Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Мраморнов Александр Игоревич

Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв.
<
Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мраморнов Александр Игоревич. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Мраморнов Александр Игоревич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.]. - Москва, 2008. - 266 с. РГБ ОД, 61:08-7/343

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография и источники 9

1. История изучения деятельности епископа Гермогена (Долганова) . -

2. Источники архиерейской биографии 24

Глава II. Личность будущего архиерея на фоне меняющейся России 43

1. Образовательные перипетии Георгия Долганова (к вопросу о «поповичах» в секулярном пространстве пореформенной эпохи) -

2. Студент-«академик» Георгий Долганов (иеромонах Гермоген) 53

3. Служение в Грузинском экзархате на рубеже веков 60

Глава III. Епископ в начале XX в. (внутрицерковные аспекты) 75

1. Викарный епископ и его роль в епархиальном управлении -

2. Епархиальный архиерей - администратор, глава священства и монашества, миссионер 89

3. Епископ Гермоген и кризис системы духовного образования 109

4. Архипастырь и паства 122

Глава IV. Общественно-политическое служение архиерея начала XX в. 138

1. Архиерей и революция 1905 — 1907 гг -

2. Епископ как партийный деятель 151

3. Илиодоровщина и епископ Гермоген 163

4. Общественно-идеологические кампании саратовского епископа 177

Глава V. Церковь и государство в предреволюционной и революци онной России: выбор епископа Гермогена 192

1. «Дело» епископа Гермогена 1912 г -

2. Опальный архиерей конца синодального периода 217

3. Владыка в условиях революции 226

Заключение 240

Список источников и литературы 248

Публикации автора по теме диссертации 264

Принятые сокращения 266

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование истории Русской Церкви является неотъемлемой частью процесса познания прошлого России. В течение нескольких веков в средневековой Руси, начиная с ее Крещения, Церковь осуществляла свои задачи в тесном взаимодействии с государством, хотя не об-ходилось и без столкновений двух властей (светской и духовной), становившихся систематическими с усилением власти московского государя. На исходе русского средневековья государство обращает свой прагматический взор на Церковь, предпринимаются первые секуляризационные попытки, видны стремления включить церковную власть в структуру государственной. Отпор таким тенденциям, данный церковными первоиерархами XVII в., как в резкой (патриарх Никон), так и в дипломатичной (патриарх Иоаким) форме, не привел к слому «генеральной линии» политики государства по отношению к Церкви. Итогом стала петровская церковная реформа, в результате которой Православная Церковь превратилась в одну из государственных коллегий (после первого же своего заседания духовная коллегия стала именоваться «Святейшим Правительствующим Синодом»), в «ведомство православного исповедания», и была лишена канонического соборного управления. Синодальный период окончательно завершился с восстановлением Поместным собором 1917- 1918 гг. патриаршества, совпавшим с установлением советской власти. Модель церковно-государственных взаимоотношений после этого стала совсем иной: от сотрудничества с Церковью в средние века и подчинения ее в синодальный период (сразу следует отметить небезусловность таких характеристик - достаточно вспомнить имена пострадавших от царской власти святителей: Филиппа [Колычева] в первый из выделенных периодов и Арсения [Мацеевича] - во второй) власть перешла к постоянным масштабным гонениям на нее в период советский. Все сказанное, с одной стороны, подтверждает тезис о необходимости рассматривать церковную историю как составляющую отечественной истории, но не исключает и того, что церковная история имеет свою специфику.

В современной историографии история Русской Церкви чаще всего действительно рассматривается в рамках истории Отечества. Наблюдается постоянный количественный рост исследований в этой области. Электронный каталог диссертаций Российской государственной библиотеки по ключевому слову «церковь» позволяет выявить около 60 диссертационных работ по истории Русской Православной Церкви, защищенных только в 2005 — 2006 гг. Можно гово-рить, что в последние годы произошел своеобразный бум защит по этой тематике. Этот процесс идет параллельно росту и влиянию Церкви в общественном сознании и в обществе в целом.

Эти явления: и очевидные поиски со стороны государства модели взаимоотношений с одной из влиятельнейших конфессий в стране, и общественный интерес к церковным проблемам - побуждают включаться в процесс постижения прошлого истории Русской Церкви все новых исследователей.

Проиллюстрировав актуальность общей тематики, с которой связана настоящая работа, необходимо коснуться и жизненности более конкретных затрагиваемых в диссертации проблем и подходов к проблемам.

В центре работы стоит фигура православного епископа, который в любые времена, согласно церковному учению, является, при его каноническом рукоположении, преемником апостолов — учеников Иисуса Христа, чьи полномочия были сформулированы Спасителем в обращении к апостолу Петру следующим образом: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Из этих строк ясны огромные полномочия, возлагаемые на духовного владыку. В раннем христианстве «вязать» и «разрешать» епископы должны были по евангельским законам, но постепенно Церковью были сформулированы канонические правила, а со времен императора Константина Великого в дела Церкви регулярно вторгалась государственная власть. Несмотря на различия во внешних и внутренних обстоятельствах, главным в архиерейском служении все же оставалось следование сформулированным в Евангелии христианским заповедям и утверждение в них всех, кто подвластен преемникам апостолов.

Широта епископских полномочий, хотя и ограничиваемых (в разные эпохи по-разному) канонически и исторически, должна быть вполне осознаваема историками-исследователями. Поэтому очевидна актуальность и прикладное значение церковно-исторических работ, в особенности тех, в центре которых стоит фигура церковного иерарха.

Наконец, необходимо коснуться актуальности изучения собственно епископа Гермогена, его деятельности. С одной стороны, изучаться может биография любого архиерея синодального периода, а через нее - постигаться проблемы, связанные с системой высшего церковного управления, существовавшей в России два столетия. С другой стороны, среди архиереев этой двухвековой эпохи могут выделяться наиболее выдающиеся проповедники, миссионеры, реформаторы, наиболее влиятельные политики. Среди них были и те, кто открыто, предельно публично и резонансно de facto выступил против синодальной системы, против вмешательства государства в дела Церкви. Таких иерархов всего двое. Это ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) (XVIII в.) и саратовский епископ Гермоген (начало XX в.). Факт говорит об исключительном значении фигуры последнего в истории.

Кроме указанного, есть и другое измерение актуальности изучения деятельности епископа Гермогена. Он принадлежит к числу тех людей, которых в 2000 г. РГЩ канонизировала как новомучеников российских. Канонизация состоялась и продолжается (в собор постоянно включаются новые имена), но время общественного осознания подвига новомучеников, глубокого изучения конкретных судеб отдельных исповедников веры, не говоря уже о понимании истоков самого феномена нового мученичества, видимо, еще не настало. Задача исторической науки - приблизить это время.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является жизненный путь епископа Гермогена (Долганова) - от рождения до трагической кончины, а также социальная среда, в которой он жил и служил в соответствующие временные отрезки — университетская, академическая, семинарская, епархиальная, высшего церковного управления, духовного сословия, народная,

городская и т.д. Предметом исследования является церковная и общественно-политическая деятельность Гермогена, а также проблемы, связанные с его служением — главным образом вопросы внутрицерковной жизни и взаимоотношений Церкви с государством и обществом.

Хронологические рамки работы в целом соответствуют датам жизни Гермогена, 1858-1918. При этом о начальном периоде его жизни и духовного служения известно меньше, и, естественно, соответствующие эпохи изучаются в меньшей степени, чем эпоха начала XX в. (1901 - 1917/18 гг.), которой посвящена значительная часть диссертации.

Цель и задачи. Целью диссертации является всестороннее исследование деятельности епископа Гермогена и ее значения в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX — начала XX вв. Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи: 1) рассмотреть период становления личности Гермогена в контексте проблем общественной жизни пореформенной России; 2) изучить, собрав все доступные источники, начальный период церковного служения Гермогена, отметив особенности, связанные с тем, что это служение проходило на одной из национальных окраин Российской империи, в Грузии; 3) особое внимание уделить рассмотрению саратовского период жизни Гермогена, в течение которого он сформировался как самостоятельный церковный и общественный деятель и как политик, выявить основные события, в которых он проявил себя как выдающийся церковный деятель, но в то же время -как противоречивая личность; 4) исследовать события, связанные с громким удалением епископа с саратовской кафедры, состоявшимся в начале 1912 г. и сформулировать значение этих событий в истории России и Русской Церкви; 5) обратиться к источникам, связанным с тем периодом жизни епископа Гермогена, когда он был отстранен от управления епархией, попытаться понять изменения в его взглядах в этот период, в его оценках событий, происходивших в стране и в церковной жизни; 6) разобрать последний этап служения владыки в контексте революционного времени.

Методы исследования. Основным методом в работе является биографический метод, который диктует подбор материала и его распределение. Кроме того, используются достаточно традиционные методы исторического исследования: метод аналогии, сравнительный метод, историко-системный метод (в качестве систем рассматриваются, например, высшее церковное и епархиальное управления, духовная семинария, круг корреспондентов Гермогена и т.п.).

Научная новизна. В работе впервые обстоятельно исследована биография видной исторической личности России начала XX в. Восстановлены многие ранее неизвестные в литературе факты деятельности епископа Гермогена. Введен в научный оборот значительный пласт новых источников, в том числе архивных. Впервые в историографии комлексно изучена газета епископа Гермогена «Братский листок» (1904 - 1912). Новаторским является и осуществляемое в работе применение для исследования по церковной истории светской региональной периодики. Единичны прецеденты создания диссертационных исследований, написанных в виде биографий церковных деятелей синодального периода на фоне их времени. Настоящая диссертация относится к такого рода работам и призвана утвердить подобный подход в исторической науке как оправданный и действенный. В работе также пересмотрены на новом материале ранее утвердившиеся в литературе оценки отдельных событий, в частности погромов, прошедших в г. Саратове в октябре 1905 г. Затрагивается почти не исследованный вопрос о статусе викарного архиерея в епархиальном управлении конца синодального периода. Целый комплекс вопросов, связанный с историей епархиального управления начала XX в., формулируется впервые. Впервые в литературе обстоятельно, в контексте истории Русской Церкви начала XX в., рассматриваются события, составившие «дело 1912 г.»

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при написании общих работ по истории России и истории Церкви, в том числе учебников, а также при чтении лекционных курсов. Проанализированные в работе события января 1912 г. заслуживают, как представляется, включения в учебники по истории Отечества.

Апробация работы. По теме исследования опубликованы: 2 монографии*, 1 брошюра, 2 сборника документов и целый ряд статей (общий объем авторского текста 57,4 печатных листа). Вопрос об отношении епископа Гермогена к проблемам духовного образования рассмотрен в статье, вышедшей в рецензируемом ВАК «Вестнике Московского университета. История». Отдельные результаты изысканий автора по изучаемой проблематике докладывались на всероссийских и региональных научных форумах: на конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в МГУ (2003, 2004, 2005, 2006); на симпозиуме «Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев», проходившем в ГИМ (2004); дважды на конференции «Провинциальное духовенство дореволюционной России», организованной Тверским государственным университетом (2005, 2006); на XVI богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (2006); на XII Всероссийских Платоновских чтениях в г. Самаре (2006); на краеведческой конференции в г. Саратове, посвященной 120-летию со времени учреждения Саратовской ученой архивной комиссии (2006); на научных чтениях в Саратовском государственном университете, посвященных 75-летию профессора Н.А. Троицкого (2006); в авторской лекции, прочитанной в Тобольской духовной семинарии (2007).

Текст монографии «Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858 - 1918)» использован в тексте данной диссертации.

История изучения деятельности епископа Гермогена (Долганова)

История изучения деятельности епископа Гермогена (Долганоеа) Руководствуясь аспектно-хронологическим принципом, в истории изучения темы можно условно выделить четыре этапа. Первый объединяет работы современников епископа Гермогена, включая первые мемориальные сочинения, некрологи и жития, появившиеся почти сразу после его трагической гибели. Второй этап включает издания атеистического направления, появлявшиеся в СССР в 1920-е — 1940-е гг. Собственно исследование и осмысление личности епископа Гермогена на втором этапе не проводилось, повторялись лишь заученные пропагандистские штампы. Третий этап условно можно назвать «позднесоветским». Он характеризуется появлением ряда работ, рассматривающих отдельные аспекты деятельности владыки, но исследовательски в деле изучения темы и на этом этапе сделано совсем немного. Четвертый этап объединяет все работы о епископе Гермогене, вышедшие в 1990-е гг. и в течение первых лет нового века. Для последнего историографического отрезка характерно резкое увеличение числа исследований и публикаций, авторы которых обращались бы к имени владыки.

Первоначальное осмысление деятельности епископа Гермогена было предпринято еще его современниками. Сначала подведение «промежуточных» итогов было осуществлено с подачи самого владыки духовенством, принявшим участие в 10-летнем юбилее его служения в архиерейском сане в 1911 г. Тогда оценки носили исключительно апологетический характер. Одним из первых опубликовал статью об архипастырской деятельности Гермогена сотрудник епархиальной газеты «Братский листок» священник А.П. Мраморнов . Он останавливался на периоде викарного служения владыки, отмечая его активность и заботу о пастве в эти годы, а затем писал о его самостоятельном архиерействе, особо выделяя частые поездки Гермогена по епархии, его тесное общение с паствой, строительство по его инициативе новых храмов и церковных школ. Высокая оценка дана издательской деятельности владыки. Многословно, но малоинформативно сказано об антиреволюционной активности епископа в период 1905-1907 гг.

В сам день юбилея служения Гермогена, в епархиальной газете был опубликован очерк другого штатного хроникера - священника К. Леонидова". Судя по всему, в тексте были использованы данные послужного списка епископа, так как все даты и обстоятельства его жизни до вступления на саратовскую кафедру переданы очень точно. В саратовский период служения владыки, по мнению автора, все стороны церковной жизни подверглись «коренному изменению, улучшению, развитию, преобразованию». Священник К. Леонидов отметил основные достижения богослужебной, проповеднической, миссионерской, издательской деятельности архиерея, коснулся вопроса о взаимоотношениях епископа с клиром и паствой, подробно рассказал о храмовом, монастырском и школьном строительстве, инициированном Гермогеном. Статья построена на хвалебных выражениях в адрес Гермогена, целиком выдержана в позитивном духе.

По-другому были настроены авторы ряда аналитических статей, появлявшихся в светской прессе. Особенно это относится к публикациям начала 1912 г., когда епископ Гермоген был удален с саратовской кафедры. В столичной прессе (газете «Русское слово») появилась серия статей А. Панкратова «"Тайны" епископа Гермогена»3, содержавших своего рода «компромат» на владыку, рассказывавших о его злоупотреблениях в течение всего периода архиерейского служения в Саратове.

Образовательные перипетии Георгия Долганова (к вопросу о «поповичах» в секулярном пространстве пореформенной эпохи)

От своего рождения через достаточно запутанные образовательные перипетии, которым посвящен настоящий и следующий параграфы диссертации, Георгий Долганов пришел на самом рубеже XIX и XX вв. к архиерейству. В многомиллионной России архиереев в начале XX в. было немногим более сотни. При этом большую их часть составляли выходцы из духовенства. Так, в 1905 г. из 109 епископов Русской Церкви 72 человека по своему рождению принадлежали к духовному сословию. 90 % епископата имели высшее образование, в большинстве случаев — академическое1.

Будущий епископ Гермоген по своему социальному происхождению ничем не отличался от большинства своих «коллег» по архиерейскому корпуса. Он родился 25 апреля 1858 г." в семье священника Херсонской епархии Ефрема Павловича Долганова3 в селе Дмитровка Ананьевского уезда4 (по другим данным, в местечке Новая Одесса Херсонского уезда5). При крещении его нарекли именем Георгий, возможно в связи с тем, что он родился через 2 дня после празднования дня св. Георгия Победоносца (23 апреля/6 мая).

Георгий был далеко не единственным ребенком в семье. Его отец, Ефрем Павлович Долганов - выходец из семьи купцов-старообрядцев — некогда принял православие и стал единоверческим священником, объединив в своем лице две традиции многочадия - православного духовенства и старообрядческого купечества (впрочем, в этот период рождаемость в России была одинаково высокой во всех социальных группах). В итоге у него и его жены Варвары Исидоровны родилось, если верить сведениям, сообщенным в 1912 г. газете «Одесские новости» Николаем Долгановым, братом епископа Гермогена, девятнадцать детей , что, конечно, было значительным числом даже для России сере-дины XIX в., когда в среднем в одном браке появлялось на свет 5-6 детей . Видимо, у Ефрема и Варвары Долгановых рождались преимущественно девочки, по крайней мере, из сыновей достоверно известно лишь о четырех: о Георгии (будущем епископе Гермогене), упомянутом Николае, о Дмитрии (впоследствии железнодорожном машинисте) и о Ефреме (впоследствии священнослужителе, погибшем от рук большевиков).

Имея «стандартное» для архиерея происхождение, Гермоген прошел по достаточно необычному пути получения среднего, а затем высшего образования. Один из первых биографов епископа отмечал в 1918 г., что тот посвятил изучению наук «почти половину своей жизни (1865 - 1893)»8. История образования будущего владыки начиналась с того, что дальний родственник семьи священника Е.П. Долганова П.А. Зеленый (1840 - 1912), выпускник юридического факультета Харьковского университета, видный общественный деятель, литератор, впоследствии одесский градоначальник, убедил о. Ефрема отдать сыновей Георгия и Николая в Николаевское мореходное училище. Но совсем скоро отец перевел их в Одесское духовное училище, после окончания которого последовала одесская семинария9, но братья Долгановы, Николай и Георгий, не окончили ее, их потянуло к светскому, гимназическому и университетскому, образованию. По некоторым данным, Георгий покинул семинарию в пятом классе10, имея, таким образом, четырехлетнее семинарское образование. С таким выбором не мог согласиться их отец, священник Ефрем Долганов, поэтому он, как позднее свидетельствовал Николай, лишил сыновей своей поддержки, прежде всего материальной11.

Здесь стоит остановиться на историческом контексте выбора Георгия и реакции на это со стороны его отца, ибо это не только субъективно-биографический эпизод, но и пример, иллюстрирующий процессы, происходившие в пореформенном обществе. В 1863 г. выпускникам российских духовных семинарий предоставили право поступать в университеты без сдачи гимназических экзаменов, которое, однако, уже совсем скоро, в 1870-х гг., стало ограничиваться, а в 1879 г. его отменили совсем.

Викарный епископ и его роль в епархиальном управлении

Появление в Русской Церкви викарных епископов практически совпало с завершение первого патриаршего и началом синодального периодов ее истории. Термин «викарий» берет свое начало в наименовании должности в сфере государственного управления Римской империи. В древней Церкви были известны хорепископы, а потом титулярные епископы, рядом своих функций и некоторыми особенностями статуса напоминавшие позднейших викариев.

В Русской Церкви синодального периода викарий - помощник епархиального архиерея, делегирующего ему некоторые свои функции. Полноценного канонического управления той областью, наименование которой закреплялось в титуловании викария, он не осуществлял, действуя всегда с разрешения епархиального архиерея. Как справедливо отмечает ведущий современный канонист и церковный историк протоиерей В. Цыпин, «для действий викарных епископов не существовало общих инструкций Святейшего Синода» . Действительно, правовой статус викариев оставался довольно неясным. С одной стороны, они занимали достаточно высокое положение в церковной иерархии, являясь носителями высшей степени священства, с другой - предполагалась их несамостоятельность, практически полная подчиненность епархиальному архиерею. Хотя с 1865 г. было разрешено во всех епархиях на местные средства учреждать викарные кафедры, правовой статус викариев не был прояснен вплоть до Поместного собора 1917- 1918 гг. Устав духовных консисторий о викариях почти ничего не говорил, лишь как бы между прочим устанавливая (в 331), что «в епархиях, где есть викарий и имеет местопребывание в епархиальном городе, рассмотрение и утверждение журналов епархиальный архиерей может предоставить ему»2. Даже в этой формулировке («может») чувствуется некая неопределенность. К слову сказать, викарные епископы в синодальный период чаще всего пребывали в епархиальном, а не в своем номинально-кафедральном городе.

Поместный собор 1917-1918 гг. принял особое «Определение о викарных епископах». В его основу было положена идея о постепенном увеличении числа епархий Русской Церкви. В связи с этим предполагалось расширить полномочия викариев, дать им право полноценно (с канонической точки зрения) управлять своими территориями, хотя и оставаясь «под общим руководством епархиального архиерея». Впоследствии викарная область могла становиться само-стоятельной епархией . Такое решение собора в принципе было подготовлено предшествующей практикой, особенно последних десятилетий синодального периода. Хотя тогда речь об образовании новых епархий в большинстве случаев не шла, все-таки кандидатами на занятие епархиальной кафедры становились чаще всего именно викарии. По словам исследователя, «не было смысла назначать на самостоятельную кафедру из числа возведенных перед этим в архиерейский сан, поскольку существовали епископы, получившие опыт работы на местах викариев».

В связи с обозначенной правовой неопределенностью статуса викарного епископа, в связи с неизученностью вопроса в исторической литературе, представляется важным рассмотреть практическую деятельность викарного епископа. Биография епископа Гермогена, служившего в 1901 - 1903 гг. «епископом Вольским, викарием Саратовской епархии», предоставляет прекрасную возможность для этого.

Впервые кафедру в г. Вольске Саратовской епархии учредили в середине XIX в., однако в связи с образованием новой самостоятельной епархии с центром в Самаре ее вскоре закрыли. 26 января 1898 г. был высочайше утвержден доклад Св. Синода о восстановлении Вольского викариатства. Викарным владыкой стал Никон (Софийский), менее года, однако, пробывший в Саратове и Вольске5. После его отъезда в столичную епархию для служения в нарвском викариатстве Вольская кафедра «вдовствовала» в течение почти двух лет. В 1900 г. в синодальных «сферах» было принято решение о наречении во епископа Вольского ректора Тифлисской духовной семинарии архимандрита Гермо-гена. Ключевую роль в принятии этого решения сыграли обер-прокурор К.П. Победоносцев и его товарищ В.К. Саблер. 12 апреля 1900 г. В. Осецкий сообщал Гермогену в письме, что и Победоносцев, и Саблер «заняты вопросом» о епископстве ректора тифлисской семинарии. Одним из рассматриваемых вариантом было посвещение Гермогена в викарии Грузинского экзархата, но в итоге был выбран Вольск6.

Похожие диссертации на Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв.