Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Государство и личность в процессе благотворительной деятельности во второй половине XIX — начале XX вв. в России:
1. Правовое регулирование благотворительной деятельности в пореформенной России стр. 47-67
2. Благотворители: сословный аспект стр. 67-91
Глава 2. Благотворительные учреждения в столице и провинции во второй половине XIX - начале XX вв .:
1. Благотворительные общества стр. 92-117
2. Благотворительные заведения стр. 117-135
Глава 3. Благотворительная деятельность органов местного самоуправления :
1. Городские попечительства о бедных стр. 136-156
2. Благотворительная деятельность земств стр. 156-175
Заключение стр. 175-178
Список источников и научной литературы стр. 179-184
Приложения стр. 195-205
- Правовое регулирование благотворительной деятельности в пореформенной России
- Благотворители: сословный аспект
- Благотворительные учреждения в столице и провинции во второй половине XIX - начале XX вв .:
- Благотворительная деятельность органов местного самоуправления
Введение к работе
Актуальность выбранной темы обусловлена современными исследованиями социально-экономической истории дореволюционной России, в которых поднимаются малоизученные проблемы (долгие годы истоки и сущность благотворительности не являлись предметом научных изысканий). На современном этапе наблюдается возрастающий интерес учёных к данной тематике. В частности, научный интерес представляет изучение влияния противоречивого процесса модернизации на развитие российского общества во второй половине XIX - начале XX вв., сопровождавшееся имущественным расслоением, ростом гражданской активности широких слоёв населения, развитием благотворительности, изучение которой позволяет шире взглянуть на экономические и социальные процессы в пореформенный период.
Процесс развития благотворительной деятельности в отдельных российских губерниях (городах и сельской местности) зависел от проявления совокупности факторов: материальных возможностей потенциальных жертвователей, гражданской активности сословий, местных традиций, деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим актуальным представляется сравнительный анализ механизма организации благотворительной помощи в городах и сельской местности двух соседних губерний – столичной Московской и провинциальной Тульской.
Помимо этого для становления современной системы социальной защиты населения важным является изучение отечественных традиций частной и общественной благотворительности во второй половине XIX – начале XX вв.
Территориальные рамки исследования включают территорию Тульской и Московской губерний в границах второй половины XIX - начала XX вв. Московская губерния рассматривается в исследовании как столичная. Москва была крупнейшим промышленным и торговым городом, являлась одним из центров развития благотворительности. Опыт столицы служил примером для развития филантропической деятельности в уездах Московской губернии. Тульская губерния рассмотрена в работе как типичная провинциальная губерния Центральной России, граничащая с Московской и обладающая одним из самых высоких показателей по количеству благотворительных учреждений среди губерний Российской империи. В работе проводится сравнение развития благотворительности по губерниям в целом, а также по отдельным уездам, между городами и сельской местностью.
Хронологические рамки исследования охватывают пореформенный период и начало XX в. Данный отрезок времени характеризуется либеральными реформами, повлекшими за собой социально - экономические и политические изменения в обществе (социальное расслоение, индустриализацию, урбанизацию) и, как следствие, рост социальных проблем и увеличение числа неимущих. Именно в этот период формируется разветвлённая система благотворительных учреждений, а в благотворительную деятельность вовлекаются широкие слои населения.
Целью работы является изучение процессов становления и развития благотворительной помощи в Московской (столичной) и Тульской (провинциальной) губерниях во второй половине XIX- начале XX вв.
Задачи исследования:
-
Проанализировать развитие законодательной базы в сфере благотворительности, определив компетенцию местных органов самоуправления в Московской и Тульской губерниях и механизм государственного регулирования.
-
Сравнить степень вовлечения в благотворительную деятельность представителей различных сословий столичной Московской и провинциальной Тульской губерний, выявив типичные и особенные мотивы их участия в деле оказании помощи бедным.
-
Охарактеризовать процесс становления и развития благотворительных учреждений в городах и в сельской местности Московской и Тульской губерний, сопоставив его с общероссийскими тенденциями, выявив общие и различные черты.
-
Рассмотреть виды благотворительной помощи, оказываемой частными лицами, церковными попечительствами, сословными и местными органами самоуправления в столичной и провинциальной губерниях, определив значение частной благотворительности в системе филантропических учреждений Московской и Тульской губернии.
Объект исследования – процесс развития благотворительности в пореформенной России.
Предмет исследования - благотворительная деятельность частных филантропов, благотворительных учреждений, органов местного самоуправления в Московской и Тульской губернии.
Методология исследования основана на принципах историзма, объективности научного познания, критической интерпретации источников. Основу понятийного аппарата исследования составляют термины благотворительность, филантропия, бедность, нищенство, общественное призрение, частная благотворительность, попечение, сформулированные на основании анализа разнообразных трактовок идентичных терминов в работах современных исследователей благотворительности.
Под благотворительностью в исследовании подразумевается добровольная негосударственная деятельность, основанная на безвозмездной помощи и имеющая своей целью улучшение социального благополучия как отдельных лиц или групп, так и общества в целом. Филантропия в исследовании выступает синонимом термина благотворительности. Первоочередная помощь предназначалась бедным, не имеющим возможности получать средства от трудовой деятельности (дети, старики, инвалиды). Кроме этого помощь предоставлялась другим социально незащищённым категориям населения: вдовам, безработным, пострадавшим от неурожаев и стихийных бедствий, больным, а также нищим. Нищенство рассматривается как крайняя степень бедности населения, живущего в отсутствии возможности иной помощи подаянием и прошением милостыни. Общественная и частная благотворительность, общественное и частное призрение понимаются как формы организации благотворительной деятельности. При этом общественная благотворительность объединяет деятельность сословных обществ и органов местного самоуправления по оказанию помощи бедным. В понятие частная благотворительность включается работа иных благотворительных обществ (в том числе и церковно-приходских попечительств) и учреждений, а также отдельных филантропов. В связи с тем, что количество благотворительных обществ и заведений в исследуемый период неуклонно увеличивалось, в исследовании представлен анализ типичных для указанных регионов видов и форм благотворительной деятельности без детального описания истории создания и функционирования отдельных обществ и заведений.
Термин призрение, получивший своё распространение в XVIII в., употреблялся и на протяжении XIX в., постепенно уступая место понятию попечение, которое подразумевало непосредственное личное участие в оказании помощи, а не только предоставление денежного пожертвования. Таким образом, в работе данные термины употребляются в качестве синонимов и обозначают непосредственное участие, заботу, присмотр в отношении адресатов благотворительности.
Исследование проведено с применением историко-генетического метода, позволяющего рассмотреть деятельность благотворительных учреждений Московской и Тульской губернии в развитии на определённом отрезке времени. При анализе видов и форм благотворительной помощи, распространённых в городах и сёлах Московской и Тульской губерний был применён историко-типологический метод, позволивший классифицировать благотворительные учреждения (общества и заведения) по признакам: категории нуждающихся, источники финансирования, ведомственная принадлежность, способы предоставления помощи.
Для сопоставления мотивов благотворительной деятельности представителей разных сословий, городского и сельского населения, способов оказания помощи частными филантропами, сословными обществами, органами местного самоуправления, церковными учреждениями использовался историко-сравнительный метод.
Раскрытию благотворительной деятельности как комплексной системы мероприятий, отражённой в законодательстве, деятельности благотворительных учреждений разного уровня (частные, церковные, сословные, органов местного самоуправления), роста гражданской активности в деле оказания помощи неимущим способствовал историко-системный метод. Применение количественного анализа позволило выявить численные характеристики развития деятельности благотворительных институтов, действовавших на территории Московской и Тульской губернии.
Источниковая база исследования. В комплексе источников, привлечённых для проведения данного исследования, можно выделить следующие группы:
Официальные документы законодательного и регламентирующего характера. Основная их часть содержится в Полном собрании законов Российской империи (ПСЗ) и Своде законов Российской империи (СЗ), а также в Собрании узаконений и распоряжений правительства, сборниках актов Министерства внутренних дел. Данные документы позволяют проследить эволюцию правового регулирования в сфере благотворительности, выявить обязанности отдельных сословий по осуществлению призрения, проанализировать компетенции государства по регулированию благотворительной деятельности и функции органов местного самоуправления в данной сфере.
Вторую группу источников составляют делопроизводственные документы (опубликованные отчёты о деятельности благотворительных учреждений, церковно-приходских попечительств, городских и земских управ, а также журналы заседаний данных обществ). Имеющиеся отчёты благотворительных обществ и заведений представлены в виде ежегодных сводных ведомостей о деятельности учреждений. Некоторые из них были приурочены к юбилейным датам. Также в исследовании использованы делопроизводственные документы, содержащиеся в архивных фондах ГАУТО и не введённые ранее в научный оборот: Ф.51 «Тульское губернское правление», Ф.52 «Тульский губернский статистический комитет», Ф.53 «Тульское губернское присутствие», Ф.85 «Тульское городское попечительство о бедных», Ф.86 «Тульские детские приюты», Ф.526 «Попечительный комитет Богородицкой общественной Александровской Богадельни», Ф.776 «Епархиальная богадельня», Ф.778 «Тульский приказ общественного призрения», Ф.2207 «Общество вспомоществования нуждающимся ученицам гимназии». Материалы указанных фондов содержат отчеты о деятельности благотворительных учреждений, городских и земских управ, журналы заседаний обществ. В них представлены сведения о количестве учреждений, числе призреваемых, источниках финансирования, доле благотворительных капиталов в сметах органов самоуправления.
В третью группу источников включены архивные и опубликованные статистические отчёты и своды. Содержащиеся в них сведения позволяют представить целостную картину развития благотворительности в Российской империи и в отдельных её регионах. Данные отчётов и статистических сборников содержат информацию о структуре и деятельности различных благотворительных учреждений в губернских и уездных городах, в сельской местности, в целом по губерниям.
Данные периодической печати составили четвёртую группу источников. В первые десятилетия XIX в. в прессе печатались лишь краткие сведения о крупных пожертвованиях. Во второй половине XIX – начале XX вв. увеличивается число подобных публикаций, расширяется тематика статей, связанных с благотворительностью. Авторы все чаще от описания деятельности благотворительных учреждений и информации о крупных пожертвованиях и жертвователях переходили к анализу причин нищенства, обсуждению эффективных способов оказания помощи и выработке превентивных мер для недопущения нищенства и поддержания уровня жизни малоимущего населения.
Использование разноплановых источников общероссийского и регионального уровня позволило проанализировать и сравнить процесс формирования и развития различных форм и видов благотворительной деятельности в Московской и Тульской губерниях, как в городах, так и в сельской местности.
Степень изученности проблемы. Исследования по данной тематике представлены литературой, относящейся к двум временным промежуткам, первый из которых включает период XIX – начала XX вв., второй - с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время. В советский период тема благотворительности в научной литературе затрагивалась лишь косвенно в связи с изучением других аспектов истории дореволюционной России (предпринимательской деятельности купечества и дворянства, культурных учреждений и т.д.). Понятие «благотворительность» являлось чуждым социалистическому обществу, в котором не могло быть нуждающихся.
В первой половине XIX в. появились первые издания, обобщающие официальные сведения о количестве благотворительных учреждений и их региональном развитии. Эти работы сопровождались краткими аналитическими выводами об исторических традициях и современных на тот момент тенденциях развития благотворительности в России. Авторами большинства работ в данный период являлись преимущественно чиновники разного ранга, имевшие доступ к статистическим сведениям, законодательным источникам.
Большая часть литературы по тематике благотворительности относится ко второй половине XIX - началу XX столетия – периоду возрастания интереса к явлению благотворительности, увеличения денежных средств для вспомоществования, образования большого количества благотворительных обществ и заведений, активизации государственной заинтересованности в формировании системы филантропических учреждений. Тема благотворительности становится предметом научно-публицистических изданий известных российских экономистов, правоведов, крупных благотворительных и общественных деятелей. Многие из них стремились изучать не только историю, но и современные тенденции благотворительности, как в России, так и в европейских государствах. Расширился круг обсуждаемых вопросов и проблем, а именно: систематизация фактов из истории политики правительства в области общественного призрения с выделением основных этапов их развития; исследование взаимоотношений государства и системы общественного призрения (авторы считали, что государство с течением времени все более стало осознавать необходимость благотворительной деятельности, стремясь определить правовую базу деятельности учреждений и стимулировать частную благотворительность); изучение нищенства (причины явления, выделение категорий нищих, определение эффективных мер по предотвращению нищенства); освещение деятельности отдельных благотворительных учреждений с попытками определения эффективности способов и форм оказания помощи нуждающимся; исследование церковно-приходской благотворительности (например, некоторые авторы на основе анализа поступления и расходования пожертвований делали выводы о недостаточной эффективности приходской благотворительности, с которой многие связывали надежды на развитие помощи бедным в сельской местности); обсуждение роли органов местного самоуправления в сфере общественного призрения (авторы пытались предложить городским думам использовать опыт западных государств по организации городских попечительств, деятельность которых очень высоко оценивалась современниками); некоторые исследователи проявили интерес к проблемам мотивации благотворительной деятельности и её изменения при переходе от традиционного вспомоществования к новым видам благотворительности на рубеже XIX – XX вв.
Особенностью историографии второй половины XIX в. являлось то, что авторы были современниками, а также непосредственными участниками благотворительных деяний. Их работы, как правило, включали в себя обзор исторических традиций благотворительности в России, описание действующих филантропических учреждений, проекты, призванные стимулировать развитие и повышать эффективность благотворительной деятельности.
Становление современной российской историографии по изучению благотворительности началось на рубеже 80-х – 90–х гг. XX в. Начальный этап характеризовался постановкой новых научных проблем, определением тематической терминологии. Со второй половины 90–х гг. интерес к изучению благотворительности начал возрастать: в научный оборот были введены ранее не изученные источники, опубликованы первые монографии, увеличилось количество диссертационных работ, исследователи обратились к изучению регионального опыта благотворительности.
В широком круге публикаций можно очертить круг основных вопросов, поднимаемых современными исследователями благотворительности. Многие результаты научных изысканий последних лет были опубликованы в серии сборников «Благотворительность в России». Публикации данного издания отличаются высокой степенью научности и освещением различных аспектов благотворительности (исторические, социально-экономические, психологические и др.). Анализ системы правового регулирования сферы общественного призрения и деятельности благотворительных институтов проведён в работах Е.А. Абросимовой, А.Р. Соколова и др.. Исследователи определили тенденции государственной политики в сфере благотворительности (регламентация порядка открытия, финансирования, членства, поощрения и т.д.).
Большое число научных публикаций посвящено изучению истории создания и функционирования отдельных благотворительных институтов. Авторы на основе региональных материалов анализируют деятельность благотворительных обществ и заведений, характеризуют систему управления и источники финансирования, методы и виды предоставляемой помощи, определяют роль властных структур и органов местного самоуправления в деятельности благотворительных учреждений, выделяют региональные особенности благотворительности. Исследования по данной тематике в регионах, как правило, охватывают деятельность губернских городских учреждений, где благотворительность развивалась интенсивнее.
Ряд исследований посвящен истории и функционированию наиболее крупных российских благотворительных обществ, находившихся под эгидой правительства, таких как: Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии. Авторы, сосредотачивают свое внимание на подробном анализе крупных столичных благотворительных обществ, являвшихся образцом для региональных благотворительных учреждений.
Одним из направлений исследований стало изучение психологических аспектов благотворительной деятельности (влияние традиций христианского милосердия), определено место церковных благотворительных институтов (монастырей, богаделен, попечительств) в общей системе благотворительных учреждений провинции и столиц, проанализирована просветительская деятельность церкви, рассмотрено взаимодействие церковных попечительств с органами местного самоуправления. Авторы сходятся в том, что церковь занимала важное место в структуре благотворительных учреждений, при оказании единовременной помощи во время неурожаев и войн.
Участие органов местного самоуправления в благотворительной деятельности стало самостоятельной темой научных исследований. Ученые, анализируя на основе архивных источников деятельность городских органов самоуправления, делают выводы о более интенсивном развитии благотворительности в губернских городах благодаря деятельности городских дум. Земства, по мнению исследователей, в силу специфики своей деятельности и ограниченности финансовых средств, стремились посильно участвовать в благотворительной деятельности, оказывая бесплатную медицинскую помощь.
Историко-антропологический подход позволил современным исследователям по-новому взглянуть на деятельность отдельных филантропов и сословных обществ в становлении системы помощи бедным в России.
Особенностью современного этапа исследований благотворительности стало появление первых обобщающих трудов. В книге А.С. Боханова рассматривается благотворительная деятельность видных предпринимателей С. Морозова, С. Мамонтова, братьев Третьяковых и др. Исследование П.В. Власова посвящено рассмотрению становления благотворительности в России со второй половины XVIII до начала XX вв.: формированию и функционированию благотворительных институтов (воспитательных домов, приютов, больниц, богаделен, домов призрения и др.), описанию мотивов и размеров пожертвований, личностных характеристик известнейших меценатов Морозовых, Алексеевых и др. В исследованиях Г.Н. Ульяновой проанализирована эволюция законодательства о благотворительности, рассмотрена мотивация благотворительной деятельности, выявлены тенденции развития благотворительности в столичном регионе, прослежено течение и реализация финансовых поступлений на социальные нужды, определена роль благотворительной помощи в контексте формирования черт гражданского общества в России, выявлены региональные особенности реализации общественной инициативы в деле помощи малоимущим на примере крупных городов. Отличием монографии А.Р. Соколова от других современных исследований является подробное освещение вопроса взаимодействия общественной и государственной инициативы в сфере оказания помощи неимущим. В работе проанализировано формирование и развитие системы частной благотворительности и общественного призрения.
Таким образом, на современном этапе изучения благотворительности можно констатировать изменение вектора исследований: от изучения отдельных элементов благотворительной деятельности к комплексному изучению благотворительных институтов, выявлению региональных особенностей становления благотворительности, сравнительному анализу развития благотворительной системы в различных губерниях, в сельской местности и в городах. Несмотря на многочисленные регионоведческие исследования, пока еще остается ряд малоизученных аспектов благотворительной деятельности, таких как: структура и организация благотворительных учреждений в сельской местности, система благотворительной помощи на столичном, губернском и уездном уровне, а также городском и сельском, общественном и частном, сословном. Следовательно, сравнительное изучение благотворительных учреждений в столичной Московской и провинциальной Тульской губерниях представляет научный интерес.
Научная новизна поставленных задач заключается в комплексном анализе развития благотворительной деятельности в двух соседних губерниях (столичной и провинциальной). В большинстве научных работ исследователи подвергли анализу лишь некоторые направления благотворительной деятельности или рассматривают историю создания и развития отдельных благотворительных учреждений. В данном исследовании впервые представлен сопоставительный анализ развития благотворительной помощи как в рамках губерний (Московской и Тульской), так и в сравнении между ними. Впервые осуществлёно исследование развития благотворительной деятельности в сельской местности этих губерний.
В научный оборот введены не опубликованные ранее архивные документы и печатные источники: отчеты уездных городских и сельских благотворительных обществ и заведений Московской и Тульской губерний, статистические данные о деятельности церковно-приходских попечительств, органов городского и земского самоуправления и др. Привлеченные источники позволили систематизировать данные о деятельности этих учреждений, составить сравнительные таблицы. В работе были подсчитаны абсолютные и относительные показатели количества благотворительных учреждений, динамики их увеличения, преимущественного применения тех или иных видов помощи, финансирования учреждений, долевого участия различных структур в благотворительной деятельности и т.д. Таким образом, в диссертации проанализированы тенденции развития благотворительной помощи в Московской и Тульской губернии в контексте модернизации Центральной России во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены автором на научных конференциях: всероссийских - II, III, IV научно-практических конференциях «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований» (2007, 2008, 2009 гг., Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого), Третьих Всероссийских краеведческих чтениях (22-23 июня 2009, Москва, ИАИ РГГУ), областных - Третьей научно-практической конференции (27сентября 2007, Коломна, КГПИ) и нашли отражение в научных публикациях.
Практическая значимость исследования. Диссертация существенно дополняет исследования в области благотворительности как в России в целом, так и в Московской и Тульской губерниях, в частности. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для подготовки обобщающих работ по истории благотворительности, социально-экономической истории, организации регионоведческих и краеведческих исследований. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавательской деятельности для подготовки курсов лекций по социально-экономической и культурной истории, разработки школьных спецкурсов по изучению проблем пореформенной России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Правовое регулирование благотворительной деятельности в пореформенной России
Анализ законодательных актов, регулировавших благотворительную деятельность во второй половине XIX - начале XX вв., невозможен без краткой предыстории законодательства в этой области. Основную деятельность по оказанию помощи неимущим в России до XVIII в. выполняла церковь и крестьянская община, деятельность которых основывалась на христианских традициях милосердия и «нищелюбия». Становление системы государственного призрения, по мнению многих дореволюционных исследователей благотворительности , происходит во время правления Петра І. В периодизации развития системы государственного и общественного призрения и благотворительности в России, предложенной в работе крупного современного исследователя А.Р. Соколова , петровская эпоха также выделяется как период появления первых законодательных актов, определяющих обязанности государства по призрению отдельных социальных групп. В первую очередь петровские указы касались отставных солдат и офицеров. Так, указ от 16 января 1712 г. постановлял учредить во всех губерниях госпитали для увечных и престарелых воинов, а также для незаконнорожденных младенцев119. В указе Сенату от 22 марта 1716 г. говорилось о необходимости организации призрения нуждающихся офицеров. Законом предусматривалось помощь в предоставлении работы или, при невозможности трудиться, выделение пожизненного жалования за государственный счет .
Законодательство петровской эпохи касалось призрения и других социальных категорий. Восстановленный указом от 24 января 1701 г. Монастырский приказ, закрытый в 70 — х гг. XV1T в., обязан был отсылать доставляемых в него нищих в богадельни и. монастыри. При этом средства, выделяемые государством на финансирование монастырей, отчасти шли на содержание этих богаделен "". Помимо этого регламент главного магистрата указывал на необходимость, создания в городах госпиталей для «сирых, убогих, больных и увечных, престарелых обоего пола», сиротских домов, школ, указывая, что подобные заведения заграницей имеются не только в больших, но и в малых городах1" . Данные пункты устава носили «разрешительный» характер. В связи с длительной войной, средств для организации подобных заведений у государства не было, не существовало законодательного регулирования в отношении частных пожертвований, в связи с этим законы оставались нереализованными. По-прежнему основным благотворителем являлась церковь.
Ситуация изменилась г.».конце XVIII в., когда в ходе реформы губернского управления были образованы Приказы общественного призрения (1775г.) . В обязанности приказов входило устроение и содержание в губерниях таких заведений как больницы, дома для сумасшедших, богадельни, сиротские и воспитательные дома, училища для детей и канцелярских служителей, фельдшерские школы, смирительные и рабочие дома125.
Для финансовой поддержки данных учреждений из казны на каждую губернию единовременно выделялось 15000 р. с правом помещения капитала в банк для получения процентов. Помимо этого официально разрешалось принимать пожертвования от «доброхотных людей к благим установлениям доброхотного подаяния» "\ Для увеличения сбора пожертвований разрешалось осуществлять кружечный сбор. Таким образом, при отсутствии достаточного объёма государственных средств на цели призрения законодательно была санкционирована частная благотворительность. Кроме частных пожертвований источниками финансирования Приказов общественного призрения были плата за призрение в заведениях приказов; штрафные деньги по приговорам присутственных мест; проценты спорных сумм, находившихся в судебных органах до вынесения исковых решений; а также проценты, получаемые с продажи игральных карт . В начале XIX в. приказы получили право на реализацию игральных карт — популярной продукции, монополия на продажу которой была введена в 1806 г. Приказы получали 5 % от их реализации " . Таким образом, государство предоставляло приказам законную возможность для поступления в их бюджет различных средств, признавая этим недостаточной сумму, выделенную правительством для организации эффективной деятельности данных учреждений. Финансовое благополучие Приказов общественного призрения зависело от инициативности губернаторов и от активности частных жертвователей.
Благотворители: сословный аспект
Реформы 60-70 гг. XIX в. вызвали последствия, коснувшиеся всех сфер жизни российского общества. Произошедшие трансформации в экономике повлияли на привычный жизненный уклад всех сословий, приведя к разным для отдельных категорий населения социальным последствиям. В сфере общественного призрения этот период характеризовался включением представителей всех сословий в благотворительную деятельность. В законодательстве обязанности сословий по призрению бедных указывались косвенно. Исключение составляло лишь крестьянство, для которого предусматривалась обязательная помощь неимущим (мирская повинность).
Наиболее значительными и активными жертвователями в пореформенный период проявили себя представители дворянства и купечества. Это было обусловлено, прежде всего, их достаточным материальным положением, а также сложившимися в более ранний период традициями участия в благотворительной деятельности представителей данных сословий.
До середины XIX в. дворянство было самым привилегированным и материально обеспеченным сословием. Дворяне составляли государственный аппарат, занимали высшие военные и гражданские чины. При этом государственная служба для данного сословия являлась не обязанностью, а правом" . Благотворительная деятельность в первой половине XIX в. осуществлялась также преимущественно дворянами. Традиции дворянской благотворительности продолжали своё развитие и во второй половине XIX столетия.
Ведущим мотивом оказания помощи неимущим дворянами являлись религиозные традиции. У всех сословий взгляд на пожертвования бедным (милостыню, подаяние) как на возможность искупления грехов прочно закрепился в религиозном мировоззрении, сформировавшемся со времени принятия христианства. Дворяне наиболее часто осуществляли пожертвования в пользу церкви. Денежные и вещественные пожертвования предназначались церквям и храмам, епархиальным богадельням.
Некоторые дворяне открывали богадельни на собственные средства. Предназначались они,.как правило, для призрения местных жителей. Но данное явление не носило массовый характер и зависело от волеизъявления помещика. Как правило, такие землевладельцы, владевшие имениями в разных уездах одной или нескольких губернии, стремились открыть в них благотворительные заведения. Таким образом, складывалась целая-сеть заведений, финансируемых одним лицом. Богадельни князей Голицыных действовали в Московском, Звенигородском, Подольском уездах Московской губернии. Богадельни княгини Юсуповой - в Московском и Звенигородском уездах, богадельни Шереметевых - в Московском, Рузском уездах. В Тульской губернии несколько поколений Бобринских поддерживал созданные ими больницу (Богородицкий уезд); училище и богадельню (Епифанский уезд). Таким образом, пожертвования дворян предназначались жителям окрестных сёл и деревень, улучшая благосостояние населения отдельно взятой местности, и способствуя снятию социальной напряжённости. Многие благотворительные заведения данного типа были основаны в первой половине XIX в., но продолжали функционировать и во второй половине столетия. Их финансирование осуществлялось из средств потомков основателей заведения. Там, где это было невозможно, благотворительные заведения передавались в ведение земств. Призрение бедных в Московской губернии осуществлялось в богадельнях, основанных такими дворянскими родами как Голицыны, Беклемишевы, Долгоруковы, Одоевские, Шереметевы, Щербатовы. В Тульской губернии действовали дворянские благотворительные заведения, основанные Арсеньевыми, Бобринскими, Гагариными, Селезнёвыми и др.208
В городах дворянская благотворительность имела несколько иную мотивацию. Побуждение к пожертвованиям обуславливалось не только христианским милосердием, но и стремлением выделиться среди высшего свега крупным пожертвованием. Так, князь A.M. Голицын помимо основания больницы в Москве, носившей его имя, завещал лечебному заведению крупное собрание редких картин и скульптур, тульское имение, хор певчих. Московские благотворительные заведения, многие из которых сохранились до нашего времени (Шереметьевский странноприимный дом, Вдовий дом, Голицынская больница, Первая градская больница и др.) внешне напоминают дворянские усадьбы и дворцы. Их постройкой занимались выдающиеся архитекторы М.Ф. Казаков, О. Бове, Дж. Кварненги, И.Д. Жилярди209. Строительство больниц и богаделен являлось проявлением авторитета для данного сословия, свидетельством благополучия" .
С развитием благотворительности во второй половине XIX в., виды благотворительной помощи, оказываемой дворянским сословием, становятся разнообразнее. Помимо пожертвований церкви и основания и содержания благотворительных заведений, отдельные представители дворянства включались в деятельность появлявшихся благотворительных обществ в качестве жертвователей и основателей. Например, инициатором создания Подольского благотворительного общества являлся предводитель дворянства A.M. Катков, Можайского - графиня П.С. Уварова, Серпуховского - графиня М.Ф. Соллогуб. Таким образом, филантропическая деятельность дворянства Московской губернии охватывала население сельской и городской местности.
В Тульской же губернии дворянство в основном принимало активное участие в оказании помощи сельскому населению. Деятельность представителей дворянского сословия активизировалась во время неурожаев и стихийных бедствий, пострадавшим от неурожая. Так, председателями попечительств, организованных в уездах для оказания помощи пострадавшим от неурожая, в 1891 г. являлись предводители уездного дворянства. В Ефремове - А.К. Бельгардт, в Черни — И.А. Долинино-Иванский, в Крапивне — Н.Н. Крюков, в Кашире - А. А. Чаплыгин, в Одоеве —СП: Воейков, в Туле -Н.Н. Жданов, в Белёве - М.Н. Черкасов)211. Продажу дешёвого хлеба нуждающимся осуществляли помещики А.П. Голицын, А.А. Арсеньев, Н.Д. Селезнёв" .
Помимо благотворительной помощи представителям неимущих слоев населения из числа горожан и крестьян, дворяне основывали благотворительные учреждения, направленные на оказание взаимопомощи представителям своего сословия. В Москве был основан Дом призрения дворян (1893 г.), в Туле - Дворянский вдовий дом (1894 г.). В Московской губернии в г. Серпухов в 1890 г. открыта дворянская богадельня, в г. Верее 1900 г. учреждена касса взаимопомощи для дворян уезда. Среди других форм помощи семьям бедных дворян практиковалась выдача стипендий для оплаты обучения детей, выдача пособий бедным представителям сословия. Данные мероприятия, распространившиеся в .конце XIX в., демонстрировали изменения, происходящие в социальной сфере и приводящие к трансформации сословных статусов. Отдельные представители дворянского сословия, являвшегося основным носителем благотворительной деятельности в начале XIX в., в связи с экономическими изменениями, произошедшими в пореформенный период, вынуждены были во второй половине XIX в. сами обращаться за помощью.
На арене общественной деятельности дворянство постепенно уступало позиции предпринимателям. В обществе стал возрастать авторитет купцов, промышленников, активно включавшихся в деятельность органов городского и земского самоуправления. Купечество, в отличие от дворянства, владевшего значительной недвижимостью при отсутствии свободных денежных средств, имело доходы, позволявшие жить «на широкую ногу». Обеды, развлечения, кутежи купечества не раз описывались в воспоминаниях современников, находили своё отражение в литературных произведениях213. Вкрупных городах целые улицы из «дворянских» становились «купеческими». Дворянские особняки Долгоруковых, Голицыных, Урусовых, Горчаковых, Салтыковых, Шаховских, Щербатовых, Мятлевых на Большой Дмитровке в Москве в конце XIX - начале XX вв. переходили во владение купеческих династий Солодовниковых, Голофтеевых, Цыплаковых, Шелапутиных, Хлудовых и т.д." Эти факты демонстрировали стремление предпринимателей соответствовать образу жизни дворян, составляющей частью которого являлось участие в благотворительной деятельности.
Благотворительные учреждения в столице и провинции во второй половине XIX - начале XX вв.:
Во второй половине XIX в. в Российской империи активно стали возникать и развиваться такие общественные институты как благотворительные учреждения. По организационной структуре они подразделялись на общества и заведения. Общества являлись добровольными объединениями, функционировали на основ е уставов и финансировались преимущественно за счёт негосударственных средств, занимаясь организацией разноплановой филантропической деятельности, направленной на оказание помощи нуждающимся. Благотворительные заведения оказывали помощь неимущим на стационарной основе, самостоятельно или в структуре благотворительного общества. 80-90-е гг. XIX в. - период наивысшего расцвета благотворительности в России, масштабной деятельности благотворительных учреждений, как в столице, так и в провинции. На этот период приходится пик образования благотворительных обществ. Образцом организации их филантропической деятельности и примером для провинциальных губерний являлись города Москва и Санкт-Петербург. В столицах сосредотачивались более крупные капиталы, но и количество нуждающихся в помощи было больше. Документы предоставляют возможность сравнить опыт Московской и Тульской губерний в сфере благотворительности. Выявить степень влияния столичной благотворительности на организацию помощи неимущим в уездах Московской губернии и соседней Тульской. Выделить особенные черты в организации филантропической деятельности, проанализировать динамику создания благотворительных обществ в городах и сельской местности данных губерний.
В связи с увеличением числа благотворительных учреждений к концу столетия, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия предприняла попытку систематизации сведений о благотворительных обществах и заведениях. В результате в 1899 г. и 1907 г. было издано два стагических сборника289. Сведения для них были собраны специальной Комиссией по организации и устройству Отдела Ведомства учреждений императрицы Марии и созданным при Канцелярии его императорского величества особым Статистическим отделом, в задачи которого входило взаимодействие с благотворительными учреждениями290. Статистические сведения, собранные в этих изданиях и дополненные отчётами местных обществ, позволяют выявить их типологию, проанализировать динамику создания, охарактеризовать направления деятельности, источники финансирования.
Деятельность всех обществ регламентировалась уставами. В них определялись цели общества, состав и число членов291. Так, почетными членами признавались «лица, оказывающие обществу услуги выдающимися пожертвованиями или иным образом способствующие успешному развитию деятельности общества»; действительные члены непосредственно участвовали в деятельности общества с уплатой ежегодных или ежемесячных взносов; «члены - соревнователи» ежегодно передавали обществу взнос в минимальном размере или «содействовали действительным членам в исполнении ими своих обязанностей по обществу»" 2. Помимо этого в уставах прописывались обязанности по управлению делами общества со стороны общего собрания, отдельных членов и имеющихся других структурных единиц (например, Комитетов общества, Ревизионной комиссии) 293, которые могло определять само общество. Уставы предусматривали сроки и порядок созыва собраний, которые могли быть обыкновенными и чрезвычайными. Обыкновенные собрания решали вопросы избрания новых членов, рассматривали отчёты общества и его комитетов, решали текущие вопросы, утверждали сметы, принимали решение об открытии благотворительных заведений общества. Чрезвычайные собрания созывались для рассмотрения дел, решение которых не могло быть отсрочено до следующего очередного собрания. Как правило, такие заседания происходили во время стихийных бедствий, неурожаев, эпидемий, когда была необходима экстренная помощь пострадавшим. Проведение чрезвычайных собраний осуществлялось по требованию определённого количества членов общества, которое также определялось в уставе.
В уставах указывалось, из каких средств складывался бюджет общества. Такими средствами являлись членские взносы, единовременные пожертвования, а также любые сборы, «получаемые другими дозволенными способами»" . Помимо этого в уставах были прописаны права общества и процедура закрытия. Решение принималось на общем собрании, о прекращении деятельности общества через губернатора доводилось до сведения Министерства Внутренних дел.
В 1899 г. в Российской империи благотворительных учреждений насчитывалось 14854, обществ — 7349 (49,4% всех благотворительных учреждений). До XIX в. было создано только 0,5 % от общего количества благотворительных обществ, основная их часть была открыта в 1891- 99 гг.— 3961 (53,9 %)" . Данная тенденция была характерна в частности для Московской и Тульской губерний. Так, до XIX в. в Московской губернии (за исключением столицы) не было ни одного благотворительного общества. К 1861 г. действовало только одно общество - братство преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной академии в Троице-Сергиевском посаде296. В Тульской губернии действовало единственное благотворительное учреждение - церковно-приходское попечительство в селе Переволоки Крапивенского уезда, созданное в 1827 г."
Увеличение числа благотворительных обществ в этих губерниях происходит в пореформенное время, когда в результате либеральных реформ 60 - 70 гг. XIX в. произошло упрощение процедуры их открытия. Наиболее значительное увеличение числа обществ в этих губерниях, как и в целом по России, приходится на 1890-е гг. После того как вступил в действие «Примерный устав обществ пособия бедным» (1897г.), а затем и примерные уставы других благотворительных обществ («Общества вспомоществования учащимся», «Попечительного о домах трудолюбия» и др.)" количество благотворительных обществ на местах заметно увеличилось (см. табл. № 1).
Благотворительная деятельность органов местного самоуправления
Развитие системы благотворительных учреждений во второй половине XIX - начале XX в. способствовало переосмыслению форм и методов предоставления помощи неимущим. Частные благотворители, сословные общества, органы местного самоуправления, принимающие непосредственное участие в благотворительной деятельности, при оказании поддержки бедным уже не довольствовались простой выдачей пособий из собранных средств. Задачей жертвователей становилось предупреждение бедности и крайней степени ее проявления - нищеты, вынуждавшей просить подаяние .
Особенно остро проблема увеличения количества бедных (и в особенности нищих) затрагивала крупные города (губернские центры). Бедные и нищие были и в уездных городах, иг в сёлах. Но их количество здесь было меньше. Население городов вследствие либеральных реформ, увеличивалось. Кроме этого, притоку бедных в города способствовало наличие в городском социуме богатых жертвователей из числа предпринимателей и купечества. Так, в среде московского населения сложились даже свои традиции в отношении к нищим .
Москву с давних времён «называли, как «благотворительницей» так и «всероссийской богадельней» 10. В материалах первого Съезда деятелей общественного призрения, отмечалось, что в Москве «нищий всегда был не только жданным, но и ...очень желанным гостем в каждом, сколько - нибудь зажиточном доме»4". Современники описывали ситуацию с нищенством в г. Туле в середине XIX в. следующим образом: «бедные ...толпятся в притворах церковных и кажется, в самом городе нимало не уменьшаются, а ещё умножаются...» .
При всех значительных храмах и приходских церквах г. Москвы были свои записные нищие, были штатные приписные нищие имелись при патриаршем доме, при соборах (Богородицком, Пречистенском, Успенском, Архангельском таких нищих было по 10 человек, при Чудовом монастыре и соборе Николы Гостынского по 12, при Петровском Соборе (Василий Блаженный) 10 человек и т.д.».
Несмотря на гуманное отношение к нищенству среди жителей столицы, проблема увеличения количества бедных и нищих волновала городские власти, органы городского самоуправления, общественность, заставляя их изыскивать новые пути для сокращения числа бедных и предупреждения нищенства. Несмотря на имевшееся в городах большое количество благотворительных учреждений, по сравнению с сельской местностью, число бедных и нищих здесь не сокращалось, а напротив, увеличивалось. К 1902 г. в Москве по данным статистики имелось 312 благотворительных обществ и 928 заведений. В Туле количество благотворительных обществ в этот период составляло - 32, заведений - 57 .Но деятельность филантропических учреждений в губернских центрах не была взаимосвязана. В связи с этим городские власти и органы местного самоуправления были заинтересованы в создании системы благотворительных органов, действовавших согласованно в едином направлении.
Первым шагом, предпринятым городскими властями для прекращения нищенства в губернских городах, было создание особых Комитетов нищих. Первый подобный комитет был образован в 1837 г. в Санкт-Петербурге и за 25 лет своей деятельности разобрал дела 41 875 задержанных за попрошайничество. Все они были распределены согласно своему действительному материальному положению (в случае истинной нужды помещались в больницы, приюты, богадельни и т.п.) и в 1862 г. в Доме призрения находилось лишь 214 человек415. В 1838 г. Комитет нищих был создан в Москве.
Примеру столиц следовали и в губерниях. Так, в 1850 г. подобный комитет был открыт в г. Туле. Виды оказания помощи были разнообразны: помещение в больницу, выделение пособий для возвращения на родину, назначение пособий старым и слабым нищим, вдовам416. Но количество нищих по - прежнему не сокращалось.
Столичные Комитеты нищих также не могли разрешить проблему нищенства, не имея для этого достаточных средств. Полиция доставляла лишь 10 - 15 % нищих, остальные высылались на родину (или в большинстве случаев до ближайшей станции железной дороги), но оттуда они. тотчас- же возвращались в столицу417. Комитеты нищих в конце XIX в. были упразднены, не разрешив проблемы. В действительности вопрос о минимизации нищенства был гораздо глубже и многогранней. Дела Комитетов нищих были переданы в ведение городских управлений 4 8.
Проблема бедности и нищеты волновала многих современников, которые пытались выявить причины столь распространившегося явления и найти способы для его пресечения. Л.Н. Толстой в своём публицистическом произведении «Так что же нам делать?», посвященном проблеме нищенства писал: «Я знаю деревенскую бедность; но городская была для меня нова и непонятна. В Москве нельзя пройти улицы, чтобы не встретить нищих...»419. Одной из причин этого могло являться то обстоятельство, что бедные в небольших населённых пунктах были всегда на виду и были известны многим, если не всему населению. И превращать нищенство в профессию, в ремесло было просто постыдно. С другой стороны в малых населённых пунктах обществу, в том числе и благотворительному, проще было выделить пласт действительно нуждающихся в оказании помощи из общего количества просящих о милостыни и легче избрать подлинно эффективный вид оказываемого вспомоществования.
Принимая участие в Первой Всероссийской переписи населения, Л.Н. Толстой, заинтересовавшись проблемой нищенства, попросил назначить его переписчиком в московский участок, где находились ночлежные дома. Дома эти в Москве считались притонами «самой страшной нищеты и разврата» " . Толстой, занимаясь переписью, видя проблемы обитателей ночлежных домов, стремился найти «несчастных от бедности, таких, которым можно помочь, поделившись с ним нашим избытком...»421. Писатель поначалу считал, что денежным подаянием можно решить проблему нищенского существования жителей ночлежных домов. Но как оказалось, большинству нужно было уделить «много времени и заботы»422 и подаяние, пусть и значительное не разрешало их проблем.