Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Манукян, Сурен Альбертович

Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.)
<
Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манукян, Сурен Альбертович. Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Манукян Сурен Альбертович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/605

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Причины появления и начало деятельности партии Дашнакцутюн на Дону .

1. Причины появления партии Дашнакцутюн на Дону. Дашнаки в период декабрьского восстания 1905 г. С. 26

2. Дашнаки, революционеры и самодержавие С. 39

3. Персональный состав донских дашнаков. Просопографический экскурс С. 51

Глава II. Основные направления деятельности Дашнаков на Дону .

1. Некоторые тактические вопросы деятельности донских дашнаков С. 78

2. Террористическая деятельность С. 86

3. Организация финансирования С. 108

4. Пропагандистская деятельность донских дашнаков С. 128

Глава III. Партия дашнакцутюн и донское охранное отделение .

1. Провокаторы в рядах Дашнакцутюн С. 163

2. Организация наружного наблюдения за дашнаками С. 187

Заключение С. 205

Список использованных источников и литературы С. 209

Введение к работе

І. Актуальность темы.

В яркой палитре политических партий, действовавших на Дону, партия Дашнакцутюн занимала особое место. В течение длительного времени деятельность этой партии освещалась исключительно в негативном свете. Она либо клеймилась самыми последними словами, либо о ней вообще умалчивалось. Но поскольку из-за широкой популярности замолчать её деятельность полностью было невозможно - партия сыграла заметную роль в армянском национально-освободительном движении - официальные власти избрали первый путь. В литературе дашнаков называли и «агентами империализма», и «буржуазными националистами», их обвиняли в отсутствии четкой идеологии, а порой и просто в предательстве. Если где-либо и проскальзывали на страницах печати упоминания о дашнаках, то все они делались исключительно в отрицательном свете. И надо отметить, что эти стереотипы не изжиты до сих пор. Веление времени - восстановить историческую истину и всё расставить на свои места.

Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону оставила глубокий след. Но если деятельность других политических партий на донской земле -кадетов, эсеров, меньшевиков, анархистов и т.д. - изучена отечественными историками и краеведами и продолжает интенсивно изучаться1, то деятельность дашнаков на Дону, к сожалению, не стала предметом специальных научных исследований. Вместе с тем она представляет большой интерес и, прежде всего, потому, что это партия, преследовавшая свои национальные армянские интересы, пыталась одновременно развернуть свою деятельность и на Российской земле.

Объектом исследования является действовавшая на Дону партия Дашнакцутюн.

Панкова-Козочкина Т.В. Образование и деятельность кадетской партии на Дону. 1905-
1914. Автореф. дисс.к.и.н. Ростов-на-Дону, 1992. Крамская СВ. Партия социалистов-
революционеров на Дону. Автореф. дисс....к.и.н. Ростов-на-Дону, 2000; Братолюбова М.
В. Деятельность кадетской партии на Дону. 1907 - 1917 год. Автореф. дисс.к.и.н.
Ростов-на-Дону, 2001; Смирнова В. А. Анархисты на Дону. Автореф. дисс к.и.н. Ростов-
на-Дону, 2002; Васьков М.В. Меньшевики на Дону (1903-1914 гг.). Автореф.... дисс. к.и.н.
Ростов-на-Дону, 2005; Щукина Т.В. Меньшевистские организации Области войска
Донского (1914 - декабрь 1917 гг.). Автореф. дисс.к.и.н. Ростов-на-Дону, 2005 и т.д.

Предметом исследования являются различные методы партийной работы, осуществляемые дашнаками в рассматриваемый период.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1905 года, когда нелегально обосновавшиеся на Дону дашнакские группы впервые заявили о себе, до 1913 г., когда партия фактически прекратила свою деятельность в регионе и когда исчезли последние сведения о её деятельности на Дону.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Области войска Донского, общепринятое в литературе краткое обозначение которого - Дон.

Историография.

Об историографии данной темы приходится говорить условно, ибо работ, посвященных деятельности дашнаков на Дону, нет. Поэтому с одной стороны, привлекались работы, в которых содержатся лишь краткие и отрывочные упоминания о деятельности упомянутой партии на Дону, с другой стороны - общие работы по истории Дашнакцутюн, а также исследования, касающиеся деятельности дашнаков в соседних с Доном регионах - Кубани и Ставрополье. Последние, позволяя проводить исторические аналогии, помогают выявить некоторые закономерности в их деятельности на территории России. Литературу, в которой содержатся сведения о партии Дашнакцутюн, можно разделить на три этапа: 1) досоветский; 2) советской; 3) постсоветский.

Из досоветских работ (1906-1920гг.) можно выделить работу бывшего «красного губернатора» Кутаисской губернии А.А. Старосельского, в которой дав общий экскурс назревания армяно-татарского конфликта на Кавказе, автор всю вину возлагает на царскую администрацию и её неумелые, а подчас и провокационные действия2.

Первая попытка проанализировать теоретические основы партии, тактику, а также определить её место среди других политических партий России была предпринята в статье К.Залевского в коллективном издании, в котором автор указывает на буржуазно-демократический характер партии3.

Старосельский В. А. Кавказская драма. СПб., 1906. С.8

Залевский К. Национальные партии в России // Общественное движение в России в начале XX века / под. ред. Л.Мартова, П Маслова и А.Потресова. СПб., 1914. С.306.

Некоторые сведения о партии Дашнакцутюн и её возникновении мы находим в работе И.Н. Ананова.4

В годы Советской власти (1920-1991 гг.) деятельность партии Дашнакцутюн освещалась исключительно в негативном свете. Начало резко критического отношения к дашнакам было заложено в трудах деятелей большевистской партии - Б. Кнунянца5, С.С. Спандаряна6 и С.Г. Шаумяна7, которые были современниками рассматриваемых событий. Обвинения, которые были выдвинуты большевиками, перекочевали затем в работы современных авторов, надолго закрепив то резко отрицательное отношение к Дашнакцутюн, которое просуществовало в литературе до начала 90-х годов XX века.

Одной из первых в этом ряду можно назвать работу А. Кариняна, которая содержала весь набор обвинений в отношении дашнаков8. Официальная точка зрения властей на партию Дашнакцутюн была сформулирована в истории Коммунистической партии Армении. Партия дашнаков, по словам авторов, делала всё, чтобы «отвлечь армянских трудящихся от общероссийского революционного движения и использовать их в своих авантюристических целях в угоду националистической буржуазии»9. Практически без каких-либо изменений эта линия была продолжена в работах А.Д. Вардапяна10, Б.Г. Ананикяна11, Г.А. Галояна12, Л.С. Хуршудяна и К.С. Худавердяна, 13 Д.С. Киракосяна14, А. Парсамяна,15 в

4 Ананов И.Н. Судьба Армении. М., 1918. Кнунянц Б.М. Избранные произведения. Ереван, 1958. Спандарян С.С. Статьи, письма, документы. М., 1982. Шаумян С.Г. Избранные произведения. Т.1. М., 1978.

См: Каринян А.Б. Партия Дашнакцутюн и её оруженосцы. Ереван, 1932 (на армян, яз).

Очерки истории Коммунистической партии Армении / под ред. Ц. А. Агаяна. Ереван, 1967. С. 19.

Вардапян А.Д, Партия Дашнакцутюн как агент иностранного империализма и русских реакционных сил. Ереван, 1955 (на армян яз.)

Ананикян Б.Г. Идейно-политический крах партии Дашнакцутюн. Ереван, 1979 (на армян, яз.) .

Галоян Г.А. Борьба за Советскую власть в Армении. Ереван, 1957. С. 13.

1 ^

Хуршудян Л.А., Худовердян К.С. Армянские политические партии. Некоторые вопросы идеологии // Непролетарские партии и организации национальных районов России в Октябрьской революции и гражданской войне. М., 1980. С. 105.

14 Киракосян Д.С. Младотурки перед судом истории Ереван, 1980. С.29-33. Д.С.Киракосян договорился даже до того, что обвинил лидеров Дашнакцутюн в прямой капитуляции перед турецкими властями (см. Киракосян Д.С. Западная Армения в годы первой мировой войны. Ереван, 1971. С. 448-450).

которых авторы единодушно обвиняют Дашнакцутюн в авантюризме и буржуазном национализме.

Краткое упоминание о донских дашнаках в период первой русской революции мы находим в «Очерках по истории партийных организаций Дона»16, и в монографии В.Н.Сергеева, посвященной краху мелкобуржуазных партий на донской земле17.

В коллективной работе Е.В.Ахмадулина и И.В.Ярового авторы касаются и армянских периодических изданий - «Нор кянк» и «Мер дзайн», но к сожалению, не анализируют содержание самих изданий18.

Одной из последних работ советского периода явился коллективный труд о непролетарских партиях, в котором авторы, обратившись к партии Дашнакцутюн, назвали армянский геноцид результатом «безрассудного авантюризма» дашнаков.19 Как образно отметил современный исследователь Г.П. Хомизури, «дашнакофобия советских историков граничила с паранойей».20

В постсоветский период (1991-2010 гг.) историки по большей части постепенно отказались от тех стереотипов, которые им были навязаны официальной идеологией, попытались по новому оценить роль и место Дашнакцутюн в общественном движении конца XIX - начала XX вв. К числу таких работ можно отнести труд Э.Оганесяна, для которого дашнаки являются национальными героями21. Отдельные высказывания о деятельности дашнаков на Дону можно найти в работе В.Б. Бархударяна в связи с конфискацией церковного имущества Армянской церкви22.

ПарсамянВ.А. История армянского народа. 1801-1900. Ереван, 1972. С. 322 Очерки истории партийных организаций Дона. 4.1. Ростов-на-Дону, 1973. Сергеев B.C. Банкротство мелкобуржуазных партий на Дону. Ростов-на-Дону, 1979. С.23.

і о

Ахмадулин Е.В Яровой И.В. Печать Дона в годы первой русской революции. Ростов-на-Дону, 1985. С.62-63. Непролетарские парии России. Урок истории / под общей ред. ИИ Минца . М., 1984.

Хомизури Г.П. Социальные потрясения в судьбах народов (на примере Армении). М.. 1997. С.7.

Оганесян Э. Век борьбы: Очерк 100-летней истории дашнакской партии и национально-освободительной борьбы армянского народа. Т. 1-2. Мюнхен- Москва, 1991;

Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. 1770-1917. Ереван, 1996.

Некоторые отрывочные сведения по теме можно найти в работе В.П. Ядрицова, где особый интерес представляют сведения о вооружении армянских дружинников23.

Серьезным исследованием по данной теме можно назвать работы Л.А.Карапетяна о деятельности партии дашнаков на Кубани24. Для нас эти работы важны тем, что позволяет проводить сравнения и делать важные обобщения.

Деятельность партии Дашнакцутюн на Кубани и Ставрополье была кратко затронута в работах В.М.Забелина25 и Б.Т.Ованесова26. В небольшой статье В.А.Хачатуряна даётся обзор армянской прессы, в том числе и дашнакской27.

Скудость литературы привела к обращению к работам справочного характера, среди которых можно выделить две энциклопедии, в которых были использованы статьи, посвященные как самой партии Дашнакцутюн, так и ее отдельным представителям .

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что деятельности партии дашнаков на Дону до сих пор не посвящено ни одного специального исследования, что является дополнительным стимулом для обращения к данной теме.

Целью работы является исследование основных направлений деятельности партии Дашнакцутюн на Дону. Для достижения это цели предполагается решение следующих задач:

исследовать причины появления партии Дашнакцутюна на Дону;

показать основные направления пропагандистской работы партии

Ядрицов В.П. Учащиеся средних учебных заведений Дона в общественном движении 1901-1907 гг. Ростов-на-Дону, 2004. С. 132.

Карапетян Л.А. У истоков российской многопартийности: Северо-Кавказский регион (конец 90-х годов XIX в. - февраль 1917 г.). Краснодар, 2001. Изданию упомянутой монографии предшествовала специальная статья: Карапетян Л.А. Армянская политическая партия Дашнакцутюн на Кубани в начале XX века // Гамайнк (Община) 1996. Вып.2. С. 11-17;

Забелин В.М. Политические партии на Ставрополье и Кубани в 1905-1907 гг. Ставрополь, 1996. С. 25.

Ованесов Б.Т. Армянская община города Ставрополя (1808-1918). Ставрополь. 2001.

Хачатурян В.А. Два века армянской периодической печати. // Гамайнк (Община). Вып. 2. 1996. С. 3-6.

Армянский вопрос. Энциклопедия. Ереван, 1991; КиракосянН.Б., Оганесян Э.М. Дашнаки. // Отечественная история. С древнейших времён до 1917 г. Энциклопедия. Т.1. М., 1994, С. 676-677.

дашнаков в указанном регионе;

- вскрыть механизм финансирования партии, осуществлявшегося при
помощи армянского купечества Ростова и Нахичевани-на-Дону;

исследовать основные направления террористической деятельности партии Дашнакцутюн

рассмотреть тактику Донского охранного отделения в борьбе с дашнаками.

Методологическая основа исследования. В процессе отбора, классификации и изложения фактического материала автор стремился к объективности исследования, что предопределило в качестве одного из принципов исследования принцип научной объективности в работе с документальными источниками. Автор также опирался на принцип историзма, предполагающий изучение феномена донского дашначества во взаимосвязи с другими явлениями. Немаловажным компонентом теоретико-методологической базы исследования явились положения «новой локальной истории», предполагающие исследование региональной специфики деятельности дашнаков на Дону с учётом общероссийских тенденций. Под «локусами» подразумевается, в первую очередь, не территория, а совокупность людей, осуществляющих определённую историческую деятельность» . Локализация человеческого сообщества позволяет проникнуть вглубь социальных процессов. В рамках «новой локальной истории» изучается «история снизу», т.е. изучение сообщества через историю отдельных личностей, его составляющих. В процессе исследования были также использованы специальные исторические методы -проблемно-хронологический, сравнительно-исторический.

Источники.

Источники, освещающие данную тему, можно разделить на неопубликованные и опубликованные. Среди неопубликованных документов основу диссертационного исследования составили документы из фондов Государственного архива Ростовской области (ГАРО) и Национального архива Армении (НАА). Что касается материалов ГАРО, то в работе были использованы документы 826 фонда - Донское охранное отделение и 829 фонда - Донское областное жандармское управление. Среди

Гамаюнов С. А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории, 1996, №9. С. 161.

документов 826 фонда большой интерес представляют «Агентурные сведения о группах анархистов-коммунистов», в которых содержатся поимённые списки базировавшихся в Ростове и Нахичевани-на-Дону членов дашнакской партии. Дневники наружного наблюдения помогают понять и оценить методы работы Охранки и её эффективность. Из отчётов «наблюдателей» была извлечена ценная информация о явках дашнаков на Дону, о закупках и транспортировке оружия на Кавказ, о пропагандисткой работе. В деле Охранного отделения «О еврейских и армянских организациях» содержатся переводы на русский язык различной партийной документации, в том числе листовок, партийных документов, конспиративной переписки и т.д. Среди дел 829 фонда особый интерес представляют «Сведения о членах и алфавит лиц армянской революционной партии Дашнакцутюн», где содержатся характеристики отдельных членов партии Дашнакцутюн, действовавших на Дону. Огромнейший массив материалов содержат постановления судебных следователей, протоколы допросов членов партии Дашнакцутюн. Ценные сведения мы находим в деле «О партии Дашнакцутюн», где был обнаружен протокол допроса известного провокатора Миграна. Однако, к сожалению, хранящиеся в ГАРО документы крайне неравномерно освещают данную тему.

Материалы Государственного архива Ростовской области удачно дополняют материалы Национального Архива Армении. Здесь был использован значительный массив дел, составивших 1457 фонд -«Революционная партия Дашнакцутюн». Весьма ценным источником являются отложившиеся в НАА протоколы допросов практически всех лиц и свидетелей, имевших непосредственное отношение к деятельности партии дашнаков на Дону - М.И.Берберова, М.И.Балабанова, А.Нахратянца, М.И.Шапошникова, что помогает нам уяснить весь механизм финансирования партии. Уникальным является обнаруженное нами и впервые введённое в научный оборот дело, содержащее полный список провокаторов Охранки, работавших по делу партии Дашнакцутюн. В Государственном музее литературы и искусства им Е.Чаренца (г.Ереван) нами был просмотрен хранящийся там личный фонд известного деятеля партии Дашнакцутюн уроженца Нахичевани-на-Дону М.И.Берберова.

Из опубликованных источников можно выделить справку из архивов Департамента полиции, подготовленную одним из её высших чинов, хранящуюся в Государственном архиве Российской федерации и опубликованную в «Военно-историческом журнале»30. Данная справка как нельзя лучше помогает понять политику самодержавия по отношению к партии Дашнакцутюн.

Мемуарная литература не отличается обилием и разнообразием. Это и понятно: сами деятели дашнакской партии за редком исключением, никаких дневниковых записей не вели. Единственным исключением могут служить воспоминания видного деятеля партии Дашнакцутюн С.Врацяна (1882-1969). Его мемуары, написанные на армянском языке, стали доступны современным историкам совсем недавно31.

Для уяснения некоторых теоретических вопросов, связанных с программными установками партии, был использован труд видного идеолога Дашнакцутюн М.А. Варандяна (1870-1934)32.

Противоположную сторону, взгляд с другой стороны, представляют мемуары жандармского полковника П.П.Заварзина (1867-1932), занимавшего с 1905 по 1906 годы должность начальника Охранного отделения г. Ростова-на-Дону, у которого мы находим весьма интересные и одновременно весьма разрозненные данные о деятельности донских дашнаков33.

Некоторые ценные сведения содержатся в воспоминаниях членов социал-демократической партии - участников вооружённого восстания на Дону Ю.Бутягина34, А. Водолазского35 и Г.Крамарова36. Для определения места партии Дашнакцутюн среди других революционных партий России

Дашнаки. Из материалов Департамента полиции //Военно-исторический журнал, 1990, № 8. С. 8-16; № 9. С. 47-56.

Q 1

Врацян С. Дорогами жизни. Бейрут, 1967 (на армян, яз.).

Варандян М.А История партии Дашнакцутюн. Париж, 1932. С. 479 (на армян, яз.) Заварзин П.П. Работа тайной полиции // Охранка: воспоминания руководителей политического сыска. T.I. М., 2004. С. 410-493; Он же. Жандармы и революционеры. Там же. Т.2. С. 7-138.

Бутягин Ю,П. Письма Макса о ростовском вооружённом восстании // 1905 год в Ростове-на-Дону / под ред. В.Толмачёва и П.Баранчикова. Ростов-на-Дону, 1926. С. 96-113.

Водолазский А. 8 дней на восставшем Темернике // Там же. С. 113-138. Более подробно см. также: Водолазский А. Вооружённое восстание в Ростове-на-Дону (из воспоминаний участника). М., 1933. Крамаров Г. Из моего дневника // Там же. С. 139-161.

очень важны и интересны воспоминания лидера партии Социалистов-революционеров В.Чернова, лично знакомого с известными лидерами дашнаков37.

Некоторые сведения по интересующей нас теме можно найти в опубликованном сборнике документов «Пролетарская революция на Дону», где особый интерес для нас представляют донесения начальника Донского Охранного отделения П.П. Заварзина38.

Среди опубликованных источников определённое значение для исследования пропагандистской работы дашнаков на Дону имеет периодическая печать. Речь идёт об издаваемых региональным отделением партии с 1906 по 1908 годы еженедельных газетах на армянском языке «Нор кянк» («Новая жизнь») и «Мер Дзайн» («Наш голос»)39. Наряду с информацией о политической и культурной жизни армян в отдельные номера газеты издатели помещали материалы, отражавшие точку зрения партии Дашнакцутюн. Издатели газет были вынуждены зорко следить за публикуемыми материалами, ибо любой подозрительный материал неизбежно мог привести к закрытию газеты.

Таким образом, имеющаяся в нашем распоряжении разнообразная источниковая база позволяет раскрыть исследуемую тему.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлены причины появления партии Дашнакцутюн на Дону;

  1. Вскрыты основные направления пропагандистской деятельности дашнаков на Дону, в том числе роль пропагандистов - «скитальцев», а также место партийной периодической печати в пропагандистской работе.

  2. Раскрыт весь механизм финансирования партии дашнаков, а также роль армянского купечества Ростова и Нахичевани-на-Дону.

  3. Выявлены основные направления террористической деятельности партии на Дону;

Чернов В. Армянская Революционная Федерация и Российская партия социалистов-революционеров // Pro Armenia. 1992, № 8. С. 35-41.

Декабрьское вооружённое восстание в освещении Охранного отделения // Пролетарская революция на Дону. Сб. первый. Ростов-на-Дону, 1922. С. 5-28.

Эти издания были обнаружены нами только в Национальной библиотеке Армении (г.Ереван).

  1. Установлен персональный состав дашнаков - уроженцев Ростова и Нахичевани-на-Дону и его роль в деятельности партии в регионе.

  2. Вскрыты степень эффективности и методы борьбы Донского охранного отделения с партией Дашнакцутюн в регионе, а также выявлен персональный состав провокаторов, работавших по партии Дашнакцутюн.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Территория Донского края, с компактным проживанием значительной часть зажиточного армянского населения, с начала XX века служила своеобразной базой для прибывающих с Кавказа дашнаков;

  2. Пропагандистская деятельность дашнаков на Дону, осуществлявшаяся как через чтение лекций, так и посредством различных печатных изданий, была весьма эффективной и позволяла привлечь в ряды партии значительные слои населения;

  3. С помощью крупнейших представителей ростово-нахичеванского армянского купечества была чётко налажена система финансирования партии, в течение некоторого времени способствовавшая бесперебойному финансированию партии через коммерческие банки и конторы.

  4. Основной костяк донской организации Дашнакцутюн формировался в за счет приезжих с Кавказа, но отдельные члены партии - уроженцы Ростова и Нахичевани-на-Дону, составили своего рода интеллектуальную элиту партии и со временем заняли в ней самые высокие посты;

  5. Несмотря на жёсткий контроль Донского охранного отделения, Донской край служил важным перевалочным пунктом для транспортировки оружия на Кавказ для сражающихся против турок федаинов; что касается попыток проведения экспроприации и грабежей прибывшими с Кавказа дашнаками, то они были эффектно пресечены полицией.

  6. Борьба Донского охранного отделения с партией дашнаков была весьма эффективной и по сути дела с помощью хорошо законспирированных провокаторов и умело организованной системы

наблюдения в конечном счете удалось парализовать работу ростово-

нахичеванской организации Дашнакцутюн. Апробация результатов исследования.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры Отечественной истории ПИ ЮФУ, основные положения работы были доложены автором на четырёх международных, общероссийских и региональных конференциях: «Российская государственность в судьбах народов Северного Кавказа» (г. Пятигорск, 2008 ), «Россия и армяне: история взаимодействия, традиции, современные проблемы и перспективы» (23-24 апреля 2009, г. Ростов-на-Дону), IV Лазаревские чтения (6-9 июня 2009 г., г.Москва), «Деятельность И.Аргутинского в контексте геополитики России на Кавказе» (г.Ростов-на-Дону, 10 ноября 2010 г.),

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, позволяющие горазда шире рассмотреть происходящие в регионе политические процессы, могут быть использованы при изучении истории Донского края, при создании обобщающих трудов по истории непролетарских партий, при разработке специальных курсов по проблемам региональной истории.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Дашнаки, революционеры и самодержавие

Из российских политических партий наиболее тесные связи Дашнакцутюн поддерживал с партией социалистов-революционеров (эсеров). «Наше идейное братство с основателем партии Дашнакцутюн — наряду с Микаэляном нам были особенно близки Ростом, а из младшего поколения Амо (Огаджанян) - незаметно переходило в братство по борьбе. Декабрьское восстание в освещении Охранного отделения // Пролетарская революция на Дону. Сб. первый. Ростов-на-Дону, 1922. С. 7-9. В упомянутом списке в числе наиболее опасных организаций названы Донской комитет РСДРП, Совет Рабочих Депутатов, фракцию меньшевиков, Ростовскую организацию социалистов-революционеров, группу сионистов-социалистов, но партии дашнаков в этом списке нет.

Мы помогали друг другу прежде всего в делах транспортировки» , - писал В. Чернов. Сами дашнаки были ориентированы на широкие контакты с самыми разнообразными социалистическими партиями, но приоритетными для неё были провозглашены отношения с партией социалистов- революционеров, как гласила резолюция мартовского Общего собрания партии Дашнакцутюн 1904 г., «которая по своему теоретическому мировоззрению как и тактически, наиболее соответствует общему духу нашей программы» .

Сближение между партиями эсеров и дашнаков было заметно и в области литературы. «Дашнакцутюн широко использовала нашу теоретическую литературу для социалистического воспитания новых поколений армянской молодёжи» , - писал В. Чернов. В тоже самое время в нескольких номерах «Революционной России» эсеры давали заметки об армянском революционном движении, которые поступали непосредственно из редакции газеты «Дрошак». В этой связи нельзя не отметить один весьма любопытный факт: печально известный Гапон неоднократно обращался в редакцию дашнакской газеты «Дрошак» с просьбой принять его в члены партии Дашнакцутюн, чтобы он смог развернуть свою деятельность на Кавказе. Однако, неизвестно по каким мотивам, но редакция это предложение Гапона отклонила . Не лишним будет вспомнить и тот факт, что именно по рекомендации эсеров в 1907 г. Дашнакцутюн была принята во II Интернационал .

Для нас очень важен и принципиален вопрос об отношениях партии Дашнакцутюн с большевиками. Его важность, на наш взгляд, заключается в том, что во-первых, мы приходим к пониманию принципиальных расхождений между этими двумя партиями. Второй момент заключается в том, что став правящей, коммунистическая партия выработала по отношению к дашнакам то отрицательное отношение, которое затем привело к выработке идеологических штампов, надолго определивших развитие историографии. Наиболее чётко позиция большевиков по отношению к дашнакам отражена в работах армянских большевиков Б.М. Кнунянца, С.С. Спандаряна и С.Г. Шаумяна, на которых мы позволим себе кратко остановиться. Главное обвинение, которое предъявляли большевики к дашнакам, это то, что последние объявили себя выразителями интересов всего остального населения и армянского пролетариата. Как отмечал в одной из своих статей Б.М. Кнунянц, «У дашнакцаканов есть весьма и весьма дурная привычка, они любят сливать себя с армянским пролетариатом... Мы спорим с её тактикой, а не с армянским пролетариатом, который надеемся, как и пролетариат других наций, не имеет национальных грехов, только ему свойственных».

Но наиболее ясно на сей счёт высказались С.С. Спандарян и С.Г. Шаумян. Первый в одной из своих статей, ратуя за беспартийные профессиональные союзы, обвиняет дашнаков, выдвинувших идею чисто национальных союзов, в национальной ограниченности. Автор удивляется и одновременно признаёт тот факт, что Дашнакцутюн имеет хоть какое-то отношение к рабочему классу. «Эта партия, являющаяся механическим агрегатом, какой-то невероятной смесью буржуев и рабочих, крестьян и помещиков, эксплуататоров и эксплуатируемых, эта гермафродитная партия чисто национального шовинизма и quasi-coциaлизмa, всячески мешает организации рабочих союзов и устраивает самые дикие обструкции при содействии своих жалких и обманутых «зимворов» (дружинников) . Столь же резко С. Спандарян выступил против созыва католикосом Мкртичем Хримяном общенационального учредительного собрания, идею которого поддерживали и дашнаки . Таким образом, главное обвинение со стороны большевиков заключается в том, что дашнаки отстаивают интересы только армянского, а не всего мирового пролетариата в целом.

Недалеко ушёл в своих рассуждениях и С.Г. Шаумян. Стремление дашнаков характеризовать свою партию как «революционную, демократическую и социалистическую» вызвало у него резкую отповедь. По его мнению, партия Дашнакцутюн, основанная группой русских армян, имела целью освобождение турецких армян от султанского ига.

Персональный состав донских дашнаков. Просопографический экскурс

Имеющиеся в нашем распоряжении источники, к сожалению, не позволяют нам судить о социальном составе действовавших на Дону дашнаков. В этом случае мы считаем возможном говорить о персональном составе, имея в виду разделение на уроженцев Кавказа и местных армян, по возможности оценивая вклад наиболее известных из них в партийную работу.

До нас дошёл представленный 23 декабря 1909 года Департаментом полиции список членов партии Дашнакцутюн либо принадлежавших, либо имеющих какое-либо отношение к её ростово-нахичеванской организации: Абовян Левон Вартанович, дворянин Эриванской губернии, 24-х лет. Именно через него направлялась вся партийная переписка с Восточным бюро и Тифлисским Центральным комитетом.

Аведиков Александр Абрамович, мещанин города Нахичевани Эриванской губернии, 24-х лет. В июле 1909 г. вошёл в местную Ростовскую- на-Дону группу армянской революционной партии Дашнакцутюн, а позднее вошёл в состав группы, которая занималась выявлением и убийством предателей в рядах собственной партии.

Акопов Сергей Арсенович, житель Эриванской губернии, Новобаязетского уезда, селения Касамед, он же Геворков Гарегин Арсенович, житель той же губернии, селения Ардаксу. В начале 1909 г. войдя в число революционной организации Дашнакцутюн, стал во главе боевой группы. Во время обыска у него 14 июля 1909 г. было найдено большое количество адресов, в числе которых был адрес начальника Донского охранного отделения.

Аракелов Степан, персидский подданный, 30 лет. С июня 1909 г. временный революционной организации Дашнакцутюн. Вёл денежную отчётность группы и собирал получаемые пожертвования. Партийный псевдоним - «Леон».

Аракельян Артавазд (Геворк Аракелов) гражданин города Тифлиса, 29 лет. Был организатором забастовок в Тифлисе и других городах Кавказа, был руководителем террористического отдела при Тифлисском ЦК, принимал участие в преследовании провокатора «Миграна» и ему подобных.

Не может не вызвать удивление появление в рядах дашнаков князя Иосифа Аргутинского-Долгорукого (полного тёзки своего великого предка), уроженца селения Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии. В возрасте 43 лет он являлся одним из самых авторитетных членов Эриванского ЦК партии Дашнакцутюн. Он руководил транспортировкой оружия в различные районы.

Гарибов Амбарцум, мещанин города Александрополя, 43-х лет. Член Карского ЦК партии Дашнакцутюн. Именно под его руководством происходила транспортировка бомб, оружия, патронов для районных комитетов, а также был избран председателем суда ЦК.

Григорьянц, он же Григоров Сергей Урушанович, житель селения Джабайли Борчалинского уезда Тифлисской губернии, 32-х лет. В 1906 г. принимал участие в сборе денег с богатых армян города Ростова и Нахичевани-на-Дону на нужды партии Дашнакцутюн. Он также оказывал содействие в отправке оружия для армянских революционных организаций Кавказа. Отличался строгой конспирацией.

Каракашев Новосард Иванович, мещанин г. Эривани, 28 лет. В 1906 г. вошёл в ростовскую группу партии Дашнакцутюн, предоставил свой адрес для получения литературы и оружия. Все прибывавшие с Кавказа члены партии для получения дальнейших указаний являлись именно к нему.

Карибужанов Аршак, персидский подданный. Входил в состав нахичеванской группы партии дашнаков. Участвовал в вымогательствах денег с некоторых ростовских капиталистов армянского происхождения. Быль арестован 9 октября 1907 г., во время обыска у него был обнаружен чемодан с партийной литературой, кобура от револьвера системы Маузер и шомпол к этому револьверу.

Минасарьянц Тигран, персидский подданный, 22-х лет, член ростовской группы Дашнакцутюн. В мае 1909 г. вошёл в состав боевой группы и исполнял поручение по установке лиц, подлежащих к устранению.

Хунахов Хунан, персидский подданный, 33-х лет, член временного комитета ростовской организации дашнаков. Ведал всей партийной перепиской. Партийная кличка «Сиверсен».

Чинчинян Арам Арутюнович, мещанин г. Эривани, 35 лет, прибыл в Ростов из Армавира, где подозревался в устранении обвинённых в измене Вартапетьяна и Мухтарова .

Как видно, из представленного списка, подавляющее большинство в нём занимали выходцы из Кавказа (кроме них, в нем значатся нахичеванцы М. Берберов, Г. Чубаров, о которых речь пойдёт дальше). Но это отнюдь не означает того, что местные армяне не входили в эту партию. Они не только в неё входили, но как будет показано выше, играли в ней заметную роль.

Среди донских армян, деятелей революционной партии Дашнакцутюн, сделавших впоследствии головокружительную карьеру, особое место принадлежит Симону Врацяну (Грузиньяну). Долгое время упоминание имени этого человека находилось под запретом.

С. Врацян (1882-1969) прожил довольно долгую жизнь и оставил после себя интересные мемуары, в которых определённое место занимает ранний, донской период его деятельности. Написанные на армянском языке и изданные в далёком Бейруте в 1967 г., они могут служить интереснейшим источником для изучения деятельности партии Дашнакцутюн на Дону.

Сам автор воспоминаний родился в с. Большие Салы (ныне Мясниковского района Ростовской области) в 1882 году в бедной армянской семье. Его отец, работавший управляющим усадьбой богатого армянина- нахичеванца Цатур Аги Чапхуни на Кубани, только временами навещал свою семью или на какое-то время забирал к себе.

Террористическая деятельность

В современной политологической литературе партия Дашнакцутюн причисляется к террористическим партиям и организациям. Обычно терроризм применяется оппозиционными партиями и организациями как средство достижения политических уступок или изменения политики, оказывая устрашающее воздействие на власти, группы населения, представителей иностранных государств . Терроризм проявляется как ответная реакция на длительное затягивание решения политических проблем. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого 1 характера

Действительно, наряду с теми политическими партиями, которые официально признавали методы террора, была и партия Дашнакцутюн. В уставе партии, утверждённом общим собранием партии в 1907 году, террор признавался двух видов: политический и организационный. Применение его признавалось целесообразным за тяжкие организационные нарушения (присвоения оружия и денег) и преступления (предательство, измена, и убийство товарища), но применение террористического наказания было возможно лишь в том случае, когда будет получено согласие вышестоящего органа . При этом нельзя не учитывать и те специфические условия, в которых действовала партия: подвергаясь постоянным репрессиям со стороны турецких властей, дашнаки были вынуждены не только давать адекватный ответ, но и сохранять глубокую конспирацию, при первом же подозрении устраняя возможных провокаторов в своей среде.

Метод террора партия использовала с первых шагов своего существования: в 1894 г. в Константинополе группа армянских боевиков захватила Оттоманский банк, при этом в конечном итоге ей удалось избежать какого-либо наказания. Исповедуя в силу необходимости террористические методы на Кавказе, дашнаки были вынуждены порой переносить их на другие территории, в том числе и на Донскую землю. В данной главе будут рассмотрены следующие разновидности деятельности дашнаков на Донской земле, которые по своей сути являются террористическими: 1) создание боевых групп и приобретения оружия; 2) участие в экспроприациях; 3) насильственное устранение предателей и провокаторов, а также царских чиновников, в той или ной мере угрожающих или даже препятствующих деятельности дашнаков. Для осуществления последней цели специально был создан террористический отряд под названием «Агабегич-Мармин» в количестве ста человек, который, разбившись на группы от 10 до 25 человек и курсируя по различным городам, по приговорам партии совершал политические убийства. Особый отряд в количестве 20-25 человек функционировал в Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Владикавказе, Пятигорске и Армавире, который возглавлял 185 студент Харьковского университета Александр Мелконович Шарафьян . Первым шагом на пути активизации террористической деятельности дашнаков на Дону стало организованное создание боевых групп.

С какой целью дашнаки создавали боевые группы на Дону? Имеющиеся в нашем распоряжении источники ни в коей мере не позволяют нам сделать вывод о том, что они преследовали какие-либо революционные цели, связанные со свержением самодержавия. Нам кажется вполне убедительным мнение, высказанное на этот счёт В.П. Ядрицовым, которое мы полностью разделяем: «Когда в феврале 1905 г. ...конфликт случился в Баку, у нахичеванского населения возникли опасения, что при обилии криминальных и люмпенских элементов среди жителей Ростова могут последовать нападения на армян с целью грабежа» . Именно поэтому дашнаки начали создавать здесь отряды национальной самообороны. И этот шаг впоследствии себя полностью оправдал: если еврейское население от погромов защитить было фактически некому, то видимо, информация об армянских отрядах самообороны прочно удерживала погромщиков от нападения на армян.

Более сложен вопрос о том, вербовались ли члены боевых групп из донских армян для отправки их на Кавказ. На этот счёт мы располагаем лишь одним известием о том, что на одном из собраний ростово-нахичеванской организации дашнаков было объявлено предложение ЦК записываться в боевую группу, которая в случае необходимости могла бы быть направлена в Персию «на пополнение рядов революционеров». Судя по тому, что речь здесь идёт о крайнем случае, дашнаки в подавляющем большинстве случаев предпочитали пополнять свои боевые группы в основном за счёт жителей Восточной и Турецкой Армении, отводя донским армянам роль своеобразного тыла.

Применение террора против бывших единомышленников, из-за тактических разногласий причисленных к предателям и провокаторам, может быть наглядно продемонстрировано на примере дела «Миграна» и его соратников — «мигранистов». Оно получило широкий резонанс, и свидетельства о нём отложились не только в архивах фонда Донского охранного отделения, но и в фондах Национального Архива Армении. И в данном случае интересно то, что источники, представляющие обе стороны, позволяют нам взглянуть на это дело как бы с двух противоположных сторон.

Организация наружного наблюдения за дашнаками

Вторым известным средством борьбы, которое практиковало Донское охранное отделение против местной организации Дашнакцутюн, был метод наблюдения. Он позволял контролировать передвижение как известных членов партии, так и лиц, просто вызывающих подозрение, их связи, фиксировать их встречи с теми или иными лицами и, на основании собранных данных делать соответствующие выводы. Интересным источником в этом отношении является «Дневник наружного наблюдения по г.Ростову и Нахичевани-на-Дону за лицами, принадлежащими к местной организации партии Дашнакцутюн».

Кто попадал под наблюдение? Во-первых, прежде всего лица, взятые под наблюдение «по агентурным указаниям». Данная формулировка означала, что взятые под наблюдение люди уже хорошо известны, как имеющие отношение в партии дашнаков. Во-вторых, под наблюдение брались практически все подозрительные лица кавказского происхождения или просто прибывшие с Кавказа. Порой хватало одной лишь внешности, чтобы подозрительный человек был взят под наблюдение и была сделана попытка выяснения его личности. Такой метод борьбы давал хороший профилактический эффект, позволяя уже на ранних этапах выявлять вновь прибывших на Дон членов партии Дашнакцутюн.

Как гласит упомянутый «Дневник», 20 октября 1907 г. под наблюдение был взят неизвестный мужчина, проживающий в доме № 29 по Почтовому переулку. Подробным образом указывались его приметы: «Лет 30-31, среднего роста, брюнет, средние усы, небольшая бородка, одет в чёрный тёплый жакет, черную пушкинскую шляпу, лакированные сапоги»398. Тут же ему была дана кличка «Подвальный» и почти сразу же удалось установить его личность: «по установке» он оказался Эриванским мещанином Новосардом Ивановичем Каракашевым, 29 лет. 20 октября в 9 часов утра «Подвальный» вышел из дому, сел в повозку, в которой развозят вино, поехал на Большую Садовую к дому №23 к винному погребу Арутюнова. К 22 октября уже удалось выяснить место жительство «Подвального»: он проживал в доме №29 по Почтовому переулку. В 8 часов утра он вышел из дома и отправился в винный склад Арутюнова, где пробыл 50 минут, после чего отправился в винный погреб «Самсон» в доме №30 по Таганрогскому проспекту, откуда в 1 час дня вышел и отправился домой, после чего «выхода из дома не видели». 1 декабря 1907 г. в 8.45. утра вышел из дому и пошёл в винный погреб «Араке», помещавшийся в доме № 23 по Большой Садовой, куда через 15 минут к нему в подвал пришёл неизвестный мужчина 28-29 лет, среднего роста, брюнет, маленькие усики, бороду бреет, одет в коричневый пиджак, синие брюки, русские сапоги. Ему сразу же была дана кличка - «Извозчик». В 11.50 дня к Каракашеву пришли двое неизвестных мужчин. В 5 ч. вечера к нему пришли ещё двое неизвестных мужчин 36-38 лет, через 30 минут вышли и отправились в пивную лавку Южная Бавария» в дом № 32 по Таганрогскому проспекту, куда через 15 минут пришёл и сам

Каракашев-«Подвальный». Через два часа все вместе вышли и тут же расстались: Каракашев пошёл домой. 2 декабря в 10.50 утра «Подвальный» вышел из дому и отправился в г. Нахичевань в собор, через 15 минут вышел и сел на лавку в ограде собора, почитал газету 10 минут и вторично вошёл в собор. Через 30 минут вышел с неизвестным мужчиной, с которым на паперти поговорил около 5 минут, после чего они расстались; неизвестный возвратился обратно в собор, а Каракашев-«Подвальный» пошёл в дом № 10 по 24 линии, через 1 час 20 минут вышел оттуда и трамваем отправился домой .

На примере наблюдения за упомянутым Каракашем-«Подвальным» можно сделать следующие выводы: внешнее наблюдение позволяло лишь установить связи и распорядок дня наблюдаемого объекта, но никак не понять, чем они занимались и о чём говорили во время своих встреч. Понятно, что соблюдая все законы конспирации, наблюдаемые ни при каких условиях не позволили бы прослушивать их разговоры, что в значительной степени позволяло обесценить результат внешнего наблюдения.

В качестве объектов наблюдения могли оказаться и люди духовного звания. Так, 7 марта 1909 г. был взят под наблюдение по «агентурным указаниям» армянский священник, проживающий в доме № 3 по 4 линии в г.Нахичевани. Его приметы: 37 лет, среднего роста, тёмный шатен, средние усы, русская борода, одет в одежду священника. Ему была дана кличка «Фургон». В течение дня дважды ходил в Георгиевскую церковь. Несмотря на то, что в первый же день наблюдения ничего подозрительного не было обнаружено, наблюдение решили продолжить и на следующий день. 8 марта «Фургон» в 9 ч. 15 минут вышел из дома и был проведён до дома № 34 по 1-й Соборной улице, через 10 минут вышел с неизвестным армянским священником и отправился в Городскую управу в дом № 3 по 2-й Соборной улице, через 15 минут оттуда вышел один «Фургон» и был проведён в дом № 6 по 30-й линии, где размещалось Армянское духовное правление. Туда же пришли и армянские священники. «Фургон» через 2 часа вышел и пошёл в церковь Вознесения, через 30 минут вышел с тремя священниками, на 26 линии они расстались. «Фургон» возвратился домой. Вечером ходил в Георгиевскую церковь и Собор. Второй день также не выявил ничего подозрительного. Несмотря на это наблюдение решено было не прерывать. 9 марта «Фургон» был встречен на Бульварной площади и был проведён в дом №31 по 25 линии, в парадное, где имелась карточка «Захар Карпович Аваков». Через 1 час 25 минут он вышел и вскоре был утерян . Кличка «Фургон» была дана священнику Мкртичу Эммануиловичу Тер-Акопьянцу. Можно предположить, что наблюдение было снято по причине того, что за ним ничего подозрительного не было замечено. Однако дашнакское прошлое протоиерея М.Э. Тер-Акопьянца хорошо известно. Видимо, не случайно Управление НКВД по Ростовской области в 1938 году сделало его руководителем «дашнакского заговора», приговорив его к расстрелу . Однако внешнее наблюдение ничего подозрительного за ним тогда не обнаружило, и поэтому уже на четвёртый день было снято.

Бывали случаи, когда под наблюдение по «агентурным сведениям» попадали люди, не имеющие никакого отношения к партии Дашнакцутюн. Для наблюдения за ними отвлекались лучшие силы и средства, тратилось много времени, но в конечном итоге это не давало никакого результат. Так, 12 ноября 1909 г. под наблюдение была взята «неизвестная барынька», «по приметам» 21 года, полного среднего роста, тёмная шатенка, одета в длинный сак табачного цвета, бобриковую шапочку. Ей была дана кличка «Сочная» . В 12 ч. 10 минут она подошла к тюрьме, а вскоре к ней подошли «неизвестный мужчина и неизвестная барынька». Все трое занесли во внутрь тюрьмы съестные припасы для арестантов... Филёр, который вёл наблюдение сообщал, что «Сочная» проживает в доме № 20 по Софиевской улице, а по установке она оказалась Манасьянц Мария Васильевна, урождённая Меликова, дворянка, 21 года. 14 ноября 1909 в 8 ч. 50 мин. как впоследствии удалось выяснить из материалов НАА, её супруг Саркис Манасьянц являлся не только председателем Тифлисского Центрального комитета партии Дашнакцутюн , но и председателем террористического совета при Восточном Бюро партии, главным распорядителем по устранению неугодных лиц. Она вышла из дому и отправилась в 7-й полицейский участок, просила у Пристава пропуск на свидание с мужем, сидящим в тюрьме. Пристав в просьбе ей отказал, после чего она вышла из участка и возвратилась домой. Казалось бы, что на все вопросы получены ответы: молодая женщина приехала в Ростов-на-Дону навестить сидящего здесь в тюрьме своего мужа, привезла ему передачу и просила тюремное начальство о свидании.

Похожие диссертации на Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.)