Содержание к диссертации
Введение
Раздел I Армянский вопрос и исторические предпосылки вхождения территорий восточной армении в Российскую Империю 12
Раздел II Войны в закавказье и военно-политическое сотрудничество Российской Империи и восточной армении 35
Раздел III Хозяйственные уклады и экономические отношения восточной армении и Российской Империи 69
Раздел IV Национальные традиции и культурные связи восточной Армении и Российской Империи 93
Раздел V Активизация интеграционных процессов в восточной армении после присоединения к Российской Империи 107
Заключение 141
Примечания 147
Источники и литература 159
- II Войны в закавказье и военно-политическое сотрудничество Российской Империи и восточной армении
- Хозяйственные уклады и экономические отношения восточной армении и Российской Империи
- Национальные традиции и культурные связи восточной Армении и Российской Империи
- Активизация интеграционных процессов в восточной армении после присоединения к Российской Империи
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научного анализа осмысления ключевых аспектов, связанных с интеграцией Восточной Армении в Российскую империю, которая наиболее активно осуществлялась в последней четверти XVIII - первой половине XIX вв. В результате произошло вхождение территорий Восточной Армении к России. Этот исторический акт не только избавил армянский народ от деспотического ига шахской Персии и султанской Турции, но и создал необходимые предпосылки для активизации интеграционных процессов в Восточной Армении после вхождения ее в состав Российской империи. Комплексное рассмотрение этих аспектов представляет большую актуальность и научный интерес.
Актуальность темы заключается и в том, что интеграция Восточной Армении в Российскую империю имеет довольно долгую и сложную историю. Ориентация армянского освободительного движения на Россию, исторические предпосылки вхождения территорий Восточной Армении в Россию, военно-политическое сотрудничество, экономические и культурные связи Восточной Армении и Российской империи имеют глубокие корни, которые в свою очередь вызывают настоятельную потребность в научном анализе с учетом прежних взглядов и оценок.
Актуальность темы диссертационного исследования обуславливается и тем, что регион Большого Кавказа всегда был и остается одним из ключевых направлений российской политики, а Республика Армения являлась одной из стратегически важных стран этого региона. Исследование данной проблематики видится автору важным также в связи с продолжающейся дискуссией о роли России в этом регионе. Объективный подход к анализу прошедших исторических событий, к которым, безусловно, относится интеграция Восточной Армении в Российскую империю, будет полезным для выработки необходимых подходов в процессе разработки российской политики в Кавказском регионе.
Объектом исследования является процессы интеграции Восточной Армении в Российскую империю в последней четверти XVIII - первой половине XIX вв.
Предметом исследования избраны приоритетные направления интеграционных процессов, способствующих вхождению Восточной Армении в Российскую империю.
Хронологические рамки исследования - последняя четверть XVIII -первая половина XIX вв. - выбраны не случайно. Они охватывают насыщенный историческими событиями период в жизни народа Восточной Армении. Именно в эти годы активизируется интеграция Восточной Армении в Российскую империю в области военно-политического сотрудничества, экономических и культурных связей. В эти годы произошли события, способствующие осуществлению конечной цели армянского народа
- вхождению территорий Восточной Армении в Российскую империю.. К этим историческим событиям, в частности, относятся русско-персидские войны 1804-1813 гг., 1826-1828 гг.; Гюлистанский и Туркманчайский мирные договоры; русско-турецкая война 1828-1829 годов и Адрианопольский мирный договор и др.
Все эти события способствовали вхождении территорий Восточной Армении в Российскую империю и активизации интеграционных процессов после этого исторического акта.
Научная новизна диссертации обусловлена, во-первых, тем, что она является одной из первых работ, где комплексно исследуется интеграция Восточной Армении в Российскую империю в последней четверти XVIII -первой половины XIX вв.; во-вторых, выявлением и анализом новых документов, доказывающих этот важный исторический процесс; в-третьих, исследованием ключевых аспектов интеграции Восточной Армении в Российскую империю в изучаемый исторический период; в-четвертых, анализом деятельности выдающихся русских и армянских государственных, общественно-политических, дипломатических и религиозных деятелей в интеграционных процессах Восточной Армении и России; в-пятых, анализом активизации этих процессов в Восточной Армении после присоединения ее в Российской империи.
Степень изученности проблемы. Прежде всего, необходимо отметить, что специальной работы, в которой была бы поставлена подобная задача, в российской и армянской историографии до сих пор практически нет. Интеграция Восточной Армении в Российскую империю в таком плане, как она исследована нами, также не являлась объектом специального изучения. Правда, в некоторых общих работах по истории России и истории Армении последней четверти XVIII — первой половины XIX вв. были предприняты отдельные попытки осветить эту проблему, однако до настоящего времени она комплексно не исследовалась.
Всю историографию, которая была изучена при написании диссертационной работы, можно условно разделить на несколько групп, в соответствии с аспектами, относящимися к исследуемой проблеме. Вопросам армянского вопроса и историческим предпосылкам вхождения территорий Восточной Армении в Российскую империю посвящен ряд работ, в основном армянских исследователей. Хотя и косвенно, фрагментарно, но эта тема получила освещение в трудах Мовсесяна Г.С, Брюсова В., Пиотровского Б.Б., Хоренаци Мовсеса, Лео, Туманяна О., Ананяна Ж.А., Гасарджяна СП.,. Восканяна В.К., Фадеева А.В., Бека Л.М. и др. Анализ этих трудов свидетельствует о том, что исторические предпосылки вхождения территории Восточной Армении в Российскую империю в них рассматриваются поверхностно, без глубокого анализа выводов и обобщений.1
1 Мовсесян Г.С. Некоторые аспекты истории армянского народа (на арм. языке). - Ереван, 2000; Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа. - Ереван, 1970; Пиотровский Б.Б. Ванское царство. - М.,
В разные годы, и до Октябрьской революции и в советский период, вышел в свет ряд работ, в которых с разной степенью освещения были исследованы вопросы военно-политического сотрудничества Российской империи и Восточной Армении.2 В этой вязи необходимо отметить, что в них в основном преобладал фактический материал, описательство, без научно-теоретического анализа.
Отдельную группу составили работы, освещающие русско-армянские экономические связи в исследуемый период.3 В основном это публицистические работы различных авторов. Их изучение позволило лучше представить ключевые направления внешнеэкономической политики Российской Империи и Восточной Армении в последней четверти XVIII -первой половине XIX вв.
Большую ценность для диссертации представляют работы, освещающие национальные традиции и культурные связи Восточной Армении и Российской империи в исследуемые годы.4 Следует отметить, что по сравнению с другими аспектами исследуемой проблемы этих работ значительно больше. Примечательно, что в них на первое место выдвигается стремление объективно оценить культурные отношения между двумя народами в конце XVIII - первой половине XIX в.
1959; Хоренаци Мовсес. История Армении. - М., 1958; Лео. История Армении. - Ереван, 1947; Туманян О. О дружбе армянского и грузинского народов. - Ереван, 1951; Ананян Ж.А. Страница из истории армяно-русских отношений второй половины XVIII века // Историко-филологический журнал. - 1978. - № 3; Гасарджян СП., Восканян В.К. Из истории армяно-русских связей. - Ереван, 1974; Они же: материалы по русско-закавказским отношения конца XVIII в. // Историко-филологический журнал. - 1977. - № 1; Фадееев A.B. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. - М., 1980; Бек Л.М. Древняя Русь и Армения. - Ереван, 1975; Его же: Из истории русско-армянских отношений. - Ереван, 1954; Арамян СТ. Начало русско-армянской дружбы. - СПб., 1995. и др.
2 Григорян СТ. Из истории армяно-русского военного содружества. - Ереван, 1970; Ионесян Р.А. Участие
России в армянском освободительном движении в 80-х годах XVIII столетия. - Ереван, 1995; Мартиросян
В. А. Новые материалы о военной помощи Росси Армении. - Ереван, 1977; Письма и бумаги A.B. Суворова,
т. 1. - Пг., 1916; Тер-Авакимова С. Армяно-русские отношения в период подготовки персидского похода //
Известия АН Арм. ССР. - 1959. - № 7; Хромов СТ. Из истории русско-армянского военного сотрудничества
на рубеже XVIII- XIX вв. - М., 1976; Хачатурян СТ. Армяно-русские военные отношения в первой четверти
XIX в. - Ереван, 1990, Армянское войско в XVIII в. Из истории армяно-русского военного содружества. -
Ереван, 1992 и др.
3 Варганов А.Д. Суздаль. Историко-экономический очерк. - Владимир, 1987; Арамян СТ. Из истории
русско-армянских экономических отношений. - Ереван, 1995; Адонц М.М. Экономическое развитие
Восточной Армении. - Ереван, 1957; Авдалбян X. Земельный вопрос в Восточной Армении. - Ереван, 1959;
Восканян В.К. Новоторговый устав и договор с Армянской торговой компанией в 1667 г. - Ереван, 1957;
Смирнов П.А. Некоторые аспекты развития промышленности Армении. - М., 1987; Абрамян СП.
Экономика Закавказья в годы крестьянской реформы. - М., 1990, Экономические особенности
дореволюционной Армении. - Ереван, 1990; Промышленность Закавказья. - Тбилиси, 1991; Хачатурян СТ.
Некоторые аспекты российско-армянских связей в конце XVIII в. и др.
4 Хаспахчян О.Х. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. - Ереван, 1957; Он
же. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. - М., 1977; Русско-армянские культурные
связи X-XVIII вв. Труды отдела древнерусской литературы, М.-Л., 1953; Мурадян П.М. Армяно-грузинские
литературные взаимоотношения в XVIII в. - Ереван, 1966; Джанполадян P.M. Армянские лапидарные
надписи Поволжья // Вестник Матенадарана. - Ереван, 1973. - № 11 (на арм. языке); Абрамян А. Русский
народ и Москва в средневековой армянской литературе // Научные труды Ереванского государственного
университета. - Ереван, 1948; Якубовский А.Ю. Культура и искусство Востока в памятниках Эрмитажа. -
Л., 1957; Тагиадян М. Литературное наследство. - Ереван, 1995; Худоянц СТ. Некоторые вопросы русско-
армянских культурных связей в первой половине XIX в. Культурное наследие Армении. - Ереван, 1999 и др.
Если резюмировать, то можно отметить, что авторы рассмотренных трудов ввели в научный оборот богатый фактический материал, который, однако, является недостаточным при изучении оценок и полного восприятия интеграции Восточной Армении в Российскую империю в последней четверти XVIII в. - первой половине XIX в. Исследование этого вопроса требует, по нашему мнению, расширения историографической базы.
Методологическую основу исследования составляют принципы историзма и научной объективности, позволяющие рассмотреть изучаемую проблему - присоединение Восточной Армении к России: подготовка, этапы, особенности - как комплексную проблему, анализируя факты во всей их совокупности и взаимосвязи. В работе нашли применение общеисторические методы - историко-системныи, сравнительно-исторический, а также метод отборки, обработки и анализа данных исследуемых процессов.
В частности, основным методом исследования является объективно -исторический анализ и обобщение опубликованных и неопубликованных источников, а также обобщение опыта предшествующих исследований. Этот метод, наравне с другими, широко применялся в процессе работы над темой.
Целью исследования является реконструкция целостной картины осуществления интеграции Восточной Армении в Российскую империю в последней четверти XVIII - первой половине XIX вв. В соответствии с общей целью, автором были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
- проанализировать армянский вопрос и предпосылки вхождения
территорий Восточной Армении в Российскую империю;
исследовать военно-политическое сотрудничество Российской Империи и Восточной Армении;
выявить хозяйственные уклады и экономические отношения Восточной Армении и Российской Империи;
раскрыть национальные традиции и культурные связи Восточной Армении и Российской Империи;
показать активизацию интеграционных процессов в Восточной Армении после присоединения к Российской империи.
Источниковая база исследования. При написании работы были использованы опубликованные и неопубликованные (архивные) источники на русском и армянском языках.
Среди изученных документов следует, прежде всего, отметить договоры и соглашения в области военного, торгово-экономического и культурного сотрудничества между Восточной Арменией и Российской империей. Особо важное значение для исследования нашей темы имели документы характеризующие армяно-русские отношения в первой трети XVIII в.; соглашения России с Персией; соглашения России с Арменией; армяно-русские соглашения в период подготовки персидского похода; соглашения об армяно-русских культурных отношениях; русско-армянские экономические договоры и др. В работе использованы тексты этих
документов как на русском, так и на армянском языке, определяющих основные направления сотрудничества между Восточной Арменией и Российской империей. Но помимо этих системообразующих правовых актов в процессе написания работы было обращено внимание на другие акты, обеспечивающих функционирование российско-армянских связей в исследуемые годы.
Большое значение в написании работы имели доклады, отчеты и обращения русских и армянских государственных, дипломатических, военных и религиозных деятелей по многим вопросам русско-армянского сотрудничества.. Анализ данных источников позволил привлечь большой объем информации, а также проанализировать основные ключевые моменты русско-армянских, русско-персидских и русско-турецких отношений, выявить и оценить позицию Российской империи на данном уровне.
Важную группу источников составили статистические источники, изданные в Армении в специальных статсборниках, из которых был извлечен полезный фактологический материал по вопросам торгово-экономических и культурных отношений Российской Федерации Восточной Армении.
Ряд из вышеперечисленных источников, особенно по вопросам армяно-русского военного сотрудничества, почерпнуты из сборников русского исторического общества за 1884 - 1930 годы.
Отдельную группу источников составили материалы, которые условно можно назвать «документами на злобу дня». Это армянские публицистические работы различных авторов исследуемого периода. Их изучение позволило лучше представить общественное мнение в Армении по ключевым вопросам интеграции Восточной Армении в Российскую империю. Следует отметить, что большинство подобных работ характеризует яркая пророссийская направленность.
В диссертации была использованы и неопубликованные источники, а именно, дипломатическая документация: дневники, мемуары, записки и письма как российских, так и армянских участников тех событий. Прежде всего, были использованы материалы архивы музея литературы и искусства Республики Армении им. Чаренца, Центрального государственного архива документации Армении и Центрального государственного исторического архива Республики Армении. Необходимо отметить, что главный пласт в этих архивах, который нас интересовал, составили документы, отражающие вопросы национально - освободительного армянского народа. Наиболее интересными представляются донесения, инструкции, письма не предназначенные для разглашения и являющиеся личными.
В целом можно свидетельствовать о наличии репрезентативной источниковой базы для изучения поставленной проблемы, а также о большом массиве документов, которые не использовались ранее в исторических исследованиях и вводятся в научный оборот впервые.
Практическая значимость исследования состоит в возможности его применения в учебной работе, при подготовке обобщающих трудов по
истории России и истории Армении и перспективам российско-армянских отношений, формировании и реализации интеграционного сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения в политической, экономической, культурной и др. областях.
Фактический материал и результаты исследования могут быть полезны в информационно-аналитической работе, в осуществлении российской политики в Республике Армения и наоборот, прогнозировании развития дальнейшего российско-армянского сотрудничества в торгово-экономических, политических, дипломатических и культурных взаимоотношениях.
Апробация исследования. Научные выводы и практические рекомендации диссертации представлены в виде докладов и сообщений на различных научных конференциях и семинарах, в том числе на всероссийских, а также в дискуссиях на «круглых столах». Положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора, в том числе и в «Вестнике» РУДН серии « История России», который входит в перечень журналов ВАК России, а также в отдельной брошюре, анализирующей вхождения территории Восточной Армении в Российскую империю.
Обсуждение диссертации состоялось на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Она была одобрена и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка источников и литературы.
II Войны в закавказье и военно-политическое сотрудничество Российской Империи и восточной армении
Исследование истории политическое и социально-экономического положения Восточной Армении, находившейся под персидским игом, показывает, что первым и злостным бичом на пути развития страны было чужеземное господство и феодальная раздробленность страны, с присущими ей междоусобицами и войнами. К этому прибавлялись жестокий налоговый гнет, чрезмерная эксплуатация населения, глумление над их национальным достоинством, попирание элементарных человеческих прав, угроза физического уничтожения в результате частых переселений его во время военных действий, рост численности кочевых племен, переселяемых в Восточную Армению, и гем самым искусственное изменение национального состава страны.
Все эти явления ставили армянский народ перед альтернативой: либо исчезнуть, либо бороться за воссоединение родины и ее освобождение из-под чужеземного ига. В подобных условиях, когда чужеземный деспотизм безжалостно и беспощадно угнетал без исключения все слои и сословия армянского народа, он должен был искать выход из тупика. А внешнеполитические события сами диктовали, что утвердившееся в Грузии и некоторых провинциях Восточной Армении русское оружие и есть та сила, которая сможет принести избавление от восточного деспотического гнета. Логическое развитие событий тем самым приближало час освобождения всей Восточной Армении с помощью России.
В самой Восточной Армении основным и самым многочисленным классом было крестьянство, «терпящее от персидских варваров семикратно сильнее удары, чем удары египтян»1. Под ярмом невыносимого чужеземного ига они ожидали своего освобождения от России. После долгих лет рабства они, наконец, стали свидетелями появления мощной христианской державы по соседству и изо дня в день с нетерпением ждали ее прихода. Борьба армянского крестьянства в этих условиях принимала разные формы: от пассивного сопротивления ханским властям - побеги и т. п. до вооруженного содействия русским войскам.
Что же касается духовенства, то положение армянского духовенства»во многом отличалось от положения его собратьев в Европе и России. В армянской действительности и низшие, и высшие церковники в основном выходили из народа и подвергались почти таким же гонениям и гнету, как и простые граждане. Это немаловажное обстоятельство толкало часть духовенства к активному участию в национально-освободительном движении, и как более или менее образованное сословие, оно в какой-то степени направляло освободительные устремления народа. Однако, противоречивым было само положение духовенства. С одной стороны, оно было- призвано защищать интересы вверенной ему паствы, с другой - показать хотя бы внешне верность и покорность государству, в котором находилось.
В этой связи необходимо отметить, что, о древнейших русско-армянских связях до нас дошли скудные сведения. Они разбросаны в армянских и русских первоисточниках, однако не все из них находятся в широком научном обороте. Тем не менее в данном разделе мы постараемся обобщить имеющиеся в рукописных и печатных источниках сведения о древних армяно-русских отношениях, дать обоснование их исторических предпосылок. Это связано с тем, что изучение истории этих отношений имеет важное значение для разработки научных проблем исюрии армянского народа.
Как известно, уже в XVIT веке оформилась и приобрела политическую основу русская ориентация армян, которая в числе других, имела еще одну объективную причину — те добрые отношения, которые существовали между нашими двумя народами и основа которых была заложена еще в X—XI веках. Дружественные связи армянского и русского народов обрели более тесный и действенный характер особенно в то время, когда разоренные и изгоняемые из родных мест армянские беженцы нашли в лице России свою вторую родину и основали па ее гостеприимной земле свои колонии, стали активно участвовать в экономической, политической и культурной жизни российского государства. Известно, что еще на заре армяно-русских связей армянские дружины бок, обок с русскими сражались против печенегов, половцев, татарских орд, Ливонского ордена и других врагов России.
Все это свидетельствует о том, что для армянского народа Русь стала испытанным и верным другом. В этой связи необходимо отметить, что в армянской историографии первые упоминания о русском народе сохранились у Анапия Ширакаци в его «Аиїхарацуйце». Однако эти сведения носили общий характер, переплетались с данными о других восточных славянах. Но в этом труде обнаружена интерполяция, которая непосредственно относится к Руси. В ней говорится о реке Яузе близ Москвы, а в разделе, посвященном Европе, автор интерполяции, говоря о Дунае, отождествлял ее с Яузой: «Река Дунай, что есть Яуза Русская». Сен-Мартен, французский переводчик оригинала Ширакаци, обнаруживший эту интерполяцию, предположил, что в этом вопросе имеется путаница, ошибочно считая, что в России нет реки Яузы. В действительности же, никакой путаницы нет. В оригинале речь идет именно о притоке р. Москвы — Яузе.
В дальнейшем упоминания о русских имеется у Мовсеса Дасхуранци (X в.), продолжившего «Историю Агваика» армянского ученого Каганкатуади. Сведения о русских он приводит в приложении к своей работе. Мовсес Дасхуранци рассказывает о походе русских на Апваик в 943—944 годах, во время которого они заняли Партав. «В те времена, - пишет Дасхуранци,— распространился из северных «краев некий народ, который называют Рузиками, который не более чем в течение трех лет, подобно вихрям, на всем протяжении вышел в громадное Каспийское море, вдруг достиг столицы Агванка Партава»2. Арабский правитель Агванка Салар, как сообщает армянский первоисточник, попытался вытеснить русский отряд из Партава, однако успеха не имел. «И тот же самый Салар, подвергнув их осаде, не смог причинить им никакого вреда, ибо они обладали непреодолимой мощью»3. Русский отряд оставался в Партаве шесть месяцев и после этого с большой добычей удалился в Россию4. Арабские источники подтверждают это сообщение.
В одной- из рукописей Матенадарана, содержащей «Историю» Мовсеса Каганкатуаци, приведенное нами сообщение Дасхуранци дополняется новыми фактами. Здесь указана численность занявшего Партав русского отряда — 3000 воинов. В частности отмечается, что «В то самое время вышел из северных стран... народ, который называют Рузиками, и который—не более 3000 человек— устремился, как вихрь...»3. В этой связи известный ученый, профессор Л. Меликсет-Бек предполагает, что этот русский отряд был приглашен феодалами Закавказья, чтобы помочь им сбросить иго арабского халифата, с чем можно согласиться6.
О более раннем походе русских на Партав в 914 году упоминают арабские летописцы X в. Якуби, Ал-Масуди, Ибн-ал Ат-ир и другие . Эти походы русских направлялись, как установлено многими исследователями, из Киевской Руси. Из Киева русские спускались на лодках по Днепру до Черного моря, по реке Дон поднимались до порога Волги, перетаскивали лодки в Волгу, спускались в Каспийское море и по Куре достигали областей Агван ка.
Несмотря на отдаленность друг от друга и трудности в преодолении пространства, армяне и русские встречались и общались уже в те ранние времена. Эти встречи и связи отнюдь не носили случайного характера. Упомянутый выше проф. Л. Меликсет-Бск и другие исследователи считают, что первые встречи армян и русских состоялись прежде всего в Крыму, в Византии и в прилегающих к ним странах. Таково и мнение русских ученых. В частности, проф. С. Я. Васильев отмечает, что: «Сношения армян с русскими начались во дворце византийского императора Константина, а также- в Сицилии, Крите, в рядах византийских войск в Малой Азии» .
Хозяйственные уклады и экономические отношения восточной армении и Российской Империи
Позднее, в августе 1827 года в Тифлисе была сформирована третья Армянская дружина, которая под командованием отставного капитана Г. Бабурова выступила по направлению к Эривани с тем, чтобы влиться в отряд генерал-лейтенанта Красовского. В целом, как свидетельствуют источники, идея освобождения от чужеземного ига с помощью русских солдат охватила каждого армянского жителя. Об этом генерал Н. Н. Муравьев писал: «Казалось, что новый дух поселился между всеми армянами, которые надеялись видеть восстановление своего царства...».Далее он отмечал, что армянские добровольцы в районе Ордубада «дрались вместе с батальоном грузинского полка против персиян, как только можно было желать. Новое сие войско подавало самые лучшие надежды к устроению со временем значиїельного корпуса местных войск, которые могли бы заменить здесь русских, погибающих от климата в Грузии».
Прибытие русских войск в Араратскую долину вызвало ликование среди армянского населения. Заняв- Сардарабад русские войска осадили Эриваиь. Добровольческий о гряд, организованный в марте 1827 года из армянских крестьян, имел в своем составе более 1 тыс. бойцов. Это была большая помощь русским войскам. В архивных документах о формировании в Тифлисе пеших армянских и азербайджанских конных ополчений имеются важные сведения, показывающие большой энтузиазм и преданность народов Закавказья России. Генерал Паскевич в своем докладе особо подчеркнул, что «успех в наборе армян в Тифлисе довольно хороший, генерал-адъютант Сипягин говорил, что находятся охотники и для грузинского ополчения»34.
В этой связи было разработано специальное «Положение для сформирования армянских баїальонов», состоящее из 34 пунктов и которое Паскевич в 1827 году утвердил. Этот документ по своему содержанию представляет значительный интерес. В нем особо отмечается, что в батальон записываются все армяне добровольно, не моложе 18 лет и не старше 30. Но в то же время оговаривалось, что это правило не может строго соблюдаться, «а требуется только, чтобы человек имел силы, достаточные для перенесения похода». Все добровольцы с семьями «освобождаются от всяких податей и повинностей на время службы их». По окончании войны добровольцы имели право вернуться в дом свой или поступать на службу в земское войско 5, приняв присягу на верность службе. Такое положение касалось многих. Так, например, брат Нерсеса Аштаракеци был послан в Шамшадин, а затем на Казахскую дистанцию и в другие места для набора людей. По прибытии добровольцев их немедленно записывали в сотню36. В «Положении» указывалось, что отличившиеся представляются к наїтрадам и офицерским чинам. Батальоном командует штабс-офицер или капитан из армян. Каждый батальон состоит из восьми сотен. Далее говорится о вооружении, форме одежды и т. д. «Все чины получают жалование наравне с воинскими чиновниками настоящей службы». Рядовым выдавалось 10 руб. серебром в год, унтер-офицерам — 15 руб. Провиант получали наравне с регулярными войсками, больные принимались в военные госпитали. Было дано указание «не обременять их сложными построениями и выправкой, командные слова должны быть на армянском языке»37.
Узнав о планах русских Аббас-Мирза поспешил на помощь эриванскому сардару. Однако Паскевич разгадав маневр шах-заде оставил части генерала Красовского для осады Эривани, а сам с основными силами двинулся к Нахичевани, навстречу персидским войскам. Начались ожесточенные бои. 5 июня 1827 года около Джеван-Булага персидские войска потерпели поражение. Аббас-Мирза запросил перемирия. Для ведения переговоров с Аббас-Мирзой из штаба русских войск были посланы А. С. Грибоедов и в качестве переводчика — азербайджанский исюрик, просветитель Аббас-Кули Ага Бакихаиов. Вскоре выяснилось, что предложение Аббас-Мирзы было хитрой уловкой для того, чтобы выиграть время и начать новое наступление. По эюму поводу генерал Г. Красовский писал, что к нему прибыл «весьма приверженный к нам родственник архиепископа Нерсеса Ашгаракскою армянин Бердос Маркаров с известием, что Аббас-Мирза с 25 тысячами кавалерии и пехоты и 24 орудиями прибыл 4 числа в Эриванскую провинцию и остановился на ночлег в 15 верстах от Эчмиадзина, какое известие объявил ему приверженный к нам Эриванский армянский старшина Исаак Меликов, бывший сам в лагере Аббас-Мирзы для свидания с царевичем Александром, женатым на его дочери...»38. Генерал Г. Красовский дал высокую оценку деятельности Ыерсеса Аштаракеци и других армянских деятелей. Он считал Нерсеса, «содействовавшего ... [ему] во всех случаях с редким усердием и подвергая опасности жизнь свою»39 достойным воином.
Через несколько дней персидские войска внезапно началиінасгупление и осадили Эчмиадзин, а 17 августа около Ошакаиа окружили один из отрядов Красовского. Трехтысячный отряд которого контратаковав 30-тысячную персидскую армию одержал над пей серьезную победу. Участник этих боев декабрист Е. Лачинов описывая героические подвиги русских солдат отмечал, 41 о благодарный армянский народ увековечил память русских воинов воздвигнув им монументальный памятник славы. Враг вынужден был оставить Эчмиадзин и перейш на правый берег Лракса. Русские войска 20 сентября заняли іакже Сардарабад (ныне Октемберян) и 25 сентября начали осаду Эривани. Несмотря на то что персидские войска Аббас-Мирзы под натиском русских бежали на правый берег Лракса и были не в состоянии оказать дальнейшее сопротивление Гасап-хан отказывался сдать крепость.
Эриванский сардар и его брат Гасан-хан видели в лице армян своих ярых врагов. В одном из сообщений от 8 февраля 1827 года говорилось, что «Персияне ненавидят и опасаются армян, всеми мерами стараются молодых и способных армян отправить внутрь и даль Персии, яко невольников в заточение»40. Но эти меры не могли сломить волю армянского народа к свободе. По сообщению очевидца, в Нахичеванской и Эриванской областях армяне были готовы совместно с «русскими сразиться против персиян, притом делают разные приготовления в провианте и во всем, что потребно и возможно», и далее продолжил, что русским «все нужное содействие и помощь жителями оказывается» . Они с оружием в руках сражались со своими поработителями, показывая свое желание перейти под покровительство России. Армяне направили к генералу Бенкендорфу своего представителя и просили «о помощи и защите».
Национальные традиции и культурные связи восточной Армении и Российской Империи
Найденные памятники материальной культуры, особенно могильные надписи из города Волжские Булгары, указывают на то, что приток армян в Поволжье начался с раннего средневековья . По свидетельству арабского путешественника Ибн-Фадлана, огромная «юрта царя Волжских Булгар, вмещающая тысячу душ, была устлана армянскими коврами»28. В Булгарах армяне в основном занимались торговлей и ремеслом. Недаром путь, проходивший из Персии через Каспийское море до Белого моря, назывался великим армянским торговым путем или «армянской дорогой».
Торговлю шелковыми тканями народы Поволжья всегда связывали с именем армян, поэтому и в настоящее время чуваши называют его «армянским шелком» («ермен пурсане» или «елмен курсане») . С XI в. булгарская столица стала застраиваться каменными зданиями, в строительстве которых самое деятельное участие принимали армянские мастера. По утверждению И. А. Орбели, техника резьбы по камню возникла в средние века и получила широкое развитие в Армении. А.П. Смирнов утверждал, что от Конии и до Самарканда, or Булгар до Багдада носителями лучших традиций резьбы по камню являлись армяне». Основательно изучив материальную культуру Поволжья, он пришел к выводу, что «армянская архитектурная школа оказала влияние на формирование булгарского зодчества»31.
Связи армян с единоверцами - русскими не только в Булгарских, но и на всей территории Северо-Восточной Руси, в ее крупных торговых и ремесленных центрах, имели важное значение для развития и укрепления культурных связей русского и армянского народов. Известно, что зодчество во Владимиро-Суздальском княжестве в средние века отличалось монументальностью, величественными были дворцы и храмы, сооруженные из белого камня, что было новшеством в строительной практике Руси.
Владимирские князья привлекали известных мастеров строителей из многих стран. Известно, что в 40-х годах XII в. Юрий Долгорукий пригласил многих иноземных мастеров, которые построили пять храмов, и в том числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Однако, многие считали, что эти мастера были приглашены с Запада. Впервые исследователи И. Толсюй и Н. Кондаков доказали, что владимирские памятники больше всего связаны с архитектурой Востока . И действительно, многие исследователи находят общие мотивы между владимирскими и закавказскими, и особенно армянскими, архитектурными памятниками средневековья .
В этой связи академик Б. Д. Греков писал, что «влияние грузино-армянского искусства отразилось в строительстве Ростово-Суздальской Руси, например, Дмитриевский собор во Владимире»34. Крупнейший знаток истории армянской культуры Н. Я. Марр пришел к выводу, что армянское культурное «влияние заметно не юлько на сельджукском искусстве Малой Азии, а раньше него на архитектуре Византии и, особенно, древнерусской, во всяком случае вместе с русскими армяне имеют унаследованный от одной и той же доисторической эпохи художественный вкус»35. По мнению многих исследователей «церковь Креста на острове Ахтамар служила передаточным пунктом, через который художественные формы Востока... попадали на Русь».
А другие считали, что это влияние проникло через Балканы в Сербию, Галицкое и Черниговское княжества. А. Ю. Якубовский также находит связи между Дмитриевским собором во Владимире и Георгиевским в Юрьеве-Польском с памятниками Кавказа. По его мнению убранство этих соборов сделано «по всей вероятности, кавказскими мастерами в период оживленных связей феодальной Руси с феодальным Кавказом - Албанией, Арменией, Грузией»37. Академик Б. А. Рыбаков предполагает, чю древнерусское прикладное искусство развивалось в тесной связи с искусством Волжских Булгар, Закавказья и Хорезма .
Известно, что и русские мастера, в свою очередь, принимали участие в строительстве памятников Армении. Так, например, русский художник Флор участвовал в выполнении росписи городского храма Ани, построенного, в 1215 году Тиграном Онеицем. Интерьер церкви Бахтагски» в Ани исполнен русским живописцем. «Долгое время, писал И. Л. Орбели, существовало мнение, чго означенный памятник - монгольского происхождения, однако удалось доказать, что эта роспись представляет собой шапку великого князя Владимира Мономаха и исполнена русским художником в 1215 г. И роспись церкви принадлежит русскому художнику»
Одновременно в этот период усилились культурные, торгово-экономические и политические русско-армянские связи. В Посольском приказе есть отметка о приезде в 1660 году в Москву группы армянских купцов из Джульфы во главе с Ходжа Захаром, Захаром Саіратовьш, которые были приглашены на прием к царю Алексею Михайловичу. Они привезли с собой подарки и образцы товаров. В числе подарков был трон, как уже отмечалось в предыдущем разделе, который по сей день является одним из интереснейших экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля.
Примечательно, что латинская надпись на этом троне гласит: «Могущественнейшему и непобедимому московскому императору Алексею, на земле счастливо царствующему, сей трон, с величайшим искусством и тщанием сделанный, да будет счастливым предзнаменованием грядущего... 1659 г.»40. Трон был изготовлен из сандалового дерева и украшен золотом (28 фунтов), серебром (8 фунтов), алмазами, жемчугом, восточной бирюзой и др. Несколько тысяч драгоценных камней были специально привезены из Индии. Трон был оценен в 22 589 руб. 60 коп. Работа была выполнена в известной мастерской отца Ходжи Захара Саіратова. Не случайно, что армяне в качестве ценного подарка привезли трон. Этот дар символизировал величие России и преданность армян русскому государству, с помощью которого они надеялись освободиться от османского и персидского порабощения
Активизация интеграционных процессов в восточной армении после присоединения к Российской Империи
Иным стало положение армян в России, которая к этому времени уже вступила на путь капиталистического развития. Развивающиеся в России социально-экономические отношения плодотворно влияло на экономическое развитие Восточной Армении. Были ликвидированы феодальная раздробленность и таможенные границы. Экономика Армении вовлекалась во всероссийские хозяйственное обращение. В экономической жизни произошли важные сдвиги. Значительно увеличились посевы и производсгво сельскохозяйственной продукции, создались условия для мануфактурно-заводского производства, расширился внутренний рынок, усилился товарный обмен не только внутри страны, но и с закавказскими губерниями и Россией.
В результате присоединения к России ускорилось развитие капиталистических отношений в Закавказье, в крупных торговых и промышленных центрах края - Баку, Тифлисе, Шуше и других городах. Как уже отмечалось, в самой Армении получили1 развитие коньячное производсгво, меднорудная промышленность, были построены хлопкоочистительные заводы и др. Для развития торговли были установлены льготные тарифы, стимулирующие усиление транзита. Возникли промышленные и сельскохозяйственные общества, способствовавшие расширению на местах сырьевой базы для русской промышленности, а также развитию ценных сельскохозяйственных культур - хлопка, винограда и др. Армения постепенно втягивалась во всероссийский рынок. Административно-судебные реформы, проведенные царским правительством в Восточной Армении, образование в 1849 году Эриванской іубернии уничтожили прежнюю административно-территориальную раздробленность. Была ликвидирована ранее существовавшая налоговая система.
Таким образом, присоединение Восточной Армении к России благоприятствовало развитию социально-экономической жизни армянского народа и создавало условия для вступления страны на капиталистический путь развития. Наступил новый этап в развитии общественно-гголитической и культурной жизни армянского парода. В тот период в России большой размах приняло общественно-политическое движение, направленное против крепостного права, за свободу и демократию. Начался новый этап развития русской демократической передовой культуры, литературы, науки, искусства, просвещения.
Крестьянская реформа 14 мая 1870 года по существу не освободила крестьян от тяжелого гнета крепостников. Выкупные платежи явились новым тяжелым ярмом для крестьян. При этом правительство не выдало им субсидий для выкупа надельных земель. Крестьяне массами оставляли свои земельные участки, превращались в батраков или же уходили в город па заработки. Выкупные операции до закона 1912 года почти не были осуществлены.
Значительно расширился объем посевной площади, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур. Если в 1829 году посевная площадь составляла всего 37,5 тыс. га и валовой сбор урожая равнялся 1825 тыс. пуд., то в 1900 году объем посевов увеличился до 228,2 тыс. га, а валовой сбор урожая стал 16061,2 тыс. пуд. За указанный период урожай пшеницы вырос в 9 раз, ячменя более чем в 5 раз, хлопка - в 5 раз и т. д." . При этом следует отметить, что специализация сельскохозяйственного производства особенно проявилась после крестьянской реформы, повлекшей за собой более интенсивное развитие капитализма. Особое значение приобрело торговое земледелие, возрос валовой сбор сельскохозяйственных культур, приобретавших товарный характер. В нагорных районах Армении интенсивно развивалось животноводство и связанное с ним сыроварение, производство других животноводческих продуктов. В предгорных районах в основном выращивали зерновые культуры, а в районах низменной части -хлопок и виноград. После крестьянской реформы в Армении, т. е. с 1870 по 1900 годы, производство хлопка в Эривансной губернии увеличилось почти в 9 раз, сбор винограда - в 2 раза 40.
Специализация и усиление общественного разделения труда, развитие торгового земледелия и рыночных отношений вовлекли крестьянские хозяйства в сферу рыночных отношений, ускорили разложение крестьянского общества и способствовали образованию социальных групп -батраков и бедняков, середняков и кулачества. В.конце XIX в. крестьянские хозяйства в Армении составляли 98,75%, имея в своем распоряжении не более 32 % всех годных к возделыванию земель, тогда как помещики, монастыри и казна владели 68 % земель, причем наилучшей частью. Если на каждое крестьянское хозяйство в среднем приходилось меньше 8 дес. земли, то на долю каждого помещика приходилось 300 дес. земли, т. е. в 37,5 раза больше.
В то же время налоговое бремя падало на плечи беднейшей части крестьянства. 82 % всех прямых налогов платило крестьянство и только 18 % - церковь и помещики. Значительная часть крестьянства была лишена скота и других средств производства. 37 % всех крестьянских хозяйств Эриванского уезда и 42 % Эчмиадзинского уезда не имели ни рабочего, ни продуктивного скота. Приблизительно таким же было положение и в других уездах Эриванской губернии.
Все это вызывало приток разорившихся крестьян в такие промышленные центры, как Баку, Тифлис, Батум и др. В этих городах в интернациональной семье народов образовались первые отряды рабочего класса Армении. В целом, отходничество за пределы Армении приняло широкие размеры. Так, в течение 10 месяцев 1884 года из Заигезурского уезда на заработки в Баку уехало 2925 человек, в том числе из села Хидзореск - 110, села Татев 103 и т. д.41. В 1903 году только из сел Тор, Пашалу, Аза тек и Мартирос Даралагязского участка отправилось на заработки 504 человека. По официальным данным, из Эриванской губернии лишь в 1903 году уехали на заработки за пределы Армении 13400 человек. Крестьяне из армянских сел уходили на заработки «не только в Кавказские