Введение к работе
Актуальность темы исследования
Интеллигенция как аккумулятор и выразитель общественных настроений и идей заняла особое положение в истории России второй половины XIX - XX вв. Её роль возрастала в «переломные» эпохи.
Из рядов научной и художественной интеллигенции вышло боїь-шинство представителей поколения «шестидесятников». Их взгляды и позиции были сформированы в 1950-е - 1960-е гг. в духовной атмосфере раскрепощения сознания и надежд на развитие свободы мысли и творчества. Представители данного поколения выступили духовными лидерами общественных перемен в России во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг., стояли у истоков становления новой государственности. Осмысление связи между переменами в стране конца XX - начала XXI вв. и местом художественной интеллигенции в советском обществе 1950-х — 1960-х гг. представляет научную и общественно-политическую актуальность.
Изучение художественной интеллигенции регионов позволяет вплотную подойти к решению вопроса о её вкладе в культурную и общественную жизнь страны. В этих условиях оправдано внимание к художественной интеллигенции Дальнего Востока - пограничного региона, спеиифического по своему историческому и социальному развитию, являющегося восточной окраиной страны и имеющего важное стратегическое, геополитическое, экономическое значение. Художественная интеллигенция Дальнего Востока в периоды «оттепели» и ужесточения идеологического хонтроля отражала в своем творчестве не только общесоюзные тенденции, но и региональную специфику, являясь создателем и хранителем местного культурного наследия. Большой научный интерес представляет проблема взаимоотношений художественной интеллигенции с властными структурами, в связи с чем важно исследовать региональный аспект проявления официальной политики в области художественной культуры и выявить степень её эффективности на Дальнем Востоке. В процессе исследования важно преодолеть традицию однолинейности научного поиска, ранее запрограммированного преимущественно на позитивные начала, затем на их антиподы.
В современной политической ситуации приходится констатировать
серьезные проблемы художественной культуры, суть которых ряд видных
деятелей культуры усматривает в том^ что последняя не входит в круг при-
І ЮС НАЦИОНАЛЬн .
I БИБЛИОТЕКА
і СПетербург
1. О*
оритетов власти. В этих условиях представляется актуальным изучение творческой деятельности художественной интеллигенции и её взаимоотношений с властными структурами в обозначенных хронологических рамках с тем, чтобы учесть накопленный исторический опыт в разработке современной политики государства в области культуры.
Научная разработанность темы
Историографию проблемы целесообразно разделить на два периода: советская историография и постсоветская - российская историография. Первые фундаментальные труды по истории культуры и искусства появились во второй половине 1950-х - в 1960-е годы, что было вызвано изменениями в общественно-политической жизни страны.2 Плодотворную попытку обобщить вопросы культурного строительства в СССР, исследовать многогранный процесс формирования и развития интеллигенции на различных этапах социалистического общества предприняли Л.М. Зак, М.П. Ким, В.Т. Ермаков и другие.3
В 1970-е-начале 1980-х годов в работах Л.Н.Когана, Ю.Р. Вишневского, Ю.А. Лукина и других4 раскрывались вопросы культурной революции и творческой деятельности художественной интеллигенции в советском государстве, осмысливались проблемы развития художественной культуры. В исследованиях Э.А. Баллера, В.В. Журавлева, В.А. Копырина, В.А. Попова и других начинается комплексное изучение процесса становления и развития художественной интеллигенции.
1 Рубинштейн А. Нужна ли власти культура7 // Стратегия России - 2005 - № 11(23) - С 35-46 7 Лебедев П Русская советская живопись. - М Советский художник, 1963. - 274 с 3 Ким М П Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР - М Госполитииз-дат, 1955 - 340 с, Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР - М Мысль, 1968 - 151 с , Зак Л М Вопросы культурного строительства в советской исторической литературе // Культурная революция в СССР (1917-1965) - М : Наука, 1967 - С 393-423 , Советская интеллигенция (история формирования и роста 1917-1965 гг ) - М.. Мысль, 1968 - 431 с
Искусство и идеологическая работа партии - М Мысль, 1976 - 351 с , Каган М.С Морфология искусства. Историко-теоретическое наследие внутреннего строения мира искусств - Л . «Искусство», 1972. -440 с , Коган Л Н Вишневский Ю Р Очерки теории социалистической культуры - Свердловск Средис-Уральское кн изд-во,1972. - 167 с. Социалистическая революция и искусство / Ред коллегия* В.А Дмитриев (отв ред)идр -М. Мысль, 1977 - 319 с , Лукин Ю А Многогранная социалистическая культура (XXV съезд КПСС о главных направлениях культурной политики партии) - М - Мысль, 1977 -155 с.
5 Баллер Э А Коммунизм Культура Человек - М Советская Россия, 1979 - 256 с , Журавлев В В Мир художественной культуры - М Мысль, 1987 - 237 с, Колырин В А Коммунистическая партия и художественная интеллигенция // Классы и слои в развитом социалистическом обществе - Свердловск Ур-ГУ им А И Горького, 1975. - С 116-129., Копырин В А Социологическое исследование художественной интеллигенции // Социологические исследования - 1975 ~ №2 - С 74-81 , Копырин В А , Попов В А Структура и состав художественной интеллигенции // Социально-классовая структура развитого социалистического общества. - Свердловск УрГУ им А М. Горького, 1976 - С 119-130, Нечаева Г А Об источниках формирования художественной интеллигенции // Классы и слои в развитом со-
В работах, посвященных интеллигенции социалистического общества, рассматривались такие вопросы, как положение художественной интеллигенции в структуре общества, ее функционирование в различные периоды истории советского государства, партийное руководство деятельностью интеллигенции.6
Либерализация во всех сферах жизни общества в 1980-х годах, вызванная перестройкой, способствовала переосмыслению исторического материала. В условиях общественно-политической жизни тех лет с особой остротой встала проблема изучения роли 1950-х - 1960-х гг. в развитии литературно-художественного творчества и художественной жизни страны.7
Первые статьи на дальневосточном материале появились уже в 1950-е годы. Они посвящались вопросам развития литературного, театрального процесса в регионе и отдельным представителям художественной интеллигенции.8 В 1960-е - 1970-е гг. публиковались работы, носившие описательный, библиографический характер, появлялись воспоминания, выступления представителей художественной интеллигенции.9
Несомненный интерес представляют исследования Э.Г. Бенсман, И.И. Маринкина, С. Иванова, в которых затрагивались вопросы партийного руководства культурным строительством и развития различных видов ху-
ииалистическом обществе - Свердловск-УрГУ им А И Горького, 1975 -С 140-148 , Попов В А Средние специальные учебные заведения как один из источников пополнения художественной интеллигенции // Классы и слои в развитом социалистическом обществе - Свердловск УрГУ им А И Горького, 1975 -С 130-139 , ХорошиловаИС Социальная активность художественной интеллигенции развитого социалистического общества // Философские науки - Выпуск V - Алма-Ата - Издание КазГУ, 1974 -С 108-116.
6 Амелин П П Интеллигенция и социализм - Л * Изд-во Лен-го ун-та, 1970 - 147 с, Астахова В.И Со
ветская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе - Харьков Издательское объединение «Ви
та школа», 1776. - 156 с, Социальное развитие советской интеллигенции - М.- Наука, 1986 - 335 с
7 Глазычев В Агония культуры // Погружение в трясину (анатомия застоя) / Сост и обш ред
ТА Ноткиной -М Прогресс, 1991 -С 260-284 , Шпакова T А Проблемы социально-политического и
духовного обновления советского общества в литературно-художественных дискуссиях второй полови
ны 50-х - начала 60-х годов / АН СССР Ин-т истории СССР - М , 1990 - 80 с XX съезд КПСС и его
исторические реальности / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. Ред В.В Журавлева -
М Политиздат, 1991 -416с
* Александровский В. Ближе к жизни// Дальний Восток -1958 -№6 -С. 164-165 , Аронов А В В Приморском театре//Театр - 1954 -.N5 2 -С. 105-145 , Павчинский В. Художник И А Горбунов//Дальний Восток - 1956 -№1 -С 127-129 , Рогаль Н Литература нашего края//Тихоокеанская звезда -1948 -16 ноября - С. 3 , Романов В Рукаобруку //Тихоокеанская звезда. - 1958 - 1 июля. С. 3
Задорнов Н Особый яркий пример //Литературная газета - 1967 - 17 мая , Песня моя, Комсомольск Воспоминания, стихи, очерки - Хабаровск- Кн изд, 1982 - 400 с , Рифтина А Что значит энтузиазм // Тихоокеанская звезда - 1963 - 1 июня., Хлебников Г О первом литературном объединении // Дальневосточный Комсомольск -1977 -26 апреля.-С 3
дожественного творчества на Дальнем Востоке.10 Работа партийных комитетов в области литературы и искусства раскрывалась в очерках по истории дальневосточных организаций КПСС." Все вышеупомянутые авторы рассматривали лишь отдельные аспекты творческой деятельности художественной интеллигенции Дальнего Востока, сосредотачивая внимание на достижениях в развитии культуры, не замечая трудностей и противоречий во взаимоотношениях власти и интеллигенции. Заслуживают внимания работы В.Г. Стариковой и В.И. Кандыбы,12 носящие искусствоведческий характер и посвященные развитию изобразительного искусства в Хабаровском и Приморском краях.
Вопросы формирования художественной интеллигенции Дальнего Востока в 1946 - 1960 гг. и основные направления ее творческой деятельности стали предметом рассмотрения в статье Э.В. Ивановой. Однако автор не уделил внимание особенностям развития творческой деятельности интеллигенции в период «оттепели».
Следует отметить диссертации А.А. Кузьмичевой и Л.Ф. Кутузовой,14 в которых освещались процессы партийного руководства развитием литературы и искусства Дальнего Востока. Значительный интерес представляет диссертационное исследование И.В. Добровольской, выявившей качественные изменения и позитивные сдвиги, произошедшие в развитии художественной культуры региона в послевоенный период.15 Позитивные сдвиги в творческом процессе И.В. Добровольская объяснила совершенствованием партийно-государственного руководства.
10 Бенсман Э Г Культурное строительство в Хабаровском крае Хабаровск Кн изд, 1965 - 112 с , Ма-ринкин И.И Культура, искусство - Хабаровск' Кн изд., 1972 - 45 с , Иванов С. Культурное строительство в Приморье - Владивосток. Кн. изд, 1963 - 69 с.
" Очерк истории Хабаровской краевой организации КПСС (1900-1978 гг ) - Хабаровск- Кн изд, 1979 -496 с. Очерки истории дальневосточных организаций КПСС ( 1938-1987). - Хабаровск- Кн. изд, 1987. -475 с
12 Кандыба В И Художники Приморья - Л Художник РСФСР, 1990 - 128 с , Старикова В Г Художни
ки Приамурья. - Хабаровск: Кн. изд, 1968 - 123 с.
13 Иванова Э В Художественная интеллигенция Дальнего Востока в 1946-1960 тт. // История культуры
Дальнего Востока СССР XVU-XX веков Советский период - Владивосток. ДВО АН СССР, 1990 - С.
140-147
" Кузьмичева А А Деятельность партийной организации Дальнего Востока по руководству культурным строительством в годы семилетки (1959-1965) Автореф на соиск степени канд ист наук - Владивосток, 1974. - 30 с , Кутузова Л Ф Партийное руководство идейным воспитанием художественной интеллигенции на Дальнем Востоке в период между XX и XXI съездами КПСС. Автореф на соиск степени кан. ист. наук. - М., 1970.
15 Добровольская И.В. Развитие художественной культуры Дальнего Востока СССР в послевоенный период (1945-1961 гг)Дисс канд ист наук. - Владивосток, 1983 -211с
Данные работы, несомненно, имеют определенное значение для исследования художественной культуры и творческой деятельности художественной интеллигенции Дальнего Востока. Не умаляя их достоинств, необходимо отметить, что они написаны в историко-партийном ключе, на основе марксистско-ленинской методологии. В них не рассматривается общественно-политическая обстановка 1950-х - 1960-х гг. - периоды «оттепели» и ужесточения идеологического контроля. Исследователи изучали процессы развития художественной культуры в хронологических рамках, где период 1953 - 1969 гг. затрагивался частично.
Постсоветской российской историографии свойственен неослабевающий интерес к интеллигенции как объекту исследования. Знаковым явлением в отечественной историографии является становление интеллиген-товедения как отдельной отрасли научного знания. Задачей отечественной историографии 1990-х гг. стала разработка новых методологических подходов в изучении проблем советской культуры, интеллигенции. Изыскания в этом направлении предпринимались B.C. Меметовым, ЕМ. Раскатовой.16
Исследователи обращаются к проблемам творческой деятельности художественной интеллигенции в условиях «оттепели», к показу взаимоотношений власти и художественной интеллигенции в 1950 - 1960-е гг. В данном направлении работали А.Д. Бородай, М.Р. Зезина, Е.М. Раскатова, СТ. Сизов и другие.17 Работа А.Д. Бородай посвящена государственной по-
16 Меметов ВС.К первым итогам становления «интеллигентоведения» как самостоятельной отрасли на
учного знания // Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции Межвузовский
республ сб науч трудов - Иваново, ИГУ, 1996 -С 3-14 , Раскатова ЕМ Меюдоіюі нческие аспекты
изучения художественной интеллигенции // Генезис, становление и деятельность Интел іигенции меж-
дисциплккароный подход. Тезисы докладов XI международной научно-теоретической конференции 20-
22 сентября 2000 г - Иваново: ИГУ, 2000 - С. 74-75.
17 Бородай А.Д. Н.С. Хрущев и молодое поколение художественной интеллигенции - М Национальный
институт бизнеса, 1999 - 76 с , Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е
- 1960-е годы - М : Диалог-МГУ, 1999 - 398 с , Порозов В А Пермская художественная интеллигенция
в условиях «оттепели» пятидееэтых-шестидесятых годов // Интеллигенция, провинция, отечество: про
блемы истории, культуры, политики. Тезисы док межгос н -т коиф - Иваново ИГУ, 1996 - С 200-
202., Пянкевич В.Л, Смирнова А.А. К проблеме эволюции отношений власти и интеллигенции в после
военный период // Интеллигенция России уроки истории и современность Тезисы док межгос. н.-т
конференции - Иваново: ИГУ, 1994. - С. 171-172., Раскатова Е.М К вопросу о необратимости демокра
тических процессов в художественной жизни страны // Некоторые современные вопросы анализа рос
сийской интеллигенции Межвуз сб науч тр -Иваново ИГУ, 1997 -С 144-154 , Сизов С Г Политика
и литература в Омске в годы «оттепели» // Генезис, становление и деятельность интеллигенции, междис
циплинарный подход Тезисы докладов XI международной научно-теоретичесгой конференции 20-22
сентября 2000 г. - Иваново ИГУ, 2000 - С. 309-311., Сизов С Г Интеллигенция и власть в советском
обществе в 1946-1964 гг (На материалах Западной Сибири) В 2-х ч - Омск Изд-во Сиб АДИ, 2001. -
228 с , Бортников С Д Художественная интеллигенция Сибири (1961-1980 гг) - Барнаул Изд-во Ал-го
roc ин-та искусств и культуры, 1997 - 136 с, КоневВ.П. Советская художественная интеллигенция в
60-е - 80-е годы // Генезис, становление и деятельность интеллигенции междисциплинарный подход.
литике в отношении молодого поколения художественной интеллигенции в эпоху Н.С Хрущева. Автор исследовал влияние процессов демократизации в советском обществе 1950-х - 1960-х гг. на профессиональное становление и социализацию творческой молодежи. М.Р. Зезиной с большой объективностью и скрупулезностью проанализированы события в художественной жизни страны в 1950-е - 1960-е гг В работе содержится обширный фактический материал, раскрыты вопросы численности, состава, условий существования художественной интеллигенции, выявлена динамика ее взаимоотношений с властью в различных политических условиях. В монографии С.Г. Сизова, написанной на материалах Западной Сибири, исследована проблема взаимоотношений власти и научно-педагогической, культурно-просветительской, художественной интеллигенции.
Проблемы развития музыкальной культуры, изобразительного, танцевального искусства, литературы Дальнего Востока, в том числе национальной в 1917 - 1980-е гг. рассматривались в коллективном сборнике «История культуры Дальнего Востока России XVII-XX вв.». В статьях Ю.И. Засухи, Л.В. Гладкой уделено внимание развитию музыкальной культуры региона в конце XIX - начале XX веков.19 Обобщающей работой, освещающей эволюцию музыкальной культуры Дальнего Востока в 1880-е -1920-е годы, является монография В.А.Королевой. Анализ развития художественной культуры, народного образования и культурно-просветительского комплекса региона в 1920-е - 1930-е гг. представлен в исследовании СБ. Белоглазовой.21
Интерес представляют работы, отражающие деятельность художественной интеллигенции Дальнего Востока в 1950-е - 1960-е гг. Следует назвать статью Т.В. Марчишиной, посвященную развитию музыкального об-
Тезисы докладов XI международной научно-теоретической конференции 20-22 сентября 2000 г - Иваново ИГУ, 2000 - С. 97
" История культуры Дальнего Востока России XVII-XX вв. - Владивосток Изд-во Дальневосточного унта, 1998 -300 с.
19 Гладкая Л В Вклад офицерского корпуса в становление культуры Дальнего Востока // Культура Даль
него Востока России и стран АТР- Восток-Запад- Материалы научной конференции 25-26 апреля 2001 г
Вып. 8 - Владивосток: ДВГАИ, 2002 - С. 60-67 , Засуха Ю И. Военные духовые оркестры (кон X1X-XX
вв ) // Культура на Дальнем Востоке XIX-XX века Сборник научных работ - Хабаровск Хабаровский
государственный институт искусств и культуры, 1993 -С 9-12.
20 Королева В А Музыкальная культура Дальнего Востока России Книга первая На рубеже эпох (1880-е
- 1917) - (1917-1920-е). - Владивосток: Дальнаука, 2004 - 272 с
Белоглазова С Б Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20-30-х годов XX в . Очерки истории. - Владивосток- Дальнаука, 2001 - 194 с
разования региона в 1950-е годы.22 П.Л. Фефилов и СИ. Вишнякова обращаются в своих статьях к деятельности отдельных представителей художественной интеллигенции Комсомольска-на-Амуре.23 Работы Е. Глебовой, А. Лепетухина, П.Я. Гонтмахера посвящены творчеству художников Хабаровского отделения Союза художников РСФСР.24
Видное место в историографии исследуемой нами проблемы зани— мают очерки Л.Я. Иващенко, посвященные анализу процесса становления и развития многонационального литературного творчества на Дальнем Востоке в 1917 - 1980-х гг.25 Автор осветил основные направления развития художественной литературы в период «оттепели» и в условиях поворота к новому политическому курсу, акцентировал внимание на создании писательских организаций и на наиболее значимых произведениях писателей-дальневосточников.
Следует отметить исследование зарубежного автора Т. Лаузена. 6 В его работе дается анализ литературного процесса на Дальнем Востоке в 1940-х гг. в условиях сталинского политического режима.
Историография художественной интеллигенции Дальнего Востока в 1950-х - 1960-х гг. показывает, что тема недостаточно изучена. Не исследована специфика творческой деятельности интеллигенции в периоды «оттепели» и ужесточения идеологического контроля, закономерности ее функционирования в условиях партийно-государственного контроля. Не проводилось всестороннее и глубокое исследование процесса ее формирования и материальных условий труда и быта.
Цель исследования: раскрыть творческую и общественную деятельность художественной интеллигенции Дальнего Востока и ее взаимоотно-
22 Марчишима T В Музыкальное образование на Дальнем Востоке в 50-е годы XX века // Культура
Дальнего Востока России и стран ATP Восток-Запад Материалы научной конференции 25-26 апрели
2001 г.Вып 8 - Владивосток. ДВГАИ, 2002 -С 112-118
23 Вишнякова СИ Символ Родины // Советское Приамурье - 2000, 16 июня , Фефилов П Л Мозаика
жизни // Амурец. - 1993, 3 июля , Фефилов П Л Художник и время //Дальневосточный Комсомольск -
1992. - 11 августа.
24 Глебова Е Братья-художники далекой земли // Словесница искусств - 2003 - № 11 - С 11-15, Гон-
тмахер П.Я Нивхский художник, который слушал небо и звезды // Словесница искусств - 1999. - Л»4
С 80-81 , Лепетухин А Андрей Игнатович Бельды // Словесница искусств - 1999 - № 4 - С 25-26 ,
ЛепетухинА Жизнь в графических листах//Словесница искусств. -2004 -№14 -С 68-70
25 Иващенко Л Я Исторические аспекты создания и развития многонациональной художественной^
литературы на Дальнем Востоке России 1917-середина 1980 годов Очерки -Владивосток Дальнаука,
1995.-223 с.
26 Thomas Lahusen How Life Writes the Book real socialism and socialist realism in Stalin's Russia - Ithaca
and London- Cornell University Press, 1997 - 247 с
шения с властью в условиях постсталинского политического режима в 1953 - 1969 гг. Исходя из вышеизложенного, ставятся следующие задачи:
рассмотреть содержание и формы партийно-государственного руководства художественной интеллигенцией;
показать структуру, формы организации творческой и общественной деятельности художественной интеллигенции, ее вклад в развитие культуры Дальнего Востока;
выявить специфику творческой деятельности художественной интеллигенции региона в периоды «оттепели» и ужесточения идеологического контроля;
проследить процесс формирования художественной интеллигенции региона;
показать связь материальных условий труда и быта художественной интеллигенции с процессами ее формирования и творчества.
Хронологические рамки данной работы охватывают период 1953 -1969 гг. Верхней границей хронологических рамок является год смерти И.В. Сталина, обозначивший смену политических режимов, повлекший за собой изменения в общественно-политической жизни страны, в том числе в сфере партийно-государственного руководства художественной культурой и ее содержания. Выбор нижней границы обусловлен тем, что к этому времени был окончательно определен курс власти на ужесточение идеологического диктата партии, что привело к завершению «оттепели».
Территориальные рамки охватывают Дальний Восток СССР. В данный период советский Дальний Восток включал Приморский край, Хабаровский край с Еврейской автономной областью в его составе, Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую области. В январе 1956 года из состава Хабаровского края была выделена Камчатская область и входивший в нее Корякский национальный округ.27
Объект исследования - художественная интеллигенция Дальнего Востока в условиях общественно-политической ситуации 1953 - 1969 гг.
Предмет исследования - творческая, общественная деятельность и взаимоотношения с властью художественной интеллигенции Дальнего Востока в условиях постсталинского политического режима 1953 - 1969 гг.
27 Путеводитель по фондам государственного архива Хабаровского края и его филиала в городе Николаевске-на-Амуре Том 2. - Хабаровск- Иід-во «РИОТИП», 2004. - С. ЗЇ.
Методологическую основу исследования определил цивилизацион-ный подход к изучению истории, позволивший выявить наиболее характерные признаки в развитии культуры региона на определенном этапе советского общества, проанализировать роль субъективного и объективного факторов в понимании сущности процесса функционирования художественной интеллигенции и реализации ею своих задач в условиях постсталинского политического режима. Основой исследования стали также принципы объективности и историзма.
В отечественной исторической науке существуют нравственный, культурологический, социологический, комплексный методологические подходы к изучению феномена интеллигенции. В своем исследовании автор придерживался социологического подхода, определяя интеллигенцию как слой общества, занимающийся квалифицированной умственной деятельностью и обладающий необходимыми для этого духовно-интеллектуальными средствами: образование, способности, опыт.
Художественная интеллигенция - это слой общества, занимающийся профессиональной творческой деятельностью, результатами которой являются художественное освоение мира, формирование, распространение и сохранение художественных ценностей.
В работе использовались традиционные методы исторической науки - сравнительно-исторический, системно-структурный, хронологический, применялся также метод количественного анализа. В своей взаимосвязи они способствовали наиболее полному анализу творческой деятельности художественной интеллигенции и ее взаимоотношений с властными структурами.
Источииковую базу составили опубликованные и неопубликованные документы и материалы. Первую группу источников составили опубликованные партийные документы, которые включают постановления КПСС, выступления руководителей партии и правительства на пленумах и встречах с художественной интеллигенцией. Важную информацию о деятельности ЦК КПСС в области культуры и руководства художественной интеллигенцией содержат в себе опубликованные архивные документы отделов ЦК КПСС. В работе использованы статистические сборники, содержащие ко-
я Аппарат ЦК КПСС и культура 1953 - 1957. Документы -М РОССПЭН, 2001 - 808 с, Аппарат ЦК КПСС и культура 1958 - 1964 Документы - М РОССПЭН, 2005 - 872 с.
личественные показатели работы культурных учреждений и развития искусства в рассматриваемый период.29
Вторая группа источников представлена архивными документами. Ряд аспектов функционирования партийно-государственного аппарата отражают материалы фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), фонд Министерства культуры СССР Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), а также документы, сосредоточенные в фондах партийных краевых и городских комитетов, краевых управлений культуры местных архивов: Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), Государственного архива Приморского края (ГАПК), Комсомольского-на-Амуре государственного архива (КнАГА).
Другой комплекс архивных документов представляют фонды творческих союзов - Союза писателей СССР, Союза писателей РСФСР, Союза советских художников РГАЛИ. Массив собранного здесь материала имеет прямое отношение к сферам культуры Дальнего Востока. Ценный материал был извлечен из фондов творческих союзов и организаций, их первичных партийных организаций в ГАХК, ГАПК и КнАГА.
Формирование кадров художественной интеллигенции региона исследовалось также по документам фонда Министерства культуры РСФСР ГАРФ, фондов учебных заведений Хабаровского и Приморского краев ГАХК и ГАПК. Показатели материальных условий труда и быта художественной интеллигенции - заработная плата, состояние производственных, жилищно-бытовых условий - содержат документы фондов: Центральные Комитеты профсоюзов работников политико-просветительных учреждений и культуры ГАРФ, Хабаровский краевой комитет профсоюза работников культуры ГАХК, Комсомольский-на-Амуре городской комитет профсоюза работников культуры КнАГА.
Ценный материал по различным вопросам исследуемой темы был собран в личных фондах деятелей культуры местных архивов.
в Учреждения культуры, искусства, научные учреждения и печать в РСФСР. Статистический сборник -М Цент-ое стат упрзв-е при Совете Министров РСФСР, 1962 -139с, Народное образование, культура и здравоохранение Хабаровского края за 6 лет семилетки (1959-1964 rr) Статистический сборник - Хабаровск: Стат. упр. Хаб. кр., 1965. - 53 с.
Особую роль как источник играет периодическая печать. Материалы газет дают информацию о литературной, театральной жизни региона, являясь показательным элементом информационного поля, в котором функционировала художественная интеллигенция.
Важнейшими источниками являются воспоминания современников, мемуары общественных и политических деятелей. Среди неопубликованных источников необходимо также отметить документы из личных архивов представителей художественной интеллигенции Дальнего Востока, предоставивших ценную информацию о деятельности художественной интеллигенции региона, о личном восприятии эпохи 1953 - 1969 гг.
Научная новизна работы
впервые исследована специфическая творческая и общественная деятельность всех групп художественной интеллигенции Дальнего Востока в условиях «оттепели» и ужесточения идеологического контроля;
исследована в комплексе работа партийных, государственных и общественных организаций по руководству художественной интеллигенцией в период постсталинского политического режима;
выявлены процессы эстетизации городской и производственной среды региона, осуществлявшиеся художественной интеллигенцией;
проанализирован процесс формирования художественной интеллигенции Дальневосточного региона. На основе широкого круга источников, в том числе впервые введенных в научный оборот, были рассмотрены развитие начального, среднего и высшего профессионального художественного образования Дальнего Востока, деятельность учебных заведений по подготовке кадров художественной интеллигенции в 1953 - 1969 гг.;
дана системная характеристика материальных условий труда и быта, показана их связь с процессом формирования художественной интеллигенции региона.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и выводов при создании обобщающих трудов по истории культуры и истории интеллигенции региона.
50 Капица П Л. Письма о науке 1930-1980 / Сост. П Е. Рубинин - М - Моск. рабочий, 1989. - 400 с, Ромм М Устные рассказы - М Киноцентр, 1989 - 188 с , Вспоминает Мария Васильевна Розанова // Миф о застое / Сост. Е.Б Никанорова, С А Прохватилова. - М. Лениздат, 1991. - С 69-73 , Хрущев Н.С. Воспоминания - М.: ВАГРИУС, 1997 - 507 е.
Выводы и наблюдения, сделанные в диссертации, могут быть учтены в работе федеральных, региональных, краевых органов власти с художественной интеллигенцией.
Отдельные выводы исследования могут быть востребованы в учебном процессе при подготовке специалистов по отечественной истории, в разработке и проведении общих и специальных курсов по истории Дальнего Востока.
Апробация результатов исследования
Материалы и основные положения диссертационной работы были представлены и обсуждены на научных конференциях в Комсомольске-на-Амуре (2003, 2004, 2005, 2006 гг.), Хабаровске (2003, 2004 гг.), Уссурийске (2004, 2005 гг.), Тамбове (2004 г.). По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2,27 п.л.
Структура и объем диссертации