Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Бектурганова Кульбюбю Арыковна

Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век
<
Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бектурганова Кульбюбю Арыковна. Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Бектурганова Кульбюбю Арыковна; [Место защиты: Кыргызско-рос. славян. ун-т].- Бишкек, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/517

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Положение кыргызской женщины в обществе семье в конце XIX - начале XX века

1 1. Женщина в мифах, исторических преданиях и легендах кыргызов 16

1.2. Положение женщины-кыргызки на рубеже веков 31

ГЛАВА II. Женщины Кыргызстана в советский период 50

2.1. Приобщение женщины-кыргызки к социалистическим преобразованиям в народном хозяйстве 50

2.2. Женщины в общественной жизни и культурном строительстве в 20-30-е годы .66

2.3. Историческая роль женщины в Великой Отечественной войне 78

2.4. Женщины Кыргызстана во второй половине XX века 89

ГЛАВА III. Женщины суверенной Кыргызской Республики 108

3.1. Роль женщин в условиях перехода к рыночным отношениям 108

3.2. Женское движение: особенности и тенденции развития 121

3.3. Тендерная политика Кыргызской Республики: проблемы и решения 142

Заключение 168

Список использованных источников

И литературы 176

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XX век — эпоха грандиозных социальных трансформаций и политических потрясений, научно-технического прогресса и глобализации, время кардинальных изменений статуса женщины в обществе. XX век существенно изменил роль женщины в мире, произошли радикальные изменения правового статуса женщин, стала завоевывать умы людей идея равенства полов. Роль женщин в подавляющем большинстве государств заметно изменилась по сравнению со многими другими предшествующими столетиями. Именно в XX веке в большинстве стран мира женщины впервые обрели право голоса, стали полноправными участницами политических процессов. Женщины получили право не только участвовать в голосовании - но и быть избранными. На сегодняшний день женщины представлены в парламентах и правительствах всех континентов, а в шведском парламенте после выборов 2002 г. женщин стало 45%, и по этим показателям Швеция вышла на второе место в мире. На первое место в сентябре 2003 г. вышла африканская Руанда, где женщин в парламенте - 48,8%1. Теперь женщина - законодатель, руководитель вооруженных сил государства уже не вызывает удивления у сограждан и мировой общественности, и это важный знак перемен.

XX век знаменателен выходом на историческую арену феномена, обозначаемого как «женская революция». Женский фактор, настойчиво врываясь в современную картину мира, требует переосмысления сложившихся оснований цивилизации, выдвигая принципиально новые актуальные проблемы определения места женщины в современном обществе, без решения которых невозможны дальнейший прогресс и устойчивое развитие человечества.

Ныне международное сообщество, в том числе такие организации, как ООН, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, относят вопрос о положении женщин к числу глобальных

1 Весерберг Б. Женщины в политике Швеции. Гендерстан - 2004 //Сотрудничество мужчин и женщин для достижения тендерного равенства. Материалы Международной конференции. - Бишкек, 2005. - С. 27.

4 проблем человечества. Женщины составляют значительную часть мирового рынка труда - для них стало привычным делом работать вне дома и получать равную зарплату за равный труд (хотя бы формально). Организация Объединенных Наций 58 лет назад создала специальные подразделения и агентства, посвященные проблемам равноправия и улучшения положения женщин, Всемирный банк (ВБ) создал экспертный совет по тендерным вопросам, что свидетельствует о принципиально новом подходе к затрагиваемому вопросу. Нельзя не вспомнить и о всемирных конференциях по положению женщин, об объявлении 1975 г. Международным годом женщин — Мехико и Найроби до,Пекина, по инициативе и настоянию которых вот уже более 30 лет идет последовательная и плодотворная деятельность по изменению статуса женщины в политике, экономике, общественном сознании.

XX век стал веком возрождения социальной активности женщин, повышения роли семьи. Ныне в семье на первый план выходит долг взаимной моральной и материальной поддержки между ее членами, создание условий для удовлетворения не только бытовых, материальных, но и духовных запросов. В XX веке женщины смогли воспользоваться достижениями современной медицины, что также в корне изменило их жизнь. Особое внимание стало уделяться репродуктивному здоровью. Это дало возможность миллионам женщин самостоятельно решать, сколько детей иметь и когда, рожать одно за другим или подождать с очередным ребенком, скажем, чтобы получить образование, обрести профессию, запланировать важные перемены в собственной судьбе.

Наконец, такой феномен как «женское движение», заявил о своем усиливающемся авторитете на национальном (в т.ч. и в Кыргызстане) и международном уровнях, стал фактором политики, борьбы за мир и охрану окружающей среды, движения за социальную стабильность.

Данное исследование охватывает двадцатое столетие потому, что этот период связан с трансформационными процессами, которые пережило кыргызское общество, а значит, и женщина. В течение всего века вместе с

5 социально-политическими, экономическими и культурными изменениями в обществе менялся и социальный статус женщины. В советском Кыргызстане пути и средства решения «женского вопроса» на протяжении 70 с лишним лет оказались столь же противоречивыми, сколь противоречива была сама историческая действительность. И сегодня, когда процессы демократизации и гласности заставляют нас более объективно и реально оценить пройденный страной путь и наметить дальнейшие перспективы движения, эта область социальной действительности нуждается в пристальном внимании и в строгом и беспристрастном критическом анализе. Задачей настоящего исследования является выявление роли и места женщины в Кыргызстане в контексте произошедших в XX в. исторических коллизий.

Актуальность исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью данного вопроса с позиций комплексного, системного исторического исследования. Большинство исследований лишь частично охватывают данную проблематику при анализе общенациональной истории кыргызского народа или же несут на себе печать методологии «классового подхода», что не дает в целом объективной характеристики изучаемого явления. Во-вторых, данное исследование актуализирует важную практическую задачу - утверждение в обществе подлинного равноправия женщин как «де юре», так и «де факто», с учетом преемственности исторических культурных традиций народа и современных мировых тенденций разрешения «женского вопроса». В-третьих, история «женского движения» в Кыргызстане нуждается в объективном исследовании с позиций его специфического историко-культурного содержания, отличающего его от общемирового процесса эмансипации женщины, выявления своеобразных черт, особенностей проявления на разных этапах истории и соответственно определения перспективных тенденций его развития. В-четвертых, в связи с этим, актуализируется вопрос периодизации и объективной оценки «женского движения» в Кыргызстане, основанный на соблюдении научных критериев. В-пятых, в национальной истории накоплен богатый эмпирический материал,

6 представляющий разнообразные стороны «женского вопроса», персонифицированные в ярких представительницах, оказавших серьезное влияние на становление и развитие суверенной Кыргызской Республики.

Актуальность данной темы возрастает также в связи с возникновением в 70-х годах прошлого столетия новых направлений в зарубежной женской проблематике, идущих по пути тендерных разработок. Поэтому был необходим и исторически оправдан переход от концепции и политики «женского вопроса» к тендерной политике, которая сегодня является одним из путей достижения реального равенства мужчин и женщин. Вместе с тем сохранились и стали частью культуры традиционные представления о том, что социальные роли предопределены биологически, и что составляет основу тендерной дискриминации. Недаром международные итоговые документы IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995 г.) и Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины — 2000: тендерное равенство, развитие и мир в XXI веке» (Нью-Йорк, 2000 г.) содержат призыв к правительствам всех стран о необходимости принятия мер по ликвидации социальных и культурных факторов существования неравноправного положения женщин. Пекинская (1995 г.) Платформа действий, признанная мировой общественностью программой прав человека для женщин, стала базовым документом, опираясь на который суверенная Кыргызская Республика стала строить национальную стратегию тендерного равенства.

Процессы глобализации и информации, интеграция Кыргызской Республики в мировое сообщество оказывают большое влияние на общественно-политическую активность женщин. Прорыв женщин в политику на нынешнем этапе развития Кыргызстана дает возможность существенно расширить базу демократии в стране и создает дополнительные условия для выработки и реализации одобряемых обществом решений. Среди них — осознание человечеством места и роли женщины в обществе, поворот лицом к окружающим ее проблемам. С одной стороны, возросшая самооценка женщин, и с другой - активизация их деятельности. Как закономерное последствие этого

7 феномена — возрастание исследовательского интереса к многоуровневым и разноплановым проблемам, связанным со всем спектром взаимоотношений женщины и общества, что, в свою очередь, вызывает рост научных разработок по данной тематике.

Особенно актуально звучит данная тема в современный период, когда независимость Кыргызской Республики наполняется новым содержанием. Именно это обстоятельство определяет понимание необходимости нового осознания истории своего государства, истории всех социально-демографических групп его составляющих, в частности, углубленного изучения положения женщины и женского движения в Кыргызстане. Сегодня на арене общественно-политической жизни появилось множество новых организаций и объединений женщин, разных по своим целям и содержанию работы, но единых в стремлении поднять на более высокий уровень общественно-политический, социально-экономический статус женщины Кыргызстана.

Актуальность исследования, охватывающего XX век, обусловлена назревшей необходимостью критического осмысления и переоценки развития проблемы в советский период, в котором лежат корни и на котором основывается современное положение женщин Кыргызстана, тем более что оно за указанный период еще не стало в республике предметом рассмотрения отдельного исторического труда. Это диктует необходимость критического анализа и обобщения характерных теоретико-методологических подходов и современной значимости специальной литературы по данной проблеме.

Объектом нашего исследования являются особенности эмансипации женщины в Кыргызстане в обозначенный период.

Предметом исследования является процесс изменения статуса и роли женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана на различных этапах его развития.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является осуществление исторического анализа изменения роли женщины в кыргызском

8 обществе XX века в* процессе социально-политических, экономических и культурных изменений.

В соответствии с этим в диссертации реализуются следующие основные исследовательские задачи:

предложить периодизацию истории «женского движения» в Кыргызстане, в соответствии с принятыми в современной исторической науке критериями, связанными с проблемами женщины Востока;

проанализировать положение женщин в различные периоды национальной истории в контексте масштабных социальных изменений, которые в XX в. пережила страна;

ввести в научную практику многочисленные эмпирические, статистические материалы, характеризующие изменение роли женщины в кыргызском обществе за обозреваемый период, в том числе и материалы, которые в советский период находились под запретом;

- объективно оценить роль женщины в процессе трансформации кыргызской государственности в XX веке и определить перспективы ее развития в условиях суверенного Кыргызстана.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование данной проблематики базируется на определенном научном фундаменте. Бесправная жизнь женщин дореволюционной Киргизии была описана в книгах и статьях Ч.Ч. Валиханова, Г. Загряжского, Г. Гинса, А.Ф. Швейгер-Лерхенфельда . Однако эти авторы в своих работах не вскрывают социальных корней рабского положения женщин Киргизии, но их работы имеют определенное познавательное значение, знакомят читателей с тяжелой участью и положением женщин-кыргызок.

Известное освещение в научной литературе получила история раскрепощения женщин Советского Востока. В этом отношении следует

1 Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. В 5 т. - Алма-Ата: Наука, 1968; Загряжский Г. Быт кочевого населения Чу и Сыр-Дарьи //Туркестанские ведомости. - 1874. - №27; Гине Г. В киргизских аулах. Очерки из поездки по Семиречью. //Туркестанский сборник. - 1915. - T.555; Швейгер-Лерхенфельд А.В. Женщина, её жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. - М.: Кураре - Н., 1998.

9 выделить работы Б.П. Пальвановой, В.Л. Бильшай, Р.Х. Аминовой1. В коллективном труде «От средневековья к вершинам современного прогресса» , совместно Р.Х. Аминовой и Б.П. Пальвановой написана глава «Раскрепощение женщины», посвященная историческому опыту народов Средней Азии и' Казахстана в строительстве социализма и коммунизма, подтвердившему, по утверждению авторов, ленинскую теорию некапиталистического развития отсталых стран на пути к социализму. Но при всех достоинствах рассматриваемых работ в них весьма скупы данные о Советской Киргизии.

В исследованиях известного этнографа СМ. Абрамзона, С. Любимовой, А. Джумагулова положение женщины рассматривается на фоне семьи и брака, этносоциальных и культурно-бытовых аспектов жизни общества. Необходимо отметить, что решение женского вопроса не являлось специальной темой для научного исследования общественной науки Советской Киргизии. Историография данной проблемы получила в республике развитие с середины 50-х годов в связи с общим подъемом исследовательской работы после XX съезда КПСС (1956 г.). Интересный фактический материал содержится в исследованиях Т.К. Ташевской, посвященных истории развития женского образования в Киргизии, А. Апышевой и С. Бегматовой4, рассматривающих изменения в статусе женщин республики. Определенный интерес представляют работы Н.П. Животовской по исследованию трудового участия женщин Киргизии в годы Великой Отечественной войны, а также исследования С. Бекходжаевой женских трудовых ресурсов, отраслевой структуры занятости,

1 Пальванова Б.П .Дочери Советского Востока. - М., 1961; Её же. Эмансипация мусульманки. - М: Наука,
1982.

Бильшай В.Л. Решение женского вопроса в СССР. - М., 1959; Её же. Советская демократия и равноправие женщины в СССР. - М., 1948; Аминова Р.Х. Из истории раскрепощения женщин Средней Азии.//История СССР.-1962.- №2.

2 Раскрепощение женщин. //От средневековья к вершинам современного прогресса. - М., 1965.
ъ.Абрамзон СМ. Киргизская семья в эпоху социализма. Советская этнография. - 1957; Его же. Киргизы и их
этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе, 1990; Любимова С. Как живут и работают
женщины Средней Азии. - М.-Л„ 1925; Джумагулов А. Семья и брак у киргизов Чуйской долины. - Фрунзе,
изд-во АН Киргизской ССР, 1960.

4 Ташевская Т.К. Женское образование в Киргизии в 1918-1925 гг. //Ученые записки Кирг. женск. пед. ин-та. -Вып. 1.-1957; Апышева А. Дорога счастья женщин Кыргызстана. - Фрунзе, 1969; Бегматова С. Счастье киргизских женщин. - Фрунзе, 1965.

10 особенностей демографических процессов и их воздействия в целом на трудовые ресурсы Кыргызстана1.

Роль женщин - в политической, хозяйственной, культурной и общественной жизни республики частично отражена в справочниках ЦСУ СССР: «Женщины в СССР» (1980-1989); ЦСУ Киргизской ССР; «Женщины Киргизской ССР» (1960, 1977), «Женщины и дети в Киргизской ССР» (1987); «Женщины и мужчины Кыргызской Республики»: сборник гендерно-разделенной статистики (2000-2005), изданных Национальным статкомитетом Кыргызской Республики при финансовой поддержке UNFPA. Приведенные в них данные характеризуют место женщин Кыргызстана в политической, хозяйственной, культурной и общественной жизни. Отдельные сведения о вовлечении женщин -в советское строительство содержатся в «Истории Киргизии». - Ф., 1963. - т.И, в монографиях Дж. Малабаева, А.Э. Измайлова, С. Керимбаева, Б. Д. Чыймыловой и др.

Всестороннее и глубокое изучение истории женского вопроса проведено в исследованиях Ж.С. Татыбековой . В своих работах автор рассматривает формы и методы работы с женщинами, объективно отмечая как положительные результаты раскрепощения женщин Киргизии, так и его издержки.

Автор данного исследования с конца 70-х годов также занималась этой проблематикой. В своем исследовании4 мы предприняли попытку показать место и роль женщины Кыргызстана во всех областях производственной, общественно-политической, социальной и культурной жизни страны, в воспитании подрастающего поколения. В целом, несмотря на определенную идеологическую заданность, свойственную историческим трудам советского

1 Животовская Н.П. Женщины Киргизии - патриотки своей Родины (Трудовые подвиги и участие женщин
Киргизстана в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг.) - Фрунзе, 1963; Бекходжаева
С.
Женский труд в промышленности Киргизии. - Фрунзе, 1965.

2 МалабаевДж. Борьба киргшской парторганизации за укрепление Советов. - Фрунзе, 1962; Измайлов А.Э.
Очерки по истории Советской школы в Киргизии за 40 лет. - Фрунзе, 1957; Керимбаев С. Патриотизм
трудящихся Киргизии в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945). - Фрунзе, 1954;
Чыгшылова Б.Д. Трудящиеся Киргизии в борьбе за выполнение второй пятилетки в области промышленности и
транспорта(1933-1937 гг.).-Фрунзе, 1959.

3 Татыбекова Ж.С. Раскрепощение женщины-киргизки Великой Октябрьской социалистической революцией. -
Фрунзе, 1963; Её же. Великий Октябрь и женщины Кыргызстана. - Фрунзе, 1975.

4 Бектурганова К.А. Дочери земли киргизской. - Фрунзе, 1983.

периода, работы вышеуказанных специалистов содержат богатый фактический материал, важные научные положения и выводы, которые следует учитывать и современным исследователям.

С начала 90-х -годов на развитие историографии рассматриваемой проблемы большое влияние оказали процессы суверенизации государства и демократизации кыргызского общества. В республике проводились научные конференции, симпозиумы, круглые столы. В ходе этих научных форумов определенный вклад в развитие тендерных исследований внесли Р.Т. Айтматова, Кааны Айдаркул, А.К. Карасаева, А.С. Табышалиева, М.А. Карыбаева, Л.Ч. Сыдыкова, Э.И. Исмаилова, Б.Г. Тугельбаева, А.Б. Элебаева, Г.К. Ибраева, Ж.Момбекова, Д.А. Мусаева, М.М. Эдилова, Т. Шайдуллаева, Д.Э. Шукурова, С.Д. Хамзаеваи др.1

Методологическая и теоретическая основа исследования. В работе использовались как общенаучные, так и специфические методы исторического анализа. В частности, это системный подход, сравнительно-исторический метод, метод структурно-функционального анализа, совпадения исторического и логического. Широко применялись также социологические методики сбора и обобщения эмпирических данных, такие как анкетирование и интервьюирование.

Источниковую базу исследования составили многочисленные эмпирические, статистические материалы, научные монографии, зарубежные издания по положению женщин, а также труды отечественных историков, социологов, философов, политологов и психологов, касающиеся положения женщины в Кыргызстане, тематические общественно-политические издания, мемуары, материалы советской, кыргызской и российской периодической печати, соответствующие сборники документов, всесоюзные статистические

1 Айтматова Р.Т. Секс-торговля женщинами - грубое нарушение прав человека. //Механизмы реализации репродуктивных и сексуальных прав человека в Кыргызстане: Сборник статей - Бишкек, 2001; Карасаева А. Кыргызская община: традиция насилия над женщиной. //Ненадежность тендерной защиты. - Бишкек, 1996; Табышалиева А.С. Отражение во времени. - Бишкек, 1998; Карыбаева М.А. Женщины Кыргызстана: Ресурсы политической активности. //Женщина и власть: Итоги выборов и перспективы. - Бишкек, 2000; Сыдыкова Л. Ч. Право человека на репродуктивное и сексуальное здоровье//Сборник статей. -Бишкек, 2001; Элебаева А.Б. Место и роль женщины в цивилизованном обществе. //Женщина и общество. - Бишкек, 1996.

12 сборники, доклады ПРООН, отчеты Кыргызской Республики по человеческому развитию за 1995-2006 гг. и др.

Для сравнительного анализа, проведенного в процессе написания данной диссертации, в качестве источников были использованы работы дореволюционных исследователей, а также новейшие разработки ученых стран ближнего и дальнего зарубежья.

Для изучения женской проблематики были использованы архивные документы Центрального государственного архива партийной документации Кыргызской Республики (ЦГА ПД КР), Ошского государственного архива (ОГА), Центрального государственного архива Республики Узбекистан (ЦГА РУ). С целью обогащения методологической стороны исследования, автором использовались публикации по проблемам советской историографии, а также историографии Советского Кыргызстана. Кроме того, в качестве источников привлекались разного рода библиографические, энциклопедические и другие справочные издания, дающие ценный материал по изучаемой проблеме.

Научная новизна диссертации определяется стремлением комплексного изучения положения женщины в Кыргызстане в двадцатом столетии. Она определяется также разработкой и обоснованием объективной периодизации проблемы, осуществленным критическим осмыслением имеющейся литературы за указанный период, изданной применительно к Кыргызстану. В работе впервые вводятся в научный оборот ранее закрытые по тем или иным соображениям материалы, статистические данные. В работе также представлен анализ особенностей процесса исследования положения женщины в Кыргызстане, что позволяет сделать вывод о степени изученности данной проблемы на различных этапах истории. В диссертации выявлены наиболее актуальные аспекты изучаемой проблемы, намечены пути ее дальнейшего развития.

Личный вклад соискателя. Работая 25 лет в партийных и государственных органах республики, автор системно занималась проблемами женского движения, семьи и молодежи: принимала непосредственное участие в

13 подготовке и проведении съездов женщин Кыргызстана, ряда международных семинаров.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования материалов и выводов при разработке государственной политики в отношении женщин, семьи и тендерного развития в Кыргызстане и за его пределами; применении содержащихся в ней данных при написании современных исследований по отечественной истории; в процессе преподавания курсов истории и тендерной политики на исторических факультетах вузов и в средних учебных заведениях. Материалы диссертации могут быть интересны и полезны для лекторов широкого профиля, массового читателя, работников различных женских организаций и общественных движений Кыргызстана, зарубежных стран, а также последующим исследователям проблемы.

Хронологические рамки данного исследования охватывают столетие: 1900 - 2000 г.г. Это обусловлено кардинальными изменениями статуса женщины в обществе на различных исторических этапах, что позволило автору восстановить целостность картины положения женщины на территории Кыргызстана с первых и до последних десятилетий XX века.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В условиях традиционного кыргызского кочевого общества роль женщины
была ограничена кругом традиционных культурно-бытовых ролей,
определяемых ее физиологическими возможностями, этническими традициями,
обрядами и требованиями религиозных канонов.

  1. В период советской истории произошли революционные по сути изменения в «женском вопросе». Закрепленные «де-юре» права женщины способствовали выходу ее за рамки исполнения традиционных бытовых функций и большей социализации.

  2. В советском периоде лежат корни современного положения женщин в Кыргызстане. Несмотря на значительные успехи в расширении диапазона социального положения женщины, «де-факто» была сохранена тендерная

14 дифференциация, которая в современных условиях выступает основой существования тендерного неравенства.

  1. Период суверенной истории Кыргызстана актуализирует необходимость раскрытия подлинного потенциала женщины в ее национально особенном богатом внутреннем облике, предоставляя ей и «де-юре», и «де-факто» возможность активного общественного проявления на высоких социальных позициях.

  2. Большую роль в реализации тендерной политики играют общественные организации. Современное женское движение в КР определяется как индивидуально-инициативное и все еще является, по большей части, маргинальным явлением в политической жизни общества, что обусловливает минимальное влияние женщин на государственную политику.

  3. Для более успешной реализации тендерной политики требуется тесное взаимодействие государства и гражданского общества. Главная задача политики усиления феминизации - поворот в сознании людей, в их мировосприятии и миропонимании, гуманизация общественного отношения к женщине матери, труженице, жене.

Апробация результатов диссертации. Диссертация представляет собой концентрированный итог работы, проводимой автором с 1975г. Концептуальные положения исследования докладывались автором на научно-практических конференциях. В частности, на международном советско-монгольском семинаре «Обмен опытом работы государственных учреждений и общественных организаций по повышению культуры быта на селе и в городе» (Фрунзе, 1983 г.); на научно-практической конференции ПРООН и Министерства образования и культуры Кыргызской Республики «Кыргызские женщины: от кочевья к современности» (Бишкек, 2003г.), международном семинаре женских организаций, посвященном 75-летию женского движения в Кыргызстане, (Чолпон-Ата, 2000г.); научно-практическом семинаре «Культурное наследие и современные тенденции народного творчества»,

15 (Бишкек, 2005г.), а также на научно-практической конференции, посвященной 80-летию Госархивагенства Кыргызской Республики, (Бишкек, 2006 г.).

Апробация результатов исследования. Основные материалы исследования опубликованы в 4-х монографиях, таких как «Роль и место женщины в истории Кыргызстана ( XIX — начало XXI века») (Бишкек, 2006, 12 п.л.); нескольких изданиях «Дочери земли кыргызской» (Фрунзе, 1983, 4 п.л.; Бишкек, 2003, 20 п.л.; Бишкек, 2007, 21 п.л.); «Женщины в экономике Кыргызстана» (Бишкек, 2005, 6 п.л., в соавторстве), «Женщины Кыргызстана в развитии села» (Бишкек, 2006, 6 п.л. в соавторстве), в которых представлены более 100 портретов женщин, внесших весомый вклад в социально-экономическое развитие, науку и культуру Кыргызстана, а также в 3 научных статьях, одна из которых «Участие женщин Кыргызстана в экономической, общественно-политической и культурной жизни в годы Великой Отечественной войны» - в ведущем научном рецензируемом журнале «Вестник КРСУ» (Бишкек, 2009. — № 3. Т.9, 0,5 п.л),

Концептуальные положения исследования докладывались на международных научно-практических конференциях по тендерной политике (Бишкек 2000, 2003, 2006).

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем - 182 стр.

Женщина в мифах, исторических преданиях и легендах кыргызов

Кыргызы - древнейший народ Центральной Азии. Великий китайский историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.)1, основоположник китайской историографии, в своем труде « Шицзи» («Исторические записки», I в. до н.э.) сообщает, что в 201 г. до н.э. правитель мощного государства хуннов Маодунь завоевал ряд земель: «...(Маодунь) покорил на севере владения хуньюев, шойше, динлинов, гэгуней и синьли». Гэгунями (варианты: гянь-гунь, кигу, цигу), как бесспорно установили ученые, китайцы называли древних кыргызов, проживавших в Восточном Тянь-Шане2.

Кыргызы были современниками гуннов, саков, усуней, входили в состав тюркского каганата, империи монголов, теряли и снова возрождали собственную государственность. Пережив катаклизмы истории, испытания более чем двух тысячелетий, сохранились как этнос на современной территории Центрального Тянь-Шаня.

Уже на ранних этапах формирования общества людей плодоносная сила женщины, судя по изобилию палеолитических статуэток3, обусловила особое отношение к ней. Благодаря этой силе женщина воспринималась как феноменальное существо, обладающее способностью активного вмешательства в мир сложных взаимоотношений человека и природы.

Древние кыргызы поклонялись четырем природным стихиям: Небу, Земле, Огню, Воде. Небо считалось мужским началом и олицетворялось в образе могучего Быка, а Земля - женским. Культ Неба возник из культа Солнца. Древние шумеры бога солнца называли Дингир, монголы - Тэнгри, голубые тюрки и кыргызы - Тенир. Кок Тенир (Тенгри) означал Синее Предвечное Небо. Он объединял в себе все астральные представления и был адекватен понятию - «Вселенная», «Мироздание».

В древнетюркской культуре одним из ярких мифологических образов является богиня Умай, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие. Она покровительствовала супруге кагана и воинам. Видимо, считалась супругой Тенгри (неба). Упоминается в рунических текстах VI - VIII вв. Генезис богини Умай, согласно исследовательским данным, гипотетически восходит к чудесной птице Хумай, что в иранской мифологии наделяется способностью осчастливить человека, задев его лишь своей тенью1.

В пастушеско-кочевой среде древнетюркского круга племен Центральной Азии культы плодородия и деторождения совмещала в себе богиня Умай. Фольклорно-этнографические материалы свидетельствуют, что тюрки Саяно-Алтая представляли ее в образе красивой женщины, спускающейся с неба для того, чтобы дать ребенку плоть и кровь2.

У кыргызов культ матери Умай (Умай эне) является древнейшим религиозным культом. Еще в VI в. кыргызы поставили Умай памятник из камня, где изображена добрая, обаятельная женщина с элечеком на голове. А.Н. Бернштам рассматривал Умай как женское божество, покровительницу домашнего очага, хранительницу потомства, видел в ней переживание женского материнского культа . По СМ. Абрамзону образ Умай «гораздо многограннее». Образ древнего божества и даже её имя кыргызы-мусульмане соединяли с образами и именами почитаемых мусульманами женщин: Фатимы (дочери Мухаммеда) и Зухры, (произнося последние вместе Батма Зуура или Суура)4. Умных, волевых и сильных духом женщин кыргызы сравнивали с Умай эне. Стихоречитативом, песней об Умай эне совершали молитву — благословение в праздник Нооруза - Нового года.

Приобщение женщины-кыргызки к социалистическим преобразованиям в народном хозяйстве

XX в., отмеченный революцией 1905-1907 гг., первой мировой войной, народно-освободительным движением 1916 г., Февральской и Октябрьской революциями 1917 г., явился для Российской империи веком социальных катаклизмов, приведших в итоге к краху царского режима.

Трудовой кыргызский народ по-прежнему подвергался нещадной эксплуатации баев и манапов, а также русской империалистической буржуазии, вымирая от голода и эпидемий. Усилились репрессии и преследования участников восстания 1916 г.

Недовольство продолжавшейся войной и продовольственный кризис, грозивший голодом, вызвали народные волнения по всей России. Вместе с пролетариями мужчинами в демонстрациях выступали женщины-работницы. Недовольство народа войной проявлялось и в Киргизии. Так, 3 января 1917 г. у здания Ошского уездного управления собралась большая толпа женщин кыргызок и узбечек. Они требовали вернуть домой мужей. В ответ на приказ начальника уездного управления разойтись по домам женщины устроили бунт, а одна из них положила у ног начальника своего ребенка с требованием взять его на содержание, так как ей кормить его нечем. 4 зачинщицы бунта и 3 сопровождавших их старика были арестованы . В середине июня в Пишпеке (ныне Бишкек) жены мобилизованных солдат-фронтовиков, собравшись огромной толпой, окружили здание уездного управления и требовали выдачи пайков, грозя в противном случае разгромить управление. «Наши мужья,-писала группа крестьянок из Семиречья,- призваны на военную службу, а мы обречены на смерть, на голод»2.

г. революция явилась тем рубежом, с которого начались глубокие социально-экономические и культурные преобразования в обществе. В Киргизии советская власть установилась к середине 1918 г. В апреле - мае 1918 г. возникло первое государственное образование Средней Азии - Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, (ТАССР), вошедшая в состав РСФСР. Киргизия вошла в состав ТАССР.

В.И.Ленин связывал достижение равноправия полов с ликвидацией частной собственности на средства производства, ростом экономики, культурной революцией, обобществлением быта. Согласно ленинской концепции женского вопроса, именно участие женщин в общественно-производительном труде является решающим условием, определяющим их социальный .статус: «Для полного освобождения женщины и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, как и мужчина» . Равноправие мужчин и женщин В.И.Ленин понимал как «равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей» . На женщин Киргизии распространялись общие для всей советской страны законоположения, представляющие женщинам равные права с мужчиной. Декреты советского правительства о свободе и равенстве произвели полный переворот в сознании трудящихся, внесли глубокие перемены в быт и семью, в культуру кыргызского народа. Основными направлениями советской государственной политики в отношении женщин были следующие:

1) обеспечение юридического равенства с мужчинами;

2) широкое привлечение к общественному производительному труду; 3) семейная политика, включающая раскрепощение женщин в семье, обобществление домашнего хозяйства, общественное воспитание детей.

Роль женщин в условиях перехода к рыночным отношениям

Кыргызстан с начала 90-х г. XX столетия переживает исторически беспрецедентный период развития, характеризующийся трансформацией социально-экономической сферы кыргызского общества. Крушение Союза ССР, усиление центробежных тенденций, распад единого экономического пространства, переход к новым рыночным отношениям осложнили все проблемы, стоящие перед молодым суверенным государством - Кыргызской Республикой. В стране началась работа по коренному переустройству политической системы, экономики, социальной сферы, всех социально-экономических отношений.

Путь от командной жестко централизованной плановой экономики к экономике свободного рынка оказался крайне тяжелым для большинства населения, воспитанного в традиционно советской модели, построенной на принципах уравнительности и социальной защищенности. Шансы на достижение равенства полов в КР стали ухудшаться. В отношении реального положения женщин общество совершило откат назад. Шоковая экономическая, социальная ситуация вызвала неадекватную реакцию мужчин и женщин. В среде мужчин она проявилась во враждебной заторможенности, в росте комплекса неполноценности, в безвыходности, преступности, алкоголизме. Женщины же быстрее адаптировались к рыночным отношениям во имя сохранения, прежде всего, семьи. Несмотря на растущую дискриминацию женщин, бытовое насилие над ней, она в силу материнского инстинкта защитить семью, сносно обеспечить ее, освоила неучтенную сферу мелкой купли-продажи, продажу ею произведенной продукции - хлеба, одежды, поделок. С трудом, удерживая семью наплаву, часть женщин, как правило, с высшим и средним специальным образованием, стала заниматься так называемым челночным бизнесом, привозом из-за рубежа товаров повседневного спроса для сбыта как внутри республики, так и за её пределами. Ныне кыргызский оптовый рынок одежды, продуктов, техники и мебели стал известным в Центральной Азии своей дешевизной. В большей части это заслуга женщин, так называемых «челноков», большинство из которых числятся безработными.

На старте реформ социальное положение мужчин и женщин было различным; мужчины более конкурентоспособны, чем женщины; женская рабочая сила пополняет вторичный рынок труда в большей степени, чем мужская; в высокооплачиваемых сферах экономики преобладают мужчины, в низкооплачиваемых - женщины; среди руководителей, как в государственных, так и в частных структурах, больше мужчин, чем женщин, среди безработных и бедных - больше женщин, чем мужчин.

В условиях независимости Кыргызстана бывший Республиканский женский Совет, игравший монопольную роль в женском движении страны, в 1991 г. был реорганизован в Комитет женщин Кыргызской Республики.

3 марта 1993 г. состоялся X съезд женщин республики. Съезд отметил, что экономический спад, инфляция, рост безработицы, разрушение системы социальной защиты в переходный период наиболее болезненно отразились на положении женщин и детей. Женщины, острее почувствовав на себе все проблемы переходного периода, более гибко на них отреагировали: занялись торговлей, мелким бизнесом и прикладными ремеслами, стали основными кормильцами семьи1.

Возросшая нагрузка отрицательно отразилась на здоровье женщин, благополучии их детей и семей. Растет младенческая смертность, уровень материнской смертности в 1,5 раза выше, чем в Казахстане и Узбекистане. Около 60% беременных женщин страдают анемией. В Кыргызстане сложилась критическая ситуация в организации детского питания, беременных и кормящих матерей. Вызывает тревогу закрытие многих молочных кухонь, детских садов и яслей, которых и раньше не хватало. Все эти и другие проблемы сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения и постепенно ведут к деградации здорового генофонда нации. В условиях углубления экономического кризиса наиболее острой стала проблема материального обеспечения многодетных семей. Съезд женщин республики констатирует, что в стране существует прямая и косвенная дискриминация женщин. От позиции женщин во многом зависит стабилизация жизни в государстве, гражданский мир и национальное согласие. Практика формирования политики от имени женщин, но без их участия, несовместима с провозглашаемой демократизацией всех сфер жизни. Съезд призвал всех женщин делать все возможное, объединить и направить усилия на сохранность Кыргызстана, нашего общего дома, в котором мы живем1.

Похожие диссертации на Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана : XX век