Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Историография и источники 7
Глава II. Канонизация Вассиана и Ионы Пертоминских
1. Рукописная традиция Сказания о Вассиане и Ионе Пертоминских 31
2. История почитания и канонизации Вассиана и Ионы Пертоминских 53
Глава III. Канонизация святых до учреждения Святейшего Синода
1. Канонизация святых в Холмогорской епархии 73
2. Канонизация святых в Суздальской епархии 86
3. Канонизация святых в Сибирской епархии 96
4. Канонизация святых в Устюжской епархии 110
5. Канонизация святых в Вологодской епархии 125
Глава IV. Влияние церковных реформ Петра I на процесс канонизации святых
1. Отношение Петра I к православным святым и суевериям 155
2. Влияние Духовного Регламента на процесс канонизации 164
3. Деятельность Святейшего Синода по борьбе с суевериями 169
Заключение 181
Список сокращений 186
Список источников и литературы 1
- Рукописная традиция Сказания о Вассиане и Ионе Пертоминских
- История почитания и канонизации Вассиана и Ионы Пертоминских
- Канонизация святых в Сибирской епархии
- Влияние Духовного Регламента на процесс канонизации
Введение к работе
Актуальность темы. Канонизация святых - процесс, продолжающийся на протяжении всей истории Русской Православной Церкви. Под канонизацией святых следует понимать официальное церковное признание человека святым после его смерти. В отечественной историографии предпринимались попытки создания целостной истории канонизации русских святых. Однако наличие нескольких взаимоисключающих точек зрения на основные проблемы истории канонизации и отсутствие общепринятого представления о количестве прославленных церковью святых и времени их канонизации свидетельствует о недостаточной изученности данной темы. С одной стороны, это объясняется разными идеологическими позициями исследователей, оказывающих существенное влияние на методику исследования. С другой - ограниченным кругом источников, требующим специального источниковедческого анализа. По этой причине наиболее эффективным может стать изучение отдельных периодов в истории канонизации. В частности, перспективным является изучение истории канонизации XVII - XVIII вв., так как многие агиографические памятники, являющиеся основным источником информации о почитании и прославлении русских святых данного периода, остаются неизученными.
Актуальность работы обусловлена тем, что в отечественной историографии церковная история конца XVII в. долгое время оставалась на периферии исследовательского интереса, в то время как это был период интенсивных культурно-религиозных процессов, на фоне которых начиналась политическая деятельность Петра I. Недостаточно изученными остаются также процессы, происходившие в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне в первые десятилетия XVIII в., в том числе канонизация местных святых.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является
история канонизации святых конца XVII - первой четверти XVIII в.
Предметом исследования являются жития святых и другие письменные источники, содержащие информацию о канонизированных святых.
Хронологические рамки исследования охватывают 90-е годы XVII -первую четверть XVIII в. Они совпадают с периодом царствования Петра I, начиная с момента отстранения царевны Софьи от власти. Такие временные границы позволяют охарактеризовать канонизационный процесс на всем протяжении самостоятельной политической деятельности Петра и оценить степень влияния церковных реформ, проводимых царем, на практику канонизации русских святых.
Цели и задачи работы. В исследовании ставится цель изучить, опираясь, в первую очередь, на данные агиографической литературы, все случаи канонизации русских святых, совершенные в конце XVII - первой четверти XVIII в., и выяснить степень влияния церковных реформ Петра I на канонизационный процесс. В соответствии с этой целью в диссертации решаются следующие задачи:
1) установить историю текста неизученных агиографических
памятников, что позволит реконструировать процесс формирования культов
отдельных святых и выяснить обстоятельства их канонизации;
2) обобщить накопленный современной агиографической наукой
материал о русских святых, на основе которого определить особенности их
почитания, а также время и обстоятельства их церковного прославления;
рассмотреть вопрос о роли светской и духовной власти, в том числе лично Петра І, в канонизационном процессе;
выяснить степень влияния церковных преобразований петровского времени на процесс канонизации;
проанализировать особенности культов канонизированных святых с целью выявления общественных идеалов, существовавших в
рассматриваемый исторический период.
Методологическая основа работы. В работе используется сравнительно-исторический и текстологический метод при изучении рукописной традиции агиографических памятников.
Научная новизна. В диссертации впервые исследована литературная история Сказания о Вассиане и Ионе Пертоминских, на основе которой реконструирована история почитания и канонизации святых, прославленных по инициативе Петра I. Уточняется история текста агиографических памятников, посвященных Галактиону Вологодскому и Иосифу Заоникиевскому. Характеризуются особенности культа этих святых, и определяется время их церковного прославления. Проанализировано двенадцать канонизаций, совершенных в пяти епархиях русской церкви в конце XVII - первой четверти XVIII в. Прославление русских святых на епархиальном уровне рассматривается в контексте церковных реформ Петра I и охватывает весь период его правления, что позволяет выявить динамику во взаимоотношениях церкви и государства в один из переломный периодов русской истории и проследить, насколько ликвидация патриаршества и формирование синодальной системы повлияло на процесс канонизации.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут использоваться в научных исследованиях, а также при подготовке лекционных курсов по истории петровского времени и специальных академических курсов по древнерусской агиографии.
Апробация работы. По теме диссертации автором опубликовано три научные статьи. Основные положения работы излагались на заседаниях семинара В. К. Зиборова «Письменные источники XV - XVII вв.» (СПбГУ). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории России с древнейших времен до начала XX века исторического факультета Санкт-Петербургского университета и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка сокращений, списка источников и использованной литературы.
Рукописная традиция Сказания о Вассиане и Ионе Пертоминских
Народное почитание предшествует канонизации и подготавливает ее, однако оно должно находиться под контролем церковной иерархии, так как культ святых относится к области церковных догматов.16 Формы, в которые облекался канонизационный процесс, видоизменялись со временем.17 В качестве источников исследователь использует месяцесловы и святцы, жития святых и службы и, наконец, летописи.18 В. Васильев дает характеристику каждому источнику. Месяцесловы и святцы не могут быть надежными источниками, так как прославление святого не всегда сопровождалось внесением его имени месяцеслов. Церковный контроль над составителями святцев отсутствовал, отсюда их большое разнообразие.19 Благодаря житиям мы имеем информацию о формальной стороне канонизационного процесса (открытии мощей, освидетельствовании их, следствии о чудесах). Однако жития могли составляться задолго до канонизации того или иного святого. В. Васильев обращает внимание на значение проложных редакций житий, так как они помещались в службе и имели богослужебное значение, а, следовательно, свидетельствовали о начале почитания святого. В истории канонизации исследователь выделяет три периода и дает каждому из них подробную характеристику. Первый период охватывает XI - XVI вв. Право совершения канонизации в это время принадлежало епархиальным архиереям. Для этого периода «не находим никаких известий о том, как совершались канонизации, т. е. о ее формах, приемах, правилах».21 Невозможно точно определить время церковного прославления подвижников благочестия. После соборов 1547 и 1549 гг. право канонизации переходит к митрополиту (патриарху) с собором епископов. Эта система просуществовала до учреждения Святейщего
. На соборах жития и службы святых рассматривались только с формальной, а не с содержательной стороны.22 Агиографические и литургические тексты должны были удовлетворять участников соборов только в литературном отношении.23 Для синодального периода характерно более строгое отношение к прославлению новых святых.24 В рамках каждого периода В. Васильев рассматривает совершенные в это время канонизации. Применительно к концу XVII - началу XVIII вв. исследователь упоминает о канонизациях Германа Соловецкого, Андрея Боголюбского и князя Глеба Андреевича.25
Важной вехой в изучении истории канонизации стал труд профессора Московской Духовной Академии Е. Е. Голубинского.26 Автор всесторонне изучил историю канонизации русских святых с древнейших времен до конца XIX в. Основными источниками исследователя были агиографические памятники, летописный и актовый материал, богослужебные книги. В монографии приводится подробная библиография исследований, посвященных русским святым27 Е. Е. Голубинский выделил несколько периодов в истории канонизации русских святых: 1) от принятия христианства до церковных соборов середины XVI в., 2) период соборов 1547 и 1549 гг., 3) от собора 1549 г. до учреждения Синода и 4) от учреждения Синода до конца XIX в. Однако он подчеркивает, что порядок канонизации в каждый из этих периодов был одним и тем же.28 Для каждого периода он предложил список канонизированных святых. Кроме того, исследователь составил перечень почитаемых усопших, не канонизированных Церковью29 и перечень усопших, почитание которых
С точки зрения строгости, с которой церковная иерархия подходила к расследованию достоверности чудес, Е. Е. Голубинский делит историю канонизации на два больших периода: до Собора 1667 г. и после него.31 Обратимся к основным выводам исследователя. Основанием для канонизации подвижника является наличие чудотворений В Русской Православной Церкви наличие чудес - единственное основание для канонизации святых всех чинов.33 По причине обширной территории государства святые разделяются на общих и местных. Последние делятся на святых, почитаемых в отдельной епархии или только в конкретном месте (монастыре или приходской церкви).34 С канонической точки зрения, представители трех указанных групп являются святыми в равной степени и отличатся только масштабами празднования их памяти.35 Канонизационныи процесс представляет собой сообщение священноначалию о фактах чудотворений, проверку достоверности этих фактов специальной комиссией и назначение ежегодного церковного празднования памяти святого.3 Акт канонизации происходит во время торжественного богослужения в назначенный день.37 Святому должна составляться служба и житие. Это может происходить как до, так и после канонизации.38 Служба необходима для празднования святому, а житие является доказательством святости подвижника.39 Нетленность мощей не является обязательным признаком святости.40
История почитания и канонизации Вассиана и Ионы Пертоминских
Канонизация Вассиана и Ионы Пертоминских занимает особое место среди местных канонизаций конца XVII - первой четверти XVIII в., так как она произошла при непосредственном участии Петра I. Единственным источником, содержащим информацию о прославлении святых, является неизученный агиографический памятник: Сказание о Вассиане и Ионе Пертоминских. В настоящем исследовании реконструируется история текста памятника и на ее основе рассматриваются особенности почитания и канонизации святых.
Приступая к историографическому обзору, следует подчеркнуть, что исследователи, обращавшиеся к личностям пертоминских святых, опирались на два различных источника: Соловецкий летописец и Сказание о Вассиане и Ионе Пертоминских. В этих источниках по-разному освещаются обстоятельства гибели преподобных, которая датируется соответственно 1561 и 1566 гг. Впервые имена Вассиана и Ионы Пертоминских упоминаются в труде митрополита Амвросия (Орнатского).122 Автор использовал в качестве источников списки Сказания из Соловецкий библиотеки и грамоты Пертоминского монастыря. Архимандрит Досифей (Немчинов) в своем исследовании опирался на текст Соловецкого летописца.123 Один из списков летописца был издан в XVIII в. Г. Бороздиным,124 Другой - архимандритом Досифеем.125 Последний сообщает: «7069 [1561] года в июне месяце, при . игумене Филиппе разбило погодою на Белом море ехавшихъ изъ Двины реки 15 соловецкихъ лодей съ известкою. При сем нешастномъ случае ... потонули Соловецкие монахи Вассианъ и Иона ... равный же жребий имели и белцы-послушники Иоаннъ и Логгинъ».126 В Соловецких летописцах XVIII - XIX вв. объединялась гибель яренгских и пертоминских святых. Эта информация перешла в исторические труды. К Сказанию о Вассиане и Ионе Пертоминских обращался В. О. Ключевский в монографии, посвященной древнерусским житиям святых.127 Он ссылался на два рукописных сборника: РНБ. Солов, собр. № 182/182 и принадлежавший ему поморский сборник (ГИМ. Музейское собр. № 1510). Сказание в этих списках относится к одной редакции памятника. Архиепископ Филарет (Гумилевский)128 и Н. П. Барсуков129 заимствовали дату гибели пертоминских святых из Соловецкого летописца и дополняли ее фактами, взятыми из Сказания. В конце XIX в. были опубликованы два исследования, специально посвященные описанию Пертоминского монастыря. Это исследования епископа Архангельского Макария130 и И. Добровольского.131 Епископ Макарий привлек к изучению истории монастыря Памятную книгу, написанную в 1822 г., где помещено Сказание и копии грамот XVII - XIX вв. Исследование И. Добровольского также носит историко-статистический характер. Автор обращает внимание на ошибочное использование епископом Макарием в качестве источника «описи имущества обители до пожара 1666 г.».132 Эта опись относилась к другому монастырю, поэтому епископ Макарий приводит неверную информацию о первых игуменах Пертоминского монастыря. Наиболее серьезное исследование. сопровождавшееся обширными цитатами из источников, вышло в 1900 г. и принадлежало иеромонаху Никодиму (Кононову).133 Автор привлек к изучению Сказание по списку РНБ. Солов, собр. 189/189 и Памятную книгу Пертоминского монастыря. Кроме того, он опубликовал произведение, созданное не позднее 1819 г. соловецким архимандритом Феофаном с краткими характеристиками монастырских святых. Под 7 и 8 номерами сообщается, что «... Вассианъ и Иона, Пертоминскии бяху постриженицы соловецкия и жители, ученицы сущии преподобного отца игумена Филиппа».134 Опираясь на текст Сказания, иеромонах Никодим указывал на тот факт, что в 1694 г. произошла канонизация Вассиана и Ионы Пертоминских. Преподобным в монастыре стали совершать молебны, и было принято решение составить им службу. По мнению исследователя, предполагалось общероссийское прославление святых, что, однако, не осуществилось.135 Е. Е. Еолубинский поместил Вассиана и Иону в число местных святых, указав 1694 г. как дату их канонизации.136 Он упоминает две (известные из источников) даты гибели пертоминских святых, не предлагая решения этого противоречия.137 Сосланный в 1925 г. в Соловецкий лагерь историк А. П. Приклонский обнаружил, исследовал и издал архив Пертоминского монастыря, содержащий 165 документов (1620 - 1796 гг.). Исследователь снабдил издание подробными и ценными комментариями.138 Сказание о Вассиане и Ионе Пертоминских и служба святым были изданы в XIX в. по неизвестной рукописс.139 Научное издание памятника отсутствует. Несмотря на то, что отдельные списки Сказания о Вассиане и Ионе
Канонизация святых в Сибирской епархии
И потому Его Царским указом был определен в майорском ранге один офицер для присмотру в строении, которой чрез два лета, находясь при монастыре, построил весьма порядочною архитектурною каменные для братии кельи и от келей саженей на дватцать ограду и на углу башню. А потом оной офицер, отпросясь в оставку, отлучился в свой дом». Деятельность майора нашла отражение и в архиве Пертоминского монастыря. Очевидно, что имя его было известно насельникам монастыря, а его появление там было объяснено автором пространной редакции чудесными обстоятельствами.
Во втором путешествии на север Петра сопровождал Патрик Гордон, который вел подробный дневник. Однако, во время поездки Петра в Соловецкий монастырь, Гордон оставался в Архангельске, и интересующие нас события оказались им не освещены.279
Об освидетельствовании мощей Вассиана и Ионы сообщает вторая из четырех указанных глав Сказания. Его инициатором автор называет Петра.280 Другие источники ничего не сообщают о канонизации, в том числе и Афанасий. Архиепископ, сопровождавший Петра, сообщает, что они находились в монастыре три дня. Яхта пристала к берегу «...июня во 2 день, во отдание Пятидесятницы, последи часу обеднаго». Отплыл Петр в Соловецкий монастырь 6 июня. Отдание Пятидесятницы совершается в субботу, поэтому вечером в монастыре должно было совершаться всенощное бдение, о котором и сообщает Афанасий. Но далее архиепископ сообщает, что «Июня в 5 день, благочестивеший Государь, Царь и Великий Князь, Петръ Алексиевичь, съ Преосвященнымъ Архиепископом и своимъ синклитомъ Царским, сотвориша праздникъ Всемилостивому Спасу со всенощнымъ пениемъ. На литоргии самъ Царь на крылосе пел, и послания Апостольския читалъ».281 Далее Афанасий сообщает о постройке Петром памятного креста.282
5 июня в 1694 г. приходилось на вторник. В этот день в церковном календаре нет праздника, в который необходимо совершать всенощное бдение. Поэтому очевидно, что совершение праздничной службы было связано с обретением мощей Вассиана и Ионы. В установлении празднования и заключается канонизация святого. Согласно церковному календарю празднование Вассиану и Ионе совершается 5 июня.
Таким образом. Сказание - единственный источник, прямо сообщающий о канонизации и о том, что ее инициатором был Петр I вопреки мнению архиепископа Афанасия. Обретение мощей описывается следующим образом: после всенощного бдения «... приидоша вси в часовницу, идеже древле положены лежаху телеса преподобных ... снемше срубец ветхий, и персть разсыпавше, обретоша глаголют; мощи единаго от преподобных, главу и кости с перстию ... тогда архиепископ Афанасий ... глаголи, яко сии кости познаваю их снятие суща».283 Канонизированы были оба святых, так как чудеса совершались Вассианом и Ионой вместе. Это свидетельствует о том, что для прославления святого не только необязательна нетленность телесных останков, но и их наличие.
Автор сообщает, что первоначально «... много же о семь [о прославлении - С. А.] пререкающу архиепископу и препятия сотворити тщахуся, не можаше сопротивися воли Цареве». Причины такой позиции Афанасия могли быть разные. Известно, что он достаточно строго относился к вопросу о канонизации. В 1683 г. он запретил почитание Евфимия Архангелогородского, не видя для этого достаточных оснований.285 Кроме того, у архиепископа были конфликтные отношения с Пертоминским монастырем. Автор Сказания прямо указывает на это: «... яко в неверствии
бяше архиепископъ исперва ко святымъ; елма же и за сопротивное, рекше; за ненавидение обители святыхъ бывше в тая времена сопротивна ему, строящаго обитель, Михаила некоего достойна памяти бывша священноинока прозываема Харзеева».286 Отметим, что, если для Петра спасение во время бури было первым подобным опытом и выглядело как чудо, то Афанасий уже был точно в такой же ситуации во время путешествия на Соловки в 1683 г. Архиепископ во время бури также остановился в Петроминском монастыре и поставил крест «на воспоминание тамь пришествия».287 Автор Сказания объясняет тот факт, что Афанасий признал святость Вассиана и Ионы, чудесным видением архиепископу «единаго от преподобных».288 Сам архиепископ в своих сочинениях не сообщает о чудесных явлениях.
Обратимся еще к одному источнику, который в отличии от других летописей упоминает посещение Петром Пертоминского монастыря во время его путешествия на Соловки в 1694 г. Это Вологодский летописец конца XVII - начала XVIII вв., составленный в Спасо-Прилуцком монастыре. Он известен в одном списке ГИМ. Собр. Уварова. № 591. Исследованием памятника занимался Я. Г. Солодкин.289 Он считает, что в основу летописных записей легли рассказы участников этих событий. Он указывает вслед за летописцем 1692 и 1694 гг., как даты посещения Петром Соловецкого монастыря. Но это ошибка. Под двумя датами дается описание только второго путешествия царя. Под 1692 г. описывается буря и спасение Петра около Пертоминского монастыря. Летописец сообщает, что Петр «повелел зделати крест и водрузити и подписати велел
Влияние Духовного Регламента на процесс канонизации
Чудеса святого объединены под заголовком: «О чюдесех преподобнаго отца нашего Васиана иже на Тиксне реце Тотемскаго новаго чюдотворца». Первое чудо датировано 7155 г. [1647],522 чудеса со второго по шестое -207 г. [1699].523 Последние два чуда не нумерованы и не датированы.524
Для выяснения времени канонизации, обратимся к актовому материалу, указанному в статье А. А. Романовой.525 Это челобитная 28 февраля 1694 г. архиепископу Александру иеромонаха Спасо-Суморина монастыря. «В прошлом, государь во 199 году [1690 - 1691] писали тебе государю с Москвы друзья твои и советники ... Кирилл Полиектович Нарышкин, да околничей Михайло Тимофеевич Лихачев, да Никицкого монастыря поп Иван Иевлевич, да богомолец Фома Васильевич о церкви Живоначалные Троицы на Тиксну к преподобному отцу нашему и чудотворцу Васиану: над мощми его построить церковь, и тебе государю, архиерею Божию, святить; и мы будем в той церкви всегда вкладчики. Да надеюсь ... что воспомянет государь болярин Лев Кирилович государя отца своего Кирилла Полиектовича, его обещание и грамотку, что будет Лев Кирилович вкладчиком в церковь Божию».526 На обороте челобитной помета: «... преосвященный архиепископ, слушав сего челобитья, благословил лес ронить, церковь Живоначалные Троицы строить над мощми преподобнаго отца Васьяна и братию собирать, кто изволит по обещанию, постригать и все учинить по монастырскому чину».527 В челобитной Протасий упоминает влиятельных людей. Кирилл Полуектович Нарыщкин был отцом царицы Натальи Кирилловны. После событий 1682 г. он был пострижен в монахи и
сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.528 Его сын Лев Кириллович мог «воспомянуть» отца после его смерти в апреле 1691 г. Сложно сказать, что связывало Кирилла Полуектовича Нарышкина с культом Вассиана Тиксненского. Личность святого могла стать известной в столице благодаря событиям, зафиксированным в первом чуде. В 1647 г. в на Тиксне свирепствовала «моровая язва». Из Москвы для организации карантина прислали дворянина Ивана Акингерова. Приехав на место, он обнаружил часовню подвижника, велел местным жителям собраться в ней и молиться у гроба Вассиана. По словам автора Жития, эпидемия прекратилась (в часовне при этом умерло девять человек).530 Поскольку Протасий обращается к архиерею спустя несколько лет после грамоты 1691 гг., делаем вывод, что по каким-то причинам архиепископ Александр не дал ход этому делу. Возможно, что постройка церкви над мощами Вассиана предполагала и его прославление, а для этого не было достаточных оснований (отсутствовали чудеса). Патриарх Адриан не склонен был давать благословение на подобные канонизации.
В феврале 1694 г. Протасий пишет Архиепископу Александру, упоминая сына Кирилла Полуектовича Нарышкина. Боярин Лев Кириллович Нарышкина, дядя Петра, в первой половине 90-х фактически управлял государством. Александр благословил строительство церкви. В рукописи РНБ. Собр. Колобова. № 189, после текстов, посвященных Вассиану Тиксненскому, находится запись: «По благословению преосвященнаго Александра, епископа Великоустюжскаго и Тотемскаго, ходил иеромонах Протасий к Москве трудится и збирать в казну и на церковное строение».531 Далее приводится список жертвователей и пожертвований, в числе которых церковные сосуды, книги, покров на гробницу. В списке указаны боярин Лев Кириллович Нарышкин, Аврам Федорович Лопухин, Алексей Андреевич
Лопухин, Федор Алексеевич Головин, княжна Евдокия Григорьева дочь Черкасских и другие.532 Помимо Льва Нарышкина, названы достаточно влиятельные люди. После женитьбы Петра на Евдокии Лопухиной эта фамилия приобретает определенное влияние. По всей видимости, Протасий был в Москве после благословения на строительство церкви, то есть после февраля 1694 г.
Очередная переписка по поводу освящения Троицкой церкви происходит в 1698 г. Отметим, что для деревянной церкви строительство идет очень медленно. Архиепископу пишет Федор Аврамович Лопухин (тесть Петра) с просьбой освятить уже построенную церковь «... над гробом чюдотворца Васьяна».533 Александр послал указ об освящении протопопу Феодору.53. По словам Феодора, он получил указ 5 октября 1698 г. освятить церковь «над мощми преподобнаго Васияна, новаго чюдотворца», но не сделал этого из-за неправильной конструкции церковного алтаря.535 В своем ответе Федору Аврамовичу Лопухину Александр подтвердил благословение на освящение церкви,536 соответственно Троицкая церковь была освящена после 5 октября 1698 г. Обратим внимание, что протопоп Феодор называет Вассиана «новым чудотворцем». Видимо в это время уже были записаны 2 -6-е чудеса, датированные 207 г. [1698 - 1699] Отметим, что четвертое чудо связано с исцелением боярина Петра Абрамовича Лопухина.537 Это был дядя Евдокии Лопухиной, возглавивший после свержения царевны Софьи Приказ Большого дворца. В 1690 г. Петр пожаловал ему боярский чин.530 Род Лопухиных проявлял особенную заинтересованность в прославлении Вассиана Тиксненского. Если Житие Вассиана не было написано в середине XVII в., его составление можно отнести к 90-м гг., учитывая активную