Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. Хон Чжом Сук

Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хон Чжом Сук. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Хон Чжом Сук; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.].- Москва, 2009.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/1

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время история Русской Православной Церкви является одной из актуальных областей для научного исследования. Это объясняется как той большой ролью, которую играла РПЦ в жизни общества и государства в дореволюционный период, так и тем, что до настоящего времени ее многоаспектная деятельность все еще недостаточно изучена - в частности, ее миссионерская деятельность на русском Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв. Между тем эта деятельность была важна не только с религиозной точки зрения, она во многом способствовала укреплению позиций России в этом недавно присоединенном и крайне важном для нее крае.

Объектом исследования является миссионерская деятельность русского православного духовенства среди корейских иммигрантов, численность которых в этом регионе, начиная с 1860-х гг., стремительно увеличивалась.

Цель и задачи исследования. Цель предпринимаемого исследования заключается в выяснении того:

какие цели ставили перед собой русские миссионеры и духовные власти,

насколько эти цели совпадали с интересами и целями российских гражданских властей,

какие формы приобретала миссионерская деятельность,

каковы были ее результаты.

Исследование перечисленных вопросов предполагает также изучение отношения самих корейских переселенцев к миссионерской деятельности Русской Православной церкви и, прежде всего, выяснение причин, побуждавших их принимать православие.

Для того, чтобы лучше понять, на каком историческом фоне развертывалась в этом регионе миссионерская деятельность православного духовенства, в работе рассматривается история самой корейской иммиграции:

- выявляются причины, побуждавшие корейцев переселяться в
Россию, и динамика численности миграционного потока;

- определяется территория расселения корейцев на русском Дальнем
Востоке и виды их занятий;

анализируются отношение русского правительства к корейской иммиграции и меры, направленные на интегрирование переселенцев в состав российского населения,

определяется, как влияло переселение корейцев на территорию Российского государства на взаимоотношения двух стран.

Хронологические рамки предпринимаемого исследования - начало 1860-х гг. - 1917 г. Это объясняется, тем, что:

- начало миссионерской деятельности Русской православной церкви
среди корейцев практически совпадает со временем, когда началось их
массовое переселение на территорию русского Дальнего Востока. А это,
по единодушному мнению, как современников , так и позднейших
исследователей относится именно к началу 1860-х годов: оседание
первой группы корейских переселенцев в русских пределах было
официально зарегистрировано в 1863 году.

- Октябрьская революция 1917 г. привела к качественному
изменению политической системы в России и положила началу
принципиально новому периоду в истории страны.

1 Например, см.: Иеромонах Павел (Ивановский). Краткий очерк развития миссионерского дела среди
корейцев Южно-Уссурийского края.// Владивостокские епархиальные ведомости (далее - ВЕВ)
Владивосток. 1904. № 7—11.

2 Ким Г. История иммиграции корейцев. Книга первая. Вторая половина XIX в.— 1945 г. Алма-Ата.
1999.

Методологическую основу исследования составили специально-исторические методы: хронологический, описательный и статистический, сочетание которых позволяет проследить динамику роста численности корейских иммигрантов на русском Дальнем Востоке и динамику численности корейцев, принявших христианство.

Степень изученности темы. Первые работы, посвященные переселению корейцев на русский Дальний Восток появились уже в конце XIX в. В их числе следует отметить труды сибирского историка В. Вагина «Корейцы на Амуре» - Сборник исторических и статистических сведений о Сибири и сопредельных ей странах. (СПб., 1875 - 1876. Т. 1); участников Амурской экспедиции 1911 - 1912 гг. В.В. Граве «Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье» (Труды Амурской экпедиции. вып. XI. СПб.,1912.) и В. Песоцкого «Корейский вопрос в Приамурье» (Хабаровск, 1913). В этих работах подробно описываются причины, вызвавшие корейскую иммиграцию, наделение землей иностранцев, положение переселенцев.

Одним из значительных исследователей, изучавших историю переселения корейцев на русский Дальний Восток, является Н. Насекин, занимавший в 1890-х гг. пост старшего чиновника по особым поручениям при Приамурском генерал-губернаторе. Насекин неоднократно бывал в корейских селениях и написал статью о жизни корейцев в Приамурском крае . В своей статье Насекин дает краткий исторический очерк переселения корейцев, рассказывает об административном делении корейских селений, дает их географический и экономический обзор, а также сведения о школах, церквях и миссиях. В статье содержится весьма квалифицированное этнографическое

3 Насекин Н. «Корейцы Приамурского края» // Журнал Министерства народнаго просвещения. Т. CCCLII. СПб., 1904. С. 23—30.

описание жилища, домашней утвари, пищи, одежды, религии, свадебных и похоронно-поминальных обрядов, характера корейцев.

Теме колонизации Россией Дальнего Востока была посвящена книга «Амур и Уссурийский край», вышедшая в Москве в 1885 г. и приуроченная к 25-летнему юбилею присоединения к России Амурского и Уссурийского края. В книге, помимо рассказа об истории завоевания и колонизации русскими этого края, рассказывается о природно-климатических условиях и занятиях местных жителей, описывается деятельность преосв. Иннокентия и гр. Н.Н. Муравьева-Амурского. Автор книги характеризует корейцев следующим образом: на Амуре «живут корейцы, прибывшие в край уже тогда, когда он стал нашим, а именно в 1863 году. К 1869 году их было уже более трех тысяч душ. Корейцы - народ хороший; не имея хищнических наклонностей, они явились сюда единственно для того, чтобы избавиться от своевольного и бесчеловечного обращения на родине. ...этот народ трудолюбив, ловок, любит русскую жизнь, скоро усваивает наши одежду, постройки и обычай, легко подчиняется нашими властям и законам и скоро

выучивается говорить по-русски» .

Целесообразность переселения корейцев в Россию в интересах развития внешней торговли и промышленности в крае в своей работе «Россия, Дальнего Востока» обосновывал Ф. Шперк5. Но при этом он считал, что необходимо окрестить корейских иммигрантов и переселить их из приграничных территорий во внутренние губернии России, несмотря на то что, климат внутри России может повредить корейцам. Предлагаемая им мера обосновывалась, помимо прочих соображений, тем, что в то время в Приморье и Приамурье уже началось переселение русских и возникла проблема разделения земель между переселенцами.

4 Амур и Уссурийский край. М, 1885. С. 132.

5 Записки ими. Русского географического общества (по общей географии) Т. XIV. СПб., 1885.

6 См.: Приамурье — факты, цифры, наблюдения. Собраны на Дальнем Востоке сотрудниками
общеземской организации. Приложение к отчету общеземской организации за 1908 г. М.,1909.

Вопрос о переселении корейцев в Россию затрагивается также в книге А.А. Кауфмана «Переселение и колонизации» (СПб., 1905). Он, в частности, писал о том, что корейцы распахивали неудобные земли, не смущались расчисткой даже густого леса, занимались не только сельским хозяйством, но и промышленностью и торговлей. Причины успеха переселения корейцев Кауфман видит в том, что корейцам в Приамурьи не надо было приноравливаться к климату и другим условиям , потому что земля и климат Приамурья были похожи на те, что существовали в северной Корее, где они прожили в прошлом.

Историко-статистический очерк А. Панова «Желтый вопрос в Приамурье» был опубликован в журнале «Вопросы колонизации» (1910, № 7. СПб.). Панов в своих работах использовал несколько терминов, связанных с национальной принадлежностью, цветом кожи переселенцев, например, «желтая раса», «желтый народ», «желтая опасность» и т.д. Панов обратил внимание на переселение в Приморье и Приамурье китайцев, корейцев и японцев, называл их «желтой расой». Автор проанализировал, какую роль этот «желтый народ» играет в Приморье и Приамурьи в экономическом и политическом отношениях. Панов считал китайцев опасными для России, но эта оценка не распространялась на корейцев, у которых, по его мнению, не было никаких политических замыслов против России. Поэтому для экономического развития края корейцы нужны. Признавая желательность переселения на русский Дальний Восток «желтых» народов, он считал, что они обязательно должны быть ассимилированы русскими, в частности Панов предлагал корейцам селиться рядом с русскими и устраивать русско-корейские школы.

Кроме упомянутой, перу Панова принадлежат еще такие работы, как «Желтый вопрос и меры борьбы с «желтым засильем» в Приамурье

7 Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1905. С.338.

8 Такие термины использовались также в работе В.В. Граве (напр., «преступность желтых»).

(Историко-статистический очерк)» , «Борьба за рабочий рынок в Приамурье»10, «Рабочий рынок Приамурья» (СПб., 1912).

В послереволюционный период интересующая нас тема серьезно разрабатывалась Л.Л. Рыбаковским в его трудах «Народонаселение Дальнего Востока за 100 лет». (М., 1969), «Региональный анализ миграции» (М., 1973), «Население Дальнего Востока за 150 лет» (М., 1990). В своих книгах автор говорит о том что, в истории заселения Дальнего Востока можно выделить четыре крупных исторических периода в зависимости от изменения социально-экономических условий России, в частности в зависимости от изменения аграрных отношений в

русской деревне. Рыбаковский пишет, что иммиграция на Дальний Восток имела не сезонный, временный, а постоянный характер, при этом переселялись не одиночки, а целые семьи. Переселенцы стремились принять русское подданство. В отличие от корейцев, китайцы в большинстве были подданными своей страны, их семьи оставались на родине, а они приходили только на сезонные заработки и затем возвращались обратно в Китай.

Для данной диссертации также очень важны исследования корейцев, живущих в России, в Казахстане и других республиках СНГ - например, работы Ким Сын Хва «Очерки по истории советских корейцев» (Алма-Ата, 1965) и Г.Н. Кима «История иммиграции корейцев во второй половине XIX в.— 1945 г.» (Алма-Ата, 1999).

9 Владивосток, 1912, №11

10 Владивосток, 1912.

11 Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, заведующий кафедрой социальной статистики и демографии Московского государственного социального университета, г. Москва.

12 Рыбаковский Л. Л . Народонаселение Дальнего Востока за 100 лет. М., 1969. С. 50.
Первый период (1855—1882 гг.), эпоха от начало заселения до начала аграрного кризиса.

Второй период (1883—1899 гг.), от начала аграрного кризиса до вступления России в эпоху

империализма и начала промышленного кризиса.

Третий период (1900—1906 гг.), от промышленного кризиса до начала столыпинской аграрной

реформы.

Четвертый (1907—1917 гг.), от начала столыпинской аграрной реформы до Великой Октябрьской

социалистической революции.

13 Рыбаковский Л.Л. Указ. соч. С.22—23.

Ким Сын Хва в своей книге разделяет историю корейцев в России на 2 части: первая - при царизме (60-е годы XIX в.— 1917 г.), вторая -при Советской власти (1917 — 1936 гг.). Он обращает внимание прежде всего на социально-экономическое положение корейских крестьян на русском Дальнем Востоке: как переселялись, какие права имели, каковы были основные занятия корейских переселенцев, прослеживается ли классовое расслоение в корейской деревне, какое участие корейцы принимали в революционном движении против царизма, а также против японских колонизаторов.

В книге современного историка, проживающего в Казахстане, Г.Н. Кима «История иммиграции корейцев. Вторая половина XIX в.— 1945 г.(Амма-Ата,1999) подробно освещена история иммиграции корейцев не только в Россию, но и в Америку, Южную Америку, в Китай, в Японию, и др. Автор использовал материалы на русском, корейском, японском и английском языках. Его перу также принадлежат также работы «Переселение в Россию и просвещение корейцев в дореволюционный период», «Первые корейские школы на русском Дальнем Востоке».

Среди современных российских исследователей надо обратить внимание на Б.Д. Пака, исследующего историю переселения корейцев на Дальний Восток России (Пак Б.Д. «Корейцы в Российской империи». Иркутск, 1994).

Главная задача исследования заключалась в освещении на основе комплексного подхода основных этапов корейского переселения в Россию, социально-экономического и политического положения корейцев-иммигрантов, а также отношения к корейской эмиграции со стороны царского самодержавия и демократической России. Здесь же рассматривается участие корейской эмиграции в России, в национально-освободительной, антияпонской борьбе корейского народа, деятельность корейских патриотических обществ против Японии среди населения России и Китая.

В последние годы рассматриваемая проблематика активно разрабатывается в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ). В 1999 г. вышел сборник под называнием «Корейцы на российском Дальнем Востоке», вып. І. В нем содержатся несколько статей и материалов, извлеченных из фондов Российского Государственного Исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ), связанных с переселением корейцев и их историей в пределах Российского государства. Например:

Чонг Джин Сок. «Антияпонские газеты на корейском языке на территории России»;

А.А. Торопова (директор РГИА ДВ) «Корейские национальные организации на российском Дальнем Востоке»,

«Доклад чиновника особых поручении при Приамурском генерал-губернаторе Ульяницкого о корейских общественных организациях в Приморской области (1915 г.)»,

«Краткий перечень документов РГИА ДВ о россиско-корейских отношениях (1860 — 1931 гг.)»

Миссионерской деятельности русской православной церкви посвящено заметно меньше работ. Но, тем не менее, следует упомянуть, что данная тема не была полностью обойдена вниманием. Так, например, в 1994 г. М.В. Беловым была защищена диссертация «Русская православная церковь и корейцы, 1865 — 1917» (М.,1994), в которой автор рассмотрел деятельность православного духовенства среди корейцев на русском Дальнем Востоке и в Сеуле в Корее.

Главная цель исследования Белова состояла в том, чтобы выяснить, как православная церковь функционировала в корейском обществе и почему поступала именно так. Для этого автор проанализировал исторические, социальные, политические аспекты взаимоотношения между православной церковью и корейцами. Автор задает вопрос о том, являлось ли принятие православия корейцами только формальностью,

или корейцы сами были заинтересованы в принятии православия. Автор отвечает, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно, поскольку были разные ситуации и причины в разных регионах (как в России, так и в Корее.)

Кроме того, по этой теме были защищены и опубликованы дипломные работы на корейском языке: Нам Чжонг У «Историческое исследование Православной церкви по государственно-политическому характере: миссионерская деятельность среди корейцев 1860 — 1925 гг.» и Ли Вёнг Чжо «Корейская миссия православной церкви в России Дальнего Востока. 1863 — 1916 гг.»15

Миссионерской деятельности среди корейцев была посвящена работа архимандрита Августина (Никитина) «Православие у корейцев Забайкалья и Приамурья», опубликована в № 4 за 1998 г. журнала «Миссионерское обозрение». В статье автор уделил особое внимание деятельности корейских миссионеров, катехизической школы среди корейцев. Августин (Никитин) отмечает, что катехизическая школа являлась не только местом изучения основ христианского вероучения, но и была своеобразным центром - «землячеством» - местом встреч и собраний корейцев, где они обсуждали свои проблемы. Из материалов статьи можно составить представление о жизни корейских иммигрантов в Советский период.

В 2005 г. в Корее вышла работа М. Плотниковой «Переселение корейцев в Приморье и политика России, с 1863 по 1910 гг . (по материалам РГИА ДВ) ». Автор делает вывод о том, русская православная церковь и церковные школы сыграли большую роль в ассимиляции корейцев среди русского населения. Для того чтобы

14 Диссертация. Th.D. Пресвитерианский Колледж и Богословская Семинария (Presbyterian College and
Theological Seminary). Сеул, 2005.

15 Магистранская работа. Сеул, 2002.

16 См.:Архимандрит Августин (Никитин) Россия и Корея: Обзор церковных связей.// Православие на
Дальнем Востоке, вып. 4. СПб., 2004.

17 Магистранская работа. Ханкукхак Енгувон (Институт исследования корееведения). 2005. (на
корейском языке).

принять русское подданство, необходимо было принять православие, а для того, чтобы изучать катехизические вопросы необходимо было изучить русский язык. Но автор подчеркивает, что корейцев не принуждали к принятию православия. Автор базируется на следующих фактах: во-первых, в то время в России не только в церковной, но в любой школе изучали Закон Божий; во-вторых, корейцы принимали

18 -rj

православную веру и крещение вместе с русскими, а не отдельно . Но из-за отсутствия достаточной экономической поддержки и незнания корейского языка у миссионеров возникали трудности в их миссионерской деятельность.

В настоящее время началось активное исследование корейских газет, издававшихся на территории России на корейском языке. При этом преимущественное внимание уделяется изучению корейского национального движения за независимость, развертывавшегося на территории России. Этому аспекту посвящена статьи В.В. Верхоляка «Роль средств массовой информации в борьбе корейцев за независимость на территории Приморского края в 1910 году» и Чонг Джин Сок «Антияпонские газеты на корейском языке на территории России»19.

В Корее эта тема была рассмотрена профессором факультета журналистики Ли Хэ Чанг в работах «Изменения в зарубежной национальной литературе» (Синдонга, 1970) и «Исследование истории газетных изданий Кореи» (Сонгмунгак, 1971). Профессор Чхве Чжун в 1962 г. опубликовал «Газеты зарубежных корейцев и завоевательная политика Японии», а также «Сборник статей по корейским печатным изданиям» (Ильжогак, 1976).

18 Плотникова М. Указ. соч. С.55.

19 Обе статьи опубликонаны в сборнике «Корейцы на российском Дальнем Востоке». Вып.1. Владивосток, 1999.

20«LLLLL LL,(Ханкук синмунса енгу)» В этом исследовании автор рассмотрел по представленным данным следующие направлениия: 1. Гавайи, 2. Владивосток (Хесамви), 3. Манчжурия-Чхончжин-Пекин. 21«LLLLL LL, (Ханкуксинмунсанонго)»

После 1980-х годов историки обратили внимание на зарубежные газеты: в 1990 г. была публикована монография Юн Бёнг Сок «Становление общества «Квонопхве» и газета «Квоноп Синмун» (Национальные движения и корейские общества за рубежом. 1990), «Корейское национальное движение за независимость на территории Приморского края» (Корейцы на российском Дальнем Востоке. Сб. Наук. Вып. I. Владивосток, 1999).

И в самое последнее время вышла книга профессора Пака Хвана

«Корейские газеты и корейские национальные движения в России» (2008), исследование Пака Хвана «Хечжо Синмун» (исследование публицистики и культуры, 1998. вып. 6); «История национального движения российских корейцев». (1996).

Источниковая база диссертации. Диссертация основана на исследовании широкого круга разнообразных по типу источников.

Прежде всего, нужно выделить дипломатические документы, к

которым относятся договоры и соглашения , заключенные между двумя государствами и определявшие основные принципы взаимоотношения между ними; дипломатическая переписка между министерствами иностранных дел России и Кореи.

Крайне важны как для понимания политики России на Дальнем Востоке, так и для понимания политики русского правительства по отношению к корейским переселенцам материалы официального делопроизводства, связанные, прежде всего, с деятельностью российских министерств Иностранных дел, Военного и Морского: донесения, рапорты, шифрованные телеграммы российских представителей в Сеуле.

Документы, относящиеся к упомянутым типам (всего 119 единиц) были извлечены из фонда Азиатского департамента (Японский стол) российского Министерства иностранных дел Архива Внешней Политики

22 LLLLL LLLLL LLLL. Сеул, 2008.

23 Например, русско-корейский договор о дружбе и торговле от 7 июля (25 июня) 1884 г.; Правила для
сухопутной торговли с Кореей, заключенные в Сеуле 8 августа 1888 г. и т.п.

Российской империи и опубликованы без сокращений в сборнике «Россия и Корея. Некоторые страницы истории (конец XIX века). К 120-летию установления дипломатических отношений. Документы и материалы» (М., 2004).

К этому же типу источников (т.е. к материалам официального делопроизводства) относятся документы, связанные с деятельностью российских властей на Дальнем Востоке и затрагивающие широкий спектр вопросов, непосредственно касающихся корейских переселенцев, а именно:

- о переселении корейцев и наделении их землей (см. «Отчет
чиновника Приморского областного правления Ф.Ф. Буссе о
переселении корейцев», «Донесение военного губернатора Приморской

области П.В. Казакевича предселательствующему в Совете ГУВС о переселении корейцев»; «Прошение» крестьян-корейцев деревни Кроуновка о наделении их землей и «Справка» о произведенном в их пользу отводе земли;

- «Уведомление военного губернатора Приморской области о
наделении крестьян-корейцев землей от 9 декабря 1897 г.»,
«Рапоряжение Приамурского генерал-губернатора военному губернатору
Приморской области о наделении землей корейцев. (1898 г.)» и т.п.;

о переселении части корейцев во внутренние губернии Российской империи (см. «Заключение начальника жандармско-политического управления Уссурийской железной дороги РП. Щербакова о высылке корейцев в Иркутск. 5 ноября 1910 г.»);

о миссионерской деятельности православного духовенства среди корейцев («Свидетельство о крещении корейских переселенцев», «Письмо епископа Евсевия военному губернатору Приморской области»);

- о деятельности корейских обществ на территории российского

24 Главное управление Восточной Сибири.

Дальнего Востока (см. «Донесение военного губернатора Приморской области М.М. Манакина о деятельности корейских патриотов. 8 мая 1911 г.»; «Рапорт переводчика китайского языка Ольгинского уездного полицейского управления Хана о деятельности корейских обществ. 1 июля 1911 г.»).

Данные материалы, хронологически охватывающие период с 1864 г. по 1915 г. и хранящиеся в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока, (всего 138 единиц) опубликованы в сборнике «Корейцы на российском Дальнем Востоке (втор. пол. XIX - нач. XX вв.)»; документы и материалы, кн.1 (Владивосток, 2004).

Следующий тип источников составляют источники личного происхождения (дневники, мемуары и переписка).

В 1860-70-х гг. Корея была закрыта для иностранцев. Возможность российским подданным побывать в Корее представилась только после заключения русско-корейского договора 1884 г. Тогда в Корею отправился ряд русских путешественников, гражданских и военных чиновников, оставивших описания своего путешествия . Среди них:

- чиновник К.Н. Дадешкелиани («Краткий очерк современного
состояния Кореи кн. Дадешкелиани, состоящего при канцелярии
приамурского генерал-губернатора» 1885 г.),

- купец П.М. Делоткевича («Дневник Павла Михайловича,
Делоткевича на пути пешком из Сеула в Посьет через северную Корею
(с 6 декабря 1885 г. по 29 февраля 1886 г.26),

Ф.М. Вебель («Поездка в Корею летом 1889 г. генерального штаба подполковника Вебеля Ф.М.»),

В.П. Карнеев («Поездка генерального штаба полковника Карнеева и поручика Михайлова по Южной Корее в 1895 - 1896 гг.»),

25 По Корее путешествия 1885 — 1896 гг. М, 1958.

26 Впервые опубликован в «Сборнике географических, топографических и статических материалов по
Азии» (вып. XXXVIII, СПб.,1889.)

- В.А. Альфтан («Поездка в Корею генерального штаба подполковника Альфтана в декабре 1895 г. и январе 1896 г.»).

Особо следует упомянуть епископа Хрисанфа (Щетковского), автора «Писем корейского миссионера» (Казань, 1904) и записок «От Сеула до Владивостока. Путевые заметки миссионера» (М., 1905). В них еп. Хрисанф, работавший в Сеульской миссии, описал свое путешествие из Сеула во Владивосток, которое он предпринял для того, чтобы поближе познакомиться с корейцами, их нравами и обычаями. Во время своего путешествия он встречался с людьми, занимавшимися миссионерской деятельностью среди корейцев, осматривал церковные школы для корейцев.

При работе над темой были также использованы периодические издания - «Владивостокские» и «Забайкальские епархиальные ведомости», выходившие дважды в месяц - 1-го и 15-го числа каждого месяца. «Забайкальские епархиальные ведомости» издавались в Чите в 1900 — 1918 гг.; «Владивостокские» - во Владивостоке в 1903 — 1917 гг. Кроме этого, в 1912 — 1913 гг. вышли в свет под редакцией священника В. В. Давыдова 24 выпуска духовно-нравственного приложения к «Владивостокским епархиальным ведомостям» под названием «Восточный благовест».

«Епархиальные ведомости» традиционно состояли из двух частей: официальной и неофициальной. В них печатались епархиальная хроника событий, проповеди и отрывки из трудов св. Отцов церкви, материалы церковно-археологических обществ. Наиболее ценными для данной диссертации являются годовые отчеты миссионерского общества и статьи корейских миссионеров, действовавших в Приморье и в Приамурье.

Помимо «Епархиальных ведомостей», при работе над диссертацией использовался ряд периодических изданий, издававшихся на корейском языке:

- ежемесячный журнал «Тэханин Денгкёбо, (Православие)», издававшаяся в Чите Ли Кангом и Чжон Чже Гвангом, выходивший на корейском языке в Чите с 20 декабря 1911 г. по июнь 1914 г. журнал имел религиозную окраску. Он был запланирован как ежемесячное издание, но эта периодичность не соблюдалась. На 11-м номере в июне 1914 г. издание прекратило свое существование.

Этот журнал поддерживался корейцами не только в Чите, но и во Владивостоке (по-корейски Хесамви ), Янчихэ (Енчжу), р. Дауби-хэ (Ендауде), Хабаровске (Хебальпхо), Николаевске, Харбине, Акене, и

даже в Америке и на Гаваях.

Редактором журнала «Тэханин Денгкёбо (Православие)» был кореец Авраам Ефремович Кузнецов (Ли Канг), которому первоначально пришлось столкнуться с серьезными трудностями: по тогдашним законам периодическое издание, выходящее в России, должно было подвергаться цензуре государственным чиновником, знающим соответствующий иностранный язык. А такого чиновника, владевшего корейским языком, в Забайкалье не оказалось, поэтому власти долгое время не соглашались дать разрешение на выход журнала. Благодаря помощи нового читинского вице-губернатора М.И. Измайлова, разрешение на издание журнала было все-таки получено -ответственность за это издание и цензура были возложены на начальника Забайкальской миссии - о. Ефрема.

В данной диссертации были также использованы тексты сборника «Квоноп Синмун, Тэханин Денгкёбо (Православие), Чхонгу Синмун, Хаин Синбо» // Сборник Т. 2. Ханрим университет институт Азийской

Корейцы в то время назвали города по-своему, напр.: Владивосток (Хэсамви), Хабаровск (Хебальпхо), Янчихэ (Енчжу). и т.д. 28 Тэханин Денгкёбо (Православье), 1912. №1. С. 37.

29 Архимандрит Августин (Никитин), доцент СПДАиС. Православие у корейцев Приамурья и Забайкалья //Миссионерское обозрение. М, 1998. № 4. С.21.

культуры (Hallym University Institute of Asia Culture Studies). 1995. r. Чхунчхон.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самой теме исследования, которая до сих пор не была предметом специального изучения в российской историографии.

Практическая значимость диссертации. Результаты

диссертационного исследования представляют интерес для ученых, занимающихся как историей Русской Православной Церкви, так и историей внешней политики дореволюционной России. Они могут быть использованы в научной работе и преподавательской деятельности - при проведении практических занятий, разработке лекционных и специальных курсов по российской истории.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Истории России XIX — начала XX вв. исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основные положения работы нашли отражение в ряде публикаций.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, снабжения списком источников и литературы.

Похожие диссертации на Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв.