Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв. Шавгарова Анна Владимировна

Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв.
<
Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв. Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв. Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв. Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв. Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шавгарова Анна Владимировна. Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Владивосток, 2002.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/679-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в.

1.1. Русский театр второй половины XIX в.:основные организационные и творческие принципы 27-37

1.2. Социально - экономическое и культурное развитие Дальнего Востока во второй половине XIX в 37-53

1.3. Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в 53 - 79

Глава II Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России (конец 1890-х - 1917 гг.)

2.1. Историческая ситуация на Дальнем Востоке России (конец 1890-х -1917гг.) 84-93

2.2. Становление театральной культуры на Дальнем Востоке (конец 1890-х -1907гг.) 93-128

2.3. Развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России в 1908-1917 гг. 128- 170

Заключение 176 - 182

Приложение 1 183-198

Введение к работе

Осмысление истории отечественной культуры - одна из самых значимых задач современных ученых. Исследования в области истории отечественной культуры, в силу сложившихся условий в нашей стране, не были приоритетным направлением исторической науки двадцатого столетия. А между тем, воссоздание объективной картины исторического процесса в развитии и взаимосвязи возможно только в признании самоценности каждой из составляющих сторон человеческого бытия.

Поэтому актуальность исследования истории театра очевидна; ведь театральное искусство является не только формой общественного сознания, но и относится к числу одной из важнейших сфер общественной жизни нации. Театр как способ художественного отражения действительности по природе своей - искусство публичное, требующее коллективного восприятия, создающее вокруг себя общественную среду. Театр, воздействуя на зрителя системой художественных образов, складывающихся из творений драматурга, режиссера, актера, художника, в конечном счете отражает состояние культуры, общественной жизни в целом.

Объективная картина развития отечественной культуры может быть воссоздана путем анализа культурных процессов, протекавших не только в центре страны, но и в самых отдаленных ее уголках. Однако в историографии сложился традиционно устойчивый интерес к изучению истории и деятельности столичных театров, что придает дополнительную актуальность исследованиям провинциальных театров. Традиционно под столичными понимаются театры Москвы и Санкт-Петербурга, а под общим названием - "провинциальный театр" понимаются театры всех остальных городов России.

Несомненно, актуальным является и исследуемый нами период - начиная со второй половины XIX века театральное искусство проникает в самые отдаленные уголки России и становится трибуной культурной жизни края, го- рода. В начале XX века русское театральное искусство вышло на уровень передового в мировом масштабе. Поэтому анализ процессов, протекавших в провинциальных театрах, интересует нас вплоть до 1917 г., когда законодательно стало закрепляться новое, советское театральное искусство.

Таким образом, актуальность исследования темы "Становление и развитие театральной культуры Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв." обусловлена недостаточной изученностью истории провинциального театра России в целом, и дальневосточного региона в частности, также тем, что процессы, исследуемые автором, приходятся на сложный и интересный период развития отечественной культуры.

Приступая к освещению дальневосточной театральной культуры, необходимо хотя бы в общих чертах остановиться на проблеме общероссийской историографии провинциального театра. Изучение провинциального театра началось в основном в советское время; отчасти это объясняется молодостью театроведческой науки, отчасти той стихийностью и специфичностью существования провинциального театра в дореволюционной России, которые породили сложности в его изучении. В позднем (30-е годы XX в.) обращении театроведения к изучению истории русского театра XIX - начала XX в. есть и идеологический аспект: "Дореволюционный театр представлялся прямым порождением господствовавшей экономической формации и правящих классов, и положение о гибели старого театра вместе с создавшим его общественным строем часто понималось прямолинейно, буквально. Это в значительной степени предопределяло принципиально негативную оценку дореволюционного театра" '.

Один из видных историков провинциального театра С.С. Данилов справедливо указал на две основных точки зрения, сложившиеся в 1930-е гг. в молодой искусствоведческой науке: одна из них, выраженная В.Н. Всеволод-ским-Гернгроссом, сводилась к тому, что художественного значения провинци-альные театры не имели , другая, высказанная А.А. Бартошевичем, напротив, подчеркивала исключительную роль провинциального театра, противопоставив его в художественном смысле столичному . По мнению С.С. Данилова, несмотря на разногласия, труды указанных авторов помогали изживать пренебрежительное отношение к провинциальной сцене .

Вышедшая в свет в 1940 году статья А.А. Брянского, посвященная историографии провинциального театра, стала одной из первых, в которой проблема рассматривается полемично, охватывая многообразие взглядов на историю провинциального театра, его места в культурной жизни России .

Относительно недавно, в 1970-е гг., сложилась концепция провинциального театра как явления общероссийского, развивавшегося как единая система, со своей стройной иерархией законов и правил, одинаково характерных для всех российских городов. В частности, эта концепция нашла свое лучшее воплощение в трудах И.Ф. Петровской: ее монографии выделяются глубиной анализа, широтой источниковой базы, серьезными историографическими обзорами 6. Так , в ее книге "Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века", построенной на конкретном материале российских провинциальных городов, рассмотрены историческая эпоха, репертуар театров, на примере выдающихся личностей - актерское искусство, практически впервые исследован контингент театральных зрителей, акцентировано внимание на том, представители каких социальных слоев были основными посетителями театра в различные временные отрезки. Не случайно, несмотря на определенный крен в сторону театров европейской России, книга Петровской стала каноном для последующих исследователей провинциального театра.

В 1960-1980-е гг. важным вкладом в историографию стали статьи А.Я. Альтшуллера , О.М. Фельдмана , отличающиеся глубиной разработки проблемы, обогатившие театроведческую науку новыми фактами и выводами, расширившие географию исследования, включившие Сибирь в сферу театроведческого анализа.

Отдельные аспекты истории провинциального театра разрабатывают Е.А. Табатчикова 9, Ю.А. Дмитриев 1 , акцентирующие внимание на актерском искусстве провинциального театра. Г.Г. Дадамян, одним из первых доказавший устойчивость, неразрывность связи между творческими и организационными формами театрального процесса, и Ю.М. Орлов рассматривают организационные формы театрального процесса п.

По истории театральной жизни отдельных городов в 1940-1960-е гг. был опубликован целый ряд книг, имеющих большое значение своим огромным фактическим материалом ' .

Историография дальневосточной театральной культуры сравнительно с общероссийской пока довольно скромна. Условно ее можно разделить на два периода: дореволюционный и современный. Первыми историками можно считать собственно театральных деятелей, работавших в регионе и оставивших описания своих впечатлений, наблюдений и размышлений.

Первым историком театра Дальнего Востока по праву можно назвать актера и антрепренера Вл. Тальзатти, с 1894 по 1897 год служившего на Дальнем Востоке и опубликовавшего свою работу под названием "Театральное дело в Сибири" в столичном журнале "Театр и искусство" . Принцип построения работы следующий: в первом номере автором даны краткие обзоры городов от Тюмени до Сахалина в театральном аспекте; указывается численность потенциальных зрителей, предпочтительный репертуар, дается характеристика театральных зданий города. Следующие три номера посвящены более детальному анализу репертуара, сборам, особенностям путешествия, а также отношению публики и прессы к театральным деятелям. Автор подчеркивает, что во всех сибирских городах труппа провела лишь гастрольные спектакли (т.е. от одной недели до 2 месяцев), а в Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке Тальзатти прожил [выделено мной - А.Ш.] три года. То есть, не покидая Дальний Восток, он только переезжал из города в город. Этот факт позволяет судить, что выво- ды, сделанные Тальзатти, относятся не столько к Сибири, сколько к Дальнему Востоку. Из этого наблюдения, кстати, не подмеченного раньше исследователями, становится очевидным, что Тальзатти является историком дальневосточной театральной культуры, а его мемуарная работа, благодаря сильно выраженному аналитическому аспекту, является ценной не только как источник, но и как исследование.

Статьи режиссера А.А. Брянского, актера А. Любоша, любителя театра В. Козлова посвящены развитию театрального дела на Дальнем Востоке после русско-японской войны (опубликованы в 1906 - 1908 гг.), то есть в то время, когда наблюдалась тесная связь театральной культуры Дальнего Востока с основными параметрами развития общероссийской театральной культуры, что придает этому этапу и его исследованию особый интерес и.

В 1911 -1912 гг. появились в печати статьи и очерки В л. Хохлова, Ю. Тарича, содержащие зарисовки местной театральной жизни, которые относятся к более позднему времени, когда наметился разрыв, отставание дальневосточной театральной культуры от процессов, происходивших в российских театрах

В послеоктябрьский период историография театральной культуры Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX в. долгое время не развивалась, лишь изредка отдельные факты находили отражение в региональных исторических работах.

Позитивные сдвиги происходят в 1960-х годах, когда началась активная работа по созданию коллективной монографии "История Сибири". Этот проект мобилизовал местные научные силы. Состоялся ряд конференций и симпозиумов, активно публиковались статьи и материалы по различным проблемам истории Сибири [включая Дальний Восток- А.Ш.]. Однако, вышедший в 1968 г. третий том "Истории Сибири" периода капитализма, явившийся определенным итогом изысканий сибирских и дальневосточных историков, в разде- ле "Театр" не содержал ни одного факта по истории театральной жизни Дальнего Востока, что являлось свидетельством низкого уровня исследованности ис-

16 тории дальневосточного театра .

Первопроходцем стал В.Г. Щебеньков, опубликовавший в 1960 - начале 1970-х гг. ряд работ и защитивший кандидатскую и докторскую диссерта- цию по истории культуры Дальнего Востока . Однако в целом, автор, несомненно, находился в плену представлений советской историографии, изображая Дальний Восток как отсталую провинцию России, не имевшую сколько-нибудь развитой культурной, а тем более театральной жизни.

В 1970-1980-е гг. поле исследовательского интереса в области культуры значительно расширяется: И.Г. Стрюченко и Л.М. Сквирская ведут изучение истории дальневосточной журналистики и периодической печати, С.А. Пайчад-зе - книжного дела, Г.Ф. Севильгаев и др. - образования, С.Ф. Крившенко - художественной литературы, Н.В. Кочешков, В. И Кандыба - архитектуры и изо-бразительного искусства и т.д.

В 1970 - 1980-е гг. в печати появились первые статьи А.С. Иванова, С.З. Гришко, посвященные театральной жизни в различных городах Дальнего Востока, в которых намечена попытка преодолеть сложившиеся стереотипы культурной отсталости Дальнего Востока.

Первым серьезно занялся исследованием театральной культуры Дальнего Востока А. С. Иванов, который существенно прирастил знания по этой проблеме. В 1972 г. вышла его статья "Из истории Амурского театра драмы", содержавшая богатый Фактический материал о театральной жизни Благовещенска с 1860-х гг. до 1948 г. В ней добросовестно восстановлена хронология театральной жизни Благовещенска, тщательно выверены фамилии и инициалы театральных деятелей и театральный репертуар. Автор базировался в основном на материалах местной прессы, архивные данные использованы только с 1930-х гг. В этой статье, как и в появившейся позже диссертационной работе , по объе- му "советский период" занимает гораздо больше места, чем дореволюционный. Скорее всего это произошло потому, что дореволюционный период являлся для автора "вводным" к основному - советскому. Жанр статьи, обозначенный автором как "краткая летопись", не предполагает широкого искусствоведческого анализа, но, на наш взгляд, серьезным недостатком является отсутствие в работе контекста общероссийского провинциального театра и попытки определения места Благовещенского театра в этом процессе.

В 1984 и 1989 гг. вышли две статьи педагога и практика театра С. 3. Гришко, посвященные театральной культуре Владивостока. В первой из них -"Театральная деятельность во Владивостоке в конце XIX века" прослежена хроника театральной жизни города за период с 70-х годов прошлого века до на-чала XX века. Восстановлены основные факты театральной жизни; подробно описан репертуар, выверены фамилии и инициалы театральных деятелей. Ис-точниковая база статьи - местная пресса. Автор, не впадая в крайности, объективно оценивает деятельность первых театральных коллективов, доказательно анализируя процесс становления театральной культуры города: от любительских коллективов, гастролировавших трупп, до появления постоянного профессионального театра во Владивостоке на рубеже веков. В другой статье С.З. Гришко исследовал более узкий аспект театральной культуры Владивостока -деятельность одного коллектива: Общедоступного театра под руководством М.Н. Нининой-Петипа 21. Подробно точка зрения автора диссертационного исследования на этот период в театральной жизни Владивостока и полемика с С.З. Гришко уже изложена 22. В целом она сводится к опровержению суждения С.З. Гришко, о том, что во Владивостоке в 1903 году был создан "...Общедоступный театр по образцу и подобию МХТ" . Мы подвергли сомнению это утверждение по следующим параметрам - в театре М.Н. Нининой-Петипа существовало домхатовское представление о репертуаре, актерском искусстве, принципе репетиций, организации театрального дела. Хотя несомнен- ной выглядит попытка поднять драматическое искусство во Владивостоке на новый качественный уровень, что является характерным для этого времени признаком влияния идей МХТ на провинциальный театр.

Исследование истории дальневосточной культуры более активный характер приобрело с начала 1990-х гг. Ярким событием дальневосточной историографии явилось издание в 1991 г. крупного коллективного труда "История Дальнего Востока СССР. XVII в. - февраль 1917 г." , отразившего уровень ис-следованности основных аспектов истории региона. В разделе "Литература и театр" освещается театральная жизнь края, но внимание акцентировано на гаст-рольно-концертной деятельности. По понятным причинам авторы раздела Л.И. Галлямова, Н.В. Кочешков, И.Г. Стрюченко ограничились освещением лишь наиболее важных фактов, имен и событий. В этом труде сделан историографический анализ литературы по истории культуры Дальнего Востока, обозначена методологическая база исследования, которая может служить основой для дальнейшего изучения истории культуры Дальнего Востока. Ибо помимо тщательного рассмотрения процесса становления и развития театральной культы нам необходимы знания по другим отраслям культуры, свидетельствующие о мере зрелости общества к восприятию искусства.

Продолжая работу по истории дальневосточного театра А. С. Иванов издает в Хабаровске книгу "Дорога длиною в век", приуроченную к столетию театральной жизни в городе 24. Масштабность этой работы очевидна; в ней освещается большой исторический период: с 1890-х до 1990-х гг., при ее написании поднята практически вся местная пресса, привлечены и столичные издания о театральном искусстве. Весьма интересными (к сожалению, не всегда подтвержденными источниками) являются сведения о театральных деятелях, работавших в разные времена на Дальнем Востоке. Интересующий нас период представлен шестью небольшими главами. Принцип деления - исторический: "В период русско-японской войны и первой революции", "В первую мировую войну", "От Февраля к Октябрю 1917 года", "Театр Хабаровска в период гражданской войны и ДВР". Автор фиксирует калейдоскоп имен, сменяющиеся театральные коллективы, громкие гастроли, местные рецензии. Труд А.С. Иванова представляет собой добросовестную, объемную, но все же хронику театральной жизни Хабаровска, а попытка исследовать взаимосвязи и взаимовлияния региональной и общероссийской театральной культуры только намечена.

В 1996 г. А. С. Иванов опубликовал статью под названием "Театраль-ная культура Дальнего Востока до 1917 года" . Автор охватывает в своем исследовании практически все города Дальнего Востока, включая Сахалин, Камчатку и даже Русскую Америку. Объемы статьи не позволяют ему подробно остановиться на каком-либо городе или коротком периоде, и возникает впечатление приблизительности, упрощения сложных культурных процессов, сведенных к перечислению артистов, репертуарных пристрастий, театральных зданий.

Специфический аспект театральной культуры Дальнего Востока - западноевропейский репертуар на сцене Амурского театра драмы - исследует Н.И. Вайсман26. Интересующий нас период представлен в работах Н.И. Вайс-ман в малой степени, источники — местная пресса начала XX века. Принцип построения книги "На сцене - человеческие сердца, в зале - человеческие сердца" изложен самим автором: "...для удобства анализ будет проведен нами не по хронологическому принципу постановок зарубежных пьес, а по этапам развития мировой драматургии"27.

В 1990-е гг. активизировалось также изучение истории музыкальной культуры Дальнего Востока (Л.А. Вайман, В.А. Королева) и гастрольно-концертной деятельности (С.А. Монахова) , в этих работах в разной степени представлен материал по истории театральной культуры Дальнего Востока. Задачей авторов было доказательство формирования культурной среды на Дальнем Востоке, в которой свое место занимал любительский и профессиональный театр. В 1990-е гг. свои скромные труды по истории дальневосточного театра представила на суд научной общественности и автор данного диссертационного исследования29.

Целенаправленную работу по комплексному исследованию дальневосточной культуры возглавил доктор исторических наук И.Г. Стрюченко, им двигала задача рассмотрения исторического процесса сквозь призму культуры, гуманности и духовности. Именно с таких позиций написаны последние труды И.Г. Стрюченко 30, именно его концепция стала отправной для автора данного исследования. В 1998 г. вышло в свет первое учебное пособие "История культуры Дальнего Востока России XVIII-XX вв.", созданное творческим коллективом, руководимым И.Г. Стрюченко, в этой работе отдельный параграф, хотя и небольшой посвящен истории театра на Дальнем Востоке .

Но в целом, говоря о современном уровне исследования проблемы, можно сделать вывод: историография театральной культуры Дальнего Востока пока характеризуется фрагментарностью, либо проблема освещается на тематически узком материале, либо ее освещение страдает локальной ограниченностью. Отсутствие в работах контекста общероссийской театральной культуры и сравнения её с дальневосточным театральным процессом приводит к постановке недостаточно глубоких задач историками. В случае, если рассматривается театральная жизнь только одного города, автор не может увидеть полноту и многокрасочность картины театральной культуры всего дальневосточного региона. Одним из заметных недостатков исследований можно считать отсутствие у авторов специального, театроведческого знания, специализированного подхода к театру, возможности исследовать явление изнутри, опираясь на владение основными законами театроведческого анализа.

История театральной культуры Дальнего Востока в научном ее значении пока не создана. Она рождается в настоящее время, и говорить о недостатках предыдущих исследований, значит понять их и не повторять сделанных ошибок, отчасти неизбежных на этапе накопления знаний. Ценность уже про- деланной работы очевидна, оценена нами и позволила приступить к этапу анализа явления и построения концепции. А отсутствие у предыдущих авторов концептуального взгляда на предмет исследования объясняется еще и недостаточной разработанностью методологии истории культуры, которой не уделялось достаточного внимания во времена, когда приоритетными направлениями исторической науки были социально-экономические и политические проблемы. Обобщая историографию культуры Дальнего Востока, необходимо сделать вывод: совершены самые первые, хотя и значительные шаги, их ценность состоит в накоплении определенного уровня знаний по отраслям культуры. При исследовании театральной культуры нам необходимы познания и в других областях культуры, ведь задачей сегодняшних исследователей должно стать комплексное изучение процесса культуры. Потребность современного общества в подобном анализе очевидна, особенно если исходить из принципа, что "...история культуры отражает собой содержание, характер культурной жизни, т.е. производство профессиональной культурой культурных ценностей своего времени [выделено мною -А.Ш.] и их потребление народом, обществом"

Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является культурно-историческая действительность Дальнего Востока, духовная жизнь общества второй половины XIX - начала XX века.

Мы стремимся изучать духовный мир эпохи посредством проникновения в идеалы носителей и потребителей культуры, попыткой постичь степень восприятия художественной культуры зрителем, что поможет нам создать объективную историю культуры Дальнего Востока конца XIX -начала XX века.

Предметом исследования данной диссертационной работы является театральная культура Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX века, процесс ее становления и развития в конкретных исторических условиях. Театральная культура, определяемая как совокупный способ и продукт профес- сиональной деятельности людей, охватывает различные процессы (создания, хранения, распространения, оценки) и отрасли (драматургия, актерское искусство, сценография, театральное дело). Естественным образом, в рамках данной работы мы не сможем подробно остановиться на всех вышеперечисленных процессах и всех типах театрального искусства. Мы будем касаться доступных нам процессов, происходивших в профессиональном драматическом театре.

В соответствии с вышеизложенным, целью настоящего исследования является изучение основных закономерностей процесса зарождения, становления и развития театральной культуры Дальнего Востока в контексте российской истории и истории дальневосточного региона, выявление содержания региональной театральной культуры, ее места и значения в духовной жизни местного общества, обнаружение общих и выявление специфических качеств дальневосточной театральной культуры в сравнении с общероссийской.

Исходя из этого, сформулированы основные задачи диссертации: рассмотреть театральную культуру Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX в. как часть сложной, разветвленной системы русского провинциального театра; проанализировать содержание театральной культуры Дальнего Востока, стремясь приблизиться к познанию духовного состояния общества в исследуемый период; выявить и показать, насколько тесной была связь театрального процесса с историей региона; определить общие закономерности и особенности развития театральной культуры Дальнего Востока в конце XIX- начале XX в.; сформулировать основные выводы и наметить дальнейшие направления исследования этой, безусловно, широкой и актуальной темы.

Решение поставленных вопросов позволит осуществить еще одну, главную задачу исследования: на материалах истории театральной культуры Дальнего Востока выстроить историко-культурную модель интересующего нас предмета, выявить, в какой мере дальневосточной театр отвечал законам функционирования общероссийской провинциальной театральной системы, а в какой был явлением специфичным.

Уже на первых этапах исследования стало очевидно, что подойти к решению задач диссертации возможно, только совмещая историческую и театроведческую методологию. Для нас это означает применение в процессе исследования театроведческих принципов (анализ репертуара, актерского искусства, театрального дела и т.д., исходя из идейно-художественных особенностей театрального искусства) и основных принципов исторической науки, таких как наиболее общие принципы историзма, объективности и научности.

Принцип объективности позволяет, погрузившись в рассматриваемую эпоху, понять основные ценностные ориентиры и культурные реалии общества, воспринимая это общество как единый, целостный, хотя и внутренне противоречивый организм.

Принцип историзма - традиционный принцип исторического исследования, он требует конкретного изучения общественных явлений в развитии и изменении, всестороннего исследования связей и взаимосвязей каждого из этих явлений с другими, и конечно же, проверки отдельных выводов и оценок "уроками истории".

Возрождение принципа историзма, понимание неразрывности теории и практики, частного и общего позволило в последних исторических трудах увидеть сквозь официальную историю драму народа, жизнь человеческого духа в конкретных исторических условиях..

В ходе исследования использованы методологические принципы ци-вилизационного подхода, в частности признание многомерности социального пространства и исторического равноправия каждой из его составляющих, а также следование школе "антропологически ориентированной истории", позволяющей выявить структуру ментальности общества, присущую данной цивилизации.

Кроме того, в работе нашли применение такие конкретно-исторические методы как: статистический, позволивший количественно проанализировать некоторые процессы, сравнительно-сопоставительный, позволивший выявить общие черты и определить особенности развития дальневосточной театральной культуры в системе общероссийского театрального процесса. А также проблемно-хронологический метод, благодаря которому удалось вычленить в истории театральной культуры дальневосточного региона отдельные периоды: 1860-е - конец 1890-х гг.; конец 1890-х гг. - 1907 гг., и 1908 -1917 гг., проанализировав содержание театральной жизни на каждом из этапов.

Для автора диссертации стала основополагающей современная театроведческая концепция изучения русского провинциального театра как единой общероссийской системы. Суть концепции сводится к следующему: "В силу исторически сложившихся обстоятельств Россия не знала преемственности самостоятельно зародившихся и самобытно развивавшихся театральных очагов. Лишь применительно к казенным театрам столиц можно было говорить о внутренней преемственности и стойких театральных традициях. В остальном русское театральное движение распространялось из центра к периферии и в географическом плане, и в социальном, и в бытовом. Во второй половине века становилось все более очевидным, что вопреки пестроте и неравноценности разбросанных по стране театральных трупп, несмотря на их кажущуюся оторванность друг от друга и замкнутость, русский театр функционировал как единая, органически разветвлявшаяся система" . Система эта действовала по принципу самоорганизации (описан Г.Г. Дадамяном), как в театральном деле, так и в творчестве. Выявление основных закономерностей системы дало возможность более глубоко понять процесс становления и развития театральной культуры

Дальнего Востока.

Синтез различных методологических принципов, с ориентацией на общечеловеческие ценности стал опорой, позволившей более глубоко понять и осветить многогранную историческую реальность. Также автор исследования стремился придерживаться принципа научной нейтральности.

Географически под термином "Дальний Восток" подразумевается современное представление о границах Дальнего Востока. Из территорий бывшего Приамурского генерал-губернаторства в объект исследования включены Амурская и Приморская области, что соответствует современным Хабаровскому и Приморскому краям и Амурской области. Нам пришлось ограничиться этими областями, потому что Забайкальская область, прежде входившая в Приамурское генерал-губернаторство, в культурном отношении более тяготела к Сибири. Напротив, зона КВЖД, официально не входившая в состав Приамурского генерал-губернаторства, составляла единое целое с регионом в плане общественно-политической и культурной жизни. Поэтому в исследовании пойдет речь о Харбине, Порт-Артуре, Дальнем, но, к сожалению, в меньшей степени, чем о Благовещенске, Владивостоке, Хабаровске. [Что связано как с особенностями развития культурной ситуации в Маньчжурии, так и с недостаточной доступностью источников по ее истории и культуре - А.Ш.] Северные территории практически не вошли в географические рамки исследования, не считая кратких упоминаний в разделе, освещающем формирование культурной среды на Дальнем Востоке. Это объясняется тем, что театр - явление городской культуры, а в силу отсутствия на Сахалине и Камчатке дорог, крайней малочисленности населения и т.д. города развивались там очень медленно, городское население было незначительно, следовательно, и интереса у театральных деятелей к этим областям не возникало.

Мы прекрасно понимаем, сколь сложно делить единое понятие "Дальний Восток" на лоскутки и кусочки, но в работе постараемся доказать, что именно изучение культуры перечисленных территорий второй половины XIX -начала XX в. позволяет наиболее ярко и полно показать исследуемое явление -театральную культуру Дальнего Востока.

Хронологические границы диссертации охватывают почти 60 лет с 1860-х гг. до 1917 г. Именно в 1860-е гг. на Дальнем Востоке проводились первые любительские спектакли в городской и военной среде, которые можно считать своеобразной точкой отсчета в исследовании процесса формирования условий успешного функционирования профессиональной театральной культуры на Дальнем Востоке. Включение театральной культуры Дальнего Востока в общероссийскую провинциальную театральную систему связано с процессом становления театральной культуры в конце 1890-Х-1907 гг. Дальнейшее развитие театральной культуры Дальнего Востока происходило в 1908 -1917 гг.

Другим хронологическим рубежом исследования стал 1917 г. в силу того обстоятельства, что этой датой начался отсчет нового периода в политической и социально-культурной жизни страны.

Источниковую основу исследования составили разнообразные документы и материалы, опора на которые позволила решить поставленные проблемы. По количеству и качеству содержащейся в них информации их можно разделить на ряд групп.

Важнейшую группу неопубликованных источников составляют архивные материалы. Исследователи провинциального театра не раз отмечали в своих работах, что архивы провинциальных городов являются кладезем материалов по истории театра. Среди них можно выделить прежде всего документы официального делопроизводства: это различного рода прошения антрепренеров, адресованные городским властям, ходатайства, распоряжения, справки, переписка, отчеты, планы, и т.д. В частности, благодаря переписке по вопросу закрытия здания Благовещенского театра Общественного собрания из-за пожароопасное, можно получить представление о количестве и расположении мест в первом стационарном театральном здании Дальнего Востока . Прошение антрепренера Львова-Тургенева позволяет опровергнуть распространенное мнение о высоких заработках в актерской среде на Дальнем Востоке и составить представление о материальном положении артистов, подвизавшихся на нашей окраине в начале XX века 35. Сохранившееся в личном фонде Н. Матвеева-Бодрого 36 собрание театральных программок и афиш любительских и профессиональных спектаклей дает широкое представление о театральной жизни Владивостока начала XX в., на ее примере автор анализирует репертуар, выявляет фамилии и инициалы профессиональных актеров и любителей театрального искусства, постановщиков спектаклей, цены на билеты, даты спектаклей и т.д. Автору представилась возможность воспользоваться личными коллекциями краеведов А. Жукова и Б. Августовского. Так, уникальная фотографическая коллекция Б. Августовского, может служить подспорьем для воссоздания портретов театральных деятелей.

Большой массив архивных документов извлечен из фондов Хабаровского краевого архива. Например, материалы по подготовке "Дальневосточной энциклопедии" 37 рисуют картину культурной жизни, деятельности различных благотворительных и общественных организаций Хабаровска начала XX в.

Не так давно Хабаровский краевой архив стал обладателем архива

Главного бюро русских эмигрантов в Харбине . Материалы, касающиеся непосредственно театральной культуры интересующего нас периода, там отсутствуют, хотя косвенные упоминания встречаются: адресная книга, в которой указываются фамилии уже престарелых, отошедших от дел театральных деятелей, протоколы заседаний театрального общества, на которые приглашались дореволюционные театральные деятели, упоминания об их деятельности в письмах, записках, докладах и т.д. Несомненно, что даже крупицы таких сведений ценны для исследования театральной культуры.

Среди опубликованных источников особое место занимают Отчеты

Приамурских генерал-губернаторов за разные годы , "Краткий очерк возникновения и деятельности Николаевской публичной библиотеки Приамурского генерал-губернаторства", "Краткий отчет деятельности комитета народных чтений"40, различные статистические источники , а также уставы и отчеты различных благотворительных обществ, справочные книги городов Дальнего Востока, настольные календари, адрес-календари и другие подобного рода издания, содержащие информацию о различных благотворительных обществах, библиотеках, любительских кружках и т.п., позволяя выяснить фамилии и инициалы общественных и культурных деятелей, более точно воссоздать картину культурной жизни в различных городах Дальнего Востока. Немаловажное значение имеют каталоги пьес, в разные годы издававшиеся в Москве и Петербурге, так как анализ репертуара - одна из важнейших сторон изучения театральной культуры.

Важнейшим источником по истории театральной жизни является периодическая печать второй половины XIX - начала XX вв.42 Богатейший фактический материал о театральном процессе, публикуемый дальневосточной прессой, трудно переоценить: это и анонсы о любительских и профессиональных спектаклях и гастролях, данные о репертуаре, театральные рецензии, сведения об антрепренерах, актерах, режиссерах, нормативные и законодательные акты, касающиеся культурных преобразований и т.д. Также значение периодической печати в качестве источника важно еще и для того, чтобы выявить роль театрального искусства в общественной жизни конкретного города. Так как в провинции обычно театральными рецензентами являлись газетные журналисты, их мнение чаще всего выражало не только собственную идейную позицию, но и позицию издания, а следовательно, целого слоя местной интеллигенции. Периодическая печать, использованная в процессе исследования, включает, помимо дальневосточных, и сибирские газеты, относящиеся к периоду 1860-1890-х гг., когда дальневосточная периодика еще только начинала зарождаться.

Центральные газеты и журналы о театральном искусстве важны не только потому, что часто публиковали информацию о театральном искусстве Дальнего Востока, но и потому, что обращаясь к ним, мы можем понять животрепещущие проблемы, волновавшие театральных деятелей эпохи, лучше представить дальневосточную театральную культуру в контексте общероссийского театрального процесса.

Обширная группа источников охватывает мемуары театралных деятелей, очерки, воспоминания и записки о жизни дальневосточных городов интересующего нас периода . Все типы мемуарной литературы: воспоминания, дневники, письма, автобиографии, путевые записки и т.д. являются весьма значимым источником по истории театра. В подобной литературе представлен весьма широкий круг сведений: нравственная позиция театрального деятеля, отношение к театру, портреты современников, собственно творческий процесс конкретного человека или коллектива, устои и нравы провинциального театра, география деятельности, условия творчества, многие подробности быта и закулисной жизни. Несмотря на недостатки этой группы источников, ибо во-первых мемуарист всегда выражает своеобразие конкретной личности, которую предстоит понять исследователю, во-вторых, достоверность воспоминаний требует от исследователя перепроверки или сопоставления фактов с другими источниками, и в-третьих, самое важное - в мемуарах превалирует процесс отражения над осмыслением, эти изъяны не умаляют важности мемуаристики, как источника, который фиксирует существенную область духовного опыта жизни общества.

В целом, на наш взгляд, совокупность всех источников дает возможность реконструировать процесс театральной культуры, позволяя решить основные задачи исследования.

Научная новизна работы обусловлена прежде всего постановкой цели и задач исследования: впервые на материалах всего дальневосточного ре- гиона исследуются основные аспекты зарождения, становления и развития театральной культуры на протяжении большого хронологического периода в контексте социально-экономического и культурного развития Дальнего Востока. Новизной работы является ярко выраженный анализ общих, характерных для всего провинциального театра качеств и выявление специфических черт дальневосточной театральной культуры в сравнении с общероссийской. Специализированный, театроведческий подход к изучению региональной театральной культуры также явился новым и придал работе необходимую глубину анализа по параметрам репертуара, актерского искусства, театрального дела.

Кроме того, в научный оборот вводится много новых фактов, ранее неизвестных материалов, совокупность которых позволяет получить более объективное знание о процессе развития театральной культуры Дальнего Востока. Некоторые из уже известных материалов переосмыслены нами и представлены в работе с новых позиций.

С точки зрения новизны данной работы нам представляется важной попытка рассмотреть культурно-исторический процесс в тесной взаимосвязи с изучением деятельности, творческого и жизненного пути создателей дальневосточной культуры. Предпринимается это впервые, тем самым в научный оборот вводятся новые имена.

Впервые предпринимается попытка акцентировать внимание на выявлении роли театрального искусства в духовной жизни дальневосточного края.

Апробация исследования проводилась автором в форме научных докладов на научных конференциях: "Первые Крушановские чтения", 13-14 мая 1998 в г. Владивостоке, "Культурный облик Хабаровска в XX веке", 11-12 ноября 1999 г. в г. Хабаровске, на всероссийской научно-практической конференции "Проблемы подготовки кадров для сферы искусства и культуры", 6-8 декабря 2001 г. в г. Хабаровске; а также в ряде статей, опубликованных в различных научных изданиях.

Альтшуллер А.Я., Герасимов Ю.К. Русский театр конца XIX - начала XX века // История советского театроведения. Очерки. 1917-1941. М, 1981. С. 149. 2 Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра. В 2-х томах. М.-Л., 1929.

Бартошевич А.А. Н.Н. Синельников и русская провинциальная сцена // Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935. С.8.

Данилов С.С. Русский провинциальный театр (вступ, ст.) // Русский провинциальный театр. Воспоминания. Л.-М, 1937. С.7-38; Он же. Провинциальный театр //Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л., 1948. С.409-420. 5 Брянский А.А. К историографии русского провинциального театра // О театре. Сб. ст. Л.-М, 1940. С. 40-46.

Петровская И.Ф. Материалы к истории русского театра в Государственных архивах СССР. Обзоры документов XVII века - 1917 годов. М.,1966; Она же. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. Л., 1975; Она же. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. Л., 1986.

Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр в период первой русской революции // Первая русская революция и театр. М.,1956. С.218-265; Он же. Провинциальный театр //Русская художественная культура конца XIX-начала XX века. (1895-1907). Кн. 1. М.,1968. С.158-177; Он же. Русский театр и общественное движение. (Аспекты изучения) // Русский театр и общественное движение конца XIX - начала XX вв. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С. 5-24; Он же, Герасимов Ю.К. Театр русской провинции // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. (1908-1917). Кн. III. М.,1977. С. 179-191.

Фельдман О.М. Провинциальный театр // История русского драматического театра. Т. 6. Л.-М., 1982. С. 600-680. 9 Табатчикова Е.А. Русское актерское искусство в провинциальном театре ХІХ-ХХ веков. Л.,1981. 10 Дмитриев Ю.А. Русские трагики конца XIX - начала XX века. М.,1983.

Дадамян Г.Г. Театр в культурной жизни России в годы первой мировой войны. М., 1987; Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. Учеб. пособие. Часть l.M.,1979.

Жеребцов В.Н. Театр в старой Сибири. М.,1946; Курочкин Ю.М. Из театрального прошлого Урала. Свердловск, 1954; Ландау С.Г. Из истории драматического театра в Омске. Омск, 1950; Панфилов А.П. Свердловский драматический театр. Свердловск, 1954; Маляревскии П.Г. Очерк из истории театральной культуры Сибири. Иркутск, 1957; Плетнев А.В. У истоков Харьковского театра. Харьков, 1960.

Талъзатти Вл. Театральное дело в Сибири // Театр и искусство, 1897, № 27. Июль. С.494-495; № 28. Июль. С.509-510; № 29. Июль.С.526-527; № 30. Июль. С.592-593; № 31. Август. С.558-559; № 32, Август. С.573-574. 14 Брянский А.А. На Дальнем Востоке // Театр и искусство. 1906, № 28 -29. С. 447-449; № 32. С.490-491; Козлов В. Дальневосточные театры. Очерк режиссера //Театр и искусство. 1907, № 14.С.233-235; № 15.С. 255-256; № 16. С. 266-268; Любош А.С. Наша театральная Азия по сле войны // Театр и искусство. 1908, № 1. С.9-10; № 2. С. 34-35. 15 Хохлов Вл. По Дальнему Востоку и Маньчжурии // Рампа и жизнь. 1911, № 26. 12 июля; Тарич Ю. На Дальнем Востоке // Театр и искусство. 1912, № 27. С. 539-541. 16 Театр // История Сибири с древнейших времен до наших дней. Л., 1968. Т. 3. С. 412-417. 17 Щебеньков В.Г. Некоторые вопросы дореволюционной культуры советского Дальнего Востока (конец XIX - начало XX вв.) // Третья научная конференция по истории, археологии и этнографии Дальнего Востока. Вып. 2: Доклады и сообщения по истории дооктябрьсого периода, археологии и этнографии Дальнего Востока. Владивосток, 1962. С. 47-50; Он же. Дореволюционная культура Приморья // Очерки истории советского Приморья.(от эпохи первобытнообщинного строя до настоящего времени). Владивосток, 1963. С. 54-61; Он же. Из истории культуры Приморья в дореволюционный период // Записки Приморского филиала ГО СССР. Т. XXY. Владивосток, 1966. С. 129-135; Он же. Культура русского Приморья (60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.) Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук.Л., 1966; Он же. Характеристика культуры сельских районов Дальнего Востока в эпоху капитализма // Рефераты докладов и сообщений. Владивосток, 1973. Вып. 1. С. 63-68; Он же. Проблемы истории русской культуры на Дальнем Востоке в эпоху капитализма. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. Новосибирск, 1975. 18 Сквирская Л.М. Краткий очерк истории журналистики на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX века. Владивосток, 1971; Стрюченко И. Г. Печать Дальнего Востока накануне и в годы первой русской революции (1895-1907). Владивосток, 1982; Он же. Периодическая пе чать Дальнего Востока и Забайкалья эпохи капитализма: Аннот. библиограф, указ. Владиво сток, 1983; Он же. Печать Дальнего Востока и Забайкалья в период между двумя буржуазно- демократическими революциями в России (конец 1907- февраль 1917 года). Владивосток, 1984; Пайчадзе С.А. Книга Дальнего Востока: очерк истории. Хабаровск, 1983; Он же. Книжное дело на Дальнем Востоке: Дооктябрьский период. Новосибирск, 1991; Крившенко С.Ф. Дорогами землепроходцев: героика освоения Дальнего Востока в очерково-мемуарной и исторической прозе. Хабаровск, 1984; Он же. Берег Отечества: Дальний Восток в литера туре. М.,1988; Севильгаев Г.Ф. Народное образование в Приморье. Владивосток, 1989; Ко чешков Н.В. Особенности строительства и архитектуры городов русского Дальнего Востока в эпоху капитализма // История культуры Дальнего Востока СССР. XYII - XX вв. Доок тябрьский период. Владивосток, 1989. С. 79-91; Он лее. Архитектура городов русского Даль него Востока в эпоху капитализма: (на примере архитектуры Благовещенска) // История, со циология и филология Дальнего Востока. Владивосток, 1971. С. 203-208; Кандыба В.И. Ис тория становления и развития художественной жизни Дальнего Востока, 1858-1938. Влади восток, 1985 и др. 19 Иванов А.С. Театральное искусство Забайкалья и Дальнего Востока в период Октябрьской революции и Гражданской войны. (1917-1922). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ис кусствоведения. Б. м. б.г. 20 Гришко С.З. Театральная деятельность зо Владивостоке в конце XIX в. // Культура наро дов Дальнего Востока: Традиции и современность. Владивосток, 1984. С.36-42. 21 Гришко С.З. Деятельность первого Общедоступного театра во Владивостоке в начале XX века //История культуры Дальнего Востока СССР XVII -XX вв. Дооктябрьский период. Вла дивосток, 1989. С. 161-173. 22 Шавгарова А.В. Становление Общедоступного театра во Владивостоке // Культура на Дальнем Востоке. XIX-XX вв. Хабаровск, 1993. С.17-21. 23 Гришко С.З. Деятельность первого... С. 163. 24 Иванов А.С. Дорога длиною в век. Хабаровск, 1994. "' Иванов А.С. Театральная культура Дальнего Востока до 1917 года //История культуры Дальнего Востоке России XVII - начала XX века. Владивосток: Дальнаука, 1996. С. 203-220. 26 Вайсман Н. И. Шекспир на Амурской сцене // Зап. Амур. обл. краевед, музея и об-ва краеведов. Вып. № 7. Благовещенск, 1992. С. 101-109; Она же. На сцене - человеческие сердца, в зале - человеческие сердца (Зарубежная драматургия на сцене Амурского театра драмы). Благовещенск, 1991. 27 Вайсман Н.И. На сцене - человеческие сердца, в зале - человеческие сердца (Зарубежная драматургия на сцене Амурского театра драмы). Благовещенск, 1991. С. 13. 2 Вайман Л.А. Развитие музыкальной культуры во Владивостоке в начале XX века // Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. Владивосток, 1984. С.48-52; Он же. Музыкальная культура Владивостока (1860 - 1914) // Музыкальная культура Дальнего

Востока. Вып.1. Хабаровск. 1992. С.54-70; Королева В.А. Музыкальная культура юга Дальнего Востока 1917-1929. Очерк истории. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Владивосток, 1996; Она же. Музыкальное образование на Дальнем Востоке (1900 -1929) // История культуры Дальнего Востока России XVII - начала XX века. Владивосток: Дальнау-ка, 1996. С.221 - 241; Монахова С.А. Гастрольно-концертная жизнь юга Дальнего Востока России (1895 - февраль 1917). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Владивосток, 1999; Она же. О роли гастрольно-концертной практики в формировании культурной среды на Дальнем Востоке России // Русская духовная культура: история, современность, перспективы. Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Хабаровск, 20 - 21 ноября 1997. Хабаровск, 1998. С.28-29.

Шавгарова А.В. Первые сезоны опереточно - драматических трупп на Дальнем Востоке // Музыкальная культура Дальнего Востока. Вып.1. Хабаровск, 1992. С. 45-54; Она же. Становление Общедоступного театра во Владивостоке // Культура на Дальнем Востоке. ХІХ-ХХ вв. Хабаровск, 1993. С.17-20; Она же. Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке (1860-1890-е гг.) // История культуры Дальнего Востока России XVII - начала XX века. Владивосток: Дальнаука, 1996. С. 183 - 203; Она же. Театральное искусство Хабаровска в начале XX вв. (театры фарсов, миниатюр и кабаре) // Культурный облик Хабаровска в XX веке: Матер. научн.- практ. конференц. Хабаровск, 1999. С. 123-125; Она же. Театральные деятели Дальнего Востока. 1890-1920-е гг. // Динамика образовательных процессов в ВУЗе искусств и культуры. Матер, регион, научн.- практ. конференц. Хабаровск, 1999. С. 144-150; Она же. Становление театральной культуры на Дальнем Востоке (конец 90-х гг. XIX в. - начало 10-х гг. XX в.) // Дальний Восток России: Исторический опыт и пути развития региона. Первые Крушановские чтения, 1998 г. Владивосток: Дальнаука, 2001. С. 335 -339.

Стрюченко И.Г. Полет над пропастью (Николай Владимирович Ремезов) // Забытые имена: История Дальнего Востока России в лицах. Вып.1. Владивосток, 1999. С.60-75; Он же. Трава забвения и историческое преемство. // Забытые имена: История Дальнего Востока России в лицах. Вып.2. Владивосток, 2001. С.5-6; Он же. История культуры России XYII - начала XX века: Основные факторы развития // История культуры Дальнего Востока России XYII - начала XX века. Владивосток, 1995. С.7-20; Он же. Исторический процесс - сквозь призму культуры // Дальний Восток в контексте мировой истории: от прошлого к будущему: Материалы международн. научн. конференц. Владивосток, 1997. С.216 -221; Он же. Культура и исторический процесс. Этюды теории. Владивосток, 1998; Он же. Культурное строительство и развитие культуры на Дальнем Востоке России (октябрь 1917 - 1922 гг.) // Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны. Владивосток, 1998, С. 112-154 и др. 31 История культуры Дальнего Востока России XVII - XX веков. Учеб. пособие. 1998. С.161- 164. 32 Стрюченко И.Г. Культура и исторический процесс... С.78. 33 Фельдман О.М. Театр //Русская художественная культура второй половины 19 века. Соци ально-эстетические проблемы. Духовная среда. М.: Наука, 1988. С. 159. 34ГААО. Ф 704 История культуры Оп. 7. Д. 184, 691, 696, 700, 718, 754; Оп. 3. Д. 304; Оп. 17. 35 РГИА ДВ. Ф 702 Канцелярия Приамурского генерал - губернатора Оп. 3. Д. 288. 36ХКМ. Фонд Матвеева-Бодрого Н.Н. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1602, 1603,1116. ' 37 ГАХК. Ф 537 Дальневосточная энциклопедия. 38 ГАХК. Ф Р 830 Главное бюро русских эмигрантов. Оп. 2. Д. 54, 56, 58, 59, 62, 69. 39 Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта СМ. Ду- ховского за 1893, 1894, и 1895 гг. СПб., 1895; Всеподданнейший отчет Приамурского гене рал-губернатора генерал-лейтенанта СМ. Духовского за 1896 - 1897 гг. СПб., 1898; Всепод- даннейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Н.И. Гродеко-ваза1898-1900 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Н.И. Гродекова за1901-1902 гг. Хабаровск, 1902. 40 Краткий очерк возникновения и деятельности Николаевской публичной библиотеки При амурского отдела И.Р.Г.О. за первое четырехлетие ее существования (1895-1898). Отчет за 1898 г. Хабаровск, 1899; Краткий отчет деятельности комитета народных чтений в городе Хабаровске за 1896-1897 гг. Хабаровск, 1897 и др. 41 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Т. 76. Приморская об ласть. Тетр.1. СПб., 1899; Т. 77. Амурская область. Тетр.2. СПб., 1905; Колбасенко И. Рож даемость и смертность в г. Хабаровске в 1858-1895 гг. Хабаровск, 1896 и др. 42 журналы: "Вестник Маньчжурии" (Харбин, 1925-1934), "Воскресенье" (Владивосток, 1919), "Воскресенье" (Шанхай, 1929), "Лель" (Владивосток, 1920), "На культурном фронте" (Хабаровск, 1928), "Творчество" (Владивосток, 1921); газеты: "Амур" (Иркутск, 1860-1912), "Амурская газета" (Благовещенск, 1895-1906), "Далекая окраина" (Владивосток, 1917-1919), "Дальний Восток" (Владивосток, 1892-1919), "Приамурские ведомости" (Хабаровск, 1894- 1917), "Театр и искусство" (Санкт-Петербург, 1892-1919), и т.д. 43 Брянский А.А. На Дальнем Востоке. Из впечатлений режиссера // Театр и искусство. 1906, № 28-29. С. 447-449; № 32. С. 490-491; Духовская В.Ф. Из моих воспоминаний. В 2-х частях. СПб., 1900; На провинциальной сцене. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1937; Перестиани И.Н. 75 лет в искусстве. М., 1962; Русский провинциальный театр. Воспоминания. Л.-М.: Ис кусство, 1937; Р.Ф. /Фриессе/ Воспоминания из жизни на Амуре // Русская старина. 1907. Т.129. С.557-568; Т.130, № 4. С.145-160; № 5. С. 353-361; № 6. С.643-656; Тальзатти Вл. Те атральное дело в Сибири // Театр и искусство. 1897, № 27. Июль. С. 494-495; № 28. Июль. С. 509-510; № 29. Июль. С.526-527; № 30. Июль. С.592-593; № 31. Авг. С.558-559; № 32. Авг. С. 573-574; Чалеева-Бельская Е.И. Во Владивосток за судьбой. Из воспоминаний актрисы // Дальний Восток. 1998, № 8. С. 153-173 и др.

Социально - экономическое и культурное развитие Дальнего Востока во второй половине XIX в

Начиная с 1861 г. Россия вступила в новую эру своего общественного развития. Освобождение крестьян, начавшиеся буржуазно демократические реформы стали содержанием нового этапа развития страны. Развитие капитализма в различных сферах происходило по-разному, постепенно выявлялись противоречия между новой системой хозяйствования в промышленности и отсталым сельским хозяйством. Реформы не решили главной проблемы России - крестьяне по-прежнему не были собственниками земли.

Ряд государственных реформ, проведенных в России с 1861 по 1870-е гг., в области судопроизводства, учреждений образования и культуры, органов местного самоуправления, привели к значительным сдвигам в социальной жизни. Теперь уже представители всех сословий участвовали в выборах распределительных и исполнительных органов, были введены гласный суд, институт присяжных заседателей. Сословные городские думы были заменены всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Началась демократизация начального и среднего образования в России. Многие из этих реформ почти не коснулись дальневосточной окраины: "городская реформа была проведена лишь частично, судебная проведена только в 1897 г., но не полностью (без суда присяжных заседателей), а земская реформа так и не была проведена до 1917 г."

В культурном развитии страны реформы в большей степени повлияли на сдвиги в системе ценностной ориентации русского народа: от пассивного, исконно русского православно-христианского сострадания всего за полвека русская культура прошла путь к постепенному внедрению основ буржуазного демократизма. Рождались новые философские, этические, политические учения, менялась психология тех людей, которые были создателями и главными потребителями литературы и искусства, то есть интеллигенции. К концу 1860-х гг. во всех сферах жизни с очевидностью проступили приметы капитализма. Формирующийся класс буржуазии вбирал в себя представителей разных сословий, в том числе разночинной интеллигенции. Пожалуй, самым острым в 1860-1870-е гг. являлся вопрос об интеллигенции, ее социальном положении, ее задачах. С вопросом об интеллигенции сплеталась проблема нравственности, которую эпоха выдвинула в один ряд с проблемой народного блага. Исповедуя идею долга, идею сильного нравственного чувства во имя всеобщего счастья в будущем, интеллигенция возвысила искусство и культуру России на новый качественный уровень.

Художественная культура: литература, театр, музыка, изобразительное искусство - стремительно вырвались вперед и стали "университетами совести" каждого русского человека 16.

Уровень социально-экономического развития в первую очередь определяется положением общества на данном историческом отрезке. Мы не связываем напрямую состояние театральной культуры и экономики прежде всего потому, что социально-экономические процессы, происходившие в крае, во многом отличались от общероссийских, что было связано с пионерным положением Дальнего Востока, придавая его развитию исключительное своеобразие. Именно поэтому мы считаем важным остановиться на основных положениях социально-экономического развития края, прежде чем как приступить к характеристике культурной жизни Дальнего Востока второй половины XIX в.

Во второй половине XIX в. начало определяться административно-территориальное положение присоединенных земель. Дальний Восток включал в себя все области восточнее озера Байкал общей площадью 3894,5 тыс. кв. км. На протяжении второй половины XIX - начала XX вв. административно-территориальное деление края неоднократно менялось. С момента присоединения Дальний Восток входил в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства со столицей в Иркутске. В 1856 г. образована Приморская область, ее административным центром стал Николаевск-на-Амуре.

Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в

Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке пришлось на 1860-1890-е гг. Чтобы понять специфику зарождения театрального процесса Дальнего Востока в системе русского провинциального театра, необходимо охарактеризовать общероссийскую театральную ситуацию 1860 1890-х гг.

Во второй половине XIX в. русское сценическое искусство поднялось на новую ступень. На смену поэтике романтизма, приходит русская реалистическая драматургия, в соответствии с этим меняются методы актерской игры, общий строй спектакля становится менее академичным, дальнейшее развитие театра происходит в русле реализма. Российский театр 1860-х гг. отражал умонастроения "образованного общества", свойственные революционному народничеству и последовавшей вслед за этим периодом реакцией. Взгляды на театр, сложившиеся в предшествующую эпоху, не исчезли, их придерживалась часть поколения 1860-х, сохранившая прежние идеалы, и та молодежь, для которой великие шестидесятники оставались Учителями. На страницах провинциальной прессы публиковались статьи, призывавшие театр отражать жизнь, разумное и прекрасное в ней, быть проводником цивилизации. Искусство призывалось воздействовать на душу, облагораживать ее, воспитывать личность, способную на самопожертвование. В большинстве случаев авторы статей о театре отмечали две стороны его воздействия: театру полагалось просвещать и одновременно воспитывать, пробуждая стремление к идеалу. Спектакль, по мнению рецензентов, должен приносить нравственную пользу, расширять кругозор, пробуждать от умственной спячки и апатии. Декларирование задачи правдиво отражать реальную жизнь и воспитывать зрителя, - также наиболее частый мотив провинциальной прессы. В 1889 г. в Иркутске в приложении к газете "Восточное обозрение" вышла брошюра "Несколько слов о театре в России, и в частности, в Иркутске". В ней также говорилось о великом образовательном и воспитательном значении театра.

Если российский театр переживал в этот период сложный этап своего развития, мучительно решал эстетические, нравственные проблемы, то на Дальнем Востоке процесс зарождения театральной культуры только начался. Разрыв между задачами, которые ставятся обществом перед театром в развитых культурных центрах, и задачами, вставшими перед краем, который только начинал свое духовное развитие, - неизбежен, этот разрыв обусловлен объективными экономическими, социальными причинами.

Процесс зарождения театральной культуры вбирает в себя: появление любительского театра, посещение края первыми профессиональными труппами, организация постоянных театральных сезонов. Каждая из трех составляющих требует пояснения.

Любительский театр ставит своей задачей просвещение зрителей, приобщение к искусству молодого поколения. Любительский театр (как в дворянской, офицерской, так и в простонародной среде) в дореволюционной России не организовывался свыше. Он действительно был проявлением самодеятельности широких масс населения. Поэтому появление любительских театров служит фактом зарождающейся культурной жизни, стремлением общества к разумному времяпрепровождению. В рамках нашей работы, обращенной к профессиональному театральному искусству, мы лишь кратко анализируем деятельность любительских театров, как общий фон культурной, общественной жизни края на протяжении всего исследуемого периода.

Первые посещения профессиональными труппами дальневосточных городов явление более значительное. Здесь необходимо пояснить разницу между обычной профессиональной провинциальной театральной труппой и так называемыми гастролерами. Гастролями называется выступление артиста или артистического коллектива вне постоянного места работы. Но так как постоянного места работы в практике провинциального театра просто не существовало, то термин "гастролер" имел иное значение. Гастролерами называли выдающихся актеров второй половины XIX - начала XX вв., постоянно кочевавших с небольшим коллективом и постоянным репертуаром по всей России. Также были распространены гастроль ные поездки известных артистов, имевших постоянное место работы (К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, В.Ф. Комиссаржевская и др.) но, предпринимавших кратковременные творческие поездки в провинцию. Мы еще будем иметь повод вернуться к рассмотрению деятельности наиболее значительных гастролеров и гастрольных поездок в истории театральной культуры Дальнего Востока.

Становление театральной культуры на Дальнем Востоке (конец 1890-х -1907гг.)

Прежде чем приступить к анализу дальневосточной театральной культуры конца 1890-х - 1907 гг., необходимо обратиться к основным приметам театрального искусства России этого периода.

ощущался разрыв между драматургией и большой литературой. Поиски нового положительного героя, психологизация действующих лиц, активный процесс осмысления явлений действительности характеризуют драматургию рубежа веков. Вхождение русской драматургии в об-щеевропейскую новую драму было во многом сложным и противоречивым процессом. По сути в новой драме осталось одно русское имя - А.П. Чехов, но и он не стал бы великим Чеховым, если бы на рубеже веков не велись активные поиски в области драмы литераторами, имена которых сегодня помнят лишь специалисты. Творчество Вл. И. Немировича-Данченко, А.И. Сумбатова-Южина, И.В. Шпажинского, Е.П. Карпова, П.М. Невежина, П.Д. Боборыкина, Н.А. Потехина, Д.В. Аверкиева, М.И. Чайковского, П.П. Гнедича и других подготовило рождение новой драматургии в России. "Старый театр дошел до крайних границ своей выразительности. До тех границ, где круг требований строго замкнут, где совершенно отсутствует свободная художественная атмо-сфера" - писал Вл.И. Немирович-Данченко. Для передовых людей театра было очевидно, что русское драматическое искусство требует обновления.

В русском театральном искусстве явный перелом обозначился только к концу 1890-х гг.; он был закреплен созданием Художественного общедоступного театра, поднявшего на щит новую драму, впервые истолковавшего произведения А.П. Чехова.

Режиссерская реформа МХТ (организован в 1898 г.) является той точкой отсчета, с которой начинается в русском театре совершенно иная эпоха: Эпоха Режиссерского Театра. Реформа МХТ захватила все области театра: было реорганизовано театральное дело, изменилось театральное здание и театральная машинерия, были введены новые правила поведения публики в театре. В области сценического творчества произошли неслыханные перемены: был создан новый тип театра, построенный на новом типе ансамбля - "ансамбль единомышленников", родился новый тип сценического общения - "внутреннее общение",

театр обрел новые выразительные средства, появилось понятие "атмосфера спектакля". Родился новый подход к драматургии, новый репетиционный процесс, естественно, что все эти изменения произошли не одномоментно, театр шел к реформе длинным и отнюдь не прямым путем, но совершенно однозначно, что в начале XX в. МХТ был, по выражению Леонида Андреева, "хоругвью" русского театрального искусства. Но основная суть реформы лежала в еще более глубинных вещах: профессия режиссера стала профессией мировоззренческой, а не ремесленной. Только собственное, личностное осмысление драматургического материала, его связи с современностью давало право на жизнь этой новой профессии - режиссер-мыслитель. Стремление К.С. Станиславского -сделать театр истинным, чутким выразителем современности - заразило театральную среду.

Не всегда и не везде были поняты и восприняты идеи МХТ, чаще провинциальные театральные коллективы ограничивались перенесением на сцену внешних приемов МХТ. Об этом мы будем подробно говорить на примерах Общедоступного театра М.Н. Нининой-Петипа во Владивостоке, Общедоступного театра Н.Б. Табенцкого в Хабаровске, но влияние МХТ на русский провинциальный театр рубежа веков оставалось непревзойденным и самым значительным явлением.

Реформа МХТ - революционная перемена в русском театральном искусстве, но существовали процессы, протекавшие внешне незаметно, но к концу века вылившиеся в отчетливые тенденции.

Замечательной чертой конца 1890 - начала 1900-х гг. явилось широкое распространение нового актерского профессионализма. Этому способствовали появившиеся во множестве после отмены театральной монополии (1882 г.) частные театральные школы. На рубеже веков театральные школы стали давать первые плоды в провинции; актер уже не приходил в труппу "из ниоткуда" "на выхода", а имел четкое амплуа, игранные роли, был образован, хотя бы в какой-то мере знаком с театральным искусством столиц. Часто (в крупных городах российской провинции) выпускники одной театральной школы объединялись в молодежные товарищества, дававшие блестящие результаты и в смысле сборов и в собственно театральном смысле. Поневоле подтягивалась и необразованная актерская громада. "Оставшиеся нормой жизни спешные условия работы вели к тому, что даже главные роли крупнейших актеров столиц и провинции бывали сделаны неровно, яркость отдельных сценических решений сочеталась с незавершенностью целого. Сохранялась наивная эксплуатация природных данных, заразительный темперамент и обаяние по-прежнему заменяли творческий расчет, те же жесткие условия работй учили актеров умению быстро и четко планировать новую роль, ясно распределять смысловые акценты, уверенно выбирать характерность, экономно распределять краски и темперамент"33.

То, что эти перемены стали действительными,явствует из хрестоматийно известной фразы Дорна из чеховской "Чайки": "Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше".

Общую динамику театрального процесса этого периода определило возникновение в крупных провинциальных городах новых, успешно функционировавших театров, менявших, облик актера, его бытовое положение и профессиональную психологию, искавших новые контакты со зрителем. То есть еще одной важнейшей чертой русской театральной культуры рубежа веков явилась стабилизация провинциальных театральных коллективов.

Развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России в 1908-1917 гг.

Войдя на рубеже веков в единую общероссийскую провинциальную театральную систему, дальневосточный театр продолжал оставаться ее частью до конца рассматриваемого периода. Поскольку нам уже не нужно доказывать, что дальневосточная театральная культура развивалась в русле общероссийской, но при этом имела ряд специфических отличий, порожденных особенностями развития Дальнего Востока, в данном параграфе нам необходимо сконцентрироваться на анализе качественных изменений в театральной культуре Дальнего Востока. Поэтому мы будем рассматривать самые зрелые и показательные в эстетическом отношении театральные явления, основываясь на доказанном выводе, что театральная культура Дальнего Востока - явление региональное.

На период 1908 - 1917 гг. приходится пора активных действий театральных любителей. Активность эта была заметно отражена в дальневосточной прессе и архивах, что дало нам возможность составить приложения, наглядно ее демонстрирующие. См. Приложения 2, 3, 4.

Из них явствует, что самый высокий процент репертуарных пристрастий любителей составила современная концу XIX и началу XX вв. и классическая русская драматургия. Во Владивостоке - 90 %, в Хабаровске - 87,5 %, в Благовещенске - почти 100 %. Оговорку "почти" в Благовещенске мы применили потому что, помимо драматических спектаклей любители ставили концерты и фрагменты из опер. Но все же, в каждом городе ситуация с русским репертуаром совершенно различная. Так, во Владивостоке на 60 выявленных нами названий пьес, 15 пришлись на долю А. Островского, присутствуют 2 названия пьес Л. Толстого и по 1 - Н. Гоголя, А. Чехова, М. Горького. В Хабаровске из 40 выявленных нами названий пьес, только 4 пришлось на А. Островского, и по 1 названию на А. Чехова и Л. Андреева. В Благовещенске чеховские пьесы составили 2 названия, А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Горький, Л. Толстой - по 1 названию. Пьесы А. Островского вообще не приведены в источниках, которыми мы пользовались при составлении приложений по Благовещенску.

Единственное общее сходство, которое нам удалось выявить при анализе источников, это то, меньшую в процентном отношении долю составляли классические зарубежные пьесы. В Благовещенске и Владивостоке - 0 % из выявленного количества названий, в Хабаровске - 2 % . И этому есть свое объяснение. Как мы уже отмечали, из всех стилей актерского исполнения провинциальный зритель более всего ценил реализм, а значит и усваивался он любителями в качестве основного параметра исполнения лучше всего, следовательно современный репертуар был ближе, понятнее, сводился к передаче жизненного аналога драматического персонажа, а классический зарубежный репертуар мог вызвать трудности в исполнении. Именно этим мы объясняем низкий процент зарубежной драматургии в репертуаре любителей. Хотя названия современных зарубежных пьес, в основном комедий, присутствовали: во Владивостоке 6 пьес выявлено нами из 60 названий, что составило 10 %, в Хабаровске 4 названия из 40, что также составляет 10 %.

Также очевидно, что наибольшая активность любителей во всех городах Дальнего Востока приходилась на первые зимние и последние осенние месяцы года. Это и понятно, ведь задачей любительского театрального искусства являлось разумное проведение досуга, просвещение молодежи, благотворительность. Происходили подобные мероприятия традиционно в праздничные недели года. То, что сознательное служение делу благотворительности оставалась одной из важных составляющих любительского искусства, не вызывает сомнения, особенно это видно из Приложения 4, где практически каждый спектакль посвящен какой-либо филантропической акции.

И еще одна важная, на наш взгляд, особенность вступала в силу, когда речь шла о любительском театральном искусстве. Зачастую дело заключалось в личностях, способных возглавить дело, повести за собой любителей. Наглядно это демонстрирует Приложение 3. Оно было составлено нами по театральным программкам, хранящихся в архиве Матвеева-Бодрого Н.Н., следовательно, несло максимум информации по сравнению с газетным анонсом. И мы сделали вывод, что когда спектакли в Народном доме г. Владивостока ставились режиссером Брагиным Г.Д., дело носило более постоянный характер, репертуар был серьезнее, состав любителей неизменный. Сегодня мы не имеем возможности проследить, по каким причинам режиссер Брагин сменился устроительницей Салмановой, а затем новым режиссером Краузе, но убеждаемся в правильности сделанного нами вывода - любительское театральное искусство зависело от подвижников, было движимо личностями.

Похожие диссертации на Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России : Вторая половина XIX - начало XX вв.