Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение истории шаманства на :евере Якутии ииеет важное значение для более полного освещения юца исторических событий в первые годи Советской власти В DTOM крае. Это был сложный период в жизни народов, период перехода к -ювому общественному строю, сопровождавшийся^разрушением многих материальных и духовных ценностей. Были допущены не только ошибки, -to и перегибы в определении путей строительства новой жизни. Перегибы испытало на себе шаманство. Именно потому в историографии Якутии эту тему всячески обход/ли или намеренно искажали.Только в последние годы переориентация общественного сознания, растущая потребность в восстановлении исторической правди но всех ее противоречиях позволили выдвинуть эту тему как исследовательскую, воссоздать подлинные факты о шаманстве, снять с нее завесу закрытости.Историческая паука Якутии в настоящее время в состоянии исследовать шаманство по-новому, осмыслить его в контексте общих проблем духовной культуры народов и выявить его роль в общественной жизни того времени. Исследование положения шмманов на севере Якутии в 1920-1930-х г. открыгает перец нами ранее неизвестные страницы истории края, ноенє интересные исторические факты. Впервые представлена возможность на основании подлинных исторических и архивных документов проследить шаг за шагом искоренение шаманства советской властью,которая объявляла его явлением классовым, обслуживающим социальную верхушку общества. Респрессия шаманов, их систематическое преследование показывают одну из сторон политического курса, завершившегося образованием тоталитарного государства, и это еще раз подчеркивает необходимость изучения данной темы.
Объектом работы является история шаманства на севере Якутии в первые годы строительства соеєтской власти.
- * -
Историография темы. По истории шаманства в Якутии существует довольно большая научная литература. Вопроса исторических корней шаманства касались в своих грудах Г.А.Гмелин, Г.Ф.Миллер, Я.И.Лив-денау, Г.А.Сарычев и другие. Отдельные наблюдения о шаманских обрядах, костюмах и бубнах содержатся в работах других авторов . Некоторые специфические аспекты шаманства как социального явления рассмотрены в трудах политссылышх2. Большой интерес представляют работы Г.В.Ксено$онтова, Й.С.Гурвича, Н.А. Алексеева и других^.
L Ыиддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири,- Ч.П.-СПб. 1896. -С.619-833.Народы Сибири: Этнографические очерки.- М.-Л.: Изд-во АН СССР.- 1956.- С.1083; Подгорбунский В.Н. Материалы для изучения шаманских бубнов туземцев Сибири.- Иркутск, 1923.- С.34; Приклонений В.Л. Похороны у якутов в северной части Якутской области: Сибирский сборник. - Иркутск,1890. - Вып.1. - С.І62-І67; Прокопьева Е.Д. Шаманские костимы народов Сибири. Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХГХ-начале XI века.-Л., 1971. -С.5-ЮІ; Ура* нович С. Религия туземных народностей Сибири.-М., 1930.-С.135; Бого-раз-Тан В.Г.К психологии шаманства у народов Северо-Восточной- Азии// Этнографическое обозрение. 1910.- 1-2.
2 Трощанский ВЖ Опыт систематической программы для собрания сведений о дохристианских верованиях якутов.- Казань, 1697.- С.63. Он же. Эволюция черной веры/шаманства/ у якутов.- Казань, 1902.- С.185; Виташевский Н.А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями// Сб.музея антропологии и этнографии при Российской Академии Наук. -Пг., І9І8.-Т.У.- Бып.1.-С.165-188; Он лее. Материалы для изучения шаманства у якутов// Зап.Вост.- Сиб.Отд. Рус.Геогр.общ. по этнографии.' 1890,- Т.2. - Вып.2.-С.36-42; СПб.; Он же.О статье Э.К.Пекарского и В.Н. Васильева. Плащ и бубен якутского шамана// Материалы по этнографии России/ Под ред. К. Волкова.-СПб.» І9Ю- Одесса, 1910. -СИ; Пекарский З.К., Васильев В.Н. Плащ и бубен якутского шамана// Материалы по этнографии России.- СПб.,І9Ю.-Т.І.-С.93-116; Материалы по якутскому обычному праву- С6.ЦАЗ.-І.І925.-Т.У.- Вып.2.- С.673-678; Ионов В.У., Д.Н.Анучин. О применении фонографа в этнографии и, в частности, о записи шаманского камлания в Среднеколымском округе Якутской области.-
Во всех работах в целой проблема шаманства получила достаточно обоснованное освещение. Исследователи собрали разнообразный фактический материал; их труды представляют серьезный вклад в научную разработку данной проблемы. Вместе с тец большинство из них /особенно труды советских авторов/ написаны под влиянием научного атеизма и интерпретации шаманства как явления реакционного. Кроме того, проблема северного шаманства не получила должного освещения.
Рец.//Живая старина. - I90I-- Т.І-П.-С.217-222; Он ае Медведь по воззрению якутов// Живая старина. - 1915.- Прилож. к» 3; Он же. Дух - хозяин леса у якутов // Сб.МАЗ. - Иг., І9І6.-Т-ІУ.-Виді.- С. 43; Он ае. К вопросу об изучении дохристианских верований якутов// Сб.музея антропологии и этнографии. - Пг., 1918. - Т.У.- Вып.1.- С.155-164. Обзор литературы по верованиям якутов. - Пг., 1915. - С. 17-72; Он же. Орел по воззрениям якутов.-СПб., 1913.- С. 28; Мицкевич СИ. Нэнерик и змиряченье - формы истерии в Колымском крае. - Л., 1929. - С. 54; Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969. - С.303-364; СерошевскиЙ В.Л. Якуты. Опыт этнографического изучения .- U., 1293. - С.593-651; Он не.Как и во что веруют якуты.
5Ксенофонтов Г.В. Ураангхай Сахалар. - Ч.І. Очерки по древней истории якутов. - Иркутск, 1937. - Разд.З.Шаианство северных якутов. С.328-367; Он же. Легенды и рассказы о шаманах якутов,бурят,тунгусов. - Иркутск, 1928. - Ч.І.-С. 1-78; Он же. Хрестес, шаманизм и христианство /Оакты и выводы/. - Иркутск, 1929. - С.143; Гурвич И.О. Культура северных якутоз. - М. ; Наука, 1977. - С.214-231; Он же. Охотничьи обычаи и обряды у населения Оленекского района. Сб.материалов по этнографии якутов. - Якутск, 1948. - С.74-94. Косаков И. К вопросу о шаманстве в Северной Азии. - IJ., 1930.
- б -
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение проблемы северного шаманства в свете новых данных и нового подхода к пониманию роли шамана в обществе особого мира севера, а также освещение позиции советской власти по отношении к шаманству. Исходя из этого решаются следующие конкретные задачи: выяснение сущности северного шаманства в обцестве; изучение социально-экономического положения шаманства; рассмотрение форы и методов борьбы советской власти по искоренению шаманства; выявление;допущенных перегибов и ошибок в борьбе с шаманством; определение характера отношений людей к шаманам и причин аивучести шаманства, благодаря которым репрессивно." системе не удалось вырвать с корнями это "экзотическое" явление культуры.
Хронологические рамки исследования охватывают 1920-1930 гг., когда соприкоснулись многовековая шаманская традиция, новая атеистическая идеология и вытекающая из этого политическая линия борьбы советской власти против шаманства.
Территория рассмотрения проблемы охватывает Верхоянский, Колымский, Булунский округа, 9 северных национальных районов Якутской АССР. Для сравнительного рассмотрения общего хода событий привлечены и материалы по истории Центральной Якутии.
Методы исследования.В основу изучения темы положено максимальное выявление разнообразного источниковедческого материала, исследование научной литературы вопроса. Работа выполнена в проблемно-хронологическом плане с использованием различных методов исследования /анализа, обобщения, сравнения/. В диссертации предпринята попытка рассмотреть тему, учитывая развитие, взаимосвязь и взаимообусловленность различных явлений.
Источники исследования представлены архивными и опубликованными документами. Значительный материал собран в национальном архиве Республика Саха /Якутия/. Изучены фонды: Центрального Исполнительного Комитета ЯЦИК Якутской АССР, Совнаркома Якутской АССР,
Госплана Якутской АССР, Якутского статистического управления, Комитета Севера при Президиуме ЦИК Якутской АССР /І924-Ш2 гг/, Правительственной комиссии Якутской АССР по северным округам /1926-1933 гг./. а также фонды ряда северных райисполкомов.Собраны личные воспоминания очевидцев, знавших шаманов и живых свидетелей шаманской практики того времени.
Всего автором выявлено в фондах Национального архива РС/Я/ около V70 дел по теме. Интересные сведения содержатся в фондах филиала Национального архива РС/Я/, в бывшем архиве Якутского обкома КПСС. Богатый .материал содержится в делах фонда 5 Архива Якутского Научного Центра СО РАН. Использованы некоторые документы врхива Управления Федеральной Слуябы Безопасности России по Республике Саха /Якутия/,касающиеся деятельности ОГПУ по аресту, конфискации имущества паманов.
Кроме того, изучены опубликованные источники, в частности, сборники документов, в которых содераагся факты гонения и репрессии шаманов в северных районах республики; фактический материал литературы по вопросам шаманства; документы, опубликованные в центральной и местной периодической печати / журналы "Советская .. Азия", "Советский Север", "Советская Арктика", "Атеизм" и другие/; материалы,относящиеся к социалистическому преобразованию Севера Якутской АССР/журналы"По заветам Ильича","Красная Якутия","Социалистическое строительство"/.
Использованные источники позволяют решить те задачи, которые ставятся в диссертации и дают возможность составить общее представление о положении шаманства в те годы и о борьбе новых властей против него. Автор стремился критически, объективно отнестись к источникам и получить достоверную информацию.
- 8 -Научная новизна диссертации.Новизна диссертационного исследования состоит, прежде всего, в постановке самой темы в качестве объекта научного изучения. В отличие от предшественников автор подробно проанализировал положение шаманства на севере; предпринял попытку выявить общее и особенное в развитии этого явления. Впервые прослежена антишаманскяь кампания советской власти. В научный оборот введены новые факты и новые источники для исследования темы.
Практическая польза диссертации. Конкретный материал, авторские наблюдения и выводы могут быть полезными для формирования научных представлений о духовной жизни общества, написания обобщающих исследований по истории народов севера республики. Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-воспитательной и лекционной работе.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.Каждая из двух глав представлена тремя разделами. Основное содержание изложено на 118 страницах машинописного текста.