Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-просветительное общество "Саха омук" (1920-1928 гг. ). Антонов, Егор Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонов, Егор Петрович. Культурно-просветительное общество "Саха омук" (1920-1928 гг. ). : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Якутск, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования определяется в настоящее время прежде всего значением разработки истории якутского народа и его интеллигенции. Это в первую очередь связано с национальным возрождением нации саха и вместе с тем означает выдвижение такой общероссийской задачи как возрождение духовности, нравственности и возврат к общечеловеческим ценностям. Нынешнее время требует коренного пересмотра устоявшихся стереотипов в историографии по проблемам культуры, интеллигенции и национального вопроса. Это необходимо для того,чтобы глубже понять и осмыслить закономерности сложного, неоднозначного, а порой и противоречивого исторического процесса, учесть его позитивные и негативные стороны, с тем, чтобы более основательнее осознать современные и будущие проблемы в этих областях.

Ныне восстанавливается линия преемственности с якутской национальной интеллигенцией дореволюционного и советского периодов, павшей позднее жертвой массовых сталинских репрессий в 20-30-е годы. Их светлые имена нужно вернуть из забвения якутскому народу. Восстановление исторической памяти целого народа позволит в корне пресечь такое негативное явление как нигилизм к собственной, истории и культуре. Оно будет содействовать приобщению, в первую очередь, подрастающих поколений к своим традиционным корням. Ведь недаром основоположник якутской письменной литературы, общественный деятель А. Е.Кулаковский оценивал интеллигенцию, наряду с предпринимателями как. "здоровое ядро" якутской нации. Да и историко-этнографическое и другое наследие таких выдающихся деятелей как П.А. Ойунский, В.В.Никифоров, А.И.Софронов. А. Е.Кулаковский, Н. Д.Неустроев, С. А.Новгородов. В. Н.Леонтьев и др., позволит оценить их как духовную элиту и цвет интеллигенции якутского народа. Всестороннее изучение жизни и деятельности всех национальных мыслителей не позволит более никому обливать грязью свои национальные ценности и ниспровергать общепризнанные авторитеты.

Исследование истории "Саха омук" напрямую связано с преодолением шовинизма в историографии,когда на протяжении более 40 лет подвергались нападкам со стороны партийных и околонаучных работников-"интернационалистов", а по существу карьеристов, волюнтаристов, догматически применявших "классовый подход" и начисто отрицавших демократическую концепцию современных якутских интеллигентов, лучшие труды известных историков-марксистов. Изучение истории интеллигенции даст возможность лучше понять подлинно интернациональную сущность и деятельность якутской интеллигенции, сгруппированной в "Саха омук", взращенной на лучших традициях русской культуры и передовой общественной мысли России. Она имела российскую ориентацию, прошла сложный и мучительный процесс советизации и выступала в качестве посредника между Советской властью и населением в советском строительстве в Якутии.

Актуальность темы связана еще с изучением истории общественных организаций, каковым и являлось "Саха омук". В настоящее время в Республике Саха работают национально-культурные организации: "Саха омук", "Саха Кескиле", ставящие цели развития якутской нации и защиты "его интересов. Они, помимо культурно-просветительных целей, выдвинули ряд задач политического, экономического, экологического, демографического характера.

В общем, давно назрела необходимость досконального изучения роли и места якутской интеллигенции в первые годы Советской власти и дать оценку ее деятельности.

Изученность проблемы. Судьба общества "Саха омук" во многом имеет общность с историей интеллигенции других народов нашей страны. История интеллигенции, культурного строительства, национального вопроса было объектом обширных исследований и породило огромную литературу, которую трудно объять. Но о некоторых из них стоит упомянуть.

В монографиях В. Л. Соскина. Л. В. Ивановой, С. А. Федюкина, К. X. Халзанова [1] были рассмотрены проблемы формирования, роли, места, мировоззрения советской интеллигенции, практика культурного строительства. Но историко-партийная направленность этих работ, чрезмерная описательность. жесткая периодизация этапов "культурной революции" не позволили углубленно исследовать данные проблемы.

С началом перестройки стали появляться труды, в которых стал постепенно намечаться отход от прежних застывших догм. Так в одном из них-монографии П.В.Алексеева [2] обстоятельно исследовалось привлечение немарксисткой интеллигенции на сторону Советской власти. Заслугой автора был показ идейной эволюции интеллигентов в послеоктябрьский период.

Историки Г.П.Коржихина,А.Д.Степанский обозрели историю общественных организаций в дореволюционный и советский периоды [3]. Они отметили творческий всплеск активности научных и культурных деятелей, входивших в эти организации, начало огосударствления их в конце 20-х годов.

Заслуживает особого внимания капитальный труд английского историка Э.Карра, изданный в нашей стране в 1990 г. В своем исследовании автор сделал большой шаг вперед по изучению итогов национального самоопределения, узловых проблем-"военного коммунизма", НЭПа [4].

[1] Халзанов К. X. Формирование кадров национальной интеллигенции в автономных республиках Сибири.-М.: Мысль. 1965; Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа.-Новосибирск: Наука, 1971; -Федюкин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция. Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. -М. '.Наука, 1972; Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции (1917-1937).-М.: Наука, 1980. [2] Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. -М.: Политиздат, 1987.

[3] Коржихина Т.П. Степанский А.Д. Из истории общественных организации. // Историки спорят. Тринадцать бесед.- М.: Политиздат, 1988.

[4] Эдвард Карр.История Советской России. Большевисткая революция 1917-1923 гг. Кн. 1.- М.; Прогресс, 1990.

Об интеллигенции других автономных и союзных республик, павшей жертвой репрессий в 20-30-е годы по обвинению в "буржуазном национализме", писал В.Д.Зотов. Материалы о лицах, обвиненных в "национал-уклонизме" (А.Икрамове, Т. Р. Рыскулове, С.Д. Ас-фендиярове, X.Джиенбаеве, М.ССултан-Галиеве и др.) были опубликованы в "Известиях ЦК КПСС". Эти репрессии являлись извращением и преступлением в национальной политике, нараставшими с усилением личной власти Сталина [5].

До сих пор нет специального исследования по истории "Саха омук". Первые оценки о деятельности общества были даны еще в 20-е гг., в ходе дискуссии о реорганизации ."Саха омук" в научно-исследовательское общество. Дискуссия выявила два полярных мнения: беспартийной интеллигенции, рассматривавшей "Саха омук" как организацию массовую, национальную и как "смычку" между властями и населением, и, с другой стороны, партийно-советских органов, отрицавших эту роль [6].

В дальнейшем, в связи с постановлением ЦК ВКП /б/ от 9 августа 1928 г. "О положении в Якутской партийной организации", в котором местное руководство / М.К.Аммосов, И.Н.Барахов, СВ.Васильев и др. / было обвинено в "правом уклоне", а большую часть вины за мятеж 1927-1928 гг. возложили на беспартийную интеллигенцию, общество "Саха омук" стали оценивать как буржуазно-националистическое. И такой односторонний, субъективный взгляд, так как архивные материалы о нем оказались засекреченными, возобладал в историографии на длительный период.

В 30-е - 40-е годы появились труды С.Г.Потапова, Г.Г.Колесова, С.А.Токарева, затрагивавшие исключительно с негативной стороны деятельность "Саха омук". В 1944 г. Башарин опубликовал монографию "Три якутских реалиста-просветителя", в которой было анализировано литературное творчество А.Е.Кулаковского, А.И. Соф-

[5] Зотов В.Д. Национальный вопрос: деформации прошлого. // Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма.-М.: Политиздат, 1989; 0 так называемом "национал-уклонизме". // Известия ЦК КПСС- 1990.- N 9.- С.76-84.

[6] Пестун Е. Г. "Саха омук" и якутская нацинтеллигенция. // По заветам Ильича.- 1925.- С.38-45; К дискуссии о "Саха омук". / / Автономная Якутия.- 1925.- 15 марта; Емельянов И. К дискуссии о "Саха омук". // Автономная Якутия,- 1925.-18 марта и др.

ронова, Н. Д. Неусгроева и отвергалась вульгарно-социологическая трактовка их как националистов, контрреволюционеров, реакционеров. Эти видные основоположники якутской литературы являлись членами "Саха омук" [7].

Но в отношении "Саха омук" отрицательная оценка продолжала господствовать в 50-60-х годах в работах П.У.Петрова, З.В.Гоголева, Т. А. Стеркина, А.И.Новгородова и др. В них отсутствовал объективный анализ деятельности общества, "выводы" о нем носили-вульгарно-социологический характер, что было следствием постановлений ЦК ВКП /б/ от 8 августа 1928 г., Якутского обкома от 6 февраля. 1952 г. "О буржуазно-националистических извращениях истории якутской литературы". Подобная трактовка нашла свое отражение в 3 -м томе "Истории Якутской АССР" [8].

Вместе с тем 60-70-е годы ознаменовались определенными изменениями в оценке общества. О позитивном вкладе общества в культурное строительство, о партийном руководстве над "Саха омук" писали И.М.Романов, В.С.Бровкина, И.И.Михайлов. С.Н.Горохов, - И.А. Аргунов, Р.В.Шелехова. И.А.Аргунов отверг вывод

[7] Потапов С. Г. Национальное искусство Якутии. - Якутск: Якгиз, 1932; Колесов Г.Г., Потапов С.Г. Советская Якутия. - М.: Государственное социально-экономическое изд-во. 1937; Токарев С.А. Очерки истории якутского народа.- М.: Соцэкгиз, 1940; Башарин Г. П. Три якутских реалиста-просветителя.- Якутск: Госиздат, 1944. [8]; Петров П. У. Установление Советской власти в Якутии.- Якутск: Кн. изд-во, 1957; Гоголев З.В. Восстановление народного хозяйства ЯАССР/1923-1925 гг./; Он же. Развертывание социалистической реконструкции народного хозяйства / 1926-1932 гг./. // Очерки по истории Якутии советского периода.- Якутск: Кн.изд-во, 1957.- С. 148-151; 173-174; Стеркин Т.А. Якутский театр. // История советского драматического театра.- Т.2.- М.: Искусство, 1966.-С. 405-410; Т.З. - М.: Искусство, 1967.- С. 525-534; Новгородов А. И. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Якутии.- Новосибирск: Наука,. 1969.- СИЗ, 226.

А. И. Новгородова о том. что общество являлось политической организацией гойоната [93.

В 1968 г. был издан сборник документов и материалов "Культурная ркеволюция в Якутии / 1917-1937 /". в котором были опубликованы важные документы, показывающие значение партийно-советских органов в организации и деятельности "Саха омук" и участие беспартийных интеллигентов в осуществлении ленинской национальной политики [10].

В 1975 г. в журнале "История СССР" вышла статья Р.В.Костиной "Совещание историков Якутии", в которой приводились "доказательства" участия А.Е.Кулаковского, А. И. Софронова, Н. Д. Неустрое-ва в контрреволювдоннной, националистической деятельности, говорилось о переоценке значения деятельности "Саха омук" в культурном строительстве со стороны историка И.А.Аргунова [ИЗ. Это способствовало укреплению догмата о том, что "Саха омук" являлось контрреволюционной, националистической организацией.

[9] Романов И.М. В.И.Ленин о роли интеллигенции в первые годы Советской власти. // По ленинскому пути.- 1962.- N9.- С.23-26; Бровкина В.С. Из истории культурно-просветительных учреждений Якутии / 1920-1923 гг. /. // Якутский архив. Вып.З.- Якутск: Кн. издво, 1966.- С.126-143; Михайлов И. И. Осуществление национальной политики партии в Якутии в первые годы Советской власти.-Якутск: Кн.изд-во, 1968; Горохов См. "Саха омук" диэн общество культурней -сырдатар улэтэ. // Хотугу сулус- 1971.- N10;- С. 70-74; Аргунов И.А. У истоков социалистической культуры народов Якутии.- Якутск: Кн.изд-во, 1971.- С. 181-202; Мелехова Р.В. Борьба за Советскую власть на севере Якутии в 1917-1925 гг. -Якутск: Кн. изд -во, 1972. - С. 156.

[10] Культурная революция в Якутии. Сборник документов и материалов.- Якутск: Кн.изд-во, 1968.

[11] Костина Р.В. Совещание историков Якутии. // История СССР. -1975.- N5.- С. 228-233.

Данная трактовка отразилась в работах В. С.Познанского, В.А. Демидова, в "Историографии культуры и интеллигенции", вышедшей в 1978 г. [12].

С началом перестройки стали появляться монографии и статьи, освещающие историю "Саха омук" с новых позиций. В них освещалась общедемократическая сторона деятельности "Саха омук", биографии руководителей общества. К числу этих авторов относятся: Г.Г.Макаров, С.И.Ковлеков, В.Н.Протодьяконов, И.И.Николаев, И.П.Ушниц-кий, Е.П.Антонов [13].

Как видно из историографического обзора, выдвигаемая тема носит дискуссионный характер, в различные периоды деятельность "Саха омук" оценивалась неоднозначно. На современном этапе в связи с возрождением национального самосознания и духовности необходимо объективное изучение истории этого общества.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование истории культурно-просветительного общества "Саха омук". В работе ставятся задачи:

выяснить предпосылки и причины возникновения общества "Саха омук";

покагтгь роль и место якутской интеллигенции, сгруппировавшейся в "Саха омук" в послеоктябрьский период истории Якутии;

раскрыть роль, влияние и взаимоотношения между партийно-советскими органами и "Саха омук";

[12] Демидов В.А. О некоторых недостатках в освещении истории борьбы за власть Советов в Якутии. // Вопросы историографии и источниковедения истории партийных организаций Сибири, сборник научных трудов.- Новосибирск: НГУ, 1975.- С18-30; Демидов В.А. Познанский B.C. .К истории борьбы с белобандитизмом в 1921-1923 годах. // Вопросы историографии социалистического и коммунистического строительства в Сибири.- Новосибирск: НГУ, 1976.-С. 59-79; Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири.- Новосибирск: Наука, 1978.

ИЗ] Макаров Г.Г. Северо-восток РСФСР в 1918-1921 гг.- Якутск: Кн. изд-во,. 1988. - С. 169-170. 175. 183; Николаев И. И., Ушницкий И.П. Центральное дело.- Якутск: Кн.изд-во, 1990; Протодьяконов В.Н. Кузьма Гаврилов: Ни в чем себе не изменил. // Советы Якутии.- 1991.- 7 ноября; Ковлеков СИ. Профессор Г.Г.Колесов / Очерк жизни и научно-педагогической деятельности /.- Якутск: ЯНЦ, 1992; Антонов Е.П. Новые задачи в годы НЭП. Деятельность культурно-просветительного общества "Саха омук" в 1923 -1925 гг.. //Илин.- 1992.-С. 36-38.

- показать реальный вклад., внесенный обществом, в культур-
I . ное строительство Якутии;

- проследить на конкретных данных участие "Саха омук" в
практическом проведении национальной политики в ЯАССР.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920 по 1928 г. При анализе предпосылок создания "Саха омук" эти рамки расширены с 1905 по 1920 г.

Территориальные рамки. Рассматриваемый в диссертации регион включает в себя почти всю территорию Якутии, за исключением южных районов У Алдана /.

Методологические подходы и методика исследования темы. Методологической основой диссертации является концепция многополярности / плюралистическая модель /, предполагающая системный подход. Это объективно ведет к возрастанию числа субъектов исто- рии. поскольку раньше, в соответствии с марксистским учением, признавался приоритет пролетариата, состоявшего из великороссов, .над крестьянством / нерусские национальности состояли главным образом или полностью из крестьян /. И такое предпочтение по образному выражению английского историка Э.Карра, "легко могло маскироваться под марксизм" [14]. В Якутии громадное большинство населения, за исключением малочисленной группы пролетарской интеллигенции и сезонных рабочих, априорно можно было зачислить в "националисты", "контрреволюционеры", "реакционеры", которых следует расстреливать, арестовывать" "перековывать", "перевоспи-" тывать" и пр.. т. е. рассматривать как объект воздействия, а не субьект истории. Якутский народ в целом, как бы "выключался" из числа творцов историческогопроцесса.

Вместе с тем автор диссертации стремился к тому, чтобы фак-- тический материал темы был проанализирован в исторической конкретности. События в работе рассматриваются в проблемно-хронологическом плане. В работе использованы различные методы научного исследования: сравнительно-исторический, анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция.

[14] Эдвард Карр. История Советской России... С. 295.

Источниковая база. Диссертация написана на основе изучения и обобщения широкого круга разнообразных неопубликованных и опубликованных источников и материалов.

Основную часть источниковой базы диссертации составляют неопубликованные материалы.

Использованы из опубликованных источников сборники документов и материалов [15]. содержащие ряд сведений о "Саха омук" / деятельности, об отношении к повстанческим движениям в 20-е годы, борьбе с шаманизмом, доклад И.Н.Барахова с характеристикой национальной интеллигенции и пр. /. Для изучения участия членов "Саха омук" в национально-государственном строительстве важное значение имеют протоколы 4-го Всеякутского съезда Советов [16].

В диссертации использованы воспоминания М.К.Аммосова, воспоминания родственников и знакомых, переписка К. 0. Гаврилова, письмо "Якутской интеллигенции" А.Е.Кулаковского [17].

Многогранным источником в изучении истории -"Саха омук" служит периодическая печать того времени. Нами привлечены материалы журналов и газет: "По заветам Ильича", "Якутские зарницы", "Ленский коммунар", "Автономная Якутия", "Кыым" и современная периодика: "Полярная звезда", "ЧОЛБОН", "Илин", "Отечественная история", "Вопросы истории", "Якутия". ."Сахаада".

Изучены документальные материалы фондов Центрального государственного архива / ЦТА PC / Я //: - Президиума Верховного Совета ЯАССР / ф.50 /, Отдела народного образования Якутского губ-ревкома / Якутгубоно // 1918-1926 гг.// ф.56 /, Народного комиссариата Просвещения, Здравоохранения и социального обеспечения / 1923 -1930 гг./ / ф. 60 /, Вилюйский филиал культурно-просветительного общества "Саха аймах" / 1918-1920 гг.// ф.578 /, Якутского представительства при Президиуме ВЦИК РСФСР в Москве / 1922 - 1938 гг.// ф.605 /, Министерства просвещения ЯАССР / 1922-1977

[15] Борьба за установление и упрочение Советской власти в Якутии. Сборник документов и материалов.- Якутск, 1961.- 4.2. Кн. 1, 2; Культурная революция в Якутии / 1917-1937 /. Сборник документов и материалов.-Якутск, 1968.

[16] 4-й Всеякутский съезд Советов. Бюллетени.- Якутск, 1926. [17] Аммосов М.К. С помощью русских рабочих и крестьян.- Якутск, 1967; Кузьма Осипович Гаврилов.- Якутск: Бичик, 1993; Кулаковс-кий А.Е. Якутской интеллигенции. - Якутск. 1992.

гг. // ф. 57 /, Управления Якутской окружной и городской милицией / 1921-1928 гг.// ф.216 /. Якутского Губревкома / 1920-1923 гг./ /ф.49/.

Основной массив источников по теме выявлен в секретном отделе ЦГА PC / Я /. Здесь изучено 9 фондов, из которых наибольшую ценность для разработки темы представляет фонд 459-й, включающий в себя 215 дел о "Саха омук". В то же время привлечены документы других фондов: Главного Управления по делам литературы и. издательства / 1926-1960 гг.// ф.621 /, Якутгубчека / 1922-1924 гг./ / ф.67 /, Сибирской добровольческой дружины / ф.440 /. ВЯОНУ / ф. 441 /, Якнарревдота / 1923 // ф.455 /, Якутского Ревкома / ф. 49 /, ЦИК ЯАССР / 1923-1937 гг.// ф.50 /. Командующий вооруженными силами ЯАССР / 1921-1922 гг.// ф. 176 /.

В Центре документации новейшей истории / ЦДНИ PC / Я // объектом исследования стали фонды Якутского обкома КПСС / ф.3 // 1920-1937 гг. /, Якутского губернского бюро РКП /б/ /1919-1923 гг.// ф.2 /, Личный фонд М.К. Аммосова / ф. 182 /. Здесь выявлены протоколы пленумов, бюро, совещаний, конференций, раскрывающих различные стороны взаимоотношений партийно-советских органов и национальной интеллигенции, ход мероприятий по реализации политики ВКП / б / в Якутии. Кроме этого в них содержатся отчеты о работе "Саха омук", материалы о "контрреволюционных заговорах", различные директивы, постановления, доклады, обращения, телеграммы, письма партийных органов и деятелей партии, касающиеся многих сторон истории якутской интеллигенции.

В архиве Министерства безопасности PC / Я / рассмотрены следственные дела репрессированных интелигентов: В.Н.Леонтьева, А.И.Софронова, С.Н.Донского-1, А.Ф.Боярова, Р.Ф.Кулаковского, П. А.Ойунского, братьев Т.В. и П.В.Слепцовых. Они представляют собой ценный источник по изучению биографий представителей интеллигенции и являются свидетельством абсурдных и надуманных обвинений их в "буржуазном национализме".

В архиве Якутского научного центра / ЯНЦ / исследованы документы, освещающие деятельность дореволюционных националь-

но-культурных обществ / уставы, воспоминания и пр./. Фонд Института языка, литературы.. истории / ф. 5 /.

В целом совокупность выявленных автором опубликованных и неопубликованных источников обеспечивает достаточную источнико-вую базу для решения поставленных в диссертации задач.

Научная новизна и практическая значимость работы. Научная новизна диссертации заключается в том. что предпринята попытка комплексного исследования истории культурно-просветительного общества "Саха омук" и его предшественников: "Общества просвещения", "Саха аймах" и пр. В таком ракурсе эта проблема не исследовалась в российском масштабе / история национально-культурных обществ Татарстана, Башкортостана, Тувы и др./. На фактическом материале раскрыты предпосылки и условия, способствовавшие появлению культурно-просветительных обществ. На основе архивных материалов раскрыты общая направленность государственной политики по советизации национальной интеллигенции и формы управления этим процессом, использование ее в качестве посредника / "смычки" / между партийно-советскими органами и местным населением Якутии. Анализу и обобщению подвергнута деятельность культурно-просветительного общества "Саха омук" в Якутии, с учетом ее как позитивных, так и негативных итогов. Рассмотрено участие "Саха омук" в формировании якутской советской общественности, национального самосознания якутов. Поставленные в диссертации вопросы автор стремился осветить и осмыслить с позиций новых подходов, опираясь на достигнутый уровень исторической мысли, представленный в новейших трудах, в т. ч. и зарубежных.

Введены в научный оборот ранее невыявленные материалы. Кроме того, круг традиционных источников значительно расширен за счет использования до последнего времени секретных материалов Архива Министерства безопасности PC / Я /. а также секретного фонда ЦГА PC / Я /.

Полученные результаты имеют выход для практического применения. Конкретный фактический материал, основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в монографиях и обобщающих исследованиях по истории Якутии и Сибири. Положительный и негативный опыт, формы, методы общественно-политической и куль-

турно-просветительной деятельности "Саха омук" и его предшественников, обобщенные в диссертации, могут найти применение в современных условиях при выработке программ по национальному возрождению. Например, общерусская, общероссийская ориентация членов "Саха омук" в 20-е годы может стать примером для современных национально-культурных обществ: "Саха омук" и "Саха Кес-киле", основные усилия которых, на нынешнем этапе, направлены однобоко к установлению культурных связей с другими тюркскими народами, партией "Туран". Конечно же наличие связей с другими тюркскими народами сейчас необходимы, в т. ч. и культурные. Материалы дисссертации представляется возможным привлечь для подготовки спецкурсов и их преподавание в вузах республики, а также в лекционной и краеведческой, работе.

Похожие диссертации на Культурно-просветительное общество "Саха омук" (1920-1928 гг. ).