Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Колесникова Вероника Анатольевна

Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков
<
Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колесникова Вероника Анатольевна. Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Оренбург, 2003 207 c. РГБ ОД, 61:04-7/481

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 29-89

1.1. Культурные инициативы населения губернии 29-72

1.2. Оренбургская интеллигенция и социокультурная динамика региона 73-89

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 90-169

2.1. Досуговая культура 90-105

2.2. Театральное искусство 105-131

2.3. Массовая художественная культура 132-169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170-174

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 175-191

ПРИЛОЖЕНИЯ 192-208

Введение к работе

Современное состояние социально-экономического развития страны характеризуется повышенным интересом и к социокультурным процессам. Формирование рыночного хозяйства требует решения целого комплекса проблем, в том числе и духовных. Проводимые изменения в экономике немыслимы без улучшения социально-культурной сферы.

Одним из приоритетных направлений сегодняшней государственной политики, декларированной как на центральном, так и на местном уровне, является возрождение и поддержка культуры в исторически самобытных (частично утраченных) и регионально определенных ее сторонах.

В отечественной общественной жизни заметно возросло внимание к российской культуре во всем разнообразии ее многовековых традиций, с их мировоззренческой религиозно-нравственной и художественно-эстетической самобытностью.

В настоящее время изучение отечественной истории определяется заметным вниманием к регионалистике как одной из теоретико-методологических основ научно-исторического знания. В постановке проблемы осмысления культурного наследия прошлого значительную роль играет понятие «регион» (национальный центр или окраина в зависимости от географического, национально-государственного или культурологического аспекта дефиниций).1

Соборность, умение творчески переработать «чужой» культурный опыт всегда были характерны для российского общества, чему во многом способствовала провинция. Культура каждого региона имеет свое собственное содержание, она наполнена традициями, обрядами, верованиями. Термин «провинциальная культура» не определяет такую культуру как понятие более низкого, чем столичная, качества, но указывает на

1 Законодательство о культуре. М., 2001. С.5.

форму саморазвивающейся культуры территории, безусловно, с отражением общегосударственных общественно-культурных процессов страны. Ни одна из научных проблем не может быть успешно решена без скрупулезного изучения совокупности наследия, сохранившегося в культуре того или иного народа, края.

Исследования по теме культурной жизни Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX вв., к сожалению, пока не позволяют охарактеризовать культуру региона данного периода во всей сложности, многоаспектности и целостности, четко выделить в ней черты, типичные для общероссийской культуры, и местные, региональные особенности; определить ее место и роль в общем процессе развития отечественной культуры второй половины XIX - начала XX вв.

Настоящее исследование предполагает рассмотреть культурную жизнь Оренбургской губернии в двух аспектах: первый - в контексте социально-культурной ситуации в стране и второй - в определении специфики художественной культуры Оренбургской губернии.

Объектом исследования выступает художественная культура населения Южного Урала как одна из важнейших социо-духовных сфер, являвшаяся результатом совместных усилий общественности и государственных органов, направленных на формирование и распространение духовных ценностей.

Предметом диссертационного исследования является содержательная сторона и направленность социокультурных явлений и процессов, получивших устойчивое развитие и распространение на территории Южного Урала, особенности их возникновения и проявления.

Территориальные рамки исследования ограничены административными границами Оренбургской губернии, в состав которой после разделения Оренбургского генерал-губернаторства на две губернии в 1865 году, вошли пять уездов — Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский и Орский.

Хронологические рамки исследования. Выбор данного исторического этапа обусловлен его недостаточной изученностью в отношении вопросов развития культурной жизни Оренбургского края и значительными сдвигами, которые произошли в духовной жизни его населения под воздействием новых общественных отношений.

Реформы 60-х годов XIX века стали фактором, оказавшим определяющее воздействие на состояние и развитие культуры как на общероссийском, так и на региональном уровне. Они дали мощный импульс социокультурным процессам, происходившим на территории Оренбургской губернии во II половине XIX — начале XX века. Нижнюю хронологическую границу определили кардинальные изменения общественно-политической ситуации в стране последовавшие в результате политических событий 1917 г., начинавшаяся в регионе гражданская война, которые привели к радикальной трансформации указанных явлений.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в попытке анализа важнейших достижений художественной культуры Оренбургской губернии во второй половине XIX — начале XX вв., в выявлении основных форм, методов и результатов деятельности художественно-творческих учреждений и организаций по сохранению и наращиванию культурного потенциала региона страны. В соответствии с целью в работе решались следующие исследовательские задачи:

  1. Определить степень научной разработки проблемы, охарактеризовать источниковую базу и методологические принципы исследования.

  2. Проследить динамику развития культурных процессов в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.

  3. Раскрыть деятельность основных институтов духовной жизни населения региона Оренбургской губернии и непосредственно связанных с ними специализированных учреждений.

  4. Охарактеризовать на общероссийском фоне региональную специфику происходивших в Оренбуржье культурно-художественных процессов.

  1. Проанализировать становление культурно-зрелищных учреждений Оренбургской губернии, любительских объединений, их место и роль в духовной жизни населения.

  2. Показать состояние и особенности быта оренбуржцев, их влияние на формирование досуговой культуры.

В рамках указанных задач автор ограничил себя анализом явлений, имевших место в сфере художественной культуры. В соответствии с замыслом в исследование не вошли проблемы развития просвещения, науки, средств массовой информации, архитектуры, литературы. Изучение опыта культурно-художественной деятельности в данном регионе представляет значительный научно-теоретический интерес, поскольку не подвергалось прежде комплексной, научной разработке.

Теоретико-методологические основы диссертации и методы исследования. В качестве методологических принципов и регулятивных положений в данной работе применены концепции классиков исторической и философской науки, выявивших общие закономерности становления культуры, историческую обусловленность социокультурных процессов, влияние на них этнических, региональных и других особенностей.

Методологический анализ способствовал объединению различных подходов к изучаемому объекту. Поэтому автором уделяется внимание логической строгости изложения, обоснованию используемых теоретических построений, взаимосвязи поставленных задач и применяемым методам.

С помощью сравнительно-теоретического анализа выявляются основные параметры соотношения ситуации в России в целом и в губернии в частности, благодаря чему в последующем становится доступным анализ различных историко-культурных ступеней развития региональной культуры.

В основу примененного в работе комплексного подхода положены общие методы научного познания, принципы диалектики, историзма и научной объективности. Все факты и события культурно-художественной

жизни населения Оренбургской губернии рассматривались в их логической последовательности и взаимосвязи.

Обширный и разнообразный круг источников, привлеченный в данной диссертации, позволил использовать и специфические методы исторического познания - хронологический, проблемный, факторный, социологический (наблюдение, сравнительно-типологический, биографический), демографический.

Научная новизна диссертации заключается в самой постановке цели и задач исследования. Предпринята попытка объективно изучить процессы, имевшие место в культурно-художественной среде края второй половины XIX — начала XX вв., учитывая исторические условия и местные особенности Оренбургской губернии.

Специальное исследование развития культурно-художественной деятельности в Оренбургской губернии второй половины XIX — начала XX вв., выполненное автором, предпринимается в региональной историографии впервые.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней обобщения и выводы способствуют расширению исторических знаний о развитии культуры в изучаемый период, определяют значимость культурной сферы в жизни населения Оренбургской губернии, помогают оценить исторический опыт и подчеркнуть его значение в современных условиях. Полученные результаты могут быть использованы при разработке курсов лекций, написании обобщающих трудов, учебно-методических пособий и научно-популярных работ и учтены при составлении и реализации дисциплин регионального компонента образовательных стандартов в учебных заведениях Оренбургской и Челябинской областей, а также краеведческой работе.

Степень изученности проблемы. Интерес к истории русской культуры стал проявляться в России примерно в 30 — 40-е годы XIX века. Он был связан с ростом национального самосознания, общим вниманием к

историческому прошлому нации. Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М.В. Петрашевским в 1845 - 1846 гг.

С началом демократических реформ 60-х годов XIX века заметно возрастает роль культуры в обществе, на фоне социальной заинтересованности в развитии образования и культуры публикуются исследования

0 традиционной народной культуре, фольклоре.1 Формируется обществен
ный интерес к деятельности отдельных лиц и учреждений, сыгравших
заметную роль в отечественной культуре.

В дореволюционный период издаются труды по истории культуры как определенной области исторических знаний. На рубеже XIX — XX вв. приобрели широкую известность «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова.2 Они содержали последовательное изложение проблем народонаселения, «экономического быта» России, государственного строя, сословных отношений, религиозных верований, просвещения, общественной мысли в широких хронологических рамках, включая и интересующую вторую половину XIX века.

Дальнейший этап процесса изучения культуры связан с появлением публикаций в начале XX века работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции.3 Д.И. Овсинико-Куликовский рассматривает эту проблему на конкретном материале русской художественной литературы.4

В дооктябрьской историографии исследователи уделяли особое внимание деятельности земств в области распространения просвещения культуры среди населения, рассматривая их в качестве основного гаранта культурно-просветительной работы. Они подтверждали свои выводы обширными статистическими данными.

1 Алферов А.Д. Петрушка и его предки. Десять чтений по литературе. М., 1895; Ровинский Д.А. Рус
ские народные картинки. T.5. СПб., 1881.

2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. M., 1993.

3 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. T.1-2. СПб., 1861;
Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. 4.1-2. М., 1876 -» 1879.

4 Овсинико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. Т. 1-2. М., 1906 - 1907.

Роль земских учреждений в становлении и развитии культурно-просветительных учреждений рассматривалась в работах Б.Б. Веселовского, Е.А. Звягинцева, Т.А. Фальборка, В.И. Чарнолусского.1

С середины 90-х годов XIX века в общественно-политической жизни России вновь начинается подъем. Отличительной чертой общественного сознания этого времени был интерес к новой политической доктрине марксизму, который рассматривался многими современниками в качестве альтернативы народнической идеологии. На теоретических позициях марксизма твердо стоял такой видный общественный деятель, теоретик культуры, как Г.В. Плеханов. В работах Г.В. Плеханова была сделана попытка дать марксистскую концепцию истории России и истории отечественной культуры.2

В целом историческая наука императорской России добилась определенных успехов в изучении теории культуры: накоплен большой фактический, в определенной части статистический материал, оформились разные научные подходы к изучаемой теме.

С 1917 года наступил следующий этап в изучении отечественной культуры, который характеризовался утверждением марксистской трактовки в теории и практике культурной политики в стране.

Специальные исследования по истории культуры в России во второй половине XIX - начала XX века стали появляться в 20 — 30 годы. Следует отметить, что активно разрабатывалась история художественной культуры: театра3, кинематографа4, изобразительного искусства5, музы-

1 Веселовский Б.Б. Полвека земства за 40 лет. В 4-х т. Т.1. СПб, 1909; Звягинцев Е.А. Полвека земс
кой деятельности по народному образованию. М., 1915; Фальборк T.A., Чарнолусский В.И. Народ
ное образование в России. СПб., 1919.

2 Плеханов Г.В. Литература и эстетика. Т. 1. Теория искусства и история эстетической мысли. М.,
1958.

3 Теляковский В.А. Императорские театры и 1905 год. - М., 1926; Соболев Ю. MXT (1898-1928):
Очерки.-М., 1933.

4 Чайковский В.В. Младенческие годы русского кино. -М., 1928; Лихачев Б.С. Кино в России (1896-
1926): Материалы к истории русского кино. Т. I. 1896-1913. -Л., 1927.

5 Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. - М., 1930; Соколова Н. Мир ис
кусства. - М. - Л., 1934.

ки.1 Отдельные материалы, наблюдения и оценки явлений культуры изучаемого периода можно найти в мемуарах крупных сценических деятелей: Ф. Шаляпина2, П. Гнедича.3

Яркие страницы русского изобразительного искусства рубежа столетий, выставочная деятельность живописных объединений «серебряного века» отражены в воспоминаниях известных художников А.И. Бенуа, И.Э. Грабаря4. Издаются мемуары выдающихся композиторов Н.А. Римс-кого-Корсакова, М.М. Ипполитова-Иванова.5

История культуры выделяется в самостоятельную отрасль историографии в 40-50 гг. XX века. Однако, практически все издания данного периода были излишне политизированы, не отличались объективной трактовкой изложения событий и явлений отечественной культуры.6

Наиболее широко изучение истории культуры развернулось с 60-х годов XX века. В исследовании этого периода утвердился и стал преобладать в дальнейшем отраслевой принцип в изучении различных подразделений культуры. Результатом такой деятельности явилось издание ряда энциклопедий, ставших своеобразным итогом историко-культурных исследований.7

В 80-90 годы XX века историография изучаемой проблемы пополнилась рядом новых работ. Переиздавались труды видных деятелей культуры исследуемого периода: В.И. Немировича-Данченко, Ф.И. Шаляпина, А.Н. Бенуа.8

1 Сабанеев Л. История русской музыки. М., 1924; Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столе
тия. M.-Л., 1930; Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

2 Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. Л., 1927.

3 Гнедич П.П. Книга жизни. Воспоминания 1855 - 1918. Л., 1929.

4 Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928; Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автобиография. М.
-Л., 1937.

5 Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. M., 1935; Ипполитов-Иванов М.М. 50
лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934.

6 Бурова Г., Гомонова О. Товарищество передвижных художественных выставок. М., 1952; Данилов
С.С. Очерки по истории драматического театра. М. - Л., 1948; Горин-Горяйнов Б.А. Кулисы. М.,
1940; Он же. Актеры (из воспоминаний). М. - Л., 1949; Тираспольская Н. Из прошлого русской
сцены. М., 1950.

7 Театральная энциклопедия. В 4-х т. M., 1965; Кинословарь/Гл. ред. СИ. Юткевич. M., 1966; Музы
кальная энциклопедия. М., 1973.

1 Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995; Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. M., 1989; Шаляпин Ф.И. Маска и дума. М., 1990; Вертинский А.Н. Дорогой длинною. М., 1990.

Одновременно предметом более пристального изучения историков, искусствоведов, филологов стало народное искусство. В последние десятилетия XX столетия у историков, философов, социологов возрос интерес к историко-культурным проблемам. Это находит выражение в появлении обобщающих трудов по истории культуры рассматривавших ее на фоне исторического развития страны и в обширных временных рамках.1

Другой особенностью современного периода историографии темы является устранение региональных пробелов в изучении истории отечественной культуры. Использование регионального материала позволяет воссоздать целостную картину развития культуры России, показать особенности деятельности культурно-просветительных учреждений и деятелей культуры в том или ином ее районе.

Проблемы социокультурного развития регионов нашли свое отражение в кандидатских диссертациях И.Ю. Демьянюк, Е.Ю. Горбуновой, Е.А. Антоновой, А.И. Ефимовой, О.В. Бердовой, М.Р. Юсупова. Соискатели на основе значительного круга материалов исследовали состояние и развитие культуры различных районов страны.2

Рассматривая региональную историографию темы следует отметить, что созданию полной картины развития культуры в Оренбургской губернии в дооктябрьский период во II половине XIX - начале XX века мешала неравномерность в изучении отдельных сюжетов ее истории. Современники событий А.Е. Алекторов, И.С. Хохлов, П.А. Столпянский, П.Д.

1 Борисова Е.А. Стернин Г.И. Русский модерн. М., 1998; Михайлов А.В. Музыка в истории культуры.
М., 1998; Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М., 1996; Поспелов Г.Г. Русское искусство.
Вопросы понимания времени. М., 1997; Он же. Русское искусство начала XX века. M., 1999.

2 Антонова Е.А. Интеллигенция Калмыкии на рубеже XIX - начала XX вв.: Автореф. дис. ... канд.
ист. наук М., 1996; Бердова О.В. Культурная жизнь Костромы и Костромской губернии по материа
лам местной периодической печати конца XIX - начала XX вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.,
1998; Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на
рубеже XIX - XX вв.: Автореф.дис. ... канд. ист. наук. М., 1996; Демьянюк И.Ю. Культурно-просве
тительская деятельность Московского земства в 1880 - 1914 гг.: Автореф .дис. ... канд. ист. наук.
М., 1998; Ефимова А.И. Национально-культурное развитие мордовского народа [конец XIX — сере
дина 30-х годов XX вв.]: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Саранск, 1995.

Райский1 к изданию обобщающих трудов по истории края, в которых лишь фрагментарно затрагивались вопросы состояния и развития культуры.

Описания деятельности учреждений культуры встречаются в статистических сборниках, справочных изданиях, опубликованных в конце XIX - начале XX века.2

В пореформенное время как в центре, так и на местах заметно активизируются краеведческие движения. Большим событием культурной жизни губернии стало основание 9 декабря 1887 года Оренбургской ученой архивной комиссии, которая с 1896 года приступила к изданию своих «Трудов».3 Всего было подготовлено и выпущено 35 выпусков «Трудов».4

В центре внимания членов комиссии энтузиастов — краеведов А.В. Попова,5 И.В. Чернова,6 П.И. Ципляева,7 А. Гра,8 Л.А. Словоохотова9 стояли вопросы истории, образования, этнографии Оренбургской губернии.

В тесной связи с историей оренбургского казачества в 80-90-е годы XIX века исследователи-краеведы Ф.М. Стариков,10 А.И. Мякутин,

1 Хохлов И.С. География Оренбургской губернии в физическом, этнографическом и административ
ном отношениях, с картой губерний. Оренбург, 1908; Столпянский П.А. Город Оренбург. Материа
лы к истории и топографии города. Оренбург, 1908; Алекторов А.Е. История Оренбургской губер
нии. Оренбург, 1883//Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа, 1915; Райский П.Д. Путеводи
тель по городу Оренбургу. Оренбург, 1915.

2 Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии. Вып.1. Орен
бург, 1877; Голубев П.А. Историко-статистические таблицы по Оренбургской губернии за 1862 —
1893 гг. Оренбург, 1895; Живописная Россия: Отечество наше в земном, историческом, экономи
ческом и бытовом значении. В 12 т. Т.2.4.8. СПб. - М., 1901; Исторический очерк народного обра
зования в существовании (1875 - 1899 гг.). Оренбург, 1901.

3 Зобов Ю.С. Историки Южного Урала. Вторая половина XIX - начала XX вв. Оренбург, 1991. — С.92.

4 Там же.-С.93.

5 Попов А.В. Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий, почетный член архивной комиссии //Труды
Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XIX. Оренбург, 1907. - С. 199 -203.

6 Записки генерал-майора Ивана Васильевича Чернова //Труды Оренбургской ученой архивной ко
миссии. Вып. XVIII. Оренбург, 1907.

7 Ципляев П.И. Оренбургская ученая архивная комиссия //Труды Оренбургской ученой архивной ко
миссии. Вып. XXIII. Оренбург, 1911.

8 Гра А. Очерк деятельности Архивной комиссии за 1888 - 1913 гг. //Труды Оренбургской ученой
архивной комиссии. Вып. XXX. Оренбург, 1914.

9 Словоохотов Л.А. Исторические права Оренбурга как центра целого края на высшее учебное заве
дение //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XXX. Оренбург, 1914.

10 Стариков Ф.М. Откуда взялись казаки: Исторический очерк. Оренбург, 1881; изд.2-е. - Оренбург,
1884; Он же. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о
современном быте оренбургских казаков и карты. Оренбург, 1890; Он же. Историко-статистический
очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских каза
ков и карты. Оренбург, 1891; Он же. Сведения о предметах старины в станицах и поселках 3-го
военного отдела Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1899.

Ф.Н. Баранов1 рассматривали вопросы бытовой культуры, песенного творчества казаков. Обряды, традиции, казачий фольклор находили свое отражение в местной периодической печати в публикациях А. Кузнецова, С. Суходольского, С. Севастьянова.2

Вопросы культурного развития Оренбургской губернии в дореволюционной историографии освещались отрывочно и не позволяли составить полную картину культурной жизни ее населения.

В 1920 - 30-х годах исследования по интересующей нас теме были немногочисленны. На их общем фоне выделяются работы Н. Степного и В. Струминского, посвященные устному и музыкальному фольклору Оренбуржья.3 Обширнейшие сведения о песенном творчестве киргизского (казахского) народа, часть которого проживала на территории Оренбургской губернии, содержатся в работе А. Затаевича.4 Ценный материал по дореволюционному народному творчеству Урала (сказки, песни, притчи) приведены в трудах известного фольклориста В.А. Бирюкова.5 Описание быта, частушек, песен поселка Тимофеевского Челябинского уезда встречается в книге М. Голубых.6 В 1926 году вышла в свет работа Н.М. Чер-навского, где приведены интересные факты деятельности любительского объединения и других культурно-зрелищных учреждений г. Челябинска.7 В 40 - 50-е годы наметился процесс усиления интереса исследователей к изучению проблем истории культуры края. Продолжают активно разрабатывать тему местного фольклора П. Завьяловский, В. Гусев, М. Китайник.8

1 Мякутин А.И. Песни оренбургских казаков. - Оренбург, 1996; Баранов Ф.Н. Песни оренбургских
казаков с напевами в 3-х вып. Оренбург, 1913.

2 Кузнецов А. Засидки//Оренбургский листок. 1891. 29 сент.; Суходольский С. Свадебные обычаи по
казачьим станицам Троицкого уезда Оренбургской губернии //Оренбургские губернские ведомости.
1881. 29 авг., 12, 19 сент.; Севастьянов С. Сборы казаков на службу //Оренбургские губернские
ведомости. 1897. 19 февр.

3 Степной Н. Сказки степи. - Оренбург, 1918; Струминский В.Я. Частушки Оренбургского края. Орен
бург, 1921.

4 Затаевич А. 1000 песен киргизского народы (напевы и мелодии). Оренбург, 1925.

5 Бирюков В.А. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936; Он же. Уральские сказки.
Челябинск, 1940.

6 Голубых М. Казачья деревня. М., 1930.

7 Чернавский Н.М. Материалы к истории Челябинска. Челябинск, 1993.

* Завьяловский П. Предания и сказки оренбургских степей. Чкалов, 1948; Он же. Сказки (для детей). Чкалов, 1955; Гусев В.Е. Русские народный песни Южного Урала. Челябинск, 1957; Китайник М.Г. Библиография уральского фольклора. Свердловск, 1949.

Наиболее полно в этот период изучается история театра. В работах М.Незнамова, Е. Правдухиной в систематизированном виде отслежен путь становления и развития старейшего на Урале Оренбургского драматического театра со дня его основания до середины XX века. Предпринята попытка подвергнуть анализу репертуарную политику театра, продемонстрировать творческие портреты режиссеров и актеров.1

Вместе с тем эти исследования не лишены традиционного для марксистской трактовки «классового подхода», присущего для всей историографии советского периода. Идеалогизированными в определенной степени оказались исследования Ф. Рогинской, С. Варламова, касающиеся творчества оренбургских художников Л. Попова, П. Шмелькова, Ф. Малявина, С. Карпова.2

В 60 — 70-е годы оформилось определенное внимание ученых-краеведов к изучению оренбургской прессы, выходившей в период революции 1905 — 1907 гг. В публикациях И. Фахретдинова, П. Десятерик, А. Постниковой, А. Савельева3 освещены этапы появления и развития социал-демократической печати в крае.

Песенный фольклор Оренбуржья периода первой русской революции рассматривается Т. Пузаневой. В ее работе приводятся тексты песен, частушек.

В середине 80-х годов вышла в свет монография Л.С. Медведевой,4 в которой содержатся отдельные факты жизни и деятельности художника Л.В. Попова и его учеников А.Я. Барановского, Н.В. Кудашева, творчество которых связывает дореволюционную историю художественной жизни края с советским периодом.

1 Незнамов M. Старейший русский театр на Урале. Чкалов, 1948; Правдухина Е. Театр в Оренбурге
//Чкаловский областной драматический театр им. A.M. Горького. Чкалов, 1957; Она же. Горьковс-
кие спектакли в старом Оренбургском театре //Чкаловская коммуна. 1956. 4 ноября.

2 Рогинская Ф. Лукиан Попов. М., 1954; Варламов С. Оренбургские художники. Оренбург, 1963.

3 Фахретдинов И. Первая большевистская газета на татарском языке //Южный Урал. 1967.17 января;
Десятерик П. Первая татарская газета в Оренбурге //Блокнот агитатора. 1967. № 1. С.45 - 47; Пост
никова А. Всегда с народом (первая большевистская газета Оренбургского края) //Южный Урал.
1975. 5 мая; Савельев А. Становление большевистской печати в Оренбуржье //Блокнот агитато-
ра.1977. №7. С.14-20.

4 Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985.

Заметную роль в изучении культуры Оренбуржья второй половины XIX - начала XX вв. сыграли регулярные «Бирюковские чтения», в которых публиковались исследования, посвященные бытовым традициям населения, художественной жизни уездных городов и губернии в целом.1

Подавляющее число работ по интересующей нас тематике приходится на 90-е годы XX века. Этот период историографии характеризуется существенными расширением источниковой базы путем привлечения архивных материалов и накопления документальных публикаций. Заметно увеличилось число исследователей, занимающихся проблемами истории культуры на территории региона, была выработана единая методологическая концепция, что, безусловно, способствовало более глубокому анализу конкретно-исторического материала.

Значительное внимание исследованию исторической составляющей культурных процессов губерний Южного и Среднего Урала второй половины XIX - начала XX вв. уделено в монографии В.В. Пяткова и в коллективной работе, посвященной истории Урала под редакцией Д.В. Гав-рилова.2

Помимо анализа общих исторических аспектов культурной жизни предпринимались попытки изучения различных ее сфер. В частности, динамика перемен в отношении к музыкальной культуре населением городов и уездов Урала прослеживается в работах СЕ. Беляева, Б.П. Хав-торина.3

Особый интерес, на наш взгляд, представляет анализ социокультурных процессов, происходивших на той части Южного Урала, которая до 1917 года входила в состав Оренбургской губернии. Отдельные сведения

1 Адукова Т.Ю. Быт дореволюционного Челябинска //Седьмые Бирюковские чтения. Челябинск, 1987.
С. 16-18; Андреева Т.А. Культурно-просветительная деятельность интеллигенции //Восьмые Бирю
ковские чтения. Челябинск, 1988. С. 166-168; Зобов Ю.С. Оренбургское историческое краеведение
конца XIX - начала XX вв. //Одиннадцатые Бирюковские чтения. Шадринск, 1994. С. 15-17.

2 Пятков В.В. История Южного Урала. Челябинск, 1995; История Урала в период капитализма /Отв.
ред. Д.В. Гаврилов. М., 1990.

' Беляев СЕ. История музыкальной культуры Урала XVUI - начала XX века. Екатеринбург, 1996.; Хавторин Б.П. Музыкальная культура Оренбуржья XX столетия. Оренбург, 1999.

о культуре края содержатся в «Очерках истории Челябинской области», учебном пособии «История Оренбуржья».1

Видное место в ряде современных исследований, посвященных культуре Южного Урала, занимают работы, подготовленные Центром историко-культурного наследия г. Челябинска под руководством B.C. Боже, а также научно-исследовательским центром истории народов Южного Урала (руководитель профессор А.В. Федорова).2

Следует отметить работу челябинского исследователя А.С. Скри-пова3, в которой использованы редкие материалы Объединенного государственного архива Челябинской области, газетные публикации за период 1901 -2000 гг., касающиеся городской культуры в контексте общего процесса историко-культурного развития страны. По форме изложения материала выделяются книги А.С. Милявского, Р.А. Бардиной, В.А. Барадулина о традициях декоративно-прикладного творчества.4 Удачное сочетание очеркового изложения с публикацией отдельных документов, в частности о пуховязальных промыслах Оренбуржья, делает ее интересной и полезной как для широкого круга читателей, так в определенной мере и для специалистов.

Среди трудов, посвященных системе образовательных учреждений региона, следует особо остановиться на исследовании челябинского историка профессора С.С. Загребина.5 Его диссертация о политике государства в области просвещения на Урале в 1900 - 1940 гг. содержит бога-

1 Очерки истории Челябинской области /Ред. Н.Б. Виноградов, В.Н. Елисеев. В 2-х ч. Ч. I. Челя
бинск, 1991; История Оренбуржья. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Футорянского. Оренбург, 1996.

2 Южный Урал: историко-культурные проблемы /Под ред. А.В. Федоровой. Оренбург, 1995; Казахи
Южного Урала: История и современность /Под ред. А.В. Федоровой. Оренбург, 1996; Дореволюци
онный Челябинск в слове современников. Собрание текстов /Сост. B.C. Боже. Челябинск, 1997;
Оренбургские немцы. Этническая история и духовная культура. Оренбург, 1998; Челябинск: Энцик
лопедия /Сост. В.С.Боже, А.А. Черноземцев. Челябинск, 2001.

3 Скрипов А.С. Челябинск XX век. Челябинск, 2000.

4 Милявский А.С. Народные промыслы. Встреча с самобытным материалом. M., 1991; Бардина Р.А.
Изделия народных художественных промыслов и сувениров. М., 1990; Барадулин В.Н. Народные
росписи Урала и Приуралья. Л., 1987.

5 Загребин С.С. Культурная политика государства и ее реализация на Урале в 1900 - 1940 гг. Екате
ринбург, 1999.

тый фактический и статистический материал. Но следует оговориться, что в упомянутой работе история культуры региона затрагивается косвенно, фрагментарно.

Видное место в ряде исследований культуры Оренбуржья занимают работы профессора Л.И. Футорянского,1 в публикациях которого история края рассматривается с учетом основных явлений и событий культуры.

Деятельность Оренбургской ученой архивной комиссии рассмотрена в трудах профессора Ю.С. Зобова. Автор вводит в научный оборот сведения о этнографах, историках, географах, внесших весомый вклад в научное изучение края, таких, как А.Е. Алекторов, С.Н. Севастьянов, Ф.М. Стариков, Д.Н. Соколов, А.И. Добромыслов.2

Среди трудов по истории Оренбургского казачества следует особенно отметить работы челябинских ученых М.Д. Машина,3 А.П. Абрамовс-кого, B.C. Кобзова.4 В них содержатся обширные сведения о становлении и развитии народного образования, состоянии культурно-просветительной работы, традиций, обрядов в Оренбургском казачьем войске. Активно разрабатывал эту тему с учетом социально-культурных особенностей магнитогорский исследователь В.П. Баканов.5

1 Футорянский Л.И. Численность, национальный и религиозный состав казачества России в 1897 —
1917 гг. //Проблемы истории казачества: Сб. науч. тр. Волгоград, 1995. С.117 - 131; Он же. Люди и
судьбы Оренбургского края. Оренбург, 2000; Он же. Казачество России на рубеже веков. Оренбург, 1997.

2 Зобов Ю.С. Оренбургская ученая архивная комиссия //Восьмые Бирюковские чтения. Челябинск,
1988. С.142 — 144; Он же. Роль Оренбургской ученой архивной комиссии в становлении историчес
кого краеведения на Южном Урале //Вторая Всесоюзная конференция по историческому краеведе
нию. Пенза, 1989. С.80 -81; Он же. Историки Южного Урала. Вторая половина XIX - начало XX
вв. Оренбург, 1991; Он же. Родной истории страницы. Оренбург, 1994; Он же. Вклад оренбургских
историков и краеведов конца XIX - начала XX вв. в отечественную науку //Российская провинция и
ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. 4.1. Кострома, 1994. — С.205
- 209; Он же. Этнография и фольклор оренбургских казаков в трудах исследователей последней
трети XIX - начала XX вв. //Этнопанорама. 2000. №2. С.43- 48.

. 3 Машин М.Д. Оренбургское казачье войско. 2-е изд. испр. Челябинск, 2000.

4 Абрамовский А.П. Библиотеки - читальни в станицах Оренбургского казачьего войска (конец XIX —
начало XX вв.) // Крестьянство и казачество Южного Урала в трех веках. Оренбург, 1996. С.53-54;
Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Во славу государства Российского: Начальное образование и воен
ная подготовка в Оренбургском казачьем войске. Челябинск, 1994; Абрамовский А.П., Кобзов B.C.
Оренбургское казачье войско в трех веках. Челябинск, 1999; Кобзов B.C. Уральская Варна. Челя
бинск, 1992.

5 Баканов В.П. Историк и бытописатель оренбургского казачества Александр Иванович Кривощеков
//Города Урала в контексте русской культуры: Тез. док. юбил. регион, научн. конф. Челябинск, 1993;
Он же. Подвижник //Из истории оренбургского казачества. Магнитогорск, 1993. С.115 - 142; Он же.
Станица Магнитная. Магнитогорск, 1994.

Факты социально-экономического положения оренбургских казаков, их материальной и духовной культуры, содержатся в научных трудах, изданных Институтом истории и археологии УрО РАН.1

В последнее десятилетие заметно возрос интерес к истории русской провинции. Историографию проблемы существенно восполнили материалы межрегиональных научных конференций, проведенных в Москве, Ярославле, Череповце, Иваново, Челябинске, Екатеринбурге.2

Вместе с тем следует указать, что проблемы культуры Оренбургской губернии в интересующий нас период в полном объеме не рассматривались, лишь отдельные сюжеты, взятые в узких хронологических рамках, изучались специалистами.

Недостаточно разработана тема истории художественной культуры как Оренбургской губернии, так и общего региона Южного Урала, практически отсутствуют монографии по данной проблеме.

Изучением многонациональной культуры региона занимается профессор А.В. Федорова, открывшая для уральских исследователей уникальную научную программу X. Паасонена по изучению эрзянского и мокшанского фольклора на Южном Урале.3 Деятельность музыкально-драматического общества рассматривал в своих публикациях Ю.Н. Вязьмин.4 Однако он ограничился перечислением общеизвестных фактов. Материалы, приводимые Ю.Н. Вязьминым разрознены и незначительны по объему.

1 История казачества Азиатской России. Т.2. Вторая половина XIX - начало XX века. Екатеринбург,
1995.

2 Русская провинция: Культура XVIII — XX вв. М., 1993; Русская провинция и мировая культура. Ярос
лавль, 1993; Традиции в понимание русской культуры. Череповец, 1992; Города Урала в контексте
русской культуры. Челябинск, 1993; Интеллигенция. Провинция. Отечество: Проблемы истории,
культуры, политики. Иваново, 1995; Интеллигенты в провинции. - Екатеринбург, 1997.

3 Федорова А.В. Мордва в Оренбургском крае //Оренбургская мордва: Этническая история и духов
ная культура. Оренбург, 1998; Она же. Хейки Паасонен и мордовский фольклор //Искусство и обра
зование во втором тысячелетии. Оренбург, 2001; Она же. Народы Южного Урала: этнический взгляд
на историю. Оренбург, 2001.

4 Вязьмин Ю.Н. Музыкально-драматическое общество конца XIX - начала XX века. Его роль в ста
новлении и развитии музыкальной культуры //Искусство и образование во втором тысячелетии.
Оренбург, 2001; Он же. Оренбургское музыкально-драматическое общество на рубеже XIX - XX
веков //Оренбуржье музыкальное. 2001. № 1. С. 17-23.

Проблемы развития библиотек в Оренбургской губернии рассматриваемого периода нашли свое отражение в работах Т.А. Камсковой, в которых освещены вопросы классификации библиотек, дана их характеристика, состав фондов, анализ деятельности.1

В работах Л.Б. Акимовой и Т.Э. Лактюнкиной была продолжена разработка такой традиционной темы для региональной историографии, как народные промыслы Оренбуржья.2 Неизвестные факты об участии оренбургских пуховниц в Международных выставках, в частности Лондонской 1861 года, содержатся в книге Е. Фроловой.3

Интересные сведения о кооперации пуховязального промысла в казачьих станицах, культурно-просветительной деятельности потребительских обществ имеются в работе Д.А. Ковылина.4 Заслуживают внимания представленные автором материалы о развитии художественной самодеятельности, состоянии внешкольного образования в кооперативах.

Исследованию благотворительной деятельности Южного Урала второй половины XIX — начала XX вв. посвятила свою работу О.Н. Пашкова.5 Однако, на наш взгляд, ей не удалось выявить свидетельств проявления меценатства оренбургского купечества. Теоретические концепции образовательной культуры региона, статистические данные по грамотности населения отражены в работе Ю. Серебренникова.6 Содержательный

1 Камскова Т.А. Народные библиотеки Оренбургского края конца XIX - начала XX вв.//Историко-
литературный альманах «1743». Оренбург, 2000; Она же. Деятельность Оренбургского губернского
земского собрания по открытию иноязычных библиотек в 1915 - 1917 гг. //Укрепление взаимосвя
зей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной политики. Оренбург, 1994.

2 Акимова Л.Б. История художественных промыслов Урала XVLLI - начала XX веков. Орск, 2002;
Лактюнкина Т.Э. Кустарно-ремесленное производство и промыслы на Южном Урале в конце XIX —
начале XX веков. Дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2003.

3 Фролова Е. Чистый источник. М., 1990.

4 Ковылин Д.А. Кооперация на Южном Урале во второй половине XIX - начале XX вв.: Дисс. ...
канд. ист. наук. Оренбург, 2002; Он же. Культурно-просветительская деятельность промысловой
кооперации в Оренбуржье в начале XX в. //Социокультурная динамика региона. Наука. Культура.
Образование. Оренбург, 2000. С.77 - 81; Он же. Из истории пуховязальной кооперации в станицах
Оренбургского казачьего войска //Казачество России. Оренбург, 2000. С.26 -27.

5 Пашкова О.Н. Купечество Южного Урала во второй половине XIX века (по материала Оренбургс
кой губернии): Дис. ...канд. ист. наук. Оренбург, 2002; Она же. Купеческая благотворительность в
Оренбургском крае во второй половине XIX века //Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. 2001.
№3. С. 57-71.

6 Серебренников Ю.Н. Уровень грамотности и образования населения Урала (1861-1917): Дис. ...канд.
ист. наук. Оренбург, 1998; Он же. К вопросу грамотности оренбургских казаков //Крестьянство и
казачество Южного Урала в трех веках. Оренбург, 1994. С.66 - 67.

конкретно-исторический и статистический материал имеется в работе Е.А. Кочетковой, одна из глав которой посвящена деятельности губернских и уездных попечительств о народной трезвости.1 Заслуживает внимания исследование О.М. Мокроносовой благотворительных организаций второй половины XIX - начала XX вв.2

Интересные материалы о развитии досуговой культуры Оренбуржья, закладке парков и разнообразии форм применяемой в них культурной деятельности приведены в работе В.В. Дорофеева.3 Отдельные факты, касающиеся строительства краеведческого музея, Кафедрального собора, благоустройства города Оренбурга, рассматриваются в публикациях Г.М. Десяткова, Т.Я. Беломытцевой.

Определенное значение для оренбургских историков, занимающихся изучением культуры второй половины XIX - начала XX вв., имеют сведения, выявленные краеведом Т.В. Судоргиной.4 Чрезвычайно полезны материалы о деятельности зрелищных учреждений (театра, кинематографа, клубов), общественных объединений указанного периода.

Оценивая в целом изученность темы «Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии второй половины XIX — начала XX вв.», необходимо признать, что число специальных исследований и обобщающих работ невелико. Изучение данной проблемы затруднено тем, что сведения разбросаны по различным источникам. Долгие годы явления массовой культуры провинциальных городов и губерний не находи-

1 Кочеткова Е.А. Просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства
России в 1874 - 1904 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 1999; Она же. Проблемные вопросы
изучения культурно-образовательного, политико-правового сознания крестьян второй половины
XIX в. //История Отечества на рубеже веков. Опыт. Проблемы. Пути. Решения. Оренбург, 2001.
С.178-183.

2 Мокроносова О.М. Благотворительные организации второй половины XIX - начала XX вв. (на ма
териале Южного Урала): Дис. ... канд .ист. наук. Оренбург, 2002; Она же. Благотворительная дея
тельность в Оренбуржье в конце XIX — начале XX в. //80 лет высшему образованию Оренбуржья.
Оренбург, 1999. С. 133.

3 Дорофеев В.В. Над Уралом -рекой. Челябинск, 1998.

4 Судоргина Т.В. Заботясь о народной трезвости //Южный Урал: историко-культурные проблемы.
Оренбург, 1995; Она же. Вокзал Белова имеет быть сеанс//Гостиный двор, 1995. №5. С.187- 193;
Она же. Из истории оркестра при штабе Оренбургского казачьего войска //Оренбургское казачье
войско. Страницы истории XIX - XX века. Челябинск, 1999. С. 146 - 159.

21 лись в центре внимания исследователей, не рассматривалась роль личности как созидателя и потребителя культуры одновременно. Общая концепция культурного развития края пока не создана.

Совершенно не разработана тема цирковых представлений. Много неизвестных фактов имеется в истории Оренбургского драматического театра. Лишь в самых общих чертах затронута тема общественных объединений, кинематографа, досуговой деятельности. Недостаточно изучены фольклор оренбургских казаков, благотворительность, традиции народных промыслов и ремесел.

Источниковая база исследования. Задачи исследования обусловили поиск максимального круга источников, совокупность которых позволила подвергнуть анализу состояние культурно-художественной жизни и деятельности в Оренбургской губернии в связи с общероссийскими культурно-историческими событиями и процессами.

Наиболее значительную часть источников, используемых в исследовании, составили неопубликованные материалы 29 фондов шести архивов страны: двух центральных — Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и четырех местных - Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Объединенного Государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Государственного архива Самарской области (ГАСО), Государственного учреждения Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).

Ключевую основу источниковой базы диссертации представляют неопубликованные документы и материалы, извлеченные из 11 фондов Государственного архива Оренбургской области, одного из крупнейших архивохранилищ Уральского региона. Наиболее широко использовались автором информационные возможности следующих фондов: Ф.6 — Канцелярии Оренбургского генерал-губернатора (1797 - 1881); Ф.10 — Кан-

целярии Оренбургского губернатора (1840 — 1917); Ф.41 - Оренбургской городской управы; Ф.43 - Губернской земской управы.

Документы этих фондов содержат общие сведения о состоянии культуры края, информацию о становлении и совершенствовании культурно-просветительных учреждений и общественных объединений, о развитии традиционных художественных промыслов.

Ценнейшим источником стало, например, объемное (211 листов) дело № 13784 «О Всемирной выставке в Лондоне»1, содержащее подробную информацию о деятельности Оренбургской выставочной комиссии 1861 года, оно включает полный список экспонатов, имена победителей-лауреатов выставки, представлявших на ней Оренбургскую губернию.

В научный оборот введен также материал дела № 52 «Об отдаче Оренбургским общественным управлением в арендное содержание симбирскому мещанину И.Алексееву городского Тополевого сада для устройства летнего театра и ресторана»2, демонстрирующее зарождение театрального искусства в губернии.

Заслуживает внимания дело № 16 «Об устройстве цирка», где, в частности, детально показан механизм взаимодействия гастролирующих антрепренеров с органами местной власти.3 Любопытные материалы о работе самодеятельных объединений имеются в деле № 19 «Сведения о деятельности общества» любителей музыкально-драматического искусства».4 Вышеперечисленные архивные источники дают разнообразные сведения о культурно-художественной деятельности в Оренбургской губернии.

Для решения поставленных задач привлекались также материалы Государственного архива Российской Федерации, в частности, Фонд «Департамент полиции. П делопроизводство» (Ф.102); Фонд «Третье отде-

1 ГАОО. Ф.6. Оп.б. Д.13784.

2 ГАОО. Ф.15. Оп.1. Д.52.

3 ГАОО. Ф.41. Оп.1. Д. 16.

4 ГАОО. Ф.Ю.Оп.Ю. Д.19.

ление собственной его Императорского Величества канцелярии. 5 экспедиция» (Ф.109). В этих фондах сосредоточены сведения о различных видах культурно-просветительской деятельности правительства, отдельных общественных организаций, о наблюдении за ходом питейной реформы. В фонде «Александр Ш» (Ф.677) представлена разнообразная информация о фактах культурной жизни страны XIX в. и региона в 80 — 90-х годах XIX века.

Большой фактический материал по истории отечественной культуры хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Некоторые сюжеты интересующей нас темы позволили осветить неопубликованные источники, следующих фондов: «Товарищество художественных выставок» (Ф.678); «Комиссаржевская Вера Федоровна» (Ф.778); «Маковский Владимир Егорович» (Ф.797); «Общество взаимного вспоможения русских артистов» (Ф.960); «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям» (Ф.961); «Ханжонков Александр Алексеевич» (Ф.987).

Научная ценность этих материалов заключается в том, что они представляют возможность полнее раскрыть творческую деятельность видных представителей отечественной культуры изучаемого периода, которая была связана с Оренбургской губернией, а также получить сведения о значительных событиях, оказавших влияние на культуру страны второй половины XIX - начала XX вв., в том числе и на провинциальную культуру.

Среди них особо выделяется дело № 15 «План гастролей В.Ф.Ко-миссаржевской на 1909-1910 гг.», в котором автором обнаружены прежде неизвестные факты концертной деятельности актрисы в Оренбурге.1

Документальные сведения, наглядно иллюстрирующие культурную жизнь Челябинского уезда, автор привлек из Объединенного архива Челябинской области, в частности, из фондов «Челябинская городская уп-

РГАЛИ. Ф.778. Оп.1. Д.15.

рава» (Ф.И-3); «Инспектор народных училищ Оренбургской губернии Челябинского района» (Ф.И-36); «О попечительстве о начальном образовании в г. Челябинске» (Ф.И-72).

В вышеназванных фондах содержатся сведения, касающиеся и культурно-художественной деятельности на территории Троицкого и Челябинского уездов. Вызывает интерес и фонд «Троицкое уездное полицейское управление» (Ф.60), в документах которого встречаются факты, раскрывающие различные социальные аспекты культуры и быта оренбургских казаков.1

Часть материалов о театральных и цирковых представлениях в г.Челябинске почерпнута в личном фонде известного уральского краеведа Ф.Р.Меньшикова (Ф.1726). Много интересных фактов и ярких эпизодов театральной жизни Челябинска имеется в делах «Выборки из документов и газет об антрепренерах сезонных трупп, выступавших на сцене Челябинских театров» (1909—1917 гг.)2 и «Театральная хроника. Возникновение театров в дореволюционном Челябинске».3

Впервые введены в научный оборот обнаруженные в Государственном архиве Самарской области, Центральном архиве Нижегородской области материалы о ярмарочной деятельности в Оренбургской губернии, хранящиеся в фонде «Канцелярия Самарского губернатора» (Ф.З) и фонде «Нижегородский ярмарочный комитет» (Ф.472).

Для сравнительного анализа и определения места в общественной жизни конца XIX - начала XX века попечительств о народной трезвости в работе приводятся сведения из фонда 177 «Самарский губернский комитет попечительств о народной трезвости».

Самостоятельную группу исторических источников составили законодательные акты Российского государства, принятые и введенные в

1 ОГАЧО. Ф.60. Оп.1. Д. 13.

2 ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп.1. Д.8.

3 ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп.1. Д.32.

действие в изучаемый период. В них отражена политика правительства в сфере культуры на общероссийском уровне.

Политика правительства в отношении провинциальной культуры второй половины XIX - начала XX вв. изучалась на основании законодательных и нормативных актов, сосредоточенных в «Полном собрании узаконений и распоряжений правительства, издаваемому при Правительственном Сенате» за 1870, 1875, 1876, 1882 и 1886 годы.

Ценная информация о культурно-просветительной деятельности общественных объединений, характере выставочного движения и т.д. получена автором и из других правительственных положений, циркуляров, делопроизводственной документации органов городского самоуправления, отчетов попечительств о народной трезвости.

Недостатки и пробелы, имевшие место в указанных источниках, удалось в определенной мере восполнить за счет привлечения материалов центральной и местной периодической печати.

Так, в процессе работы над темой было изучено содержание 17 центральных и местных газет и журналов, выходивших во второй половине XIX - начале XX вв. Периодика достаточно наглядно отразила основные направления культурного процесса в стране. Широко использовались материалы региональных газет (периодических изданий, таких, как «Оренбургская газета» (1900 — 1913 гг.); «Оренбургские губернские ведомости» (1897 г.); «Оренбургский листок» (1877- 1903 гг.); «Голос При-уралья» (1909- 1916 гг.); «Южный Урал» (1917 г.); «Оренбургская жизнь» (1914 г.); «Оренбургское слово» (1916 г.). Использовалась также и национальная периодика, например, издававшиеся с 1906 по 1918 гг. в Оренбурге на татарском языке1 «Урал» и «Вакыт».

Периодическая печать широко освещала работу культурно-зрелищных учреждений (театр, выставки, кинематограф, городские сады); зна-

1 Кутушев P.P. Национальная пресса в Оренбурге в 1905-1907 гг.//Оренбургу - 250 лет. Оренбург, 1993. С.78-79.

комила с деятельностью библиотек-читален, любительских объединений; информировала о проведении народный чтений, благотворительных мероприятий, праздников, вечеров отдыха и различных соревнований.

Наиболее полная информация о традиционных местах отдыха горожан: бульваре А.А.Белова1, общественных садах2 - почерпнута нами из публикаций в газетах «Оренбургский листок», «Оренбургская газета». Театральные рецензии на гастроли в г.Челябинске русских артистов О.И.Преображенской,3 Г.Г.Ге,4 отзывы о приезде в город известного русского кинооператора А.О.Дранкова5 найдены на страницах газеты «Голос Приуралья».

Центральная пресса представлена журналами «Кинематограф» (1908 г.), «Хроника журнала «Мир искусства» (1903 г.), «Театрал» (1896 г.), «Театр и искусство» (1904, 1917 гг.), «Варьете и Цирк» (1912 г.), «Кинематограф и жизнь» (1913 г.), газетами «Московские ведомости» (1896 г.), «Санкт-Петербургские ведомости» (1896 г.).

Важные сведения о гастролях на сцене Оренбургского театра мастеров русской сцены, таких, как В.П.Петипа,6 неизвестные факты о деятельности кинематографа в Оренбуржье7 содержатся в столичных журналах «Театр и искусство», «Варьете и Цирк». Любопытные свидетельства своего пребывания в Оренбурге оставил известный художник В.В. Верещагин.8

Отсутствие обобщающих трудов по истории культуры губернии второй половины XIX - начала XX вв. в определенной мере восполняли публикации в местной печати. Газета «Оренбургский листок» имела посто-

1 Оренбургский листок. 1884. 27 ноября; 1889. 12 ноября; 1891. 2 июня; 1899. 4 июня.

2 Оренбургский листок. 1889. 27 июня.

3 Голос Приуралья. 1915 ЗОдекабря.

4 Там же. 1915. 6 февраля.

5 Там же. 1911. 2 июня.

6 Театр и искусство. 1904. 17 октября.

7 Варьетэ и Цирк. 1912. № 3.

1 Верещагин В.В. От Оренбурга до Ташкента. 1867 - 1868 [из записок художника]//Всемирный путе шественник. 1874. № 5, май. С. 1-178.

янную рубрику «Театр и искусство», в которой публиковались рецензии, театральные анонсы.1 В годы Первой мировой войны благотворительную деятельность оренбургского театра, кинематографа и других культурно-зрелищных учреждений освещали газеты «Оренбургское слово»,2 «Южный Урал».3

Таким образом, комплексное изучение разнообразных видов источников, их сопоставление и критическая проверка содержащих в них сведений, позволили установить объективную картину развития культурно-художественной жизни населения в Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX века.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета.

Основные положения и выводы исследования докладывались на 7 Всероссийских и региональных научно-практических конференциях в 2001-2003 гг. Содержание диссертации отражено в 12 публикациях общим объемом 11,5 п.л. В 2002 году опубликована монография на тему «Провинциальная культура второй половины XIX — начала XX века» объемом 9 п.л.

Результаты работы использовались в преподавании курса истории Отечества в Оренбургском государственном аграрном университете, культурологического спецкурса в Оренбургском областном училище культуры.

Автор попытался дать более систематическое и комплексное описание художественной культуры Оренбургской губернии с обстоятельным

' Оренбургский листок. 1873. 10 февраля. Там же. 1889. 17 сентября. Там же. 1891. 8 августа. Там же. 1899. 7 марта. Там же. 1903. 20 апреля.

2 Оренбургское слово. 1916. 19 апреля, 4 мая, 27 августа, 27 ноября.

3 Южный Урал. 1917. 5 сентября.

описанием ее составляющих, таких, как искусство, театр, цирк, кинематограф, социально-культурная деятельность, благотворительность. Исследователь не включил в круг изучаемых вопросов семейную культуру, так как данный аспект является самостоятельной темой научного исследования.

Известный уральский историограф В.В.Алексеев в числе наиболее «продуктивных для разработки проблем» называет сюжеты «образа жизни и культуры».1

Поставленные исследовательские задачи определили и структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. В вводной части обосновывается актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, установлены его территориальные и хронологические рамки, анализируется степень научной разработанности темы, приведена характеристика ис-точниковой базы работы, определены ее новизна и научно-практическая значимость.

В первой главе исследуются формы социальной активности населения губернии, культурно-досуговая деятельность.

Во второй главе подвергнута анализу массовая художественная культура края в таких традиционных проявлениях, как кинематограф, цирк, выставочное движение.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, представлены его результаты и выводы.

1 Алексеев В.В. Уральская историография на рубеже третьего тысячелетия//Урал в прошлом и насто ящем. 4.1. Екатеринбург, 1998. СП.

Культурные инициативы населения губернии

В последние годы в российской политике заметно возросло внимание к отечественной культуре во всем многообразии ее многовековых традиций с их мировоззренческой, религиозно-нравственной и художественно-эстетической самобытностью. Законодательством Российской Федерации признается «основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народа».1

Д.С.Лихачев утверждал «Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».2 Культура России - образование сложное и многомерное. Исторически объективную картину культурного пространства России прошлого можно представить лишь с учетом всех её составляющих, культур различных регионов страны. На протяжении пяти последних столетий Россия существует как многонациональное государство, соединяющее в себе различные региональные формы культуры. История государства Российского традиционно изучала вопросы, связанные с отношениями между царским, императорским двором и многочисленными российскими провинциями (губерниями).

Провинциальная культура каждого региона несет свое собственное содержание, оно наполнено местными традициями, обрядами, верованиями, привычками.

Каждому историческому периоду характерна собственная культура. Культура не возникает на пустом месте, она использует опыт предшествующих поколений и движется вперед. Одним из наиболее интересных с точки зрения общественных, культурных и экономических преобразований является вторая половина XIX - начало XX вв.

XIX век справедливо называют «золотым веком» русской культуры. Россия в этот период сделала поистине гигантский скачок в общественном развитии и внесла весомый вклад в общемировую культуру. Реформы 60-70-х годов XIX века являли собой настоящий переворот, следствием которого были кардинальные изменения общественной, государственной и вообще всей народной жизни, что не могло не отразиться и на развитии культуры. После отмены крепостного права (1861 год) произошло не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, что сопровождалось появлением новых культурных запросов и возможности их удовлетворения.

Общественно-политическая жизнь в пореформенной России оказывала значительное воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного процесса.

Город Оренбург и Оренбургская губерния в целом не оставались в стороне от процессов, протекающих в общественной и культурной жизни Российской империи, чему в большой степени способствовал уникальный территориально-национальный статус региона, расположенного на границе Европы и Азии и, соответственно, соединяющего европейские и восточные культуры. В середине XIX века Оренбургская губерния представляла собой одну из наиболее крупных административно-территориальных единиц Российской империи. Ее границы охватывали территорию нынешних Челябинской, Оренбургской, части Самарской и Курганской областей, Республики Башкортостан. В административном отношении губернию поделили на 12 уездов: Уфимский, Оренбургский, Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский, Стерлитамакский, Бирский, Мензелинский, Белебеевс-кий, Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский. Функции управления отдельными частями губернии возложили на гражданского губернатора, а общее руководство краем осуществлял военный губернатор.

В 1851 году Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский уезды переданы во вновь образованную Самарскую губернию. В 1865 году из состава Оренбургской губернии выделилась Уфимская. В Оренбургской губернии остались Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский и вновь образованный Орский уезд.1

Оренбургское казачье войско, не подчинявшееся прежде общему губернскому правлению, с 1865 года включили в состав губернии, а губернатор стал и наказным атаманом.2 Одновременно с этим событием в нем произошла структурная реорганизация: вместо 12 полков в войске образовались три военных отдела.3

По статистическим данным 1866 года население губернии составляло 827,625 человек, которое распределялось по уездам следующим образом: Оренбургский — 248,734 человек; Верхнеуральский - 130,103 человек; Орский - 102,610 человек; Троицкий - 94,867 человек; Челябинский - 251,311 человек.4

К 1892 году Оренбургская губерния занимала среди губерний Европейской России пятое место по обширности своего пространства после Архангельской, Астраханской, Вологодской и Пермской.5

К концу XIX века (1897 год) население губернии составило 1 600 тыс. человек, в этот период Оренбуржье являлось одним из крупных аграрных районов империи, свыше 80% населения занималось сельскохозяйственным трудом. Наблюдался рост промышленного производства. В 1904 году в губернии насчитывалось 185 предприятий, в том числе 7 металлургических заводов, 22 рудника, 165 золотых приисков.6

Оренбургская интеллигенция и социокультурная динамика региона

Слово intelligentia принадлежит еще классической, цицероновской латыни; оно значило в ней «понимание, способность к пониманию».1 В русский язык вошло в этимологическом контексте как термин «разумность», хотя имело множество значений, отражавших историческую и социальную обстановку, в которой оно возникало и входило в обиход.

В 60-х годах XIX в. слово «интеллигенция» приобрело социологический смысл, стало обозначать часть общества и наполнилось разнообразным и противоречивым содержанием. То значение, в каком его ввел в литературу П.Д. Боборыкин, имея в виду «высший образованный слой общества», было не первым и не единственным.2 Под интеллигенцией в это время подразумевались также чиновники, представители административной власти. В либеральных кругах слово «интеллигенция» имело свое звучание. Здесь ударение падало прежде всего на образованность. Интеллигенция рассматривалась как прогрессивный цвет нации, как наиболее ценный и активный слой общества.

Особенностью социокультурной среды Оренбургской губернии второй половины XIX — начала XX века является малочисленность интеллигенции, тем более ценны примеры подвижнической деятельности лучших ее представителей для осмысления культурного наследия края.

Уровень грамотности в губернии применительно к разным сословиям выглядел следующим образом:

Грамотными согласно переписи было всего лишь 20,44% от общей численности населения Оренбургского края.2 Более высокий процент грамотности зафиксирован в Троицком уезде - 24,86%, менее в Челябинске - 15,08%, из городов максимальный уровень приходится на г.Оренбург — 41,19%.3 Практически отсутствуют данные о количестве музыкантов, художников, актеров (театральные и филармонические коллективы являлись антрепризными, труппы менялись от сезона к сезону).

Удаленность от центра, стремление своими силами решить проблемы образования и культуры — все это приводило к взаимодействию лучших представителей как дворянского, так и купеческого сословия.

Историк П.Н.Столпянский в своей книге «Город Оренбург» писал: «Оренбургская губерния имеет ту замечательную особенность, что если бы каким-то чудом ей пришлось существовать отдельно, она могла бы обойтись для удовлетворения всех потребностей населения исключительно собственными средствами».

Очевидно, что под средствами подразумевались не только природные богатства края, но и духовный потенциал его жителей. Заметную роль в формировании социо-духовной специфики края, сыграла деятельность лучших представителей интеллигенции, купцов, предпринимателей, к числу которых принадлежит Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий.

По окончании курса Черниговской духовной семинарии и Санкт-Петербургского университета с ученой степенью права он был назначен в 1871 году секретарем Оренбургской духовной консистории. На службе по духовному ведомству в такой отдаленной окраине, как Оренбург, он очутился, повинуясь веянию эпохи 60-х годов. Граф Д.А. Толстой, Министр народного просвещения и обер-прокурор Святейшего Синода, еще в 1869 году задался целью «проветрить епархиальные болота»,2 для чего лучшим средством считал замещение должностей секретарей консистории лицами с высшим образованием. При его поддержке в 1875 году И.И. Евфимовский-Мировицкий перемещается на должность первого правителя канцелярии попечителя нового тогда Оренбургского учебного округа. За годы государственной службы отмечается правительственными наградами, является учредителем и первым редактором «Оренбургских епархиальных ведомостей», «Циркуляров по Оренбургскому учебному округу». И.И. Евфимовский-Мировицкий сотрудничает со многими научно-просветительными, обществами: это и Оренбургский отдел Императорского русского географического общества, Оренбургского отделения Петербургского славянского благотворительного комитета, Оренбургской ученой архивной комиссии. Он - член-учредитель оренбургского отделения императорского общества садоводства, секретарь комитета по постройке нового Кафедрального собора в г.Оренбурге.

Досуговая культура

Отдых в России долгое время считался сословным, у каждой социальной группы существовали свои досуговые учреждения, формы проведения свободного времени и особые традиции.

Досуг — та часть свободного времени (внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей (духовных, когнитивных и т.п.), а не по причине материальной необходимости.

Культура досуга, представляющая существенную сторону общественного быта, складывалась в Оренбуржье во второй половине XIX века - начале XX вв. через сочетание патриархальных форм бытовой культуры, идущей от уклада сельской общины и новых влияний, которые принесли рост городов, развитие промышленного труда и увеличение объема коммуникаций.

Излюбленной формой досуга для высшего дворянского общества, как столичного, так и провинциального, был бал. Балы относятся к числу импортированных элементов западной культуры, в России они впервые появились в XVII веке при Лжедмитрии I. Балы оказали огромное влияние на бытовой этикет, пластику и костюм, стали одним из важнейших каналов проникновения в Россию дотоле невиданного в ней явления — европейской моды.

Основным местом организации балов в провинции в XIX веке являлось Дворянское или Благородное собрание. В Оренбурге здание Благородного собрания открылось в декабре 1841 года. Сохранилось описание этого события в мемуарах И.В.Бларамберга, в которых говорится:

«Поистине блестящий бал... дан 2 декабря в залах Дворянского собрания; такого бала оренбуржцы еще никогда не устраивали. Блестящие мундиры, богатые туалеты, музыка, обслуживание и ужин были не хуже, чем в Петербурге».1

С середины XIX века бал постепенно смещается на периферию культурной жизни. Великосветские балы продолжаются, но массовым их вариантом становятся танцевальные вечера, имевшие совершенно иную лексику и чуждые какой-либо церемонности.

Танцевальные вечера продолжают оставаться популярными среди разных сословий. Примером этому может служить рапорт коменданта Орской крепости командиру отдельного Оренбургского корпуса с просьбой «разрешить для семейного удовольствия устройство танцевальных вечеров. Ответ получен положительный, при условии соблюдения надлежащей тишины и приличия».2

С середины XIX века особую популярность приобретают костюмированные балы, на которых маскарадная интрига переставала играть главенствующую роль, а костюмы и маски использовались не для вуалирования личности, а лишь как элемент украшения, замена традиционного бального наряда. При подборе наряда для костюмированного бала приглашенные могли использовать всю свою фантазию и оригинальность мышления.

Часто костюмированные балы проводились по заранее выбранной теме и в этой ситуации требовали длительной подготовки: подбирались соответствующие декорации, шились костюмы, писалась музыка, составлялись кадрили в четыре или восемь пар, которые «символизировали четыре времени года, четыре возраста, изящные искусства и т.д.».3

Похожие диссертации на Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков