Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Федулова Анна Владимировна

Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века
<
Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федулова Анна Владимировна. Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Ульяновск, 2006 258 с. РГБ ОД, 61:06-7/576

Содержание к диссертации

Введение

1. СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ 26

1.1. История, тенденции развития системы общественного призрения и благотворительности в Симбирской губернии 26

1.2. Структура, функции и финансирование призренческих институтов Симбирской губернии 43

1.3. Предпосылки и проблемы формирования губернской системы подготовки кадров, занятых в сфере социальной поддержки населения 60

2. ГУБЕРНСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 72

2.1. Организация и деятельность государственных институтов общественного призрения 72

2.2. Особенности общественных призренческих организаций 105

2.3. Частная благотворительность, ее роль в губернской системе общественного призрения 143

2.4. Социальная помощь в чрезвычайных ситуациях 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 201

ПРИЛОЖЕНИЯ 229

Введение к работе

Актуальность исследования истории благотворительности и общественного призрения определяется необходимостью обращения в условиях новой России к накопленному до революции огромному опыту работы в области социальной помощи населению, так как в свете становления современной системы помощи нуждающимся исторический опыт дореволюционной благотворительной деятельности имеет реальную практическую значимость: исследование его поможет восстановить институт благотворительности, уточнить технологию социальной помощи различным категориям населения, найти более действенные организационные формы благотворительного движения, воссоздать традиционные нормы поведения, мышления, ценностные ориентации и представления, которые вырабатывались нацией веками.

Оценка роли и места благотворительности в общественной и культурной жизни региона до революции имеет сегодня практическую значимость и в плане формирования у широкой общественности объективного взгляда на деятельность современных благотворительных организаций, их реальных возможностей и возможностей каждого человека в оказании помощи нуждающимся. На данный момент общество практически ничего не знает о существующей в области системе благотворительных организаций, даже просто об их наличии, не говоря уже о деятельности и каких-либо успехах или неудачах. О членстве в благотворительных организациях вообще мало кто задумывается, считая, что их деятельность не приносит никакой пользы, а оказание помощи социально незащищенным слоям населения должно исходить прежде всего от государства1. Все это объясняется абсолютной невостребованностью и полным забвением в рамках советского государства опыта деятельности призренческих институтов и развития благотворительности в дореволюционной России.

По существу, история благотворительности как общественного явления только начинает изучаться. Предпосылки такого изучения, имевшиеся в доре волюционный историографии, не получили развития в советский период, когда благотворительность традиционно расценивалась как малозначительный фактор на фоне государственной социальной политики. Сегодня крайне важно воссоздать историю благотворительности, осмыслить это явление как элемент русского менталитета, выявить корни, традиции, ценностные ориентации в их становлении и развитии. Такой подход позволит глубже понять современность, когда общественное внимание вновь обращается к благотворительности в ее изначальном, исторически сложившемся смысле.

В последнее время в исследовании истории благотворительной деятельности наука вышла на уровень обобщения. В связи с этим актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена абсолютно недостаточной разработанностью затрагиваемых проблем в Симбирской губернии и в Среднем Поволжье в целом, и соответственно, насущной необходимостью полноценного сравнения деятельности призренческих организаций во всем регионе, что в последующем позволит составить целостную картину функционирования сферы общественного призрения в Среднем Поволжье. Эти и другие соображения вызвали у автора научный интерес к изучению деятельности институтов общественного призрения Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX в. и обусловили выбор настоящей темы исследования.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX в., когда в России и, в частности, в Симбирском крае осуществлялся переход от традиционной организации общественных отношений к индустриальной. В этот период быстро менялась социальная структура общества, формировались основные классы буржуазного общества - пролетариат и буржуазия, резко возросла социальная и механическая мобильность населения. Все это влекло за собой необходимость в расширении и принципиальном изменении форм социальной помощи, с одной стороны, и осуществления государством активной социальной политики, в том числе и в области социального призрения — с другой.

Выбор данных хронологических рамок объясняется тем, что это время наивысшего развития благотворительной деятельности в Империи в целом и в Симбирской губернии в частности. Однако, в целях логичности и последовательности изложения материала автором допускается обращение к более ранним периодам российской истории. Верхней временной границей является февраль 1917 г. Пришедшее на смену самодержавию Временное правительство приступило к созданию принципиально новой системы социально-политических отношений на либеральных основаниях. В то же время началась полоса жесточайшего экономического и политического хаоса. Страна вступила в совершенно иную фазу развития, требующего изучения на основании постановки иных проблем, выдвижения иных гипотез и иных методологических принципов.

Территориальные рамки исследования охватывают Симбирскую губернию. Такие границы работы позволяют подробно ознакомиться с развитием и состоянием исследуемой проблемы в регионе, провести ее глубокий анализ, выявить основные тенденции, особенности и динамику благотворительной системы края. Для обеспечения объективности выводов и сравнительных характеристик автором привлекаются материалы по развитию данной сферы в соседних регионах Поволжья.

Объектом исследования является система общественного призрения и благотворительности в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века.

Предметом исследования - государственные, общественные и частные институты общественного призрения губернии, а также основные направления их деятельности, структура, функции и результаты.

Целью диссертационного исследования является выявление основных тенденций развития и региональных особенностей функционирования системы общественного призрения и благотворительности в Симбирской губернии, осмысление данного исторического опыта, его актуальности для совре менности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- показать сложившиеся в регионе тенденции и динамику развития системы общественного призрения, направления и формы деятельности органов общественного призрения, место губернской системы общественного призрения среди систем соседних регионов;

- исследовать источники финансирования системы общественного призрения края, ее общее финансовое состояние;

- рассмотреть предпосылки и проблемы формирования системы профессиональных кадров в сфере общественного призрения губернии;

- рассмотреть деятельность органов общественного призрения края в экстремальных условиях голода и последствий военных действий;

- показать место благотворительности в общей региональной системе социальной помощи и ее влияние на социальную обстановку в крае. Историографический обзор.

Вопросы развития благотворительности и общественного призрения в России, как в общем по империи, так и на местах вызывали постоянный практический и теоретический интерес дореволюционных исследователей. В свете явлений общественной жизни современности опыт благотворительной деятельности дореволюционной России получает новое переосмысление и практическое воплощение. После многолетнего негласного запрета на изучение проблем развития благотворительности в Российской империи в советский период материалы данной темы снова вводятся в научный оборот, постоянно пополняясь и обновляясь новыми исследованиями. Учитывая вышесказанное, всю литературу, касающуюся благотворительной сферы можно разделить на несколько периодов: дореволюционный: вторая половина XIX -начало XX века; советский: 1917-конец 1980-х годов; современный: с начала 1990-х годов по настоящее время.

Дореволюционный историографический период проблемы характеризуется массовостью публикаций по разнообразным вопросам благотворительности: биб лиографические списки по данной тематике насчитывают тысячи наименований (от 4 тысяч до 10 тысяч статей, авторских и статистических сборников, существовавших к 1917 году и принадлежавших перу историков, архивистов, церковнослужителей, чиновников, государственных и общественных деяте-лей, издателей и др.) Не вызывает сомнений вывод современного исследователя С. Г. Казанцевой3, что «своеобразие данного периода историографии заключается в том, что публикации того времени по данной теме непосредственно порождались самим процессом общественной и экономической жизни России». В условиях быстро развивавшегося в стране капитализма стремительно росло общее количество нуждающихся, появлялись новые категории людей, требующих призрения. Становились все более массовыми такие негативные социальные явления как нищета, безработица, беспризорность и бесприютность малолетних, стариков и калек, обострялись социальные патологии. Вследствие этого, вопросы о необходимости, целях и содержании деятельности в области попечения о нуждающихся; о роли государства, общества и отдельной личности в ней; о наилучшей системе организации этой деятельности находили живейший отклик среди передовой общественности, разрабатывались и освещались ими в многочисленных трудах.

В это время широко исследовались разные формы благотворительной деятельности: призрение детства, играющее первостепенную роль в общей системе призрения и забота об инвалидах4, призрение членов семей призванных на военную службу, проблемы безработицы5, пьянства , проституции и т. д.

К числу наиболее авторитетных исследователей, разрабатывавших проблемы общественного призрения и благотворительности на рубеже XIX -XX веков принадлежали: С. В. Сперанский, В. И. Герье, П. И. Георгиевский, С. К. Гогель, В. А. Гаген, Е. Д. Максимов, А. В. Горовцев и др.7.

В частности, перу известного исследователя благотворительности Максимова Е. Д. принадлежат труды, освещающие наиболее актуальные проблемы темы: историю становления и современное автору состояние сферы благотворительности в империи, законодательные аспекты проблемы, вопросы развития трудовой помощи, опыт городских и земских обществен о ных управлений в деле помощи бедным и т. д. .

Проблемы системной организации благотворительности поднимал В. Ильинский9. В качестве системообразующего фактора он определял участковые попечительства, позволяющие охватить попечением широкие массы населения, придать ему адресный характер.

П. И. Георгиевский10, анализируя сферу частной благотворительности в России, отмечал, что развитие ее сдерживается рядом негативных факторов, в частности отсутствием связей между субъектами, слабостью законодательной базы, неразвитостью структурной организации.

Характерной чертой данного периода историографии является то, что вслед за процессом роста интереса к проблемам благотворительности и многогранного их освещения в отдельных публикациях и постепенного накопления публикаций, появлялось большое количество всесторонних аналитических работ по истории благотворительности, обобщающих опыт деятельности призренческих учреждений и подводящих его статистические итоги.

Среди подобных трудов можно выделить несколько монографий фундаментального характера, в которых интересующие нас проблемы рассмотрены с достаточной полнотой. Например, коллективная монография «Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России» под редакцией П. И. Лыкошина", состоящая из двух частей. В первой части в хронологической последовательности дается подробная характеристика становления и развития благотворительности в России на протяжении ряда веков. Вторая часть этого издания построена по проблемному принципу, что имеет свои преимущества, поскольку такое изложение дало возможность сосредоточить основное внимание на работе ведущих благотворительных обществ и организаций.

Масса сведенной в таблицы информации о состоянии дела призрения неимущих в империи в целом и в конкретных губерниях (список благотворительных обществ и заведений, с указанием для каждого учреждения года его основания, ведомства, в котором оно состоит, числа лиц, на которое оно рассчитано, числа детей и взрослых, воспользовавшихся в 1898 г. благотворительной помощью, стоимости недвижимости, а также сумм капиталов, доходов и расходов каждого учреждения) представлена в вышедшем в 1900 г. сборнике под названием «Благотворительные учреждения Российской империи» .

В 1907 г. вышли три тома «Благотворительность в России»13, где были опубликованы обширные статистические сведения о состоянии благотворительности в стране и ряд очерков, где давалась общая картина постановки дела общественного призрения и благотворительности по следующим направлениям: общий обзор состояния дел; исторический очерк общественной помощи нуждающимся в России; очерки деятельности учреждений, «на особых основаниях управляемых», а также, в значительно меньших объемах, - очерки деятельности приходских попечительств, сословных групп, земских и городских общественных управлений и, фрагментарно, - обзор деятельности благотворительных обществ и заведений по типам тех или иных учреждений. Как по тематике, так и по содержавшейся в нем информации, труд представляет собой ценное издание, которое не потеряло и сейчас познавательного значения.

В целом, при изобилии общих работ, досоветская историография, содержит ограниченное количество фактического материала, раскрывающего региональные особенности благотворительности. Проблема становления и развития общественной благотворительности в Симбирской губернии чрезвычайно слабо изучена.

Сведения о дореволюционном развитии благотворительности в Симбирской губернии содержатся в разнообразных центральных и местных статистических материалах, где публиковались географические и историко-ста-тистические отчеты по регионам страны, и, в основном, в вышеназванных фундаментальных трудах.

В региональном же аспекте историография благотворительности в крае ограничивается весьма узким кругом работ, важнейшей из которых является «симбирская краеведческая библия», созданная знаменитым местным краеведом П. Л. Мартыновым14, заключающая в себе массу сведений по истории края самого разнообразного характера, в том числе достаточно цельное и подробное описание состояния благотворительности в регионе. Ценность данной работы безусловна, несмотря на то, что труд представляет собой только систематический сборник исторических сведений: автор не преследовал задач анализа материала и его обобщения. Прочие исследования по данной проблематике затрагивают лишь отдельные моменты развития благотворительности в крае.

Интересные сведения по некоторым аспектам сферы благотворения в Симбирской губернии представлены в библиографической монографии И. Г. Безги-на15, посвященной исследованию развития Симбирской губернской гимназии. В частности, в работе рассматриваются такие интересующие нас вопросы как деятельность братства Сергия Радонежского, оказывавшего помощь недостаточным ученикам гимназии, состояние гимназического пансиона, деятельность ссудо-сберегательной кассы для служащих.

Важным источником информации по деятельности правительства, общественных организаций и частных лиц в период голода 1898 -1899 гг. в Поволжье является книга А. С. Пругавина 6. Автор, самарский земский деятель, активный участник благотворительного движения, раскрывает ситуацию «изнутри», представляя удручающую картину народного бедствия в Казанской, Самарской, Симбирской, Уфимской губерниях. Отмечая скудность правительственных средств, пассивность местного начальства и общую неудовлетворительность постановки мероприятий по борьбе с голодом, А. С. Пругавин показывает деятельность земств на этом поприще, самоотверженную работу добровольцев.

Прочие немногочисленные работы данного периода по проблемам благотворительности в регионе также носят описательный характер17.

Завершая историографический обзор дореволюционного периода, необходимо сказать, что на протяжении второй половины XIX - начала XX веков шел процесс накопления, первоначального осмысления и обобщения фактического материала по проблемам благотворительности. Однотипные и фрагментарные в своем большинстве данные труды в совокупности, тем не менее, дают современным исследователям возможность на основании богатого фактического и статистического материала провести необходимую аналитическую работу и составить целостное представление о развитии дела благотворения в Российской империи.

Таким образом, современные исследователи дореволюционного этапа дела благотворения в России, как правило, не испытывают недостатка в первичном материале, минусом дореволюционной отечественной историографии сферы благотворения является ее обзорно-описательный характер, преобладание историко-статистического подхода.

Советский период характеризуется негласным запретом на изучение вопросов благотворительной деятельности в царской России. Главенствовала ленинская точка зрения, утверждающая невозможность решения в условиях буржуазного государства основных социальных проблем. Толковые словари и энциклопедии, если и упоминали такие явления, как благотворительность и филантропия, то давали им оценку с сугубо классовых позиций. Самостоятельные публикации появлялись лишь по теме меценатства. При этом деятельность известных меценатов рассматривалась вне связи с мероприятиями в сфере благотворения страны. Работы, раскрывающие филантропическую деятельность российской буржуазии, были достаточно редким, если не единич-ным явлением . Мотивы филантропических занятий буржуазии определялись либо корыстными побуждениями ее представителей, либо заботой о душе. Такая точка зрения долгое время преобладала в советской историографии. В целом, практического интереса тема в данный период не вызывала, так как был сделан вывод об идеологической неприемлемости изучения отечественной модели дооктябрьской благотворительности.

Реально отражающие действительность материалы появлялись в эмигрантской литературе. Такова, например работа П. Бурышкина19, рисующая картины жизни московского купечества, много сил, времени и средств тратившего на обеспечение нуждающихся, развитие духовной культуры страны.

Основное внимание исследователей было направлено на изучение социального обеспечения социалистического типа. Тем не менее, некоторые вопросы, связанные с поднимаемыми в нашей диссертации проблемами, нашли отражения в работах советских историков Поволжья, хотя они и рас-сматривались в рамках более широких и взаимосвязанных тем . Отдельные работы были посвящены жизни и деятельности известных благотворителей, но, так как благотворительность рассматривалась с точки зрения классового подхода, ей давалась исключительно негативная оценка21.

В целом, данный историографический период в силу известных исторических обстоятельств добавил в дело изучения благотворительной сферы России чрезвычайно незначительное количество в основном косвенных исследований. Тем не менее, современные исследователи не должны пренебрегать анализом подобной литературы.

Приоритет в возрождении проблемы изучения российской благотворительности принадлежит иностранным исследователям, в частности, по мнению исследователя московской благотворительности и меценатства Г. Н. Ульяновой, предметом интереса зарубежной историографии феномен российской благотворительности становится с конца 50-х годов в результате существенного расширения диапазона проблемных исследований в американской советологии. В то время, когда практически отсутствовал отечественный научный интерес к изучению русской благотворительности, такие исследователи, как Бернис К. Мэдисон, Дэвид Л. Рэнсел, Джозеф Брэдли и Адель Линденмейер обозначили и разработали такие частные аспекты истории российского благотворения, как социально-психологические особенности практики благотворительности, история отдельных заведений призрения и роль женщин в благотворительности .

Заметный вклад в изучение российского общественно-благотворитель-ного движения вносят работы А. Линденмейер . В серии статей автором на основе привлечения обширного теоретического и фактического материала глубоко проработаны такие сюжеты, как благотворительная деятельность городских попечительств о бедных, участие российских женщин в благотворительном движении, этос благотворительности в царской России. Заслугой американского историка стало обращение к изучению деятельности добровольных, благотворительных организаций в пореформенную эпоху, анализ развития которых дается в плане показа особенностей становления гражданского общества в России.

Общие замечания о благотворительности в дореволюционной России были сделаны в монографии Бернис К. Мэдисона. Главным, по мнению автора, являлось полное игнорирование в царской России «возможности перемены в концепции общественной ответственности: от «благотворения» даваемого «заслужившим» из жалости, к договорным отношениям, при которых общество обязывает себя помогать отдельно нуждающимся, если он удовлетворяет приемлемым требованиям»24.

Интересна работа Д. Л. Рансела. Автор рассматривает чрезвычайно важные проблемы государственного призрения детей в России в XVIII - начале XX века, государственной благотворительности, участия в ней общественности, а также социокультурный и медицинский аспекты материнства и детства. В книге всесторонне исследуется история воспитательных домов России и «питомнического промысла» во взаимосвязи с аналогичными учреждениями в странах Западной и Центральной Европы. Любопытен вывод Д. Л. Рансела о роли питомцев, как средства поправить материальное положение семьи - «питомцы циркулировали как капитал»25. Хотя в исследовании раскрывается история одного типа благотворительных заведений - воспитательных домов, безусловная ценность его в том, что оно намечает плодотворные подходы к анализу специфического российского материала и, прежде всего, в рассмотре нии социально-психологических, медицинских и демографических аспектов этой благотворительной помощи.

Современный историографический период исследования благотворительности в России начинается с конца 80-х гг., когда в связи изменением политической ситуации в стране был снят запрет на освещение проблем дореволюционной благотворительности. В методологической практике сегодня наблюдается противостояние принципов догматического марксизма и новых научных исторических концепций в рамках цивилизационного подхода.

Современные исследователи располагают широкой источниковой базой по вопросам благотворительности. В помощь исследователям выходят аналитические обзоры дореволюционной литературы по вопросам благотворительности и общественного призрения. Первой подобной работой стал труд В. Г. Афанасьева и А. Р. Соколова . Также выходят указатели и библиографи ческие обзоры, посвященные отдельным проблемам темы .

Одним из первых крупных исследований по истории благотворительности стала монография П. В. Власова , где на огромном фактическом материале подробно представлена история создания и деятельности многочисленных московских благотворительных учреждений. Однако, с нашей точки зрения автором несколько идеализируются успехи деятельности в данной сфере.

В настоящее время, когда опыт дореволюционной системы общественного призрения и благотворительности востребован и всесторонне изучается, публикуется множество отдельных статей, монографий и диссертации по конкретным вопросам темы. Предметом исследования становятся церковная благотворительность29, история дореволюционного социального попечения30, история купеческой благотворительности, меценатства31. Активно изучаются вопросы законодательной базы дореволюционной системы обществен-ного призрения и благотворительности . Важной является работа Н. А. Иван-никовой, где на основе дореволюционных научных и публицистических работ, а также документальных справочников показано, как земские организации брали на себя решение задач призрения обездоленных33.

Только в последнее время предметом внимания ученых становится процесс подготовки социальных работников дореволюционной России. Число подобных публикаций незначительно. Одной из них таких работ является исследование В. В. Тевлиной34, где совершенно справедливо очагами зарождения и становления социальной работы как профессиональной деятельности называются общины сестер милосердия. Автором раскрываются причины нежелания властей менять сложившуюся кадровую политику, отказа от создания государственной «медико-психолого-социальной профессиональной системы помощи и поддержки нуждающихся» на базе сестринского милосердия. Раскрывается положительная роль для жителей села земской медицинской службы.

Особенностью данного историографического периода является публикация коллективных сборников, на страницах которых разрабатываются вопросы филосовско-теоретического характера, исследуются проблемы истории и современного состояния дела благотворения в России35.

Появляется масса диссертационных исследований, посвященных изучению истории благотворения в региональном аспекте36. Данный процесс чрезвычайно важен с точки зрения воссоздания объективной исторической картины эволюции российской благотворительности.

Современный период историографии характеризуется новым уровнем изучения истории общественного призрения и благотворительности в России. Во главу угла ставится задача формирования точного понятийного аппарата проблемы, отсутствие которого затрудняет научную деятельность на этом поприще, мешает перейти от первоначального накопления материала к более серьезному его осмыслению.

Нерешенным также остается вопрос о периодизации проблемы. Объясняя данную ситуацию фрагментарностью и отсутствием целостного взгляда на анализируемые явления в большинстве современных публикаций, Соколов А. Р., директор Российского государственного исторического архива, осуществляет в своей статье критическую оценку существующих периодизаций и приводит свою, на наш взгляд достаточно объективную периодиза цию, хотя и оговариваясь, что «рамки хронологических этапов несколько условны и размыты, так как они связаны не столько с теми или иными властными решениями, сколько с изменениями общественных настроений», а также дает определение ряда ключевых понятий37.

Определению понятийного аппарата проблемы много внимания уделено в докторской диссертации Павловой И. П38. Автором разработаны лексикологические основы для анализа проблем социального попечения. Спорными и нерешенными на данный момент являются также следующие вопросы: проблема эволюции законодательства в сфере благотворительности, источники, динамика и структура финансирования системы благотворительности, обобщение опыта благотворительной деятельности в масштабах всей страны и др. В целом, за последние годы была существенно обогащена фактология проблемы, что позволяет сегодня ставить и решать вопросы истории российской благотворительности во всей их полноте.

Проблема развития общественного призрения и благотворительности в Симбирской губернии получила явно недостаточное освещение в историографии, хотя с начала 90-х годов стали появляться публикации, в которых анализируются отдельные аспекты истории благотворительности в регионе во второй половине XIX - начале XX вв. Литература по данной проблеме представлена большим количеством статей в местной прессе 9, рядом научных статей и несколькими работами обобщающего характера по социально-экономической и культурной истории края, в которых косвенно затрагиваются вопросы благотворительной деятельности41. В массе своей публикации посвящены благотворительной деятельности отдельных лиц (Н. Я Шатрова, М. В. Лебедева и т.д.) и, в общем, развитию частной благотворительности в крае42. Интересной является работа И. Н. Таирова, освещающая благотворительную деятельность династии симбирских купцов Акчуриных.

До сих пор не появилось работы, где был бы дан всесторонний анализ проблемы развития общественного призрения и благотворительности в Симбирской губернии в исследуемый период.

Попытка подобного анализа предпринята в кандидатской диссертации С. Г. Казанцевой . Но, на наш взгляд, автор, исследуя вышеозначенные проблемы в рамках Самаро-Симбирского Поволжья, не достаточно внимания уделил собственно Симбирскому краю. Материал по Симбирской губернии проходит как добавочный, иллюстрирующий процессы, наблюдавшиеся в Самарском регионе. Вне рамок работы осталась масса интереснейших документов, хранящихся в Государственном архиве Ульяновской области. Многие из этих источников нами изучены впервые и введены в научный оборот. Тем не менее, интересен подход данного автора: проблема раскрывается через призму социально-экономического положения губерний. На этом основании решается вопрос об источниках финансирования и социальном составе благотворителей губерний. Данное положение является фундаментом работы. Исследование С. Г. Казанцевой - первый опыт всестороннего анализа развития сферы благотворения в регионе и, вероятно, в силу данного обстоятельства, имеет ряд недочетов: недостаточно представлены материалы по Симбирской губернии, мало внимания уделено организации благотворительной помощи в регионе в экстренных ситуациях, в целом недостаточно глубоко исследована деятельность призренческих институтов края.

Существенным вкладом в дело изучения проблем благотворительной деятельности в Поволжском регионе стала работа Е. С. Гузенко 45, раскрывающая такой значимый аспект проблемы как благотворительность в системе образования края. Данная работа «узкоспециализирована» и не претендует на полномасштабное освещение истории развития системы общественного призрения в Симбирской губернии.

Таким образом, на данный момент существует только два собственно научных исследования, в той или иной степени раскрывающие интересующую нас проблему. Вышеозначенные недочеты этих работ позволяют автору внести свой вклад в изучение истории развития системы общественного призрения и благотворительности края.

Источниковую базу исследования составляют опубликованные и неопубликованные исторические документы, среди которых можно выделить несколько групп источников.

К первой группе относятся документы Государственного архива Ульяновской области (ГАУО). В качестве вспомогательных - некоторые документы департамента общих дел МВД, и «Особого совещания по устройству беженцев», хранящиеся в Российском государственном историческом архиве46. Наиболее важные документы были обнаружены в материалах фонда канцелярии Симбирского губернатора (ф. 76) и Симбирского губернского правления (ф. 88). Значительное количество документов, раскрывающих призренческую деятельность земского и городского самоуправлений края, обнаружено в материалах фонда Симбирской губернской земской управы (ф. 46) и Симбирской городской управы (ф. 137). Важные сведения взяты из материалов фондов сословных обществ губернии: Симбирской духовной консистории (ф. 134), Симбирского мещанского старосты (ф. 143), Симбирского губернского предводителя дворянства (ф. 477). Необходимые данные о деятельности конкретных благотворительных обществ и заведений получены из документов фондов соответствующих учреждений: женского общества Христианского Милосердия47, Симбирского губернского благотворительного Комитета48, Симбирского Местного Управления Российского общества Красного Креста49, Ка-рамзинской колонии душевнобольных50, Совета Симбирского городского Александровского Попечительного общества о бедных51, Симбирской го-родской богадельни . Неопубликованные материалы в ходе данного исследования имеют преобладающее над другими значение, несмотря на трудность работы с архивными документами, которые часто противоречат друг другу, грешат неточностями, сомнительностью сведений и упущениями, требуют тщательного сопоставления.

Во вторую группу вошли официальные документы — законодательные акты и распоряжения правительства, регламентирующие сферу благотворительности: Устав об общественном призрении53, «нормальные» и примерные уставы, разработанные МВД для отдельных типов благотворительных организаций, многочисленные правила и циркуляры54, труды двух съездов по общественному призрению и благотворительности55. Анализ данной группы источников позволил выявить основные принципы государственной политики и организационной деятельности по регулированию благотворительности в России в конце XIX - начале XX в.

Третью группу источников составляют документы благотворительных организаций (отчеты, протоколы, журналы заседаний правлений и общих собраний) - наиболее массовый и значимый источник по теме. К этой группе отнесены также юбилейные обзоры и очерки деятельности, издаваемые самими обществами 6. Этот комплекс источников дает представление о характере и содержании конкретной деятельности благотворительных организаций, социальном и ином составе их членов, видах, размерах, и направлениях их деятельности, источниках финансовых поступлений, методики принятия решений. Опубликованные сведения о работе благотворительных учреждений содержатся также в различных справочниках и адрес-календарях57.

В четвертую группу вошел справочно-статистический материал, объединяющий информацию статистических обследований российских благотворительных учреждений, позволяющих проследить динамику роста благотворительных учреждений, участие различных сил в благотворительном движении, выявить приоритетные направления этой деятельности58.

К пятой группе источников следует отнести материалы периодической печати. В России на рубеже XIX - XX веков выходили специальные журналы, посвященные благотворительности: «Детская помощь», «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь», «Призрение и благотворительность в России», содержащие многоплановую информацию о различных сторонах благотворительной деятельности. Важность данного источника велика, так как журналы, предоставившие свои страницы как теоретикам, так и практикам благотворительного движения, стали ареной развернувшейся в обществе дискуссии о необходимости, целях и содержании деятель ности в области заботы о нуждающихся; о доли государства, общества и отдельной личности в ней; о наилучшей системе организации этой деятельности. Вопросы благотворительности присутствовали и на страницах газет. Общие обзоры печатались в «Симбирских губернских ведомостях», «Симбирских Епархиальных ведомостях», «Симбирянине» и т. д.

Данная источниковая база раскрывает разнообразные аспекты исследуемой проблемы и, в целом, достаточна для решения поставленных задач.

Методологической основой проведённого исследования являются принципы научной объективности и диалектического подхода к явлениям социальной жизни, обусловливающие построение исследования в соответствии с признанием объективной закономерности исторического процесса, и требующие рассмотрения фактов и явлений в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии, безотносительно к существующей идеологической и политической конъюнктуре, личным симпатиям и антипатиям исследователя. Непосредственное применение в исследовании нашли методы системно-функционального, сравнительно-исторического, ретроспективного анализа, статистические и математические методы.

Научная новизна данного исследования определяется тем, что впервые на основе широкого круга разнообразных источников проведено комплексное научное исследование развития системы общественного призрения и благотворительности в Симбирской губернии во второй половине XIX -начале XX века. Дана характеристика основных этапов развития и становления системы общественного призрения края, выявлены темпы ее развития. Приведены конкретные данные, характеризующие количественные и качественные изменения сферы благотворения края, объем и направление деятельности благотворительных организаций. Проанализирована внутрисословная благотворительность, выявлена структурная организация сословных органов призрения. Исследована деятельность институтов системы общественного призрения и частных лиц в экстремальных ситуациях неурожая и последствий военных действий. В научный оборот введено значительное количество новых, ранее не обнародовавшихся архивных материалов, проведён ряд авторских подсчётов и обобщений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. По уровню развития система общественного призрения Симбирской губернии заметно уступала более эффективным системам Казанской и Самарской губерний и несколько превосходила Пензенскую. В то же время, губерния отличалась наличием значительного количества заведений дешевого и бесплатного обучения детей.

2. Государственные институты общественного призрения края, несмотря на финансовые проблемы, добились заметных результатов в деле помощи нуждающимся: Симбирское губернское и уездные земства, а также городские самоуправления, прежде всего губернского города, за счет привлечения частных капиталов, сумели организовать эффективную работу благотворительных учреждений, сосредоточив свою деятельность не просто на оказании помощи нуждающимся, а уделив значительное внимание мерам по предотвращению обнищания населения.

3. Основу системы общественного призрения края составила частная благотворительность. Абсолютное большинство благотворительных учреждений было создано по частной инициативе, и, в основном, на пожертвования.

4. Система церковно-приходских попечительств края не удовлетворяла своему назначению. Благотворительная деятельность губернских ЦПП носила декларативный характер.

5. Благотворительные институты губернии существовали в условиях постоянного дефицита средств: основным источником финансирования являлись случайные частные средства, государственная поддержка носила эпизодический характер. Как следствие, - развитие системы общественного призрения и благотворительности края не успевало за общим ростом нужды, обусловленным объективными историческими реалиями исследуемого периода, не удовлетворяло потребностей всех нуждающихся.

6. В губернии лишь в такой отрасли призрения как лечебная помощь, несмотря на финансовые проблемы, профессиональная подготовка кадров развивалась и совершенствовалась. В сфере призрения ощущалась острая нехватка специалистов.

7. В чрезвычайных ситуациях (голод, военное время) наблюдалась консолидация правительственных, общественных и частных сил с целью экстренной помощи бедствующему населению. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в разработке общих и специальных учебных курсов по истории Отечества, по истории благотворительности, социальной работы, истории Поволжья, а также при написании трудов обобщающего характера, при разработке социальных программ в области.

Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы исследования были изложены автором в ряде научных статей. С докладом по данной проблематике, автор участвовал в Сытинских научных чтениях (Ульяновск, 2005.)

Структура исследования. Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка источников и литературы.

История, тенденции развития системы общественного призрения и благотворительности в Симбирской губернии

Основными направлениями благотворительности в дореволюционной России, взаимодействовавшими как в целом в государстве, так и в отдельных регионах являлись: правительственная, церковная, земская (городская), общественная, частная. Эти направления благотворительной деятельности условно можно объединить в 3 большие группы:

- государственная система общественного призрения;

- общественная благотворительность;

- частная благотворительность.

Необходимо оговориться, что ни одна из этих групп не была представлена в чистом виде. Эти направления составляли единую систему, где государственная социальная политика дополнялась общественной и частной благотворительностью. Особенно ярко данное положение проявлялось на местах, в условиях, когда у государства не хватало средств, или просто «не доходили руки».

Прежде чем перейти к характеристике каждой из вышеуказанных групп, необходимо выяснить соотношение понятий «общественное призрение» и «благотворительность».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет «общественное призрение» как культурную форму благотворительности, следующую за ее первичной формой - подаянием милостыни. От милостыни общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями. То есть, в отличие от милостыни общественное призрение организовано и распространяется исключительно на тех, кому действительно необходимо; организатором призрения выступает какой-либо коллектив, например, земство; мотивами общественного призрения являются общественный интерес, забота правительства о благе населения, осознание гражданской солидарности1.

Большой вклад в развитие понятия «общественное призрение» внес Е. Д. Максимов. Он понимал «общественное призрение» несколько шире, считая, что оно является «важной функцией общественного и государственного управления». Он относил к сфере призрения также учреждения самопомощи: пенсионные, вдовьи и другие кассы, общества дешевого кредита, страхования рабочих и т.п., а также меры содействия в поиске работы, организацию общественных работ, поддержку при устройстве хозяйства в случаях переселений или стихийных бедствий и другие виды помощи, «служа-щие к предупреждению бедности и нищеты» .

Как обязательную помощь, организованную административными органами, рассматривает «общественное призрение» современный исследователь М. В. Фирсов. Он дает следующее понятие: «общественное призрение» - организованная система помощи со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению, представленная в XIX веке Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями императрицы Марии Федоровны, Императорским человеколюбивым обществом, попечительствами о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами .

Сама же «благотворительность» - это, прежде всего, проявление сострадания к ближнему. Одним из важнейших критериев благотворительности является добровольность. То есть, мероприятия совершенные за счет налогов, обязательных сборов и т. п. благотворительными считаться не могут. Диссертант считает наиболее полно отражающим действительность понятие благотворительности, сформулированное А. Р. Соколовым: «Благотворительность есть добровольная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей социальных ценностей, в том числе и созданных трудом в процессе самой благотворительной деятельности и направленная на дости 28 жение большего социального благополучия»4. Автор подчеркивает, и диссертант с ним согласен, что предложенной формулировке не соответствует такое часто встречающееся понятие как «государственная благотворительность». Государство по определению не создает собственных материальных ценностей, и, следовательно, не может свободно распоряжаться ими.

Г. Н. Ульянова поясняет, что понятие «благотворительность» является более узким, так как не включает в себя государственный уровень реализации программ социальной реабилитации, а относится в первую очередь к области общественной активности, связанной с передачей юридическими и физическими лицами (но только не субъектами государства) денежных и материальных средств, а также с личным сотрудничеством частных лиц в деле помощи нуждающимся»5.

Таким образом, сфера общественного призрения, охватывает все вышеназванные направления благотворительной деятельности, объединенные для детального изучения в три группы: государственное призрение, общественное и частное. Благотворительность же - это негосударственная форма помощи, дифференцирующаяся на частную и общественную.

В целом, государственная система общественного призрения - это благотворительные заведения и общества, которые устраивались и содержались за счет государственных казенных средств и налогов с населения. Государственная система общественного призрения в дореволюционной России имела следующие составляющие: приказы общественного призрения; городские и земские учреждения и организации; центральные государственные благотворительные организации с соответствующими отделениями на местах; особые комитеты для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях.

Общественная благотворительность была представлена учреждениями, основанными на началах взаимопомощи. Как справедливо отмечает С. Г. Казанцева, они отличались от государственных частным или акционерным капиталом и общественным штатом, но характер их деятельности был приблизительно тем же, что и в государственных благотворительных учреждениях6. Общественная благотворительность, сословная и, главным образом, бессословная, достигла в пореформенный период своего наивысшего расцвета.

Частная благотворительная инициатива являлась существенным и необходимым элементом существования и развития всей благотворительной системы страны.

В действительности дореволюционной России государственная помощь нуждающимся, общественная и частная благотворительность тем или иным образом сочетались, в зависимости от конкретной исторической ситуации. Исследуемый же период, характеризуется общим подъемом общественной, гражданской активности, львиная доля которой находила выход именно в сфере благотворения, как наиболее доступной.

Проблеме периодизации изучаемого явления, исследованию условий возникновения и способов взаимодействия названных форм социальной опеки неимущих на разных отрезках отечественной истории посвящен целый ряд исследований7, однако, данный вопрос все еще находится в разработке, являясь одним из направлений научных изысканий исследователей по проблемам развития российской благотворительности. Так как диссертант не ставит своей задачей разработку собственной периодизации процесса, мы полагаем возможным привести здесь, с нашей точки зрения, наиболее адекватно отражающую действительность, схему периодизации, разработанную А. Р. Соколовым .

Структура, функции и финансирование призренческих институтов Симбирской губернии

Прежде чем перейти к характеристике деятельности конкретных призренческих институтов губернии, необходимо исследовать их структуру и функциональную направленность.

Благотворительные учреждения Российской империи и конкретно Симбирской губернии представляли собой две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения . В Симбирской губернии в конце XIX века насчитывалось 57 благотворительных обществ и 60 заведений33.

Благотворительные общества - это добровольные объединения лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином отношении. Деятельность благотворительных обществ заключалась в оказании помощи деньгами или вещами, а также в учреждении и содержании различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества иногда объединялись в союзы, а иногда они имели довольно сложную многоступенчатую структуру, возглавляемую централь 44 ными органами, дающими направление деятельности всей системе (например, Российское Попечительное общество о тюрьмах).

Благотворительные заведения, в отличие от обществ - это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения, то есть нуждающиеся или жили в этих заведениях, или являлись в них для питания, ночлега и т. д.

Все благотворительные заведения по своему функциональному назначению разделялись на шесть типов: призрения (детей и взрослых); дешевого и бесплатного проживания; дешевого и бесплатного пропитания; трудовой помощи; лечебной помощи34. Таким образом, помощь взрослым и детям оказывалась путем организации дешевого бесплатного обучения (школы, мастерские, классы), проживания (ночлежки, квартиры, комнаты, общежития), питания (столовые, чайные), трудоустройства (работные дома, рукодельни, трудовые пункты), лечебной помощи (больницы, амбулатории, врачебные пункты). Как правило, одна благотворительная организация оказывала сразу несколько видов помощи.

Благотворительное общество могло состоять из неограниченного числа членов обоих полов и всех сословий (за исключением сословных общественных организаций), уплачивающих членские взносы или обязывающихся содействовать обществу личным трудом в достижении его целей. Члены, в зависимости от участия в делах общества, делились на почетных (или иногда благотворителей), действительных и соревнователей (сотрудников).

Почетными признавались «лица, оказывающие обществу услуги выдающимися пожертвованиями или иным образом способствующие успешно-му развитию деятельности общества» .

Действительные члены - лица, участвовавшие в деятельности общества денежными взносами не ниже определенного размера, которые уплачивались единовременно или ежегодно.

Соревнователи - лица, ежегодно передающие обществу взнос в минимальном размере или «содействующие действительным членам в исполнении ими своих обязанностей по обществу» . Причем и соревнователи, и действительные члены могли освобождаться от денежного взноса в случае предоставления бесплатных услуг или безвозмездного участия в деятельности общества.

Благотворительные организации строились по одинаковому принципу. Управление делами обществ было двух или трех звеньевым: правление, попечительство (этот орган управления был необязательным и существовал в крупных организациях - до 12 человек) и общее собрание , состоявшее из всех действительных членов общества. Собрания созывались, согласно уставам, ежемесячно, в экстренных случаях созывались чрезвычайные собрания. Объявления о предстоящих собраниях крупных благотворительных обществ печатались в прессе. Общее собрание являлось высшим органом благотворительной организации, для непосредственного ведения дел им избиралось правление общества (комитет, совет) и ревизионная комиссия. Для надзора за заведениями общества избирались попечители этих заведений.

По примерному уставу члены правления должны были избираться по жребию (сменяемость на 1/3) на два года, затем по старшинству. Желательным было наличие 2-4 кандидатов на должность. Ежегодно избирались: председатель, его товарищ, казначей и секретарь (последние должности мог совмещать один и тот же человек). Члены правления работали безвозмездно. В обязанности правления входило «распределение занятий, забота об увеличении средств общества, заведование имуществом, сбор сведений о прибегающих к покровительству обществом лицах, наблюдение за употреб-лением нуждающимися выданных им пособий» . Решения, согласно уставам, принимались простым большинством голосов, а в случае их равенства решающее слово оставалось за председателем.

Организация и деятельность государственных институтов общественного призрения

Осуществление призрения неимущих посредством государственных институтов началось в России при Петре I. Зарождение системы государственного призрения было вызвано к жизни общими реалиями социально-политической обстановки того времени. Упорядоченный характер система государственного призрения приобрела в период царствования Екатерины II, которая в 1775 году учредила в стране специальные органы по организации и контролю за деятельностью благотворительных заведений на территории губерний - Приказы общественного призрения. На Приказы была возложена забота об образовании, лечении и благотворении населения, то есть, устройство народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Во главе Приказов стояли коллегии в составе губернатора, городского головы, предводителя дворянства и шести (с 1861 года - 3) членов-заседателей от дворян, купечества и государственных крестьян.

Приказы общественного призрения находились под непосредственным контролем МВД. На организацию каждому было отпущено по 15 тыс. руб. единовременно, с правом отдавать деньги под залог имущества. Увеличивать свои капиталы они могли за счет банковских операций, частных пожертвований, и в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности. Благодаря этому Приказы получили возможность, развивая свои кредитные операции, в 15 лет собрать капитал в 25 млн. руб.1. К 1862 г. в Приказах сложилась определенная финансовая структура капиталов, состоящая из следующих разрядов: собственных, апелляционных, благотворительных капиталов, судебных, частных и правительственных вкладов, пересылочных сумм. Симбирский Приказ общественного призрения начал свою деятельность в 1780 г. (Был открыт с учреждением Симбирского наместничества вместе с присутственными местами). Вследствие ссуд под проценты и разных вкладов капитал приказа возрастал быстро и составил к 1850 г. 170 тыс. руб. К 1861 г. — уже 1686468 руб. До 1859 г. возрастали как собственные суммы приказа, так и его финансовые обороты, но с этого года, вследствие прекращения приема в залог имений они начали заметно уменьшаться2.

В ведении Приказа находились больницы, богадельня, дом умалишенных, сиротский дом, дом смирительный и работный. Кроме заботы о вышеназванных заведениях Симбирский Приказ общественного призрения ежегодно отпускал пособия на содержание воспитанников в различных заведениях (проценты с пожертвованных частными лицами капиталов), а именно:

- На Елисаветинское Симбирское училище (образованный обществом Христианского Милосердия в 1820 г. Дом Трудолюбия для девиц-сирот преимущественно дворянского происхождения, в 1865 году было присоединено к Мариинской женской гимназии) - 1642 руб. 85 коп.

- На содержание трех пансионеров в Санкт-Петербургской гимназии -750 руб.

- На содержание двух пансионеров в Симбирской гимназии - 288 руб.

- На содержание одной девицы в лютеранском училище - 200 руб.

- На содержание пяти девиц в Казанской фельдшерской школе - 671 руб.

- Раздавалось в пособие бедным - 336 руб. .

Оценивая деятельность Симбирского Приказа, как частного случая общеимперской деятельности Приказов общественного призрения, необходимо отметить ее недостаточность, бюрократизированность и общее несоответствие потребностям населения.

В 1862 г. в ведении всех российских Приказов находилось 768 благотворительных учреждений с 181558 призреваемыми4. При этом на Симбирскую губернию приходилось 13 заведений с 3820 призреваемыми5 - явно недостаточная цифра для губернии с миллионным населением. Кроме того, за 74 ведения приказа, за исключением больниц, находились в губернском городе, то есть большая часть призреваемых были жителями Симбирска. Сельские обыватели за редким исключением оказывались вне системы государственного призрения населения.

Таким образом, подводя итог призренческой деятельности государства в дореформенной России, уместным будет привести справедливое суждение Е. Д. Максимов о том, что «при едва ли не повсеместной крайней неудовлетворительности заведений приказов общественного призрения, можно с полной уверенностью утверждать, что к концу дореформенного времени общественного призрения у нас почти не существовало»6.

К середине XIX века теоретики и практики социального обеспечения Российской империи пришли к выводу о необходимости децентрализации в деле призрения, передачи его местным органам самоуправления, близко знакомого с насущными нуждами местного населения, имеющего возможность оперативно оказывать помощь каждому конкретному индивиду. Необходимость реформирования призренческих институтов страны была осознана и верховной властью.

В связи с этим, со второй половине XIX века, с введением в действие Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. и нового городового законодательства 1870 года, решение вопросов общественного призрения в земских губерниях перешло к земствам и городам, с повсеместной ликвидацией в земских губерниях Приказов общественного призрения. (В неземских губерниях данная сфера по-прежнему оставалась в ведении этих органов). Заведование мерами призрения в уездах возлагалось на уездные земские собрания, в городах - на городские Думы и Управы. Общее наблюдение за ходом дела общественного призрения на всем пространстве губернии возлагалось на Губернское Земское собрание и ее исполнительный орган - Земскую Управу.

Похожие диссертации на Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX века