Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Лебедева Лариса Витальевна

Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены
<
Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лебедева Лариса Витальевна. Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены : 07.00.02 Лебедева, Лариса Витальевна Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены (На материалах Пензенской губернии) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Пенза, 2006 256 с. РГБ ОД, 61:06-7/421

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиции и перемены в материальной культуре крестьян в 20-е годы XX века

I. 1. Хозяйственные постройки и сельскохозяйственные орудия в повседневной жизни крестьян 28

1. 2. Жилище - жизненная среда крестьян: внутреннее пространство избы, убранство, мебель, утварь 58

1.3. Питание и посуда в жизнеобеспечении крестьян 82

1.4. Одежда крестьян: патриархальная и модернистская тенденции 113

Глава II. Традиции и перемены в духовной культуре крестьян в 20-е годы XX века

II. 1. Основные тенденции развития обыденного мировоззрения крестьян 134

II. 2. Религиозность сельского населения 158

II. 3. Игра как способ социализации в традиционном обществе 185

Заключение 206

Список использованных источников и литературы 215

Приложение 249

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап развития исторического знания характеризуется общей переориентацией исследовательского мышления, переосмыслением исторических явлений и процессов, методов их изучения. Долгое время внимание ученых концентрировалось на экономических процессах, классовой борьбе в обществе и за пределами исследований оставались внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности. В последнее время возрос интерес исследователей к изучению социальных проблем развития общества, особенно отражению повседневной жизни людей. Исследование этой проблемы дает возможность рассматривать человека не только в качестве объекта воздействия, но и в роли субъекта, формирующего внутреннее содержание исторического процесса, позволяет судить об особенностях ментальной структуры общества на определённом хронологическом отрезке.

До недавнего времени история крестьянства чаще всего рассматривалась через призму хозяйственно-политических отношений, оставляя в стороне социально-психологические аспекты. Изучение повседневной жизни российской деревни позволяет заглянуть в глубины народной жизни, расширяет границы предмета исследования.

В связи с этим особый интерес представляют 1920-е гг., когда наряду со старыми традициями в повседневной жизни российской деревни стали появляться черты нового уклада, стало меняться сознание крестьян, система отношений, вырабатывались новые мировоззренческие ориентации. Повседневность включает в себя как общие черты исторического развития, так и, региональные, конфессиональные и национальные особенности. Пензенская губерния являлась в какой-то мере типичным районом Центральной России. Поэтому все социально-экономические процессы, протекавшие в стране, с одной стороны ярко проявлялись и в этом регионе, но в то же время имели свою специфику. Прежде всего - полиэтничность региона, что позволяет наряду с общими тенденциями развития крестьянского социума, выявить проявления национальных особенностей.

Объект исследования - традиции и перемены в повседневной жизни пензенской деревни в контексте развития российского общества в 1920-е гг.

Предмет исследования - динамика изменений в материальной и духовной культуре крестьянства Пензенской губернии на фоне общего процесса социокультурной трансформации в истории России в 1920-е гг.

Территориальные и хронологические рамки исследования. В данной работе в центре внимания находится Пензенская губерния. Временные рамки исследования ограничены 1921 - 1928 гг. Начальная дата обусловлена переходом страны к новой экономической политике. Завершается исследование началом коллективизации и ликвидацией Пензенской губернии, включением ее территории в состав созданной Средне-Волжской области. Специфика темы определила необходимость привлечения к анализу событий и явлений предыдущего и последующего периода. Поэтому в работе используется термин «Пензенский край», подразумевающий совокупность административно-территориальных единиц, когда-либо возглавляемых Пензой.

Цель исследования состоит в реконструкции повседневной жизни российской деревни на примере Пензенской губернии в 1920-е гг., определении причин трансформации традиционного уклада жизни, выявлении сущности, закономерностей и динамики изменений повседневности.

Поставленная цель достигается путем решения комплекса задач:

исследовать материальную культуру крестьян в контексте повседневности - жилые и хозяйственные постройки, сельскохозяйственные орудия, одежду, питание;

показать особенности хозяйственного, семейно-бытового уклада крестьянского социума;

охарактеризовать духовную культуру крестьян - тенденции в развитии религиозных воззрений, обыденном (житейском) мировоззрении;

исследовать игры как проявления мировоззрения крестьян;

- дифференцировать особенности восприятия крестьян в различных
сферах повседневной жизни в зависимости от возрастных, половых, социаль
ных и национальных особенностей;

- выяснить динамику развития повседневной жизни крестьян - устойчивость традиций и природу новаций.

Теоретическая основа проблем повседневности. Методология и традиции изучения. Для осмысления повседневности как целостного социокультурного мира необходимо раскрыть суть этого понятия. Термин «повседневность» имеет различные толкования в философии, лингвистике и истории. В частности, в словаре синонимов термин повседневность толкуется как будничный, обыденный, то, с чем сталкиваются постоянно1. С.И.Ожегов трактует повседневность как быт, бытовую сторону жизни, повседневный -осуществляемый изо дня в день2. А.С. Ахиезер под повседневностью понимает человеческую жизнь, рассмотренную с точки зрения функций и ценностей, которые ее заполняют - труд, быт, отдых, передвижения3.

Осмысление вопросов повседневной жизни связано с французской школой «Анналов», возникшей в конце 1920-х гг. Главным замыслом её основателей М. Блока и Л. Февра, было преодоление барьеров между общественными науками, освоение историками методик смежных наук и отношение к истории как науке о людях в историческом измерении . Исследователи этого направления противопоставляли глобальной истории рассмотрение «по-вседневия» человеческого бытия5. Они предложили переориентировать исторические исследования и перейти от событийной политической истории, поисков всеобщих закономерностей развития экономики и этнографических описаний к комплексному аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических, историко-культурных аспектов. Ф. Броделем был введен термин «структура повседневности». Содержанием повседневной жизни он считал способы организации и оформление пространства человеческой жизни - ландшафт, архитектуру, организацию интерьера; поведение и общение - обряды, обычаи, традиции, ритуалы, эти-

1 Словарь синонимов. Справочное пособие. Л., 1977.

2 Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1993.

3 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России). Теория и мето
дология: Словарь. Новосибирск, 1998. Т. 2.

4 Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе //Менталитет и аграрное развитие
России (XIX - XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996.

5 Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

кет . Школа «Анналов» стоит у истоков возникновения истории ментально-стей. Ментальность - система обыденных представлений, определенная направленность мыслей, манера чувствовать, думать и действовать. Историки употребляют это понятие для описания явлений обыденного сознания людей различных эпох. Менталитет - устойчивый склад ума, имеющий системный характер, который коренится в материальной жизни и широко распространен в значительной части населения и который оказывает непосредственное влияние на экономические и политические отношения. Таким образом, он тесно связан с бытовой, будничной жизнью .

Броделевский подход к истории повседневности предполагает сосредоточенность на большом хронологическом периоде. Иной он в германской и итальянской историографии. В 70-х гг. XX в. в Германии возникло течение «историко-критической социальной науки». Крупнейшие представители этого направления - Х.-У. Велер, Ю. Кокка, X. Медик, А. Людтке, в Италии - К. Гинзбург, Д. Леви и др., являясь приверженцами «анналистов», ориентировали ученых на изучение микроистории отдельных рядовых людей или их групп3.

Общим для двух подходов в изучении истории повседневности является то, что новое понимание прошлого родилось как «история снизу» или «изнутри», дав возможность изучения «маленького человека», его поведения и жизненных ориентиров; междисциплинарность; и рассмотрение, хотя и на разных уровнях - макро- и микроисторическом, всех аспектов повседневной жизни4. Проблемы повседневной жизни русского крестьянства продолжают оставаться предметом исследований зарубежных ученых и в настоящее время.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное //Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. М., 1986. В 3-х т. Т. 1.

2 См.: Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе //Менталитет и аграрное разви
тие России (XIX - XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996.

3 См.: История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефера
тах. М.,1996; Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии
//Социальная история: Ежегодник, 1998/99; Медик X. Микроистория //Thesis. Теория и история экономиче
ских и социальных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4.

4 См.: Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «Истории повседневности» //Этнографическое обозре
ние. 2004. № 5.

В отечественной историографии история повседневности с полным основанием может считаться традиционной проблемой изучения. Исследовательский интерес к повседневной жизни стал устойчиво проявляться уже в XIX в. Перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, положения в обществе. Различные аспекты описания «жизненного мира» содержались в работах Н.М. Карамзина, СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и др.1 Основы российской методологии повседневной жизни были заложены В.О. Ключевским. Он считал, что предмет исторического изучения - социальная жизнь людей, или по его выражению «человеческое общежитие». По его мнению, основными элементами «общежития», являлись человеческая личность, людское общество и природа страны. По основным свойствам и потребностям человека он делил их «на физиологические - пол, возраст, кровное родство, экономические - труд, капитал, кредит, юридические и политические - власть, закон, право, обязанности, духовные - религия, наука, искусство, нравственное чувство»2.

С начала XIX в. началось формирование источниковой базы повседневной жизни крестьян. У истоков её создания стояли - В.И. Даль, Е.А. Авдеева, Е.А. Покровский, А.В. Терещенко, И.П. Сахаров, А.Ф. Можаровский, П.А. Бессонов, М. Забылин и др., собравшие уникальные сведения о материальной и духовной культуре данного социума3. Важным моментом в раскрытии повседневности, было привлечение исследователями - С.Н. Прокопови-чем, А.С. Лосицким, И.В. Чернышевым и др., источников крестьянского

1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842 - 1844 гг. в
трех книгах с приложением. М., 1988; Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1987; Он же. История русско
го быта. М., 1995; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991;
Он же. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI - XVH столетиях. М., 1992; Соловь
ев СМ. Сочинения: В 18 кн. - М., 1988; и др.

2 См.: Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 34,41.

3 Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб, 1994; Можаровский А.Ф. Из жиз
ни крестьянских детей. Этнографические материалы, собранные в Казанской губернии. Казань, 1882; По
кровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. М., 1887; Он же. Физическое воспитание детей у
разных народов преимущественно России. М.,1884; Он же. Детские подвижные игры. М., 1892; Русский на
род, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение
издания 1880 года. М.,1990; Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым: Сборник /Вступ, статья,
подгот. текста В. Аникина. М., 1990; Терещенко А.В. Быт русского народа. СПб., 1848.

происхождения (писем, приговоров, анкетных данных), которые несли информационное знание жизни деревни самими носителями данной культуры1.

Во второй половине XIX в. появляется новое направление в изучении повседневности российского крестьянства. Русским географическим обществом и Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева были проведены этнографические экспедиции по сбору сведений об укладе жизни, обрядах, обычаях, верованиях, и т.п. Причем в них мы обнаружили ценные сведения, касающиеся Пензенской губернии.

В целом дореволюционная российская историография только наметила проблемы исследования повседневности крестьян и определила необходимость изучения этой стороны жизни. В этот период времени шло интенсивное накопление фактического материала и робкие попытки его научного осмысления.

В советской историографии в рамках марксистской методологии и формационного подхода проблемы повседневности не исследовались как самостоятельные. На первом месте стояли вопросы классовой борьбы, войн, экономического развития и т.д., вопросы «жизненного мира» разрабатывались как иллюстративные к глобальным событиям истории. Однако большинство авторов, исследовавших экстремальные события в истории, отмечали их особое влияние на материальную и духовную сферу общества, как своеобразный индикатор повседневной жизни. Тенденции к целостному анализу повседневной жизни в рамках культуры наблюдались в конкретно-исторических исследованиях медиевистов2. В целом они сходились на том, что повседневность охватывает всю жизненную среду человека, сферу непосредственного потребления, удовлетворения материальных и духовных потребностей, а также связанные с этим обычаи, формы поведения, представления, привычки сознания. В этот период времени рассмотрение материальной и духовной культуры народонаселения проводилось этнографами. Их изыскания помогают объемнее увидеть повседневность, которая проявляется

1 Лосицкий А.Е. К вопросу об изучении степени и форм распадения общины. М., 1916; Луканов П. Чего тре
буют крестьяне. СПб., 1906; Сурин М. Война и деревня. М., 1907; Он же. Что говорят крестьяне о своих ну
ждах. M., 1907; Чернышев И.В. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 г. СПб., 1911 и др.

2 См.: Ястребицкий А.Я. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиеви
стике//Одиссей. М., 1991.

в обустройстве жилищ, особенностях одежды, украшений, мировоззрении и т.д.

Развитие методологии повседневности в современном понимании началось во второй половине 1980-х гг. В условиях кардинальных структурных изменений в политической и социально-экономической жизни современного российского общества, начала происходить коренная ломка и мировоззренческих взглядов на наше прошлое и настоящее, пересмотр историко-материалистической, марксистской методологии породило поиск новых научных ориентиров, методик. Повседневная жизнь стала предметом научного интереса философии, социологии, психологии, культурологии, этнографии, истории.

В настоящее время наблюдается процесс «социологизации» истории. В современной методологии постепенно утверждается направление, определяемое исследователями как «новая социальная история»1, трактующая исторический процесс как диалектическое взаимодействие системообразующих факторов, направленная на наполнение теоретических схем конкретно-историческим содержанием2. Его теоретиками принято считать А.Я. Гуреви-ча, А.С. Ахиезера, Н.И. Лапина3.

Таким образом, история повседневности - новая отрасль исторического знания, в центре внимания которой находится комплексное исследование образа жизни и его изменений у представителей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на жизненные события, возможное при использовании междисциплинарных связей с этнологией, социологией, психологией. Сложилось два подхода в исследованиях повседневности - на макро и микро уровнях. Несмотря на существующие традиции изучения повседневной истории, формирование терминологической практики еще не

См.: Сухова О.А. Познание истории через единство культуры и социальности. К вопросу о традициях и новациях в современном обществознании //Социальные науки: история, теория, методология. Сборник научных статей. M., 2002. Вып. IV. С. 85.

См.: Шувалов В.И. Социально-психологический аспект изучения истории в российской историографии последней трети XIX - первой половины XX вв. М., 2001.

3 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1996. Т. І.; Гуревич А.Я. Историческая наука и научное мифотворчество (критические заметки) //Исторические записки. М., 1995; Он же. Категории средневековой культуры. М., 1984; Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации //Вопросы философии. 2000. № 6.

завершено. Под «повседневностью» автор понимает особую сферу социокультурной реальности, основанную на системной повторяемости смыслов человеческого бытия, имеющую пространственные и временные рамки. Структура повседневности включает в себя всю жизненную среду человека, охватывающую материальные и духовные потребности: способ организации и оформления пространства человеческой жизни, быт, труд, отдых, мировоззрение, поведение, обычаи. Повседневность основывается на традициях -элементах социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, взгляды, обычаи, обряды. Перемены в повседневной жизни — это видоизменение традиций, как результат внутренних потребностей социума или воздействий извне. Данные подходы обусловили структуру диссертационного исследования. Учитывая, что понимание повседневности достаточно широко, мы сознательно ограничили изучение темы культурно-бытовыми рамками и оставили в стороне весь комплекс вопросов, связанный с экономическим развитием крестьянства в этот период времени. В работе сконцентрировано внимание на материальной и духовной культуре крестьян. В тоже время, не все из указанных проблем раскрыты нами в равной степени в силу того, что исследовательское пространство широко, и не все существующие источники одинаково репрезентативны.

Методология исследования. Методологическая основа работы базируется на нескольких принципах. Основным из них является социокультурный, позволяющий раскрыть повседневную жизнь крестьян как результат сложного переплетения технических, экономических, политических, религиозных и других социальных факторов. Этот принцип подразумевает использование междисциплинарного подхода. Достигаемое в результате этого повышение информативной отдачи источников, а также новый взгляд на крестьянство как на социокультурный феномен в своем единстве способствуют решению малоизученных проблем, таких как воссоздание историко-социальной идентификации крестьянства, выявление долго- и кратковремен-

ных с точки их воздействия факторов эволюции повседневной жизни, выяснении сущности и закономерности традиций и перемен в жизни российского села.

Принцип объективности ориентирован на всесторонний анализ исторических событий и явлений, привлечение к исследованию разнообразных по происхождению и содержанию источников. Исходя из данного принципа предусматривалось формирование необходимой документальной базы исследования, критический анализ фактов, создающих условия для реконструкции повседневной жизни, максимального приближения ее к исторической действительности.

В работе использован метод историзма. Его сущность заключается в последовательном раскрытии свойств, функций, изменений изучаемого объекта (явления) в процессе его исторического развития, позволяющих из ряда отдельных фактов увидеть общую картину событий. Данный принцип позволил исследовать повседневную жизнь крестьян в 1920-е гг. в развитии, исследовать традиционные устойчивые формы и новации. В то же время на основании данного принципа история повседневности исследовалась как органичная составная часть общественной жизни во взаимосвязи с изменениями в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

При разработке проблемы применялись специально-исторические методы: историко-сравнительный, историко-системный, проблемно-хронологический, а также методы логического и статистического анализа.

Важную роль в сопоставлении элементов повседневной жизни различных народов сыграл историко-сравнительный метод. Он имеет целью раскрытие сущности явлений через сходство и различие присущих им свойств. Этот метод также основывается на движении от единичного к общему (индукция), что позволяет учесть особенности, выявляя общие закономерности.

Для выявления значимости повседневной жизни в общественной системе использовался историко-системный метод.

Использование проблемно-хронологического метода позволило выделить в исследуемой теме взаимодействующие составляющие и каждую из выделенных проблем рассмотреть в развитии.

На основании логического метода были установлены причинно-следственные связи, проявившиеся во влиянии традиционной культуры на повседневную жизнь, и выявлены происходившие изменения.

При обработке анкетных данных использовался метод статистического анализа, цель которого состоит в измерении явлений, как в количественном, так и в качественном отношении.

Источниковая база исследования. Данная работа опирается на комплекс архивных материалов, хранящихся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), Государственном архиве Российской федерации (ГАРФ), Государственном архиве Пензенской области (ГАПО), Пензенском государственном краеведческом музее (ПГКМ), опубликованные источники и полевой материал автора. Большая часть материалов вводится автором в научный оборот впервые.

Всю совокупность использованных источников можно условно разделить на следующие четыре основные группы.

К первой мы относим переписку крестьян с прессой. Это коллекция писем в «Крестьянскую газету», хранящихся в РГАЭ - фонд 396; газету «Безбожник», находящихся в ГАРФ - фонд Р. - 5407; публикации крестьянской корреспонденции в местных газетах: «Трудовая правда», «Новая деревня» и др. Эта группа источников несет не только информативное знание о жизни деревни 1920-х гг., но и эмоциональную оценку времени самими носителями данной культуры. Тематика писем крестьян 1920-х гг. отражает наиболее важные насущные проблемы и изменения крестьянской жизни. Круг обсуждаемых вопросов был следующим: безработица в деревне, работа кооперации, совхозов и колхозов, работа партийных и комсомольских ячеек, советских органов, культурно-просветительная работа в деревне, соотношение старого и нового быта, празднование советских праздников, политическая активность крестьян, отношение к религии, изменения в жизни женщин. Наиболее остро описывалось недовольство по отношению к местной власти, поведением комсомольцев и коммунистов, чрезмерным употреблением самогона, земельные споры, негативное отношение крестьян к рабочим, голод в деревне, активность женщин, проблемы экономического «выживания» кре-

стьянского двора. Тональность крестьянской корреспонденции различна. Это жалобы, кляузы, размышления, просьбы, рекомендации, советы.

Ко второй группе источников относятся индивидуальные источники — биографические нарративы, воспоминания людей той эпохи. Непосредственные свидетели переломного времени воссоздают живую картину сельской повседневности. В частности, нами использованы воспоминания О.В. Лебедевой (1904 г.р.), хранящиеся в ГАПО - фонд Р. - 2835, где описан быт русской крестьянской семьи первой четверти XX в. с. Казанская Арчада Чембар-ского уезда - отношения в семье, круг обязанностей, окружающую обстановку - дом, внутреннее убранство, одежду и т.д., выживание в период экономических трудностей, реакцию на текущие политические события. Мировоззрение чувашских крестьян с. Илим-Гора Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне - Неверкинский район Пензенской области) раскрывается в рукописи И.Д. Фомина (1899 г.р.) «Коротко о происхождении чувашей и их заселении на территории Пензенской области», хранящейся в научном архиве № 405 ПГКМ. Описания различных обрядов мордвы д. Мордовское Коло-масово Наровчатского уезда, относящиеся к первой четверти XX в., содержатся в заметках Т.Г. Архангельской, также хранящихся научном архиве № 109 ПГКМ.

К третьей группе источников относятся материалы социологических обследований, проводившиеся как в 1920-е гг., так и автором данной диссертации.

В 1923 - 1925 гг. Этнологическое отделение Российской Академии истории материальной культуры провело анкетное обследование крестьян по теме: «О влиянии войны на быт населения». Вопросные листы предполагали сбор материалов о последствиях первой мировой и гражданской войн на культуру и быт населения России. Собирались сведения об изменении в питании, одежде, обуви и жилище крестьян; ряд вопросов касался их трудовой деятельности; последняя группа характеризовала культуру сельского населения. В научном архиве № 88 ПГКМ хранятся данные 66 обследованных сел и деревень Пензенской губернии Саранского, Наровчатского, Пензенского, Инсарского, Чембарского, Краснослободского и Городищенского уездов.

Подавляющее большинство анкетированных сел и деревень с русским населением, меньше с мордовским, единично с татарским. Все обследованные населенные пункты старые, со сформировавшимися традициями. Анкеты заполняли сельские учителя. Обработка указанных материалов позволила автору данного исследования сделать определённые выводы, характеризующие традиции и тенденции происходящих изменений в повседневной жизни крестьян.

Планомерное изучение материальной и духовной культуры крестьян Пензенской губернии 1920-е гг. проводилось Пензенским краеведческим музеем. Ценнейшие сведения о повседневной жизни сельского населения - о будничной и праздничной жизни крестьян, о быте, условиях труда - имеются в докладах, отчетах, дневниковых записях Н.И. Спрыгиной, Б.Н. и А.Н. Гвоздевых, проводивших обследование пензенской деревни в 1923 - 1925 гг. в Краснослободском, Инсарском, Рузаевском, Саранском, Керенском, Наров-чатском, Спасском, Темниковском уездах. Ими были сделаны описания селений и отдельных хозяйств, рисунки внешнего и внутреннего вида изб, хозяйственных построек, фотографии, составлены планы сел и дворов. В большей мере был изучен быт мордвы и мещеры, в меньшей - русского и татарского населения.

Пензенскую деревню начала 20-х гг. XX в. характеризуют материалы комплексного обследования жизни и быта крестьян, проведенные Пензенским губкомом ВКП (б) в ноябре - апреле 1924 - 1925 гг. Вопросы обследования включали в себя изучение крестьянского хозяйства, сельских кооперативов, крестьянской взаимопомощи, выявление соотношения в деревне бедняков, середняков и кулаков, состояния школ, библиотек, изб-читален, работы по ликвидации безграмотности, отношения к религии. Эти материалы хранятся в ГАПО в фонде П. - 36, Пензенского губернского комитета ВКП (б), в виде отдельных ответов на анкету, докладов, заключений к материалам по обследованию. В них содержится бесценный материал о состоянии крестьянских хозяйств, расслоении деревни, реакции женщин на нововведения, о негативном отношении к городу, религиозных тенденциях, настроениях, социальной психологии крестьян, раскрывающий противоречивый облик деревни.

В этом же фонде хранятся материалы обследования степени религиозности крестьян, проводившегося Пензенским губернским советом союза безбожников, в виде протоколов заседаний и отчетов.

Новые тенденции в жизни крестьян содержатся в фонде Р. - 2, Пензенского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, хранящемся в ГАПО. В частности, донесения о праздновании Октябрьской революции населением Пензенской губернии: особенности формы проведения, политическая активность крестьян.

Проблемы экономической жизни крестьян - количество скота, сельскохозяйственного инвентаря в крестьянских хозяйствах, раскрываются в подворных списках учета, составленных в 1922 г. и хранящихся в ГАПО в фонде Р. - 309, Пензенской губернской земской управы. В том же фонде содержится материал о распространении сельскохозяйственных знаний среди крестьян в виде отчетов, докладов, сводок, содержащих и наблюдения причин более активного восприятия нововведений в некоторых крестьянских хозяйствах.

С целью изучения развлечений крестьян Пензенской губернии диссертантом были проведены собственные социологические исследования. В качестве информаторов, автором в основном выбирались люди пожилого возраста, помнящие игры крестьян разных возрастных групп. Обследование позволило собрать обширный материал, который восполняет имеющийся пробел по данной теме.

Четвертая группа источников состоит из статистических сборников и опубликованных документов. При разработке данной проблемы мы привлекали статистические сборники: «Перепись населения 1926 г.», «Сборник статистических сведений по Пензенской губернии 1920 - 1926 годов», «Итоги весенних выборочных обследований по Пензенской губернии за 1925 - 1927 годы» и др. В диссертационном исследовании нами были использованы сборники документов: «Пензенский край 1917 - 1977 гг.», «Культурное строительство в Пензенском крае. 1917 - 1938 гг.»' и др.

1 Итоги весенних выборочных обследований по Пензенской губернии за 1925 - 1927 годы. Пенза, 1928; Культурное строительство в Пензенском крае. 1917 - 1938 гг.: Документы и материалы. Саратов, 1986; Пе-

Подавляющее большинство указанных источников введены в научный оборот впервые. Они позволяют раскрыть различные проблемы «жизненного мира» крестьян и приблизиться к пониманию прошлого через субъект - человека в истории.

Степень изученности проблемы.

Исследования, касающиеся темы нашей диссертации можно разделить на три группы. Первая, представлена обобщающими работами российских ученых, вторая - региональными исследованиями, третью - составляют труды зарубежных авторов.

Интенсивно процесс познания деревни шел в 1920-е гг. Ценный материал был получен в ходе исследований состояния бюджета крестьянских хозяйств, демофафической ситуации в деревне. В публикациях этого периода на обширном статистическом материале анализировалась производственная структура крестьянских хозяйств, динамика их развития, расслоение крестьянства1. Многие работы появились в результате обследований проведенных различными органами или комиссиями, а также на основе личных наблюдений авторов. Часто материал таких работ охватывает всего несколько волостей или несколько деревень или даже одну деревню2. К этой фуппе примыкают и очерки этнофафического характера, составленные в результате изучения деревни в 1920-е гг.3. В ряде работ анализировались перемены, произошедшие в бытовой культуре крестьян, выявлялись характерные черты

репись населения 1926 г. Пенза, 1928; Сельское хозяйство СССР 1925 - 1928. М., 1929; Сборник статистических сведений по Пензенской губернии 1920 -1926 годов. Пенза, 1927 и др.

1 Крицман Л. Классовое расслоение в советской деревне. М., 1926; Он же. Пролетарская революция и дерев
ня. М., 1929; Струмилин С. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922 - 1923 гг. М., 1924;
Хрящева А.И. Группы и классы в крестьянстве. М., 1924; Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М, 1989 и др.

2 Алексеев В.Н. Деревня Курово Дмитровского уезда. М., 1923; Большаков A.M. Крестьянское хозяйство
Тверской губернии за революционный период. Торжок, 1922; Железное Ф. Воронежская деревня. Больше-
Верейская волость. Воронеж, 1926; Казанская B.B. Жилище крестьянина земледельческой губернии (Там
бовская губерния). Сборник наркомздрава РСФСР. М., 1928; Крестьянское хозяйство за время революции.
М., 1923; Кретов Ф. Деревня после революции. М., 1925 (о Ярополецкой волости Московской губернии);
Лежнев-Финьковский П.Я., Савченко К.Д. Как живет деревня. М., 1925; Семенов Н. Крестьянский двор по
материалам пробного обследования быта и правовых отношений крестьянского двора, произведенного сек
цией права и государства Комакадемии в январе-марте 1926 г. //Революция права. 1927. № 1; Феноменов
М.Я. Современная деревня (о деревне Гадыши Валдайского уезда). М.-Л., 1925. Ч. I. и 4. II. и др.

3 Виноградов Г.С. К изучению детских народных игр у бурят. Иркутск, 1922; Он же. Народная педагогика.
Иркутск, 1926; Капица О.И. Детский быт и фольклор. Л., 1930; Обновленная деревня. Сборник под ред. В.Г.
Тана-Богораза. Л., 1925; Революция в деревне. Очерки под ред. В.Г. Тана-Богораза. М.-Л., 1924. 4.1. и Ч.Н;
Старый и новый быт. Сборник под ред. В.Г. Тана-Богораза. Л., 1921 и др.

«новой деревни» . Интерес представляют и беллетризованные очерки деревенской жизни2. Со второй половины 1920-х гг. изменяются подходы к изучению проблем праздничной культуры, которая начинает рассматриваться как показатель роста культурного уровня трудящихся, важная составляющая их повседневной жизни . В ряде работ рассматриваются аномальные явления повседневной жизни деревни - алкоголизм, преступность4.

В целом, этот период характеризуется, с одной стороны, отсутствием серьезных обобщающих трудов монографического плана, а с другой, процессом создания, накопления обширного социологического и этнографического материала, ставшего источниковой базой для последующих исследований.

В 1930-е гг. интерес к вопросам аграрной истории доколхозного периода резко снижается. Исследовательская работа в этой области по существу приостановилась. Эта тенденция не меняется до второй половины 1950-х гг.

Следующий период советской историографии, как в целом исторической науки, приходится на время с середины 1950-х до второй половины 1980-х гг. На рубеже 1950 - 1960-х гг. исторические исследования советской деревни вышли на качественно новый уровень. Заметным явлением стало появление монографии Ю.А. Полякова5. Одним из вопросов рассмотренных в исследовании, был - культура и быт деревни. В некоторых работах годы нэпа рассматривались как период заметных изменений в бытовом, культурном, морально-нравственном состоянии общества. Отдельные темы, разработанные в специальных исследованиях по данной проблеме, свидетельствуют о существенных изменениях, произошедших в экономической стратегии кре-

1 Большаков A.M. Советская деревня за 1917 - 1924 гг. Л., 1924; Григоров Г., Шкотов. С. Старый и новый
быт. М.-Л., 1927; Деревня о браке и семье. М.-Л. 1926; Яковлев Я. Расслоение деревни. М., 1925; Он же.
Наша деревня. Новое в старом и старое в новом. М., 1924; Он же. Деревня, как она есть. М., 1923 и др.

2 Брынкин Н. В новой деревне. Очерки деревенского быта. Л., 1925; Голубых М. Очерки глухой деревни.
М.-Л. 1926; Григорьев Л. Очерки современной деревни. М., 1924 и др.

3 Земенков Б.С. Оформление советских карнавалов и демонстраций. М., 1930; Массовые празднества. Сбор
ник комитета социологического изучения искусств. Л., 1926; Оформление массового празднества и демон
страций. М., 1932; Рюмин Е.Н. Массовые празднества. М, 1927; Цехновицер О.В. Празднества революции.
Л., 1931 и др.

4 Алкоголизм в современной деревне. М., 1929; Влассак Р. Алкоголизм как научная и бытовая проблема. М.,
1928; Воронов Д.Н. О самогоне. M., 1929; Дечман Э. Алкоголизм и борьба и ним. М., 1929 и др.

5 Поляков Ю.А. Переход к нэпу и советское крестьянство. М., 1967.

стьянских семей . В эти годы появляются монографические исследования этнографов, касающиеся повседневной жизни крестьянства2.

В 1970 — 80-е гг. учеными стало уделяться больше внимания вопросам социальной структуры села. Она рассматривалась В.П. Даниловым, В.М. Се-лунской, В.Б. Жиромской, Н.Л. Рогалиной3. Культурный облик крестьянства был исследован в монографии В.А. Козлова4. Возрастает внимание историков к вопросам деятельности общины, взаимоотношения крестьянства и местных органов власти, культуры и быта, досуга крестьян5. Начал обсуждаться вопрос расширения источниковой базы исследований аграрной истории, привлечении социологических обследований, писем и воспоминаний крестьян, материалов периодической печати6.

В связи с новыми подходами в методологии истории, во второй половине 1980-х гг. российскими исследователями была обоснована необходимость междисциплинарного изучения менталитета российского крестьянства. В ряде работ Б.Н. Миронов, О.Г. Буховец, Б.Г. Литвак, В.А. Козлов П.С. Ка-бытов и др., рассматривали новые методы и источники исследования в кре-

1 Генкина Э.Б. Переход советского государства к новой экономической политике (1921 - 1922). М., 1954;
Бахтин М.И. Союз рабочих и крестьян в годы восстановления народного хозяйства 1921 - 1925 гг., М.,1961;
Куманев В.А. Социализм и всенародная грамотность: ликвидация массовой неграмотности в СССР. М.,
1967; и др.

2 Бежкович А.С., Жегалова С.К., Лебедева А.А. Хозяйсво и быт русских крестьян. Памятники материальной
культуры. Определитель. М., 1959; Бусыгин Е.П. Русское сельское населении Среднего Поволжья. Истори-
ко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - нач. XX вв.). Казань, 1966; Му-
хамедова Р.Г. Татары-мишари. М, 1974; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-
этнографического исследования. Л., 1963; Русские: Историко-этнографический атлас. М., 1967. Ч. 1.; Рус
ские: Историко-этнографический атлас. М., 1970. Ч. 2. и др.

3 Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения. М., 1979; Он
же. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М., 1977; Жиромская В.Б. Со
циально-классовая структура доколхозной деревни Центрального Черноземья в 20-е годы //Проблемы изме
нения социальной структуры советского общества. М., 1980; Рогалина Н.Л. Социальная динамика советско
го крестьянства в 1920-х годах //История СССР. 1987. № 1; Селунская В.М. Изменения социальной структу
ры советской деревни. М., 1979 и др.

Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство. М., 1983.

5 Данилов В.П. К изучению культуры и быта советской доколхозной деревни //Советская культура: история
и современность. М., 1983; Он же. Об исторических судьбах крестьянской общины в России //Ежегодник по
аграрной истории. Вологда, 1976. Вып. 6; Кабанов В.В. Октябрьская революция и крестьянская община
//Исторические записки. M., 1984. Т. III.; Осокина В.Я. Социалистическое строительство в деревне и общи
на. 1920 - 1933. М., 1978; Пушков В.П. Опыт изучения особенностей культурного развития советского до-
колхозного крестьянства: По данным бюджетных обследований крестьянских хозяйств 20-х годов. История
СССР. 1978. №5 и др.

6 Ефременков Н.В., Ковалева С.А., Серегина И.Г. Общественно-политическая жизнь советской доколхозной
деревни (1921 - 1929 гг.). Источники, историография //XXVI съезд КПСС и проблемы аграрной истории
СССР. Уфа, 1984; Кабанов В.В. Документальные публикации по аграрной истории советского общества
(1917 - 1927) //Археографический ежегодник за 1973 год. М., 1974; Остапенко Л.В. Первые советские кон
кретные исследования как источник для изучения положения русской крестьянской женщины (1920-е годы)
//Некоторые проблемы современной этнографической науки (источниковедение и историография). М., 1974.

стьяноведении . Появляется ряд специальных работ посвященных проблемам повседневности. Написаны кандидатские и докторские диссертации, раскрывающие проблемы повседневной истории, менталитета, общественного сознания и соответственно данной тематики, специальные работы, посвященные крестьянству . Актуальные тематики социальной истории обсуждались на международных и всероссийских конференциях3.

На современном этапе наметился резкий рост исследовательского интереса к проблемам повседневной жизни и конкретно, к периоду 1920-х гг. Центральными становятся вопросы культуры советской доколхозной деревни. Исследователей стали привлекать проблемы общественного сознания деревни, крестьянского менталитета4. В работах стали использовать междисциплинарные связи, акцентировать внимание на локальной истории, расширять источниковедческую базу - больше применять социологические исследова-

Буховец О.Г. Массовые источники по общественному сознанию российского крестьянства. Опыт применения контент-анализа при изучении приговоров и наказов //История СССР. 1986. № 4; Он же. Социальные конфликты и крестьянская ментальность в российской империи начала XX века: новые материалы, методы, результаты. М, 1997; Зотова О.И., Новиков В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства. М., 1983; Кабытов П.С. Русское крестьянство в начале XX века. Куйбышев. 1990; Кабытов П.С, Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. М., 1988; Козлов В.А. Человек революционной эпохи (К методологии исторического исследования) //Советская культура истории и современность. М., 1983; Миронов Б.Н. Историк и социология Л., 1984; Он же. Социальная история России периода империи (XVIII - нач. XX в.). СПб, 2003 и др.

2 Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала XX века). Тамбов. 2004; Козлова Н.Н.
Горизонты повседневности советской эпохи. М., 1996; Летуновский СБ. Общественное сознание крестьянства
Мордовии конца XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. истор. наук. Саранск, 1995; Людтке А. Что такое история
повседневности? //Социальная история: ежегодник. 1998 - 1999. M., 1999; Марков В.Б. История и повседнев
ность //Философия, политология, социология, психология, право. СПб., 1993. Вып. 4; Поляков Ю.А. Человек в
повседневности //Отечественная история. 2000. № 3; Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «Истории по
вседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. № 5; Российская повседневность. 1921 -1941 гг.: Новые под
ходы. СПб, 1995; Попова Ю.И. Повседневная жизнь крестьянства Олонецкой губернии в XIX веке: Дис.... канд.
истор. наук. Петрозаводск, 2004 и др.

3 Крестьянское хозяйство: история и современность: Материалы к всероссийской научной конференции. Воло
гда, 1992; Менталитет и аграрное развитие России (XIX - XX вв.). Материалы международной конференции. М.,
1996; Россия в новое время. Образованное меньшинство и крестьянский мир: поиск диалога: Материалы межву
зовской научной конференции 21 - 22 апреля 1995 г. М., 1995; Особенности российского земледелия и проблемы
расселения: Материалы XXVI сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тамбов, 2000; Рос
сийская повседневность. 1921 - 1941 гг.: Новые подходы: Доклады, сделанные на международной междисципли
нарной конференции 16 - 19 августа 1994 года. СПб, 1995; Россия нэповская: политика, экономика, культура
Тезисы Всесоюзной научной конференции (25 - 27 июня 1991 г.). Новосибирск, 1991; Социальная история рос
сийской провинции в контексте модернизации аграрного общества в XVIII — XX вв.: Материалы международной
конференции. Тамбов, 2002 и др.

4 Кузнецов И.С. Массовая психология сибирского крестьянства и политическая жизнь деревни в 20-е годы
//Актуальные проблемы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990; Миронова Т.П. Политическое сознание
советского доколхозного крестьянства в обществоведческой литературе 70 - 80-х гг. //Проблемы историографии
и истории культуры народов СССР. М., 1988; Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная
революция //Новый мир. 1988. № 8; Революция и человек. Социально-психологический аспект. М., 1996; Соскин
BJI. НЭП и культура //Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тезисы Всесоюзной научной конфе
ренции (25 - 27 июня 1991 г.). Новосибирск, 1991 и др.

ния, нарративные источники, крестьянские письма и т.п . Учеными стали рассматриваться отдельные аспекты повседневной жизни крестьян - их жилище, утварь, питание, семья, нравы, верования, аномальные явления и пр. Вопросы восприятия мира, религиозности, бытового своеобразия жизни народов, сравнения в рамках традиций и современности поднимались в этнографических работах М.М. Громыко, В.А. Балашова, А.С. Лузгина, Н.Ф. Мокшина, Р.Г. Мухамедовой, Г.С. Масловой, Т.А. Бернштам и др.3

Специальных исследований, посвященных изучению повседневной жизни крестьян 1920-х гг., немного. В диссертации Ж.О. Абрегова рассматривает повседневную жизнь сельского населении Кубани конца XIX - первой трети XX в., акцентируя внимание на теоретико-методологических проблемах, традиционных и новых формах культуры повседневной жизни, аномальных явлениях1. Изучению состояния крестьянского производства и общественно-политической жизни села Центрального Черноземья в период нэ-

Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. М., 1996; Кондрашин В.В. История села Лох//Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1997. М., 1997; Он же. Истори-ко-социологическое исследование российских деревень //Особенности российского земледелия и проблемы расселения: Материалы XXVI сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тамбов, 2000; Кузнецов И.С. Письма селькоров как массовый источник изучения социальной психологии сибирского крестьянства 1920-х гт. //Массовые источники по истории Сибири. Новосибирск, 1989; Марискин О.И. Крестьянское хозяйство и быт села Сабанчеево в 1860-е - 1990-е годы: Автореф. ... канд. истор. наук. Саранск, 1996; Фадеева О.П. Историко-социологические исследования сельской жизни в России (1990 - 1995 гг. и 1995 - 1996 гт.) //Крестьяноведение... 1996. М., 1996; Шайдуллин Р.В. Деревня Татарии: социально-экономический аспект. (1921 - 1928 гг.): Дис.... канд. истор. наук. Казань, 1990 и др.

2 Беловинский Л.В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. М., 2002; Виноградский В.Г. Рус
ский крестьянский двор //Мир России. 1996. № 3; Горбунов Б.В., Григорьев СВ. Удаль молодецкая, сила -
богатырская: традиционные народные игры и состязания. М., 1995; Литвак К.Б. Самогоноварение и потреб
ление алкоголя в Российской деревне 20-х годов //Отечественная история. 1992. № 4; Пащенко М.Я. Кресть
янское семейное хозяйство Центрального Черноземья в годы новой экономической политики (1921 - 1928
гг.). (На материалах Воронежской, Курской и Тамбовской губернии): Дис. ... канд. истор. наук. Воронеж.
1998; Привалова T.B. Питание российского крестьянства на рубеже веков //Крестьяноведение. Теория. Ис
тория. Современность. Ежегодник. М., 1997; Русские: семейный и общественный быт. М., 1989; Рябцев
Ю.С. Крестьянское жилище и утварь //Преподавание истории в школе. 1995. № 7 и др.

3 Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Половозрастной аспект
традиционной культуры. Л., 1988; Громыко М.М. Мир русской деревни. М, 1991; Она же. Традиционные
нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в., 1986; Она же. Место сельской (территориаль
ной, соседской) общины в социальном механизме формирования, хранения и изменения традиций
//Советская этнография, 1984. № 5; Лузгин А.С. Материальная культура и ее бытовое функционирование
/А.С. Лузгин, П.М. Мезин //Социалистический быт мордовского села. Саранск, 1986;. Маслова Г.С. Народ
ная одежда в восточнославянских традициях, обычаях и обрядах XIX - начало XX вв., М., 1984; Мордва:
Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. Казань, 1997;
Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков: итоги этнографических исследований. М., 2001;
Салмин А.И. Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары, 1993 и др.

па, выяснению сущности перемен в традиционном укладе российского села посвятил диссертацию и ряд работ В.Б. Безгин . Образ жизни крестьян Восточной Сибири в 1920 -1926 гг. - социально-хозяйственные основы и духовный мир, были изучены А.С. Жулаевой3.

Рассмотренные исследования дали автору диссертации как методологический, так и фактический материал и позволили прийти к выводу, что, несмотря на существование давних традиций изучения повседневности в отечественной историографии её целостной концепции еще не создано.

Ко второй группе относятся региональные исследования. Это, прежде всего, труды, касающиеся повседневной жизни крестьян Пензенского края 1920-х гг. Наиболее полной работой, отражающей данную проблематику, является книга Н.А. Росницкого, написанная на основе обследований деревни в 1924 - 1925 гг. Пензенским губкомом партии. Она имеет общероссийское значение, была переиздана в Москве4. В ней рассматриваются вопросы труда, быта и культуры крестьян: проблемы крестьянского хозяйства, сельских кооперативов, крестьянской взаимопомощи, расслоение деревни, состояние школ, библиотек, изб-читален, работа по ликвидации безграмотности, отношение к религии и др. В 1937 г. Н.А. Росницкий был осужден за ее написание и реабилитирован посмертно в 1957 г. Книга хранилась в спецхране, как контрреволюционная и не отражающая всю правду о советской деревне.

Материал, затрагивающий повседневную жизнь пензенской деревни, представлен в сборниках и брошюрах Пензенского губернского земельного управления, агитотдела Пензенского губкома ВКП (б), Пензенской губернской плановой комиссии и др., которые содержат материал о происходящих изменениях в крестьянских хозяйствах Пензенской губернии, бытовых усло-

1 Абрегова Ж.О. Повседневная жизнь сельского населения Кубани (к XIX - первая треть XX вв): Дис. ...
канд. истор. наук. Майкоп, 2004.

2 Безгин В.Б. Традиции и перемены в жизни российской деревни 1921 - 1928 гг. (По материалам губерний
Центрального Черноземья): Дис. ...канд. истор. наук. Тамбов. 1998; Он же. Старый и новый быт в традици
онной крестьянской культуре (советская доколхозная деревня) //Тамбовское крестьянство: от капитализма к
социализму (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сб. науч. статей. Тамбов, 1998. Вып. 2; Он же. Облик
крестьянской семьи периода нэпа. (Опыт исторической реконструкции) //Крестьянское хозяйство: история и
современность: Материалы к всероссийской научной конференции. Вологда, 1992 и др.

3 Жулаева А.С. Образ жизни крестьян Восточной Сибири. 1920 - 1926 гг. (К проблеме соотношения тради
ций и новаций): Дис. ... канд. истор. наук. Красноярск, 1999.

4 Росницкий Н.А. Полгода в деревне. Основные итоги обследования 28 волостей и 32730 крестьянских хо
зяйств Пензенской губернии. Пенза, 1925; Он же. Лицо деревни. По материалам обследования 28 волостей и
32730 крестьянских хозяйств Пензенской губернии. М.-Л., 1926.

виях жизни . Различные стороны повседневной жизни крестьян содержались в этнографических исследованиях. Проблемам материальной культуры мордвы Пензенской губернии посвящены работы Н.И. Спрыгиной и Б.Н. Гвоздева, А.Е. Любимова; вопросы культуры и быта татар-мишарей и мещеры раскрываются Б.А. Куфтиным. Лингвистический аспект поднятой нами пробле-мы затронут в книгах и статьях А.Н. Гвоздева .

В 1930 - 1940-е гг. работы, которые в какой-либо мере касались темы нашего исследования, не были созданы. В 1950 - 60-е гг. написаны небольшие статьи по народной одежде населения Пензенского края, имеющие при-кладной характер. Опубликовано несколько книг по фольклору . В конце 1970-х гг. выходит работа О.П. Мартыненко, в которой представлены обрядовые и семейно-бытовые песни 1920-х гг.4

В современной краеведческой литературе интерес представляют работы, посвященные отдельным селениям. Среди них, наиболее ярко повседневная жизнь крестьян представлена в монографиях П.А. Фролова и В.Е. Маля-зева5. Проблемы традиционной культуры русской деревни - музыкально-поэтическое творчество и русский крестьянский костюм раскрываются в диссертации А.А. Тарховой6. Жизненный мир татарской деревни в 1920-е гг.

1 Для чего нужна крестьянину машина. Серия книг библиотечки крестьянина. Пенза, 1928; Материалы по
районированию и организации Средне-Волжской области. Пензенский и Саранский округи. Самара, 1925.
Вып. II.; Обзор сельского хозяйства Пензенской губернии и основные направления его восстановления. Со
ставлен группой специалистов под общей редакцией губернского агронома Д.С. Магнусова. Пенза, 1922. Ч.
1.; Природа и хозяйство Пензенского края. Пенза. 1924. № 1; Природа, население и сельское хозяйство на
шего края. Сб. статей под ред. П. Иллюстрова. Пенза, 1928 и др.

2 Гвоздев А.Н. Типы великорусских говоров Пензенской губернии //Труды Пензенского общества любите
лей естествознания и краеведения. Пенза, 1925. Вып. VI; Гвоздев Б.Н. Из быта мордвы-эрзи. (Этнографиче
ский этюд) //Вестник ПОЛЕКР. Пенза, 1925. № 1.; Куфтин Б.А. Татары касимовские и татары мишари Цен
трально-Промышленной области //Культура и быт населения Центрально-Промышленной области. М., 1929;
Он же. Материальная культура русской мещеры. М., 1926; Любимов А.Е. Мордовское население Пензен
ской губернии, его прошлое и современное состояние. Пенза, 1927; Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши
Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии по материалам экспедиции 1925 г.
Пенза, 1929; Она же. Этнографическое изучение мордвы //Этнография. 1926. № 1 - 2.

3 Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза, 1953; Кузьмин П. Старинные народные по
словицы и поговорки. Пенза, 1958; Лондонов П., Прохоров Е. Народные песни Пензенской области. М.,
1961; Целиков Н., Застрожный В. Пензенский русский народный костюм. Пенза, 1958; Частушки Пензен
ской области. Пенза, 1958.

4 Мартыненко О.П. Фольклор Пензенской области. Рязань, 1977.

5 Еферина T.B., Еферин Ю.Г. История села Синдрово //Крестьяноведение. Теория. История. Современность.
Ежегодник. 1996. М., 1996; Малязев В.Е. Село Степановка: очерки истории. Пенза, 2003; Он же. Село Сте-
пановка в контексте социально-экономического и общественно-политического развития России: Автореф.
дис.... канд. истор. наук. Пенза, 2003; Самойленко А.И. Тропою заветною. Из истории села Поим. М., 2001;
Фролов П.А. Лермонтовские Тарханы. Саратов, 1987 и др.

6 Тархова А.А. Традиционная культура русской деревни XIX - XX вв. (на материалах Пензенской области):
Автореф. дис.... канд. истор. наук. Саранск, 2004.

представлен в диссертации И.Н. Мавлюдова . Ряд работ этнографической направленности воссоздают культуру и быт народов населяющих Пензенский край2. Большинство из них связано с изучением народных костюмов3. В настоящее время появились исследования, рассматривающие отдельные аспекты жизни крестьян пензенской деревни: питание, костюм, материальное обеспечение семьи, фольклор, религиозность, обряды и пр. 4 Таким образом, существующие региональные исследования свидетельствуют о растущем интересе к данной проблеме и необходимости ее раскрытия в полном объеме.

Третью группу представляет зарубежная историография. Активно, проблема русского крестьянского менталитета начала изучаться в 1980-е гг. В ряде современных общеисторических работ, посвященных истории России, содержатся разделы по различным сферам жизненного мира российских крестьян 1920-х гг. Так, Д. Боффа, кардинальные изменения повседневной жиз-

Мавлюдов И.Н. Татарская деревня в 1920-е гг.: традиции и новации (по материалам Пензенской и Саратовской губернии): Автореф. дис.... канд. истор. наук. Пенза, 2005.

2 Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. Саранск, 1992; Ингинова Л.В., Лебедев В.И. Культура и быт татар Пензенской губернии двадцатых годов XX века (По материалам анкетного опроса этнологического отделения Российской академии истории материальной культуры) //Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. М., 1997. Т. 3.; Лузгин А.С. В тесном соседстве: Хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии: Историко-этнографические очерки. Саранск, 1987 и др.

Жигулева B.M. Женский траурный костюм в Пензенской и Тамбовской губерниях //Живая старина. М., 2000. № 1; Коженкова В.Е. Одежда мордвы-эрзи Городищенского уезда Пензенской губернии //Из истории области. Очерки краеведов. Пенза, 1992. Вып. III.; Она же. Одежда мордвы-мокши Чембарского уезда Пензенской губернии. Там же.; Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний. Пенза-Петербург, 2003; Лузгин А.С. Одежда русского сельского населения Мордовии (середина XIX - начало XX в.) //Этнокультурные процессы в Мордовии. Саранск, 1982. Вып. 71.; Народный костюм Пензенской губернии конца XIX - начала XX века /В.А. Сидоренко, B.M. Жигулева, Л.Н. Иванова. Пенза-СПб, 2005; Попова И.А. Лесостепной юго-восток (Орловская, Курская, Тамбовская, Пензенская, Воронежская губернии) //Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - нач. XX в.). Определитель. М., 1971 и др.

4 Гилярова Н.Н. Особенности свадебных традиций населения Пензенской области //Этнографическое обозрение. 1996. № 2; Еферина Т.В. Крестьянская община на территории Мордовии (60-е годы XIX века - 30-е годы XX века): Автореф. канд. ... истор. наук. Саранск, 1995; Ингинова Л.В. Питание крестьян Пензенской губернии в первой половине 20-х годов XX в. //Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск III. Пенза, 1992; Она же. Сельские кустарные промыслы Пензенской губернии в первой четверти XX в. //Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. Пенза, 1992; Лебедева Л.В. Сельскохозяйственные орудия и хозяйственные постройки крестьян Пензенской губернии первой четверти XX века //Краеведение. Пенза, 1999. № 2; Она же. Игры крестьян Пензенской губернии первой четверти XX века //Лебедевские чтения. Материалы докладов научной конференции. Пенза, 2004; Она же. Тенденции в мировоззрении крестьян в 20-х годах XX века на примере Пензенской губернии //Пензенский временник любителей старины. Пенза, 2004. Вып. 14; Она же. К вопросу о религиозности пензенских крестьян в 1920-е годы //V Кирилло-мефодиевские чтения. Пенза, 2005; Народное искусство Пензенской области конца XIX - XX веков (Вышивка, ткачество, керамика) в собрании Загорского музея. Каталог. M., 1989; Никонова Л.И. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: историко-этнографическое исследование. Саранск, 2003; Первушкин В.И. Традиционные народные праздники Пензенской губернии XIX - XX веков //Исторические записки. Межвуз. сб. науч. трудов. Пенза, 1999. Вып. 3.; Ягов О.В. Роль частного капитала в развитии мелкотоварного производства в годы НЭПА. (По материалам Среднего Поволжья) //Исторические записки. Межвуз. сб. науч. трудов. Пенза, 1998. Вып. 2. и др.

ни деревни связывает с экономической и социальной политикой советской власти, рассматривает процесс увеличения численности «среднего слоя» в деревни. Э. Карр подчеркивает влияние политики государства на жизненные условия деревенского бытия, отмечает позитивную тенденцию революционного времени на новое отношение крестьян к земельному наделу как к своей собственности. Н. Верт рассматривает аспекты культуры, религии, грамотности в повседневной жизни села. Д. Хоскинг останавливается на национальном вопросе и религии в деревенской жизни1.

Заметный вклад в изучение данной темы внес Т. Шанин, проанализировавший традиционные формы крестьянского общества, двора, семьи. В ходе российско-британского социологического проекта, выполненного в 1990 -1993 гг. под его руководством, были записаны в разных районах России семейные крестьянские истории. Прокомментированные мемуары содержат различные аспекты повседневной жизни сельской России XX в.2

Причины сохранности традиционного жизненного уклада деревни, нравы, обычаи, верования рассмотрены М. Левиным. Вопросы крестьянской культуры были развиты К. Добровольским и Р. Редфилдом . Изучением «женской картины мира» занимались Б. Энгел, К. Воробек, Дж. Пэллот, Л. Энгелштайн4. Образу жизни крестьян посвятил свою работу Д. Мун5. Крестьянскому двору, как социально-экономической ячейке российской деревни периода нэпа посвятил свое исследование Д. Миллар6. Истоки, соотношение традиций и новаций в агротехнологии крестьян исследовал А. Мандра. Эволюция социально-классовой структуры села в 1920-е гг. рассмотрена Ш. Фицпатрик. Роль ремесел и кустарных промыслов в жизни крестьянства по-

1 Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990. В 2 т.; Верт Н. История Советского государства. 1900 -
1991. М., 1999; Карр Э. История Советской России. М., 1990. В 2 т.; Хоскинг Д. История Сосетского Союза.
1917 -1991. М., 1994; и др.

2 Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. М., 1996; Шанин Т. Крестьянский
двор в России//Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире: Хрестоматия. М., 1992; Он
же. Формы хозяйства вне системы //Вопросы философии. 1990. № 8 и др.

3 Добровольский К. Традиционная крестьянская культура//Великий незнакомец... М., 1992; Левин М. Дере
венское бытие: нравы, верования, обычаи //Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник.
1997. М., 1997; Редфильд Р. Малое сообщество. Крестьянское общество и культура: Реферат.
//Отечественная история. 1994. № 6 и др.

4 Worobec Ch.D. Peasant Russia Family and Community in the Post-Emancipated Period. Princeton, 1991; Engel
B.A. Between the Fields and the City Women, Work and Family in Russia, 1861 - 1914. Cambridge, 1994; others.

5 Moon D. The Russian Peasantry, 1600 - 1930: The World the Peasants Made. London, New York, 1999.

6 Millar J. The Soviet economic experiment. Urbana and Chicago; University, 1990.

казана Г. Робинсон. Крестьянская печать и селькоровсое движение рассмотрены Дзэндзи Асаока. Аномальные явления в крестьянской жизни были затронуты Наоко Хироока1. Таким образом, данная группа исследований способствовала созданию необходимого теоретического и методологического базиса для нашего диссертационного исследования.

Проведенный историографический анализ свидетельствует о сложившемся исследовательском интересе к проблеме повседневности крестьян в 1920-е гг. Создана определенная картина его состояния. Однако ее изучение на протяжении многих десятилетий носит разрозненный, фрагментарный характер и не дает обобщенного представления о взаимодействии основных элементов, составляющих «жизненный мир» крестьянина. Тем более отсутствуют работы о повседневной жизни пензенских крестьян. Ликвидировать этот пробел и призвано данное диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в историографии, на основе разнообразного комплекса источников, предпринимается попытка исследования повседневной жизни крестьян Пензенской губернии в 1920-е гг.: традиционного уклада материальной и духовной жизни и происходивших в ней перемен, выявления динамики изменений, поведения и эмоциональных реакций крестьянства на жизненные события.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории российского крестьянства, при чтении лекционных курсов по истории России, отечественной культуры и региональной истории, а также при написании учебных и методических пособий.

На защиту выносятся следующие положения:

Дзэндзи Асаока. Крестьянская печать и селькоровское движение в период НЭПа //XX век и сельская Россия. Российские и японские исследователи в проекте «История российского крестьянства в XX веке». Токио, 2005; Мандра А. Продолжение размышлений о конце крестьянства: двадцать лет спустя: Реферат //Отечественная история. 1994. № 2; Наоко Хироока. Борьба с сифилисом и крестьянство в 1920-х годах //XX век и сельская Россия... Токио, 2005; Скотт Д., Шанин Т., Фадеева О. и др. Рефлексивное крестьянове-дение: Десятилетие исследований сельской России. M., 2002; Робинсон Г. Роль ремесел и кустарных промыслов в жизни русского крестьянства //Великий незнакомец... M., 1992; Фицпатрик Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в советской России 20-х годов //Вопросы истории. 1990. № 8 и др.

проблема повседневности исследуется при широком использовании междисциплинарных связей;

структура повседневности включает в себя всю жизненную среду обитания человека: способ организации и оформления окружающего пространства, труд, отдых, мировоззрение, поведение, обычаи, обряды;

в основе всех сторон повседневной жизни крестьян лежит земледельческий труд, который является не просто занятием или средством получения дохода, а образом жизни, характеризующим крестьянство как тип социальной общности;

основной чертой производственной деятельности крестьянства является высокая степень природообусловленности, предельная приспособленность к окружающей среде, преобладание естественного начала над социально привнесенным;

изменение традиционных устоев крестьянской жизни в 1920-е годы имело двоякое значение: с одной стороны рушилась замкнутость крестьянского мира, что выражалось в проникновении городской культуры, новой агротехники, изменении положения женщины и т.п., с другой, отход от патриархальных устоев пагубно отражался на нравственном облике крестьянства;

материальная культура крестьян обладала высокой устойчивостью, благодаря стойкой приверженности традиционному образу жизни, что помогало пережить революционные катаклизмы с наименьшими потерями;

перемены в повседневной жизни деревни, возникающие не в ходе поступательного развития, а вносимые властью, воспринимались крестьянами настороженно и входили в жизнь лишь в том случае, если соответствовали крестьянской ментальносте, способствовали улучшению их жизни;

повседневная жизнь крестьянства Пензенской губернии характеризовалась наличием как этнической самобытности, так и проявлением общих черт, присущих крестьянскому социуму в целом;

зависимость всего жизненного уклада от природы ориентировала крестьян на стабильность мировоззренческих установок, что способствовало сохранению множества языческих элементов в их духовной культуре. В целом, религиозность крестьян в 1920-е гг. представляла собой синтез архаической и монотеистических эпох;

в общих тенденциях восприятия крестьянством новаций имеются половозрастные особенности. Среди пожилого населения и женщин в большей мере проявлялся консерватизм, а самой подверженной восприятию новаци-онных моделей поведения была молодежь.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано шестнадцать статей, введен спецкурс на историческом факультете ПГПУ им. В.Г. Белинского. Основные положения исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных, областных и городских научных конференциях.

Хозяйственные постройки и сельскохозяйственные орудия в повседневной жизни крестьян

В основе всех сторон повседневной жизни крестьян лежит земледельческий труд, который является не просто занятием или средством получения дохода, а образом жизни, признаком, характеризующим крестьянина как человеческий тип1. Крестьянское хозяйствование имеет свою специфику, связанную с хозяйствованием на земле, ведением производства силами семейного коллектива, потребительной направленностью производственной деятельности. Крестьянское хозяйство олицетворяет собой биосоциальное единство производства и потребления, самоценный семейный организм, действующий по воле хозяйствующего субъекта, соединяя в одном лице «хозяина органи-затора и работника исполнителя» . Орудия, средства производства, приемы практического землепользования и хозяйственной деятельности по своей сути были практически неизменны в крестьянском хозяйстве в доиндустриаль-ной аграрной экономике. Основной чертой этой производственной деятельности является высокая степень природообусловленности, предельной приспособленности к окружающей среде, преобладание естественного начала над социально привнесенным. Крестьянское хозяйствование было привязано к природному началу, подчинено его закономерностям и циклам, зависело от почвы, климата, погодных условий, рельефа местности и т.д. Срастание со средой обитания обуславливало выбор системы земледелия, видов орудий, состав культивируемых растений и пород животных и т.п. В отраслях хозяйства преобладали естественно возникшие средства труда - плодородие земли, физические возможности человека, тягловая сила животных. Созданные орудия лишь облегчали труд работника3. Зависимость хозяйственной деятельности от природы ориентировала крестьян на опыт предыдущих поколений. Традиции были гарантом благополучия данного социума, условием его физического выживания1. Привносимые новации принимались крестьянами только в рамках традиционных образцов.

Исходным началом изменений в деревне 1920-х гг. стали национализация земли и передача основной части сельскохозяйственных земель в пользование крестьян. С 1917 по 1929 гг. национализация земли сочеталась с уравнительным землепользованием единоличных крестьянских хозяйств. Уравнительному перераспределению подверглись не только бывшие помещичьи земли, но в большей или меньшей степени и земли крестьян. Следствием этого стало осереднячивание деревни2.

Низовыми объединениями землепользователей были земельные общества. Закон признавал земельными обществами, помимо уже существовавших старых общин - крестьянских «миров», и коллективные хозяйства, и добровольные объединения отдельных дворов с обособленными наделами -хутора и отруба. В действительности, существование обществ было тесно связано с общинной системой поземельных отношений. Вся земля, предоставленная в пользование общины, делилась на угодья, подвергавшиеся в процессе производства той или иной обработке (пашня и сенокос) и усадьбы, находившиеся в частном пользовании членов общины. Размеры надела каждого общинника периодически изменялись в целях уравнительного распределения земли между членами общества в зависимости от количества разверсточных единиц, приходившихся на двор3.

Жилище - жизненная среда крестьян: внутреннее пространство избы, убранство, мебель, утварь

Жилой дом всегда был более чем кров над головой, защита от сил природы и врагов. Это связано с тем, что дом не только материальная оболочка жизни, но и ее духовная среда, овеществленное представление человека о самом себе и о своем времени. Иными словами, дом - это жизненный стандарт, отношение к действительности . С домом соотносились все важнейшие категории картины мира человека. Для крестьян было важно организовать жилое пространство, так, что бы оно было наполнено жизненными благами: сытостью, теплом, безопасностью, здоровьем2.

Изба была той окружающей средой, в которой крестьянин находился ежедневно. В 1920-е гг. в Пензенской губернии сосуществовало несколько типов крестьянских жилищ: землянка; изба квадратной формы с двухраз-дельной планировкой - изба, сени; изба пятистенок; жилище, состоящее из нескольких соединенных между собой холодными сенями изб; двухэтажный дом . Наиболее архаичными из них была землянка и изба квадратной формы с одним окном, а в некоторых случаях и совершенно без окон, на улицу и двумя во двор. Они сохранились в мордовских деревнях - от одной до шести в одном населенном пункте и были ветхи4. Жилище, состоящие из нескольких под одной крышей изб было связано с длительным существованием больших патриархальных семей. С их распадом исчезали и такие постройки. Б.Н. Гвоздевым был описан один из таких домов в с. Валгапино, представляющий собой «один пятистенок и две избы, соединенные бревенчатыми стенами, отчего получилась длинная постройка под одной крышей с 8 окнами на улицу. Дом вмещал в себе два самостоятельных хозяйства, к нему примыкало два двора покрытых тоже соломой»5. Строительство пятистенных домов началось в конце XIX - начале XX вв. зажиточными крестьянами. Пятистенок представлял собой удлиненный сруб с внутренней, поперечной пятой стеной, делившей его на переднюю и заднюю жилые избы . Совсем редким явлением были двухэтажные дома. О них упоминают исследователи, проводившие обследование пензенских деревень в 1920-е гг. .

Изба в планировке крестьянской усадьбы имела строго определенное место. На улицу, выходила чаще коньком реже фасадом (см. прил., фото 1). Основным строительным материалом было дерево, т.к. в губернии имеется достаточное количество лесов. Саманные (саман - сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др.) и глинобитные по-стройки встречались редко, в основном в лесостепных районах (см. прил., фото 2). Жилище строилось без фундамента, под углы дома лишь ставились столбы или подкладывались большие камни4. Сруб изб делался простой рубки «в обло», «в угол», когда делалась полукруглая выемка преимущественно с нижних сторон бревен5, в среднем 14-16 венцов6. Для сохранения тепла, с внешней стороны дома делали завалинку . Конек, наличники на окнах, воротная арка, верхний косяк у калитки часто украшали резным орнаментом8. У татар, в декоративном оформлении домов нередко сочетались резьба с раскраской голубовато-зеленоватых тонов9.

Основные тенденции развития обыденного мировоззрения крестьян

Начало XX в. характеризуется мощными катаклизмами в истории России - русско-японская, мировая, гражданские войны, революции, со всеми вытекающими последствиями, нарушив обыденную жизнь, заставили, приспосабливаться крестьян к новым условиям. Наряду со старыми традициями в повседневной жизни российской деревни появились огромные перемены. Не давая развиваться естественным путем, крестьян всячески подталкивали, ломая веками определенный образ жизни. Процесс восприятия нововведений был не однозначным. Некоторые новшества, которые соотносились с поступательным развитием крестьянской ментальное, принимались ими и развивались. Другие не находили понимания и поддержки, однако, и в этом случае меняли сознание крестьян - они начинали привыкать к появившимся возможностям.

1920-е гг. очень своеобразный период социальных условий для крестьян. С одной стороны - не было помещиков; возродилась, после столыпинского эксперимента, в своем могуществе община; достаточно сильной была обособленность крестьян, как социальной структуры. Сельскохозяйственный труд, семья как производственный коллектив и самообеспеченность этого коллектива, были главной характеристикой деревенской жизни1. С другой -революционные новшества, которые активно вводились советской властью и касались всех сторон жизни крестьян. Потеснение деревенских традиций заметно сказалось на житейском (обыденном) мировоззрении крестьян.

Насколько «живучи» были традиции в повседневной жизни крестьян в 1920-е гг. предоставляется возможным узнать непосредственно от самих представителей данной социальной группы. В анкете Российской Академии истории материальной культуры содержится ряд вопросов, характеризующих мировоззрение крестьян: «Продолжают ли строго придерживаться старых привычек или нет? Следует ли молодое поколение в быту примеру стариков?».

Подсчет и анализ данных свидетельствует, что подавляющее большинство крестьян (71, 2%) продолжало придерживаться традиций своих отцов и дедов. Лишь незначительная часть (9 %) отнесла себя к тем, кто перестал придерживаться «старых привычек». Однако динамика жизни вносила свои коррективы, о чем свидетельствует большой процент (43, 9%) крестьян, которые не строго придерживались прежних устоев.

Приведем примеры некоторых характерных ответов: «Большая часть населения придерживается старых привычек» (с. Перхляй Саранского уезда)1; «Старых привычек придерживаются, но не так строго» (д. Воскресен-екая Лашма Наровчатского уезда) ; «Старые привычки изживаются» (д. Казенный Майдан Наровчатского уезда)3; «Продолжают (придерживаться старых привычек) только старики, молодежь относится с презрением, молодое поколение примеру стариков не следует» (с. Кулдым Саранского уезда)4; «Старики и некоторое старое поколение, в том числе и женщины, продолжают еще придерживаться старых обычаев и укладов жизни. Но молодежь резко пошла в сторону культуры. Так в дни гражданской войны был образован культурно-краеведческий кружок, который до недавнего времени работал не безуспешно. Ставили спектакли, концерты и так далее» (с. Рябкинский завод Краснослободского уезда)5.

Похожие диссертации на Повседневная жизнь российской деревни в 20-е годы XX века: традиции и перемены