Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг. Гаврилова Татьяна Викторовна

Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг.
<
Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаврилова Татьяна Викторовна. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Гаврилова Татьяна Викторовна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского].- Пенза, 2007.- 266 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1051

Введение к работе

Актуальность исследования. История культуры позволяет вскрыть и понять глубинные причины происходящих в стране социальных трансформаций

От того, в каком направлении и с какой энергией люди искусства реализуют свой потенциал, от эффекшвности взаимодействия общества и государства, зависит состояние и внешний облик российской культуры В современных условиях в обществе проявляется потребность в «нетелевизионном» творчестве, вследствие чего возрождается интерес к творениям провинциальных художников, музыкантов, поэтов, писателей

В связи с этим актуальным становится вопрос о моделях взаимодействия представителей творческих профессий, с одной стороны, и общества и государства, с другой Важнейшим источником опыта применения различных моделей взаимодействия является отечественный исторический опыт Значительное количество знаний о взаимоотношениях государства, общества и творческой интеллигенции можно получить, изучив период 20-х - 30-х годов XX века Указанный период обладает рядом общих черт с нашим временем в плане задач, поставленных обществом перед интеллигенцией

  1. Как и сегодня, в 1920-е - 1930-е годы государство настойчиво пыталось добиться от творческой интеллигенции выполнения социального заказа, содействия реализации модернизационных идей, декларируемых властью

  2. Как в 20-е, так и в 90-е годы XX века провинциальная культура была переведена на хозрасчет и самоокупаемость, оставшись без сколько-нибудь значимой помощи со стороны государства, что не могло не сказаться на уровне ее развития

  3. Как для начала 1930-х годов, так и для первого десятилетия XXI века, характерно усиление воздействия государства на культуру и творческие процессы в среде интеллигенции Поэтому одной из важных задач современности является использование богатого исторического опыта предвоенных десятилетий для того, чтобы взять из него зарекомендовавшие себя модели взаимодействия и избежать ошибок и перегибов, допущенных советской властью в 1930-е і оды

Тема диссертационного исследования актуальна не только для осуществления современной политики в области культуры. Она представляет ценность и для исторической теории Изучение проблемы творческой деятельности интеллигенции и развития провинциальной культуры вносит вклад в целостную оценку сложнейшего времени в отечественной истории -межвоенных десятилетий, 20-х и 30-х гг XX века

Результаты диссертационного исследования также актуальны для изучения некоторых вопросов интеллигентоведения и социологии

То, что диссертация построена на сравнительном анализе региональных источников и документов центральных российских архивов, делает ее актуальной как для Пензенского краеведения, так и для общероссийской истории культуры

Объектом исследования определен социальный слой художественной интеллигенции, который, будучи основным творцом культуры, одновременно являлся объектом всестороннего воздействия в рамках государственной культурной политики

Предметом исследования избраны тесно взаимосвязанные процессы формирования советской творческой интеллигенции под воздействием материальных, правовых и социальных факторов, с одной стороны, и деятельности художественной интеллигенции по развитию, сохранению и распространению культурных ценностей, с другой Творческая интеллигенция являлась не только активным с>бъектом процесса созидания культуры, но и одним из потребителей культурных ценностей, а, кроме того, и объектом государственной культурной политики Интеллигенция активно участвовала в создании культпросветучреждений, брала культурное шефство над промышленными предприятиями и колхозами Интеллигенция активно участвовала в государственной политике, в реализации целей, поставленных перед российской культурой В ходе культурных преобразований в Советском государстве интеллигенция как социальный слой претерпела значительные изменения Поэтому важной частью предмета диссертационного исследования являются особенности культурной политики Советского государства

Хронологические рамки исследования охватывают 1920-е - 1930-е гг Начальная граница избранного хронологического периода определяется окончанием гражданской войны, переходом Советского государства к мирному общественно-политическому строительству, прекращением мобилизационной политики Военного коммунизма и развитием Новой экономической политики В этих условиях декларативные, фрагментарные и экстраординарные мероприятия государства в областях культуры и взаимодействия с интеллигенцией в период Гражданской войны сменяются на целенаправленную работу советского аппарата по формированию рювой, социалистической культуры, новой социалистической художественной интеллигенции Методы и формы решения этих задач на протяжении последующих двух десятилетий трансформировались, но генеральная линия воздействия власти на культуру и интеллигенцию оставалась неизменной в рамках изучаемого периода

Верхняя хронологическая граница исследования датируется концом 1930 - х гг К этому времени в СССР была окончательно сформирована авторитарная система контроля над большинством сфер общественной жизни, в том числе и над творческой деятельностью Была создана новая интеллигенция, выполнявшая функцию обслуживания идеологических потребностей правящей партии, были разработаны каноны в культуре, определены направления развития большинства жанров Процесс выработки механизма взаимодействия художественной интеллигенции и власти был завершен

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что в течение 20-х - 30-х годов в экономической и политической жизни страны происходили важные перемены («сворачивание» НЭПа, коллективизация, индустриализация, чистки

партийных рядов, политические репрессии), основное направление политики в отношении культуры и художественной интеллигенции оставалось неизменным, равно как и декларировавшиеся цели, хотя приемы достижения этих целей модифицировались Это ясно видно при сравнении архивных документов партийных фондов начала 1920-х и конца 1930-х гг

Территориальные рамки исследования включают в себя Пензенский край Несмотря на то, что в изучаемый период территория, охватывающая город Пензу и окружающие населенные пункты, подвергалась неоднократному разделению и оформлению в административные единицы, она сохраняла общее хозяйственное, и главное, культурное пространство До 1928 года большая часть Пензенского края входила в Пензенскую губернию с административным центром в городе Пензе 14 мая 1928 года Пензенская губерния вошла в состав вновь образованной Средне-Волжской области 20 октября 1929 года она была переименована в Средне-Волжский край 27 сентября 1937 года большая часть территории бывшей Пензенской губернии вошла в состав Тамбовской области, а 4 февраля 1939 года была образована Пензенская область Столь масштабные и скорые преобразования не могли не сказаться на культурных связях Пензенского края, в центре которых, естественно, находился город Пенза Частая смена административно -территориального деления края не способствовала установлению прочных культурных связей с другими культурными центрами Поволжья Создание Пензенской области - закономерное следствие фактического единства края в исследуемый период

Степень изученности проблемы. Проблемам интеллигенции в отечественной историографии уделено значительное внимание Они освещались в обобщающих трудах по истории культуры, в отраслевых исследованиях, посвященных изучению состава и деятельности интеллигенции, представляющей отдельные ее отряды

В изучении истории советской интеллигенции 1920-х - 1930-х годов можно условно выделить два основных этапа советский (с 1920-х до конца 1980-х годов) и постсоветский (с 1990-х годов до настоящего времени) Основанием такого деления является смена методологических подходов к изучению проблемы Однако направления исследований, их содержание, авторские оценки определяют еще и внутреннее деление каждого из них.

В литературе, изданной в 1920-е годы, культурная проблематика отражена, прежде всего, в работах В И Ленина,1 руководителей Коммунистической партии2

Ленин В И Покровскому М Н // Поли собр соч Т 53 С 92, Телефонограмма А В Луначарскому // Там же С 142, В М Молотову Дія Политбюро ЦК РКП(б) // Там же С 170 и др

2 Бухарин Н И Пролетарская революция и культура М, 1923, Троцкий Л Д Литературам революция М, 1923, Луначарский А В Интернационал и интеллигенция // Собрание сочинений в 8-ми томах 1963-1967 Т 3, Его же Театр и кино за 10 лет // Там же

Интерес представляют работы партийных публицистов' Широко известные работы В И Ленина стали на долгие годы методологической основой исследований в области культурного строительства, однако абсолютизация их значения сыграла далеко не положительную роль

Основная линия рассуждений партийных деятелей сводилась к идее о необходимости воспитания новой, советской интеллигенции из рабочих и крестьян как социальной опоре режима. Перевоспитание «старой» интеллигенции и привлечение ее на сторону Советской власти было необходимо хотя бы для того чтобы подготовить с ее помощью кадры новой

В 1920-е годы уже были написаны первые научные работы интеллигентоведческого характера по театральной проблематике2 В них отмечалось быстрое становление новой культуры, но указывалось на недостаточное внимание государства к вопросам развития театральной культуры, особенно в отношении провинции Театроведческий характер носили также труды М П Новицкого Узость источниковой базы, которая в тот период исчерпывалась декретами и постановлениями органов советской власти и личными наблюдениями авторов, обусловливали некоторую схематичность исследований и их идеологическую заданность

К сожалению, историографическая наука не склонна рассматривать в качестве исторического источника художественную литературу, но взгляд современников на судьбы интеллигенции, переданный в художественных образах, представляет, думается, не меньший интерес, чем тот же взгляд, окрашенный идеологической конъюнктурой В этой связи нельзя не отметить работы М А Булгакова, Е. И Замятина и др ,4 в которых с непредвзятых позиций описываются быт и нравы российской интеллигенции, ее взаимоотношения с властью

Значительный интерес представляет эмигрантская литература, в которой выражено отношение русского зарубежья к Советской власти и проводимой ею политике, в частности, культурной, предприняты попытки определить роль и место интеллигенции в общественных процессах в России.5

В 1930-е - 1940-е годы историография интеллигенции испытывала на себе не только и не столько влияние ленинских работ, сколько сталинских В докладе на XVIII съезде ВКП(б) И В Сталин с удовлетворением отметил, что «остатки старой интеллигенции растворились в недрах новой советской интеллигенции» Это определило интерес историков почти исключительно к

'Коїан П С Литература Великого Октября М, 1928, Полонскич В П Очерки литературного движения революционной эпохи М, 1928 Лежнев Л 3 О литературе Сб ст М , 1927, Русская литература в истекшем году // Печать v революция М , 1926

2 Филиппов Б Беседы о театре М 1924, Бруксон Я Театр Мейерхольда Л, 1925 и др

3 Новицкий П И Московские государственные театры М , 1934

4 Булгаков М А Собачье сердце // Собр соч в 5-тн гомах Т 2, Его же Дьяволидда // Там
же, Его же Белая гвардия//Там же Т 1 и др , Замятин Е И Я боюсь//Дом искусств 1921

3 Устрялов Н В В борьбе за Россию Харбин, 1920, Под знаком революции Харбин, 1925, Милюков П Н Очерки истории русской культуры В 3-х томах М, 1994, Федотові П Трагедия интеллигенции М, 1990

проблемам формирования и роли в жизни общества интеллигенции, образовавшейся в результате целенаправленной политики государства ' Такая тенденция сохранялась и в первой половине 1950-х годов Но привлечение авторами большого количества статистических данных придавало этим работам значительную ценность, поскольку позволяло провести анализ численных и структурных изменений в составе интеллигенции

Художественная интеллигенция в указанный период рассматривалась преимущественно через призму культурной революции

Вторая половина 1950-х - первая половина 1980-х годов - новый период в историографии интеллигенции, когда происходит постепенный отказ от «очернительной традиции» в отношении старой российской интеллигенции и поиск новых подходов к интерпретации и оценке ее деятельности2 Среди работ такого плана выделяются исследования М П Кима, Г Г Карпова, С А Федюкина, Л К Ермана3

В 1960 году вышла фундаментальная работа «Советская интеллигенции (история формирования и роста) 1917 - 1965»4 Значительное место в ней отведено не только количественным иоказагелям, но и персоналиям предпринята попытка учесть всех крупных деятелей науки, техники, искусства, которые приняли советскую власть, и активно с нею сотрудничали Мотивацией их политического поведения авторы считали понимание интеллигенцией прогрессивных изменений в судьбах родины, которые несет с собой новый общественный строй

В том же духе написана монография Н М Катунцевой «Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян» 5

Политика властей по отношению к художественной интеллигенции в первой половине 1920-х годов рассмотрена в работе Г А Матвеева6 Аналогичную проблему рассмотрела Р А Шипилова, но в отношении театральной интеллигенции периода нэпа 7 В этих работах проводится мысль о

' Келлер Б Л Пролетарская революция и советская интеллигенция М, 1937 2 Казашш И Н «Забытое будущее» Советская власть и российская интеллигенция в первое послеоктябрьское десятилетие Волгоград, 2001 С 31

' Ким М П 40 лет Советской культуры М, 1957, О сущности культурной революции и этапах ее осуществления в СССР // Культурная революция в СССР М, 1967, Карпов Г Г Ленин о культурной революции Л, 1970, Федюкин С А Привлечение буржуазной интеллигенции к социалистическому строительству в СССР М, I960, Советская власть и буржуазные специалисты М, 1965, Исторический опыг Коммунистической партии и Советского государства по вовлечению старой интеллш енции в строительство социализма / Дисс д-ра ист наук М, 1970, Ерман Л К ВИ Ленин о роли интеллигенции в строительстве социализма и коммунизма // Великая ста идей коммунизма М 1970 С 41-50

4 Советская интеллигенция (история формирования и роста) 1917 - 1965 М , 1968

5 Катунцсва Н М Опыт СССР по подютовке интеллигенции из рабочих и крестьян М,
1977'

6 Матвеев Г А Формирование политики Коммунистической парши в области
художественной читературы (1921 - 1925) Дисс канд ист наук Ростов-на-Дону, 1973

Шипилова Р А Деятельность Коммунистической партии в области театрального искусства (1920 - 1927) Дисс канд ист наук Ростов-на-Дону, 1970

смягчении партийно-государственной политики в отношении старой российской интеллигенции, что способствовало переходу ее на сторону советской власти

«Исследователи этого периода не вышли за рамки официальной идеологической доктрины КПСС, исходящей из «презумпции непогрешимости» политики партии и советской власти во всех сферах деятельности Однако ставить это в вину советским историкам интеллигенции вряд ли уместно, если учитывать общественно-политическую обстановку в стране в 1960-х - первой половине 1980-х годов», - отмечает видный интеллигентовед И Е Казаний '

Со второй половины 1980-х годов начинается пересмотр прежних концептуальных представлений Этот период характеризуется анализом явлений, послуживших причиной искаженного отображения в историографии политики советской власти по отношению к старой интеллигенции, значительным расширением источниковой базы исследований

Значительное внимание историков в начале 1990-х годов привлекала проблема взаимоотношений интеллигенции и власти в 20-е - 30-е годы XX века Двумя составляющими обозначенной проблематики являлись отношение интеллигенции к власти и политика последней касательно наиболее прогрессивного слоя общества В работе Е Е Дегтярева и В К Егорова «Интеллигенция и власть» обстоятельно изучена эволюция взаимоотношений интеллигенции и власти, начиная с 1917 г и вплоть до начала 1990-х гг Освещая проблему старой и новой интеллигенции, авторы приходят к выводу, что власть была обречена на сотрудничество со старой интеллигенцией, пока общественным развитием, политикой не была создана новая, социалистическая интеллигенция 2

Вопросы развития мировоззрения и политического поведения интеллигенции в переходный период от капитализма к социализму тщательно изучены в монографии А В Квакина «Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции» Автор соглашается с мнением другого маститого ученого В Л Соскина, что было бы упрощением представлять переход старых специалистов на сторону советской власти в виде смены строго чередующихся этапов Однако в целом для интеллигенции, по мнению автора, на каждом конкретном этапе были характерны различные виды поведения, в зависимости от этого менялась и тактика советского государства3

В монографии И Е Казанина «Забытое будущее» Советская власть и российская интеллигенция в первое послеоктябрьское десятилетие» рассматриваются противоречия в политике новой власти в отношении старой интеллигенции 4

1 Казашш И Е Укаї соч С 34

2 Дегтярев Е Е, Егоров В К Ителлигенция и власть (Феномен российском
иитеїлигсніщи и проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти) М , 1993

' Квакия А В Идешю-политическая дифференциация российской интеллигенции в период нэпа 1921 - 1927 Саратов, 1991 4 Казаним И Е Указ соч

Проблема интеллигенции привлекала внимание и зарубежных исследователей В 1961 году выходит монография Ричарда Пайпса «Русская интеллигенция», где освещается история появления на сцене общественно-политической жизни интеллигенции, рассматривается дефиниция категории «интеллигенция» Автор приходит к выводу, что основной характеристикой интеллигенции является определенная обособленность от общества, причем отмечается, что в России она была особенно заметной Интеллигенция в России, по его мнению, образует особый класс и обладает значительным потенциалом влияния, большим, нежели чем, к примеру, буржуазия Автор утверждает, что «ни один класс в истории России не оказывал такого значительного влияния на судьбы всей нации» '

Монография Кэмп-Вэлша «Сталин и литературная интеллигенция»2 охватывает сталинское время до 1939 г и освещает методы воздействия власти на литературную интеллигенцию, раскрывает деятельность государственных органов и общественных организации (РАПП и др ) В работе прослеживаются творческие пути кумиров, их восхождение к вершине популярности и одобрению властью, а впоследствии - планомерное низвержение этой же властью Рассматриваются основные литературные течения, доминировавшие в сталинское время, главным из которых стал соцреализм, утвердившийся к концу 20-х годов

Изучению судеб художественной интеллигенции в 1930-е годы посвящены монографии А. В Куманена,1 и Ю Г Голуба и Д Б Баринова4 В основу работ положено исследование творческих путей театральной, музыкальной и кинематографической интеллигенции Авторы дают резко отрицательную оценку тем методам, которые применяла советская власть в отношении ярких театральных и музыкальных деятелей, таких как В Э Мейерхольд, Таиров, Шостакович и др Особое внимание отводится описанию сталинских репрессий

Значительный интерес представляет работа А О Волгутлевой
«Культурная политика советской власти и художественна1! интеллигенция
1917-1932»,5 где автор исследует процесс формирования системы управления
художественной жизнью и инструменты ее реализации через партийно-
государственные органы и профсоюз работников искусств, а также дает анализ
общественно-политических взглядов представителей различных

художественных группировок и причин их сотрудничества с советской властью (Под художественной интеллигенцией автор подразумевает представителей изобразительного искусства)

' Richard Pipes The Russian intelligentsia New York 1961 P 4

1 Kemp-Welch A Stalin and the literary intelligentsia, 1928 - 1939 London, 1991

3КумапевВ А 30-е годы в судьбах отечеп венной интеллигенции М, 1991

4 Гопуб Ю Г, Баринов Д Б Судьбы российской художественной интеллигенции в условиях

сталинского режима Саратов, 2002

' Волгушева А О Культурная политика совеїской власти и художественная интеллигенция

1917- 1932/Автореф канд ист наук Саратов, 2004

Театральная интеллигенция в России в 1917 - 1926 гг стала предметом исследования Е А Токаревой Автор рассматривает социальный состав, численность, источники формирования театральной интеллигенции, раскрывает эволюцию общественных настроений и политических симпатий этого отряда интеллигенции, анализирует материальное положение театральных работников России, условия их труда и творчества и др А Е Токарева подчеркивает, что в середине 1920-х годов художественная интеллигенция не проявляла активной общественно-политической поддержки советской власти, хотя основная масса театральной интеллигенции была привлечена этой властью к деловому сотрудничеству В это время происходило огосударствление творческих союзов интеллигенции

Монография Ю. С Борисова освещает вопросы воспитания творческой молодежи в первые десятилетия советской власти Говоря о художественной интеллигенции, автор отмечает, что одним из путей ее формирования было широкое развитие в стране художественной самодеятельности Именно из ТРАМов вышли многие известные актеры, режиссеры, художники 2

Вопросы театральной политики советской власти в 1920-е - 1930-е годы широко исследовались и в регионах В работе С Ю Гамалей3 выделяются дальневосточные региональные особенности этой политики и их обусловленность территориально-национальной спецификой

Диссертационное исследование Е В Агеевой4 посвящено процессу формирования творческой интеллигенции Чувашии в 1920-е - начале 1940-х гг Автор отмечает значительные успехи в становлении системы подготовки кадров творческой интеллигенции, подчеркивая в то же время, что чрезмерная идеологизация общества, метод социалистического реализма подавляли творческую индивидуальность писателей, художников, композиторов, театральных деятелей

В монографии Ж Е Левиной рассматриваются проблемы формирования и деятельности художественной интеллигенции Западной Сибири.5

Интерес к проблеме проявили и исследователи других регионов России 6

1 Токарева Е А Театральная интеллигенция России в 1917 - 1926 гг / Автореф дисс
каид ист наук М, 1994

2 Партийное руководство воспитанием творческой молодежи в период строительства
социализма (1917-1941) М, 1988

3 Гамалей С Ю Государственная политика в обчасти театрального дела на Советском
Дальнем Востоке в 20-30-е і оды XX века Хабаровск, 2005

Агеева Е В Процесс формирования творческой интеллшенции Чувашии проблемы и поиски / Автореф дисс каид нет наук Саранск, 2006

3 Левина Ж Е Художественная интеллигенция Западной Сибири в системе советской кульгуры (конец 20-х - 30-е годы XX века) Омск, 2004

6 Шакирзянов М А Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане Проблемы взаимоотношений в 20-е - 30-е годы / Автореф дисс канд ист наук, Казань, 1999, Рыженко В Г Интеллигеїшия в кульгуре крупного сибирского города в 1920-е годы Вопросы теории истории, историографии и методов исследования / Автореф дисс д-ра ист наук Ькатеринбург, 2004, Адриапова Г С Художественная интеллигенция Урала, 30-е гг Екатеринбург, 2002 и др

Что касается изучения художественной интеллигенции 1920-х — 1930-х годов на примере Пензенского края, следует отметить отсутствие комплексных работ Отдельные аспекты проблемы затрагиваются в юбилейных сборниках изданных к 40-летию и к 50-летию Советской власти ' Назначение сборников оправдывает отсутствие в них анализа культурных процессов с участием художественной интеллигенции, авторы ограничиваются констатацией успехов на культурном фронте Указанный недостаток компенсируется фактическим материалом и сгатис гическими данными Аналогичным по характеру является издание «Наследие Культура Пензенского края в документах эпохи, в письмах и мемуарах современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях2

«Очерки истории культуры Пензенского края» Г Е Горланова3 обращены к «юным читателям» и также носят описательный характер

Истории Пензенского художественного училища посвящена небольшая статья О В Дунаевой, объем которой не позволил уделить большого внимания периоду 1920-х - 1930-х годов 4

Театральную жизнь на рубеже XIX - XX вв в Среднем Поволжье, в том числе и в Пензенском крае, затрагивает в своей диссертации Н В Кирьянова5 Полезность ее работы для целей нашего исследования заключается в возможности проследить преемственность театральных традиций Пензы 20-х -30-х гг и дореволюционной ее истории Аналогичное значение имеет для нас и диссертация Е Ю Семеновой 6

Значительный интерес представляет написанная на местном материале диссертация Р 3 Бареевой, посвященная культуре провинциального российского города

Рассматривая программу «культурной революции», автор отмечает, что одной из ее составляющих являлась идея «пролетаризации» интеллигенции, реализация которой позволила бы двигаться по намеченному пути без оппозиции и потрясений Но реализация сталинской модели «культурной революции» привела к деформациям в общественно-политической и экономической жизни общества В диссертации уделено внимание

1 Пензенская область за 40 лет Советской власти 1917 - 1957 гг Пенза, 1957, Путь в
полвека Пензенская область за 50 леї Советской власти Саратов - Пенза, 1967

2 Наследие Кулыура Пензенского края в документах эпохи, в письмах и мемуарах
современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях / Авторы-сост
К Д Вишневский, Н М Ишошкин Пенза, 1994

' Горланов Г Е Очерки истории культуры Пензенского края Пенза, 1994

4 Дунаева О В Пензенское художественное училище им К Л Савицкого // Очерки

истории народного образования Пензенского края Пенза, 1991 С 290-298

4 Кирьянова Н В Культура і убернских городов Среднего Поволжья в конце XIX - XX вв /

Автореф дисс канд исг наук Пенза, 1998

6 Семенова Е ІО Культура Среднего Поволжья в годы Первой мировой войны 1914 -

начало 1919 гг (но материалам Самарской и Симбирской губерний) Самара, 2001

Бареева Р 3 Культура провинциального российского юрода в середине 20-х - первой половине 30-х годов XX века (на примере городов Повопжья)/Автореф дисс канд ист наук Пенза, 2006

организации досуга горожан, рассматривается деятельность государственных и общественных организаций по приобщению их к культурным формам организации свободного времени, вовлечению в художественное творчество -сюжет, которому уделяется значительное внимание и в нашей диссертации

Диссертация А М Подлужной' ценна для нас материалами о цензуре в сфере художественной культуры Автор подчеркивает, что проводимая в 20-е -30-е годы цензурная политика лишала граждан возможности приобщения к высокому классическому искусству, зомбировала сознание политической направленностью репертуаров театров и т д

Таким образом, подводя итог историографии исследуемой проблемы, необходимо подчеркнуть, что история художественной интеллигенции Пензенского края нуждается в научном анализе

Актуальность проблемы, а также отсутствие специального труда по названной теме обусловили ее выбор в качестве диссертационного исследования. Его целью является научно-теоретическое осмысление роли художественной интеллигенции в процессе формирования, сохранения и распространения среди населения Пензенского края художественной культуры во всех основных ее проявлениях, анализ двух взаимозависимых процессов процесса эволюционного развития творческой интеллигенции как социального слоя в условиях советской действительности 20-х - 30-х годов XX века, и процесса воздействия культурных деятелей на содержание культуры Пензенского края

Постановка цели определяет задачи исследования

- проанализировать социальный состав пензенской художественной
интеллигенции в 20-е - 30-е годы XX века и показать влияние системы
подготовки кадров на формирование слоя провинциальных работников
культуры,

изучить реалии материального положения творческой интеллигенции, выделить характерные моменты и особенности в сравнении с другими социальными слоями и регионами,

выявить особенности правового положения представителей творческих профессий в советском обществе межвоенных десятилетий,

- провести мної оаспектное изучение деятельности художественной
интеллигенции Пензенского края в условиях советской культурной политики,
рассмотрев указанные процессы в сферах музыкальной культуры, театра,
изобразительного искусства, кинематографии, а также прозы, поэзии и
драматургии,

- сделать обобщения и выводы, выработать практические рекомендации и
предложения по использованию полученных результатов в современной
культурной политике

Поддужная А М Политическая цензура в Пензенском регионе в 1920-е - 1930-е гг / Автореф дисс канд ист наук Пенза, 2007

Источниковая база исследования В основу написания диссертации легли архивные документы и материалы, опубликованные выступления политических и общественных деятелей, периодическая печать

Важным источником послужили опубликованные документы и материалы, сосредоточенные в центральных и местных сборниках '

Ценнейшим источником являются архивные материалы, поскольку они позволяют воссоздать наиболее объективную картину Советской действительности Однако необходимо учесть некоторую долю тенденциозности официальных документов (циркуляров, постановлений, указов центральной власти и протоколов и решений местных организаций) и влияние самоцензуры на содержание документов личного характера

В процессе исследования указанной темы использовались материалы трех центральных и одного местного архива

Богатые материалы почерпнуты из фондов Государственного Архива Российской Федерации Наиболее важным из них является фонд Центрального комитета профсоюза работников искусств - 5508 Из него были почерпнуты сведения о качественном и количественном составе работников искусств и содержании деятельности профсоюзной организации

В рамках фонда Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (5283) были изучены материалы театральной секции, содержащие перепечатки из Советской прессы о международных связях русского театра

Фонд прокуратуры (8131) дает важную информацию об организации системы подготовки кадров новой художественной интеллигенции, освещает вопросы хозяйственно-правовой отчетности зрелищных предприятий, затрагивает проблемы налогообложения, правового положения безработных, охраны авторских прав и разработки законодательства

Постановления СНК, документы о политике проката фильмов и организации кинопроизводства, стенограммы заседаний руководящих органов, планы мероприятий, статистические отчеты, характеристика зарубежных и отечественных фильмов, данные о техническом уровне кинодела в столице и провинции содержатся в фонде Комитета по делам кинематографии и фотографии (7816)

Значительный интерес представляют личные фонды деятелей культуры и искусства, хранящиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории Нами изучены фонды А В Луначарского (142), А М Горького (75), Л 3 Мехлиса (386), А И Тарасова-Родионова (303) В них заключена ценнейшая информация по вопросам искусства, представленная в виде стенограмм совещаний, текстов выступлений, статей, деловой переписки, без которой немыслим целостный анализ особенностей воздействия государства на художественную интеллигенцию и культуру в целом

Культурное строительство в Пензенском крае 1917 - 1938 Саратов, 1986 Власть и художественная интслчшенция Документ ЦК РКЩб)-ВКП(б), ВЧК-ОГ ПУ-НКВД о культурной политике 1917 - 1953 и М, 2002, Кремлевский кинотеатр 1928 - 1953 Документы М , 2005 и др

Стенограммы совещаний по вопросам театра, кино, литературы, проходившие с непосредственным участием передовых представителей той или иной профессиональной группы интеллигенции, содержат яркие иллюстрации ответных проявлений последней

Кроме того, важным источником послужили фонды Фракции РКП(б) ЦК Всерабиса (103) и ЦК КПСС (17) Отдел агитации и пропаганды, где особый интерес представляют материалы цензурных (Главлит, Главрепертком) и агитационных организаций (Агитпроп, Пролеткульт), которые позволяют выяснить цели и масштабы деятельности органов контроля, а также состояние пропагандистской работы в провинции

В Российском государственном архиве литературы и искусства нами изучено более 15 фондов, большая часть из которых представляет собой личные архивы писателей, художников, театральных режиссеров, кинодеятелей В их числе фонды И И Бродского (2020), В Н Перельмана (2650), Н А Адуева (1847), В С. Попова-Дубовского (2222), В И. Пудовкина (2060) и др Указанные фонды содержат яркие факты биографии тех или иных деятелей, характеристику их творчества и документы личного характера, среди которых особо стоит выделить переписку, не подвергшуюся цензурным изъятиям Все это дает возможность оценить деятельность интеллигенции с неформальных позиций, придав большую объективность полученным выводам.

Важнейшим источником сведений краеведческого плана являются материалы Государственного архива Пензенской области, где нами изучены фонды Пензенского губернского профсоюза работников искусств (398), Пензенского областного драмтеатра им А В Луначарского (925), образовательных учреждений - Художественного (912) и Музыкального (1097) училищ Эти данные служат базой для выделения региональной специфики состояния и деятельности культурно-просветительских и зрелищных предприятий

Особенности работы цензурных органов можно проследить по документам, содержащимся в фондах ГУБЛИТО (1064), ОКРЛИТО (955), ОБЛЛИТО(1733)

Большого внимания заслуживают также личные фонды музыканта Ф П Вазерского (2389), художника И С Горюшкина-Сорокопудова (2149), поэта и редактора Пензенской газеты Г К Жидкова (2372), содержащие письма, воспоминания, исторические заметки по вопросам искусства

В общей сложности к работе над диссертационным исследованием привлечено 40 фондов

Значительную роль в исследовании сыграли периодические издания журналы «Театр и музыка», «Театр», «Искусство», «Советское искусство», «Советское кино» и центральные и местные газеты «Правда», «Советское искусство», «Трудовая правда», «Рабочая Пенза»

Методологической основой диссертации является, прежде всего, системный подход к изучению процессов формирования советской художественной интеллигенции и ее деятельности по развитию, сохранению и

распространению культурных ценностей Культура как одна из социальных сфер и социальная группа творческой интеллигенции исследуются во взаимосвязи и взаимовлиянии Изучаемые явления рассматриваются с учетом воздействовавших на них разнонаправленных факторов объективного и субъективного порядка Социальное и творческое развитие интеллигенции изучается в гесной взаимосвязи с экономико-политическими процессами в стране, а также с учетом основных творческих течений и направлений в российской художественной культуре

Важнейшими принципами исследования являются принципы научности и объективности, диалектические принципы всеобщей связи явлений и процессов, историзма, позволяющие рассмотреть проблему комплексно, в единстве и в противоречиях, проанализировать достижения и трудности в развитии художественной культуры в изучаемый период, а также определить роль Пензенской художественной интеллигенции в общероссийском культурном развитии

Актуальность темы исследования, ее масштабность, недостаточность разработанности в научной литературе предопределяют научную новизну диссертации. Она состоит в комплексном исследовании вопросов вклада

твораеской__лнтеллиЕЄНции в развитие советской культуры, факторов,

повлиявших на творчество деятелей культуры В работе проанализированы основные тенденции развития интеллигенции как социально-активной группы. В диссертации подробно рассмотрены социальный состав пензенской художественной интеллигенции в 20-е - 30-е годы XX века, реалии материального положения творческой интеллигенции в изучаемый период, проведен сравнительный анализ с другими регионами

До сих пор проблема в указанных хронологических и территориальных рамках не была предметом специального изучения

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащийся в ней фактический и статистический материал, проанализированный с учетом достижений современной исторической науки, а также теоретических положений социологии, правоведения и интеллигентоведения, можно использовать при выработке основных направлений современной государственной политики в области культуры вообще и в отношении провинциальной художественной интеллигенции, в частности

Работа может быть полезна при написании обобщающего исследования по истории культуры краеведческого характера

Данные, полученные в ходе исследования, применимы для разработки некоторых тем лекционных курсов по краеведению, истории культуры, новейшей истории России

Апробация работы Важнейшие аспекты исследуемой проблематики изложены в семи опубликованных статьях, представлены на внутривузовских и Всероссийских научно-практических конференциях

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социальный облик художественной интеллигенции Пензенского края в изучаемый период определялся тем, что подавляющая часть художественной интеллигенции являлась беспартийной, образовательный уровень лиц творческой профессии был невысок, ряды интеллигенции пополнялись в основном из мещан и крестьян, доля же выходцев из рабочих в среде художественной интеллигенции была даже ниже, чем процент бывших дворян

  2. Государство уделяло значительное внимание политическому воспитанию интеллигенции как старой, так и новой, нарождавшейся Было положено много усилий на развитие художественного образования, развивалась самодеятельность, ставшая кузницей кадров творческой интеллигенции

  3. Вследствие безработицы и тяжелой хозяйственной ситуации в зрелищных предприятиях, материальное положение представителей творческой интеллигенции являлось тяжелым Из-за недостаточного финансирования меры государственной поддержки в 1920-е годы не могли исправить положения Лишь к концу изучаемого периода ситуация стала выправляться

  4. На правовое положение художественной интеллигенции влияли факты массового нарушения авторских прав на произведение и строжайшая, многоэтапная цензура результатов творчества К концу изучаемого периода государству в целом удалось решить проблему защиты авторских и смежных прав Но цензурный гнет при этом только усилился

  5. В Пензенском крае наибольшее влияние на культурную и идеологическую сферы имели театр и кино Поэтому зрелищные заведения находились под пристальным вниманием власти на протяжении всего изучаемого периода И если в силу объективных причин в начале 1920-х годов государство стремилось, но не могло контролировать провинциальные театры и кинематограф, то к концу 1930-х годов контроль успешно осуществлялся

6. Высокий уровень музыкальной культуры определялся как объективными, так и в значительной степени субъективными факторами К объективным следует отнести традиционный интерес населения к музыке, музыкальному творчеству, наличие в Пензе Музыкального техникума с Народной музыкальной школой, к субъективным - организаторскую роль государственных учреждений, профсоюза работников искусств, выдающихся пензенских музыкантов

  1. Несмотря на общероссийские экономические и социальные проблемы, отдаленность от литературных центров, пензенские писатели выполняли важнейшую функцию по сохранению и развитою литературной культуры и внедрению ее в массы

  2. Преобладание в изобразительном искусстве старых методов преподавания, с одной стороны, затрудняло процесс формирования пролетарской художественной интеллигенции, а, с другой, способствовало сохранению классических традиций, которыми Пензенский край славится до сих пор

Похожие диссертации на Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е - 1930-е гг.