный Фонд «Демократия», 1999.

о^ 5 «О Хрущеве, Брежневе и других»//АиФ. - 1990. - №№25,27,47; Буковский В. «Я вдруг расцвел в

гаш удивительно сжатые сроки...»//Незав. газ. - 31.01.92. - С.7; «Вокруг высылки Солженицына»//Свободная

мысль. - 1992; Бекова С. На Пензенской земле есть своя Америка//Молодой ленинец. - 2002. - №19. - Сб. - №6 и др.

Особое место в данной группе источников занимает издание

Aj: «Пензенские епархиальные ведомости» (редактор Дворжанский А.И.).

«Пензенские епархиальные ведомости» издавались с 1866 г., затем возобновлены как газета с 1991 г., как журнал с 1998 г.

Объектом исследования является деятельность религиозных общин (обрядовая, кадровая, финансовая и т.д.) и развитие государственно-религиозных отношений в Пензенской области во второй половине 1940 -первой половине 1960-х гг.

Предметом исследования в связи с этим выбрано

функционирование религиозных организаций и взаимодействие государства и партии и конфессиональных объединений во второй половине 1960 -первой половине 1980-х гг. в Пензенском крае.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины 1940-х гг. до середины 1960-х гг.

Выбор данного исторического отрезка обусловлен тем, что он имеет

Щ свою специфику деятельности церковных организаций и отношения власти

к религии, что определялось изменением социально-экономических и политических условий в ходе Великой Отечественной войны и, как следствие, в послевоенный период. Затем хрущевская «оттепель» стимулировала общее оживление религиозной жизни в стране, в целом, и в Пензенской области, в частности. Однако уже в конце 1950-х гг. советские

J* власти ужесточили свое отношение к религии, расценивая ее как угрозу

стабильности функционирования системы. В середине 1960-х гг. новое советское руководство отказалось от воинственной антирелигиозной кампании, и государственно-церковные отношения, оставаясь по сути прежними - конфронтационными, по форме вступают в новую фазу -стабильного развития.

Территориальные рамки исследования определяются Пензенской областью, типичным региональным образованием Центральной России.

Основные тенденции в деятельности конфессиональных объединений,
,|д* складывания и развития отношений государства и религиозных общин в

масштабах всей страны достаточно четко прослеживаются на примере Пензенского региона, имея при этом свою специфику. Кроме того, данные территориальные рамки соответствуют границам современной Пензенской области.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы
исследовать и проанализировать исторический опыт, специфику,
Ш мировоззренческие основы генезиса религиозных формирований и их

деятельности, взаимодействия советских властных структур и различных конфессий в Пензенском крае во второй половине 1940-х гг. - первой половине 1960-х гг. путем решения следующих задач:

охарактеризовать условия, в которых осуществлялась деятельность религиозных общин Пензенской области, факторы влияния на нее;

изучить эволюцию, направления и специфику функционирования конфессиональных объединений - православных, мусульманских, иудейских, евангельских христиан-баптистов, сектантских групп в исследуемый период в ритуальной сфере, кадровой политике, денежной области, административно-хозяйственном направлении и т.д.;

раскрыть особенности государственно-церковной

политики на региональном уровне;

проанализировать историческое значение религиозной практики и перспективы моделирования взаимоотношений государства и конфессиональных организаций.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально

возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при
лій интерпретации и оценке фактов. По мере возможности были применены

принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактического материала, поскольку особенностью религиозного движения была сильная нравственно-этическая компонента его участников.

Помимо методологических принципов в исследовании были
использованы специально-исторические принципы - актуализации,
щ диахронный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический;

общенаучные - классификации, статистический, структурно-системный, благодаря которым феномен религиозности в конкретном регионе исследован в комплексе его составляющих, проанализированы и сопоставлены многоаспектные материалы для выявления главных этапов, особенностей и сущностных характеристик.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что
Щ1 - впервые исследована деятельность религиозных

объединений в Пензенской области во второй половине 1940 - первой
половине 1960-х гг. в различных направлениях - привлечения
значительного количества новых верующих, увеличения совершения
культовых обрядов, улучшения кадрового состава духовенства,
расширения материально-технической базы церквей, активизация
мш\ административно-хозяйственной практики и т.д.;

в научный оборот впервые введен пласт специфичных архивных источников, не востребованный ранее в силу различных причин;

изучение механизма взаимоотношений властных структур

и конфессий в социоисторическом ракурсе дало возможность

ЯР определить и обосновать направления и перспективы развития

демократических принципов государственно-церковной политики в
,hk условиях современной России на примере конкретного региона.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

Пензенский регион, будучи типичным для средней
полосы России, был одним из наиболее «проблемных», т.е. население
области отличалось повышенной религиозностью, что
обуславливалось историческими традициями, доминированием
сельского населения по сравнению с городским, определенным
Ж национальным составом края, высокой активностью местных

религиозных формирований и т.д.;

деятельность религиозных формирований Пензенской
области отражала характерные закономерности, присущие
конфессиональной практике СССР во второй половине 1940 - первой
половине 1960-х гг.: укрепление социальных и материальных позиций
в послевоенный период, ухудшение положения церквей в конце 1950-х
^ гг., раскол евангельских христиан-баптистов и т.д.;

региональные конфессиональные общины во всей мере
испытали на себе прессинг государственно-церковной политики в
исследуемые период - жесткая регламентация деятельности
религиозных объединений, широкомасштабная научно-атеистическая
работа, контроль за соблюдением исполнения законодательства о
Л^\ культах, предотвращение паломничества к «святым местам»,

ограничение финансовой деятельности религиозных формирований и т.п.;

вопреки системности и масштабности антицерковной
работы государства религиозных общин продолжали весьма
эффективно функционировать, и уровень религиозности населения
w Пензенской области оставался стабильно высоким.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования материалы, выводы и предложения могут послужить базой для построения современной структуры совместного благоприятного и взаимовыгодного взаимодействия государства и религиозных формирований с учетом сущности, социальной роли, специфики, общественной значимости и воздействия религии в условиях российского политического плюрализма в рамках правового поля.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по гуманитарным дисциплинам в высшей школе.

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории МПГУ. Результаты работы были отражены в печатных трудах, нашли применение в ходе учебного процесса в высшей школе.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка источников и литературы.

Православные религиозные объединения в Пензенском крае

Во время Великой Отечественной войны Русская Православная церковь занимала последовательную патриотическую позицию. Роль РПЦ в советской победе была значительной: «Хорошо известна ее деятельность по мобилизации духовных и нравственных сил людей на борьбу с фашизмом... Слово духовенства в защиту Родины имело определяющее значение для л миллионов и миллионов людей. Значителен был и материальный вклад церкви»1. «Пограничная ситуация» войны вынудила советские власти амнистировать церковь. В военный период РПЦ организационно окрепла, что не совпадало с намерениями советского государственно-партийного руководства. Религия вопреки мощным усилиям властей представляла весьма значимую компоненту в жизни советских людей. Хотя в социалистическом обществе должно было господствовать научно материалистическое мировоззрение, «опиум для народа» не сдавал своих позиций. Советское руководство, осознавая всю опасность данного положения, стремилось держать под контролем ситуацию и всеми силами «освобождать советских людей из плена религиозных предрассудков».

Исходя из национального состава населения Пензенской области, основной религией региона было православие, распространенное, главным ) образом, среди русских (86,2% всего населения области ), мордвы (5,7%), украинцев (1,0%), белорусов и других национальностей, проживавших в Пензенском крае (всего около 96% общей численности населения)

До Великой Отечественной войны в Пензенском регионе функционировало 2 церкви; недействовавших церквей насчитывалось 500, из них 476 было занято под хозяйственные и культурно-просветительские нужды, 24 здания - пустовали1.

В 1945 г. в результате изменения государственной церковной политики в Пензенском крае было открыто 16 церквей и 2 молельных дома (г. Пенза, с. Аблязово, Вадинск, Варежка, Ершово, Калиновка, Козлятское, Колесовка, Лопатино, Малая Ижмора, Нижние Печуры - молитвенный дом, Николо-Пестровка, Поим, Салтыково, Сущевка - молитвенный дом, Тешнярь, Хованщино, Юлово); в 1946 г. - 10 церквей (г. Беднодемьяновск, Щ Сердобск, с. Аришка, Большой Мичкас, Липовка, Мокшан, Русская Норка,

Плетневкаа, Соловцовка, Усть-Вазерки); в 1947 г. -2 церкви и 1 молельный дом (г. Кузнецк, Белинск - молитвенный дом, с. Лермонтово). Из 25 районов области, в которых функционировали церкви, в г. Пензе, Белинском, Кузнецком, Мокшанском, Нижне-Ломовском, Поимском районах имелось по две действующие церкви.

В 14 районах Пензенского региона отсутствовали действующие церкви - Голицинский, Головинщенский, Даниловский, Камешкирский, Кучкинский, Лопатинский, Лунинский, Мало-Сердобинский, Нечаевский, Николо-Пестровский, Неверкинский, Тамалинский, Телегинский, Терновский.

Свечных мастерских или других каких-либо предприятий в пензенских приходах не имелось .

Мусульманские общины в Пензенском регионе

Татарское население Пензенской области (5,4% всего населения области) исповедовало мусульманский культ. В области имелось 45 татарских сел, из которых свыше 50% было охвачено «религиозным движением». Центрами мусульманской религиозности области являлись села Городищенского района - Средняя Елюзань, Нижняя Елюзань, Верхняя Елюзань. В с. Большой Труев Кузнецкого района проживал член духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири мухтасиб Юсупов Я.С., осуществлявший контроль за деятельностью мечетей в 4 областях Поволжья.

В послевоенные годы отмечалось оживление в деятельности верующих мусульман, что было обусловлено либерализацией государственно-церковных отношений в целом в годы Великой Отечественной войны. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области Горбачев С. Д. подчеркивал: «В деятельности мусульманского духовенства и религиозных обществ ... необходимо отметить некоторое их оживление и активизацию в области расширения своего влияния на окружающее население»1.

В середине 1940-х гг. в Пензенском крае было зарегистрировано 14 мусульманских обществ, в которых насчитывалось до 3500-4000 чел. верующих. Общее количество верующих мусульман в Пензенском крае составляло до 20000 чел. К середине 1960-х гг. по области количество зарегистрированных общин сократилось на 1, религиозных мусульманских общины, не имевших разрешения органов государственной власти, насчитывалось 22 . Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области условно подразделял все зарегистрированные мусульманские общества на три уровня по степени религиозности: - повышенная степень религиозности - с. Нижняя Елюзань, Средняя Елюзань, Верхняя Елюзань Городищенского района, Кобылкино Каменского района, Кочелейка Головинщенского района, Индерка Сосновоборского района, Большой Труев Кузнецкого района. Щ Население данных населенных пунктов характеризовалось стабильно высокой религиозной активностью, высоким содержанием мужчин среди верующих и т.д.; - умеренная степень религиозности - с. Малый Труев, Татарский Канадей, Бестянка Кузнецкого района, Демино Неверкинского района. Одна из характерных черт данных сел, что «молодежь ... мечетей не посещает, а если и бывают отдельные случаи посещения молодежью Щ мечетей, то они весьма незначительны, не массовы», что не всегда соответствовало действительности2; - относительно низкая степень религиозности - с. Татарский Шелдаис Беднодемьяновского района, Татарское Никольское Пачелмского района, Татарская Пенделка Кузнецкого района, Бигеево Неверкинского района. В данных селах наблюдалась более низка посещаемость мечетей верующими, главным образом, пожилых и средних возрастов, хождения на кладбища не носят массовый характер и т.п.3

Еврейская община

Общая численность еврейского населения Пензенской области составляла около 3,0 тыс.чел., которые проживали в основном в Пензе. Общая численность верующих из числа еврейского населения города составляла примерно 100-150 чел.1

В послевоенный период отмечалась активизация религиозной деятельности граждан еврейской национальности. Во многом это объяснялось тем, что с начала Великой Отечественной войны в Пензу было эвакуировано около 22 тыс. евреев. В 1945 г. было официально зарегистрировано религиозное общество иудейского вероисповедания в Пензе в (решение от 16.05.1945 г. № 519)2.

Исполнительный орган иудейского религиозного общества располагался по адресу г. Пенза, ул. Горького, № 50. В состав исполнительного комитета общины входили Еляшевич А.А., Агронин М.З., Штеренфельд М.И., Хаош М.И., Ципис И.Щ., Гринберг И.Н., Роговин Б.Г. Ревизионная комиссия еврейской общины включала в себя Ильмера П.Р., Половицкого М.А., Фенгерут A.M.

Первым председателем еврейского объединения был избран Еляшович А.А. (Эльяшевич), заведующий артели часовых мастеров «Новый быт». Еляшовича на посту председателя общины сменили Лейкин О.Р. (1951-1959 гг.), Штеренфельд (1959-1977 гг.)3.

После официального признания властями иудейской общины в качестве временного исполняющего должность раввина при молитвенном доме с правом совершения религиозных обрядов и треб по культу занял Ципкин П.Л., затем Гисин И.С., Ланцман. 6 января 1958 г. раввином был зарегистрирован Персии А.А., 1899 г.р., пенсионер, прибывший по приглашению общины из Могилевской области Белорусской ССР. Согласно предположению уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области, его не устроила зарплата в 1000 руб., и спустя полгода он покинул город1. С 1958 г. до 1990 г. пензенская иудейская община раввина не имела. Молитвы читал староста, Тору - еврей, хорошо знавший Пятикнижие. В службе раввину помогали староста-габбай и служка-шамес. В послевоенные годы на протяжении почти 20 лет функции кантора-хазана исполнял Должанский А.А., эвакуированный в Великую Отечественную войну из Минска2.

Синагогу пензенской еврейской общине светские власти не вернули (Лишь в 1993 г. здание перешло верующим, до этого они арендовали полуразрушенное после пожара помещение сторожки пл. 42 кв.м.). В Пензе имелся молитвенный дом по адресу ул. Горького, № 50, предоставленный пензенским верующим евреям решением Совета по делам религиозных щ . культов при СНК СССР 16 мая 1945 г. (№ 519). По субботам его посещало в среднем около 10-15 верующих, в дни праздничных молений - рош-хашана (Новый год), иом-кипур (ссудный день), Пейсах (пасха) - до 90 чел. Молодежь на молитвенных собраниях практически не присутствовала3. Нарушений трудовой дисциплины со стороны верующих евреев в дни религиозных праздников ни разу зафиксировано не было. «Проповеди -у; велись, как правило, - сообщал уполномоченный Совета по Пензенской области, - на еврейском языке»4.

Похожие диссертации на Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940 - первой половине 1960-х гг.