Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века Савичева Татьяна Сергеевна

Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века
<
Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савичева Татьяна Сергеевна. Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Савичева Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2009.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/709

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Появление Московского Художественного театра ознаменовало собой начало новой театральной эры и стало эпохальным событием не только в истории сценического искусства, но и в общественно-культурной жизни России рубежа ХIХ – ХХ веков. Данный период знаменателен тем, что искусство и, безусловно, искусство театра все активнее вторгается в жизнь, не просто копирует ее, а стремится моделировать и преобразовывать. То новое, что рождает эпоха и, конечно же, МХТ как ее неотъемлемая часть, становится фундаментом важнейших театральных достижений ХХ столетия. Возвращение к истокам – первым десятилетиям существования Московского Художественного театра (1898 – 1917гг.) – очень важно для осознания той роли, которую сыграл театр в социальной и духовной жизни России. Отсюда вытекает актуальность диссертационной работы, ведь всестороннее осмысление историко-культурных событий прошлого, помогает выявить связь между социально-политическими процессами и явлениями культуры, тем самым лучше понять современность.

Степень изученности проблемы. Более чем за вековую историю МХТ, этого феномена русской культуры, накоплена обширная библиография, посвященная ему, которая сама по себе достойна стать предметом обстоятельного научного исследования. В первую очередь это работы современников и зрителей Московского Художественного театра исследуемого периода, например, сборник первых рецензий, написанных Джемсом Линчем (псевдоним Леонида Андреева) и Сергеем Глаголем (Сергей Голоушев). Особо следует выделить монографию о Художественном театре Н.Е.Эфроса, а также первый сборник, посвященный мастерам Московского Художественного театра. Немало и в современной литературе содержательных исследований о Художественном театре. Например, работы разных лет легендарного завлита Московского Художественного театра П.А.Маркова. Внимательный наблюдатель, тонкий критик, историк и теоретик театра, педагог, режиссер, он внес неоценимый вклад в отечественную театроведческую науку. Большой интерес представляют труды, посвященные главным создателям Художественного театра, среди которых следует выделить исследования И.Н.Соловьевой, М.Н.Строевой, Е.И.Поляковой. Авторы этих книг подробно прослеживают жизнь великих режиссеров, оказавших огромное воздействие на развитие мирового театра. Они представлены продолжателями традиций реалистического театра и новаторами, чья жизнь в искусстве во многом определила художественные свершения XX века. Спектакли, творческие открытия МХТ воссоздаются в тесной связи с общественной и художественной жизнью России того времени. В названных трудах использованы архивные материалы, переписка, дневники, воспоминания современников. Трудно переоценить значение работы Ю.М.Орлова, впервые детально исследовавшего административно-художественную модель Московского Художественного театра в ее историческом развитии. Автор широко рассматривает экономику театра, хозяйственную деятельность, политику цен на билеты, внутреннюю бухгалтерию, увязывая при этом рассмотрение экономических вопросов с общими задачами театра.

Своеобразным итогом достижений отечественной театроведческой науки на определенном этапе ее развития стал многотомный коллективный труд по истории русского драматического театра. Для всех, кто обращается к вопросам сценического искусства, это фундаментальное исследование представляет безусловную ценность. Для данной диссертации в первую очередь важен седьмой том, хронологические рамки которого охватывают период с 1898 по 1917 гг. Однако следует отметить, что отбор многих фактов и их интерпретация в нем были подчинены жестким идеологическим установкам. Поэтому сегодня, когда в отечественную историю и культуру вернулись многие имена, о которых долгие годы приходилось умалчивать, история театра рубежа ХIХ – ХХ веков также требует значительных дополнений и переосмысления. Отчасти эту функцию выполнило новое издание по истории русского драматического театра, вышедшее в 2005 году.

1998 год – столетие Московского Художественного театра – и отмеченная в 2008 году круглая дата дала новый всплеск интереса к театру, его прошлому и настоящему. В свет вышли такие книги, как юбилейный двухтомник под редакцией А.М.Смелянского, трехтомник О.А.Радищевой, впервые обратившейся к теме взаимоотношений основателей театра. Издан новаторский, обобщающе-аналитический труд И.Н.Соловьевой об исторической жизни «идеи» Художественного театра. Подробно, с привлечением массы документов показано, как развивалось это «художественное произведение» по имени Московский Художественный театр до революции, и что произошло с великим театром и его идеей после революции. Опубликовано новое исследование Е.И.Поляковой, посвященное Л.А.Сулержицкому, общественному и театральному деятелю, который больше известен как сподвижник К.С.Станиславского, активный проводник его метода, один из организаторов и руководителей 1-ой Студии Московского Художественного театра.

Не умаляя достоинств названных выше работ, надо отметить, что, в них, в основном, воссоздается летопись спектаклей, содержится анализ режиссерских экземпляров, изучается стиль художественного театра, то есть осуществляется искусствоведческий анализ. С этой точки зрения они представляют бесспорный интерес и дают возможность выделить основные этапы становления Московского Художественного театра, увидеть отличительные особенности его творческого метода, выявить специфику организации театрального дела (администрирования, хозяйственной деятельности) в исследуемый период.

Проследить особенности развития Московского Художественного театра в контексте театрального процесса 1914 – 1917 годов позволяет работа Г.Г.Дадамяна. В ней автор ставит своей целью осветить объективную картину состояния театра и театрального дела в исследуемые годы, отразить перипетии российского театра через призму мироощущения того времени, тех общественных идей, на фоне которых они складывались и приобретали значимость и смысл. Для понимания роли и места Московского Художественного театра в культурной жизни России изучаемой эпохи очень важны монографии социологов театра И.Ф.Петровской и В.Н.Дмитриевского. В книге И.Ф.Петровской впервые дается анализ деятельности более 100 театральных предприятий, как старой формации, так и частной антрепризы Петербурга и Москвы. На широком социально-культурном фоне предреволюционного двадцатилетия России исследуется театральный репертуар, развитие сценического искусства и отношение ко всему этому публики. Монография В.Н.Дмитриевского представляет собой новейшее историко-культурологическое исследование, посвященное становлению и развитию отношения театра и зрителя, понимаемого широко, как диалог художника и публики, искусства и общества. Проблема рассматривается на материале истории и социального функционирования отечественного театра, начиная от его корневых истоков и заканчивая моделями театрального взаимообщения, сложившимися в начале ХХ века.

В процессе подготовки исследования диссертант обращался к работам таких авторитетных современных специалистов в области истории культуры, как С.С.Дмитриев, Г.Ю.Стернин, Г.И.Щетинина, Д.В.Сарабьянов, В.Р.Лейкина-Свирская, Н.М.Зоркая, Л.В.Кошман, В.П.Лапшин, В.М. Клычников. В частности, в историко-социологическом труде Лейкиной-Свирской рассматривается процесс формирования и деятельности различных профессиональных групп русской интеллигенции, при этом специальные главы посвящены всевозможным объединениям художественно-артистической интеллигенции. Важные аспекты идейной жизни русской демократической интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ столетия освещены в исследовании Г.И.Щетининой, которое, хотя и не имеет прямого обращения к вопросам театра, помогает лучше понять идейные устремления, духовно-нравственные идеалы, эстетические запросы тех, кому собственно было адресовано искусство Московского Художественного театра. Большим фактическим материалом по многим отраслям русской культуры (одной из важных составляющих которой является театр) насыщена книга С.С.Дмитриева. Значительное место проблеме театра и его роли в сфере городской культуры отведено в работе Н.М. Зоркой, связанной с проблемами массового искусства России 1900 - 1910 годов. Г.Ю.Стернин, обращаясь в своей книге к рубежу ХIХ - ХХ веков, прослеживает социальный и идейный генезис важнейших явлений культуры, сосредоточивает внимание на художественной жизни эпохи. Под художественной жизнью исследователь подразумевает изобразительное искусство, его стилистическое своеобразие, взаимоотношения со зрителем, разные виды выставочной деятельности, роль организаций и группировок художников в культурном быте своего времени. Названные выше авторы в той или иной мере затрагивали вопросы развития искусства и культуры России в период конца XIX - начала XX века, анализировали изменения, характеризовали основные течения и направления. Все это помогает лучше представить тот фон, на котором шло создание и развитие Московского Художественного театра, определить породившие его идейно-эстетические причины.

Несмотря на значительные достижения в изучении истории театра в книгах, посвященных Московскому Художественному театру, все еще мало отражены и изучены общественно-культурные связи театра, а именно, то, как сам реагировал театр на меняющуюся окружающую действительность, становясь полноправным участником событий и строителем новой жизни. В этих трудах недостаточно освещается социально-культурная резонансность деятельности театра, именно этот пробел диссертант попытался восполнить в данном исследовании.

Объект исследования – деятельность Московского Художественного театра 1898-1917 гг., получившая отражение в постановках, периодической печати, письмах, различных архивных источниках, и других материалах.

Предмет исследования – взаимосвязь Московского Художественного театра с общественно-культурной жизнью России конца ХIХ – начала ХХ вв.

Цель исследования – выявить роль и значение Московского Художественного театра, как творческого коллектива, деятельность которого была направлена на создание в России театра нового типа, ориентированного на культурные потребности демократических слоев населения и формирование общественных настроений на основе диалога сцены и зала.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи работы:

– осмыслить период рубежа ХIХ – ХХ веков как эпоху общественного и идейно-эстетического обновления, проанализировать основные изменения, происходящие в искусстве театра, направленные на активное вторжение в жизнь.

– на примере становления Московского Художественного театра выявить противоречия между реформаторством и ограниченностью старой модели театра, конкретными условиями его существования в предреволюционной России.

– осветить общественно-политическую деятельность членов труппы Московского Художественного театра.

– на конкретных примерах проследить развитие диалога сцены и зала.

– продемонстрировать значимость реформаторской роли Московского Художественного театра для театрального дела России в целом, показать, что экономическая и творческая модель МХТ, заложенная его создателями, оказалась жизнестойкой и плодотворной.

Хронологические рамки исследования определены, с одной стороны, 1898 годом – годом официального открытия Московского Художественного театра (14 октября 1898 – премьера спектакля по пьесе А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович»), с другой – 1917 годом – важным рубежом в истории России, ее общественно-политического развития.

Методологическую основу исследования составляют в первую очередь системный подход к объекту исследования и принцип историзма. В соответствии с системным подходом процесс становления Московского Художественного театра рассмотрен в тесной взаимосвязи с политическими, социальными, культурными процессами, происходившими в России рубежа ХIХ – ХХ веков. Принцип историзма требовал анализировать историю первых десятилетий МХТ в хронологической последовательности, на основе изучения меняющихся исторических ситуаций и данных всех доступных источников в их совокупности. Для разработки эмпирической основы исследования использовались метод критического анализа источников и сравнительно-исторический метод, предполагающий анализ тенденций развития Московского Художественного театра в связи с тенденцией развития драматургии и театрального искусства. Культурно-исторический подход, историко-биографический метод, сопоставительный анализ документов, применяемые в данном исследовании, позволили осветить в целом картину общественно-культурной жизни России указанной эпохи.

Источниковая база исследования

В работе использованы следующие группы источников:

1. Материалы архивов и архивных фондов музеев.

2. Опубликованные материалы и документы по истории МХТ.

3. Периодическая печать.

4. Эпистолярные источники.

5. Мемуарная литература.

Материалы архивов и архивных фондов музеев

В Фонде Департамента полиции Московского отделения Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) находятся материалы, показывающие роль театра в общественной жизни страны, раскрывающие участие наиболее прогрессивных актеров и режиссеров в общественном движении. Это донесения с мест, переписка с губернаторами, другими ведомствами. В их числе документы о противоправительственных демонстрациях во время спектаклей (в частности при исполнении пьес Горького), об общественной деятельности и выступлениях артистов Московского Художественного театра таких, как Вс.Э.Мейерхольд, М.Ф.Андреева, В.И.Качалов и др., которые принимали участие в концертах и выступлениях в пользу политических заключенных.

В фонде отделения по охране общественной безопасности и порядка в Москве (ГАРФ) находятся доклады, рапорты московскому Генерал-губернатору о проведении незаконных утренних спектаклей Художественного театра, о чтении в концертах и на вечерах артистами Московского Художественного театра запрещенных литературных произведений. В этом фонде также имеются запросы попечителя Московского учебного округа о политической благонадежности некоторых артистов МХТ таких, как В.И.Качалов, А.И.Адашев, Г.С.Бурджалов.

Документы, касающиеся внутренней жизни театра, находятся в личных архивных фондах и фондах сезонов музея МХАТ. Это – проекты создания театра, репертуарные материалы, отчеты о театральных сезонах, списки труппы, зарплатные ведомости, дневники репетиций, списки реквизита, абонементная роспись, отчеты кассы, афиши, программки, фотоматериалы. Наибольший интерес представляет личная переписка руководителей театра и ведущих актеров таких, как К.С.Станиславский, Вл.И.Немировича-Данченко, В.В.Лужский, Г.С.Бурджалов и др. Эти источники отражают политические и иные взгляды творческого состава МХТ и обстоятельства времени.

Опубликованные материалы и документы по истории МХТ

В последнее время к печати был подготовлен целый ряд очень ценных

материалов и документов, отражающих процесс становления и развития Московского Художественного театра. В первую очередь – это работы самих создателей театра – К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. В 2003 г. со значительными дополнениями была переиздана подробная творческая биография (летопись) К.С.Станиславского, подготовленная И.Н.Виноградской. Этот скрупулезный труд дает наиболее полный портрет Станиславского, как гениального актера, режиссера, основоположника (совместно с Вл.Немировича-Данченко) Художественного театра. Летопись впервые вводит в научный оборот некоторые выдержки из писем зрителей, адресованных Московскому Художественному театру. В 2004 г. вышел сборник материалов по истории МХАТ, составленный из воспоминаний и записей, в который вошли малоизвестные факты и свидетельства сотрудников театра, например, В.С.Смышляева и Л.В.Гольденвейзера, ранее не издававшиеся. В 2007 г. опубликовано двухтомное издание, объединившее отклики, статьи, рецензии критиков на премьеры, спектакли театра, появившиеся в периодической печати в первые десятилетия работы театра. Издание восполняет значительный документальный пробел в многотомной литературе о МХАТ. В нем собраны воедино статьи и рецензии, написанные по следам живых впечатлений, до сих пор разбросанные в газетах и журналах, малодоступных широкому читателю. В основу издания положена публикация уникального собрания отзывов периодической печати из фондов музея МХАТ. В сборник вошли рецензии на 69 спектаклей периода 1898 – 1918 гг.

Периодическая печать

В работе использованы журналы и газеты, в которых печатались материалы о деятельности театра, рецензии на спектакли и статьи театральных критиков с 1898 по 1917 гг. В указанный период начинает развиваться специализированная театральная пресса. Но в основном рецензии на спектакли размещались в общеполитических ежедневных газетах, отражающих разнообразный спектр общественного мнения. Также автор использовал ряд журналов тех лет и нашего времени. Всего было использовано 17 газет и 8 журналов.

В данной работе периодика рассматривается с точки зрения восприятия спектакля публикой и с учетом позиции рецензента. Борьба взглядов и идей в области театра, связь его с другими общественными явлениями нашли в периодической печати наиболее полное отражение. Периодическая печать играла первенствующую роль в общественном движении и развитии общественной мысли. Она освещала деятельность театров в различных ее аспектах. Новаторский характер театра, в своем развитии опередившем время, вызывал неоднозначные оценки прессы. В ней выступали крупнейшие театральные критики, например: Н.Эфрос, А.Кугель, С.Яблоновский, Л.Гуревич и др. А также свои отзывы на спектакли на страницах газет и журналов помещали такие известные поэты, писатели и драматурги, как Л.Андреев, Д.Мережковский, М.Горький, В.Брюсов, М.Волошин и др. Вместе с тем, необходимо учитывать, что некоторые влиятельные издание, например, «Театр и искусство» (Главный редактор А.Кугель) стояли в оппозиции к Московскому Художественному театру. В печати развернулась широкая дискуссия о Художественном театре, особенно в 1910-е гг., в связи с постановкой спектаклей по произведениям Достоевского. Освещение гастролей МХТ за рубежом потребовало привлечения к исследованию и зарубежной прессы.

Эпистолярные источники

Эпистолярные источники разделяются на две группы: опубликованные и неопубликованные. К опубликованным источникам относятся следующие: переписка К.С.Станиславского, Вл.И.Немировича-Данченко, избранные письма В.И.Качалова, М.Ф.Андреевой, О.Л.Книппер-Чеховой и др. Сохранившаяся обширная переписка позволяет воссоздать историю Московского Художественного театра и отдельных его спектаклей. Письма отражают мировоззрение авторов, их эстетические и общественные идеалы. Это помогает выявить особенности творчества ведущих актеров, режиссеров, писателей, определить роль театра и его создателей в общественной жизни России.

Неопубликованные письма хранятся, главным образом, в личных архивных фондах музея МХАТ. Это письма, которые приходили в театр от зрителей с первого дня его существования. Анализ писем помогает выявить требования, предъявлявшиеся Художественному театру разными группами зрителей, определить их социально-политическую ориентацию, уровень вкуса, степень понимания искусства театра.

Мемуарная литература

Особенностью данной работы является активное привлечение мемуарной литературы, дневников, записных книжек. Первое место здесь принадлежит воспоминаниям К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко– главным создателям театра. В них авторы последовательно и подробно прослеживают свой творческий путь, детально освещают период, предшествующий организации Московского Художественного Общедоступного Театра, уделяют большое внимание общественной и театральной жизни Москвы домхатовского периода, подробно описывают встречу с такими драматургами, как Чехов, Горький, Андреев. Немало места в этих воспоминаниях отведено новой репертуарной политике театра и творческим поискам периода 1898-1917гг.

Ценным свидетельством изучаемой эпохи являются записные книжки К.С.Станиславского, куда великий режиссер заносил свои размышления, наброски, впечатления от встреч и событий. Непосредственность записей, сделанных для себя, придает особое обаяние публикуемым материалам.

Большой интерес для осмысления тех культурно-исторических условий, в которых создавался Художественный театр, представляют записи В.И.Нелидова, управляющего труппой Московского Императорского Малого театра. Отдельная глава книги посвящена непосредственно Московскому Художественному театру, тому, как было воспринято публикой его появление на театральной карте Москвы.

Очень важные сведения для более полного понимания театрального процесса рубежа ХIХ – ХХ веков в его непосредственной связи с общественно-политическими и художественно-эстетическими особенностями исследуемой эпохи содержат обстоятельные служебные дневники директора Императорских театров Вл.А.Теляковского. Ценность его записей заключается, прежде всего, в полноте зафиксированных здесь живых связей, передающих непрерывное движение театральных событий, в том числе создание и становление МХТ, неоднозначное и даже враждебное отношение профессиональных деятелей сцены к новому театру. Труд Теляковского – уникальный документ, в котором отражен ход русского театрального развития конца ХIХ – начала ХХ века.

Примером неоднозначного, порой весьма скептического восприятия Московского Художественного театра служат размышления и отзывы о нем известного критика и публициста – А.Р.Кугеля, что нашло отражение в его рецензиях, опубликованных на страницах периодических изданий, а также в отдельной главе его книги воспоминаний.

Автор диссертации также обращался к мемуарам, которые стали доступны только в последние годы. Долгое время введение их в активный научный оборот было невозможно в силу того, что мемуары, например, М.Н.Германовой, В.С.Смышляева, М.А.Чехова содержат критические, во многом резкие высказывания в отношении революции 1917 г. и ее деятелей. Эти мемуары являются ценным источником, т.к. отражают не только творческий путь, но также идейно-эстетические позиции их создателей, позволяют рассматривать вопросы истории театра в их переплетении с общественной ситуацией в стране.

Изучение мемуарной литературы, как и эпистолярного наследия, позволяет создать более адекватное представление о мироощущении художника, его политических и творческих ориентациях. Мемуары помогают понять умонастроение и духовное своеобразие людей рассматриваемой эпохи.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые предпринято комплексное исследование Московского Художественного театра и его общественной и культурной роли в исторически переломный для страны период конца ХIХ – начала ХХ вв. Это особенно важно подчеркнуть, так как обычно общественно-политическая жизнь России изучается историками, культурная – историками и культурологами, сугубо театральная – искусствоведами и театроведами. В контексте данного исследования Время – Культура – Театр – Драматургия рассматриваются как единая художественная и социальная система, все звенья которой тесно связаны и взаимообусловлены. На примере деятельности МХТ дана картина изменений и самого российского театра, и создания «обратной связи», общественного отклика на его деятельность.

Впервые вводится в научный оборот большое количество новых, ранее не известных фактов и документов, которые удалось обнаружить в фондах ГАРФ, архивных материалах Музея МХАТ. Подробно описаны первые зарубежные гастроли Художественного театра и обосновано положение о том, что зарубежное турне 1906 года явилась серьезным творческим экзаменом, который театр выдержал с честью, продемонстрировав не только отечественному, но и зарубежному зрителю передовой, новаторский характер своего искусства. В работе впервые сформулирован важный вывод, вытекающий из исторической деятельности Московского Художественного театра за 1898 – 1917 гг.: частная инициатива двух лиц по созданию театра нового типа выросла в общезначимую театральную реформу, определила вектор развития всей отечественной театральной культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе обширного материала, связанного с различными сферами жизни общества рубежа XIX – XX веков (искусство, культура, экономика, идеология и т.д.) воссоздано резонансное состояние времени и театра. Конкретные положения исследования могут быть использованы в специализированных учебных курсах по истории отечественной и мировой культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы нашли отражение в авторских статьях и в докладах на заседаниях кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета. Опубликованы три статьи общим объемом 1,9 п.л. (в том числе одна в издании рекомендованном ВАК).

На защиту выносятся следующие положения, отражающие главные выводы, которые вытекают из данного исследования:

– возникновение Московского Художественного театра как театра нового типа было подготовлено всем ходом исторического процесса и обусловлено, с одной стороны, все возрастающими духовными запросами общества, с другой – стремлением самого театра преодолеть рутину и излишний академизм официальной сцены; появление МХТ ознаменовало собой начало новой театральной эры и стало эпохальным событием не только в истории сценического искусства, но и в общественно-культурной жизни России.

– активная гражданская позиция многих мхатовцев проявлялась не только в сценическом творчестве, но и в общественной деятельности; на основании большого количества изученных источников и литературы можно с уверенностью говорить о гораздо более широком, чем это принято было считать раньше, политическом спектре настроений Художественного театра, в труппе которого были как приверженцы РСДРП, так и других партий.

– Московский Художественный театр сразу превратился в мощный фактор формирования субкультуры городской демократической интеллигенции; на культурной арене России рубежа веков МХТ выступил как театр нового типа и уже в течение первых сезонов Московского Художественного театра вокруг него сложилась собственная культурная среда – слой небогатой интеллигенции.

– опыт Художественного театра доказал, что критерий высокой художественности совместим с экономической выживаемостью, рентабельностью, полной заполняемостью зрительного зала, что стало возможным благодаря продуманной финансовой политики администрации театра.

– первые зарубежные гастроли Московского Художественного театра (1906 год) принесли международное признание нового театрального метода, еще раз доказав его прогрессивность и отзывчивость на духовные поиски общества, что способствовало развитию диалога культур, росту международного авторитета русского искусства в исторически сложный период.

– возникший как частное театральное дело, Московский Художественный театр сумел уже на первом этапе своего развития стать олицетворением национальной русской культуры. При помощи привлечения зарубежных источников показано, что на деле метод МХТ и его театральная модель соответствовали самым передовым европейским тенденциям, а во многом и опережали их. Именно этим объясняется долгая жизнь «идеи» Художественного театра во времени.

Структура диссертации. Работа «Московский художественный театр в общественной и культурной жизни России конца ХIХ - начала ХХ веков» состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Московский Художественный театр в общественной и культурной жизни России конца XIX - начала XX века