Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии Разуваева Наталья Александровна

История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии
<
История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Разуваева Наталья Александровна. История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Пенза, 2006.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/654

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Благотворительность как феномен социальной истории России 31

1.1. Формирование государственной политики в области благотворительности. Первые благотворительные учреждения 31

1.2. Земская благотворительность 59

1.3. Общественная и частная благотворительность 71

1.4. Роль русской православной церкви в системе благотворительности 82

Глава II. Благотворительность в Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв 98

2.1. Организация и деятельность Пензенского приказа общественного призрения 98

2.2. Благотворительная деятельность Пензенского земства 104

2.3. Пензенский губернский попечительный о тюрьмах комитет 114

2.4. Пензенское губернское попечительство о бедных. Училище трудолюбия. Александрийский детский приют 136

2.5. Пензенский губернский благотворительный комитет. Губернское управление российского общества Красного Креста. 152

2.6. Благотворительная деятельность Пензенской епархии 159

2.7. Вклад М.М. Киселевой в развитие частной благотворительности 173

2.8. Благотворительная деятельность Пензенских предпринимателей 178

Заключение 197

Список источников и литературы 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе, когда Российская Федерация переживает охвативший все сферы жизни общества затяжной кризис, особую актуальность и остроту приобрела потребность формирования эффективной системы социальной защиты различных слоев населения. В этой связи, наряду с государственной социальной политикой, определенный вклад в решение проблемы смягчения социальной напряженности может внести благотворительность как адресная помощь нуждающимся со стороны общества.

В сложившейся ситуации правомерно обратиться к опыту второй половины XIX - начала XX вв., когда в условиях капиталистической модернизации России, сопровождавшейся нарастанием противоречий и социального напряжения, сложилась и действовала сеть благотворительных заведений и организаций, стремившихся оказать посильную помощь и поддержку неимущим, численность которых в России быстро росла. Возрождение традиций благотворительности - социального явления, имеющего в России глубокие исторические корни - может послужить гуманному делу оказания материальной и духовной помощи той части населения, которая в силу объективных и субъективных причин оказалась за чертой бедности.

Богатый опыт в организации благотворительной помощи нуждающимся и страждущим накопила Русская православная церковь. Известно, что церковь не является специфически благотворительной организацией, но было бы неверным видеть ее функции только в рамках духовно-нравственного наставничества и отправления традиционных религиозных обрядов. Сегодня идеи добра, изначально присущие православию, как никогда жизненно необходимы больному российскому обществу, в котором быстро растет социальное неравенство людей.

Таким образом, тема настоящего исследования относится к малоизученному и перспективному направлению в отечественной исторической науке: истории российской благотворительности.

Обращение к научной разработке истории благотворительности и общественного призрения на региональном уровне способствует получению более объективных знаний об организации, методах, общих и местных проблемах формирования и деятельности учреждений социальной помощи. История социальной работы поможет существенно дополнить картину прошлого как в социально-экономическом, так и в культурном отношении.

Основными понятиями, которыми мы будем оперировать, являются «милосердие», «благотворительность» и «общественное призрение». Поскольку нормативные документы благотворительных организаций XIX -начала XX вв. не дают определений этих понятий, об их исторически-конкретном содержании приходиться судить, прежде всего, по словарям и энциклопедиям рассматриваемого периода. Тем более что к их написанию привлекались известные исследователи в области общественного призрения1. В словаре В.И. Даля под «милосердием» понимается «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность»; «благотворение» - это «благодеяние, добродействие, делание добра» . Следовательно, благотворительность — это деятельное милосердие или милосердие в конкретных действиях. Словарь Брокгауза и Ефрона трактует «благотворительность», как «проявление сострадания к ближнему и нравственную обязанность имущего спешить на помощь неимущему»3. Рассматривая разницу в понятиях «благотворительность» и «общественное призрение», энциклопедический словарь института «Гранат» отмечает, что «благотворительность как форма помощи, в отличие от обязательного государственного призрения, носит 1 Герье В.И. Призрение общественное //Энциклопедический словарь /Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Репринтное воспроизведение. 1890. М., 1992. Т. 49. С. 165 - 177. 2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 94. 3 Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Репринтное воспроизведение. 1890. М., 1992. Т. 7. С. 55.

5 факультативный характер и является самым элементарным, непосредственным актом помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество»1. Общественное призрение в отличие от частной благотворительности «есть организованная система помощи со стороны государства и общества нуждающемуся населению»2. Общественное призрение может быть определено как высшая, культурная форма благотворительности, в то время как простейшая первичная ее форма - это простое подаяние милостыни нищим. Общественное призрение отличается от милостыни организацией, мотивами и целями. Милосердие опирается на базу христианской морали и выражается в раздаче милостыни всем просящим. Оно имеет личностный характер, помощь оказывается одним частным лицом другому. Субъектом общественного призрения является коллективное лицо - община, земская единица, городское общество или государство. Общественное призрение, как милостыня - это помощь, которая оказывается частным лицам, но в отличие от нее - предполагает предварительное выяснение действительного положения просящего о помощи. Общественное призрение выработало принципы целенаправленного и адресного оказания помощи, то есть заявляет о необходимости отделения действительно нуждающихся от тех, кто делает из своей нужды промысел. От простейших видов благотворительности общественное призрение отличается большим разнообразием форм деятельности, как открытых (пособие деньгами, продуктами и вещами; дешевое и бесплатное жилье и столовые; оплата обучения), так и закрытых (помещение призреваемых в больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома).

Объектом исследования являются Пензенские губернские благотворительные учреждения, церковная, предпринимательская и частная благотворительность. 1 Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат». Т. 6. С. 8. 2 Там же. Т. 33. С. 443.

В связи с этим предметом нашего исследования является деятельность светских и церковных благотворительных учреждений, а также частных благотворителей в Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX века до 1917 года. Нижним хронологическим рубежом является начало деятельности большинства благотворительных организаций в Пензенской губернии. С этого времени благотворительность в Пензенской губернии развивалась по четырем направлениям: государственная, общественная, частная и церковная. Верхняя граница исследования приходится на 1917 год - год коренного переустройства сферы социального призрения в России. После Октябрьской революции было ликвидировано большинство благотворительных обществ в губернии.

Территориальные рамки исследования ограничены Европейской частью России, куда входила Пензенская губерния, как типичный регион.

Историография проблемы. Быстрое развитие капитализма в пореформенной России отличалось тяжелейшими формами эксплуатации людей труда, их полным бесправием, обнищанием населения. В этих условиях возросло значение благотворительной деятельности. Во второй половине XIX - начале XX века проблемы благотворительности активно обсуждались на страницах светской и православной периодической печати. В целом по всем аспектам этой многогранной проблемы издано значительное число трудов.

Историография проблемы прошла два этапа в своем развитии. Первый этап охватывает конец XIX - начало XX века (до 1917 года), второй этап -конец 80-х годов XX - начало XXI века.

На первом этапе, хронологически совпадающем с периодом наивысшего подъема благотворительной деятельности в России, выходят работы по истории вопроса, издается специальная литература, анализирующая деятельность благотворительных обществ. В историко-

7 теоретических работах русских дореволюционных ученых и публицистов собран обширный эмпирический материал по изучаемой проблеме на общероссийском уровне, но региональные аспекты организации благотворительности и общественного призрения стали объектом исследования лишь в начале XX века и не получили достаточно полного научного освещения.

Прежде всего остановимся на изданиях, посвященных общим проблемам благотворительности в России1. Несмотря на то, что их объединяет очерковый, фрагментарный характер повествования, эти работы отличаются друг от друга. Довольно интересной по содержанию представляется работа «Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России». Автор подробно характеризует состояние общественного призрения во время правления Александра I. На основе этой работы была написана и в 1911 году издана другая монография — «Благотворительная Россия», характеристику которой мы дадим ниже. Труд К.П. Победоносцева касается лишь одной проблемы - совершенствования управления благотворительными учреждениями. Монография написана в виде комментария к работе особой правительственной комиссии по пересмотру действующего законодательства об общественном призрении, созданной под председательством статс-секретаря К.К. Грота в ноябре 1892 года и наработавшей к моменту написания работы некоторые варианты.

Некоторые отличительные особенности присущи монографии П.И. Георгиевского. Автор - профессор Санкт-Петербургского университета — поставил перед собой следующую цель: «Настоящей монографией имелось в 1 Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб., 1894; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894; Ильинский В. Благотворительность в России. История и настоящее положение. СПб., 1900; Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России. СПб., 1874; Кафтанов Н.Н Общественная благотворительность в России к 1889 году. М., 1888; Победоносцев К.П. Организация общественного призрения в России. СПб., 1898; Преображенский В.О. О благотворительности. Красноярск, 1898; Штоллер Г. Происхождение, сущность и значение современной благотворительности. М., 1903; Якоби А. Благотворительность. Спб., 1899; Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах -приходских попечительствах. М, 1876 и др.

8 виду только возбудить среди читающей публики интерес к столь живому и важному делу, как призрение бедных и благотворительность». С учетом этого книга построена на сопоставлении уровней благотворительности в России и некоторых странах Западной Европы, прежде всего Германии. Рассматривая на ее примере организацию призрения бедных вне городов, автор специальный параграф уделяет истории существовавших там сельских колоний. Георгиевский П.И. обращает внимание на то, что сельские колонии были необходимы в силу большого числа нуждающихся в них. Их организация решала многие проблемы призреваемых - это, прежде всего бесплатные пункты питания, ночлежные дома. Из двух имеющихся в книге приложений одно представляет проект Устава общества по устройству сельских колоний, в котором на 13 страницах расписаны основные вопросы их жизни и деятельности.

В еще большей степени стремление к осмыслению опыта общественного призрения, накопленного другими странами, присуще работам двух других авторов. Книга В. Дерюжинского представляет собой объединение ряда статей автора, опубликованных им в восьми номерах газеты «Русские ведомости» за 1893 год1. Из опубликованных статей только одна представляет собой очерк об истории благотворительности в России со времен Древней Руси до середины XIX века, причем ничего принципиально нового по сравнению с другими работами в ней нет, но зато другие статьи довольно интересно рассказывают об опыте Германии и Англии. В них дается развернутая характеристика ряда законодательных актов английского государства XVI - начала XVII веков об организации в этой стране частной благотворительности. Автор отмечает сходную структуру деятельности общественного призрения в странах Европы и России.

Из двух монографий приват-доцента Санкт-Петербургского университета С.К. Гогеля остановимся на той, которая непосредственно

Дерюжинский В. Заметки в общественном призрении. СПб., 1893.

9 посвящена благотворительности1. Замысел работы определил ее структуру. Из 145 страниц текста только 32 последних посвящены состоянию дела благотворительности в России, а остальные рассказывают о положении с ним в Германии, Франции, Англии и США.

При анализе работ по истории благотворительности в России можно выделить несколько монографий фундаментального характера, в которых интересующие нас проблемы проанализированы с достаточной полнотой. Разберем эти работы более подробно.

Большой интерес вызывает монография «Благотворительная Россия» , которая состоит из двух частей. В первой из них в хронологической последовательности дается подробная характеристика становления и развития благотворительности в России на протяжении нескольких веков. При этом авторы коллективного труда выделяют ее этапы. Таким образом, в первой части этой монографии дается периодизация истории благотворительности России, основное внимание уделено периодам правления Петра I, Екатерины II, Александра I и Николая II, из благотворительных обществ и организаций - Императорскому Человеколюбивому обществу. Вторая часть этого издания построена не по хронологическому, а по проблемному принципу, и это имеет свои преимущества, поскольку такое изложение дало возможность сосредоточить основное внимание на работе ведущих благотворительных обществ и организаций. Центральное место среди них занимает, и это нашло отражение в монографии, Ведомство Учреждений Императрицы Марии. В целом обе части этой монографии очень интересны и написаны на документальной основе, содержат сведения о различных сторонах государственной благотворительности. 1 Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908; Он же. Роль общества в деле борьбы с преступностью. СПб., 1906. 2 Максимов Е.Д. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. СПб., 1901.

Среди работ общего характера необходимо выделить работу «Общественное и частное призрение в России»1. Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России, который был приурочен к проходившему в 1906 году в Милане IV Международному конгрессу по общественному и частному призрению. Из большого числа статей по самой разнообразной тематике выделяется «Очерк истории развития и современного положения общественного призрения», написанный одним из самых компетентных специалистов по вопросам благотворительности, автором большого числа монографий и статей, управляющим канцелярией комитета попечительства о домах трудолюбия и работных домах, действительным статским советником Е.Д. Максимовым. Полностью соглашаясь с автором, что система государственной благотворительности берет свое начало с XVIII века, т.е. с правления Петра I, надо подчеркнуть и то, что она с небольшими изменениями просуществовала до 1917 года. В то же время надо отметить, что те или иные государственные деятели России вносили в эту систему отдельные коррективы. Далее в своем очерке автор переходит к проблемному принципу изложения, давая характеристику ведущим учреждениям и организациям в области благотворительности в России. Интересные данные приводит Е.Д. Максимов об общественном призрении в городах. В целом можно утверждать, что очерк Е.Д. Максимова является одним из лучших как с точки зрения освещения широкого круга проблем, так и представленного в нем их анализа, опирающегося на богатый фактический материал и широкую источниковую базу. В конце очерка автор приводит список использованной литературы, изучение которой оказало нам большую помощь в исследовании.

Помещенные в работе многочисленные публикации других авторов дают широкую картину основных направлений этого процесса в общегосударственном масштабе. Так, в статье O.K. Адеракса «Призрение слепых», подробно говорится как об истории этой, казалось бы, узкой 1 Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. проблемы, так и о ее состоянии к 1906 году. Статья привлекает развернутой характеристикой многих заведений для слепых с привлечением огромного фактического материала. Небольшая по объему публикация СИ. Уманец посвящена призрению глухонемых. Обратим внимание на статью Д.А. Дрилла, рассказывающую о призрении несовершеннолетних преступников. Очень интересной по содержанию и актуальной по значению представляется статья А.Ф. Селиванова «Общество помощи и защиты женщин», в которой автор приводит различные данные по истории проституции в России, начиная с середины XVII века. Автор отмечает, что в 1843 году проституция была объявлена терпимою, и в Санкт-Петербурге был устроен врачебно-полицейский комитет, разыскивающий продажных женщин, сделавших из проституции профессию. Автор почти все внимание сосредоточил на мерах борьбы с этим социальным злом, приводя богатый фактический материал о деятельности различных обществ и организаций, как по лечению женщин, так и по оказанию им необходимой помощи, направленной на возвращение их к нормальной жизни.

Не меньший интерес вызывает и статья Г.Г. Витте, посвященная такой редко упоминаемой проблеме, как «Помощь инвалидам». Автор обращает наше внимание на данные о десяти благотворительных обществах, основанных самими иностранцами. Что касается благотворительных обществ, то больше всего было германских, действовавших в десяти городах России.

Противоречивые суждения, по сравнению с другими сведениями о состоянии благотворительности на начало XVIII века, можно найти в статье В.В. Степанова «Богадельни и дома призрения». Данная публикация имеет очень интересные данные о распределении богаделен с учетом их численности, места нахождения и пола призреваемых, в которой присутствуют сведения, касающиеся Пензенской губернии. Проблемам денежной помощи в виде стипендий, различных пособий посвящено еще одно сообщение В.В. Степанова.

Любопытными представляются данные в статье «Снабжение пищей», в которой интересно рассказано об «Обществе народных столовых», находившегося под покровительством великой княгини Екатерины Михайловны. Специальный раздел сборника посвящен «Попечению о детях». Невозможно остаться равнодушными к фактам, приведенным автором. Завершает сборник статья Г.И. Дембо «Защита детей от жестокого обращения», которая не потеряла своей актуальности и в наши дни. Таким образом, давая общую оценку анализируемому сборнику, можно сделать вывод о том, что он охватывает все важнейшие направления благотворительной деятельности России. Богатейший фактический материал будет полезен современным исследователям при дальнейшем изучении проблемы.

Обратим внимание на еще одну фундаментальную работу1, авторами которой выступили известные специалисты-практики Е.Д. Максимов, П.И. Георгиевский, O.K. Адеракс, Е.С. Шумигорский. Характерной особенностью данного издания является то, что в нем даются отличительные особенности благотворительных обществ и заведений в целом по России. Интерес вызывают данные о годах основания обществ. В отношении основного содержания вышеназванной работы можно сказать, что она не отличается оригинальностью. Видимо, это связано с утвердившимися подходами к освещению темы у именитых авторов. Ее основу составляет целый ряд очерков, каждый из которых посвящен тому или иному направлению благотворительности.

Таким образом, обобщая написанную литературу по общим проблемам благотворительности, можно придти к выводу, что эти основные монографические труды, дают достаточное представление, как по истории этого вопроса, так и о его развитии в те или иные периоды, по тем или иным направлениям, в рамках тех или иных обществ или заведений. 1 Благотворительность в России. СПб., 1907. Т. 1.

13 Проблемам деятельности отдельных попечительств посвящена работа В.Н. Никитина1. Возникновение поднимаемых вопросов он связывает с реформами Александра П. Монография содержит сведения о причинах открытия временного отделения городской тюрьмы, целях учреждения городской тюрьмы и самостоятельного попечительства над ней, первоначальной и последующей системах деятельности попечительства. Однако большую часть монографии занимает не описание благотворительной деятельности попечительства, а 24 приложения, в которых приводятся сведения о числе арестантов; о нахождении среди них больных, находившихся на излечении в больницах; об обучавшихся в школе;

0 работавших в тех или иных мастерских и о суммах заработанных ими средств; о приходе и расходе сумм попечительства; о движении денежных сумм за каждый год в отдельности; проект Устава исправительной тюрьмы, состоявшей из 17 глав, и некоторые другие документы.

Книга П.К. Решеткина представляет собой историю создания и развития дамского благотворительно-тюремного комитета, но основное внимание в ней уделено положению детей арестованных. В центре книги основательница и активнейшая деятельница его Т.Б. Потемкина, о которой в книге «Знаменитые россияне XVIII - XIX веков» сказано: «Известная всей России своим благочестием и широкой деятельностью на почве благотворительности, Т.Б. Потемкина всю свою жизнь посвятила делу помощи ближнему. Не было благотворительного учреждения или богоугодного заведения, в котором она не состояла бы членом и не принимала бы в нем участия» . В работе на большом фактическом материале говорится о положении детей арестованных, об отношении к этой проблеме Николая II; о проблемах быта и организации учебного процесса; дана 1 Никитин В.Н. Обзор деятельности Попечительства над арестованными Петербургской исправительной тюрьмы за одиннадцать лет: 1871-1882. СПб., 1882. 2 Решеткин П.К. Санкт-Петербургский попечительный о тюрьмах комитет и арестантские дети. СПб., 1883; День XXV - летая председательствования статс-дамы Елизаветы Алексеевны Нарышкиной в состоящем под высочайшим покровительством Санкт-Петербургском дамском благотворительно-тюремном комитете. СПб., 1910. 3 Знаменитые россияне XVIII - XIX веков. СПб., 1996. С. 726.

14 динамика развития специального приюта и другие интересные материалы. Вторая работа повествует о деятельности другой благотворительницы - Е.А. Нарышкиной, стоявшей во главе комитета долгие годы и добившейся больших качественных и количественных перемен в его развитии.

Большой интерес представляют те работы, в которых говорится о деятельности общегосударственных благотворительных обществ таких как, Ведомство Учреждений Императрицы Марии. Его деятельность получила широкое освещение в литературе. Можно назвать несколько работ, которые дают более полное представление об истории, развитии и основным направлениям его деятельности. На наш взгляд, важной в этом отношении является монография И.Я. Селезнева1, насыщенная огромнейшим фактическим материалом. Написанный Э.А. Жуковским труд с учетом его краткости не позволяет дать обстоятельный анализ всех сторон деятельности ведомства, а работа Е.С. Шумигорского , хотя и содержит достаточно разнообразный материал, тем не менее, дает лишь общее представление о работе ведомства. Она построена по хронологическому принципу, и основное внимание акцентирует на том, что было сделано тем или иным императором для данного ведомства.

Существует специальная литература, основной задачей которой является всесторонний анализ работы Императорского Человеколюбивого общества4. Вся она написана на основе огромнейшего фактического материала и широкой источниковой базы. Почти для каждой монографии, характерно то, что деятельность общества рассматривается в хронологическом плане применительно к царствованию того или иного 1 Селезнев И.Я. Пятидесятилетие IV отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. 1828 - 1878. Хроника Ведомства Учреждений Императрицы Марии, состоящих под непосредственным их Императорского Величества покровительством. СПб., 1879. 2 Жуковский Э.А. Ведомство Учреждений Императрицы Марии. Исторический очерк. СПб., 1884. 3 Шумигорский Е.С. Ведомство Учреждений Императрицы Марии (1797 - 1897). СПб., 1897. 4 Краткий очерк истории Императорского Человеколюбивого общества. СПб., 1875; Троицкий В. исторический очерк совета Императорского Человеколюбивого общества и подведомственных ему благотворительных учреждений. СПб., 1898; Волков Н.П. Императорское Человеколюбивое общество. Владикавказ, 1903.; Императорское человеколюбивое общество: памятная книжка на 1908 год. СПб., 1908; Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого общества за 100 лет. 1816 - 1916 годы. Петроград, 1916.

15 российского императора. Мы находим сведения обо всех столичных и провинциальных благотворительных заведениях общества, включая краткую историю со времени основания, характер и основные направления, состояние финансов, наиболее крупные пожертвования, а также интереснейший материал о руководителях Совета общества, который в основном возглавляли иерархи русской православной церкви в лице ее митрополитов и других авторитетнейших лиц.

Среди благотворительных обществ Санкт-Петербурга большой известностью пользовалось женское патриотическое общество, о котором имеются опубликованные работы. Безусловно, наиболее интересна монофафия Е.С. Шумигорского1. В монофафии подробно говорится о целях и задачах общества; об источниках финансирования, которые носили разнообразный характер; о деятельности школ, которые были организованы основателями общества и находились под их постоянным контролем и попечительством; о трудностях, которые возникали с содержанием этих школ; об офомной помощи, которая оказывалась обществу в целом и школам, в частности, со стороны принца П.Г. Ольденбургского; о памятных золотых и серебряных медалях и о других сюжетах. Еще одним достоинством этой монофафии является то, что в ней, в отличие от подавляющего большинства, не замалчиваются недостатки, существовавшие в заведениях, подведомственных обществу.

Благотворительность в России неразрывно связана с русской православной церковью. Эта связь прослеживается на протяжении многих веков. Именно церковь постоянно внушала христианам мысль о том, что надо помогать людям любыми доступными средствами. Это проявлялось наиболее отчетливо, когда страна и народ переживали самые трудные периоды своей истории. Именно церковь была тем местом, в котором любой россиянин, прежде всего бедный, больной, обиженный мог найти помощь и 1 Шумигорский Е.С. Императорское женское патриотическое общество (1812 - 1912): исторический очерк. СПб., 1912. приют. Книги В.М. Бензина1 во-первых, представляют собой статьи, опубликованные ранее в журнале «Трудовая помощь» за 1906 - 1907 годы и объединенные по хронологическому принципу, во-вторых, содержат богатейший фактический материал по всем основным направлениям церковно-приходской благотворительности, в-третьих, и это самое важное, в работах В.М. Бензина широко представлен научный аппарат, что является большой редкостью.

Из работ, посвященных этой теме, бесспорно, наибольший интерес вызывает монография С.Г. Рункевича2, которая является одной из лучших по проблемам благотворительности вообще. Монография содержит интересные сведения об источниках доходов церкви на нужды благотворительности. Особую ценность эти работы представляют в настоящее время в связи с возрождением благотворительной деятельности русской православной церкви в целом и отдельных ее звеньев.

Одним из наиболее плодовитых церковных историков данного периода можно считать А.А. Папкова, перу которого принадлежит несколько серьезных книг и статей, о различных сторонах истории русского православия. В своих работах автор выявил особенности и этапы развития церковного прихода, уделил внимание взаимосвязи проблем приходской благотворительности с общерелигиозными вопросами, осветил социальную направленность деятельности православных братств . Труды А.А. Папкова содержат богатый фактический материал и могут рассматриваться в качестве ценного исторического источника.

Еще одним направлением благотворительной деятельности, получившим в России большое распространение, была борьба за здоровый 1 Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси. СПб., 1907; Церковно-приходская благотворительность на Руси после 1864 года. СПб., 1907. 2 Рункевич С.Г. Приходская благотворительность в Петербурге: исторические очерки. СПб., 1900. 3 Папков А.А. Древнерусский приход. //Богословский вестник. 1897. Т. 1-2; Начало возрождения церковно приходской жизни в- России. //Русский вестник. 1900. № 2-3; Упадок православного прихода (XVIII-XIX века). M., 1899; Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. (1586-1600 годы). Богословский вестник. 1897. Т. 3.

17 образ жизни. Этим проблемам посвящены две интересные работы1. Особое внимание привлекает монография В.А. Гагена, автор которой выделяет цели попечительства о народной трезвости.

Целый ряд интересных работ, основанных на обобщении как общероссийского, так и регионального материала, рассказывает о таком важном направлении благотворительной деятельности, как трудовая помощь. Это направление получило широкое распространение в последней четверти XIX века. Данному вопросу посвящена небольшая по объему брошюра действительного статского советника Д.С. Волкова . В работе говорится о внутреннем быте домов трудолюбия, особое внимание обращено на характер помещений, уход за ними, основные требования к рациону питания, а также довольно обстоятельно изложены теоретические проблемы финансирования домов трудолюбия.

Выделим еще две монографии о проблемах трудовой помощи . Их объединяет не только общая проблематика, но и обстоятельность изложения. Однако, при всей схожести рассматриваемых проблем, каждая из монографий имеет свои отличительные особенности. Так, работа М.Н. Дмитриева посвящена только проблемам трудовой помощи в России, тогда как A.M. Горовцев подробно описывает состояние с оказанием трудовой помощи во многих зарубежных странах - Англии, Нидерландах, Германии, Франции, Бельгии, Дании, Австрии, Швейцарии и США. Центральное место в работе A.M. Горовцева, естественно, занимает трудовая помощь в России.

Одним из важнейших направлений деятельности благотворительных обществ и организаций было призрение детства. Лучшей является монография Н.М. Лаговского4. Автор подробно описывает историю такого 1 Гаген В.А. Борьба с народным пьянством. Попечительства о народной трезвости. Их современное положение и недостатки. СПб., 1907; Краткий очерк деятельности Санкт-Петербургского городского попечительства о народной трезвости. СПб., 1913. 2 Волков Д.С. Что такое дома трудолюбия? Их основные начала и цели, состав, устройство, быт, источники. СПб.,1898. 3 Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. СПб., 1900; Горовцев A.M. Трудовая помощь как средство призрения бедных. СПб., 1901. 4 Лаговский Н.М. Учебно-воспитательные и благотворительные учреждения для глухонемых в России. Справочная книга Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1903.

18 рода заведений за сто лет их существования, включая вопросы жизни, быта, обучения, трудоустройства, финансирования.

Остановимся на характеристике работ, посвященных истории образования и развития детского приюта, основанного принцем П.Г. Ольденбургским1. В них отмечается, что это учебно-воспитательное заведение возникло из ночлежного приюта, устроенного добрыми людьми для бедных детей. Хочется обратить внимание на то, авторы, приводя богатейший фактический и статистический материал обо всех сторонах становления и развития приюта, останавливаются не только на положительных сторонах, но и на недостатках, что особенно присуще работе Н.П. Ильяшевича.

Из книг, посвященных проблемам детской благотворительности, отметим монографию М.Д.Путерена . В работе дается анализ этой проблемы в свете ее решения приказами общественного призрения, земствами, уездными и городскими управами, обществами и частными лицами. В работе приводятся многочисленные документы, резолюции, постановления, тезисы отдельных выступлений на специализированных конгрессах и конференциях. В монографии содержится огромный фактический материал по многим сторонам жизни подкидышей. К этой монографии близка по проблематике работа С.Э. Термена3. Монография Э.Я. Бари4 носит общеисторический характер, но не содержит чего-то принципиально нового, за исключением сведений о том приюте, директором которого он был.

Второй этап охватывает конец 80-х годов XX - начало XXI века. В советский период эта тема не была востребована, поскольку противоречила идеологическим установкам руководящей партии. Благотворительность 1 Скачков И.А. Краткий исторический очерк детского приюта Его Императорского Высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского. 1846 - 1881 годы. СПб., 1883; Ильяшевич Н.П. Краткий исторический очерк пятидесятилетней деятельности приюта принца П.Г. Ольденбургского, 1846 - 1896. СПб., 1898. 2 Путерен М.Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России других странах. СПб., 1908. 3 Термен С.Э. Призрение несчастнорожденных в России. СПб., 1912. 4 Бари Э.Я. О детских приютах: Исторический очерк, составленный директором детского приюта княгини Белосельской-Белозерской доктором Э. Бари. СПб., 1889.

19 рассматривалась как «буржуазный пережиток». Интерес к социальным проблемам появляется лишь с конца 1980-х годов.

На втором этапе, выходят работы и труды, посвященные региональным аспектам благотворительности. Обобщающим трудом по истории социальной работы в России является монография М.В. Фирсова1, в которой раскрывается теория, история и практика вопроса. Генезису проблемы посвящена работа Е.И. Холостовой . Эволюция общественного призрения представлена в исследованиях П.И. Нещеретнего , который дает развернутый исторический очерк истории благотворительности и социальной работы в России с древнейших времен до XX века раскрывая их исторические и христианские корни и традиции. Очерковый характер имеют также работы Л.В. Бадя, П.В. Власова4.

Особый интерес представляют труды Г.Н. Ульяновой5, которая не только дает характеристику исследуемых понятий и их историю, но и, что особенно важно, анализирует периодическую печать как источник по истории благотворительности в России. Н.В. Чернцов6 отходит от общероссийских проблем и на примере Московского приказа общественного призрения показывает достоинства и недостатки этой формы социальной работы, отмечая, что приказы общественного призрения в России - это уникальная и не встречающаяся в Западной Европе форма оказания помощи нуждающимся. Вопросами благотворительности русской православной

Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996. 2 Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995. 3 Нещеретний П.И. исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993; Он же. Очерки по истории социальной работы в России. М., 1996; Он же. Формы общественного призрения в России в XIV - XVIII веке. М., 1993; Он же. Общественное призрение и частная благотворительность в пореформенной России. М., 1994; Он же. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности. М., 1993. 4 Власов П.В. История благотворительности в России //Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. М., 1994; Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993. 5 Ульянова Г.Н. Благотворительность и общественное призрение //Россия, 1913 год. Статистико- документальный справочник. СПб., 1995; Она же. Изучение социальных аномалий, благотворительности и общественного призрения в России //Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996; Она же. Социальная периодика по благотворительности в России. 1870 - 1907 //Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. М., 1992. 6 Чернцов Н.В. Московский приказ общественного призрения: некоторые социальные аспекты деятельности в XVIII - первой половине XIX века //Из истории Отечества (социальные проблемы). Вып. 1. М., 1994.

20 церкви занимаются А. Вертеловский, Д.А. Пашенцев1. Медико-санитарный аспект благотворительности рассматривается в работах Я.С. Миндлина, И.И. Косаговской, Б.Ш. Нувахова и И.Г. Лавровой . В статье Б.Ш. Нувахова и И.Г. Лавровой представлена периодизация милосердия и благотворительности в России в XVIII - XX веках. Они стараются уйти от «субъективизма» хронологических классификаций, и выделяют целый ряд общественно-политических, экономических и духовных критериев и условий, влияющих на потребность в милосердии и благотворительности.

В середине 1990-х годов тема благотворительности и общественного призрения в России получила развитие в докторской диссертации М.В. Фирсова и кандидатских диссертациях Т.Н. Болотиной, Е.Ю. Горбуновой, Е.В. Ивановой, Д.А. Пашенцева, Г.Н. Ульяновой, Н.В. Чернцова4, в которых отражены основные этапы и эволюция благотворительности и социального призрения в России, а также роль православной церкви, государства, общества и зарубежного опыта в их формировании, влияние благотворительности на общественно-культурную жизнь страны, определены мотивы и социальный состав благотворителей.

Проблемами русской благотворительности занимаются и зарубежные историки, которые не ограничиваются сравнением российского опыта социальной работы с европейскими традициями, как это было принято в 1 Вертеловский А. Очерк истории благотворительности в русской церкви //Сфинкс. СПб., 1994. № 1; Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви в начальный период первой мировой войны //Россия в первой мировой войне. Рязань, 1994. 2 Миндлин Я.С, Косаговская И.И. Традиции медико-социальной благотворительности в России //Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. М., 1994; Нувахов Б.Ш., Лаврова И.Г. Этапы развития милосердия и благотворительности в России в XVIII - XX веке //Проблемы социальной гигиены и история медицины. М., 1995. 3 Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. Автореф.дисс. ... докт.ист.нук. М., 1997. 4 Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860 - 1914 гг. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. M., 1995; Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX - начале XX века. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. М., 1995; Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни не рубеже XIX - XX веков. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. М., 1996; Болотина Т.Н. Организация социальных служб в России: состояние и перспективы (историко-социальный аспект). Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. М., 1996; Чернцов H.B. Генезис и эволюция социального призрения в России (X - XIX веках). Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. М., 1996; Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. М., 1997; Иванова Е.В. Внедрение в российскую систему благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце XIX - XX века. Автореф.дисс.... канд.ист.наук. М., 1998.

21 работах дореволюционных зарубежных исследователей. В монографии А. Линденмейер1, в центре внимания находится отношение государства и местного самоуправления к решению социальных проблем общества, законодательное обеспечение решения этих проблем в России. Особый интерес автора вызывает период реформ 1860 - 1870-х годов.

В 1990-е годы появляются работы, исследующие историографию и источники по истории благотворительности и общественного призрения . Региональные аспекты проблемы нашли отражение в материалах Всероссийской конференции «Российская провинция XVIII - XX века» (Пенза, 1996). В сборнике материалов этой конференции представлены статьи Л.И. Деминой, Ю.Б. Смирновой о благотворительности в Ярославской, Тверской, Калужской и некоторых других губерний центральной России . О благотворительности в Тамбове, Воронеже, Ярославле, Ставрополе, Екатеринбурге опубликованы статьи в сборнике «Социальная работа в России: прошлое и настоящее» - это работы Д.Е. Егорова, В.Д.Орловой, Т.Г. Деревягиной, С.А. Долговой, Т.Г. Зеленовой, О.Ю. Соловьевой и Е.Л. Исаковой4. Характеристика благотворителей и благотворительных обществ Петрозаводска дана в историческом очерке Т.А. Мошиной5. Эти исследования позволяют выявить региональные особенности формирования системы общественного призрения в России.

В конце XX - начале XXI века проблемы благотворительности в регионах нашли отражение в диссертациях А.А. Белоусова, Д.А. Гуришидзе,

Линденмейер А. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ //Великие реформы в России, 1856 - 1874. М., 1992; Lindenmeyr, Adele. Poverty is not a vise: Charity, society, and the state in imperial Russia. - Princeton: Princeton univ. press, 1996. 2 Афанасьев В.Г., Соколов A.P. Благотворительность в России: историографический аспект проблемы. - СПб., 1998; Бобровников В.Г. Библиографические и источниковые основы истории благотворительности в России в дореволюционный период. Волгоград, 1994. 3 Демина Л.И. Социокультурное развитие провинции во второй половине XIX века. Общественная благотворительность //Российская провинция XVIII - XX века. Материалы Всероссийской конференции. Пенза, 1996. Кн. 2. С. 31 - 38; Смирнова Ю.Б. Благотворительная деятельность ярославских предпринимателей на рубеже XIX - XX веков //Российская провинция XVIII - XX века. Материалы Всероссийской конференции. Пенза, 1996. Кн.2. С. 48 - 53. 4 Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник статей и материалов. М., Ставрополь, 1998. 5 Мошина Т.А. В трудные дни жизни //Север. 1999. №8. С. 107 - 112.

22 А.Д. Хайруллиной, Е.Ю. Колебакиной, Н.Д. Нагайцевой1. Из новейших работ следует отметить кандидатскую диссертацию Г.Д. Курмановой2, в которой проводится сравнительный анализ социального призрения в земских и неземских губерниях на примере Вологодской и Архангельской губерний в последней трети XIX - начале XX века. Г.Д. Курманова доказывает, что в земских губерниях социальное призрение было организовано более эффективно, чем в неземских. Отмечено также, что большей последовательностью отличалось призрение детей, а не взрослых. Работа охватывает период «наибольшего расцвета» социального призрения, и, в связи с этим, не уделяется особого внимания деятельности приказной системы общественного призрения дореформенной эпохи.

Тема благотворительности и общественного призрения в Пензенской губернии не нашла достаточно полного отражения в исследованиях. До настоящего времени специальных обобщающих исследований не было.

О деятельности некоторых Пензенских благотворительных учреждений написана небольшая по объему статья Л.В. Суриной «Из истории благотворительных и общественных организаций Пензы» . Автор дал характеристику некоторым благотворительным заведениям Пензы: Александрийскому детскому приюту, Пензенскому губернскому попечительному о тюрьмах комитету, Пензенскому губернскому попечительству о бедных и Киселевской богадельне. На наш взгляд, недостатком является то, что почти все внимание Л.В. Сурина сосредоточила на истории создания организаций, оставив без внимания их деятельность. Большой интерес вызывает статья А.Ф. Головиной «Благотворительность и 1 Белоусов А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. Владивосток, 1997; Гуришидзе Д.А. Благотворительные общества в дореволюционной Западной Грузии (70-е XIX - 10-е XX века). Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. Тбилиси, 1988; Хайруллина А.Д. Казанские газеты как источник изучения благотворительности, 1861-1895 годов. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. Казань, 1993; Колебакина Е.Ю. Общественное призрение и благотворительность в Архангельской губернии конец XVIII - начало XX века. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. Архангельск, 2002; Нагайцева Н.Д. Благотворительность в Забайкалье в XIX веке: исторический аспект. Автореф.дисс. ... канд.ист.наук. Улан-Удэ, 2002. 2 Курманова Г. Д. Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX века. Автореф.дисс канд.ист.наук. Сыктывкар, 2001. 3 Сурина Л.В. Из истории благотворительных и общественных организаций Пензы. Материалы научно- практической конференции. Пенза, 2000. С. 12-13.

23 культура: Великая благодетельница М.М. Киселева»1. Автор дает развернутый анализ наиболее выдающимся и общественно - полезным делам М.М. Киселевой, приводя богатый фактический материал. В статье рассматривается благотворительная деятельность пензенской помещицы на примере устройства богадельни, строительства храмов и их украшении, помощи монастырям. Особенно привлекает внимание организация строительства храмов на Востоке. В целом в работе А.Ф. Головиной показана жизнь Марии Михайловны, посвященная широкой благотворительности. Можно выделить статью в Пензенской энциклопедии А.В. Тюстина и В.И. Левина, посвященную истории создания первых благотворительных организаций Пензенской губернии. Духовная сторона деятельности пензенских предпринимателей и их вклад в развитие общественной и культурной жизни края получили освещение в монографии А. В. Тюстина «Во благо Отечества». В работах местных историков отмечалась социальная индифферентность предпринимателей и их культурная отсталость .

Историографический обзор показывает, что тема общероссийской благотворительности и общественного призрения получила освещение в научной и публицистической литературе XIX - начала XX веков, а историки конца XX - начала XXI века, опираясь на фактологическую базу дореволюционных исследователей и вводя в научный оборот ранее неизвестные источники, стараются теоретически осмыслить и систематизировать опыт прошлого. В то же время региональная история благотворительности и общественного призрения, хотя и вызывает интерес, но не получила еще достаточной степени изучения. Особенности развития этого явления в Пензенской губернии не являлись предметом специального исследования и получили лишь фрагментарное освещение. 1 Головина А.Ф. Благотворительность и культура: Великая благодетельница М.М. Киселева. Пенза, 2000. С. 48-52. 2 Корольков К. Благотворители Пензенской духовной семинарии. Пенза, 1893; Тюстин А.В. Благотворитель из Пензы //Волга. 1994. № 9 - 10. С. 69 - 70; Хохряков В.Х. Пожертвования купцов и купеческого общества в 1912 году //Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Пенза, 1904. Кн. II. Ч. II. С. 131 - 133.

Целью данного исследования является изучение форм и методов благотворительности и общественного призрения в Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX веков.

В соответствии с поставленной целью были определены исследовательские задачи диссертации: исследовать государственную политику в области благотворительности и общественного призрения в России со второй половины XIX века до 1917 года; выявить основные направления земской благотворительности; определить место и роль общественной и частной благотворительности в России; показать роль церковных благотворительных организаций в системе социального призрения России; обозначить основные направления деятельности Пензенского приказа общественного призрения; рассмотреть содержание, формы деятельности Пензенского губернского попечительного о тюрьмах комитета; определить место Пензенского губернского попечительства о бедных, училища трудолюбия и Александрийского приюта в системе социального призрения Пензенской губернии; установить особенности филантропической деятельности Пензенского губернского благотворительного комитета и местного управления российского общества Красного Креста; проанализировать благотворительную деятельность Пензенской епархии; рассмотреть общественно-полезные дела пензенской помещицы М.М. Киселевой. определить вклад пензенских предпринимателей в развитие общественной и культурной жизни края.

Источниковую базу диссертации составили как архивные, так и опубликованные документальные материалы. Всю совокупность использованных источников можно разделить на следующие группы:

1. Основную массу источников по изучению общественного призрения и благотворительности составили архивные документы. Для характеристики уровня общественного призрения в губернии в конце XVIII века использовались материалы Российского государственного архива древних актов (РГАДА): Фонд 16. Внутреннее управление. (Рапорт сенаторов действительного тайного советника графа Воронцова и тайного советника Нарышкина об осмотре заведений ведомства Пензенского приказа общественного призрения).

В процессе работы над темой были использованы материалы следующих фондов Российского государственного исторического архива (РГИА): Фонд 796. Канцелярия Святейшего Синода; Фонд 804. Особое присутствие по делам православного духовенства. Также использованы фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ): Фонд 642. Императрица Мария Федоровна; Фонд 6787. Министерство государственного призрения Временного правительства. В указанных фондах содержится большое количество ценных нарративных источников, в большинстве своем еще не введенных в научный оборот, дающих сведения о количественном распределении благотворительных заведений в России, о числе призреваемых и воспользовавшихся помощью этих организаций.

В диссертации используются материалы одиннадцати фондов Государственного архива Пензенской области (ГАПО). Наибольшую ценность для изучения данной темы представляют материалы следующих фондов: Фонд 73. Пензенский приказ общественного призрения; Фонд 5. Канцелярия Пензенского губернатора; Фонд 99. Пензенский губернский благотворительный комитет; Фонд 89. Пензенское губернское попечительство детских приютов; Фонд 19. Пензенский губернский попечительный о тюрьмах комитет; Фонд 84. Пензенское местное

26 управление российского общества Красного креста; Фонд 81. Дирекция народных училищ Пензенской губернии; Фонд 102. Пензенское губернское попечительство о бедных. Училище трудолюбия; Фонд 158. Пензенская земская управа; Фонд 182. Пензенская духовная консистория; Фонд 188. Пензенское вспомогательное общество торгово-промышленных служащих. Обращение к материалам фондов, в целом неиспользованных краеведами, помогло научной разработке истории благотворительности и общественного призрения на региональном уровне и способствовало получению более объективных знаний об организации, методах, общих и местных проблем формирования и деятельности учреждений социальной помощи.

2. Ценнейшим источником истории российской провинции исследуемого периода является вторая группа источников. Законодательные акты, уставы, правила, касающиеся устройства и функционирования учреждений социального призрения, характеризуют основы организации общественного призрения в Российской империи. Основным законодательным документом, регулировавшим сферу государственного призрения, благотворительной деятельности частных лиц и порядок создания благотворительных организаций, является «Устав об общественном призрении»1. В начале XX века законодательным актом, несколько изменившим порядок создания благотворительных обществ, стали «Временные правила об обществах и союзах» , просуществовавшие до 1917 года. Эти источники выявляют самые общие принципы организации общественного призрения в России и примерные правила деятельности отдельных благотворительных учреждений без учета региональных особенностей. Уставы позволяют выяснить учредителей, основной контингент призреваемых, сферу и формы деятельности благотворительных обществ.

Свод законов Российской империи. Уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебные. СПб., 1892. T.XIII. 2 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 3. Т. 26. № 27479.

Третью, также очень обширную, группу источников составляет докладная документация (ежегодные отчеты о состоянии и деятельности различных благотворительных обществ, протоколы заседаний обществ, отчеты о проведении конкретных благотворительных мероприятий, обзоры и статистические работы, содержащие данные по истории церкви, отчеты о деятельности Пензенского губернского земства)1. Эти документы позволяют проследить тенденции развития, выявить источники доходов, сферу деятельности и способы благотворительности.

Материалы центральных благотворительных органов и съездов представляют собой статьи и доклады ученых и практиков о состоянии общественного призрения и благотворительности в России и опыте в различных отраслях социального призрения в начале XX века.

5. Справочно-статистические издания (сборники, справочники, словари) позволяют сравнить развитие общественного призрения в Пензенской губернии с другими губерниями Российской империи и выяснить степень деятельности общероссийских благотворительных обществ в губернии. Недостатком этой группы источников является некоторая приблизительность в указании даты основания благотворительных обществ в Пензенской губернии, не подтверждающаяся архивными данными.

6. Периодическая печать. Общероссийские издания «Правительственный вестник», «Вестник благотворительности», «Трудовая

Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901; Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 год. Пг., 1917.; Белокуров В.И. Статистика приходской благотворительности в Санкт-Петербурге. //Детская помощь. 1885. № 16 - 20, Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890 - 91 гг. СПб., 1897; Доклады и сведения о культурно-просветительской работе Пензенского земства за 1914 год. Пенза, 1914; Двадцатипятилетняя деятельность Пензенского земства. 1865 - 1889. Пенза, 1894; Систематический сборник постановлений Пензенского губернского земского собрания. 1865 - 1911. Отдел III. Народное образование. Пенза, 1913. 2 Труды первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению 8-13 марта 1910 года. СПб., 1910.; Всероссийский съезд деятелей по общественному и частному призрению. Доклады и сообщения. СПб., 1910.; Труды съезда по общественному призрению, созванного МВД 11-16 марта 1914 глда. Пг., 1914. 3 Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1899; Сборник сведений по общественной благотворительности в России. СПб., 1880 - 1884; Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900; Призрение детства. Сведения по общественной и частной благотворительности в России и за границей. СПб., 1887; Благотворительные учреждения России. СПб., 1912; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890. Т. 7,49, 55; Энциклопедический словарь института «Гранат». Т. 6,33.

28 помощь», «Детская помощь», «Голос», «Русский курьер», «Богословский вестник» и «Вера и разум», помогают понять, какие проблемы общественного призрения являются общероссийскими, а какие специфичны для Пензенской губернии. Большинство публикаций носят чисто информационный характер, то есть сообщают об открытии или существовании того или иного общества. Более подробная информация содержится в местной прессе «Пензенские губернские ведомости» и «Пензенские епархиальные ведомости», которая дает возможность проследить историю благотворительности в губернии, расширить представления о разнообразных формах и методах социальной практики, которую осуществляло государство, городские власти, общественные организации и частные лица. По материалам местной прессы можно точно установить даты открытия обществ, время и результаты проведения отдельных мероприятий, имена известных благотворителей.

Методологическую основу диссертации составили принципы историзма, объективности и системности в изучении проблем общественного развития. Среди общенаучных методов познания, использованных при написании работы, следует выделить анализ и синтез. Аналитический метод позволил выявить особенности деятельности Пензенских губернских благотворительных организаций, а синтетический — выявить их место в системе общественного призрения России. Необходимость исследования местного материала в контексте общероссийского исторического процесса обусловила применение сравнительно-исторического метода. Для более глубокого исследования использовался конкретно-исторический метод.

В исследовании отведено место воссозданию биографии пензенской благотворительницы и предпринимателей, что определило необходимость использования социально-психологического метода.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка изучить и проанализировать деятельность светских и духовных благотворительных обществ и учреждений

29 общественного призрения Пензы и Пензенской губернии в их развитии в конце XIX - начале XX веков. Исследованы формы и методы деятельности государственных, общественных учреждений и частных лиц, решавших вопросы социальной помощи нуждающимся. В научный оборот вводятся ранее не опубликованные архивные материалы.

Практическая значимость работы заключается в том, что возрождающаяся благотворительная деятельность общественных объединений, предприятий и частных лиц приобретает немаловажное значение для решения социальных проблем нынешнего российского общества. Наблюдается активизация благотворительных инициатив Русской православной церкви. В связи с этим научная . разработка проблемы исследования представляет не только теоретический, но и практический интерес, способствует творческому использованию накопленного в прошлом опыта в современных условиях. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по историческому краеведению, в практике преподавания социальной истории России, при подготовке учебных и методических пособий по тематике, связанной с изучением истории благотворительного движения в России, при написании обобщающих трудов по истории Пензенского края.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Приказы общественного призрения, созданные в середине XIX века, положили начало законодательному регулированию государственной политики в области благотворительности. Подобное учреждение в Пензенской губернии было создано в 1802 году.

2. Разработка законодательной базы социальной помощи явилось условием становления разветвленной системы сословных благотворительных обществ, таких как Ведомство учреждений императрицы Марии и Императорское человеколюбивое общество, основанное в 1802 году.

3. В результате реформ в 60 - 70-е годы XIX века функции приказов общественного призрения в большинстве губерний, в том числе и в

Пензенской губернии (1867), перешли к земствам, что привело к количественному росту общественной благотворительности.

4. Общественные и частные благотворительные организации (воспитательные и сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих, больницы и дома умалишенных, работные и ремесленные дома) привлекали к своей деятельности самые широкие слои населения.

5. Важным звеном системы общественного призрения в России являлась Русская православная церковь, которая дополняла государственные и частные благотворительные учреждения.

6. Наиболее эффективную благотворительную деятельность в Пензенской губернии осуществляли Попечительный о тюрьмах комитет, Александрийский детский приют, Пензенское попечительство о бедных, Пензенский губернский благотворительный комитет, Пензенское местное управление российского общества Красного Креста.

7. Частная благотворительность в Пензенской губернии наиболее широко была представлена деятельностью Марии Михайловны Киселевой, а также купцов и мещан города Пензы, на средства которых строились храмы, учебные заведения, библиотеки, содержались больницы, богадельни и приюты.

Апробация работы. Основные выводы и положения исследования излагались автором в опубликованных статьях, а также в выступлениях на научных конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры новейшей истории России и краеведения Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Формирование государственной политики в области благотворительности. Первые благотворительные учреждения

Со времени принятия христианства на Руси до середины XVII века преобладала, прежде всего, княжеская и церковно-монастырская благотворительность. Она носила главным образом частный, личный характер и не включалась в круг общественных обязанностей. Стоглавый Собор предпринял первые попытки организации общественного призрения и разделения нищих. В середине XVII века впервые признается необходимость регулирования вопросов призрения бедных не только методами частной благотворительности, но и путем царского повеления. Начало XVIII века ознаменовалось новыми тенденциями в деле общественного призрения. Энергия петровских реформ не обошла своим вниманием и вопроса благотворительности. Петровские преобразования стали продолжением и реализацией, наметившейся в конце XVII века, идеи о необходимости разбора нищих и введения мер государственного регулирования призрения. Но при всем бюрократизме даже петровские реформы не смогли сделать общественное призрение государственным. Русская благотворительность X -XVII вв. получила отражение в работах В.О. Ключевского, Е.Д. Максимова, Л. Петрова, М.Н. Соколовского, А.Д. Стога1 и др.

1.1. Формирование государственной политики в области благотворительности. Первые благотворительные учреждения Крупнейшим событием социально-экономической и политической истории России второй половины XIX века стала отмена крепостного права. При всей своей прогрессивности и необходимости этот акт вызвал дальнейшее обострение многих социальных проблем. Крестьянство не получило столько земли, сколько необходимо для ведения полноценного хозяйства: в 1877 году из всех частновладельческих земель империи крестьянам принадлежало только 6,3%, тогда как дворянам - 79,9%. Для сведения концов с концами в сельском хозяйстве нужно не менее 15 десятин, а 10 миллионов крестьянских дворов в конце XIX века стояли ниже этого уровня, т. е. были обречены на нищенское существование1. Кроме того, в ходе реформы крестьяне получили худшие земли. Процесс «раскрестьянивания», вьщеления сельского пролетариата усугублялся воздействием выкупных платежей и податной системы. После реформы крестьяне ежегодно выплачивали государству не менее 89 млн. рублей золотом. Кроме выкупных платежей, они платили подушные подати, земские и мирские сборы на содержание местной администрации, несли натуральные повинности (ремонт дорог, поставка подвод и др.). Из всей суммы налогов, взимавшихся с сельского хозяйства в пореформенный период, 94% платили крестьяне и только 6% - помещики .

В начале XX века обострение социальной ситуации в России определялось также последствиями русско-японской войны и экономическими кризисами 1900-1903 и 1908-1909 годов, ухудшавшими материальное положение населения. Так, например, в 1909 году оказались безработными почти 50% рабочих горнозаводской промышленности Урала. Сыграла свою роль и столыпинская аграрная реформа, ограбившая бедных и средних крестьян в пользу кулаков. Бедное крестьянство разорялось, продавая земельные участки, пополняя ряды пролетариата и батраков. Отрицательно сказалась на социальной ситуации переселенческая политика. Из последовавших в 1906-1911 годах за Урал 2,7 млн. крестьян 100 тыс. умерло голодной смертью, около 800 тыс. вернулось обратно. Из оставшихся только половина смогла как-то устроиться, а остальные 700 тысяч бродили нищими по Сибири .

Таким образом, внутреннее положение России во второй половине ХГХ начале XX вв. настоятельно требовало осуществления мер социальной защиты населения. Но государственная система социальной помощи отсутствовала. Ее заменяла система общественного призрения, созданная на основе благотворительности. В данной связи мы хотели бы подробнее остановиться на процессе складывания системы общественного призрения.

В первые годы правления Екатерины II ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын князя И.Ю. Трубецкого. Это был один из первых крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. В течение тридцати лет И.И. Бецкой на посту президента возглавлял Академию художеств. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы -«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовал идеи энциклопедистов Дж. Локка и ЯЛ. Коменского. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков, воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770), училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, коммерческое училище в Москве, а также институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан, преобразовывался шляхетский кадетский корпус.

Организация и деятельность Пензенского приказа общественного призрения

Анализ деятельности общероссийских благотворительных учреждений свидетельствует о важности их роли в общественной жизни страны. Призрение нищих, престарелых, немощных испокон веков считалось делом человеколюбивым и богоугодным. Это дало нам право предположить, что их опыт будет полезен и сегодня.

В результате изучения комплекса документов в Государственном архиве Пензенской области и центральных архивах была получена относительно целостная картина развития благотворительности в губернии в рассматриваемый период. Из источников, выявленных в архиве, видно, что в Пензенской губернии во второй половине XIX века действовали благотворительные организации: Пензенское губернское попечительство детских приютов, Пензенский губернский попечительный о тюрьмах комитет, Пензенское губернское попечительство о бедных, Пензенское вспомогательное общество торгово-промышленных служащих, Пензенское местное управление российского общества Красного Креста, Пензенский губернский благотворительный комитет. Руководство и контроль над благотворительной деятельностью осуществляли Пензенский приказ общественного призрения и Пензенское земство. Значительная филантропическая роль принадлежала пензенской епархии.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что благотворительность получила широкий размах и в регионах России. Благотворительные общества до 1861 года существовали в восьми городах России, среди которых была и Пенза.

2.1. Пензенский приказ общественного призрения - старейшее благотворительное учреиадение губернии Как уже говорилось выше, в дореволюционной России, наряду с широко разветвленной системой сословных благотворительных обществ и учреждений, учреждений городского самоуправления, а также обществ и учреждений полуправительственного, полуобщественного характера, существовала государственная система приказов общественного призрения. Екатерина II решила создать универсальную систему благотворительности, а на примере Москвы - показательную модель универсальной системы общественного призрения для всех губерний России. Остановимся на работе Пензенского приказа общественного призрения. В данной связи следует отметить, что самый первый приказ общественного призрения в России был открыт в Новгороде (1776 г.). Затем они стали появляться и в других городах страны. Не была исключением и Пенза. В 1802 году подобное учреждение начало действовать в Пензенской губернии.

Первоначально он занимался делами здравоохранения, казенной благотворительности и надзором за работными (учреждения для принудительных работ - Н.Р.) и смирительными (одна из форм лишения свободы - Н.Р.) домами.

По циркулярам МВД председателями приказов общественного призрения должны были быть гражданские губернаторы, заседатели: Верхнего земского суда, губернского магистрата, Верхней расправы. Могли приглашать предводителя дворянства (уездного) и градского голову. В 1801 году были внесены изменения. Председателями оставались губернаторы, однако в качестве официальных членов в работе приказов принимали участие заседатели Совестного суда по одному от дворян, купцов и поселян. В 1818 году вводились и другие должностные лица, в том числе и назначаемые правительством, а также инспектор врачебных управ1. Пензенский приказ общественного призрения существовал на правах палаты, возглавлялся губернатором, в качестве членов в его состав входили: вице-губернатор и непременные члены от сословий - дворян, горожан и с начала XIX века государственных крестьян .

Благотворительная деятельность Пензенского земства

Пензенская губерния относилась к числу губерний России, где земские органы местного самоуправления возникли сразу после их учреждения. Введение их зависело от министра внутренних дел, который контролировал проведение в них выборы (в том числе и в Пензенской); в течение 1866 года - в 9 губерниях; в 1867 году - в 2 губерниях. В 1871 году земства существовали в 33 губерниях, а с 1876 года до 1917 в России насчитывалось 34 земских губернии . Таким образом, в Пензенской губернии земские органы самоуправления функционировали на протяжении всего периода своей истории.

Полномочия земских учреждений, в общем, и целом касались только сельской местности. Пензенская губерния принадлежала к числу сельскохозяйственных губерний России. По переписи 1897 года на ее территории проживало около 1,5 млн. человек, из которых только 140 тыс. -в городе1.

Пензенская губерния до революции по площади была чуть больше, чем нынешняя Пензенская область. Она делилась на десять уездов - Пензенский, Городищенский, Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижне-Ломовский, Чембарский, Саранский. Во всех этих уездах, а также в губернии были созданы земские учреждения.

Правовой базой деятельности органов самоуправления в системе самодержавной России служило «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», подписанное Александром II 1 января 1864 года. По этому положению земские органы должны были избираться. Однако, стремясь к сохранению монархического строя, царское самодержавие не пошло на введение всеобщего избирательного права. Избирательные права большинства населения, в целях создания послушных органов местного самоуправления, были существенно ограничены имущественным цензом.

Сфера деятельности земских органов управления, определенная Положением 1864 года, была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами по финансированию путей сообщения, медицины, народного образования, поощрению развития местной торговли и т. д.

В систему земских учреждений включались земские избирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных, земские собрания и земские управы. Губернские и уездные земские собрания осуществляли распорядительную власть и общий надзор за ходом земских дел.

К основным направлениям земской деятельности, связанной с выделением материальных средств, следует отнести благотворительную работу среди населения. Широкое распространение в исследуемое время получило учреждение земских стипендий для студентов высших учебных заведений и учащихся гимназий. В Пензенской губернии первые такие стипендии были учреждены в 1871 году. Их было всего две. Это стипендии имени графа М.М. Сперанского - видного государственного деятеля России начала XIX века, автора плана либеральных преобразований. Первая стипендия была учреждена на юридическом факультете Казанского университета размером в 300 рублей, вторая - в Пензенской мужской гимназии размером в 200 рублей, что было почти в два раза больше среднегодовой зарплаты учителя. Первыми стипендиатами Пензенского земства были студент М. Белинский и ученик пятого класса А. Адонисов1. Земские стипендии присуждались за отличные успехи в учебе. Решения по кандидатурам стипендиатов принимались на конкурсной основе губернским земским собранием. В Казанском университете стипендию земства получали уроженцы Пензенской губернии.

В последующем количество земских стипендий было увеличено. В 1877 году Пензенское губернское земское собрание в ознаменование 100-летия со дня рождения императора Александра I учредило стипендию его имени при Харьковском университете, на что в 1877-1879 гг. был собран капитал в 5 тысяч рублей . С 1879 года земство выплачивало также стипендии имени Александра II на медицинском факультете Харьковского университета и четыре стипендии ученикам Пензенской мужской гимназии. Различие между стипендиями имени Александра I и Александра II состояло в том, что первая была предназначена детям офицеров и нижних воинских чинов, погибших в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а вторая предоставлялась детям всех сословий . Первыми стипендиатами были студенты В. Попов, А. Тулов, ученики Мельников, Александровский, Евремков, Антюшин.

Похожие диссертации на История российской благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. : По материалам Пензенской губернии